Мар саба. Монастырь Мар Саба. Пещерная церковь Николая Чудотворца

Вот и стал доступен "труднодоступный" монастырь. Это какой же труд вложен!!!
Это какую ВЕРУ надо иметь!
Благодарю за пост, от всей души.

Исходное сообщение Geo_club

Огромный и красивейший город-монастырь Мар-Саба!
Вид просто завораживающий!

"Это сооружение, возвышающееся над глубоким каньоном ручья Кидрон, является пожалуй одним из самых грандиозных памятников Иудеи. Громадный, напоминающий крепость монастырь, в котором когда-то проживало более тысячи монахов."

Монастырь Мар Саба является самым знаменитым, и несомненно, самым красивым из монастырей Израиля. Он оставался действующим на протяжении последних 1500 лет. Тот облик, который он имеет сейчас, он принял в 1840-х г. благодаря стараниям правительства России.
Лавра преподобного Саввы лежит на юго-восток от Иерусалима в 14 км в продолжении Кедронской долины, сворачивающей к Мертвому морю.

Находится в средней части долины Кидрона в Иудейской пустыне.
Греко-православный монастырь знаменит не только своей потрясающей воображение архитектурой, но и десятками легенд и тайн, окутывающих мраком 1500-летнюю историю монастыря.

Именно про него писал Бунин: «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской». По-арабски вади называется ан-Нар, что значит «огненный».

Иудейская пустыня
Не перестаю удивляться необычным цветовым гаммам холмов...

Монастырь Мар Саба или же Лавра Саввы Освященного - православный греческий монастырь преподобного Саввы Освященного.

Лавра не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник в Святую землю считает долгом ее посетить.

Постараюсь рассказать об этом удивительном и необычном монастыре и Преподобном Савве Освященном.

На иврите и арабском "мар Саба" - означает очень уважительное обращение к пожилому человеку, то есть, господин дедушка.
Лавра основана на месте пещеры, где поселился преподобный Савва, и вокруг которой разрослась обитель

Многочисленные кельи-пещеры монахов
Лавра Саввы Освященного (греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου; араб. Мар Саба) - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви...
Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана И, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера, в которой он жил, и его гробница. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году.

В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:
"Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии - прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы."

Звонница монастыря Мар Саба
За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников.
По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую "Женскую башню", которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.
Женщины и животные женского пола на территорию монастыря не допускаются.

Место, специально отведенное для женщин.
Ни одна женщина и ни одна особь женского пола из мира животных не ступала на территорию Лавры.

В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего кроме богослужебных указаний сведения о монашеских традициях палестинских монастырей ВИ века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году, когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.
В монастыре никогда не было и по сей день нет электричества.

Сам святой жил в небольшой пещерке напротив, сегодня отмеченной крестом. Монастырь огромен, в нем когда-то проживало более тысячи монахов, у него голубые купола и узкие ворота на случай нападения. В монастыре 2 пещеры - в одной мощи св. Саввы, умершего в 532 г., а в другой черепа монахов, погибших от рук персов в 614 г.

Усыпальница Саввы Освященного
Многократно разрушался и восстанавливался вновь, атаковывался и был ограблен окрестными бедуинами. Окончательно восстановлен Россией, считавшей себя преемницей Византии, в 1840 г.

Мощи, а точнее мумия Саввы:
В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году.
Со времени основания, монашеская жизнь в монастыре не прекращалась.
Мар Саба - настоящий монастырь отшельников посредине иудейской пустыни.

Стены монастыря Мар Саба
Мар Саба, будучи, как я уже говорила, самым красивым монастырем, продолжает лидировать в рейтинге достопримечательностей Израиля. Только здесь, посреди Иудейской пустыни, на склоне Кедрона, можно услышать леденящие душу истории о тайной жизни монахов, чудесах, необычайных явлениях

Путешествие в самую маленькую пустыню мира – в Иудейскую – к самому труднодоступному монастырю Израиля запоминается надолго.

Монастырь, действительно, находится в таком месте, куда дойдет нога не каждого путешественника. Если вы израильтянин, то путь сюда на машине вам заказан. Здесь Палестинская автономия. Если же вы путешественник другой страны, то есть сюда два пути – пешком и на такси.

Итак, обо всем по порядку. Мар Саба находится на земле Израиля в закрытой Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Расскажу об этих наименованиях по-подробнее.

Про Иудейскую пустыню вы все поняли, это самая маленькая пустыня в мире.

