Архитектура церкви живоначальной троицы в никитниках. Россия: церковь троицы живоначальной в никитниках Церковь троицы в никитниках как добраться

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) - эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

В сторону Ильинки от Варварки тянется закрытый сейчас для «посторонних» Ипатьевский переулок с Церковью Живоначальной Троицы в Никитниках. Место это долго не застраивалось и называлось «Глинищи» из-за глинистой почвы.


По царскому указу в 1622 году приехал в Москву и обосновался в Китай-городе успешный ярославский купец Григорий Леонтьевич Никитников. Рядом с его двором располагался деревянный храм святого мученика Никиты на Глинищах, сгоревший в 1626 году. Но сохранилась местная храмовая икона второй половины XVI века с изображением мученика Никиты Готского в воинском одеянии и его житием.


Св. Никита принял крещение от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе со знаменитым Вульфилой он участвовал в распространении христианства среди готов и воевал в войсках вождя Фритигерна против гонителя христиан Атанариха.


После возвращения к власти Атанариха Никита был подвернут истязаниям и казнен через сожжение в 372 году. Согласно житию, огонь не опалил тело мученика. Некий праведник и друг Никиты Мариан сначала спрятал, а потом похоронил в своем доме его тело, за это его дому было ниспослано богатство.


Так же существовало поверье, что каждый дом, в котором почитали память Никиты-воина, получит богатство и изобилие. Можно предположить, что такая легенда привлекала Григория Никитникова. Да и «фамилия» его была созвучна с именем святого. Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко, то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы.


Но как бы там ни было в 1628-1634 гг. на средства этого купца Никитникова на месте сгоревшей деревянной церкви была построена новая в камне, которая дошла до нас в первоначальном виде.


Один придел Церкви Живоначальной Троицы, в подклете, был освящен во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.


Образ Грузинской иконы считался чудотворным. Ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654г. Это был список иконы, которую персидский шах Аббас, завоевавший Грузию в 1622г., продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.


В советское время храм был передан Государственному историческому музею. В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года - музей древнерусской живописи. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма. Музей закрыт.


Буквально напротив входа в храм находится вход в Управление делами президента РФ, а именно Путина В.В. Поэтому этот храм иногда называют «президентским». Бытует поверье, что сотрудники Управления часть рабочего дня проводят в этой церкви, и поскольку своих грехов иметь не могут, то отмаливают нас, грешных, погрязших в пороках.


Рядом с храмом расположен дом №12 по Ипатьевскому переулку. Правое строение этого дома имеет непосредственное отношение к Никитниковской церкви. Это старинные палаты, построенные в середине XVII века, пример каменной жилой застройки, которая постепенно начала вытеснять в Москве деревянные дома.


В 1670г. палаты были отданы под мастерские Симону Ушакову, одному из первых русских живописцев. Именно его имя и спасло древние палаты от уничтожения в советское время.


Симон Ушаков — знаковая фигура в истории русской живописи. Родом из посадских, в 1648г. поступил на царскую службу в Серебряную палату, где работал «знаменщиком», т. е. сочинял рисунки для украшения утвари и ювелирных изделий, а также рисунки для знамен, географических карт, вышивок и церковных облачений.


Постепенно он завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича. Ушаковская мастерская писала иконы и фрески для Архангельского, Успенского соборов Кремля, церкви Троицы в Никитниках. Ушакова принято считать основателем русской живописи.


До него на Руси писали только иконы, а Ушаков начал рисовать портреты светских людей, так называемые парсуны — переходный жанр между иконописью и светским портретом. Они по-прежнему рисуются на досках, напоминают святые лики, но уже появляется богатая светотень, прием, который Симон Ушаков воспринял от итальянских мастеров.

Первое же, что приходит в голову при взгляде на церковь Троицы в Никитниках, — как она не похожа на храмы, которые строили на Руси прежде! Куда делся аскетизм? Словно кто открыл окно, и ворвался праздничный вихрь красок. Ярко-красные стены, украшенные белокаменными резными наличниками и увенчанные зелеными крышами и главами над рядами цветных кокошников, — эти формы и эти цвета надолго стали образцом для архитекторов.

Не всем, впрочем, пришелся по душе этот праздник — узорочье приходило в Россию в непростой борьбе с консерваторами, говорившими об «обмирщении» храмовой архитектуры. В их доводах было рациональное зерно: действительно, все эти кокошники, теремки, килевидные бочки, гульбища — наследие гражданской архитектуры, богатых княжеских и боярских хором. Те, как правило, строились в дереве; узорочье смело перенесло эти художественные решения в камень.

