Поднятие самолета из болота. Найденный в болоте военный самолет будут вытаскивать вручную. Пошел за клюквой – нашел самолет

В июне 2014 года поисковый отряд "Демянск" предпринял очередную попытку поднять из болота советский бомбардировщик ДБ-3Ф.

Кратко о машине.

ДБ-3Ф - дальний бомбардировщик, разработанный под руководством С.В. Ильюшина. С марта 1942 года называется Ил-4.

Экипаж - 3 человека: пилот, штурман и стрелок. При наличии нижней люковой установки в экипаж добавлялся еще один стрелок.

Бомбовая нагрузка - до 2500 кг. Длина - 15 метров, размах крыльев - 21 метр. Максимальная взлётная масса - 12 тонн.

ДБ-3Ф был основным самолётом советской авиации дальнего действия. Именно эти самолёты бомбили Берлин в августе 1941 года.

Предположительно осенью 1941 года в одно из демянских болот упал самолёт.

Через 60 лет поисковики отряда "Демянск" обнаружили на болоте странное окно в трясине, заполненное водой. После тщательного исследования оказалось, что это воронка, которая образовалась от падения самолёта. Попытались вытащить, не получилось. Не хватило знаний, техники.

С тех пор опыт отряда только рос. Поднимались самолёты, лётчики, выяснялась судьба экипажей.

И вот, спустя более чем 10 лет было решено вернуться к этому, первому и не очень простому, самолёту.

Тогда был найден номер самолёта. К сожалению, выяснить по нему судьбу самолёта и лётчиков не удалось и было решено отправится к самолёту еще раз. Лето выдалось достаточно сухое и можно было рассчитывать достичь некоторых результатов малыми силами.

Итак, июнь 2014 года. Демянский район Новгородской области. Болото...

Просто работа.

После недолгих сборов отряд готов к выезду. Отрядная ГТСка загружена в буквальном смысле выше крыши - запас карман не тянет. Берём с собой и воду.

Благодаря лесорубам в новгородских лесах еще можно встретить приличные дороги...

В помощь отряду прибыли несколько ребят из Центра духовного, патриотического и нравственного воспитания Подольского благочиния РПЦ. Ребята хоть и молодые, но в поисковых делах опыт имеют большой и подготовлены к экстремальным условиям на отлично. За исключением накомарников...

Болото встречает нас прекрасной погодой и нереально глубоким небом.

Воронка от падения самолёта. С мая ничего не изменилось.

Результаты предыдущей работы.

Выгружаемся... Самое главное в такой работе - помпы и вёдра. И побольше.

"Чего стоим? Кого ждём?..."

Хотя и завещал сэр Артур Конан Дойл держаться подальше от торфяных болот, но иногда они бывают очень и очень красивыми.

Обломки бомбардировщика ДБ-3Ф.

Где-то там самолёт и, возможно, лётчики. Хотя, все конечно надеются, что их там нет, что им удалось покинуть машину и что они продолжили сражаться с захватчиками...

Командир поискового отряда "Демянск" Анатолий Степанович Павлов.

Огромная мощная машина размером 15 на 20 метров превращается груду небольших обломков...

Начинаем обустраивать место работы.

Мошкара и слепни не дают расслабиться.

Включили помпы. Водозаборные фильтры надо постоянно очищать и для этого прямо в воронке находится специальный человек.

Владимир - главный специалист отряда по подъёму самолётов и вдохновитель множества подобных экспедиций.

Иногда приходится прочищать и саму помпу.

Одна из находок, подтвердившая версию о типе самолёта. Крышка заливной горловины топливного бака.

Несколько раз приходится ездить за лесом для крепления стенок воронки.

Болото стремится вернуть своё и поэтому надо постоянно крепить стенки воронки.

Имея под ногами "твердую почву" работать гораздо легче и поэтому по периметру делаются настилы из досок.

Советская мембранная помпа. В паре с японским мотором творит чудеса. Качает медленно, но уверенно, меньше страдает от засоров. Незаменима, когда надо убрать из воронки небольшое количество постоянно стекающей туда воды.

Разведка воронки проводится при помощи 6-метрового(!) щупа.

Работать щупом приходится постоянно - с понижением уровня воды постоянно находится что-то новое.

Работаем длинными стальными крюками. Воронка прочёсывается крюком по сантиметру. Если что-то удалось зацепить - тянем. Легкое в одиночку, тяжелое - вдвоём, совсем тяжёлое - лебедкой.

Болото коварно. Вроде бы уже 100 раз прошёл по этому месту, а потом проваливаешься по пояс.

Очередной засор. Боец на переднем плане вытаскивает тину граблями.

