Музей подводных лодок — одна из важнейших достопримечательностей Балаклавы. Только когда плывешь против течения, понимаешь, чего стоит свободное мнение Что внутри базы подводных лодок в Балаклаве

В 15 километрах от Севастополя, между мысами Фиолент и Айя, раскинулось одно из старейших поселений Крыма - Балаклава. Кроме уникальных памятников природы, здесь сохранились следы генуэзской крепости Чембало и древних храмов. Но больше всего поражают мощные подземные сооружения с огромным количеством лабиринтов и 600-метровым каналом для прохода атомных подводных лодок.

В 50-е годы, в самом начале холодной войны, СССР и США - постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, боеголовок, ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берия секретный приказ: отыскать такое мест, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили, его название на карте Крыма больше не упоминалось.


Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок Сталин рассматривал и визировал лично.

База подлодок или объект 825 кратко:

начали строить в 1957, завершили в 1961;
строили сначала военные, потом присоединились Московские, Тбилиские и Харьковские метростроители;
завод и арсенал противоатомное убежище первой категории на 3000 человек и автономностью 30 суток
Толщина скального грунта над объектом 126 метров в высшей точке;
в режиме убежища в канале базировалось 9 (8+одна в доке) лодок проекта 613 и 633;
Длина канала 505м; ширина водной поверхности от 6 до 8,5; глубина от 6 до 8,5
комплекс брошен в 1995 году, музей открыт 3 Июня 2003 года
завод и минно-торпедная часть для посещения закрыты. Показывают ареснал, док, канал в районе дока.
Общая панорама Балаклавской бухты. Выход в Черное море, порталы, город и просто красивый вид... В центре - гора, под который и находится арсенал, канал и завод для ремонта, обслуживания и экипировки подводных лодок.

Портал для выхода лодок в Черное море

Вход в Арсенал

Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода восьми подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время. Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.

Входной портал. Справа - вход на завод и в минно-торпедную часть

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 126 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Такой же ботопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, ботопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн.

Рядом со штольней были построены склад ракетного и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома...

Создатели этого музея реально круты и я их очень уважаю. Не важно, кто они, украинцы или русские, всё равно, музей сам по себе шедевр.
Очень жаль, что у нас в стране вместо использования подобных объектов в качестве достопримечательностей и развития туризма подобные объекты взрывают или уничтожают или в лучшем случае забрасывают. И посещают его такие ребята, как я.
Сегодня военно-морской музей, сделанный из некогда секретного подземного объекта, привлекает к себе миллионы туристов. Билет туда стоит всего 300 рублей, а это 5 буржуйских баксов, в кассе стоит очередь и если вы пожелаете посетить этот музей, то будьте готовы подождать часа 2, а то и 3, поскольку заводят туда определёнными группами в определённое время. А пока вы ждёте вашего времени, можете побродить по Балаклаве, но главное, берите билет сразу, как только прибудете в Балаклаву поскольку во второй половине дня касса закрывается и все билеты проданы. Вина в этом не в том, что плохо организовано, а в том, что люди туда ломятся толпами в курортный сезон, так что, как я уже говорил, зря уничтожают такие объекты, не нам, диггерам одним, они интересны.

Итак, мы внутри. Вот такие тут массивные гермы.


Фото 3.

Карта подземных объектов Крыма. Лампочки постоянно мигают, надо бы выписывать...


Фото 4.

Вагонетки, на которых породу вывозили.


Фото 5.


Фото 6.

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы - СССР и США - наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара[источник не указан 22 дня]. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.
В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.
Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.
В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.
Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той - без выстрелов - воистину холодной войне в океанских глубинах.
Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.
В 2014 году объект перешел под юрисдикцию России и стал южной площадкой Военно исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации.


Фото 7.


Фото 8.


Фото 9.


Фото 10.

Торпеда.


Фото 11.


Фото 12.


Фото 13.

Люк


Фото 14.


Фото 15.

Вот сюда заплывали подлодки. Место напоминает игры вроде Вульфеншнейн, Медаль за отвагу... Хоть фильм снимай.


Фото 16.

Мини батискаф.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.

Вот так выглядели работники.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.

Гермы и коридоры просто огонь!


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.


Фото 37.

Кто-то говорил, что объект будут приводить в боевую готовность, однако смею вас заверить, слух этот - полный бред. Музей стремительно развивается, облагораживаются его заброшенные части и в них открываются всё новые и новые экспозиции и инсталляции.


