Заброшенные деревни татарской асср. Утерянный рай. Как в Татарстане умирают деревни . Причины, которые приводят к опустению деревень

Нет смысла скрывать, что заброшенные деревни и другие населенные пункты являются объектом исследования для многих увлеченных кладоискательством (и не только) людей. Здесь есть где разгуляться и любителям чердачного поиска, и «прозвонить» подвалы заброшенных домов, исследовать колодцы и мн. др. Конечно, вероятность того, что до вас побывали в данном населенном пункте ваши коллеги или местные жители очень высока, но, тем не менее, «выбитых мест» не бывает.


Причины, которые приводят к опустению деревень

Прежде чем начинать перечисление причин хотелось бы более подробно остановиться на терминологии. Существует два понятия - покинутые населенные пункты и исчезнувшие населенные пункты.

Исчезнувшие населенные пункты - географические объекты, на сегодняшний день, полностью прекратившие свое существования вследствие военных действий, техногенных и природных катастроф, времени. На месте таких пунктов сейчас можно наблюдать лес, поле, водоем, все что угодно, но не стоящие заброшенные дома. Данная категория объектов также интересна кладоискателям, но сейчас речь не о них.

Заброшенные деревни как раз и относятся к категории покинутых населенных пунктов, т.е. поселки, деревни, хутора и т.д., покинутые жителями. В отличие от исчезнувших населенных пунктов, покинутые в большей части сохраняют свой архитектурный облик, строения и инфраструктуру, т.е. находятся в состоянии, близком ко времени, когда населенный пункт был покинут. Итак, люди ушли, почему? Спад экономической активности, что мы можем наблюдать сейчас, когда люди из деревень стремятся переехать в город; войны; катастрофы различного характера (Чернобыль и его окрестности); прочие условия, делающие проживание в данном регионе неудобным, невыгодным.

Как искать заброшенные деревни?

Естественно, прежде чем отправляться сломя голову на место поиска необходимо подготовить теоретическую базу, говоря простыми словами, вычислить эти самые предполагаемые места. В этом нам поможет ряд определенных источников и инструментов.

На сегодняшний день, из наиболее доступных и достаточно информативных источников является Интернет :

Второй довольно популярный и доступный источник - это обычные топографические карты. Казалось бы, как они могут быть полезны? Да, очень просто. Во-первых, на достаточно известных картах Гентштаба уже отмечены и урочища, и нежилые деревни. Тут важно понимать одно, что урочище - это не только заброшенный населенный пункт, но и просто любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. И еще, на месте урочища уже давно может не быть никакой деревни, ну да ничего, походите с металлоискателем среди ямок, пособираете металломусор, а там глядишь и повезет. С нежилыми деревнями тоже не все просто. Они могут оказаться не совсем нежилыми, а использоваться, скажем, под дачи или могут быть заселены незаконно. В этом случае не вижу смысла что-либо предпринимать, проблемы с законом никому не нужны, а местное население может быть достаточно агрессивно.

Если сравнивать ту же карту Генштаба и более современный атлас можно заметить некоторые отличия. Например, была деревня в лесу на Генштабе, к ней вела дорога и вдруг дорога на более современной карте пропала, скорее всего, жители оставили деревню и стали заморачиваться с ремонтом дорог и т.п.

Третий источник - местные газеты, местное население, местные музеи. Больше общайтесь с аборигенами, интересные темы для разговора всегда найдутся, а между делом можно спросить и об историческом прошлом данного региона. О чем могут поведать местные жители? Да много о чем, местоположение усадьбы, барского пруда, где есть заброшенные дома или даже заброшенные деревни и т.д.

Местные СМИ тоже достаточно информативный источник. Тем более сейчас даже самые провинциальные газеты стараются/пытаются обзавестись собственным сайтом, где старательно выкладывают отдельные заметки или даже целые архивы. Журналисты много куда ездят по своим делам, берут интервью, в том числе и у старожилов, которые в ходе рассказов любят упоминать различные интересные факты.

Не брезгуйте ходить в провинциальные краеведческие музеи. Мало того, что их экспозиции бывают зачастую интересны, так работник музея или экскурсовод может вам также рассказать много интересного.

В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах

Умирающие деревни - печальное явление в России, но странно слышать, что проблема коснулась и благополучного Татарстана. Если смотреть в разрезе последних ста лет, на протяжении которых в республике исчезло около 1 200 сел, ситуацию еще можно осмыслить, но процесс не прекращается и в наши дни. На последнем заседании комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению замглавы Минземимущества РТ Рустэм Мерзакреев доложил, что в республике числятся 47 несуществующих деревень. По мнению председателя cовета Общества краеведов РТ Альберта Бурханова, их может быть и больше. «Реальное время» приводит историю населенных пунктов, где больше никто не живет.

«Жирбушка» на Каме и усадьба Алоизия Гласко под Сабами

Еще относительно недавно у слияния рек Белая и Кама в Актанышском районе жила деревня Дербешка. Полтора века назад ее основал елабужский купец первой гильдии Георгий Стахеев. В начале сентября 1872 года он плыл здесь на пароходе, чтобы найти место для зимовки судов. Местные речные просторы, леса и поля так понравились ему, что он выбрал именно эту территорию. В ближайшей деревне Каитово купец собрал народ - решить вопрос с арендой земли. Люди согласились, но попросили назначить цену не деньгами, а хлебом и чаем. Аренду оформили на сто лет. Когда проголосовали, сзади стоящие стали выкрикивать «Жирбушка», что в переводе с татарского означает «земля задаром» - «җир бушка». Стахеев не знал татарского, решил, что это название территории, и записал его по-своему: «Дербешка».

Поначалу арендатор использовал землю только как стоянку для судов. Но после 1896 года на нее обратили внимание и другие купцы. Со временем появилась пекарня, сезонная средняя школа. После 1930 года населенный пункт стал быстро расти, появились береговые рабочие и мастерские затона. Дербешку знали, как поселок речников. Однако в 1970-е годы деревня попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. К середине 1990-х годов последний житель покинул свой дом, и в 1998 году поселок исключили из списка населенных пунктов. При этом уже более десяти лет его бывшие жители собираются вместе, чтобы вспомнить малую родину, некоторые сочиняют стихи, пишут книги в ее честь и даже поставили памятник своей исчезнувшей деревне.

В 1970-е годы Дербешка попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. Фото vk.com

Не менее увлекательная история у деревни Янбаево в Сабинском районе, ее заложил польский дворянин Алоизий Гласко. Молодого человека подозревали в участии в польском восстании 1863 - 1864 годов и выслали в Казанскую губернию. Вернуться обратно в родные края у него не было возможности, но в августе 1871 года он получил свидетельство и разрешение на проживание в Мамадышском уезде. Здесь вместе с женой Юзефой он и купил бывшую усадьбу Аблаковых в деревне Каин Илга (по-другому ее еще называли Янбай). На Меше семья дворянина содержала водяную мельницу, разводила декоративных и промысловых рыб. До революции Алоизий Гласко вместе с женой и тремя детьми жили здесь, потом информация о них теряется. Название же деревни Янбаево сохраняется в метрических книгах еще до 1950 годов. Но позднее саму деревню поглотила другая более крупная - Большой Арташ, бывшая польская усадьба стала одной из его улиц - Каенлы.

«Переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах»

У многих исчезнувших населенных пунктов была богатая история . Например, деревня Мастеево, в 1930 - 1970 годы входившая в состав Актанышского района ТАССР. Землю получил некто Султанов еще во времена Екатерины II за верную службу, со временем его семья стала разрастаться. Среди населения были в основном башкиры, которые в большинстве занимались земледелием, кто-то - торговлей, а вот огородничество и садоводство было не развито. По данным справочника «Исчезнувшие населенные пункты республики Татарстан», в 1939 году население деревни составляло 310 человек, а в 1963 - уже 206. После 1966 года населенный пункт больше не упоминается.

Исчезнувших деревень в Татарстане и в России еще немало. За период 1990 - 2013 годы в стране не досчитались 20 тысяч деревень и поселков. Если брать весь XX век и начало XXI, то в России исчезли более 150 тысяч сельских населенных пунктов, из них в Татарстане - около 1200. Всероссийская перепись населения в 2002 и 2010 годах показала, что количество сел, которые покинуло местное население, продолжает только расти.