Но самый главный инструмент в подобной работе - обычное ведро. Чистая вода занимает лишь небольшую часть объёма воронки. Главное - мох, тина, грязь. Всё это необходимо вычерпать, чтобы добраться до того, что на дне.

Обратите внимание на вёдра - они укреплены стальными полосами, так как в штатном исполнении просто не выдерживают. Ведь наполненное "болотом" ведро может весить далеко за 10 кг.

Вот так с шутками-прибаутками, войдя в ритм, за день можно перекачать несколько тонн болотной жижи.

Но веселее всех, конечно тому, кто черпает в самой воронке...

Делим воронку на 2 части, чтобы упростить работу по откачке.

Когда удаётся зацепить нечто серьёзное на помощь приходит лебёдка болотохода. В данном случае пришлось использовать ещё и два блока.

"Давай, родная!..."

Болотоход начинает стаскивать в воронку и приходится заякорить его за вторую машину.

Вытаскиваем один из цилиндров двигателя. Вещь вроде бы лёгкая, но поднимаясь из глубины, такой крупный обломок тащит на себе ещё тонну тины и мха.

Надо сказать, что данная находка была очень важной. На цилиндре выбивается номер мотора. Имея номер мотора можно установить и судьбу самолёта.

После очередного серьезного зацепа принимается решение заякорить и второй болотоход.

Все началось с того, что к нам обратилась одна из поисковых групп техники второй мировой войны, и попросила помочь найти и зафиксировать местоположение самолета, лежащего в болоте в Тверской области. Ориентиры были известны по сведениям от местного населения, но не более того. Мы дали свое согласие на участие в этой экспедиции, понимая, что других доступных методов поиска на площади 100 кв.километров у ребят нет, и что для нас это действительно была настоящая работа, а не праздные выкрутасы над головами дачников.
Сбор был назначен на 4 утра и мы по дмитровке тронулись. Уже по дороге стали закрадываться сомнения в результативности поиска. Дым от горящих торфяников становился все плотнее и плотнее. И по приезду к месту, откуда мы решили начать облет местности, настроение у нас совсем упало - видимость была не более 300 метров, а само место поиска представляло собой моховое громадное сплошное болото километров 20 на 20. А лететь в никуда километров десять-пятнадцать над болотом, не имея достаточного запаса высоты, было бы сплошной авантюрой. Предполагалось, что в воздухе будет Саша на тандемной телеге с поисковиком и Сергей на простой телеге для подстраховки, т.к. мотор остается железякой и всегда есть вероятность его останова. В случае вынужденной посадки любого пилота было бы точно определено и место посадки и его состояние. Старт на телегах был выбран из-за гарантированности и легкости старта в штиль, а тем более в тандемном варианте.
Глядя на обстановку, приняли решение поутюжит болото вдоль кромки леса в предполагаемом направлении: вдруг самолет недалеко, хотя по рассказам местных он должен быть где-то в середине болота. Первым взлетел Сергей, взяв с собой старенькую видеокамеру (не так жалко), за ним Саша с поисковиком. Покружив, решили не рисковать. Телега с поисковиком и Сашей приземлилась, а Сергей, помахав рукой, ушел в дым. И через некоторое время мы поняли, что он на свой страх и риск полетел в предполагаемом направлении. Нам ничего не оставалось как только ждать его обратно и молиться о благополучном исходе полета. SILEX купол скоростной и километров 20 туда - обратно он должен был осилить за минут тридцать. Время потекло и только стрекот мотора ободрял нас.
"Я продвигался, - рассказывает Сергей, - ориентируясь по GPS вперед со скоростью 45-50 км\час. Внизу было огромное зелено-рыжее болото, покрытое оспинами воронок. Поисковики рассказывали, что наши бомбардировщики, возвращаясь обратно, сбрасывали в болото неизрасходованный бомбозапас. Пролетев километров восемь на высоте не более 200 метров, я стал думать о тщетности моей авантюры, как вдруг краем глаза заметил нечто выделяющееся среди болотного пейзажа. Повернув в эту сторону через минуту я понял - это останки самолета. Чувство восторга охватило меня - задание выполнено, самолет найден, координаты зафиксированы. Достав из сумки камеру, и опустившись пониже, я с трудом сделал запись секунд на тридцать, и встал на обратный маршрут. Легкий встречный ветер уменьшил мою скорость, но я уже летел не только под куполом, но и на собственных крыльях радости. На земле по выражению моего лица ребята сразу поняли, что самолет найден. Уже не хотелось думать, что было бы если отказал мотор, как бы я приземлился и вообще добирался бы пешком обратно с телегой по болоту. Я стоял на земле, вокруг меня были ребята, до конца не верящие, что самолет был найден, но проглядев запись утвердились в этом."
Поисковики были очень рады, что все обошлось, а мы поняли, что с помощью параплана легко и очень-очень дешево можно производить любые поиски, в том числе и над водной поверхностью. Известны места, где в озерах лежит техника военных времен, и это не только железо, а новые имена неизвестных героев, павших за нашу Родину. Вечная им память.
С этой короткой съемки мы сделали несколько фотокадров.

