В госдуме назвали туманной перспективу поставок французских вертолетов. Сделка с Парижем. Почему французские вертолеты для Украины — это и хорошо, и плохо

Франция и Индия

Тип : легкий вертолет общего назначения

Вместимость : пилот и два пассажира

ALouette II (имевший тогда обозначение SE 3130), созданный на базе вертолета SE 3120 компании «Сюд-Ист» (Sud-Est), был полностью переделан для установки более мощного турбовального двигателя «Артист» I на месте звездообразного поршневого двигателя «Сальмсон» (Salmson) 9NH, устанавливавшегося на исходном вертолете. Впервые взлетев в марте 1955 года, вертолет получил сертификат во Франции только через год и был немедленно поставлен в производство. Обозначение вертолета изменилось на SE 313В после слияния компании SNCASE с компанией «Сюд-Авиасьон» (Sud Aviation), с последующим поглощением их компанией «Аэроспасьяль» (Aerospatiale) в 1970 году.

Оснащение вертолета новым двигателем в 1961 году привело к созданию отличного вертолета SA 318С с силовой установкой «Астазу» НА. Эта модификация производилась большой серией и завершилась выпуском 1303 экземпляров. Последней модификацией, попавшей в производство, был оптимизированный для полетов на большой высоте и полетов при высокой температуре наружного воздуха вертолет SA 315В «Лама», строившийся специально для индийской армии и объединявший планер вертолета «Алуэтт» II, а также более крупную силовую установку и подвижные агрегаты с вертолета «Алуэтт» III. До 1989 года компания «Аэроспасьяль» построила 407 экземпляров. В то же время индийский производитель - компания HAL и сегодня продолжает лицензионное производство этого вертолета малыми темпами.

Индийские вертолеты известны под названием «Читах» (Cheetah).Более 50 стран используют вертолет «Алуэтт» II на военной службе, а немецкая армия является крупнейшей эксплуатирующей организацией с 226 вертолетами SA 315В и 54 вертолетами SA 318С. Многие вертолеты и сегодня все еще остаются на службе в боевой авиации по всему земному шару. Кроме «Алуетт» II, построенных специально для гражданских эксплуатирующих организаций и лиц, за последние десять лет в гражданские регистры в Европе попали освобождающиеся с военной службы германские и особенно французские вертолеты.

Aérospatiale Alouette II - многоцелевой французский вертолёт. Спроектирован и производился предприятием Sud Aviation, позже - Aérospatiale, серийное производство - 1956-1975. Произведено более 1300 вертолётов. Alouette II - первый в мире серийный вертолёт с газотурбинным двигателем. Применялся, как в вооруженных силах (в качестве связного, разведывательного, противотанкового, тренировочного), так и в гражданской авиации для разрешения задач более общего назначения.

Проектирование вертолета велось в рамках госконтракта. Компания SNCASE на конкурс представила прототип X.310G с силовой газотурбинной установкой - двигателем Turboméca Artouste. Первый полет нового вертолета, обозначенного как SE 3130, был сделан 12.03.195; принято решение о начале серийного производства вертолета.

Первые серийные экземпляры строили для французских заказчиков (гражданских и военных). Вертолет по лицензии также выпускался в Швеции, Бразилии, США, Индии.

Вертолёт с рулевым винтом классической схемы. Трехлопастный несущий винт. Ферменная конструкция хвостовой балки. Турбовальный двигатель. Полозковое шасси.

Вертолет использовался в 80 странах, из них в 47 - военными ведомствами.

Характеристики вертолета Aérospatiale Alouette II:

    Количество членов экипажа:1

    Наибольшее количество пассажиров:4

    Длина:9,66м

    Диаметр несущего ротора:10,20м

    Высота:2,75м

    Площадь, ометаемая несущим ротором:81,7кв.м.

    Вес пустого:895кг

    Наибольший взлетный вес:1600кг

    Силовая установка:1×ГТД TurbomécaArtousteIIC6

    Мощность: 530л.с., дефорсированный до 460л.с.

    Наибольшая скорость:185км/ч

    Скорость на эшелоне:170км/ч

    Дальность:565км

    Практический потолок:2300м

МОСКВА, 9 июл — РИА Новости. Перспектива поставок французской техники, а именно вертолетов, на рынок РФ туманна после того, как Франция утратила доверие надежного поставщика из-за ситуации с "Мистралями", заявил журналистам первый зампред думского комитета по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев.