Фото 38.


Фото 39.


Фото 40.

Атомная бомба она горяча....


Фото 41.


Фото 42.

А вот эта ядерная подлодка способна расхерачить всю Америку. В результате разоружения после поражения СССР в холодной войне многие из них попилили. Подобная подлодка описана в романе Алексея Доронина Чёрный день. Когда России уже фактически не стало, подлодка нанесла последний удар по США и в результате вся мировая цивилизация погибла.


Фото 43.


Фото 44.

Спасательный костюм.


Фото 45.


Фото 46.


Фото 47.

Крылатые ракеты летят летят летят... (С).


Фото 48.

Вот на таких вагонетках по рельсам перевозились снаряды.


Фото 49.

Когда-то здесь сидел дежурный.


Фото 50.


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.

Ну, тут есть к чему придраться. Могли бы написать покрасивше.


Фото 54.

И всё та же герма..


Фото 55.


Фото 56.


Фото 57.


Фото 58.


Фото 59.


Фото 60.


Фото 61.

Вот такие дела. В общем, я в полном востороге. Если побываете в тех местах, музей этот обязателен для посещения.


Фото 62.

Оформлено с помощью «

Музей подводных лодок в Балаклаве имеет множество других названий. Это и Военно-морской музей, и Балаклавский подземный музейный комплекс, и Музей холодной войны, и Объект 825ГТС (К-825). Ставший сейчас достаточно известным и узнаваемым, он еще совсем недавно был, пожалуй, самой засекреченной, тщательно скрываемой от посторонних глаз военной базой.

Во многом благодаря этому нынешнее учреждение настолько интересно для посетителей, приезжающих в Крым, чтобы лично осмотреть его экспонаты и особенно поистине грандиозные подземные сооружения, в недавнем прошлом, советской секретной базы. В большинстве тут действует принцип «сладости запретного плода», ведь и впрямь интересно посмотреть то, что было недоступно для простых смертных, то, что даже для людей, живущих неподалеку, не существовало в принципе.

Где находится музей в Крыму?

Находится он в южной части полуострова, в Балаклаве, в 17 км от центра Севастополя. Расположен музей в узком, извилистом проливе , в западной ее части, сейчас имеет даже официальный сайт и адрес. Напротив, через залив, обнаруживаются такие достопримечательности, как и .

Объект 825ГТС на карте Крыма

История базы подводных лодок

Местом, для размещения секретного комплекса, известного в высших воинских кругах как Объект 825ГТС, Крым стал неслучайно и можно сказать вполне закономерно. После окончания ВОВ СССР, вслед США, обзавелись новым, страшным оружием, обладавшим огромной разрушительной силой, способным поражать цели на потрясающем расстоянии.

После успешных испытаний ядерных боеголовок началось наращивание их производства, хотя противоракетной защиты не имелось. Единственное, о чем задумывалось коммунистическое руководство – о нанесении ответного удара в случае пуска ракет американцами.

Найти место, где бы военная база была действительно секретной, Сталин поручил Берии, занимавшемуся в то время всем, что касалось «ядерного проекта». Лаврентий Павлович не стал долго думать, да и незачем было.

Вариант с Крымом напрашивался сам, на Балтике, к примеру, такое масштабное строительство при всем желании просто невозможно было скрыть. А вот Балаклавская бухта идеально подходила для этих целей. Скрытность была обеспечена, а близость Военно-морской базы Черноморского флота в делала подобный проект комплексным.

В 1953 г. в одночасье стала закрытым городом, а в ее окрестностях, в недрах горы Таврос, началось строительство грандиозного подземного объекта, что происходило в строжайшей тайне. Конечно, такая активность на относительно небольшом участке суши не могла не привлекать внимание.

Скрыть строительные работы, как таковые, было делом невозможным – их попросту закамуфлировали под возведение ГТС. Аббревиатура эта, что вошла в кодовое название базы, «осчастливившей» Крым, Объект 825ГТС, расшифровывается как Городская Телефонная Станция, стала официальным объяснением для слишком любопытных.

Уже в 1961 г. базу ввели в эксплуатацию. Произошло это довольно-таки вовремя – как раз накануне разразившегося, но к счастью так и не разродившегося Карибского кризиса.