- В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах. Хотя в прошлую перепись 2002 года таких было только 36. По моим данным, сейчас количество сельских населенных пунктов, которые потерялись, перевалило за 56-57, например, они есть в Муслюмовском, Сармановском, Азнакаевском районах, - рассказывает председатель совета Общества краеведов РТ Альберт Бурханов.

По его словам, русские села исчезают с карты чаще, чем татарские. Дело в том, что русское население больше тяготеет к жизни в крупных городах, считает исследователь. При этом отдельного изучения требуют не только территории населенных пунктов, но и, например, рудники, расположенные поблизости. «Была разработка меди в Кукморском, Сабинском районах, например, около одного из населенных пунктов в последнем разработками управлял брат Лобачевского. А на сармановских рудниках работали шведские военнопленные после Полтавской битвы», - приводит примеры Альберт Бурханов.

Более 200 поселений - на грани исчезновения

Ученый утверждает, что полного списка деревень, исчезнувших в Татарстане за последние годы, нет, но в соответствующем справочнике можно встретить некоторые названия. Например, поселок Покровка Аксубаевского района перестал упоминаться в справочниках после 1992 года. Справка короткая - находился в 41 км от железнодорожной станции Нурлат, в 1963 году население составляло 180 человек, русские. В 90-е годы исчезло село Сельцо-Завод в Тюлячинском районе - 33 км от Арска и 58 км от Рыбной Слободы. Уже в 1963 году там жило только 90 человек, русские. В справочниках после 1986 года село уже не упоминается, а окончательно исчезло в 1990-е.

Есть деревни, которые исчезли в начале этого века, правда, таких гораздо меньше по сравнению с 30-ми годами. Деревня Серебряный Ключ в Черемшанском районе была исключена из списка сельских поселений в 2001 году. Данных о численности населения в справочнике нет, известно только, что поселение было в 100 км от Чистополя, с 1965 года входило в состав Ново-Ильмовского сельсовета Черемшанского района.

Наряду с уже исчезнувшими селами существуют умирающие - в 252 сельских поселениях РТ проживают менее десяти человек. Хотя, по словам Бурханова, Татарстан пока не в таком страшном положении, как другие регионы. В середине мая на заседании комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению сообщили, что в Татарстане 47 несуществующих деревень, при этом развернутый список в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ не смогли предоставить.

Пока точных данных нет. В настоящее время идет анализ. Упразднение не планируется, - заявили в пресс-службе министерства.

Заброшенная деревня Малая Атня – Шурабашское сельское поселение, Арский район. Фото ttp://ru.esosedi.org

Сокращение сельского населения

Судя по статистическим данным, за 46 лет, с 1970 по 2016 годы, численность сельских жителей в Татарстане сократилась в 1,8 раза, с более 1,5 млн человек до 912 тысяч. Если в 1970 году на сельское население приходилось 48,5% от всего населения республики, то в 2016 только 23,6%.

Например, в Муслюмовском районе около 19 населенных пунктов считаются исчезнувшими, еще 15 - на грани исчезновения. Четырех не станет, скорее всего, в ближайшее десятилетие - деревня Коммуна им. Карла Либкнехта, где зарегистрированы семь человек, Красный Яр с пятью жителями, сообщается в одной из статей научного сотрудника Муслюмовского краеведческого музея Равиля Тимкина.

Юлия Косолапкина

Свой реестр угасших и угасающих деревень Камско-Устьинского района ведёт Роза Чумакова. По архивам она восстанавливает историю этих населённых пунктов с XVIII века и родословные семей.

Исчезнувшая деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«В районе исчезли: Казыево-Ключище, Шершалан, Менситово, Кайпердино, Чернышовка, Эмикеево, Барские Каратаи, Чапай, Тарловка, Комаровка, - перечисляет Роза Ибрагимовна. - Живут только кладбища. Деревень нет, а на погостах - свежие могилы. Родители просят детей: «Похороните в родной деревне».