Композиция Троицкой церкви сложна, но в основе ее лежит традиционный для русских храмов четверик. К нему с разных сторон примыкают другие элементы здания — два выделенных внешне придела, алтарная часть, трапезная и колокольня. Слитность всего сооружения обеспечивает двухъярусная галерея, оживляющая юго-западный фасад храма рядами одиночных арок внизу и двойных овальных, в тон аркам, проемов вверху. В северной части галереи — вход на колокольню, кровля его как раз приходится под ярус звона, создавая смелую и красивую асимметрию с нисходящими линиями входа собственно в верхний храм. Его крылечко тоже «позаимствовано» из гражданской архитектуры — такие часто можно видеть в палатах XVI века; в XVII столетии прием уже активно используется в церковном зодчестве.

Строителям московской церкви Святой Троицы в Никитниках удалось необыкновенно точно уловить соотношение пропорций, ни разу не перейдя ту грань, за которой причудливое сочетание вертикальных и горизонтальных объемов и формообразующих линий становится бесформенным, избыточным, безвкусным. Тяжеловесность подклета и галереи сводится на нет разно высотными вертикалями крыльца, приделов, колокольни, пятиглавия. Главный четверик перекрыт сомкнутым сводом, украшенным тремя рядами кокошников. Они опираются на антаблемент с достаточно мощным карнизом, состоящим из сплошной вереницы выступов и углублений. Эффектная игра светотени дополняет общее декоративное оформление Троицкой церкви.

Никитников переулок – один из самых коротких в Москве, здесь почти нет зданий – это фактически проулок между несколькими крупными постройками. Известность ему придает церковь Троицы Живоначальной, что в Никитниках. Ее изображения можно встретить во всех учебниках архитектуры, а над фасадами и интерьерами потрудились лучшие мастера своей эпохи. Лишь местоположение у нее не очень «выигрышное»: здания ХХ века загородили ее почти со всех сторон, уничтожив прекрасный старомосковский пейзаж, а сама церковь едва не была утрачена из-за строительного бума.

Название переулка и церкви появилось благодаря стараниям купца Григория Леонтьевича Никитникова, перебравшегося в Москву из Ярославля. Именно он вместо сгоревшего в 1626 году деревянного храма святого великомученика Никиты начал строить в 1628 году каменную церковь святой Троицы. Возведение ее несколько раз останавливалось и затем возобновлялось, декоративные элементы оттачивались и добавлялись – в результате существующий облик церковь приобрела в 1651 году, а внутренняя отделка продолжалась и позднее. При этом Никитников создал не только приходской храм, но и собственную домовую церковь с семейной усыпальницей в южном приделе святого Никиты – после смерти он, как храмоздатель, будет здесь похоронен. Изначально здание церкви соединялось специальным переходом с домом Никитникова, стоявшим рядом. Кроме того, купец использовал обширный церковный подклет (нижний этаж) в качестве хранилища своих товаров.

Московское церковное зодчество второй половины XVII века во многом происходит от церкви Троицы в Никитниках: заложенные в ней принципы узорочья будут использоваться практически до времен Петра I. Декоративное пятиглавие с пирамидой кокошников, поставленных в несколько рядов и украшенных зелеными изразцами, широкие шатровые крыльца (из двух, существовавших у Троицкой церкви, сохранилось одно), шатровая колокольня, богато декорированные наличники окон – все это станет образцом для новых московских церквей. Особое внимание привлекает окно на южном фасаде, выходящем в переулок: в боковых частях его наличника видна тонкая резьба с изображением попугаев. Не менее замысловато украшен и соседний портал: есть версия, что белокаменная резьба ранее была еще и покрашена в разные цвета. Но самое главное, что у этого декора есть немало общего с убранством окон Теремного дворца 1636 года в Кремле, что позволяет увидеть в них общее авторство. Не исключено, что Никитников нанял царских мастеров для постройки и отделки своей церкви. Тем более что для ее иконостаса образа выполнялись в Оружейной палате Кремля, над некоторыми из них трудился лучший мастер своего времени – Симон Ушаков. В то же время есть и деталь из ярославских храмов: в частности, колокольня поставлена над северо-западным углом церковной галереи. Росписи же, созданные русскими мастерами, в качестве прообраза имеют голландские гравюры середины XVII века на библейские сюжеты.

Кроме главного Троицкого престола и придела святого Никиты в церкви также существовал придел святого Николая Чудотворца, созданный потомками Григория Никитникова, а в пространстве под колокольней был устроен придел святого Иоанна Богослова.

Известно и другое народное название Троицкой церкви – во имя Грузинской иконы Божьей Матери. Этот образ 1654 года, хранившийся в храме, стал широко известен среди москвичей как чудотворный, и церковь начали называть по нему. Но лишь в 1904 году на средства церковного старосты А.В. Александрова, в память о посещении храма императором Николаем II, в подклете церкви был создан одноименный придел.