Секретный военный объект предназначался главным образом для расположения и ремонта подводных лодок, вмещал в общей сложности до 14 их единиц. На его территории находились склады для хранения боезапасов для них, способных нести ядерный заряд, предприятия по сборке субмарин.

На протяжении 30 лет здесь расквартировывалась 155 бригада подлодок, часто приводимая в полную боевую готовность. База имела огромный ядерный потенциал и не меньшее значение для ВМФ, но все усилия и астрономические суммы денег, потраченные на ее постройку, оказались выброшенными на ветер.

Единственный эффект – удивление местных жителей, после закрытия объекта в 1993 г. наконец узнавших, что за ГТС на самом деле находился у них под боком все эти годы.

Чем интересен Музей подводных лодок сегодня?

Музей подводных лодок в Балаклаве открылся в 2003 г. – спустя 10 лет после закрытия и ликвидации секретной военно-морской базы. Среди его экспонатов много всего интересного, особенно настоящая подлодка, пришвартованная у подземного причала центральной штольни.

Но – это сами сооружения Объекта 825ГТС, представленные в виде тематических экспозиций, что особо интересно для всех без исключения посетителей.

Проводится по многим помещениям бывшей базы, но далеко не по всем. Общая площадь всех коммуникаций составляет более 5000 кв. м – это настоящий лабиринт, подобный Кносскому. Многие залы находятся в аварийном состоянии, туда редко заходят даже музейные работники, не говоря о туристов. Но и представленных для осмотра отделов вполне хватает, чтобы получить незабываемые впечатления.

Экскурсионный маршрут проходит по основному, центральному тоннелю, имеющему протяжность 500 м. В его центре пробит проходной канал для подводных лодок длиной 400 м, шириной от 12 до 22 м и глубиной 8 м. Здесь же расположен и сухой док, предназначенный для ремонта субмарин, его длина равняется 110 м.

По обеим сторонам на 300 м тянутся потерны с бесчисленными цехами и мастерскими. Входы в тоннели, штольни и некоторые цеха защищены противоатомными дверями с гидрозатворами, изготовленными из армированного бетона, способные выдержать ядерный удар.

Завершить военно-морскую тему мне хочется рассказом про уникальный (в своем роде) завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве. Еще не так давно - секретный объект 825 ГТС. Погружаемся.

Холодная война - вот главный виновник, благодаря которому родились многие безумные проекты, строились бункеры, пусковые шахты в труднодоступных местах, вырубались огромные скальные массивы, а целые города оказывались закрыты от внешнего мира.

Проект завода по ремонту подводных лодок лично одобрил Иосиф Сталин. Уже после его смерти, в 1957 году закипела работа. В Балаклавской бухте долбили скальную породу - шло круглосуточное строительство сверхсекретного объекта 825 ГТС, именно такое кодовое название получило уникальное гидротехническое сооружение. Было выбрано более 120 тысяч тонн породы, которую вывозили на баржах ночью, чтобы не привлекать внимания. В 1961 году работы были завершены. Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок (проекта 615) и жителей небольшого города с населением три тысячи человек. Сооружение выдержало бы удар атомной бомбы (в 5 раз более мощной, чем сбросили на Хиросиму). Саму Балаклаву в 1957 году закрыли. Секретность была на таком уровне, что большинство местных жителей, вплоть до 90-х годов, не догадывались об истинном назначении объекта. Официально - это была городская телефонная станция.

На фотографии: 1 - заход для подводных лодок в горе Таврос; 2 - выход в Черное море на северной стороне горы, сразу и не догадаться - выход искусно замаскирован. Говорят, что лодки могли входить и выходить в море в подводном положении (скорее всего миф, т.к. глубины канала недостаточно).

Заход в канал перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом. Глубина канала 8, ширина 10-12 метров.

Площадь всех подземных сооружений более 5000 кв. м. Завод включает в себя: подземный канал с сухим доком, ремонтные цеха, различные технические помещения, склады. Обслуживали подземный завод около 300 человек. А с моря объект охранаяли боевые пловцы и специально обученные дельфины.

В 1961 году, Хрущев, с пролетарским размахом, приказал отдать весь завод под винные склады. Благо, нашлись разумные люди, которые смогли убедить «кукурузника» и завод удалось достроить и использовать по прямому назначению. Но правда не очень понятно насколько полноценно объект использовали. Новые типы подводных лодок не могли войти в завод из-за своих размеров, не говоря уже про атомные подводные крейсера.