Деревня Брынка в XX веке. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

О деревнях, которых уж нет на карте, Роза Ибрагимовна написала книгу «Утерянный рай». Её отец из Бикеево. Раньше это было большое село. В начале XX в. здесь было волостное правление, мечеть, школы, мельницы. А осталось три дома. Газа нет, добраться до деревни можно только летом в сухую погоду - с двух сторон болота, мост через реку разрушен. Вместе с Бикеево угасают и Бишалабы, хотя и стоят на асфальтированной дороге. Два-три дома осталось в Бибеево. Кое-как держатся Балчиклы, Архангельские Кляри, Малаевка, Азимово-Курлебаш и Менгличево.

Ирина Коновалова

Люди противятся исчезновению деревень как могут. Одни приезжают на кладбище на субботник. Другие строят мечети. Третьи благоустраивают родники, устанавливают указатели, мол, эта дорога вела в такую-то деревню. На повороте к д. Эмикеево, что исчезла в 1979 году, установили памятный знак - белый камень-куб. Памятник стоит и на месте деревни Казыево-Ключище, исчезнувшей в 1981 году 77-летний Николай Соловцов в одиночку пытается сохранить д. Ново-Сергиево. Поставил летнюю кухню с названием «Родина», рядом с домом - обелиск павшим в Великой Отечественной войне землякам, самодельную мини-часовню. Он живёт без электричества и газа, пьёт из родника.

В Рыбно-Слободском районе на берегу реки Ошнячки каждый год встречаются жители несуществующей ныне деревни Брынка. Они ночуют в палатках, варят уху, поют. Раньше тут кипела жизнь, был сад, потом большой колхоз, ферма, кузница, клуб, теперь всё поросло травой. Деревня исчезла в 1971 г. Через 45 лет на её месте установили камень с памятной надписью. Готовят к изданию книгу о Брынке по воспоминаниям старожилов.

Крепостное право

Чахнут Старые Нохраты Алькеевского района. В 4 км от райцентра живут четыре человека. Столько же душ во Владимировке Аксубаевского района. По данным переписи населения, к 2010 г. на грани вымирания были 9 деревень в Высокогорском районе, 8 - в Пестречинском, по 7 - в Агрызском, Альметьевском, Зеленодольском, по 6 - в Заинском, Кукморском, Мамадышском, Чистопольском. При этом сельское население сокращается стремительнее, чем число населённых пунктов, - с 1959 по 2010 год сельчан стало на 44% меньше. Как следствие, почти на 80% выросло число малых деревень с населением до 50 человек - всего их 707. А крупных сёл убавилось. В большинстве сёл РТ живут от 201 до 500 человек.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«Для опустения деревень были предпосылки, - рассуждает Роза Чумакова. -Две мировые войны, революция массово забирали мужчин. С 1920-х рабочие руки утекали на стройки предприятий. До 1958 года каждый колхозник должен был сдавать мясо и молоко (даже если не было коровы!), платить от 12 до 120 руб. за то, что имеет сотку колхозного поля. Свободу крестьяне почувствовали только в 1961 г., когда получили паспорта. Это напоминает отмену крепостного права. Все стремились в город за образованием и на крупные предприятия - за зарплатой».

Дороги не найдёшь!

К 2010 году лишь каждый четвёртый татарстанец жил на селе. Больше 100 деревень сохранилось в Мамадышском, Арском, Высокогорском, Кукморском и Зеленодольском районах. Меньше 40 сёл - в Новошешминском, Менделеевском, Ютазинском и Бавлинском районах.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

Обитатели малых деревень попадают в замкнутый круг - на них не рассчитаны программы строительства дорог. Зачем тратиться на дорогу до села, если никто там жить не хочет? Если крупные сёла могут собрать деньги на условиях само-обложения и получить доплату из бюджета РТ, то деревням на три-пять дворов это не под силу. Да мало построить дорогу, нужно транспорт организовать. А тут само-обложение не поможет!

Ренат Халиуллин из Зеленодольска не может доехать до родного села Татарское Ходяшево в Пестречинском районе. Раньше он держал возле отчего дома пчёл, кормил мёдом всю округу. «Село находится на маршруте «Казань - Богатые Сабы», ехать 45 минут, - рассказывает Халиуллин. - Но регулярное сообщение на этом маршруте отсутствует с мая 2015 года. Зимой 2016 года объявили было, что появилось новое расписание - три рейса в неделю. Но к лету перевозчик, который выиграл обслуживание этого маршрута, отказался от него, так как там нет устойчивого пассажиропотока. Неужели придётся совсем порвать связь с родной деревней?»

Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«С инициативой организовать межмуниципальные маршруты выходят муниципалитеты, и по всем заявкам сейчас рейсы организованы, - говорит пресс-секретарь миндортранса РТ Наиля Клевлеева. - А в малые населённые пункты из-за одного-двух человек перевозчики просто не поедут». Впрочем, сейчас в минтрансе разрабатыают порядок планирования регулярных перевозок, документ позволит организовать регулярное сообщение на межмуниципальных маршрутам, в том числе по направлению Казань-Б.Сабы.

Пока теплится надежда…

И всё же приходят из малых деревень радостные вести. Так, первую за 25 лет свадьбу сыграли в Смысловке Нижнекамского района. А в пос. Восточная Звезда Верхнеуслонского района родился первый за 45 лет малыш. Каждое такое событие даёт сельчанам пусть и маленькую, но всё же надежду на возрождение.

Если у вас душа болит за родное село, которое раньше славилось на весь район, а потом зачахло, напишите в редакцию и не забудьте указать телефон для обратной связи. Самые интересные письма и истории мы опубликуем.

На чём держимся?!

Елена Кузнецова, жительница с. Чирпы Лаишевского района:

«Не первый год я добиваюсь благоустройства родного села. Освещения нет, дороги непроходимые, озёра нужно чистить. Собираю документы, отправляю по всем инстанциям, отовсюду отписки. Школу закрыли лет шесть назад, детсад не строят. Старый клуб хотели продать, но мы воспротивились. Сейчас он пока «базируется»… в коридоре бывшей школы. ФАП работает три часа в день. Весной соседке стало плохо, поздним вечером вызвали скорую помощь из Лаишева, так она не приехала, мол, дороги развезло, а света в селе нет.

Работы нет, молодёжь едет за ней в город. Раньше у нас был колхоз, маслозавод, 3,5 тыс. га пашни, больше 1000 коров. В 1961 году у нас дали свет, почти в каждом доме появились корова, гуси, поросята. Но в 90-е фермы пустили под бульдозер, технику распродали, мы остались ни с чем.

Мы в прошлом году по 300 рублей собрали и сделали ограждение на кладбище. Нынче хотим на средства самообложения сделать детскую площадку и фонари развесить. Парни своими силами расчистили поле под спортплощадку, а нам даже на сетку для волейбола денег не дали. Многие бы уехали в город, да возможности нет».

Официально

Председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров:

«За 10 лет сельское население Татарстана поредело на 44 тысячи человек, хотя в республике действует 49 программ поддержки производителей продукции сельского хозяйства, создают социальную, грантовую инфраструктуру. 44 тысячи - это же население двух районов! В некоторых районах каждый год жителей становится на 2% меньше. Особенно стремительно сокращается число жителей в Камско-Устьинском, Тетюшском, Мензелинском и Дрожжановском районах. Сельчане стали меньше строиться, так как больше не связывают своё будущее с деревней. На селе нет работы, платят мало. Муниципалитетам не хватает бюджетных средств, чтобы решить проблемы села. За счёт самообложения в Дрожжановском районе построили 41 км дорог, в Кукморском - расширили 35 км улиц, в деревнях построили мосты».

Почему нас тянет в деревню?

Замдиректора Института социально-философских наук КФУ Мария Ефлова:

«Вернуться на малую родину, человека толкают воспоминания детства. Они всегда приятные. Во-вторых, сейчас модно знать историю рода, люди идут в архивы. Многие берут фамилии предков. Закончился советский период, когда все были равны, не было связей между поколениями. Теперь родословная - ресурс, которым человек хочет подчеркнуть своё достоинство, что он не из неоткуда появился, а у его рода есть история. В-третьих, есть те, кто за свой счёт обустраивает родные места. Таким образом, они также показывают свою значимость. Те же, кто просто приезжают на субботники, проявляют уважение к предкам. Они восстанавливают кладбища, мемориалы, а фактически происходит то, что называют реконструкцией памяти».

В России три крупные аномальные зоны: М-ский треугольник в поселке Молебка, Жигулевские горы и Медведицкая гряда. Но как оказалось, и в республике Татарстан найдется не один десяток загадочных и любопытных мест.