В 1871 году Московскому археологическому обществу пришлось приложить немало усилий, чтобы не допустить сноса Троицкой церкви ради возведения комплекса деловых зданий. Он все же появился по соседству в 1901 году под названием «Боярский двор», закрыв вид на церковь со Старой площади, но, тем не менее, храм не был затронут.

После революции церковь Троицы в Никитниках, отнесенная к памятникам I категории, была отреставрирована и передана Историческому музею в качестве филиала. Окружающая застройка, включая одноярусный дом причта, снесена в 1960-х годах, а на ее месте возникли многоэтажные корпуса ЦК КПСС, окончательно перегородившие вид на храм практически со всех сторон. Из господствующей над окружением, церковь Троицы в Никитниках стала зажатой между громоздкими зданиями. Но, тем не менее, она сохранила не только внешний облик, но интерьеры: росписи, иконостасы, решетки. В 1990-х годах церковь в качестве музея была закрыта, принято решение о передаче здания православной общине. Однако лишь в 2000-х годах богослужения возобновились в подклете, в приделе Грузинской иконы Божией Матери. С 2010 года, после долгой и кропотливой реставрации, во время которой пришлось спасать пошатнувшееся крыльцо храма, возобновились богослужения в главном храме. Однако реставрационные работы еще не полностью завершены.

Э нциклопедией дивного узорочья называют искусствоведы церковь св. Живоначальной Троицы в Никитниках, построенную и украшенную в 1630-60-х гг. несколькими поколениями купеческой семьи Никитниковых. Внутри она расписана лучшими мастерами Оружейной палаты: Яковом Казанцом, Симоном Ушаковым, Осипом Владимировым и Гаврилой Кондратьевым. Про историю и внешнее убранство храма я подробно рассказываю на . А вот попасть внутрь, чтобы увидеть его великолепные интерьеры, теперь очень сложно. В советское время в здании церкви работал Музей архитектуры и живописи XVII в. (филиал ГИМ). Но с 2007 г. оно полностью принадлежит московской патриархии, а с 2012 г. еще и попало в режимную зону Управления делами Президента РФ. Приход допускает граждан в верхний храм либо по главным церковным праздникам, либо группами по предварительной договоренности платно. ФСО пропускает к храму через КПП по одним ей известным законам. Организовать гарантированное посещение Троицкой церкви в таких условиях можно только виртуально.

В настоящее время в храме 5 приделов:











св. Живоначальной Троицы вмч. Никиты Воина свт. Николая Чудотворца ап. Иоанна Богослова Грузинской иконы Божией Матери

Ц ерковное крыльцо в виде шатрового рундука на массивных столбах с висячими белокаменными гирьками и лестница на ползучей арке ведут на западную галерею.

П ройдя галерею, входим в трапезную главного храма через перспективный полуциркульный портал с массивными железными дверями и коваными решетками. На дверях преобладают изображения птицы Сирин и павлина – церковных символов христианской души и рая. Но есть и языческие символы. Т.е. двери представляют рай, изображенный народными мастерами сказочным миром.


В левом углу трапезной невысокая дверь в полутемную трапезную придела свт. Николая Чудотворца. В Никольском приделе сохранился «Спас Нерукотворный» кисти С.Ф. Ушакова (1658).


А прямо широкий и невысокий полуциркульный резной белокаменный портал ведет в главный храм. Над ним – ушаковский образ Спасителя «Великий Архиерей» (1657).


Н а полу зала плиты из мраморовидного известняка. С потолка свисают 2 медных посеребренных паникадила, над которыми парят орлы с распростертыми крыльями (царский вклад в храм).


В зале 2 деревянные открытые многоугольные беседки с подъемными лавками внутри. Их резные подзоры с херувимами поддерживают точеные столбики. Нижняя часть украшена полуколонками, а основанием является помост с двумя ступенями. Это переносные клиросы, служившие местами для почетных посетителей.

Д вухсветное пространство зала сплошь покрыто живописным ковром. Стены, сомкнутый свод и даже оконные откосы, как огромная иллюстрированная книга, рядами в строгой последовательности представляют Библейские и Евангельские сюжеты и притчи. Но фрески на религиозные темы написаны как жизнерадостные, красочные бытовые картины.


П од сводами в стены заложены 2 ряда голосников (своды апсид наполнены ими сплошь) - обожженных горшков, расположенных отверстиями к внутренней поверхности стены. Они нужны для подавления отголоска или отражения звука, а не для его усиления.