Иордан – река. Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ между чудом расступившихся вод Иордана, завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне. Позднее, согласно Евангелию, в водах реки принял крещение Иисус Христос.

Долина Кедрон – пересекает с севера на юг значительную часть Восточного Иерусалима и проходит вдоль восточной стены Старого города. Затем по удалении от Иерусалима долина продолжается на расстояние 30 км на юго-восток через Иудейскую пустыню к Мёртвому морю. Над долиной расположено израильское поселениe Кедрон; арабский район поблизости носит название Вади-аль-Джоз, по арабскому названию долины. В долине протекает река Кедрон, которая берет свое начало у стен Старого Города, течет через Иудейскую пустыню и впадает в Мертвое море. В эту реку много веков сливаются нечистоты (канализация) восточного Иерусалима и окрестных селений. Поэтому сегодня она превратилась в сплошной грязный вонючий поток, который несет свои воды, читай грязь, в Мертвое море. Уж не знаю почему, но с этим ничего не делают. Возможно потому, что очень тяжело перестроить систему сброса в городе, первые постройки которого датируются 4 тысячелетием до нашей эры.

Допустим, вы решили отправиться сюда пешком. Путь неблизкий. В Интернете я вычитала, что маршрут начинается от поселения Кедар Даром, находящегося в Иудейской пустыне, недалеко от Маале Адумим, к востоку от Иерусалима. Идти километров 15.

Если вы решили отправиться пешком от Вифлеема, то это порядка 8км.

У нас было не так много времени, поэтому мы выбрали самый неспортивный способ – взяли такси.
Добраться из Иерусалима до Вифлеема довольно просто. Только не надо брать прокатскую машину, на ней вас не пустят в Палестину, да и опасное это дело. Ну а вы идете на автобусную станцию, расположенную недалеко от Дамасских ворот Старого города. Там садитесь на 21 автобус, стоит 7,5 шекелей (инфа от 2013 года). Доезжаете до КПП, там пересаживаетесь на маршрутку, которая едет в центр города или сразу берете такси и едите в Мар Сабу. Надо учесть, что не всякий таксист согласится туда везти, но и без машины не останетесь. Сразу договаривайтесь с таксистом, сколько он вас будет там ждать. Не введитесь на разводы, что ехать далеко, а бензин дорогой. Торгуйтесь долго и с удовольствием. И да, паспорт обязателен! Много информации о том, как добраться из Иерусалима до Вифлеема и обратно тут http://tripster.ru/questions/23434/

Ну а теперь о самом монастыре. Греческий православный монастырь, Мар-Саба, был основан около 484 года преподобным Саввой Освященным и является одним из древнейших общежительных монастырей. Его жизнедеятельность не прерывалась ни разу со дня основания. Тот вид, который мы видим сейчас, монастырь приобрел лишь в 1840- годах. Финансировала проект Россия.
А началось все вот с чего.
Родился Савва в деревне Муталаска в Каппадокии в 439 г. Когда ему исполнилось 8 лет, его отца отправили военноначальником в Александрию, с ним же уехала и мать. Савва ушел в монастырь святой Флавианы и стал там послушником. Мальчик был умненький и сообразительный, с самого детства он решил стать монахом. В 18 лет он перебрался в Святую Землю, чтобы присоединиться к монастырю св. Евтимия, однако Евтимий не принял его из-за того, что тот слишком молодо выглядел. Тогда Савва присоединился к монастырю Теоктиста в ущелье Ог.
Для дальнейшего понимания объясню: Монастыри Иудейской пустыни делятся на два типа. Лавра – где монахи жили в отдельных кельях, зачастую отдаленных друг от друга часами ходьбы. Они занимались собственным делом, плели корзинки, например, и встречались, в основном, для совместной молитвы и трапезы в субботу и воскресенье. Название “лавра” по всей видимости, пошло от тропинок, соединяющих кельи монахов. Киновия – в таких монастырях монахи собирались для молитвы и совместной трапезы каждый день.
Стоит добавить, что существовал еще третий тип монашества – монахи анахореты. Эти жили сами по себе в различных норах, расселинах и пещерах и обычно отличались особенно крутым аскетическим образом жизни. Один такой до сих пор живет недалеко от монастыря Сент Джордж (о котором я буду писать чуть позже, он находится в Израиле, и тоже недалеко от Иерусалима).
Когда Савве исполнилось 30 лет, он решил бросить все и уйти жить одному. Он поселился в пещере и лишь раз в неделю приходил в монастырь Теоктиста за едой и пальмовыми ветками. Все остальное время он медитировал и вязал корзины.

