The Jerusalem Post (Израиль): в ходе противостояния с Ираном в Сирии Израилю, возможно, придется бросить вызов России. Противостояние в Сирии: вопрос в том, кто потеряет лицо Противостояние в сирии

Россия завершила в Сирии развертывание системы противовоздушной обороны, которая ограничивает оперативные возможности как Соединенных Штатов, так и Израиля, говорится в докладе вашингтонского Института изучения войны. Базируясь на всей территории разрушенной конфликтом страны, она включает в себя вариации передовых систем С-300 и С-400 в дополнение к ряду других современных технологий.

Москва давно экспортировала такие системы в Сирию, однако они оставались под контролем ее собственной армии. Только после случайного поражения сирийскими войсками в сентябре российского разведывательного самолета, — Кремль обвинил в этом Иерусалим, который минутами ранее нанес удар по близлежащему иранскому складу оружия, — президент Владимир Путин дал зеленый свет на передачу С-300 режиму Асада.

Это, по мнению многих наблюдателей, повысило вероятность столкновений не только потому, что сирийские силы теперь лучше оснащены для противодействия израильской и американской военной активности, но и из-за большей вероятности нежелательных инцидентов, вызванных человеческим фактором или, что не менее вероятно, откровенной некомпетентностью.

«У русских эти системы были в Сирии еще до крушения самолета-разведчика, но они не использовали их для предотвращения израильских ударов. Таким образом, реальная проблема заключается в том, что они находятся в распоряжении батарей сил Асада, — пояснил СМИ бригадный генерал (в отставке — прим. автора) Релик Шафир, один из наиболее заслуженных командующих ВВС Израиля, который в 1981 году выполнял миссию по уничтожению ядерного реактора Ирака. — Это позволяет сирийской армии наносить удары по ракетам или самолетам, сохраняя при этом способность противостоять радиоэлектронной борьбе и преодолевать стелс-технологии». Тем не менее в четверг появились новости о якобы имевшем место израильском ударе по Аль-Кисве, расположенной к югу от сирийской столицы. Такие удары становятся все более редкими на фоне сохраняющейся напряженности с Москвой и с учетом новой стратегической обстановки. Со своей стороны, США имеют в Сирии около трех тысяч солдат, которые оказывают поддержку главным образом курдским силам на востоке.

Также президент Дональд Трамп дважды приказывал военно-морским силам, дислоцированным в Средиземном море, стрелять ракетами «Томагавк» по сирийским объектам в ответ на применение Дамаском химического оружия.

Соответственно, аналитики считают, что и Вашингтон, и Иерусалим сохраняют наступательные средства для обхода российского щита.

«Важным элементом является не осуществление противовоздушной обороны, а правила ведения боевых действий, — утверждал в СМИ бывший начальник военной разведки АМАН Амос Ядлин, в настоящее директор Тель-Авивского Института исследований национальной безопасности. — Пока Путин придерживается своей политики не атаковать израильские самолеты, то вероятность прямого израильско-российского противостояния очень низка. Более того, Иерусалим никогда не говорил, что нападет на российских солдат».

Контекст

Al-Akhbar: Тель-Авив не осознал силу «смертельного удара» Лаврова

Al-Akhbar 10.11.2018

Haaretz: Россия не может пресечь иранскую активность в Сирии

Haaretz 20.11.2018

Haaretz: российский защитный зонт спутал все карты Израилю

Haaretz 23.11.2018 «Тем не менее, есть два вопроса, по которым Москва непреклонна, а именно: российские солдаты не должны быть убиты во время нападений Израиля на иранские объекты, и АМАН не должен предпринимать действия для свержения режима Асада. Пока все будет так, я считаю, русские будут придерживаться своей прежней позиции, — что иранцы строят избыточную и угрожающую военную инфраструктуру, и, таким образом, Израиль имеет право иметь с этим дело». Действительно, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху неоднократно обещал продолжать наносить удары по иранским объектам в Сирии, а другие официальные лица намекали, что Иерусалим может, в случае крайней необходимости, уничтожить противоракетные батареи, которые, возможно, укомплектованы российскими солдатами.

Министр охраны окружающей среды Зеев Элкин, который помимо этого является сопредседателем израильско-российской межправительственной комиссии, также намекнул, что сирийской армии не хватает технических средств и навыков для разумного использования российских систем. Поэтому он предупредил, что силы режима могут случайно или иным образом сбить военный или коммерческий самолет над израильской территорией, что, в свою очередь, «несомненно» приведет к целенаправленному реагированию на место запуска.

«Я очень надеюсь, что российских военных специалистов там не будет», — подчеркнул Элкин.

«Главное препятствие — это не российские технологии, а фактически физическое присутствие российских солдат на земле, потому что не в интересах Израиля нанести им вред», — поделился с изданием The Media Line бывший командующий войсками АМАН в Сирии, а сейчас научный сотрудник Центра стратегических исследований Бегин-Садат генерал-майор (в отставке — прим. автора) Гершон Хакохен.

«Тем не менее это является серьезным препятствием для процесса принятия решений в Израиле, который в конечном итоге сводится к анализу управления рисками. Если выгода для Израиля от уничтожения цели перевешивает стоимость российских жертв и вытекающие из этого дипломатические последствия, то это можно было бы рассмотреть. Но никакой политики „преобладания" нет, — заключил он, — поскольку вопрос настолько серьезный, что он будет обсуждаться в каждом конкретном случае и решаться премьер-министром».

До своей недавней отставки бывший министр обороны Авигдор Либерман публично отверг требование Москвы о том, чтобы Иерусалим предоставлял российским военным дополнительное предупреждение перед выполнением миссий в Сирии. «Мы не примем никаких ограничений на нашу свободу действий, а когда дело дойдет до национальной безопасности, мы примем меры», — заявил он, казалось бы, усиливая представление о том, что российский личный состав не будет стоять на пути достижения целей Израиля.