Ранее французский министр обороны Жан-Ив Ле Дриан официально заявил, что Франция не будет поставлять "Мистрали" в Россию, и понимает, что это обойдется стране в порядка 1,2 миллиарда евро. Позже в СМИ сообщалось, что французская компания Airbus Helicopters объявила о начале разработки нового тяжелого вертолета — конкурента МИ-35, рассчитанного на российский рынок.

Лябевьер о планах продать "Мистрали" США: так поступают лавочники Французский специалист по вопросам безопасности сравнил позицию Франции по "Мистралям" с поведением мелких торговцев. По его мнению, немыслимо, чтобы США согласились выкупить у Парижа корабли, которые им не нужны.

"Французские разработчики вертолета анонсируют, что лопасти будут изготавливать по особой технологии, позволяющей значительно снизить их шумность. Впервые на европейских машинах предусматривается так называемая всеобъемлющая антиобледенительная система. Руководство Airbus Helicopters заявило, что вертолет, в первую очередь, будет применяться в арктических условиях для обеспечения наиболее эффективной работы газо- и нефтедобывающих компаний", — отмечает Гутенев.

"Некоторые посчитали это заявление добрым знаком того, что санкции против нашей страны долго не продержатся — иначе французы вряд ли бы стали вкладывать средства в дорогостоящий проект, связанный с Россией. Не знаю, говорит ли этот факт о том, что Франция видит свет в конце санкционного туннеля, но для меня очень туманна перспектива поставки сложной французской техники на наш рынок в стратегические отрасли после того, как Франция утратила доверие надежного поставщика из-за ситуации с "Мистралями", — подчеркнул депутат.

По его мнению, увязывать развитие наших стратегических областей, Арктической зоны с французами было бы чрезвычайно неправильно.

Парламентарий отметил также "прагматичный подход" нынешнего руководства холдинга "Вертолеты России". "Оно сегодня решает важнейшие задачи, увеличивая долю российской продукции на мировом рынке. География экспорта уже превышает более 100 стран мира", — сказал Гутенев.

"Вместе с тем перспективы отрасли в большей степени видны в сервисе и сопровождении поставляемой на экспорт техники. Расширение доли на рынке продажи существующих вертолетов — это формирование задела на десятилетия вперед, в том числе в развитии ремонтно-сервисной базы. Это чрезвычайно важно, и этим надо заниматься в приоритетном порядке", — добавил депутат.

Helicopters соглашение о поставках 55 вертолетов на сумму €555 млн, сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман. «Подписали важное соглашение между и корпорацией Airbus Helicopters о поставках 55 вертолетов для нужд полиции, Нацгвардии, пограничников и Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. Сумма контракта €555 млн», — подчеркнул он в своем твиттере.

В эту сумму входят закупка вертолетов, техническая поддержка, а также обучение пилотов и обслуживающего персонала. По словам Гройсмана, часть финансирования по этому соглашению обеспечивает французская сторона.

Отмечается, что Киеву будут поставлены 24 легких многоцелевых вертолета модели H125, предназначенных в основном для решения задач санитарной авиации. Также Украина получит 21 тяжелый вертолет модели H225s, отличающихся своей высокой грузоподъемностью и большой дальностью полета.

«Эта модель будет переоборудована по запросу Киева для проведения поисково-спасательных операций», — отметили в пресс-релизе Airbus.

Об этом в ходе встречи с представителями Airbus Helicopters говорил президент Украины . Он сообщил, что Киев обратится к компании с просьбой переоборудовать часть закупаемых вертолетов под нужды украинской армии. «Сумма, выделяемая на этот контракт, является очень значительной, и мы бы просили, чтобы часть этого контракта, часть вертолетов, могла бы пойти для Вооруженных сил Украины», — отметил он, уточнив, что поручил проработать этот вопрос до момента подписания основного соглашения.

По заявлению компании, в рамках контракта стороны подписали также соглашение о создании местного учебно-технического центра, где будет проходить обучение личный состав украинских служб. Первые вертолеты H225 прибудут на Украину до конца 2018 года. О том, когда состоится поставка других моделей, пока не сообщается.

Поставка французских вертолетов даст Украине возможность технически не зависеть от России, заявил первый заместитель министра внутренних дел Украины . «Год назад возник вопрос, что украинский парк вертолетов зависит от поставок комплектующих из Российской Федерации. Мы приняли решение организовать работу с французской компанией Airbus Helicopters для того, чтобы обеспечить техникой все наши подразделения без участия РФ», — приводит слова Ярового пресс-служба МВД.

По словам политика, Украина все еще использует советские вертолеты Ми-8, все время нуждающиеся в ремонте. При этом их обслуживание невозможно без российских комплектующих.

Несколько раньше в этот же день украинские воздушные силы оценил генерал-лейтенант запаса Вооруженных сил Украины (ВСУ) Дмитрий Уманец. По его словам, ситуация с противовоздушной обороной Украины на данный момент довольно плачевная. Он подчеркнул, что большая часть стоящих на вооружении Украины ракет для зенитных ракетных комплексов (ЗРК) производится в России. При этом другие ЗРК были сняты с вооружения.

Уманец отметил, что «не спешит отремонтировать даже имеющиеся в наличии комплексы». К тому же на Украине, по его словам, существует проблема с порохом и ракетами для оставшихся ЗРК.

Отставание в области воздушного вооружение ставит перед Украиной некоторые препятствия. Так, 13 июля бывший премьер-министр Украины сообщил, что не будет рассматривать вопрос вступления страны в альянс в ближайшие десять лет, сказал он в интервью .

По его словам, проблемой для вступления Украины в альянс является несоответствие ее военной техники стандартам блока. Более того, от отметил, что входу украинской стороны в организацию препятствуют также и внешнеполитические проблемы.

Как отметили источники издания в НАТО, альянс не собирается говорить о вступлении Украины в организацию, пока на востоке государства не установится полное перемирие.

Впрочем, проблемы у украинской армии есть не только в воздухе, но и на воде. Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Украины Валентин Бадрак признает, что на данный момент украинские военно-морские силы являются слабым местом страны. «Военно-морские силы всегда были аутсайдером — в плане взглядов Киева на то, как развивать и как финансировать», — отметил Бадрак в интервью украинскому «Апострофу».

Куда суровее оценил современную ситуацию заместитель министра Украины по делам «оккупированных территорий» Георгий Тука. В эфире телеканала ZIK Тука сказал, что украинская сторона в Азовском море может показать России только «дулю» (кукиш). «У нашей армии на море есть только дуля. И вы это прекрасно знаете. Нам нечем оказывать сопротивление российскому военному флоту», — подчеркнул украинский замминистра.

В Париже министр внутренних дел Украины Арсен Аваков и госсекретарь министерства экономики и финансов Франции Дельфин Жени-Стефан подписали соглашение о поставке Украине 55 вертолетов Airbus. Речь о трех моделях - Н125, Н145 и Н225. Стоимость сделки оценивается в 551 млн евро. В украинском бюджете на это выделен 1 млрд грн, то есть 32,9 млн евро. Остальная сумма - предоставленный французской стороной кредит под 1% годовых.

Аваков рассказал, что сперва Франция поставит Украине 37 вертолетов, из которых 21 - машины Н225 грузоподъемностью более 10 т. "Такая техника не выпускается в Украине, а нам она очень нужна. Уже в этом году мы получим первые четыре машины, - уточнил глава украинского МВД. - Остальные 18 единиц получим позже".

Также в ведомстве сообщили, какие задачи должны будут выполнять закупаемые вертолеты: аэромедицинская эвакуация, спасательные операции, поддержание общественного порядка, антитеррористические и специальные операции, охрана государственной границы и обеспечение безопасности на дорогах.

Геликоптеры выглядят очень привлекательно и, конечно, оснащены современным оборудованием.

Однако данное соглашение имеет, как водится, две стороны - положительную и отрицательную. И само по себе решение довольно противоречиво с практической точки зрения.

Начнем, пожалуй, с отрицательной стороны. Данные вертолеты - новинка для Украины. "Новинка" - ключевое слово. Это значит, что неизбежны проблемы с освоением, эксплуатацией, обслуживанием, ГСМ, по крайней мере, на начальном этапе. Опять же придется раскошеливаться на фирменный сервис, и остается неясным, позволит ли продавец заняться его локализацией на имеющихся мощностях. В любом случае не хотелось бы, чтобы оказался неучтенным опыт с подаренными США джипами HMMWV, на которые умельцам случалось наваривать бамперы от ГАЗ-66.

Нельзя, конечно, утверждать, что эти вертолеты Украине не нужны. Учитывая необходимость в модернизации отечественного авиапарка, "рожденного в СССР". Но как быть с украинским оборонпромом, с головой окунувшимся в ремонт и улучшение своих вертолетов и самолетов? В этот процесс ведь были вложены немалые средства и силы. Военный эксперт Михаил Жирохов в декабре прошлого года для " " подробно , кто и сколько поставил "на ноги" украинской авиации. Так, по его словам, к концу прошлого года по сравнению с 2011-м "прирост по уровню исправности авиапарка составил более 300%".