Так прошло пять лет. Настало время сняться с насиженного места. И отправился Савва по пустыне, преодолевая все опасности, тяготы и самого себя. И пришел он на гору Мунтар, где встретил ангела. Ангел указал ему на долину Кедрон и на грот, где Савве предстояло жить. Здесь, прожив пять лет, Савва основал “Великую лавру”, на месте которой и находится монастырь Мар Саба.
Впоследствии Савва основал еще два монастыря, находившихся неподалеку. Но они просуществовали всего несколько веков, так как были слабо укреплены в отличие от Мар Сабы.

Слава о Савве пошла в народ, и вокруг него начали селиться ученики. Была построена первая пещерная церковь. В дальнейшем при поддержке императора Юстиниана были воздвигнуты укрепленные монастырские стены, дозорная башня, названная Юстиниановой.

Были времена, когда в монастыре и вокруг жили более 5000 монахов. Монастырь разросся и процветал. Это был целый город со своими зданиями, площадями, престижными районами и не очень. Кому интересно, то вот список основных зданий: Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и три церкви – Пещерная церковь Николая Чудотворца, Церковь Собора святых Архангелов, Церковь Софии (матери Саввы Освященного). Так же 6 часовен: Часовня-усыпальница Саввы Освященного, Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного, Часовня Георгия Победоносца, Часовня Иоанна Крестителя, Часовня Симеона Столпника в Женской башне, Часовня Иоанна Златоуста. И еще 5 скитов: Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы), Скит Иоанна Молчальника, Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта), Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия), Скит Иоанна, сына Ксенофонта. Двор с Погребальными Локулами – посередине стоит Часовня Усыпальница Преподобного Саввы.
Сейчас Монастырь являет собой огромную крепость, “влитую” в гору, нисходящую к реке Кедрон. Она идеально вписывается в окружающий пейзаж. В связи с тем, что географическое положение монастыря не предполагает никакого земледелия, монахи трудились над обустройством и усовершенствованием монастыря, создав красивейший пустынный монастырский ансамбль.

В настоящее время здесь живет 15 монахов, возглавляемые игуменом в сане архимандрита, которого назначает настоятель обители – иерусалимский патриарх. Все монахи греки, один – русский.

Живут монахи на подаяния и пожертвования, питаются один раз в день. По праздникам и по воскресеньям устраивают две трапезы.

В Лавре никогда не было электричества, поэтому фотографам не портят картинку столбы и провода.

Монахи хранят все трупы и кости своих умерших собратьев. В полу центрального дворика сделана бетонная яма, в которую сбрасываются тела умерших монахов, после чего яму замуровывают. На крышке указывается дата последнего захоронения. Через пару лет ямы открывают и достают мумифицированные тела. Их раскладывают в шкафы в специальных комнатах, потом демонстрируют паломникам. В одной из таких комнат хранится мумия Саввы. Мумия одета в красивые одежды, а на его ногах сверкают мохнатые плюшевые фиолетовые тапочки.

Однажды было чудо. В средние века в монастырь пришли турки и перебили почти всех монахов. Они оставили лишь одного, но и ему выкололи глаза. Тот слепой, на ощупь, кое-как похоронил своих товарищей. Спустя годы туда пришли другие монахи. Они откопали захоронения и обнаружили, что на пяти черепах монахов было не три шва (как от долей мозга), а четыре, и они образовывали крест. Сейчас эти черепа также показываются паломникам.

По давней традиции монастырский устав запрещает вход в монастырь всем женщинам. Для своей матери Софии Савва, рядом с Лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с Лаврой. Насколько я поняла, сейчас эта башня закрыта.

С 2011 года изменились правила посещения Лавры. Монахи не принимают гостей по средам и пятницам в течение всего года. Исключения: Рождественские и крещенские праздничные дни (с 23 декабря по 7 января), дни Страстной и Светлой седьмиц (с пятницы перед Вербным Воскресеньем по Неделю (пятница) Фомы). В течение этих дней Лавра будет открыта.
В остальные дни паломники будут приниматься с 9.00 утра (с 10.00 в период летнего времени) до захода солнца. Монахи обращают внимание, что время захода солнца в течение года изменяется

После осмотра монастыря можно по лестнице перейти на другую сторону каньона, сначала спустившись вниз, перейдя через поток воды, потом поднявшись наверх. В окрестных скалах видны пещеры, в которых жили монахи-отшельники в старые времена.

