Храм св. Софии в Салониках. Храм Святой Софии Изменение настроек приватности

Церковь Святой Софии — это крестокупольный трёхнефный храм в городе Салоники, освящённый именем Софии Премудрости Божией. Это редчайший образец церкви иконоборческого периода, в котором сочетаются черты трёхнефной базилики и крестово-купольного храма. В 1988 году христианский храм в составе раннехристианских и византийских памятников города был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храма

На месте существующего ныне храма в первой половине V столетия располагалась раннехристианская пятискатная базилика святого Марка. Наряду с другими постройками, это был комплекс религиозных сооружений, общая площадь которого составлял более 8 тысяч квадратных метров. Первая церковь на том месте была разрушена землетрясением в 618-620 годах. На ее месте появился вскоре нынешний храм, занимая только часть предыдущей территории комплекса.
Строительство храма продолжалось с 690 по 730 годы. Первое письменное упоминание его было обнаружено в письме Феодора Студита от 795 года. Окончание строительства церкви Святой Софии пришлось на период правления императора Льва III. Тогда в Византийской империи началось иконоборчество, объясняющее минимальное количество мозаичных украшений в интерьере.
В середине XI века храм перестроили, пристроив к его западной части просторный нартекс. Входные ворота снесли, а восточную стену нартекса украсила фресковая живопись.
В 1430 году Салоники завоевали турки, но храм до 1523 года использовался для христианских богослужений, но вскоре он был обращён в мечеть. Турки изменили внешний вид церкви Святой Софии — фасад украшает портик в османском стиле, колокольня была переделана в минарет, а также был возведен второй минарет в османском стиле. Внутри ничего не меняли, а всего покрыли штукатуркой, сохранившей мозаики собора.
В 1890 году вследствие пожара строение было полуразрушено. В 1910 году турки выполнили ремонт. В 1912 году Салоники вернулись к Греции, и церковь Святой Софии была возвращена христианам. Османский минарет разобрали, а колокольне вернули изначальную функцию. Ныне храм является действующим.

Архитектурные особенности

Размеры храма: 42 на 35 метров, диаметр купола —10 метров, высота рукавов креста —16 метров. В архитектуре храма сочетаются черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. Купол лежит на парусах, опирающихся на столбы. Выделяются глубокие подкупольные арки, образующие крестообразно расходящиеся рукава. Пространство храма разделено на три нефа, но боковые нефы не соответствуют апсидам на стыке центрального и боковых нефов. Барабан имеет прямоугольную форму, а купол удерживается на полуцилиндрических балках.
В архитектуре церкви Святой Софии имеется ряд недостатков: основание купола выполнено не в форме круга.

Внутреннее убранство

Храм имеет характерную для поздневизантийских крестокупольных базилик квадратную форму. Чередующиеся античные и византийские колонны разделяют внутреннюю часть храма. Для колонн них использованы капители, увенчанные двумя рядами развивающихся листьев, позаимствованных из более древнего храма V столетия. Стены оштукатурены и выполнены под мрамор, на них нанесён растительный орнамент.
Здесь сохранились мозаики и фрески XI века, расположенные в ряд на восточной стене нартекса.

Церковь Айя София находится в двух кварталах от храма Панагии Ахиропиитос . Конечно, это не та знаменитая Святая София Константинопольская, что была славой и венцом Византии, а теперь является музеем и мечетью в современном городе Стам­буле. Но, как говорят исследователи, Святая София в Салониках была построена в тот же период (527-565 гг.). Первоначально возведённый храм был разрушен ужасным землетрясением 620 года, а ны­нешнее здание существует с середины VII века. Наличие множества общих архитектурных деталей, как в первоначаль­ном варианте, так и в восстановленной в VII веке построй­ке, свидетельствует о том, что храм в Салониках создавался по образцу Константинопольского. В любом случае, первоначаль­ный храм был возведен спустя какое-то время после Первого Вселенского Собора 325 года, на котором был принят догмат о божественности Христа. Еще Ветхий Завет говорит о Нем как о "Премудрости Божией, через Которую был сотворен мир" ("Пре­мудрость" по-гречески "София").

Показать больше

Храм построен по плану купольной базилики . Самая древ­няя мозаика (середины VIII века) находится на алтарном своде. На ней изображен большой крест, вписанный в окруж­ность из звезд и монограмм благодетелей и ктиторов храма, Императора Константина VI (780-797), его матери Ирины и митрополита Феофила Солунского. Гигантский купол покрыт великолепной мозаикой IX века, изображающей Возне­сение Господне, а апсида алтаря - столь же прекрасной мозаи­кой XX века "Богородица на Престоле". Со времени падения Салоник и до 1912 года оттоманские захватчики ис­пользовали здание этой церкви как мечеть. В нартексе покоятся мощи святителя Василия Нового из Салоник, исповедника X века.