Что не удалось Хрущеву, то удалось в 90-е, во время развала Союза. Пришла разруха (которая, как известно, не в сортирах, а в головах), охотники за цветными металлами бросились грабить и разрушать брошеный завод. Только решение создать музей холодной войны, спасло уникальное сооружение от окончательного разграбления.

Ныне – это весьма интересный музей (филиал Центрального музея Вооруженных сил Украины), по которому я и проведу вас. На схеме наш маршрут обозначен красным пунктиром.

Первые залы рассказывают про историю создания объекта. На территории комплекса приятная прохлада, температура 15-16 градусов.

Заводская потерна – большой транспортный коридор. Использовался для транспортировки подготовленных торпед из минно-торпедной части завода в производственную часть. А также как убежище для личного состава в случае ядерного удара.

Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки боезапаса для подводных лодок. На рабочих участках минно-торпедной части торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения, герметичность. Бассейн-кессон с подсветкой дна использовался для проверки герметичности торпед. Разгерметизацию определяли по пузырькам воздуха. Подготовленные торпеды доставляли в арсенальную часть комплекса.

Потерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны. Протяженность коридора составляет 296 м., высота 4,5 м., ширина 4 м.

Сухой док.

Причал подземного 505-метрового канала, тут лодки ремонтировали и комплектовали. Канал ведет к морю.

А это путь к штольне №3, где располагался арсенал.

Вход в сухой док.

Арсенал – ремонтно-техническая база по подготовке вооружения для кораблей, подводных лодок и ракетных береговых частей. В арсенале хранились боевые головные части для торпед и ракет.

Погрузочная площадка арсенала предназначалась для погрузки торпед на борт подводных лодок, которые укрывались в канале в случае нанесения ядерного удара. В мирное время погрузку торпед осуществляли на причале.

Погрузочную площадку соединяет с локальной зоной арсенальная потерна длинной 304 м.

Шлюзовая камера арсенала предназначалась для защиты рабочих помещений от поражающих факторов атомного взрыва.

Камера состоит из противоатомных защитных ворот с внешней стороны и защитно-герметично двери с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки противоатомных защитных ворот.

Вес герметичной двери 480 кг.

Двустворчатые арочные противоатомные ворота, предназначены для перекрытия проема 3 x 2.8 м. Их створки сварены из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки «М-500». Общий вес одной створки 10 тонн, толщина 60 см., высота 3 м.

Макет дизель-электрической подводной лодки проекта 641.

Макеты аккумуляторных батарей.

Локальная зона являлась секретной зоной арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие из офицеров и мичманов. Тут хранились головные части ракет, проводились работы по их обслуживанию.

Самое большое помещение арсенала с рабочей площадью 300 кв. м. Большая его часть разбита на 6 квадратов, на каждом из которых разворачивалось рабочее место по сборке определенного вида боевых головок.

Кабинеты-сейфы, в которых хрвнилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ. Кабинеты-сейфы закрывали мощные металлические двери толщиной 18 см. и весом 300 кг.

Хранилище обычных и ядерных боевых зарядов для торпед и крылатых ракет. В помещении поддерживался постоянный температурно-влажностной режим (5-15 градусов, влажность 50-60%). В данный момент тут расположена экспозиция «История становления и развития Военно-Морских Сил Украины».

В центре локальной зоны находится поворотный круг для изменения движения транспортных тележек, на которых перевозили контейнеры с боеголовками. Все тележки 996 кг, грузоподъемность 7 тонн. Все тележки перемещались вручную.

Одно из необлагороженных помещений.

Центр управления системами вентиляции и кондиционирования.

На технической площадке находились пульты управления климатом и вентиляцией, понижающая подстанция, сушильный шкаф для просушивания силикогеля, служебные помещения, учебные классы, кладовая, агрегатная и компрессорная.

На нулевом этаже технической зоны размещались системы автономного жизнеобеспечения (дизель-генераторы, холодильные машины и кондиционеры).

Строго храни военную и государственную тайну...

Коридор закрывали защитные электроконтактные двери.

Двор арсенала. Погрузочно-разгрузочная площадка.

И еще одно фото: выход канала в Черное море на северной стороне горы.

Надеюсь, вам понравился этот рассказ. Спасибо за внимание.