А вот продолжение рассказа Сергея.
"На следующий день в Новокосино на телеге я "получил" вынужденную посадку в лес из-за оторвавшегося в воздухе маховика магнето. Движок моментально захлох, высоты нет (появилась привычка "стричь газоны"), место посадки уже не выберешь- SILEX сыпется очень быстро. Хорошо была маленькая проплешина, в которую я и плюхнулся. И первое о чем я подумал:,"А случись это вчера, там в болоте?" Если там силы небесные были на моей стороне, то здесь мне было показано обратное. Вот так."

Внимание! Пилоты с SIMONINI. Обратите внимание на магнето. Чашка-маховик приклепана была на четыре заклепки и их просто срезало. Сергей ее посадил на шесть заклепок. Кстати, в последних - крайних моделях итальянцы так и делают.

Во время уникальной поисковой операции под деревней Кобона Ленинградской области из болота подняли фрагменты советского самолета, на котором воевал летчик Александр Хорошков , и который перед падением протаранил немецкий бомбардировщик. Останки героического истребителя ЯК-7Б увидел корреспондент Федерального агентства новостей . Видеоверсию поисковой операции смотрите .

Подвиг летчика

В 1943 году, когда Ленинград уже второй год находился в кольце блокады, ожесточенные бои разворачивались не только на подступах к осажденному городу, но и в воздухе над Дорогой Жизни – единственной ниточкой, питавшей ленинградцев. Во время одного из авиационных налетов фашистов 30 мая, пилот Александр Петрович Хорошков, прикрывавший Волховскую ГЭС и уже возвращавшийся на базу после выполненного задания, заметил в небе немецкий бомбардировщика «Хейнкель-111», который готовился к атаке на порт Кобона – «ворота» Дороги Жизни. В ходе воздушного боя самолет советского летчика был подбит, сам он – тяжело ранен. Несмотря на то, что немецкий «Хейнкель» был в разы мощнее ЯКа, Хорошков решил идти на таран, что означало верную гибель для обоих самолетов. По воспоминаниям однополчан и очевидцев, 24-летний советский лейтенант успел покинуть горящий самолет и катапультироваться, но на базе его так и не дождались: видимо, из-за тяжелого ранения летчик не смог выбраться на сушу из непроходимого болота, куда рухнул его истребитель, совершив свой последний подвиг.


Пошел за клюквой – нашел самолет

Сотрудники Музея Битвы за Ленинград три года искали обломки истребителя в труднодоступном районе Большого болота, опираясь на информацию архивов и местных жителей. Самолет нашли благодаря одному из дачников, который пошел на болота за клюквой и заметил торчащий из земли фрагмент истребителя. Основные же детали самолета обнаружились в болоте, на глубине трех метров, радиус разброса элементов составил более 50 метров.

Вести какие-либо поисковые работы в этой местности летом просто невозможно: все болото плавает и «дышит», а к месту падения невозможно добраться, поэтому поисковики Российского военно-исторического общества специально ждали зимы. Подготовка к экспедиции, в которой принял участие корреспондент ФАН, заняла две недели. Специально для подъема истребителя был приобретен трековый снегоболотоход, потому что на другом транспорте через болота Ленобласти не добраться даже зимой. Над заранее обозначенными местами, где нашлись обломки самолета, был вырезан лед, а доставать металлические фрагменты воздушного судна со дна болота после откачки воды пришлось практически вручную: водолазы в специальных костюмах наощупь искали детали в ледяной воде и поднимали их на поверхность. Тяжелую хвостовую часть достали с помощью мощной техники. В результате со дна было поднято около 80% военной машины, похожей на останки огромного динозавра, найденного в глубинах земли.

Памяти Алексея Маресьева и Олега Пешкова

«Поднять самолет – это не самое сложное, – рассказал корреспонденту ФАН руководитель Военно-исторического центра Олег Титберия . – Но нужно сделать это правильно, провести реставрацию, и чтобы уже в экспозиции музея этот самолет продолжал свою работу, чтобы подрастающее поколение смотрело на него и вспоминало о тех, кто защищал их жизнь много лет назад».