Приезжайте! Здесь есть на что посмотреть!
Еще больше фотографий тут
Много информации взято из интернета, так как на месте много информации не дают

В VIII в. в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранились пещера, в которой он жил, и его гробница.

История монастыря

Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики.

Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.


По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь.

Для своей матери, Софии, Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

В 1840 г. на средства России монастырь был восстановлен и укреплен контрфорсами.

В настоящее время обители проживают 15 монахов - греки, румыны и один русский.

Монастырские строения

Церкви

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон лавры)

Строительство было начато между 494 и 501 гг. братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора.

Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским. Собор каменный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 м.

К западной части пристроен притвор размерами 3,65 х 6,1 м. Купол опирается на шесть колонн, встроенных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» (святая лавра Саввы Освященного).

Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии.

Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник).

В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 г. из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.

Пещерная церковь Николая Чудотворца

Церковь Собора святых Архангелов

Построена в 1970-е гг. по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная.

Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Часовни

Часовня-усыпальница Саввы Освященного

Построена в VII в. для хранения мощей основателя лавры. В 1256 г. его мощи были вывезены в Венецию и после возвращения в 1965 г. в обитель были помещены уже в Благовещенском соборе.

Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями.


Над порталом находится греческая надпись: ‛Ο τάφος του ‛αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна.

Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного

Часовня Георгия Победоносца

Часовня Иоанна Крестителя

Часовня Симеона Столпника в Женской башне

Расположена в одной из трёх комнат Женской башни, лишена внутреннего убранства, имеется лишь небольшой .

Часовня Иоанна Златоуста

Скиты

Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)

Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно жития святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом.

В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду . Размеры пещеры 5,5 х 3,2 м, высота 2,7 м.

Скит Иоанна Молчальника

Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу . В первой половине VI в. в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4×2,8 м и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 м. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.

Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)

Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия)

Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 м от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI в. рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 м. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5×5 м и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII-VIII вв.

Скит Иоанна, сына Ксенофонта

Фотогалерея












Полезная информация

Монастырь Саввы Освященного
Мар Саба
греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου
араб. مار سابا
транслит. «Мар Саба»
ивр. מנזר מר סבא
англ. Great Lavra of St. Saba, Monastery of Mar Saba

Часы работы

  • с 9.00 (10.00 зимой) до захода солнца
  • закрыт: ср и пт., кроме Рождественских и Крещенских праздничных дней, дней Страстной и Светлой седмиц (с пт перед Вербным воскресеньем по неделю Фомы (вс).

Конфессия: православие
Епархия:
Тип: мужской
Основатель: Савва Освященный
Дата основания: 484 г.
Известные насельники: Иоанн Дамаскин, Иоанн Молчальник, Филумен Святогробец
Реликвии и святыни: мощи Саввы Освященного и других палестинских святых
Состояние: действующий

Настоятель: иерусалимский патриарх, управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников.

Расположение

Расположен в 12 км к востоку от Вифлеема на южном склоне ущелья Кидрон («Вади ан-Нар»). Доехать до монастыря можно на машине, но для израильтян это небезопасно, потому как дорога проходит через палестинские деревни.

Добраться пешком (только не летом!) можно из поселения Кедар-Даром, расположенного чуть южнее Маале Адуммим, 8 км туда, 8 км - обратно.

Подход к монастырю находится на территориях С и В и полностью разрешен к посещению властями Израиля.

Женщинам вход в монастырь запрещен. Они могут войти только в Женскую башню у ворот монастыря.

Одежда посетителей должна быть скромной. Если нет, монахи предложат одежду с длинными рукавами.

В монастыре никогда не было и по сей день нет электричества.

Фотографировать внутри без особого разрешения запрещено.

Иерусалимский устав

В монастыре уже при жизни св. Саввы был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время.

На создание Иерусалимского устава, содержащего кроме богослужебных указаний сведения о монашеских традициях палестинских монастырей VI в., оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого.

Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 г. когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров II Парвиз.

Печать святого Саввы

Только на этапе исследования находок археологи обратили внимание на одну из них – свинцовую печать, которой около 800 лет. Это булла, состоявшая из двух частей, через которые пропускалась скреплявшая документ нить или лента. Исследователи установили, что она принадлежит знаменитому монастырю.

