Путешествия по Беларуси - Давид-Городок, город. Давид-Городок - город Столинского района, Брестской области Беларуси. Церковь. Достопримечательности, Путешествие и туризм, Исторические и архитектурные памятники Беларусь, Давид-Городок, история возникновен

Давид-Городок – один из самых южных городов Беларуси. Впервые упоминается в 1127 году. Получил название в честь князя Давида Игоревича, который основал поселение. Небольшой город, скорее местечко, раскинулся вдоль берега полноводной реки на автодороге Житковичи – Туров – граница с Украиной (пункт пропуска Верхний Теребежов). В Давид-Городке две СШ, детский сад, школа искусств, ДЮСШ, Дом детского творчества, две библиотеки. Есть больница, поликлиника, две аптеки, почта, два банка, два кафе, гостиница.

Главная достопримечательность Давид-Городка – это церковь Святого Георгия. Построена в 1724 году, памятник народного деревянного зодчества. Находится недалеко от моста через озеро Сежка, при движении со стороны Турова слева. Пройдите по возвышенности, на которой стоит Храм, полюбуйтесь творением рук предков. Но на службу в церковь вы не попадёте, так как она сейчас недействующая. А вот дальше, перед мостом через Горынь, тоже слева расположена вторая, каменная, красно-белая церковь. Она возведена в 1913 году и освящена в честь иконы Казанской Божией матери. Этот Храм также представляет культурно-историческую ценность. Воскресная служба начинается в 10 часов, можно зайти, поставить свечи, помолиться перед чудотворными иконами.

Есть в Давид-Городке и костел, датируемый 1935-36 годами. Сейчас во время реконструкции костел можно посмотреть только снаружи. В центре города стоит величественный памятник князю Давиду, который, кажется, только что приплыл на корабле, встал на возвышенности, осматривает местность и, возможно, в этот момент решает: Здесь быть городу!

Сохранилось древнее городище, которое относится к 12 веку. Сейчас выглядит как небольшой холм на Замковой горе. Пройти сюда можно от памятника основателю города. Известно, что под землей находятся остатки древнего поселения. Здесь недавно установили три креста на месте сгоревшего в 30-х годах прошлого века Храма. Первые паломники уже побывали на этом святом месте.

В урочище Хиновск, где во время Великой Отечественной войны были убиты евреи Давид-Городка и окружающих деревень, в 1986 году установлен памятник. Сюда приезжают люди из разных стран, чтобы почтить память невинно убиенных. Посетите музей истории Давид-Городка. Здесь узнаете о прошлом городка, увидите некоторые предметы быта, старинное оружие. Есть небольшой музей и в СШ № 2.

Самое интересное мероприятие, проводимое в Давид-Городке — «Коники». Это народное костюмированное гулянье. Люди, переодетые в различные маски, останавливают и проезжающие мимо машины, поют, пляшут. Ну, за это, конечно, дают им небольшую денежку. На площадке проходят концерты. В это время в Храме служится благодарственный молебен в честь начала года. Карнавал проходит ежегодно в ночь с 13 на 14 января. Плохо, что зимой. К услугам отдыхающих есть палатки, где они могут купить напитки, еду, сувениры. В прошедшие годы на маскараде было замечено много приезжих из зарубежья.

От Давид-Городка, когда едешь в сторону Турова, на расстоянии восемь километров находится «огуречная столица» Беларуси – агрогородок Ольшаны. Это очень большой населенный пункт. Много магазинов, есть «Ольшанское поместье» с хорошими гостиничными номерами, рестораном. В агрогородке множество фермерских хозяйств, можно посетить хозяйство «Бродок», чтобы удивиться достижениям в сельском производстве.

Если вы свернете после моста через озеро Ольшанское направо, проедете четыре километра, въехав в агрогородок Ремель, повернете влево, то попадёте на конеферму. Здесь можно увидеть очень дорогих лошадей, покататься на пони или на обычной лошади. Этот объект часто посещается туристами.