Г лавное украшение храма – старинный резной 5-ти ярусный иконостас с очень прочной позолотой. Его завершает ряд гладких кокошников с восьмиконечными крестами, чередующихся с золочеными херувимами. В верхних ярусах иконостаса: праотеческом, пророческом, праздничном и Деисусном (деисисном) - иконы «строгановского письма». Иконы местного ряда написаны ведущими мастерами Оружейной палаты. Слева от царских врат «Благовещение с акафистом» (12-ю клеймами, иллюстрирующими песни, прославляющие Богоматерь) 1659 г. работы Якова Казанца, Симона Ушакова и Гаврилы Кондратьева. Молодым «знаменщиком» Ушаковым на ней написаны только лики. Композицию, очевидно, придумал Казанец. Справа предпоследняя икона - «Сошествие Святого Духа на апостолов» с Богоматерью в центре композиции кисти Осипа Владимирова. Передана в Третьяковскую галерею написанная для этого храма знаменитая ушаковская икона Владимирской Божией Матери («Насаждение древа Государства Российского»). В иконостасе ее копия. Над местным рядом им же написаны сочетанием темперы и масляных красок 9 круглых медальонов с оплечными изображениями учителей Вселенской церкви.


В левой стене зала посередине высокий резной белокаменный прямоугольный портал ведет в придел свт. Николая Чудотворца. А справа от иконостаса высокая белокаменная пятилопастная арка – вход в придел вмч. Никиты Воина.


В его предалтарном помещении хорошо сохранился паркет XVII в. из толстых сосновых колод. Праотеческий ряд миниатюрного 5-ярусного иконостаса из-за низкого свода немного наклонен. Праздничный ярус необычно заполнен иконами церковных праздников «Цветной триоди» (периода от Пасхи до Духова дня): «Исцеление расслабленного», «Преполовение», «Беседа с самарянкой» и др. Одна из икон - «Исцеление слепого» - написана Осипом Владимировым с нарушением канона по образцу голландской гравюры. В местном ряде чтимая древняя икона вмч. Никиты Воина с 14-ю житийными клеймами.


З десь же фамильный характер придела подтверждает написанная до 1648 г. патрональная икона «Богоматерь «Благодатное небо» с коленопреклоненными преподобными Георгием Хезовитом и Андреем Критским, тезоименными устроителям храма. А на групповом портрете людей в светской одежде без нимбов, как считают исследователи, изображено все семейство Никитниковых.

В первые в московской архитектуре шатровую колокольню этой церкви поставили над северо-западным углом галереи, соединили с церковью лестницей и разместили в ее подклете придел ап. Иoaнна Богослова.


Е го стены расписаны сценами из Апокалипсиса в своеобразной трактовке.



П одвалы под церковью изначально служили складами купеческих товаров. Но в 1904 г. там устроили нижний храм с приделом во имя Грузинской иконы Божией Матери. В нем теперь преимущественно и проводят богослужения.

И спользованы фотографии из коллекции И.Ф. Барщевского и путеводителя, изданного храмом; работы художников Ольги Дреминой и Дмитрия Сузюмова.

Нравится

Фото: Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках

Фото и описание

Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1628-51 гг. по заказу купца Григория Никитникова на территории его усадьбы. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Никиты Мученика на Глинищах, которая сгорела в одном из московских пожаров.

Церковь Троицы в Никитниках является интересным архитектурным памятником в стиле «русского узорочья». Этот храм впоследствии стал образцом для строительства многих московских храмов. Стройные пропорции центральной части церкви увенчаны пятиглавием, к основанию которого прилегают три ряда кокошников. Центральная глава – световая.

С северо-востока и юго-востока примыкают два придела, северный и южный. Северный придел имеет трапезную, как и главный храм. Шатровая колокольня отнесена в северо-западный угол храма и соединена с трапезными крытой галереей – папертью. Вся эта часть храма напоминает хоромы древнерусского деревянного зодчества. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом. Такие «хоромные» крыльца стали позднее пристраивать к более древним храмам. Крытая галерея и крыльцо, наличники двух главных окон южного фасада напоминают декор кремлёвского Теремного дворца. Южный придел храма был родовой усыпальницей Никитниковых и не имел входа со стороны улицы, а сообщался только с храмом.

Хорошо сохранившаяся многоцветная стенопись храма со множеством бытовых деталей была выполнена, предположительно, кремлёвскими мастерами (Я. Казанец, С. Ушаков и др.), и в дальнейшем стала образцом для росписей церквей XVII-XVIII веков в таких городах как Ярославль, Ростов, Кострома и Вологда. Эти же кремлёвские мастера позднее писали иконы для иконостаса храма.

В 1904 году в подклете был освящён придел Грузинской иконы Божьей Матери, по которому храм получил второе название.

Храм был закрыт в 1920 году, и в нём разместился филиал Государственного Исторического музея. В 1923 году в церкви был открыт музей живописи Симона Ушакова. В 1941-45 гг. музей был эвакуирован и вновь открыт после войны только в 1963 году.

В настоящий момент в храме возобновлены службы.