История храма

На месте существующего ныне храма в первой половине V столетия располагалась раннехристианская пятискатная базилика святого Марка. Наряду с другими постройками, это был комплекс религиозных сооружений, общая площадь которого составлял более 8 тысяч квадратных метров. Первая церковь на том месте была разрушена землетрясением в 618-620 годах. На ее месте появился вскоре нынешний храм, занимая только часть предыдущей территории комплекса.

Строительство храма продолжалось с 690 по 730 годы. Первое письменное упоминание его было обнаружено в письме Феодора Студита от 795 года. Окончание строительства церкви Святой Софии пришлось на период правления императора Льва III. Тогда в Византийской империи началось иконоборчество, объясняющее минимальное количество мозаичных украшений в интерьере.

В середине XI века храм перестроили, пристроив к его западной части просторный нартекс. Входные ворота снесли, а восточную стену нартекса украсила фресковая живопись.

В 1430 году Салоники завоевали турки, но храм до 1523 года использовался для христианских богослужений, но вскоре он был обращён в мечеть. Турки изменили внешний вид церкви Святой Софии - фасад украшает портик в османском стиле, колокольня была переделана в минарет, а также был возведен второй минарет в османском стиле. Внутри ничего не меняли, а всего покрыли штукатуркой, сохранившей мозаики собора.

В 1890 году вследствие пожара строение было полуразрушено. В 1910 году турки выполнили ремонт. В 1912 году Салоники вернулись к Греции, и церковь Святой Софии была возвращена христианам. Османский минарет разобрали, а колокольне вернули изначальную функцию. Ныне храм является действующим.

В 1988 году христианский храм в составе раннехристианских и византийских памятников города был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: 546, Agias Sofias 22, Thessaloniki 546 23
Телефон(ы): +30 231 027 0253

Одним из самых старых и прекрасных храмов в Салониках является храм Святой Софии. Этот храм, также как и базилика Дмитрия Салунского относится к древнехристианским постройкам. Попасть в нее сложно, она в основном всегда закрыта. Построен храм в честь Христа, также как и Софийский собор в Стамбуле, эти два храма имеют много общего.


Архитектура храма представляет собой почти квадрат, разделенный на три нефа. В центре квадрата четыре столба и арки поддерживают огромный купол, который окружен квадратным барабаном и образует крест.


Вокруг купола имеется ряд арочных окон, которые подсвечивают купол и красивое мозаичное панно Вознесение Христа. На нефы храм разделен античными и византийскими колоннами, которые отделяют центральную часть от боковых проходов, которые вместе с притвором формируют обходную галерею.


Алтарь, состоит из трёх частей, он присоединён на востоке к четырёхсторонней конструкции храма как независимое архитектурное строение.


Внутреннее убранство храма относится к трем разным периодам. Первый период относится ко времени иконоборчества. В это время вместо икон в храмах использовались только изображения креста, вместо старых росписей делались декоративные изображения растений и животных, изображались светские сцены. В настоящий момент от той эпохи в храме сохранился орнамент, состоящий из крестов и листьев, отмеченный мозаичными монограммами, принадлежащими императору Константину VI, а так же большой иконоборческий крест в конхе алтарной апсиды, от которого осталась лишь тень под образом Божьей матери, которая сидит на троне, с Младенцем Христом на руках. Эта мозаика относится к третьему периоду украшения храма XI или XII веков.


К этому же периоду относятся фрески, которые сохранились на оконных сводах, на фресках изображены образы святых монахов, а так же Святая Феодора из Салоник.



Ну а ко второму этапу относится прекрасная купольная композиция «Вознесение», конец IX века так называемого «Возрождения эпохи македонских императоров».



Храм имеет богатую историю, за время своего существования он был и кафедральным, и католическим храмом, и мечетью. Во время существования мечети внутреннее убранство храма не было уничтожено, так как сверху ценнейших мозаик был нанесен слой штукатурки. В 1890 храм очень сильно пострадал при пожаре, однако в 1907—1910 годах турки сделали ее ремонт. А в 1912 году Святая София была возвращена христианам. Храм включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Остальные фотографии монастыря можно посмотреть

Вконтакте

Представляет собой исключительно редкий образец церкви иконоборческого периода, сочетающий в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики.