Проехав Ремель и Мочуль, попадёте в деревню Теребличи. Здесь, в глубинке Полесья, можно увидеть один из пятнадцати самых необычных музеев Беларуси. В нем собрано около тысячи предметов быта, которыми пользовались наши предки. Руководит музеем Почетный полешук Иван Филиппович Супрунчик, высекающий обыкновенным топором деревянные скульптуры. Изделия Супрунчика изображают местные предания и обряды.

После музея вы можете отправиться в лес. Прямо из центра деревни гравийная дорога заведёт в урочище Язвинки. Там в гостевом домике можно отдохнуть, из окон благоустроенных комнат любоваться красотами природы. А хотите – пройдите по лесной тропинке. Увидите маленькую церквушку, подниметесь на обзорную вышку высотой 52 м.

Посетите Давид – Городокский край — и вы получите массу впечатлений, познакомитесь с традициями жителей белорусского Полесья, которые сохранились до наших дней. После подготовки к областным «Дожинкам -2017» Давид-Городок стал ещё более красивым, благоустроенным.

Давид-Городок (белор. Давыд-Гарадок) город (с 1940) в Столинском районе Брестской области Белоруссии. Расположен на реке Горынь. 6 700 жителей (2009).

Известные уроженцы и жители

  • Мисько, Павел Андреевич (1931-2011) - белорусский писатель, автор книг прозы для детей, писатель-фантаст.

Еврейская община

В 1521 1551 гг. Давид-Городок является владением польской королевы Боны Сфорца. При благоприятствовании с её стороны в Д-Городок и окрестности начали приезжать и селиться евреи из Западной Европы. Они занимались ремёслами и торговлей.

В Литовско-Польском княжестве евреи пользовались значительными льготами в экономической сфере, имели своё самоуправление - жили Кагалом, исповедовали Иудаизм. Так было и в Д-Городке. Здесь был свой раввин, действовали две синагоги, еврейские школы. Правовое положение евреев было узаконено в Конституции от 1588 г.

После Второго Раздела Речи Посполитой в 1793 году Д-Городок вошёл в состав России и стал центром уезда Минской губернии.

Советская Власть в Д-Городке была установлена в ноябре 1917 года. В 1918-1920 Д-Городок оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками. С 1921 по 1939 годы он находился в составе Польши. Евреи Д-Городка жили по центральной Юрьевской (сейчас Советской) улице в домах с выходом прямо на улицу.

После прихода советской власти евреи принимают активное участие на выборах в местные органы власти.

С января 1940 г. Д-городок - центр района Пинской области, Белорусской республики.

7 июля 1941 года Давид-Городок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Немцы сделали в Давид-Городке гетто для местных евреев. Еврейских женщин и детей, это около 1200 человек, местные жители (мещане) выгнали из города, а их имущество было разграблено местными жителями[источник не указан 122 дня]. Впоследствии, почти все они погибли при уничтожении Столинского гетто в урочище Стасино.

Фашистами было строго запрещено местным жителям прятать у себя евреев, за неподчинение расстреливалась вся семья, спрятавшая у себя в доме еврея. Евреи предлагали жителям деньги и золото, чтобы их спрятали или вывезли к партизанам. Некоторые, рискуя собственной жизнью и жизнью своих родных, соглашались на это и помогали евреям.

Геральдика

22 января 1796 года (закон № 17435) утвержден герб местечка Давыдогородка (вместе с другими гербами Минского наместничества).

«В верхней части щита герб Минский. В нижней - в черном поле река Припять, на берегу коей серебряная пристань с двумя воротами и с пристающим золотым судном, нагруженная товаром, в трех тюках связанным»

Герб Давид-городка утверждён 28 июня 1997 года Решением № 17 Давид-Городокского горисполкома. Герб внесён в Гербовый матрикул Республики Беларусь 1 декабря 1997 года под № 10:

«в чёрном поле „русского“, или „французского“, щита река Горынь, на берегу которой серебряная пристань с двумя воротами, к ней пристаёт золотое судно с тюками товаров».