После реставрации из найденных фрагментов корпуса, из деталей других самолетов и ранее поднятого «Хейнкель-111» будет собрана новая музейная экспозиция, посвященная подвигу Александра Хорошкова. Масштабная экспедиция по подъему военного самолета стала возможной благодаря проекту Российского военно-исторического общества, который посвящен 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Маресьева и памяти Героя России Олега Пешкова, погибшего в Сирии.

«Суть нашего проекта в том, что в ходе поисковых экспедиций мы определяем места крушений самолетов в период Великой Отечественной Войны, устанавливаем судьбы летчиков, возвращаем их из небытия и рассказываем о неизвестных подвигах», – сказал руководитель поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский .

Работы на месте гибели советского истребителя на этом не закончатся: поисковикам предстоит еще найти останки самого Александра Хорошкова, судьба которого до сих пор не очень ясна. По обнаруженному в болоте летному креслу с вырванными креплениями непонятно, успел ли пилот катапультироваться на самом деле. Помочь историческому расследованию может бронеспинка, которую пока также не нашли.

Карп Платонович Вовк. Год рождения - 1919–й. Место рождения - Полтавская область, Украина. До вчерашнего дня никто не знал, где и как погиб 22–летний Карп. Сегодня известно место и день гибели солдата Великой Отечественной - Ивацевичский район, болото в нескольких километрах от деревни Выгонощи. В минувшие выходные поисковики достали двигатель, фрагменты самолета, а также останки летчика, которые переданы на хранение в Телеханский сельисполком и позже будут с почестями захоронены.


С Владимиром Бухтой, руководителем историко–патриотического отряда «Авиапоиск–Брест» , мы встретились в мемориальном комплексе «Брестская крепость–герой», он привез двигатель и фрагменты самолета на базу, где хранятся остатки более трех десятков самолетов, участвовавших в боях на территории Брестской области:

- Вместе с 52–м отдельным специализированным поисковым батальоном Министерства обороны из болота мы достали все, что осталось от двухмоторного Ил–4: двигатель, обшивка со следами от пуль, фрагменты крепления крыла, шасси. В составе 212–го полка дальнебомбардировочной авиации под командованием легендарного Александра Голованова самолет бомбил немецкие танковые колонны 24 июня 1941 года. Это был его второй боевой вылет. Два летчика выпрыгнули, спаслись - они, как выяснилось, воевали до победы, а третий - стрелок–радист - погиб в воздухе. Мы достали из болота его останки. Информацию об экипаже нашли в архивах по номеру двигателя самолета.


От информации о месте падения самолета (а ее прислали на сайт «Авиапоиск–Брест» читатели) до подъема прошло три года.

Поднимали остатки боевой машины прямо из болота. Подъехать туда невозможно. Три километра - пешком. Чтобы подобраться к нужному месту, соорудили два мостика. Владимир Бухта признается, что такого трудного подъема у них еще не было:

- В минувшем году пытались поднять трактором - не получилось. Сейчас пытались лебедками - тоже безрезультатно. Пришлось нырять в очень холодную воду и тянуть тросами. Фрагменты доставали с глубины около трех метров. Так как работы проводили на территории филиала «Выгоновское» ГПУ НП «Беловежская пуща», содействие нам оказали руководители - гендиректор нацпарка Александр Бурый и руководитель филиала Владимир Загоровский. Отдельное спасибо также 69–летнему жителю деревни Выгонощи Сергею Куратнику, который все время со своим трактором был с нами. Один день мы ему не позвонили, так жена заставила его самого с нами связаться, мол, хлопцев нельзя оставлять, доводи с ними дело до конца. Спасибо председателю Телеханского сельисполкома Трофиму Демянчику. Если бы не эта помощь, не знаю, сколько лет мы бы еще подбирались к этому подъему.

«Железо» вчера было аккуратно сложено на цементный пол одной из казарм Брестской крепости. Владимир Бухта мечтает, что когда–нибудь в мемориальном комплексе появится музей авиации, сражавшейся за освобождение Брестчины.

Председатель Телеханского сельисполкома Трофим Демянчик вспоминает, что в детстве немало слышал от старших жителей о жарких боях в здешних краях:

- Говорили, что в болото между Выгонощанским и Бобровичским озерами упало не менее трех десятков самолетов. Те, которые лежали на поверхности, местные жители разбирали по частям. Такова правда жизни. В годы войны металл был нужен в хозяйстве.

Один из затонувших в болоте бомбардировщиков «Авиапоиск–Брест» собирается поднимать уже в ближайшее время. Боевая машина была сбита 25 июня 1941 года и упала в трех километрах от только что поднятого.

Поисковики намерены найти родственников погибшего летчика Карпа Вовка, который так и остался 22–летним парнем. После этого будет принято решение о месте его захоронения.