Аномальные зоны отличаются по природе своего происхождения: где-то люди фиксируют большое количество появлений НЛО, в других встречаются приведения и загадочные существа, в каких-то местах наблюдается резкое ухудшение здоровья, а другие наоборот считаются святыми.

Аномальные зоны делятся на два типа. Есть гепатогенные зоны, которые существуют в природе, они научно доказаны, их исследуют геологи и их можно проверить. Такие зоны встречаются там, где идет излом земной коры и из недр выходят газы, которые влияют на состояние человека: ему становится плохо, он может потерять сознание, - объясняет финалистка 8 сезона «Битвы экстрасенсов» Алсу Газимзянова.

Таких мест на карте Татарстана предостаточно.

Долгая Поляна в Тетюшском районе

На территории заказника внимание привлекают две поляны - Кроличья и Каменная. На них совсем не растут деревья, а техника начинает вести себя странно: сбивается ход часов, не работает компас. Это одно из наиболее аномальных энергетических мест в республике, которая напрямую связана с космосом.

Говорят, что эти места благотворно влияют на здоровье людей: восстанавливается давление, проходят простудные заболевания, наступает умиротворение и покой. А неподалеку очевидцы даже видели зависание больших «тарелок» в небе.

Целительные возможности этой зоны использовали еще булгары. Легенды гласят, что ханы останавливались здесь, чтобы запастись энергией.

Поселок Ундоры

Сотню миллионов лет назад здесь было море, жили ихтиозавры и плезиозавры. Здесь же был найден скелет неизвестного ящера, которого назвали «ундорозавром». Энергетика места положительная, рядом много целебных источников, а само название переводится, как десять лекарств.

Еще больше в нашей республике исторических мест, где велись сражения и захоронены войны и ханы. Такие края несут огромный заряд энергии и большое количество преданий.

Есть зоны старинных зданий, сокровищ, вещей, там призраки появляются с какой-то периодичностью: или в какие-то праздники, или в день своей смерти, или чтобы о чем-то предупредить. Ритуально их изгнать практически невозможно. Когда экстрасенс с этим работает, то он должен понять, почему они появляются, - считает Алсу Газимзянова.

Гора Чатыр-тау в Азнакаевском районе

Здесь расположено порядка 57 штолен, на территории множество воронок и обвалов. Согласно легенде здесь был Пугачев со своим войском, также предания гласят о найденных кладах и оружии. Старые шахты считаются нечистым местом, были случаи исчезновения скота и людей.

А бывает, что аномальные зоны образуются на месте трагедии, где есть сгусток негативной энергии. Это место может быть и своеобразным порталом между другими пространствами. Часто такое бывает, когда меня приглашают в нечистую квартиру, где люди видят приведения. Я приезжаю и понимаю, что тут есть какой-то портал, где они переходят, - говорит еще об одном виде аномальностей экстрасенс.

Кирмень в Мамадышском районе. Ханское кладбище

На трассе М-7 напротив деревень Малая, Средняя и Русская Кирмень с правой стороны находится древнее Кирменское городище. По преданию сюда приходит сама Сююмбике и ее муж Гарай-хан. Часть трассы проходит прямо по части кладбища, поэтому здесь лежит известная среди водителей аномальная зона: количество ДТП на этом участке неоправданно велико. При въезде на гору стоит знак, что данный отрезок дороги является опасным.

Когда на кладбище строят дороги, то естественно она потенциально опасна. Получается, что мы ездим по чьим-то костям и те, кто там захоронен, забирают людей в иной мир. Если люди знают такие места, то это можно попытаться почистить, заговорить, поставить предупредительные знаки, для того чтобы человек был более бдителен. Сейчас у нас есть столько возможностей изучать эти явления, верим мы, не верим, но люди видят приведения, и мы должны проинформировать об этом других. Вообще, когда на дороге человек видит кресты, это сразу должно быть для него сигналом снизить скорость, - поясняет Газимзянова.

НЛО

НЛО в небе над Татарстаном наиболее часто появлялось в 90-2000-ых годах. Как говорят в организации «Космопоиск-Казань», сейчас таких аномальных активностей не наблюдается.