История

Возник в конце XI или нач. XII веков. Основателем города считается Владимир-волынский князь Давид Игоревич, именно в честь него город и получил имя. Согласно местному преданию, Д.-Г. был построен каким-то туровским князем, принявшим в православии имя Давыд. Сначала местность вокруг Д.-Г. принадлежала Киевской Руси, затем Волынскому княжеству. В XII-XIII вв.- центр удельного княжества, потом город оказался в составе Великого княжества Литовского. В 1509 он входил в состав Пинского кн-ва.

Давид-Городок - это маленький город Столинского района, Брестской области Беларуси. Основной архитектурной достопримечательностью Давид-Городка является деревянная церковь Святого Георгия, построенная во второй половине 17-го века и несколько перестроенная в 1724 году. Во внешнем и внутреннем убранстве данного храма нет никаких сложных архитектурных элементов, все выполнено достаточно просто и сдержанно, что весьма характерно для таких старинных деревянных культовых построек. На сегодняшний день данный храм в Давид-Городке находится в отличном состоянии и является очень интересным архитектурным памятником белорусского деревянного зодчества, культурно-исторической ценностью и достопримечательностью Беларуси. На примере данного храма можно попытаться представить как выглядели типичные деревянные церкви в далеком 17-ом веке. Возле церкви Святого Георгия в Давид-Городке имеется также небольшая колокольня, построенная в 19-ом веке.

Другой достопримечательностью Давид-Городка является церковь Казанской иконы Божьей Матери. Данный храм был возведен в Давид-Городке относительно недавно, в 1913 году. Рядом с церковью имеется также небольшая часовня и красивая брама, построенные в том же году. Данный прекрасный храм на текущий момент также находится в отличном состоянии и является архитектурным памятником и культурно-исторической ценностью Беларуси.

Своеобразной визитной карточкой, символом и самым узнаваемым объектом Давид-Городка является памятник князю Давиду - основателю Давид-Городка, в честь которого этот городок и получил свое название. К другим достопримечательностям Давид-Городка можно также отнести: во-первых, здание бывшего костела, первоначального построенное в 1936 году, а на данный момент перестроенное под клуб; и во-вторых, несколько других строений относящихся в основном к началу 20-го века, во главе со зданием бывшего штаба польского пограничного батальона, которые можно отнести к городской исторической застройке.

Давид-Городок - это одно из древнейших поселений на территории современной Беларуси. Здесь имеется древнее городище или, по-другому, замчище относящееся к 12-му веку. Сейчас этот археологический памятник представляет из себя просто небольшой холм характерной формы. Но под небольшим слоем грунта там действительно скрываются остатки древних деревянных строений и оград, глинобитных печей и мощеных деревом улиц.

Подробности Категория: Идеи для путешествий Автор: Катерина Гусева

Сегодня смотрим достопримечательности белорусского Полесья. Микашевичи, Житковичи и Туров с его «растущими» крестами и древним храмом, уничтоженным землетрясением – все это в первой части статьи .

Давид-Городок. Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь

Ольшаны. Молельный дом

Впереди – достопримечательности Ольшан и Давид-Городка .

Ольшаны. Огуречный рай

Ольшаны можно смело называть белорусским экономическим чудом. Здесь практически каждая семья занимается выращиванием огурцов. И, что характерно, отлично на этом зарабатывает. Говорят, 10 – 12 тыс. долларов за сезон. Теплицы – просто везде. Огромные, тянущиеся на десятки и сотни метров (у меня даже возникало ощущение, что чуть ли не на километры). И поскромнее – чтобы умещалась во дворе.

Ольшаны. Возле теплиц высажены огромные яблоневые сады

Ольшаны. Теплицы

Довольно неожиданная отличительная особенность Ольшан – более половины населения здесь протестанты. Этому есть объяснение. Еще в 1927 году, «за польским часам» в Ольшанах появились первые проповедники-евангелисты. И очень скоро многие местные жители подались в протестантизм.