В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храма

На месте существующего храма в первой половине V века располагалась раннехристианская пятискатная базилика, посвящённая святому Марку. Вместе с другими постройками она представляла собой комплекс религиозных сооружений площадью более 8000 кв. м. Эта церковь была разрушена землетрясением в 618–620 годах, и на её месте был построен нынешний храм, занявший только часть прежнего комплекса.

Строительство храма относят к периоду между 690 и 730 годами, а первое письменное упоминание о нём содержится в письме Феодора Студита от 795 года. Окончание строительства храма Святой Софии приходится на период правления императора Льва III, при котором в Византийской империи началось иконоборчество, что объясняет минимальное количество мозаичных украшений храма.

В византийский период храм окружали многочисленные административные и культовые сооружения. Иоанн Камениата, описывая в начале X века церкви Салоник, называет храм Святой Софии одним из самых выдающихся.

В 1357 году в храме погребли архиепископа Григория Паламу, вскоре канонизированного в лике святых, а его мощи стали почитаться источником чудес. В X веке Софийский собор стал кафедральным храмом Фессалоникийской митрополии. В период завоевания города крестоносцами и существования Фессалоникского королевства в нём находилась кафедра католического епископа.

Около середины XI века храм был перестроен. К его западной части был пристроен просторный нартекс. Входные ворота прежней постройки были снесены, а восточную стену нартекса украсили фресковой живописью.

После завоевания Салоник турками в 1430 году храм до 1523 года продолжал использоваться для христианских богослужений, но потом, как и другие храмы города, был обращён в мечеть.

Kimdime69 , Public Domain

Турками был изменён внешний вид храма - фасад украсил портик в османском стиле, колокольню переделали в минарет, а затем возвели и второй минарет в османском стиле. Внутреннее убранство храма уничтожено не было, его покрыли штукатуркой, которая и сохранила мозаики собора. В 1890 году пожаром строению был причинены значительные разрушения. В 1907–1910 годах турки выполнили ремонт.

В 1912 году по итогам Первой Балканской войны город Салоники перешёл к Греции и Святая София была возвращена христианам. Османский минарет был разобран, а колокольне была возвращена изначальная функция. Храм является действующим и относится к митрополии Фессалоник. В современных Салониках собор находится в историческом центре города, а улица и площадь перед храмом носят названия в честь святой Софии.

Внутреннее убранство

Храм имеет квадратную форму, характерную для поздневизантийских крестокупольных базилик. Античные и византийские колонны, чередуясь, разделяют внутреннюю часть храма. Для колонн использованы капители, украшенные двумя рядами развивающихся листьев (аналог капителей в базилике Святого Димитрия), которые были позаимствованы из более древнего храма, вероятно, V века. Стены храма оштукатурены и раскрашены под мрамор. В ряде мест нанесён растительный орнамент.

Fingalo , CC BY-SA 2.0

Купол храма опирается на цилиндрический барабан, который, снижаясь, принимает форму квадрата с двенадцатью окнами, пространство выше которых покрыто мозаикой с изображением Вознесения. Также мозаикой украшен и свод апсиды алтарной части, где имеется мозаичное изображение Богородицы, относящиеся к иконописному типу «Одигитрия».

Кроме мозаик в храме сохранились фрески XI века, которые были выполнены при его реконструкции после пожара 1037 года. Фрески расположены в один ряд на восточной стене нартекса. На большинстве из них изображены святые, канонизированные в лике преподобных. Среди них выделяются преподобная Феодора и преподобный Евфимий - святые из Салоник.

Мозаики

Мозаика апсиды - «Одигитрия »

Храм был построен в период иконоборчества, в связи с чем изначально апсида была украшена огромным крестом, а свод вимы - многочисленными небольшими крестами в прямоугольниках (так называемая аниконическая декорация).

Эти мозаичные изображения были созданы в 780-е годы (то есть после первого восстановления иконопочитания императрицей Ириной или незадолго до него). Такая датировка основана на сохранившихся монограммах Константина VI, его матери императрицы Ирины и надписи с упоминанием епископа Феофила, бывшего участником Седьмого Вселенского собора в 787 году.

Они находятся в своде алтаря рядом с крупным изображением равноконечного креста в круге.

неизвестен , Public Domain

Вскоре после окончательного восстановления иконопочитания императрицей Феодорой в 843 году изображение креста было заменено мозаичным изображением Богородицы, сидящей на троне, с младенцем Христом на руках.