И, в частности, если говорить о вертолетах, в той или иной степени модернизацию прошли боевые вертолеты Ми-24 и транспортно-десантные Ми-8 с замещением запчастей российского производства украинскими или западными аналогами. Михаил Жирохов отмечал, что, например, ГП "Конотопский авиаремонтный завод "Авиакон" занимается ремонтом/модернизацией Ми-8 и Ми-24, и в 2017 году один Ми-24ПУ-1 уже передали ВСУ. Помимо конотопского предприятия, в улучшении авиапарка задействована и та же запорожская "Мотор Сич". Так, завод продлил ресурс авиадвигателей собственного производства на три Ми-8 ВС ВСУ.

Правда, с "Мотор Сичью" и ее владельцем, пардон, почетным президентом Вячеславом Богуслаевым (экс-нардеп от Партии регионов, сейчас депутат от "Воли народа"), ситуация неоднозначная ввиду апрельских обысков СБУ. Спикер спецслужбы Елена Гитлянская тогда их объяснила подозрением на подготовку к диверсии. Также решением Шевченковского райсуда Киева были арестованы 56% акций предприятия, которые, как отмечают силовики, незаконно проданы иностранным компаниям со счетами в офшорах, связанным с китайской корпорацией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. В СБУ подчеркивали, что иностранные акционеры намеревались "противоправно сконцентрировать приобретенный пакет акций и получить полный контроль над его деятельностью в сфере военных оборонных заказов". Еще и Беларусь, как " ", подключилась.

Обыски и расследование привели к приостановке торговли акциями "Мотор Сичи" украинскими биржами, отмене годового собрания акционеров. К тому же "Украинские новости" со ссылкой на свои источники писали 23 мая, что в ГПУ уже лежит проект представления о снятии неприкосновенности с Богуслаева, но Юрий Луценко пока раздумывает. В общем, как говорилось выше, ситуация неоднозначная и трудно спрогнозировать будущее предприятия, занятого в украинской оборонке. Будет ли простое переформатирование с целью устранения от руководства завода экс-"регионала" и, следовательно, сохранение его мощностей. Или французский контракт как раз указывает на отказ от "услуг" предприятия.

"Мотор Сич" - просто пример, поскольку украинский оборонпром не завязан лишь на предприятие Богуслаева. Как отмечает в Facebook директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бардрак, это еще и "Антонов", и порядка 15 заводов поменьше. Которые, отметим, могли бы получить ныне выделенный на французские вертолеты миллиард. Ну, может, меньше, если бы речь зашла о необходимости приобретения технологий для качественного скачка в сфере производства отечественной авиации. Правда, в одном с Аваковым трудно не согласиться - парк вертолетов большой грузоподъемности у нас как таковой отсутствует. Теоретически на базах хранения имеется свыше двух десятков законсервированных Ми-26, но они выработали межремонтный ресурс еще к началу 2000 года. К тому же, помимо восстановления до летного состояния, они требуют и глубокой модернизации, что по цене может быть сопоставимо с покупкой летающей техники поновее.

Тем не менее решение касательно вертолетов Airbus имеет явную политическую окраску. Впрочем, как и любая сделка по закупке вооружений и техники для силовых структур. Причем политический подтекст не только внутреннего характера, но и внешнего. Что, вероятно, и является ключевым мотивом для соглашения с Парижем. Если оценивать ситуацию с этой точки зрения, то здесь мы видим положительную сторону.

Во-первых, еще более тесное вовлечение Франции во внутренние украинские процессы в контексте противодействия российской агрессии и на фоне . Иными словами, Украина показывает правительству Эммануэля Макрона перспективу заработка. Что, учитывая его напряженные отношения с профсоюзами и проседающую экономику, важно как минимум с точки зрения пиара.

Во-вторых, вертолетная сделка с Парижем выглядит как расширение коридора сотрудничества с западными поставщиками вооружений, открытого с поставкой ПТРК "Джавелин". Причем если контракт перейдет в практическую плоскость (его еще ждет ратификация ВР), то Киев тем самым диверсифицирует и каналы поставок, не привязываясь только к США. Кроме того, реализация этой сделки, очевидно, станет еще одним шагом в приближении к эксплуатационным моделям и стандартам НАТО. Это безусловный позитив и движение вперед.