Это пренебрежение, возможно, частично объясняется ростом числа доказательств того, что Россия не соблюдает молчаливое соглашение о препятствовании связанным с Ираном боевикам, включая членов «Хезболлы», действовать в пределах 85 километров (50 миль — прим. автора) от израильской границы. Согласно данным арабских СМИ, шиитские силы занимают огромные участки земли на юго-западе, на которых строят учебные базы. Хорошо известно, что Иран пытается скрыть свое военное присутствие вблизи границы, маскируя своих солдат и наемников формой сирийской армии.

При рассмотрении всего спектра потенциальных последствий этой новой реальности разумно постулировать, что для того, чтобы Израиль сохранил в неприкосновенности свои красные линии, — то есть воспрепятствовал созданию Тегераном постоянного военного плацдарма в Сирии и поставкам современного оружия «Хезболле» в Ливане, — еврейскому государству, придется, вероятно, бросить вызов России на дипломатическом поле, и, возможно, на военном.

«Даже в этом случае Израиль ни при каких обстоятельствах не будет преднамеренно нацеливаться на российские активы, поскольку это было бы серьезной ошибкой, — заявил в СМИ бывший летчик-истребитель Шафир. — Израиль по-прежнему признает Москву дружественной силой в регионе и заинтересован в том, чтобы это так и оставалось».

«Проблема может возникнуть, — уточнил он, — если Израиль и Иран продолжат преследовать свои [взаимоисключающие] цели в Сирии. После оборонительных действий России будет трудно сохранить их конфликт дискретным. Это поднимает ставки, и все может вспыхнуть». В этом случае и Иерусалим, и Москва почти наверняка попытаются как можно быстрее разрядить ситуацию, — если позволят обстоятельства, и если ни одна из сторон не решит, что необходимо усилить свою позицию действиями, которые могут иметь серьезные последствия.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На фоне усилившегося дипломатического давления на Дамаск со стороны Лиги арабских государств (ЛАГ) и стран Запада, особенный интерес представляет сейчас позиция турецкого государства. Ведь Лига кроме чисто дипломатического шантажа, в реальности ничего сделать в отношении Сирийской Арабской Республики (САР) не в состоянии. Угроза прекращения финансовых операций не является очень серьезной, кроме того существует ливанская банковская система, в которую сирийцы уже перекачали несколько миллиардов долларов. О самостоятельном вооруженном вторжении армий ряда стран ЛАГ говорить не приходится в силу трёх основных причин. Во-первых, сирийская армия обладает большой мощью и хорошей боеспособностью; во-вторых, вооруженные силы суннитских монархий, несмотря на их хорошее вооружение, слабы и обладают низкой боеспособностью; в-третьих, Лига арабских государств не является единой силой, и ряд стран имеют своё особое мнение по «сирийскому вопросу».

Так Ливан выступал против исключения Сирии из ЛАГ. 12 ноября об этом заявил глава ливанского МИД Аднан Мансур. Он отметил, что решение Лиги обернется для САР и всего Ближнего Востока серьезными последствиями и только осложнит вопрос, что не принесет региону безопасность и стабильность. Ливийский министр сказал, что решение Организации также наносит вред основам совместного сотрудничества арабских государств и региональному миру. Он призвал Лигу помогать сирийскому государству выйти из кризиса, защитить суверенитет, единство и безопасность Сирии, а также стабильность и безопасность всего ближневосточного региона. Аднан Мансур предупредил, что надо не допустить разрастания войны в Сирии, в противном случае это нанесёт удар по всему региону.


Положение в самой Ливии во многом связано с ситуацией в Сирии. 22 ноября появилась информация, которую озвучила Al-Arabiya, ссылаясь на источники близкие к ливанской шиитской организации «Хезболла», о том, что это движение может начать военную операцию по захвату Бейрута и власти в Ливии, если власть Башара Асада рухнет. «Хезболла» провела заседание своего Исполнительного совета, где обсуждались различные варианты действий организации в случае падения нынешнего сирийского режима.

Особую позицию по Сирии заняли Алжир и Ирак. Глава правительства Ирака Нури аль-Малики высказался в поддержку реформ в Сирии и других странах ЛАГ, но при этом выразил озабоченность по поводу того, что гражданская война в Сирии может дестабилизировать весь регион. Иракский премьер-министр выступил против военного вмешательства других стран во внутренний сирийский конфликт.

Соединенные Штаты пока также не рвутся в бой, своих проблем хватает. Вашингтон занял довольно выгодную позицию: Дамаск осуждают, Асада призывают оставить свой пост, но сами влезать в дела Сирии не спешат, ждут, когда это сделает Турция, возможно при поддержке суннитских монархий.

Так государственный секретарь США Хиллари Клинтон не исключает вероятность того, что в Сирии начнётся гражданская война: «…там может начаться гражданская война между правительственными силами и оппозицией, которая будет иметь четкую цель, будет хорошо вооружена и хорошо проспонсирована». По её словам особую возможно даже ведущую роль в ней сыграют военные (дезертиры). При этом Клинтон обвинила режим Башара Асада в провокациях, которые заставляют людей брать в руки .

Дамаск по-прежнему занимает твердую позицию, Асад отказался принять ультиматум ЛАГ о приёме 500 наблюдателей и теперь Лига должна принять ответное решение. Сирийский президент отметил, что вмешательство Лиги в дела Сирии может привести к военной интервенции против САР. По его мнению, конфликт будет продолжен, т. к. есть желание «подчинить Сирию», но «Сирия не пойдет на поклон, и мы будем сопротивляться». Президент повторил свой ранее высказанный тезис о том, что война Запада против Сирии вызовет страшные последствия, «дестабилизирует весь регион и затронет все страны» Ближнего Востока.

Турция

Таким образом, ЛАГ и Запад не хотят или не могут быть инициаторами интервенции в Сирию. Другое дело Анкара. Будущее конфликта между официальным Дамаском и сирийской оппозиции теперь напрямую зависит именно от решимости турецкого военно-политического руководства. Вопрос в том, сможет ли Анкара сыграть на этом направлении почти самостоятельно? Запад окажет дипломатическую помощь, информационное прикрытие операции, суннитские монархии – через Иорданию могут принять участие в интервенции, но не будут решающей силой.

В настоящее время по данным ряда источников, очень серьезно обсуждается вопрос о входе турецкой армии на сирийскую территорию с целью создания т. н. «зоны безопасности». Есть сообщения, что другую «зону безопасности» могут попытаться создать на иордано-сирийской границе.

Собственно, для того, чтобы появилась юридическая возможность, для начала военной операции и было принято решение Лиги. А недавно повод дала и Организация Объединенных Наций: во вторник Генассамблея ООН приняла резолюцию с критикой сирийских властей.

Тема создания «зоны безопасности» на сирийско-турецкой границе обсуждалась и во время последних французско-турецких консультаций в столице Турции на уровне министров иностранных дел. В этой ситуации какого-либо реального участия Организации Североатлантического договора, кроме дипломатической поддержки и передачи разведывательной информации, ожидать не стоит. К тому же понятно, что возможные односторонние действия турецких вооружённых сил по созданию буферной «зоны безопасности» на территории Сирии вызовут однозначно отрицательный отклик со стороны России, КНР и Ирана, возможно и ряда других стран, в том числе исламских. Да и реакция стран ЕС тоже вряд ли будет однозначной. В той же Ливийской кампании, ряд стран заняли позицию наблюдателей, или колебались, как Италия и Германия.

Кроме того, внешнее вторжение может привести к обратному эффекту, население Сирии может окончательно сплотиться вокруг Дамаска. Особенно, с учетом «старых» исторических споров и территориальных проблем между Сирией и Турцией (старый спор за провинцию Хатай, историческое название - Александрттский санджак) и неоднозначной позиции различных сил сирийской оппозиции по теме иностранного вмешательства в дела САР. Интервенция турецких войск со значительной долей вероятности вызовет возмущение курдов Сирии, которые и так не в полной мере поддерживают протестное движение.

Именно этими причинами объясняется «половинчатость» возможного турецкого силового вмешательства. Повод может быть любой, от «защиты мирного населения» и «стабилизации ситуации на границе» до «активности курдских сепаратистов». Сценарий, также очевиден: создание буферной «зоны безопасности», в которой может быть провозглашено некое переходное сирийское правительство. Эта зона станет «тыловой базой» для т. н. Сирийской освободительной армии (СОА). Она также должна выполнить ещё одну важную роль: на ней должны концентрироваться дезертиры из сирийской армии, которые затем станут пополнением СОА. Возможно, их там будут обучать, по примеру Ливии, военные советники стран Запада, суннитских монархий, частных военных компаний.

Сирийская освободительная армия (ещё её называют «Свободной сирийской армией» -ССА) начинает действовать все активнее. Уже сформированы подпольные «батальоны» (бандформирования) в районе столицы, Хомсе, Джабаль Заруа и т. д. Объявлено об учреждении Временного военного совета, который объявили высшей военной властью Сирии. Пока сирийские власти имеют дело в основном с т.н. «пропагандистскими» операциями, которые должны вызвать информационный шум в мире: типа подрывов домов (их потом объявляют уничтоженными артиллерией сирийской армии), или обстрела здания разведки ВВС, штаб-квартиры правящей партии Баас и т. д. Но тенденция активизации городского и сельского «партизанского движения» налицо.

В настоящее время уже в сирийской оппозиции идёт постепенный раскол. Так СОА официально в структуры Сирийского национального совета (СНС) не входит. Часть сирийской оппозиции против развязывания гражданской войны и втягивания в этот процесс других государств. К тому же далеко не все сирийские оппозиционные лидеры готовы предоставлять бывшим военным доминирующие позиции в органах управления СНС (такую же картину мы видели в Ливии). И эта линия раскола в рядах самих оппозиционеров в дальнейшем будет только углубляться.

В настоящее время в Сирии заметны три оппозиционные силы: во-первых, это Сирийский национальный совет (СНС), это самый крупный союз оппозиции, который пока не выработал единой позиции по поводу отношения к официальному Дамаску и внешнего вмешательства в дела САР. Видимо, СНП будет довольно быстро идти в сторону радикализации своего отношения к ситуации, чтобы сохранить доминирующие позиции. Во-вторых, это Координационный совет (КС), который выступает за мирный диалог с правительством страны и постепенную эволюцию режима путем его реформирования. В-третьих, это СОА, она выступает за свержение режима Башара Асада и расширение вооруженной борьбы. Большое влияние на СОА оказывает Анкара. В принципе, Сирийская освободительная армия, видимо, готова поддержать и иностранное военное вмешательство.

Большую опасность для Сирии представляет, не только возможное внешнее вмешательство, но усиление противостояния по линии алавиты – сунниты, которое поддерживают Катар, Саудовская Аравия, Турция.

Планы турецкой интервенции в Сирию по информации турецких СМИ

Турецкие СМИ опубликовали целую серию статей о «вероятных планах действий» правительства Турции в случае продолжения насилия в соседней Сирии. Публикации, видимо, являются способом информационного давления на Дамаск и вызваны отказом Башара Асада принять наблюдателей Лиги Арабских Государств. По мнению Анкары, сирийский президент, чтобы остановить кровопролитие в стране, должен сам покинуть свой пост.

В газете Radikal сообщается, что с каждым днём, когда Асад находится у власти «угроза стабильности возрастает», поэтому сирийский президент должен передать управление Сирией «демократическому правительству». Издание сообщает, что проведение сирийской армией операции по «зачистке» в крупном городе, вроде Алеппо (это крупнейший город страны), который находится в непосредственной близости от турецкого государства, приведет к созданию турецкими войсками «буферной зоны безопасности».

Газета Milliyet сообщила о том, что есть возможность создания «бесполётной зоны» на границе Турции и Сирии, для защиты сирийского мирного населения, если оно начнёт массово искать спасения на турецкой территории. А в том случае, если режим Асада устроит массовую бойню в Алеппо или Дамаске, то турецкой армии придется предпринять более широкомасштабную военную операцию. Хотя Анкара сможет пойти на такой шаг только при полной поддержке мирового сообщества и при появлении соответствующей резолюции ООН.

Ещё раньше ливанская газета The Daily Star дала информацию о том, что Турция и Иордания (возможно при поддержке других стран ЛАГ, к примеру, Саудовской Аравии) создадут на севере и юге САР «зоны безопасности». В эти зоны будет закрыт доступ для сирийской армии и сил безопасности и в них смогут укрыться представители оппозиции и дезертиры из вооруженных сил Сирии, которые борются против режима Башара Асада.

Понятно, что такие действия с больше долей уверенности могут привести к широкомасштабным военным действиям. Сомнительно, что Дамаск пойдёт на такое нарушение своих границ и суверенитета.

Позиция России

В ответ на принятие Генассамблеей ООН резолюции с критикой властей Сирии, заместитель постоянного представителя РФ при ООН Сергей Карев сообщил, что Россия «выступает против внесения в органах системы ООН однобоких и избирательных» резолюций по ряду стран. РФ исходит из того, что «первоочередная ответственность в области поощрения и защиты прав человека лежит на самих странах», а мировое сообщество может оказывать им только «техническое содействие». К тому же видно, что сирийские власти принимают усилия для разрешения конфликта и оппозиция должна поддержать Дамаск в этом процессе.

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что призывы представителей Западного мира и арабских стран ближневосточного региона к свержению сирийского президента Сирии похожи на политическую провокацию в мировом масштабе. По его словам, требования о прекращении насилия в стране должны быть адресованы не только к властям САР, но и «вооруженным группам, которые затесались в сирийскую оппозицию».

Эти известия, показывают миру, что Россия не собирается «сдавать» Сирию. Если проанализировать другие , вместе с вето на резолюцию Совбеза ООН по Сирии, которую наложили РФ и Китай и заявкой Владимира Путина на создание «Евразийского союза», становится ясно, что мы видим медленное возрождение стабилизирующей роли России в мире. К тому же в декабре в "дальний поход" должны уйти тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) Северного флота (СФ) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Чабаненко».

Эксперты сообщили о нескольких причинах такого шага Москвы:

Защита военно-стратегических интересов. В Сирии расположена единственная российская военная база в дальнем зарубежье, она нам даёт возможность военного присутствия в Средиземноморье. Это пункт материально‑технического обеспечения ВМФ России в Тартусе.

Защита своих экономических интересов. Сирия для Москвы важный рынок оружия: по данным ряда источников, Россия заключила контракты с САР на поставку вооружений на сумму 4 млрд. долларов. Кроме того, РФ также вложила до 20 млрд. долларов капиталовложений в нефтегазовую отрасль Сирии.

В Сирии проживает значительная российская община, которую при полной дестабилизации в стране и начале гражданской войны необходимо будет защитить, возможно, вывезти.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Уже через восемь дней в Средиземном море может оказаться корабль ВМС США. Американские СМИ сообщили о намерениях Соединённых Штатов направить к берегам Сирии эсминец USS Porter. Ещё один эсминец USS Donald Cook в настоящий момент уже находится в регионе.

Комментируя этот информационный повод, собственный источник ИКС в военной сфере отметил опасность сценария жёсткого противостояния между Россией и США, который может в ближайшее время перейти в горячую фазу.

Своим мнением о происходящем сегодня в Средиземноморье поделился наш эксперт - капитан 1 ранга запаса, кандидат политических наук Сергей Горбачев:

«Ответ, в общем-то, очевиден и понятен: вокруг Сирии вновь обострилась ситуация. Обострение это надуманно и во многом именно поэтому объяснимо: Штаты стремительно теряют свои военно-политические активы в этом геостратегическом регионе, который на протяжении последнего полувека называют политической кухней планеты. А раз так, значит самый простой способ поддержать свою геополитическую состоятельность - обострить ситуацию. Американцы это уж в который раз и делают, демонстрируя профессиональную кредитоспособность своего 6-го флота, наличие кораблей которого в этих водах, в принципе, никого не должно удивлять.

В этой же связи отмечу также, что облёты самолётов кораблей «вероятного партнёра - потенциального противника» - это нормальная практика, как слежение - сопровождение - разведка, ведущиеся в различных точках Мирового океана друг за другом. Главное в данном случае - не нарушать международные правила мореплавания и полётов авиации. К слову, между СССР (РФ) и США в своё время были заключены соответствующие соглашения, направленные на исключение разного рода инцидентов в воздухе и на море. И их обе стороны стараются придерживаться.

Что же касается «Кука» с «Портером», то они сегодня, как и всегда, требуют контроля. Как никак порядка 120 «Томагавков», БИУС «Иджис», ракеты ПРО-варианта… Н и у нас есть группировка кораблей в составе Оперативного командования в дальней морской зоне. Её зона ответственности - в том числе и Восточное Средиземноморье».

Накануне Дональд Трамп объявил о возможном использовании военной силы против Сирии. Сообщается, что американский президент взял на раздумья тайм-аут в 24-48 часов. А в ночь на 9 апреля израильская авиация нанесла удар по авиабазе в провинции Хомс. По мнению собственного источника ИКС, эта акция могла быть разведкой боем. Её целью могла стать проверка российской реакции на агрессию.

В соответствии с решением Верховного Главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина начато сокращение группировки войск РФ в Сирии, в том числе Оперативного соединения ВМФ РФ на Средиземном море. Однако само соединение продолжает свою деятельность и в настоящее время включает в себя полтора десятка боевых кораблей и судов обеспечения.

Последнее обновление: 25.09.2015 в 19:24

© AP Photo/Jaber al-Helo

С чего начался внутренний вооруженный конфликт, в урегулирование которого оказался втянут весь мир.

Антиправительственные выступления в Сирии начались в марте 2011 года, став продолжением так называемой «арабской весны» — серии революций, охвативших Ближний Восток. Очень быстро ситуация в Сирии переросла в гражданскую войну, а в дальнейшем территория страны стала уязвимой для различных террористических группировок, подпитываемых извне. В 2013 г. на севере Сирии появилась штаб-квартира террористической группировки «Исламское государство» (ИГ).


Некоторые нерегиональные игроки должны ответить на вопрос, кто представляет большую угрозу: Асад или «Исламское государство»


Сергей Лавров
глава МИД РФ

«Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра» признаны в РФ террористическими организациями.

Если в июне 2014 г. сирийская армия контролировала 12 из 14 провинций, или 70% территории, то весной 2015 г. она понесла крупные поражения на севере страны. В марте правительственные войска утратили контроль над городом Идлиб — крупным административным центром одноименной провинции, а в апреле — над городом Джиср аш-Шугур, открывающим дорогу на районы, населенные алавитами — сторонниками правящего режима. На юге страны сирийской армии также не удалось добиться успехов — под контролем экстремистов остается провинция Дераа. К июню 2015 г. боевики захватили почти половину страны. Количество жертв конфликта с 2011 г. составило 210 тыс. человек, более 840 тыс. получили ранения. Численность сирийских беженцев в мире к концу 2014 г. достигла 3,3 млн человек.

По данным совместного доклада Сирийского центра политических исследований и Программы развития ООН от 19 марта 2015 г., экономические потери страны с начала конфликта оцениваются в 202 млрд долларов США. Только в 2014 г. дефицит бюджета увеличился на 40,5%. Уровень безработицы в 2014 г. достиг 57,7%. (14,9% в 2011 г.). Стремительный рост цен на товары и услуги в 2014 г. был обусловлен сокращением государственных субсидий. Продолжительность жизни в стране к 2015 г. снизилась до 55,7 лет (75,9 лет в 2011 г.). Более 30% населения Сирии живет в условиях крайней нищеты. 50,8% детей школьного возраста в 2014 г. не посещали учебные заведения.

По оценкам Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), в результате войны в Сирии разрушены или повреждены около 300 объектов, внесенных в список Всемирного культурного наследия.

2011 год

15 марта в Сирии начались антиправительственные выступления, которые постепенно охватили крупные города страны — Дамаск, Латакию, Алеппо, Хомс, Баниас, Дераа. Манифестанты требовали проведения демократических реформ, отмены чрезвычайного положения, действовавшего в стране с 1963 года, отставки президента страны Башара Асада.

22 апреля в городах Дамаск, Алеппо, Дераа, а также в провинциях Хомс и Хама прошли массовые антиправительственные манифестации, для их разгона полиция применила оружие и слезоточивый газ. Число погибших составило 112 человек. В стране началось вооруженное противостояние между правительственными войсками и оппозицией.

Сирийская Арабская Республика. Досье

25 апреля в пригороды Дамаска, в города Дераа, Джебла, где продолжались выступления оппозиции, были введены правительственные войска.

10 мая вступили в действие санкции ЕС в отношении Сирии, введенные после подавления беспорядков в стране, начавшихся в марте. Санкции включали эмбарго на поставки в Сирию вооружений, запрет на въезд в ЕС членам сирийского правительства, были заморожены их активы в странах Евросоюза.

31 июля правительственные войска Сирии начали наступление на город Хама для подавления масштабных антиправительственных выступлений, продолжавшихся в течение всего месяца. По данным телеканала «Аль-Джазира», в этот день в Хаме были убиты 113 человек.

4 августа президент Сирии Башар Асад утвердил декрет о введении в стране многопартийности и об организации всеобщих выборов.

8 сентября в город Хомс были введены армейские подразделения для подавления продолжавшегося в течение нескольких месяцев вооруженного мятежа.

2 октября в Стамбуле создан оппозиционный Сирийский национальный совет , в который вошли политические эмигранты, в том числе члены запрещенной в Сирии организации «Братья-мусульмане».

Принятие Советом Безопасности ООН европейского проекта резолюции по Сирии привело бы к дальнейшему нагнетанию конфронтации и разжиганию в этой стране гражданской войны. Проект голосовался на фоне заявлений западных лидеров о том, что они не считают больше легитимным правительство Башар Асада и призывают оппозицию отказываться от диалога с правительством Сирии.


Виталий Чуркин
постоянный представитель РФ при ООН

5 октября на заседании СБ ООН Россия и Китай наложили вето на проект резолюции, угрожающий Сирии санкциями, в случае если власти не прекратят подавление выступлений оппозиции.

12 ноября в Каире на экстренном заседании Лиги арабских государства (ЛАГ) принято решение приостановить членство Сирии в ЛАГ с 16 ноября.

2012 год

23 января в Каире на совещании глав МИД ЛАГ принят план урегулирования кризиса в Сирии, предусматривающий уход с поста президента Башара Асада. Власти Сирии отвергли это предложение как «противоречащее интересам сирийского народа».

4 февраля Россия и Китай вновь заблокировали в СБ ООН принятие резолюции по Сирии , предусматривающей отстранение от власти Башара Асада и возлагающей всю ответственность за кровопролитие в стране на сирийские власти.

12 февраля в Каире на экстренном заседании совета МИД ЛАГ принято решение «разорвать все дипломатические отношения» с сирийской администрацией.

22 февраля в Тунисе состоялась первая встреча государств — участников группы друзей Сирии, неформального объединения стран, выступающих в поддержку сирийской оппозиции.


Россия получила приглашение на встречу 24 февраля в Тунисе «Группы друзей Сирии», но имеет к мероприятию ряд вопросов. Мы обратили внимание, что представители сирийского правительства приглашение на мероприятие не получили. Мы исходим из того, что урегулирование ситуации требует участия международного сообщества, в частности, ООН и Совета Безопасности, а также ключевых игроков. И делать это надо на взаимоприемлемой основе, а не навязывать решения.


Геннадий Гатилов
заместитель главы МИД РФ

24 февраля бывший генсек ООН Кофи Аннан назначен спецпредставителем ООН и ЛАГ по урегулированию сирийского конфликта.

26 февраля на референдуме принята новая конституция Сирии, которая вступила в силу 28 февраля.

10 марта в Каире принято совместное заявление ЛАГ и России о принципах урегулирования сирийского кризиса.

14 апреля СБ ООН принял резолюцию 2042, санкционировав отправку в Сирию передовой группы в составе до 30 невооруженных военных наблюдателей.

21 апреля в СБ ООН была принята разработанная на основе российского проекта резолюция 2043, учреждающая на период в 90 дней миссию ООН по наблюдению за прекращением огня в Сирии.

7 мая в Сирии состоялись первые выборы в народный совет (парламент) на многопартийной основе в соответствии с новой конституцией. Победу одежал блок «Национальное единство», поддерживающий президента Башара Асада.

25 мая в селении Эль-Хоула близ города Хомс в результате обстрела, по данным агентства «Рейтер», погибли более 100 человек. Власти Сирии и оппозиция взаимно обвинили друг друга в совершении этой акции.


Прежде всего, не можем согласиться с односторонне поданными выводами Независимой комиссии по расследованию в Сирии, касающимися трагедии в Эль-Хоула. Кто действительно виноват в этой резне — еще предстоит разобраться. Неприемлемо также, что этот инцидент искусственно выпячивается на фоне игнорирования других аналогичных преступлений в стране, за которыми стоят террористы и бандиты

заявление МИД РФ

29 мая ряд государств, в их числе семь стран ЕС, а также США, Канада, Австралия и Япония объявили о высылке послов Сирии в связи с трагедией в Эль-Хоуле.

5 июня Дамаск объявил о высылке глав дипломатических представительств ряда западных государств.

16 июня миссия ООН в Сирии приостановила свою деятельность в связи с эскалацией конфликта в стране.

30 июня в Женеве на встрече группы действий по Сирии, созданной по инициативе ООН и ЛАГ, главы МИДов пяти стран — постоянных членов СБ ООН согласились с необходимостью формирования переходного правительства в Дамаске. В итоговом заявлении отсутствует положение, в котором отказ Башара Асада от власти выдвигался бы в виде непременного условия для запуска политического переходного процесса в Сирии.

18 июля в Дамаске в результате взрыва погибли несколько ключевых фигур в руководстве Сирии — министр обороны Дауд Раджха, его заместитель по вопросам безопасности, шурин президента Асеф Шаукат,глава Высшего антикризисного комитета Хасан Турмани.


Семья сирийского президента. Генеалогическое древо семьи президента Сирии Башара Асада.

19 июля Россия и Китай в СБ ООН в третий раз наложили вето на проект резолюции по Сирии, которая предусматривала возможность применения санкций в отношении Дамаска.

24 июля вооруженные силы Сирии впервые за 17 месяцев боев с оппозицией применили авиацию: самолеты ВВС САР нанесли удары по Алеппо.

С 1 августа военные действия приобретают все более масштабный характер и охватывают практически все районы страны — Дамаск, Алеппо, Банияс, Латакию, Идлиб, Хомс, Хаму, Дейр-эз-Зор и Дераа.

17 августа вместо Кофи Аннана спецпосланником ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию был назначен алжирский дипломат Лахдар Брахими.

3 октября в приграничном городе Акчакале (Турция) в результате попадания сирийского снаряда в жилой дом погибли пять человек. В ответ турецкие военные обстреляли позиции сирийской армии.

11 ноября в Дохе (Катар) была создана Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС), в состав которой вошли Сирийский национальный совет и другие оппозиционные группировки.

В середине декабря на южных окраинах Дамаска шли ожесточенные столкновения между правительственными силами и боевиками.

2013 год

6 января президент Башар Асад выступил с планом мирного урегулирования .

15 января в результате ракетного обстрела университета в Алеппо погибли 87 человек. Ответственность за обстрел взяла на себя экстремистская группировка «Джебхат ан-Нусра».

21 февраля в Дамаске террорист-смертник подорвал заминированный автомобиль около штаб-квартиры правящей партии «Баас». Погибли 53 человека.

19 марта в района Хан-эль-Асаль в провинции Алеппо в боях применено химическое оружие , погибли 25 человек, в том числе 16 военнослужащих сирийской армии. Власти возложили ответственность за применение ядовитых газов на боевиков.

ХРОНИКА: К вопросу о применении химического оружия в Сирии

21 марта генсек ООН Пан Ги Мун принял решение направить группу независимых экспертов в Сирию для расследования сообщений о химической атаке .

26-27 марта на саммите ЛАГ в Дохе (Катар) НКОРС официально получила место Сирии в этой организации.

3 и 5 мая , по сообщению сирийского агентства САНА, ВВС Израиля нанесли удары по объектам в пригородах Дамаска. Атакам подверглись склады с оружием и военный исследовательский центр в Джемрае. По данным интернет-портала «Дамас пост», жертвами налета стали 300 военнослужащих.

7 мая на переговорах в Москве глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри договорились о проведении международной конференции по Сирии, получившей впоследствии название «Женева-2».

15 мая Генассамблея ООН одобрила резолюцию по Сирии, подготовленную Саудовской Аравией и Катаром, резко осуждающую режим президента Башара Асада. 12 стран, среди которых Россия, высказались против.

21 мая сирийская армия при поддержке ливанской организации «Хезболлах» , которая до этого не вмешивалась в сирийский конфликт, заняла город Эль-Кусейр на границе с Ливаном, который более года находился в руках боевиков.

28 мая ЕС принял решение не продлевать эмбарго на поставку оружия сирийской оппозиции.


Это нелегитимное решение в принципе, обсуждать всерьез на официальном уровне тему поставок или непоставок оружия негосударственным субъектам противоречит всем нормам международного права


Сергей Лавров
министр иностранных дел РФ

9 июня сирийское командование начало операцию «Северная буря» по освобождению от вооруженных экстремистов города Алеппо и его окрестностей.

22 июня в Дохе на встрече группы друзей Сирии принято решение о поставках вооружения сирийской оппозиции.

31 июля на северо-востоке страны сирийские курды объявили всеобщую мобилизацию, начались столкновения курдских отрядов с исламистскими группировками.

21 августа западные и арабские телеканалы сообщили о применении химического оружия в пригороде Дамаска — Восточной Гуте . В результате обстрела снарядами с нервно-паралитическим газом зарином погибли, по разным данным, от 280 до 1700 человек. В свою очередь, сирийские власти опровергли эту информацию, заявив, что данные «были сфабрикованы» оппозицией.

26 августа эксперты ООН взяли пробы на месте предполагаемой химической атаки под Дамаском.

29 августа на совещании постоянных членов СБ ООН при обсуждении проекта резолюции, открывающей путь для нанесения ударов по Сирии, Россия и Китай выступили против применения силы.

10 сентября Сирия согласилась поставить под международный контроль свои запасы химоружия , а затем присоединилась к Конвенции о запрещении химоружия.

Предложение России по Сирии: реакция мирового сообщества

14 сентября в Женеве по итогам переговоров министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри была достигнута рамочная договоренность по уничтожению в Сирии этого вида оружия.

25 сентября 13 сирийских исламистских группировок, входящих в состав Сирийской свободной армии (ССА), боевого крыла НКОРС, отказались признавать НКОРС в качестве своего представителя и призвали всех противников президента Башара Асада объединиться на основе ислама. ССА стала вести боевые действия не только против правительственных войск, но и против исламских боевиков.

14 октября Сирия официально стала 190-м членом Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).

26 октября о бойкоте запланированной мирной конференции «Женева-2» объявили 22 вооруженные группировки исламистов, которые сотрудничают с ССА. Среди них связанные с запрещенной в САР ассоциации «Братья-мусульмане» бригады «Лива ат-Таухид» и «Ахрар аш-Шам», а также более радикальные «Внуки пророка», «Джейш аль-Ислам» и «Сахаба». Исламисты заявили, что будут рассматривать как предателей и предадут суду тех, кто поедет в Женеву.

12 ноября сирийские курды объявили о создании переходной автономной администрации в административном центре Камышлы. Этот временный орган власти должен управлять тремя регионами, населенными курдами, на севере и северо-востоке страны, освобожденными от боевиков.

15 ноября исполнительный совет ОЗХО утвердил детальный план уничтожения сирийских химических арсеналов . Предполагается до 5 февраля 2014 года вывезти все химоружие из Сирии. Самые опасные химические вещества будут уничтожены за пределами САР не позднее 31 марта 2014 года, остальные — до 30 июня 2014 года.


Уничтожение сирийского химоружия

Химическое оружие будет уничтожено на американском судне «Кейп Рэй». Две мобильные установки FDHS для уничтожения химического оружия смонтированы на корабле.

22 ноября шесть исламистских военизированных группировок Сирии объединились в единую боевую структуру под названием «Исламский фронт». В него вошли отряды «Ахрар аш-Шам аль-Исламия», «Бригады Таухид», «Армия Ислама», «Сукур аш-Шам», «Лива аль-Хак» и «Ансар аш-Шам». Финансирование и вооружение этой боевой структуры взяла на себя Саудовская Аравия. Моджахеды из «Исламского фронта» вступили в борьбу как с правительственными войсками, так и с подразделениями Сирийской свободной армии.

2 декабря вооруженные экстремисты напали на монастырь Святой Равноапостольной Феклы в городе Маалюля (на западе Сирии) и захватили в заложники 16 монахинь во главе с настоятельницей — игуменьей Баладжией (Пелагеей). Монастырь был осквернен и разграблен, в частности разрушен бронзовый памятник «Спаса в силах», который был открыт в сентябре 2008 года и создан российским скульптором Александром Рукавишниковым.

7 декабря боевики «Исламского фронта» захватили штаб-квартиру и военные склады Сирийской свободной армии (ССА) в Идлибе, глава высшего военного совета ССА Салим Идрис бежал в Турцию, а оттуда в Доху (Катар). К концу декабря 2013 года в рядах ССА осталось, по некоторым данным, от 20 тыс. до 40 тыс. человек.

11 декабря вооруженные экстремисты из группировок «Джебхат ан-Нусра» и «Исламский фронт» захватили промышленный город Адра в 40 км от Дамаска и учинили там расправу над семьями друзов и алавитов. Жертвами этнической чистки стали свыше 90 человек, включая женщин и детей.

30 декабря в ходе боевых действий сирийские войска освободили из плена 5 тыс. жителей города Адра.

2014 год

В начале января 2014 года развернулись ожесточенные бои между оппозиционными группировками. Против боевиков связанной с «Аль-Каидой» экстремистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), установившей контроль над пограничными переходами с Турцией, выступили Армия моджахедов и «Повстанческий фронт Сирии». В провинциях Идлиб и Латакия против ИГИЛ сражаются боевики «Исламского фронта» и «Джебхат ан-Нусры». НКОРС объявила «Исламское государство» террористической группировкой и своим врагом номер два после сирийского режима.

13 января боевики ИГИЛ казнили около 100 членов других повстанческих группировок. За неделю вооруженных столкновений между бойцами умеренной оппозиции и исламскими экстремистами в Сирии было убито почти 500 человек.

В этот же день состоялась последняя из шести встреч в формате Россия — США — ООН, посвященных подготовке к международной конференции «Женева-2». По ее итогам глава российского МИДа Сергей Лавров выразил обеспокоенность задержкой с ответом сирийской оппозиции по участию в предстоящих переговорах.

17 января Сергей Лавров провел в Москве переговоры со своим сирийским коллегой Валидом Муаллемом, подтвердившим намерение делегации правительства САР участвовать в конференции.

22 января в швейцарском Монтрё началась международная конференция по сирийскому урегулированию. Ее участниками стали представители правительства и оппозиции этой арабской страны, а также международные посредники. Форум, подготовка которого заняла восемь месяцев, подтвердил различия в подходе его участников к урегулированию сирийского конфликта.

«Мы не можем ожидать мгновенного прорыва. Никто не отрицает сложностей. Мы здесь в Монтрё сделали только первый небольшой шаг. Настоящая сложная работа начнется в пятницу», — заявил генсек ООН Пан Ги Мун. По итогам встречи в Монтрё было объявлено, что диалог между делегациями правительства Сирии и оппозиции, как и было намечено, начнется 24 января в Женеве.

24 января в Женеве прошли отдельные встречи совместного спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии Лахдара Брахими с делегациями сирийского правительства и оппозиции. Дипломат назвал состоявшиеся переговоры с обеими сторонами обнадеживающими.

25 января состоялась первая с момента начала мирного процесса встреча делегаций сирийского правительства и оппозиции. Представители делегаций не стали пожимать друг другу руки и не сидели за круглым столом.

27 января в горных местечках Забадани и Мадае заключены первые соглашения о локальном перемирии между правительственными силами и отрядами боевиков.

28 января Дамаск расценил решения США о поставках оружия формированиям оппозиции как прямую попытку препятствовать успеху «Женевы-2». Продолжение межсирийских переговоров из-за разногласий между делегациями перенесено на 29 января.

29 января Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Сирии заявила о прогрессе на межсирийских переговорах в Женеве в связи с началом разговора о создании переходного правительства.

30 января первый заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад заявил, что официальный Дамаск разочарован первым этапом диалога в рамках «Женевы-2». Тем не менее дипломат подтвердил, что правительственная делегация приедет на очередной раунд переговоров.

31 января первый раунд межсирийских переговоров в Женеве завершился без конкретных договоренностей. Совместный представитель ООН и ЛАГ по Сирии Лахдар Брахими сообщил, что второй раунд диалога начнется 10 февраля.

«Женева-2»: переговоры оказались нужнее посредникам

Он уточнил, что оппозиция с этой датой согласилась, а правительственная делегация заявила, что хочет проконсультироваться с Дамаском. «Прогресс на межсирийских переговорах очень медленный, но начало процессу положено», — заключил спецпредставитель ООН и ЛАГ.

4 февраля лидер Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Сирии Ахмед аль-Джарба встретился в Москве с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. По итогам этих консультаций российский министр заявил, что Москва рассматривает участие Нацкоалиции в межсирийских переговорах как выбор в пользу мирного урегулирования конфликта.

7 февраля в соответствии с достигнутой договоренностью между правительством Сирии и оппозицией началась эвакуация гражданских лиц из города Хомса и доставка в этот населенный пункт гуманитарной помощи. Ранее в контролируемые боевиками кварталы города проследовали четыре автомобиля ООН, а вслед за ними направилась колонна автобусов.

Из сирийского Хомса началась эвакуация гражданских лиц

10-15 февраля прошел второй раунд межсирийских переговоров в рамках «Женевы-2». Правительственная делегация и оппозиционеры так и не достигли взаимопонимания. Тем не менее по итогам переговоров было заключено перемирие, позволившее доставить продовольствие и медикаменты жителям осажденного в течение двух лет города Хомса.

22 февраля СБ ООН единогласно принял резолюцию 2139, которая требует от сирийских властей открыть границы для налаживания прямых поставок гуманитарной помощи в пострадавшие районы страны.

13 марта депутаты народного совета утвердили проект закона о президентских выборах на альтернативной основе.

18 марта Вашингтон потребовал от Дамаска незамедлительно приостановить работу сирийских диппредставительств на территории Соединенных Штатов.

28 апреля президент Башар Асад выдвинул свою кандидатуру для участия в выборах президента 3 июня 2014 года.

5 мая Высший конституционный суд допустил к участию в выборах 3 кандидатов из 24 подавших документы на регистрацию.

7 мая официально началась предвыборная президентская кампания. В тот же день вступила в силу договоренность о прекращении огня в городе Хомс, вывозе боевиков из этого населенного пункта и обмене пленными.

28-29 мая состоялись досрочные выборы среди сирийцев, проживающих за рубежом (свыше 200 тыс. человек). Голосование прошло в 38 посольствах республики в других государствах.

29 мая Евросоюз продлил режим экономических санкций в отношении Сирии до 1 июня 2015 года. Ограничительные меры включают эмбарго на экспорт нефти, а также запрет для стран ЕС на инвестиционные, финансовые и транспортные операции.

3 июня на первых альтернативных президентских выборах, которые прошли на территориях, освобожденных правительственной армией от боевиков, победу одержал действующий президент Башар Асад, набравший 88,7% голосов избирателей.

В ходе предвыборной кампании, проводившейся под лозунгом «Вместе!», Башар Асад обещал провести амнистию, очистить страну от боевиков и содействовать восстановлению экономики страны. 16 июня он принес присягу.

Одним из первых решений Асада стало подписание указа об амнистии, которая распространялась на преступления, совершенные до июня 2014 г. До ноября 2014 г. в стране было амнистировано рекордное число противников режима — 11 тыс. человек. Остальные предвыборные обещания остались нереализованными

20 июня генсек ООН Пан Ги Мун предложил план урегулирования конфликта в Сирии, состоящий из шести пунктов, который предусматривал прекращение насилия и введение оружейного эмбарго. