Как добраться до виллы д эсте. Вилла д'Эсте (Villa d'Este) Рим, Италия. История Виллы д’Эсте: от создания до наших дней

Древние никогда ничего не строили просто так. Никому бы даже и в голову не пришло камень на камень положить, если бы в этом не было ИДЕИ. Ну, а что, такие тогда были времена — человечество практически бурлило от идей, нужно же было их как-то выплескивать! Вот одним из таких выплесков и стал феномен итальянской виллы эпохи Возрождения. Казалось бы, ну что может быть банальней — загородная вилла! Сильные мира сего тоже люди, им тоже нужно где-то отдыхать… Но это наш XXI век с его упрощенным сознанием воспринимает загородный дом как место индивидуального сельхозпроизводства и выпаса подрастающего поколения. И дело тут даже не в наличии или отсутствии денежных средств… дело в отсутствии ИДЕЙ. Но слава богу, так было не всегда.

Кардинал Ипполито д`Эсте был сыном Лукреции Борджиа и, стало быть, внуком печально известного папы Александра VI Борджиа. Свою фамилию он получил от отца Альфонсо, представителя древнего и могущественного рода д`Эсте, который (разумеется, по версии самих его представителей) восходил аж к самому Карлу Великому. Поэтому совершенно неудивительно, что карьера мальчика была, а) церковной б) весьма стремительной. Уже в 2 года мальчик получил сан епископа, в 10 лет — архиепископа, а в 30 стал кардиналом. Но великодержавные амбиции Ипполито на этом не заканчивались — он ни много ни мало метил в папы, и даже участвовал в конклаве 1549—1550 гг. в качестве кандидата. Честолюбивым мечтам не судьба была сбыться — и разочарованный кандидат отбыл восвояси в городок Тиволи в 30 километрах от Рима, в который он как раз недавно был назначен губернатором. И дабы немного забыться от политических треволнений — решил построить себе виллу.

Надо сказать, что помимо всего прочего кардинал д`Эсте был весьма образованным человеком, меценатом и ценителем прекрасного. Но также и большим любителем роскоши — все, что его окружало, обязано было быть неизменно великолепным. Но эпоха Возрождения не была бы эпохой Возрождения, если бы все ограничивалось только внешним блеском.

Вечный Город никогда не порывал связи с античностью — а особенно в эпоху Ренессанса, когда интерес к античному наследию как к абсолютному идеалу заполнил собой все сферы жизни от литературы до скульптуры, живописи и архитектуры. Поэтому активное строительство вокруг Рима загородных вилл, полностью повторяющих собой античную традицию — это этакий своеобразный «genius loci», продиктованный памятью места. Возможно, это всего лишь совпадение, а может быть и нет — что Ипполито д`Эсте принял решение о строительстве своей виллы не где-нибудь, а в древнем Тибуре — городе, в свое время соперничавшем с самим Римом, да еще и по соседству со знаменитыми античными виллами Адриана и Грегориана. Приглашенный им для реализации этой задачи неаполитанский архитектор Пирро Лигорио — могло ли это быть случайностью? — как раз руководил раскопками этих самых вилл. Еще одна маленькая историческая параллель — где-то там, где сейчас находится вилла, ранее был древний языческий храм Геркулеса Виктора — а представителям рода д`Эсте нравилось считать, что их род восходит корнями к этому герою «без страха и упрека». Это вообще была распространенная тема в те времена — благородные аристократические семейства приписывали своим родам происхождение от какого-нибудь античного героя. ИДЕЯ уже вырисовывается, не правда ли? Во всяком случае, у кардинала Ипполито она родилась довольно быстро.

Повторюсь — род д`Эсте был древним и уважаемым. Они не были ни нуворишами, ни выскочками на политическом горизонте Рима — поэтому кардинал Ипполито не видел необходимости в прямом и откровенном восхвалении себя любимого и своего рода. Мол, пусть там всякие Фарнезе с Киджи изображают себя Александрами Великими, нам, истинно великим, это не к лицу…. На нашей стороне — историческая правда, уходящая корнями в классическую античность. И если Ипполито д`Эсте ассоциировал себя с Гераклом — то его вилла задумывалась как сад Гесперид, уединенное место где-то в Гиперборее, где и хранятся волшебные яблоки — а в нашем случае добродетели, дарованные Гераклу-кардиналу: благоразумие, умеренность и воздержание. Как говорится, звезды сошлись — если великая ИДЕЯ, рожденная в мозгу если не гениальном, то уж как минимум выше среднего, находит достойного исполнителя и неограниченные ресурсы для ее воплощения — разве может результат быть посредственным??? И даже если не брать в голову все эти историко-философские выкладки — вилла д`Эсте это подлинный шедевр, место просто уникальное по красоте и гармоничности, не даром ее образ впоследствии старательно тиражировали все что-нибудь из себя представляющие монархи Европы, от Людовика XIV до Петра I.

Вилла д`Эсте выстроена на склоне холма рядом с маленьким средневековым городком Тиволи — и с ее террас открываются чарующие виды на холмы и долины Кампаньи

Италия богата самыми разнообразными достопримечательностями. Не последнее место среди них занимают дворцы, особняки и виллы, но самой известной и впечатляющей виллой называют виллу д’Эсте, расположенную в городе . Жемчужиной виллы являются сад и фонтаны, которыми вдохновлялись архитекторы Петергофа.

У нас есть совершенно уникальная поездка из Рима в Тиволи на виллы, и если вы отправляетесь в Рим не впервые или больше чем на 3 дня обязательно включите в ваш план посещение этого уникального места.

Вилла д’Эсте

История создания виллы д’Эсте

Юлий ІІІ став Папой Римским, сместил с престола Ипполита ІІ и отправил того на пост губернатора Тиволи. Ипполит славился, как великий ценитель красоты и культуры, и поэтому когда приехал в Тиволи, он остался недоволен местной резиденцией и задумал украсить её. Для этого он объявил конкурс на дворцовый парк. Победу в конкурсе одержал архитектор Пирро Лигорио, начавший строительство в 1560 году (стоит отметить, что план утверждали порядком 10 лет).

Само здание, дворец-резиденцию, начали улучшать в 1563 году. К сожалению, кардинал Ипполит не дожил до полного окончания создания комплекса, он умер в 1572 году, когда рабочие заканчивали отделку виллы. Общая роскошность и красота комплекса были призваны показать статус виллы д’Эсте как культурного места, центра искусств и встреч поэтов, художников и музыкантов.

Наследник Ипполита д’Эсте, Алессандро, продолжил дело предка. С 1605 года начал обновляться дворцовый парк, на архитектурные работы приглашались самые лучшие скульптуры и зодчие. Больше чем через 50 лет, с 1660 года работами на вилле руководил знаменитый скульптор Джанлоренцо Бернини.

Но уже в XVIIІ веке из-за отсутствия внимания и ухода вилла опустела и пришла в упадок. Парки заросли, водопроводная система фонтанов пришла в негодность, статуи стали рассыпаться. Последним частным владельцем виллы кардинала д’Эсте был Франц Фердинанд.

Во время Первой мировой войны комплекс перешел в руки государства , в 1920 году была проведена реконструкция. Еще одна, более масштабная, работа по восстановлению проводилась после Второй мировой войны.

План виллы д’Эсте

Фонтаны виллы д’Эсте

Главным украшением и инженерной гордостью комплекса д’Эсте в Тиволи являются фонтаны. Сложная система водоснабжения фонтанов и сейчас впечатляет. На вилле построено множество каналов, прудов, резервуаров и каскадов, которые питают более пяти сотен фонтанов! Вот лишь самые интересные из них:

  • Фонтан «Орган». Уникальная конструкция фонтана, соединенная с духовыми инструментами – трубами органа – позволяет посетителям услышать настоящую «музыку воды». Падающая вода в фонтане проходит сквозь систему труб и издает мелодичные звуки.