July 7th, 2013

Об этом месте не писал только ленивый. Интернет пестрит десятками отчетов о посещении этого места, но зачастую эти отчеты похожи один на другой: одни и те же фотки + информация из википедии, которую авторы даже не пытались хоть немного перефразировать. Я не люблю писать о местах, которые настолько известны и посещены сотнями тысяч если не миллионами. Но этот объект настолько масштабный и уникальный, что не написать о нем репортаж я просто не могу. Под катом более пятидесяти фотографий, которые вы все уже видели, плюс мои личные впечатления от посещения этого места - в прошлом одного из самых секретных военных объектов СССР.

Для начала немного истории этого места, которая берет свое начало в 50-х годах прошлого века, когда между двумя сверхдержавами - СССР и США развернулась гонка вооружений и обе страны вовсю начали наращивать ядерные арсеналы. Незадолго до своей смерти Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и военных объектов страны. Тогда же начинается массовое строительство подземных бункеров, командных пунктов и прочих военных объектов, которые могли бы уцелеть во время атомных бомбардировок и затем дать ответный залп. Крым, как место базирование Черноморского флота, всегда был важнейшей стратегической территорией Российской Империи, а затем и СССР, поэтому за период холодной войны на этом полуострове было построено немало масштабных подземных объектов, самым крупным из которых стал Объект 825 ГТС.

Его строительство началось в 1957 году и завершилось в 1961-м. Работы шли ударными темпами круглосуточно. Для сооружения этого объекта было создано специальное строительное управление, а город Балаклава был засекречен и стерт со всех карт, превратившись в закрытый военный городок. Строили объект сначала военные строители, затем на помощь им пришли московские и харьковские метростроители. Строительство было настолько засекречено, что местные жители совсем ничего о нем не знали. Официально тут располагалось абстрактное гидротехническое сооружение (по другим версиям - городская телефонная станция), отсюда и название объекта - ГТС. При проходке подземных туннелей было вывезено около 120 тыс. тонн породы, которую вывозили по ночам на баржах в открытое море. За четыре года внутри горы Таврос был вырублен целый подземный город, вмещавший в себя место для стоянки девяти подводных лодок проекта 613 и 633 и завод "Металлист" для их ремонта и обслуживания а также арсенал для хранения торпед с ядерными боеголовками. Все входы в этот объект перекрывались огромными шлюзами, обеспечивающими полную герметичность и изоляцию от внешнего мира. Подземная база подводных лодок могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось «пяти Хиросимам».

01. Под козырьком в центре кадра находится портал, через который подводные лодки заплывали внутрь объекта из Балаклавской бухты. Тут же сейчас находится вход в музейный комплекс.

02. Перед посещением музейного комплекса мы вначале купили билеты на катер с экскурсией по подземному каналу. Стоит эта экскурсия столько же, сколько и посещение музея - 4 евро с человека. Но по сути это выброшенные деньги. Все места, которые вы увидите с борта катера, вы потом посетите во время прогулки по подземным лабиринтам музейного комплекса. Так что не тратьте деньги и время и идите сразу в музей.

03. Начало подземного канала. Справа виден огромный 150-тонный плавучий батопорт, который перекрывал вход в подземный канал, что позволяло полностью изолировать объект от окружающего мира. В 90-х годах мародеры срезали почти все железо, так что от конструкции этого шлюза остался один лишь батопорт, который на тележке не укатишь и в руках не унесешь.

04. Масштабы объекта впечатляют с ходу. Длина этого канала - 505 метров, глубина от 6 до 8,5 метров, ширина - 22 метра. Удивительно, как в то время смогли все это построить? Ведь все эти туннели были пройдены в горе, состоящей из твердых мраморных пород!

05. Мародеры не смогли дотянуться лишь до вентиляционных труб над самим каналом - это то немногое, что осталось от первоначального облика объекта. Все остальные железные конструкции были полностью разграблены.

06.

07. В этом строго засекреченном месте работало от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Помимо обычных рабочих объект насчитывал около 50 человек военной охраны .

08. В этом месте на подводные лодки осуществлялась погрузка оружия. Помимо этого, на ремонтном заводе "Металлист" субмарины могли пройти все виды техобслуживания, ремонта, пополнить запасы воды и топлива, а также подзарядить аккумуляторы. Рядом с этим объектом, располагался подземный склад топлива, который на данный момент заброшен, разграблен и разрушен. В 2006 году он выглядел примерно так . Оба объекта были соединены между собой туннелем, который сейчас замурован.