До нас уфологией в Татарстане занималась группа «Окно», они тогда выделяли Агрызский район: там есть ряд деревень, где постоянно видели НЛО, красные шары. В 2007 году мы ездили на место предполагаемой посадки НЛО, для них характерны некоторые следы при взлете, посадке и разгоне. Там мы нашли три вывала леса: сосны на высоте 2-3 метров были сломлены, - рассказывает руководитель местного «Космопоиска» Мария Петрова.

Удивительно, но татарстанцы не только время от времени видят в небе неопознанные летающие объекты, но некоторые утверждают, что были похищены пришельцами.

Лес рядом с деревней Шихазда (Пестречинский район) немного странный. Лет 20 назад одного мальчика инопланетяне взяли на свой борт и показали карту: там был указан как раз этот лес, а в углу стояло две точки, что это означает он так и не понял. Мы туда тоже выезжали, нас заинтересовали там деревья: они искривлены и растут розетками по три-пять дерева из одной точки. Если встать в эту розетку, то ощущается бессилие, из человека уходит энергия, - поделилась Петрова.

Районы, где сейчас появляется НЛО:

Спасский
- Тетюшский
- Пестречинский
- Верхнеуслонский

Блудные места

И таковых в наших краях найдется немалое количество. Жители некоторых деревень и сел пугают страшными рассказами и байками о блудных лесах рядом. Есть такие загадочные зоны и совсем недалеко от Казани.

В таких местах человек может погибнуть, заблудиться, пропасть. Это могут быть леса, а может и просто поле, - объясняет руководитель «Казань-Космопоиска». - Недавно к нам обратилась жительница поселка Юдино, которая три года назад как обычно пошла по грибы в районе детской железной дороги. Совсем немного пройдя вглубь леса, она поняла, что заблудилась и потеряла ориентир. Вдруг женщина увидела пробегавшего рядом мужчину в бежевом плаще и поспешила за ним, но тот не оборачивался и шел дальше. Опомнилась она только тогда, когда почувствовала, что под ногами хлюпает вода - женщина заходила в болото. Тогда она произнесла короткую молитву, её резко развернуло в обратную сторону, и она шла по лесу, пока не вышла к дороге на Юдино. Самое интересное: она вышла с другой стороны дороги. И не помнит, чтобы переходила обратно детскую дорогу и шоссе. Как тогда она могла оказаться на другой стороне леса?

На этом участке дороги часто случаются аварии, со смертельным исходом. По обоим сторонам стоят условные могилы. Справа - большой, высокий крест. В этих районах возможно «гуляет» какая-то червоточина, то есть пространственно-временное искривление, при попадании туда человек подчиняется другому измерению.

Загадочные существа

То в одном районе, то в другом становятся известны случаи порчи домашних животных каким-то существом. Особенно участились такие нападения этой осенью. Однако, как утверждают в «Космопоиске», это дело рук не загадочной чупакабры.

Мы сейчас выезжаем на каждый практически случай и можем сказать, что в Татарстане, как и в России чупакабры нет. Животных убивают другие хищники: дикие собаки, лисы, хорьки, норки, - поясняют там.

Однако есть случаи, в которых сложно что-то выяснить и доказать. Об этом говорит и руководительница Мария Петрова:

Несколько лет тому назад в заброшенной деревне Агрызского района бродил какой-то монстр по ночам, он крал животных домашних из загонов и уносил в лес. Люди слышали рычание, видели отпечатки лап, но самого существа никто так и не разглядел.

Районы, где появлялся неизвестный хищник:

Альметьевский район, село Васильевка
- деревня Азьмушкино рядом с Набережными Челнами
- поселок Сухая Река (Казань)
- Арский район, деревня Каратай
- Поселок Кичкальня
- Деревня Чита
- Поселок Победилово
- Камско-Устьинский район
- Поселок Шильнебаш
- Поселок Суровка
- Поселок Сидоровка (Набережные Челны)
- Высокая Гора
- Кукморский район
- Верхний Услон

Неблагоприятные места в Казани от экстрасенса Алсу Газимзяновой:

Мне не нравится место около Ветеринарной лечебницы, там, где поезд проходит. Когда я там бывают, меня как будто в какую-то воронку закручивает. Потом у нас есть яркое место, где Горьковское шоссе, там есть какая-то аномалия. Поворот на Левченко на Восстании.