Фонтан Орган
  • Фонтан Рометта. Символический фонтан виллы иллюстрирует историю Италии и Рима. В центре композиции находится Рома. А ниже стоит волчица, кормящая своих сыновей – Ромула и Рема (одна из популярнейших скульптур Италии).

Фонтан Рометта
  • Фонтан драконов. Красочная скульптурная композиция из четверки впечатляющих драконов. Они установлены спинами друг к другу и лицами к посетителям, а из пастей извергается вода фонтана.

Фонтан Драконов
  • Фонтан Нептуна. Главный фонтан виллы д’Эсте был построен в 1927 году, но отлично вошел в композицию. Он находится на главной аллее парка, а от самого фонтана начинается большой пруд. В пруду до сих пор разводят рыбу.

Главный акведук виллы д’Эсте – фонтан Нептуна

  • Фонтан дель Биккьероне. Общая композиция фонтана построена в виде рюмки, стоящей на дне большой раковины. Этот фонтан также был построен чуть позже других, во время работ архитектора Бернини.

Фонтан дель Биккьероне. На первой картинке – вид снизу, на второй – сверху

  • Аллея ста фонтанов. За фонтаном драконов раскинулась целая аллея фонтанов. Общим количеством более сотни они представляют собой миниатюрные веерные конструкции и большие каскадные фонтаны, поросшие зеленью.

Аллея ста фонтанов

Видео о вилле д’Эсте

Трёхминутный обзор виллы:

Как добраться

Добраться до виллы д’Эсте в Тиволи можно из Рима на автобусе, который курсирует каждые полчаса.

Часы и время работы

Комплекс работает с 8:30 до 19:45, понедельник – выходной.

А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

Вилла Адриана

Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.


Портик Печиле © Silvana Bottoni / Flickr.com

Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов - просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» - круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём - небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.


«Морской театр» © Foto Regione Lazio

К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

С восточной стороны Печиле расположен двор - учёные полагают, что здесь был нимфей - и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.


Каноб / Shutterstock.com

За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину - узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине - полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя - юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.


Термы с солнечным отоплением / Shutterstock.com

Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий - это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.


Храм Венеры / Shutterstock.com

Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой - трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте - шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.


Фонтан Нептуна и Органный фонтан © M.Maselli / Flickr.com

Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.


Вилла д’Эсте, вид от Фонтана Нептуна © Marina99 / Shutterstock.com

Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.


Вилла д’Эсте. Фреска «Пир богов» © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.


Вилла д’Эсте. Аллея ста фонтанов © JIPEN / Shutterstock.com

Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.

Выдался прекрасный день для посещения садов виллы д"Эсте в Тиволи. Город Тиволи примерно в 30 километрах от Рима. Виллу д’Эсте задумал и построил кардинал Феррары Ипполит д’Эсте, сын знаменитой Лукреции Борджа и Альфонсо д’Эсте. Вилла привлекает в Тиволи тысячи туристов. Вряд ли кардинал Ипполит д’Эсте предполагал такое развитие событий, когда в 16 веке решил возвести в Тиволи свою резиденцию.

Удивительно, как воздух летом меняется, стоит отъехать всего час от Рима, даже если вы на небольшой высоте, на которой находится Тиволи - всего лишь около трехсот метров над уровнем моря. Это объясняет страсть античных римлян к загородным виллам, а также постоянные летние переезды Плиния, Горация, Мецената и других известных римлян. Все они от берегов Тибра стремились на холмы.

Когда Ипполито д’Эсте было 10 лет, был назначен архиепископом Миланским, а в 30 лет, по просьбе французского короля Франциска Ⅰ, Папа Римский Павел ⅠⅠⅠ удостоил его званием кардинала. И вскоре был назначен губернатором Тиволи в 1550 году.Тогда он и задумал построить виллу, которая бы стала копией его грандиозного дворца, строившегося одновременно на Монте Джордано в Риме.Если римский дворец должен был служить для приемов, то резиденция в Тиволи должна была обеспечить приятный сельский уют.