Изображение выполнено на золотом фоне. Мастер, создававший мозаику, не был знаком с принципами исправления перспективных искажений. По этой причине созданная им фигура Богородицы на полукруглой поверхности апсиды получилась широкой и грузной, а фигура Богомладенца Христа, напротив, слишком маленькой.

На уровне плеч Богородицы сохранились контуры креста, первоначально украшавшего апсиду. Под изображением Богородицы сохранилась надпись, относящаяся к первоначальному мозаичному украшению апсиды:

«Господь Бог, сделай прочным это строение, так чтобы оно было непоколебимо до скончания века, для того чтобы был славен Ты, Твой Единородный Сын и Твой Пресвятой Дух ».

Между сводом алтаря и аркой на узкой лицевой части мозаикой выложена цитата из 64-го псалма:

«Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего» (Пс. 64:5).

Мозаика купола - «Вознесение»

На большой мозаике купола изображена сцена Вознесения Иисуса Христа. Образ Христа заключен в многоцветную шарообразную рамку - мандорлу, поднимаемую в небо двумя ангелами. Христос, благословляющий правой рукой, изображён сидящим на радуге.

неизвестен , Public Domain

Вокруг этого центрального образа изображены двенадцать апостолов и Богородица в окружении двух ангелов, один из которых указывает на слова из апостольских деяний, написанные над их головами:

«…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Относительно датировки данной мозаики существуют следующие версии:

  • по мнению Шарля Диля и М. Ле Турно, создана в два этапа: Христос с ангелами - VII век, Богоматерь, ангелы и апостолы - IX век. Данная датировка, по мнению профессора Петербургского университета Д. В. Айналова, не имеет никаких оснований;
  • академик В. Н. Лазарев датирует мозаику IX веком на основании её сходства с росписями шестой капеллы в Гёреме и с мозаиками капеллы Сан Дзено в базилике Санта-Прасседе. Также в пользу такой датировки, на его взгляд, свидетельствует сохранившаяся в куполе надпись с упоминанием солунского архиепископа Павла (880-885 годы), которая, возможно, была выполнена одновременно с мозаикой.
  • искусствовед Г. С. Колпакова датирует мозаику ок. 849 годом то есть первыми годами после окончательного восстановления иконопочитания.

Изображения апостолов отделены друг от друга деревьями. Мастер попытался передать индивидуальные черты каждого апостола: один смотрит на небо, прикрывая глаза рукой, другой представлен задумчивым со слегка опущенной головой, которую он поддерживает рукой, третий выражает изумление, наклонив голову и сжимая руку у подбородка. Апостолы, в отличие от Христа и Богоматери, изображены не имеющими нимба. Богородица изображена в молитвенном положении с поднятыми вверх руками.

неизвестен , Public Domain

Характеризуя технику исполнения мозаики, австрийский искусствовед Отто Демус пишет, что она представляет пример идеальной оптической системы отрицательной перспективы, характерный для средневизантийского искусства.

Длинные ноги фигур, то есть те их части, что находятся на более или менее вертикальных и поэтому подверженных сильному сокращению участках купола, укороченные торсы, небольшие головы - словом, всё изображено именно так, чтобы при взгляде снизу пропорции фигур казались нормальными. Даже несколько странное изображение сидящего Христа в зените купола попадает в точку - зритель воспринимает Его фигуру почти неискажённой, а это значит, что она оказывается меньше и шире. Её относительная неуклюжесть связана с тем, что изображение сидящей фигуры на обозреваемой снизу горизонтальной поверхности для византийского художника было почти неразрешимой проблемой.

Также он отмечает, что помещение в куполе композиции Вознесение Христово является примером архаичной иконографии и не размещение в куполе Христа Пантократора, традиционного для столичного искусства Византии, объясняется провинциальным положением Салоник. Г. С. Колпакова относит мозаику к примерам архаического народного вкуса, но отмечает, что её отличает «академизация приёмов, усиленная стилизация объёмов, их точёность, орнаментализация очертаний деталей ».

неизвестен , Public Domain

Данная мозаика стала прототипом росписи купола Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (середина XII века), а её отдельные мотивы были использованы для создания мозаичной композиции конхи алтаря лютеранской церкви Вознесения в Иерусалиме (1907-1910 годы).