С правой стороны озера Кабан, ближе к Тукаю. Я бы не рекомендовала там находиться больше времени, чем надо. И само озеро Кабан мне не нравится, мне там плохо, не по себе, тянет прямо в центр, там на самом деле что-то есть. И с людьми, которые пытаются там что-то найти или снять фильмы, что-то случается: они болеют, пропадают, попадают в аварии.

Перед заездом в Лениногорск по объездной есть негативное место, сколько там билось людей. Вообще места перекрестков очень страшные сами по себе, там скапливается негативная энергетика.

Так сложилось, что в нашей стране не все культовые здания разрушили, но и не все восстановили. И Татарстан не исключение. И Казань с окрестными уездами (ныне районами) тоже. Если уж в самом городе немало полуразрушенных или основательно перестроенных зданий бывших православных храмов, используемых по иному назначению, то уж вокруг города, где сотни сел и деревень исчезли или почти исчезли за последние несколько десятков лет, такие строения тоже есть.
Часть из них привлекательны для местного путешественника (и не только начинающего), не только возможностью прикоснуться к истории края и посмотреть на здания девятнадцатого, а то и восемнадцатого века в непеределанном виде, потрогать руками кирпичи сто или двухсотлетней давности, полазить по заброшенным строениям, что невозможно в условиях действующей церкви, но и некоторым экстримом в процессе "добраться" туда.
Каких-то уж совсем непреодолимых трудностей в том, чтобы доехать до какой-либо заброшенной церкви в соседних в Казанью районах, нет, но многие строения практически или совсем недоступны значительную часть года - зимой или в период весенне-осенней слякоти и распутицы. Да и в хорошую солнечную погоду летом дорога ко многим "объектам" кроет в себе определенные трудности. Если не рассматривать те храмы, что стоят практически на асфальте или в центре многолюдных населенных пунктов (Чирпы, Шуран в Лаишевском районе или Вехрние Девлизери, урочище Русская Серда в Пестречинском) , то остается несколько очень интересных мест, куда без автомобиля, знания маршрута и некоторых проблем, как правило в виде плохой дороги и всяких неожиданностей на ней, не доберешься. Вот о таких местах, которые могут быть интересными для местных туристов, сегодняшний рассказ.
Среди заброшенных православных церквей, расположенных в Лаишевском и Пестречинском районах Татарстана, я бы выделил пять. Если вы побывали во всех пяти местах, можете смело считать, что некий минимум, позволяющий именовать вас местным путешественником, вы выполнили. Дипломов, грамот и сертификатов вам, конечно, никто не вручит, но от этого менее приятно после всех таких поездок не становится.
Итак, по порядку, по часовой стрелке, начиная от Казани.

5. Колокольня Троицкой церкви в том месте, где раньше находилось село Рождествено, до того, как его перенесли на пару километров при строительстве Куйбышевской ГЭС и создании Куйбышевского водохранилища. Церковь была построена в 1830-52 годах, до нашего времени не сохранилась. А вот колокольня пережила смутные времена и стоит и поныне. Наверно, из всего, что я описывал в этом посту, самое известное место. В паре сотен метров протекает река Мёша (собственно, из-за опасений подъема в ней воды и было перенесено село), и весной и летом рыбаков здесь большое количество. Как раз мимо колокольни их дорога к воде и пролегает. А до этого надо ехать по дороге на Атабаево и свернуть налево к заброшенной ферме вскоре после нынешнего села Рождествено, ферму объехать справа и вырваться на просторы полевой грунтовки. А дальше ориентироваться на небольшой лесочек, в котором находится сельское кладбище, в паре километров впереди. Как раз за лесочком и находится колокольня, да и видна она становится очень скоро.

Вот такая, на мой взгляд, пятерка самых интересных недействующих и разрушающихся объектов, связанных с православной архитектурой, в окрестностях Казани. Конечно, многое интересное путешествующему вдали от туристических центров, в список не вошло. Например, Пятницкая церковь в Русском Ходяшево (Пестречинский район) или Введенская в Хохлово (Высокогорский). Но, надеюсь, об этом в следующий раз.