В своем расположении Ипполит д"Эсте имел великого архитектора Пирро Лигорио, и огромное количество художников и ремесленников. Работы продвигались с такой скоростью, что здания и аллеи появлялись и росли с быстротой, которую можно было бы определить современной даже по сегодняшнему стандарту. Ипполито скончался в 1572 году, и виллу унаследовал сперва кардинал Луиджи, и затем кардинал Алессандро д"Эсте вплоть до 1624 года. Оба они обогатили виллу новыми фонтанами, выбирая на конкурсах лучших мастеров того времени. Особенно заметен вклад Лоренцо Бернини при кардинале Аллесандро. Впоследствии вилла перешла в руки Габсбургов, владевших ее до 1918 года, когда по мирному контракту с Австрией после первой мировой войны, она стала достоянием Итальянского государства, полностью отреставрировавшего ее. В 2001 году включена в список ЮНЕСКО.

Дворец виллы д’Эсте, был переделан из бенедиктинского монастыря, Лигорио расширил его, придал ему новые линии и сумел превратить его в настоящую архитектурную жемчужину времен Возрождения.

Архитектурная структура сада состоит из террас и нисходящих спусков. Типичный итальянский сад прекрасно сочетается с виллой, с пейзажем и с окружающей средой.

С большой аллее спуск ведет в сад по узким аллеям, окруженным симметричной миртовой изгородью и богатой растительностью тысячей деревьев и растений. Спускаясь вниз по центральной оси, можно увидеть Фонтан"Биккьероне - (Большой стакан) - работа Л.Бернини.

Влево от "Биккьероне тенистая аллея из дубов и лавров поворачивает влево и ведет к фонтану "Рометта", фантастическому воспроизведению в миниатюре некоторых важных зданий древнего Рима. В центре фонтана стоит статуя Победоносной Ромы и скульрптурная группа Волчицы, кормящей близницов Ромула и Ремо.

Также репродукция острова Тиберина в Риме в виде античного римского корабля.

Канал составляет слияние двух ручейков, представляющих соответственно Тибр и Аньене , исходящих из задней скалистой стены - в которой помещена статуя Тибра, а второй падает пенистыми каскадами из основы статуи Аньене.

От фонтана "Рометта"начинается аллея "Ста фонтанов"

Когда были созданы"Сто фонтанов", то, несомненно, что красота их была совершенно иной, и впечатление от них было совсем другим. Блестящие мраморы,бьющейся воды, цельные скульптуры приносили приятное ощущение великолепия, утонченности, искусства. Сегодня повсюду видна патина прошедшего времени.Аллегорически можно догадаться, что тонкие струи воды, питаемые сотнями трубок, представляют реку Аньене, текущую из Тиволи в Рим, где она впадает в Тибр. Над верхним каналом возвышаются скульптуры лилий, обелисков,лодок и орлов семьи д’Эсте, т.е.обычные, такие дорогие кардиналу символы. Лилии незабываемой Франции где он некоторое время жил при королевском дворце, знаки лодки святого Петра и обелиски недостигнутой им папской власти, а также геральдические семейные гербы.

Он назван Овальным по своей особой форме, на центральной оси, стоит статуя сивиллы Тибуртинской, которая держит за руку Меликерта, символизирующего Тиволи.

За фонтаном возвышается Пегас, кажущийся на самом деле, готовым взлететь благодаря своей особой позиции.

Теневая и привлекательная аллея слева от Овального фонтана ведет прямо к небольшой поляне, где возвышается Фонтан Органа (или Водяного органа), названный так потому, что в нем был помещен водяной механизм, с помощью которого издавались органные мелодии.

Водяной орган, бывший одной из диковин Виллы д’Эсте - это плод бесхитростного механизма Клода Венара. Из трубопровода воды выливались в подземное сводчатое углубление, откуда сильная струя воздуха выходила в органные трубы. Другая тяжелая струя воды медленно вертела по железной арматуре колесо или медный зубчатый цилиндр, чьи зубцы ударяли по клавишам органа, вызывая звуковые волны мадригалов и мотетов. Слушатели с трудом верили, что музыка звучала из простых механизмов, без вмешательства оркестра. Были предприняты множество попыток, чтобы восстановить механизм, и только после ряда работ, которому подвергся фонтан Органа, смогли снова восстановить звучание. Только, вот сейчас он радует посетителей своей музыкой, только в определенное время.

Вилла д’Эсте (Villa d’Este) расположена в городе Тиволи (Tivoli), куда можно добраться, проехав 24 километра на северо-восток от Рима. Бывшая когда-то обычным монастырем, за несколько десятков лет руками умелых мастеров была превращена в архитектурный шедевр. Невиданная красота сада, множество разнообразных фонтанов, гротов и водоемов позволяют ей называться самой красивой достопримечательностью как в Тиволи, так и во всей Италии.

Вилла д’Эсте принадлежала кардиналу Ипполиту II д’Эсте (Ippolito II d’Este), который в свое время был оттеснен Юлием III с папского кресла и отправлен в город Тиволи в качестве губернатора.

Ипполит II был большим ценителем культуры и искусства, поэтому новая резиденция не произвела на вельможу должного впечатления. Строение, ранее служившее пристанищем для монахов, показалось скучным, серым и невзрачным сибариту, привыкшему к роскоши. По этой причине кардинал решил разбить вокруг замка парк, несравненный по своей красоте.

Начало разработки проекта пришлось на 1550 год, однако, окончательная версия была утверждена кардиналом лишь 10 лет спустя. Автором проекта стал Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) – архитектор и знаток своего дела, который прежде был на службе при папском дворе и приложил руку к таким шедеврам, как Сад чудовищ Бомарцо (Parco dei Mostri) и папский дворец в Ватикане (Casino di Pio IV in Vaticano). Самым великим его шедевром стала все же вилла д’Эсте.

Роскошное оформление виллы должно было подчеркнуть ее статус культурного очага, где планировалось проводить встречи представителей искусства. Отделка внутренних помещений замка началась в 1563 году и к моменту смерти кардинала (1572 год) была практически закончена.

Обновление парка началось в 1605 году приемником Ипполита, Алессандро д’Эсте (Alessandro d’Este), который для этих целей привлек великого архитектора (Gian Lorenzo Bernini). В веке вилла, в виду отсутствия надлежащего ухода, пришла в плачевное состояние: водопровод, питавший многочисленные фонтаны устарел, статуи и декоративные постройки стали рассыпаться, парка приобрел неухоженный вид.

Имение перешло во владение Франца Габсбурга (нем. Franz Habsburger ), а в преддверии Первой мировой войны — эрцгерцога Франца Фердинанда (нем. Franz Ferdinand ). По окончании военных действий вилла была национализирована государством. Последняя реставрация проводилась после завершения Второй мировой войны.

Что посмотреть?


Главный вход виллы приведет путешественников к старым кардинальским апартаментам, которые были созданы специально для Ипполита II. Они до сих пор хранят прекрасные фрески и лепнину, передающие неповторимую красоту стиля былых времен.

Как и все архитектурные шедевры, созданные в период , местный сад также не лишен некоего философского и политического подтекста. Так, ключевой фигурой сада является статуя Геракла, который по версии некоторых мифов и легенд, является прародителем рода д’Эсте. От статуи идут две дороги: одна, по легенде, ведет к познанию добра, а другая – порока. Статуя богини любви Венеры, подобно образу Геракла, олицетворяет еще одну дилемму: избрать любовь земную или любовь небесную.

Поскольку Ипполиту II не удалось стать Папой Римским, он заказал архитекторам создать в саду миниатюрную копию Рима, где были собраны наиболее примечательные памятники Вечного города. Также поражает своей красотой необычное оформление центрального входа. Он выполнен в виде полукруглой лоджии с лестничными подходами по бокам. Центральная часть лоджии обрамлена фонтанами, а снизу она заканчивается красивейшим гротом.

Главным богатством виллы д’Эста являются фонтаны, оказывающие почти магическое действие на каждого, кто попадает в зону их влияния.

Прекрасному саду, созданному кардиналом Ипполитом II требовалось водоснабжение, поэтому были сооружены каскады, каналы, пруды, фонтаны и водяные струи, каждая из которых не только выполняла функцию водообеспечения, но и радовала глаз.

Сегодня на территории виллы насчитывается более пятисот фонтанов. Все они были тщательно спланированы архитекторами и несут свой философский смысл.

(Fontana di Nettuno)

был построен позже остальных (1927 год), однако, замечательно вписался в уже существующую картину парка. Именно у этого фонтана начинаются прямоугольной формы пруды. Эти водоемы также называют рыбными садкам, и по сегодняшний день их используются для разведения рыбы. Здесь же проходит центральная ось парка.

Фонтан дель Биккьероне (Fontana del Bicchierone)

Фонтан дель Биккьероне выглядит как большая рюмка, стоящая на дне огромной ракушки. Был построен через сто лет после проведения основных работ. Работа принадлежит известному скульптору Джану Лоренцо Бернини.

Фонтан Рометта (La Rometta )

Ла Рометта в переводе означает «Маленький Рим». В центре экспозиции находится статуя Победоносной Ромы, а чуть ниже волчица, кормящая основателей Рима – Рема и Ромула. Все составляющие фонтана выполнены в стиле Рима того времени: арки, обелиски, колонны.

Аллея Ста фонтанов (Le Cento Fontane)

Аллея 100 фонтанов имеет необыкновенный чарующий эффект, благодаря тому, что здесь чередуются небольшие веерообразные фонтаны с каскадами, покрытыми мягким зеленым мхом. Чтобы добраться до аллеи, придется пройти мимо знаменитого фонтана драконов.

Фонтан драконов (Fontana dei Draghi)

Фонтан драконов выполнен в виде четырех драконов, застывших спинами друг к другу, а их лица, низвергающие воду, обращены к посетителям.

Фонтан «Орган» (Fontana dell’Organo)

Фонтан «Орган» истинное чудо гидротехники. Благодаря его особой конструкции, ниспадающая вода издает мелодичные звуки, вырывающиеся наружу через систему органных труб. Некоторое время назад орган не работал из-за большого скопления в трубках солевых отложений. Но благодаря британским специалистам фонтан снова звучит.

Как добраться?

Добираться до Виллы д’Эсте лучше всего из Рима. Автобусы отходят от станции, расположенной возле Ponte Mammolo. Интервал движения – 30 минут. Билет стоит 3 евро. Автобус следует до главной площади города – piazza Cimitero. Вилла д’Эсте находится неподалеку (Piazza Trento, 5) можно дойти пешком.

Также можно добраться поездом от станции Тибуртина (Roma Tiburtina) . Остановка – станция Tivoli. Здесь важно не перепутать, так как по пути следования есть станция Bagni Di Tivoli, находящаяся за несколько остановок до места назначения. Самостоятельно отыскать виллу не составит труда: по дороге есть указатели.

График работы

С мая по август попасть на виллу можно с 8:30 утра до 19:45, в остальные месяцы посещение начинается в 8:30, а завершается в зависимости от длительности светового дня. По понедельникам вход закрыт.

Для того чтобы не спеша погулять по вилле д’Эсте потребуется около двух часов. Некоторые фонтаны работают в соответствии с расписанием. К примеру, фонтан «Орган» начинает работать в 10:30 и с этого времени включается каждые 2 часа. Поэтому о времени посещения виллы и о том, как добраться обратно лучше подумать заблаговременно.

  • Стоимость билета – 8 евро, льготный билет – 4 евро. Наличие дополнительных выставок и мероприятий может повысить стоимость билета до 10-11 евро.
  • Телефон для справок: 199 766 166
  • Официальный сайт: www.villadestetivoli.info

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