09. Свет в конце туннеля - портал выхода подводных лодок в открытое море, находящийся с другой стороны горы.

10. Когда-то он тоже перекрывался батопортом, от которого не осталось и следа.

11. Так северный портал выглядит снаружи.

12. Именно отсюда боевые субмарины с ядерным оружием на борту выходили в открытое море.

13. Возвращаемся обратно.

14. Пока мы плывем по подземному каналу, мимо проплывают такие вот туннели, расходящиеся во все стороны от канала. Сюда мы еще вернемся во время осмотра музейного комплекса.

15. Красота!

16. Ну а теперь зайдем внутрь и посмотрим на то, что сохранилось от некогда огромного подземного города до наших дней.

Вскоре после распада Советского Союза геополитическая ситуация в мире изменилась и надобность в подобных объектах отпала. Объект 825 ГТС был закрыт в 1993 году и до 1995 года его грабили военные. Все ценное оборудование объекта было демонтировано и вывезено в неизвестном направлении. На грабеже завода наживали состояние многие военные чины, а грабить тут судя по масштабам было немало. После грабежа объекта военными его оставили без охраны и к окончательному разграблению подключилось местное население. Было спилено все металлическое, что под силу было демонтировать и унести. Лестницы, перила, канализационные люки, оставшиеся от грабежа военными остатки оборудования - все, до чего могли дотянутся руки местных жителей - все было вынесено. По ссылке находятся интересные свидетельства очевидцев, описывающие то, как выглядел объект в конце 90-х. Мародеры не смогли дотянутся лишь до вентиляционных труб и снять гермодвери, весом десятки тонн, которые без специальной техники не сдвинуть с места.

Во всем остальном музейный комплекс представляет собою по сути лишь многокилометровую сеть пустых бетонных туннелей, которые владелец - Военно-морские силы Украины, в собственность которых перешло то, что осталось от объекта в 2000 году, заполнил как мог. А как обстоят дела с фантазией и подходом к любому делу у любой государственной организации на постсоветском пространстве знают все.

17. Массивные гермодвери, представляющие собою сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном. Вес одной такой створки составляет 10 тонн. Кроме них также сохранились в оригинале кронштейны электропроводки, которые можно заметить на фото - до них мародеры тоже не дотянулись.

18. В самом первом помещении выставлена техника, призванная рассказать о строительных методах применяемых при постройке объекта. Проходка туннелей при строительстве штолен проводилась буровзрывным методом. После очередного подрыва породы, грунт вывозили по ночам на баржах в море. Затем в образовавшейся полости устанавливался металлический каркас, который обкладывали деревом и пространство между деревянными досками и породой заливали бетоном.

19. Основной транспортный коридор объекта, длиной 300 метров, ведущий на территорию производственных площадей. В коридорах были проложены рельсы для транспортировки транспортных тележек с торпедами.

20.

21. Выход на преддоковую площадку. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводных лодок. В этом помещении находился огромный расточный станок с фундаментом, длиною 15 метров, предназначавшийся для расточки сальников гребного вала подводной лодки. Тут же была стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.

22. На производственных площадях завода "Металлист" размещались: станочный парк, участки для проверки оборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения а также пекарня, лазарет, столовая, узлы связи. В случае войны подземная база подводных лодок могла принять руководство, весь рабочий и обслуживающий персонал базы а также команды подводных лодок и обеспечить им полностью автономную жизнь на протяжении 30 дней.

23. Корпус корабельной мины и тележка для ее транспортировки.

24. Автомат по разливу газировки с которым все фоткаются. Будучи ребенком, я успел застать эти автоматы в моем родном городе и летом очень любил покупать в них газировку, особенно с сиропом. К середине 90-х они полностью исчезли.

25. А вот еще одно из интереснейших мест подземной базы - сухой док, длиною 102 метра. Перед постановкой подводной лодки на ремонт, док заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке и канале. Затем батопорт, закрывающий вход в сухой док, отводили в сторону и подводная лодка заходила в док, после чего батопорт закрывали и откачивали воду из доковой камеры. Откачка воды мощными насосами занимала около 4-х часов. Лодка становилась на кильбоки, обшивалась строительными лесами и начинался ее ремонт.

26. Сейчас тут выставлен макет подводной лодки, для ремонта и обслуживания которых была предназначена эта база. Это место стало бы в разы атмосферней, если бы вместо макета в сухом доке находилась настоящая подводная лодка, в идеале открытая для посещения. Уверен, находись такой объект в какой-либо из европейских стран, именно так все и было бы. Но в Украине все несколько иначе. Несмотря на то, что в Севастопольской бухте догнивают несколько подводных лодок, которые рано или поздно будут порезаны на металл, пригнать и поставить одну из них в эту подземную базу никто и никогда не додумается. Хочется верить, что я ошибаюсь.

27. Подземный канал, вдоль которого мы проплывали на катере, ведущий к северному порталу базы.

28. А вот и выход в открытое море. Красота!

29. За стеной, идущей вдоль канала, расположены складские помещения. Доступа к ним нет, на железных дверях висят замки.

30. Переходим на другой берег подземного канала - тут располагается вторая часть подземной базы - арсенал или Объект 820. В нем хранились боеголовки для торпед и ракет, в том числе и ядерные. С тех пор, как была произведена первая закладка в 1959 году тут хранились ядерные заряды шести видов, суммарной мощностью более мегатонны. В 1992 году с обретением Украиной безядерного статуса все ядерное оружие с объекта было вывезено в Россию.

31. Шлюзовая камера арсенала, состоящая из противоатомных гермостворок с внешней стороны арсенала и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внешние гермодвери весом по 10 тонн каждая и толщиной 60 см, способны выдержать давление до 60 атмосфер.

32.

33. Электропривод, закрывающий и открывающий створки гермодвери. Их тут два по одному на каждую створку.

34. Защитная герметичная дверь из листовой стали. По периметру она имеет резиновую прокладку, благодаря чему обеспечивается полная герметизация объекта 820. Чтобы не открывать дверь каждый раз, в ней предусмотрена калитка для прохода персонала. Вес двери 480 кг оказался неподъемным для мародеров и дверь сохранилась до нашего времени.

35. На территории арсенала выставлена экспозиция, посвященная военно-морскому флоту. В основном это модели боевых кораблей и подводных лодок, никакого отношения к объекту не имеющие и различные детали подводных лодок. Модели подводных лодок, выставленные тут, просто не смогли бы войти внутрь базы из-за своих габаритов. Ведь в скором времени после постройки подземной ремонтной базы она уже устарела. Подводные лодки к тому времени сильно изменились и увеличились в габаритах. Так что базу собирались даже закрыть и, по непроверенной информации из интернета, Хрущев, во время визита в это место, хотел организовать тут склад для хранения вина, в то время как объект был достроен на 90%, но его удалось переубедить.

36. Модель самой большой в мире подводной лодки проекта 941 "Акула".

37. Идем в самую главную и интересную часть арсенала - в хранилище ядерных торпед.

38. Эта часть арсенала являлась секретной и доступ в нее имели лишь расчеты состоящие исключительно из офицеров и мичманов. Именно тут осуществлялось хранение головных боевых частей изделий и проводились регламентные работы по их обслуживанию. Двери в стене в левой части фотографии ведут в подсобные помещения, в которых хранился инструмент, измерительная аппаратура и запасные части.

Но что тут делают эти информационные стенды, посвященные Вооруженным Силам Украины выполненные в лучших традиция социалистической пропаганды? Какое отношение имеют эти самые силы к этому объекту? Дремучий совок, к сожалению, жив и процветает.

39. Соседнее помещение - самое крупное в арсенале с рабочей площадью 300 квадратных метров. Тут проводилась сборка боеголовок. Сейчас тут располагается самая крупная экспозиция музея, посвященная флоту. Честно говоря, экспозиция довольно скучная и смотреть тут нечего.

40. Фрагмент корпуса подводной лодки. Вместо всей этой унылой экспозиции лучше бы поставили в подземном доке одну из ржавеющих подводных лодок.

41.

42.

43. Что в этом музейном комплексе прекрасно - это то, что везде можно совершенно свободно гулять. Для того, чтобы никто ничего не трогал и не лез туда, куда не полагается, в каждом из подземных залов дежурит охранник.

45. Центр арсенала. На фото поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозили контейнеры с боеголовками. Вес одной такой тележки 996 кг, грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиям техники безопасности, тележки перемещались вручную.

46.