После присоединения Западной Беларуси к Восточной в Ольшанах начались тяжелые времена. Верующим не давали поступать в вузы и, соответственно, получать работу в городе. Кормились буквально тем, что сами и выращивали. Поэтому уже с конца 70-х местные жители умудрялись растить на продажу огурцы, которые и возили по всему СССР. С распадом Советского Союза Ольшаны окончательно превратились в «огуречную столицу». Но протестантизм при этом не бросили. Вот такой роскошный молельный дом есть сейчас в Ольшанах.

Дом молитвы в Ольшанах

Есть и церковь – св. Параскевы Пятницы. Современная, но построенная на месте более древнего деревянного храма, который сгорел. Напротив, на большом валуне – мемориальная табличка с историей церкви.

Церковь св. Параскевы Пятницы в Ольшанах

История церкви св. Параскевы Пятницы в Ольшанах

А еще в Ольшанах очень симпатичная рядовая застройка. Деревянные домики почти все украшены резьбой, а на крыше у большинства их них – «солнышко». Как защита от злых духов.

Ольшаны. Застройка

Рядовая застройка в Ольшанах

Давид Городок. Город Давида

Начнем с того, что Давид-Городок был основан еще на рубеже XII – XIII веков. Князем, естественно, Давидом. Но не тем знаменитым Давидом Городенским, который под Новогрудком навалял крестоносцам и отобрал у них лошадей и доспехи. Нет, тут отметился другой Давид. Волынский князь Давид Игоревич. Он получил здесь княжение и стал основателем местной династии.

На гербе Давид-Городка имеется пристань и золотой корабль, который к ней причаливает. И это не случайно сам город расположен на реке Горынь. А значит, местные князья могли контролировать движение судов, как по этой реке, так и по Припяти.

Сейчас в центре города есть памятник князю Давиду.

Памятник князю Давиду в Давид-Городке

Сохранилась и Замковая гора. Правда, без малейших следов укреплений – замок-то был деревянным. Зато есть памятный камень, который отмечает собой место, где начинался город.

Замковая гора в Давид-Городке

Замковая гора в Давид-Городке

Замковая гора в Давид-Городке

Кстати, в 1551 году Давыд-Городок перешел во владения Николая Раздивилла Черного, который основал здесь Давид-Городокскую ординацию. Но от тех времен никаких достопримечательностей не осталось.

Самая старая постройка здесь – деревянная Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь. Ее относят к XVIII веку. Храм считается праобразом многих культовых сооружений белорусского Полесья.

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Возле Георгиевской церкви есть старинное кладбище. Некоторые надгробия сами по себе – достопримечательность. Например, вот это «дерево с обрубленными ветками». Такие кресты ставили последним представителям рода.

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке. Надгробие на старинном кладбище

Церковь Казанской иконы Богоматери построена в псевдо-русском стиле. Собственно, о ней много не расскажешь. Нарядная, розовая…

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке. Могила священника

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке. Брама

Чем еще интересен Давид-Городок – так это деревянной застройкой. Многие домики украшены искусной резьбой.

К сожалению, местные власти недавно уничтожили одну из ценнейших достопримечательностей Давид-Городка. Деревянный двухэтажный дом в начале прошлого века построил для своей семьи колбасник Семен Кулага. Позже его и одного из старших сыновей советы сослали в ГУЛаг, а дом отобрали. Все это время здание использовалось под различные учреждения, а в последние годы стало ненужным.

Дом Кулаг в Давид-Городке

Дом Кулаг в Давид-Городке. Элемент декора окна

Недавно старинный дом Кулаг снесли, несмотря на протесты правнучки Степана Кулаги, которая намеревалась выкупить «прадедову хату» за любые деньги. Здание также было признано столичными архитекторами уникальным. Тем не менее, местные власти предпочли уничтожить старинный дом. Сейчас на его месте планируется сделать парковку – специально к областным Дожинкам, которые пройдут в этом году. Подробнее об этой истории читайте .

Еще один (и последний) двухэтажный деревянный дом Давид-Городка пока еще жив. Надеемся, он все же уцелеет и благополучно переживет Дожинки.

Деревянный двухэтажный дом в Давид-Городке

Давид-Городок - город районного подчинения в Столинском районе Брестской области. Расположен на реке Горынь в 99 км от Пинска, в 273 км от Бреста, в 292 км от Минска. Расстояние до границы с Украиной составляет 48 км. Через Давид-Городок проходит дорога республиканского значения Житковичи - Давид-Городок - граница Украины.

раскрыть весь текст

История развития - Давид-Городок

P>Считается, что Давид-Городок был основан в 1100 г. волынским князем Давидом Игоревичем от которого и пошло название поселения, ранее называвшегося просто «Городок». С XV века название несколько видоизменилось до Городка Давыдова, а с XVII в. город получил свое современное название - Давид-Городок.

С середины XIV столетия Давид-Городок входит в состав Великого княжества Литовского и становится владением литовских князей. В XVI в. Великий князь литовский и польский король Сигизмунд I передает свои полесские владения, в том числе и Давид-Городок своей жене - королеве Боне Сфорца, которая проводит ряд административных и хозяйственных реформ, способствующих развитию края. Во время правления Боны Сфорца Давид-Городок часто подвергался нападениям татар. Так, в 1527 г. великий гетман литовский Константин Острожский разбил войско татар около Пинска, после чего пленным татарам было позволено осесть в Давид-Городке и приняв православие жениться на местных девушках.

В середине XVI столетия король Сигизмунд II Август пожаловал местечко виленскому воеводе князю Николаю Радзивиллу Чёрному. Впоследствии Давид-Городок был преобразован в майорат и передавался по наследству старшему из сыновей рода. Радзивиллы владели местечком до начала ХХ века.

В XVI веке Давид-Городок становится крупным торговым центром, специализирующимся на торговле зерном, рыбой, медом, грибами, ягодами, дичью, домашней птицей, скотом, изделиями ремесленников. Более половины населения города были заняты торговлей. Известно, что город имел Магдебургское право, которое получил в конце XVI века от Альбрехта Радзивилла, хотя никаких документов свидетельствующих об этом не сохранилось. На самостоятельность города указывают данные о наличии сословия мещан в Давид-Городке, выборность руководящих органов власти, а также самостоятельность в экономической жизни.

В 1793 г. в результате Второго раздела Речи Посполитой Давид-Городок вошел в состав Российской империи. В XIX столетии в местечке активно развивалась промышленность: функционировали винокуренный и кожевенный заводы, судоверфь, маслобойня, мельницы, а также лесопилка. В ноябре 1917 г. в Давид-Городке была установлена советская власть, а уже в 1918-1920-е гг. город оккупировали сначала немецкие, а позже - польские войска.

Согласно условиям Рижского мирного договора 1921 г. Давид-Городок, как часть Западной Беларуси, вошел в состав Польши, где находился до начала Второй мировой войны в 1939 г. Осенью этого же года советские войска вошли на территорию Западной Беларуси, которая, с этого момента, вошла в состав БССР. 7 июля 1941 г. Давид-Городок был оставлен Красной Армией и оккупирован немецко-фашистскими войсками. Освобождён 9 июля 1944 года войсками 1-го Белорусского фронта в ходе Белорусской стратегической наступательной операции. Во время Великой Отечественной войны в городке было организованно еврейское гетто, в котором было уничтожено практически все еврейское население местечка.

Сегодня Давид-Городок - это современный город, в котором функционируют промышленные предприятия, культурные и образовательные учреждения.

раскрыть весь текст

Туристический потенциал - Давид-Городок

Наибольший интерес для туристов в Давид-Городке представляет деревянная трехсрубная , возведённая в 1724 г. и являющаяся прообразом многих культовых зданий XVIII в. Внешнее убранство церкви довольно скромное, однако, деревянная резьба в алтарной части храма представляет собой замечательный образец народного творчества.

В центре города возвышается – князю Давиду. Кроме того, невдалеке расположено древнее замчище . Также в городе сохранились штаб польского пограничного батальона, где располагались солдатские казармы и старое еврейское кладбище. Прекрасным образцом ретроспективно-русского стиля является пятикупольная 1913 года постройки.