Фотогалерея









Полезная информация

Хра́м свято́й Софи́и
греч. Ἁγία Σοφία

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр,
  • пн–вс: 08:00–13:00 и 17:00-21:00

Адрес и контакты

Греция, 54623, Салоники, ул. св. Софии, 39
Agias Sofias 39, 54623 Thessaloniki, Greece

☎ +(30 2310) 27 02 53

Статус

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 456

Краткая информация

Архитектурные особенности

Размеры храма составляют 42 (длина) на 35 (ширина) метров, диаметр купола - около 10 метров, а высота рукавов креста - около 16 метров. Архитектура храма сочетает в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. Купол положен на парусах, которые опираются на столбы. Выделяются очень глубокие подкупольные арки, которые образуют крестообразно расходящиеся от купола рукава. При этом пространство храма расчленено на три нефа, хотя боковые нефы и не соответствуют апсидам, которые находятся на стыке центрального и боковых нефов. К архитектурным элементам, характеризующим переход от куполообразной к крестокупольной базилике, относится также и то, что барабан имеет прямоугольную форму, купол держится на полуцилиндрических балках:95.

В архитектуре храма виден ряд недостатков (например, основание купола не имеет формы круга, а почти четырёхугольное с закругленными углами), которые объясняются тем, что, вероятно, архитектор ещё не освоил строительство нового вида церквей с базированием купола на арках:94-95. Общий стиль памятника провинциален, хотя масштаб постройки и сложность композиции свидетельствуют о восстановлении архитектурных традиций VI века. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, храм Святой Софии напоминает константинопольские постройки Юстиниана и в первую очередь церковь Святой Ирины.

В архитектуре алтарной части видны новые архитектурные формы, вызванные изменениями, произошедшими в чине литургии: для приготовления Святых Даров сделано помещение для жертвенника, а справа от алтаря, симметрично жертвеннику, - диаконник для хранения церковной утвари и облачений:96.

Внутреннее пространство храма разделено двумя рядами колонн, своды купола держатся на четырёх объемных колоннах византийского стиля, а неф имеет крестовый свод.

Включение в число объектов Всемирного наследия

15 января 1987 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО была номинирована группа раннехристианских и византийских памятников в городе Салоники, включающая и храм Святой Софии. В сентябре 1988 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием возможности их включения в реестр. На 14-й сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Бразилии 5-9 декабря 1988 года, указанная группа памятников была включена в Список объектов Всемирного наследия под номером 456.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Крестокупольный трёхнефный христианский храм Святой Софии , расположенный в , наряду с , является главным религиозным сооружением города. В 1988 году он был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как уникальный памятник раннехристианской и византийской эпох. Церковь освящена во имя Софии Премудрости Божией и служит постоянным местом паломничества многих верующих. Прежде, около полутора тысяч лет назад, здесь стояла пятискатная базилика Святого Марка, представлявшая собой целый комплекс зданий религиозной направленности, занимавший площадь порядка 8 тысяч кв. м. Вследствие сильного землетрясения в период 618-620 годов, он был разрушен и на его месте появился нынешний храм.

Окончание строительства церкви датируется временами правления византийского императора Льва III Исавра, известного как сторонника иконоборчества. За долгие столетия своего существования, церковь Святой Софии пережила немало славных и трагических событий. Так, в Х веке она стала кафедральным храмом Фессалоникийской митрополии, а во времена крестоносцев здесь размещалась кафедра католического епископа. Спустя несколько десятилетий после начала османского правления христианская обитель преобразовалась в мечеть. К тому же турки значительно изменили внешний облик сооружения, добавив минареты и украсив некоторые элементы в традиционном османском стиле. С возвращением православия, церковь снова приобрела христианский вид и подверглась глобальной реконструкции.

На сегодняшний день, длина храма составляет 42 метра, при ширине 35 и диаметре купола 10 метров. При этом подкупольные арки отличаются большой глубиной и образуют крестообразно расходящиеся от купола рукава. По своей структуре здание напоминает старинные постройки Константинополя времён Юстиниана и храм Святой Ирины в современном . Внутреннее убранство поражает уникальными древними фресками и мозаиками, а также обилием античных и византийских колонн, разделяющих помещения. Стены отделаны штукатуркой и выкрашены под мрамор. Среди многочисленных старинных фресок выделяются изображения преподобных Феодоры и Евфимия. Из мозаик обращают на себя внимание «Одигитрия» и «Вознесение». Примечательны также изображения Богородицы, Иоанна Богослова и Христоса, возносимого ангелами.

В наши дни, храм Святой Софии служит не только как православный центр паломничества, но и выступает в качестве уникального архитектурного памятника, привлекая множество туристов. Он прекрасно просматривается при въезде в город и хотя территория обнесена оградой, вход открыт для всех желающих. В специальной маленькой часовне тут даже лежат свечи для общего пользования. Атмосфера тишины и умиротворённости является одним из главных достоинств этой обители, а её исторический статус придаёт храму величия и немного загадочности.