На печати есть греческая надпись "Святой Савва". Она изображает старика с бородой, в длинном одеянии. В руке святой держит крест. На обратной стороне написано: "Печать Лавры святого Саввы Освященного". …

В октябре свершилась мечта идиота - я сделала это! Я прошла по Иудейской пустыне более 20км с рюкзаком за спиной и фотоаппаратом на шее!
Из Маале Адумим до монастыря Мар Саба и обратно!
Тяжело, но интересно и оооочень красиво!
Как водится, пару слов о монастыре, но только после просмотра фотографий, если у вас будет желание:-)
И так, в путь!
Можно и не пешком:-)

А это местные неуловимые мстители - бедуины;-)

А это такие же сумасшедшие, как и я:-)

Речка Кедрон.

Плоды пустыни. Инжир.

Осиный домик:-)

Кедрон. Вид сверху.

Уже видны древние кельи монахов-отшельников.

А это монастырские соседи.

А вон и монастырь виднеется.

Невероятное зрелище! Как можно было всё это построить в пустыне на отвесных скалах?!
Видимо, Он помогал:-)

А теперь посмотрим, что происходит за каменными высокими монастырскими стенами.

Батюшка привёз в монастырь свою паству.

Женщин в монастырь на пускают, но монах у входа любезно протянет Вам руку для поцелуя и благословит всех желающих дам.

Для душевных бесед место более, чем подходящее.

Вера, Бог, Любовь и голуби:-)

И божественно красивая Иудейская пустыня, в которую невозможно не влюбиться!

Мар Саба -православный греческий мужской монастырь на территории Западного берега реки Иордан , в Иудейской пустыне , в долине Кедрон . Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным . Является одним из древнейших общежительных монастырей . Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви .

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I , при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой . К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин , сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году ; о мученичестве упомянутых монахов рассказал в вводной главе «Пандектов », свидетель этой резни Антиох Палестинский .

В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил , писавший о ней:


Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.


За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх , а управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников.

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню », которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.
В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу.
Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени).

Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Добраться до Лавры можно следующим образом. Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит — кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Но мы пошли самым непростым путём!
Пешим ходом через пустыню!

February 2nd, 2014 , 03:57 pm

Преподобный Савва Освященный

Начал свою подвижническую деятельность с 8-летнего возраста. Юношей добывал себе пропитание плетением корзин. Затем, когда к нему стали стекаться другие ревнители пустынножительства, преподобный Савва в нескольких километрах от Иерусалима основал обитель, которая впоследствии стала знаменитой Лаврой Саввы Освященного . Будучи настоятелем обители, преподобный Савва написал первый Устав последования церковных служб, известный под названием Иерусалимский Устав, принятый во всех палестинских монастырях . Святой отличался прозорливостью, его молитвами совершались чудеса.

Преставился ко Господу в 532 году .

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом . В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475; память 4 марта) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна, их память 8 февраля . А в усыпальнице мощи святого Саввы в гробнице из стекла.


Мощи святого Саввы в стеклянной гробнице

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.

На месте где был похоронен святой Савва, ныне стоит построена усыпальница.

Великая Лавра святого Саввы Освященного

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания , в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного , крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен . Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню », которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

Еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва .

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы , сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

Монастырь неоднократно подвергался разорению.


В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 г.

В 786 г. бедуины, после месячной осады, взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены, либо поруганы, а монахи поголовно вырезаны.

В 1187 г. после завоевания Иерусалимского королевства Саладином лавра св. Саввы опять серьезно пострадала, часть монастырских построек была разрушена и погибло множество монахов.

Будучи не в силах противостоять постоянным набегам бедуинов, последние насельники лавры покинули ее еще до 1440 г. и она простояла необитаемой около 100 лет, пока власть в Палестине не перешла к туркам-османам. Охранные грамоты Сулеймана II позволили монахам возобновить деятельность лавры.

Монастырь был снова разрушен и разграблен бедуинами в 1834 г. и землетрясения 1837 г.

В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет и ни когда не было электричества, не работает сотовая связь . Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники и России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.


Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое , поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских. В 8 веке в лавре проживало аж до 5.000 иноков !!! . Настоятелем лавры является сам Иерусалимский Патриарх.


Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень .


Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.


Мощи Св.Саввы.

В Крыму, на Украине, тоже есть большой монастырь освящённый в честь Святого Савы Освященного и находится он в Мелитополе .