47. К посещению доступны далеко не все помещения подземной базы. Та часть, что недоступна для осмотра публикой, выглядит примерно так:

48. Техническая площадка на которой находились пульты управления системами вентиляции и кондиционирования воздуха, понижающая подстанция, служебные помещения, кладовая, медпункт и компрессорная. Тут также есть еще и подземный уровень на котором раньше размещались системы автономного жизнеобеспечения: дизель-генераторы, холодильные машины и кондиционеры. Доступа туда посетителям нет, потому что подземный уровень выглядит так, как помещения на предыдущей фотографии.

49.

50. Фильтровентиляционная установка. Учитывая то, что находится она прямо возле выхода, установлена она была уже после разграбления базы, иначе бы ее утащили одной из первых.

51. Для поддержания температурно-влажностного режима все двери арсенала были закрыты. Для прохода рабочих был предусмотрен небольшой коридор в обход противоатомных гермоворот. Коридор закрывался такими вот дверями.

52. На этом обход музейного комплекса заканчивается. Выход из него был хорошо замаскирован такой вот надстройкой.

53. Со стороны улицы все это закрывает высокий забор.

54. Возле выхода из подземного комплекса лениво тусуются местные кошаки.

55. Гора Таврос, под которой расположился этот уникальный в своем роде подземный комплекс. Это фото дает отличное представление о масштабах объектов, расположенных внутри горы. Красными точками я отметил места, которые уже показывал на фотографиях выше. Левая точка - северный портал для выхода лодок в акваторию Черного моря. Центральная точка - вход для персонала в объект 820 - арсенал. Он же на фотографиях 52-53. Правая точка - вход в подземный канал, через который подлодки заплывали внутрь базы из бухты. Сказать, что масштабы впечатляют - ничего не сказать!

Ну и в завершении немного мыслей по поводу этой невероятной подземной базы. Безусловно радует тот факт, что объекту не дали пропасть и превратиться в сеть заброшенных и заваленных мусором подземных нор, как это произошло с еще одним не менее масштабным объектом в Крыму. Тут создан музейный комплекс и каким бы он не был, есть надежда, что со временем он будет развиваться и улучшаться. Другое дело, что сейчас им управляют совковые чинуши из Министерства обороны, пик интеллектуальных способностей которых - это покрасить стены, повесить плакаты и провести освещение. У музея такого масштаба нет даже официального сайта!!! - и это в двадцать первом веке! О чем тут можно говорить! К сожалению, это типичная картина для постсоветского пространства - все, что находится в руках государства не развивается, а в худшем случае разваливается и деградирует. Про унылые экспозиции не имеющие в 90% вообще никакого отношения к этому месту я уже упоминал.

Я посетил много музеев на западе и видел, как должен выглядеть хороший музей. А музей с таким громадным потенциалом как эта подземная база способен снискать мировую известность и стать такой же визитной карточкой Крыма, как Эйфелевая башня - символом Франции. Может не самое корректное сравнение, но суть ясна. Это место должно быть не военно-морским музейным комплексом, а музеем холодной войны. Внутри должна стоять одна, а лучше несколько подводных лодок, открытых для посещения. В огромных залах должны находиться проекторы с трансляцией фильмов об атомных испытаниях, о Карибском кризисе, и прочей видеохроникой, рассказывающей о противостоянии двух супердержав СССР и США. Должно быть больше интерактива, должны быть звуковые и световые эффекты и еще много чего, например, помещения, которые можно арендовать для празднования торжества, свадьбы либо юбилея какого-либо предприятия или фирмы. Важные мероприятия города тоже могут проводиться в подземном комплексе. Ведь все это приносит деньги, которые можно пустить на совершенствование музея и создает дополнительную рекламу. Я писал о том, какой невероятный музей сделали немцы в обычной - месте, уступающему этой подземной базе в десятки раз.

Но всего этого не будет, потому что это Крым. Как и везде на постсоветском пространстве тут не принято вкладывать деньги в развитие и создание прекрасного, в улучшение того места, где ты живешь. Хозяйственный подход у государственных функционеров, продолжающих худшие традиции совка, отсутствует начисто. Но все же мне очень хочется верить, что у бывшей подземной базы для ремонта и обслуживания подводных лодок впереди большое будущее, что она будет развиваться и однажды превратится в жемчужину крымского музейного ландшафта, известную во всем мире.

Напоследок пару ссылок для особо любознательных на другие отчеты об этом месте: