Памятник Царю-освободителю, София, Болгария: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Памятники софии Памятник царю освободителю в софии

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Памятник

Памятник Царю-Освободителю
Паметник на Цар Освободител

Страна Болгария
Город София
Координаты 42°41′37″ с. ш. 23°19′56″ в. д.  /  42.6937806° с. ш. 23.3324917° в. д.  / 42.6937806; 23.3324917 (G) (Я)
Автор проекта Арнольдо Дзокки
Строительство 23 апреля -15 сентября годы

Памятник Царю-Освободителю (болг. Паметник на Цар Освободител ) - конный памятник в центре Софии , столице Болгарии . Возведён в честь русского императора Александра II , освободившего Болгарию от османского владычества в русско-турецкой войне 1877-1878 годов .

Этот памятник считается одной из лучших работ флорентинского скульптора Арнольдо Дзокки . Первый камень заложен 23 апреля 1901 года (Юрьев день). Работа окончена 15 сентября 1903 года . Торжественное освящение состоялось 30 августа 1907 года в присутствии болгарского князя Фердинанда І , сына Александра II великого князя Владимира Александровича , его супруги Марии Павловны , их сына Андрея Владимировича , бывших военных министров Болгарии генералов Каульбарса и Паренсова , бывшего командира болгарского ополчения генерала Столетова и Арнольдо Дзокки.

Памятник построен из полированного гранита . Он состоит из цокольного пьедестала , средней части с фигурами и массивным ренессансным карнизом. Памятник венчает скульптура Александра ІІ, восседающего на коне. Бронзовый венок в основании постамента - подарок Румынии , в память о румынских солдатах и офицерах, погибших в войне за освобождении Болгарии .

В 2013 г. памятник полностью отремонтировани.

Галерея

    20140614 Sofia 039.jpg

    1-Sofia-parliament-square-ifb.JPG

    Tsar Osvobotitel E1.jpg

Источники

  • Енциклопедия на изобразителните изкуства в България, том 2, Издателство на БАН, София, 1986 (болг.)

Напишите отзыв о статье "Памятник Царю-Освободителю"

Отрывок, характеризующий Памятник Царю-Освободителю

– Нет, голубчик, – говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, – я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Так то, голубчик.
Другой, более молодой голос перебил его:
– Да бойся, не бойся, всё равно, – не минуешь.
– А всё боишься! Эх вы, ученые люди, – сказал третий мужественный голос, перебивая обоих. – То то вы, артиллеристы, и учены очень оттого, что всё с собой свезти можно, и водочки и закусочки.
И владелец мужественного голоса, видимо, пехотный офицер, засмеялся.
– А всё боишься, – продолжал первый знакомый голос. – Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, a сфера одна.
Опять мужественный голос перебил артиллериста.
– Ну, угостите же травником то вашим, Тушин, – сказал он.
«А, это тот самый капитан, который без сапог стоял у маркитанта», подумал князь Андрей, с удовольствием признавая приятный философствовавший голос.
– Травничку можно, – сказал Тушин, – а всё таки будущую жизнь постигнуть…
Он не договорил. В это время в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее, и ядро, как будто не договорив всего, что нужно было, с нечеловеческою силой взрывая брызги, шлепнулось в землю недалеко от балагана. Земля как будто ахнула от страшного удара.
В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною на бок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно. За ним вышел владетель мужественного голоса, молодцоватый пехотный офицер, и побежал к своей роте, на бегу застегиваясь.

Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.

Памятник Царю-Освободителю находится в самом центре Софии и является одной из важнейших исторических достопримечательностей города. Возведен в честь императора Российской империи Александра II, который в ходе русско-турецкого противостояния 1877-1878 годов освободил Болгарию от османского гнёта. Монумент многими признается одним из лучших произведений известного итальянского скульптора Арнольдо Цокки.

Построенный из полированного гранита, этот памятник состоит из пьедестала, средней части со скульптурами и массивным карнизом в стиле ренессанс. Венчает памятник статуя восседающего на коне императора Александра II. В основании монумента находится изготовленный из бронзы венок – это подарок Румынии, сделанный в память о погибших за освобождение Болгарии румынских солдатах.

Работа над его созданием была начата в конце апреля 1901 года и закончена 15.09.1903 г. Торжественное открытие произошло 30.08.1907 г., на нём присутствовали царь Болгарии Фердинанд, сын Александра II великий князь Владимир Александрович со своей семьей, известные российские, болгарские генералы и сам скульптор – Арнольдо Цокки.

К сожалению, в период Второй мировой войны памятник серьезно пострадал от бомбардировок и не ремонтировался с 1944 г. В настоящий момент находится на реставрации. Планируется, что церемония повторного открытия памятника состоится уже в 2013 году.

Количество отелей 273 Среднее количество звёзд 1,6 Средняя стоимость 8930 руб Рейтинг 8,38 Количество отзывов 17

Памятник Царю-Освободителю находится в Софии на площади Народного Собрания, в одном из главных туристических центров города. Памятник располагается в нескольких минутах ходьбы от Софийского государственного университета, Собора Александра Невского, Собора Святой Софии, Русской посольской церкви и Народного театра имени Ивана Вазова. Также от памятника можно пешком пройти к Национальной галерее зарубежного искусства, Археологическому музею, Собору Святой Недели.

Памятник Царю-Освободителю, представленный в виде конной статуи, возведен в честь русского императора Александра II, который освободил Болгарию от османских захватчиков в русско-турецкой войне. Памятник является работой известного флорентийского скульптора Арнольдо Дзокки, его строительство было закончено в 1903 году.

Найти гостиницы и отели рядом с памятником Царю-Освободителю не составит труда. Ближе всего к этой достопримечательности располагаются такие отели: Radisson Blu Grand Hotel 5* (Narodno Sabranie Square,4), Slavyanska Beseda Hotel 3* (Slavianska str., 3), Crystal Palace Boutique Hotel 4* (Shipka str., 14), Arena di Serdica Hotel 5* (Budapest str., 2-4), Grand Hotel Sofia 5* (Gurko str., 1), Arte Hotel 3* (Dondukov Blvd, 5), Orient Express Guest House 1* (Hristo Belchev str., 8А). Как видно, все гостиницы имеют разные категории, поэтому для каждого туриста можно подобрать подходящий по цене и условиям проживания вариант. И это лишь малая часть отелей из тех, что расположены недалеко от памятника Царю-Освободителю. Можно назвать еще несколько десятков отелей, достойных внимания туристов.

В селе Никольская Кашма, впоследствии - Б-Шереметьево, на берегу реки Кашмы, которая во второй половине XIX века уже протекала вблизи нынешней улицы Центральной, возвышался величественный памятник, на постаменте была надпись: «Царю-освободителю Александру II ».

Такие памятники были воздвигнуты в 1881 году во многих городах и, возможно, в некоторых сёлах в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости, а вернее - рабства.
В год 400-летия Дома Романовых необходимо вспомнить о деятельности Александра II, одного из лучших государей России после Петра I.
Александр II, воспитанник поэта В.А.Жуковского, реформатора М.М.Сперанского, вступил на престол в феврале 1855 года после смерти отца, императора Николая I.
Время было тяжёлое: продолжало существовать крепостное право, шла Крымская война, неудачная для России, несмотря на героизм русских воинов.
Новому императору удалось заключить мир с враждующими державами: Англией, Францией, Турцией. Мирный договор лишал Россию Черноморского флота и портов на Чёрном море. Пришлось долгие годы бороться за отмену позорных для России статей договора. Во внутренней политике Александр IIослабил цензурный гнёт, объявил амнистию декабристам, участникам Польского восстания тридцатых годов.
Но главное - он отменил крепостное право, провёл земскую, судебную и военную реформы.
Во время правления Александра IIбыла значительно расширена территория Российской империи в Средней Азии, на Дальнем Востоке.
К семидесятым годам благодаря деятельности министра иностранных дел (канцлера) А.М.Горчакова Россия практически отказалась от многих статей Парижского договора. А в результате победоносной Русско-Турецкой войны 1877-78 годов Россия укрепила свои позиции на Балканах, помогла в освобождении братских народов Сербии и Болгарии.
Однако проведённые реформы не были до конца последовательными, вызывавшими недовольство крестьян, которые потеряли часть земель, особенно в Черноземье. Непоследовательной была и судебная реформа. В России расширилось революционно-демократическое либеральное движения. Особенно активно действовали народники, хотя крестьяне, вначале бунтовавшие, их не поддерживали. Народники перешли на индивидуальный террор, направленный, прежде всего, против Александра II, на которого было совершено несколько покушений. А 1 марта 1881 года он был смертельно ранен от бомбы Гриневицкого.
Но в народе он пользовался любовью, его смерть потрясла всё общество. Жители многих городов России обратились к правительству с просьбой воздвигнуть памятник царю-освободителю на собранные ими деньги.
Прихожане Спасской церкви с. Никольской Кашмы, жители не только данного села, но и Константиновки, Гурова, Шачи, собрав деньги, тоже обратились с такой же просьбой к правительству. 30 августа 1881 года их прошение было удовлетворено. В самом центре села воздвигли памятник Александру II, обращённый лицом к площади, недалеко от древнего храма во имя Николая Чудотворца. И с того времени стали проводить в селе крестные ходы к памятнику 2 раза в год: 1 марта и 30 августа.
О крестных ходах вспоминали старейшие жители села Бучинова Анна Михайловна, Фофонова Дарья Степановна, Курнин Фёдор Иванович, родившиеся во 2 половине XIXвека.
По их воспоминаниям, это было необыкновенное торжество. Большинство жителей Никольской Кашмы и других сёл шли торжественно к памятнику на площадь в праздничных одеждах с портретами царя, с иконами, церковными знамёнами.
Представители земства, священники, уважаемые люди села вспоминали о царе, его заслугах, присутствующие пели молитвы.
После победы Великой Октябрьской революции крестные ходы уже не проводились. Но памятник стоял.
В 1937 году в селе произошли трагические события: были арестованы священники Фёдор Петрович Критский и в Рудовке - Дмитрий Иванович Богоявленский, которых расстреляли, а директор школы Смирнов Михаил Григорьевич и учитель, коренной житель села Лисютин Пётр Яковлевич, осуждены на 8 лет.
В этом же году была разрушена колокольня, а церковь закрыта. Одновременно был разрушен и памятник Александру II.
Житель села Новиков Алексей Егорович, к сожалению, скончавшийся в августе текущего года, вспоминал, как его разрушали. Разбитые части памятника погрузили на телеги и увезли, а небольшие осколки сбросили в Кашму.
Последующие поколения даже и не знают о существовании памятника.
В пятидесятые годы прошлого столетия перед тем местом построили родильное отделение больницы. Возникло желание узнать, где был памятник. Помогла внучка священника Д.И.Богоявленского Юлия Александровна Носкова, которая прислала фотографию, сделанную её дедом.
Начались поиски. Фундамент памятника первым обнаружил шофёр больницы Лукьянов Вячеслав Николаевич. Мы долго стояли у этого памятного места, а в голове рождались мысли об отношении к прошлому, об ошибках. Ведь разрушались памятники нашей истории и культуры.
Хотелось бы, чтобы и в нынешнее время такие ошибки не совершались, хотя в девяностые годы прошлого века подобное повторилось.
В настоящее время ведётся работа по созданию учебника истории. И необходимо, чтобы составителями были настоящие патриоты России, способные объективно отразить все события нашей истории. Ведь молодое поколение должно знать настоящую правду: трудную, сложную, но великую во все времена существования нашего государства.
А учителя, особенно истории и литературы, должны внимательно изучать все события страны и своего родного края, села. Только тогда будущие поколения будут жить в сильном государстве. Ведь неслучайно Н.В.Гоголь назвал Русь тройкой, несущейся вперёд, обгоняя другие народы и государства.

Адрес: Улица Царя Освободителя

В случае, если вам интересно, кто этот человек на коне напротив болгарского парламента, то это Памятник Царю-Освободителю, посвященный русскому царю Александру II. В Болгарии он просто известен как Царь- Освободитель. Он известен в Болгарии за начало русско-турецкой войны 1877- 78. Чтобы спасти братские христианские народы Балканского полуострова русские войска, болгарские добровольцы и румынские часть наголову разбили Оттоманскую армию. 3 марта 1878 в Сан Стефано турки были вынуждены подписать Сан Стефанский договор, по которому ряд народов Балкан получили независимость. Если стоять спиной к памятнику то слева от болгарского парламента стоит бывшее здание посольства Российской Империи. Чуть дальше храм монумент Александра Невского , посвященная погибшим русским воинам. То есть исторический центр по сути натыкан зданиями так или иначе связанный с Россией.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Памятник Царю-Освободителю представляет собой 4,5-метровую фигурку лошади Александра II, выполненную из бронзы, поставленную на черную полированный гранитный постамент. Общая высота составляет 12 метров. Средняя часть монумента украшен фигурами и массивным ренессансным карнизом, завершенный скульптурой русского царя. Кольцевидный, высокий рельеф из бронзы, окружающий середину пьедестала, изображает людей во главе с богиней победы, Нике. В рельефе изображены лица более 30 военачальников, государственных деятелей и общественных деятелей, в том числе генерал Михаил Скобелев, генерал Иосиф Гурко, граф Николай Игнатьев, князь Николай Николаевич старший. Три других меньших бронзовых рельефа изображают ключевые события, такие как битва при Старе Загоре, подписание мирного договора в Сан-Стефано и созыв Учредительного собрания. Фронтальная часть памятника увенчана бронзовым лавровым венком, подарком румынского короля Кэрола I в память о погибших румынских воинах и надпись «Царю Ослободителю / Признательна Болгария».

Впервые идея воссоздания памятника Царя Освободителя была предложена в декабре 1892 года на II съезде Корпуса. Было принято единодушное решение о создании инициативного комитета по сбору средств, необходимых для подведения памятника Александру II и строительства дома для ветеранов апрельского восстания и русско-турецкой войны. Стоян Займов был избран председателем Комитета, а почетный председатель - принц Фердинанд, внесший первый взнос в размере 50 000 левов. Пожертвования в размере 300 000 левов были получены депутатами 10-го Национального собрания, а другие средства были собраны различными общественными организациями и массовыми закупками специально выпущенной почтовой марки с изображением Александра II.

На заседаниях комитета с 15 по 18 февраля 1900 года была создана программа конкурса по созданию памятника, которая фиксирует его обязательные элементы, материалы для ее строительства и определяет окончательные суммы реализации (300 000 франков) и призовой фонд (5000 франков за первый приз и 4000 франков за вторую-пятую награды). Условия конкурса были отправлены в академии искусств по всему миру и представляют большой интерес; Зарегистрировано 90 скульпторов, 32 из которых из 13 стран: девять из Парижа, три из Флоренции, три из Софии, двое из Цюриха, Берлина и Праги, один из Рима, Вены, Будапешта, Копенгагена, Лиссабона, Гааги, Ганновера, Турина, Бакса, Тифлиса и Смирны.

С 1 по 15 сентября 1900 моделей были изложены в королевском арене для просмотра общественности, а 20 сентября князь Фердинанд официально открыл заседание членов жюри в составе проф. Антонен Мерсие из Франции, проф. Этторе Феррари из Италии, проф. Роберта Баха из России, болгарские художники Ивана Мурвичка, Антона Митова, Петко Клисурова, архитектора. Никола Лазарова, инженера Стоймена Сарафова, Стояна Заимова и дипломатов.

Конкурс выиграл флорентийский скульптор Арнальдо Цоки. Второй на пятое место, классифицируется соответственно Германией Герхард Еберлайн, француз Антонен Лару и Гастон Мале, чех Франтишек Роус и француз Еужен Бовери. С похвальные отзывы присудили пять других претендентов, в том числе учителей школы искусств, Жеко Спиридонова и Борис Шац. Первый камень в фундамент был заложен 23 апреля 1901 года (День Святого Георгия победителя) в присутствии князя Фердинанда I. Работы по строительству памятника заканчивается 15 сентября 1903 года. Памятник Царю-Освободителю официально был открыт 30 августа 1907 г. в присутствие Фердинанда I с его сыновьями Бориса и Кирилла, великого князя Владимира Александровича, сына Александра II, его жена Мария Павловна и их сын Андрей, генная министр обороны. генерала Каулбарса, генерала Столетова, командующий Санкт-Петербургом, генерал Паренсов, а также Арнольдо Цоки.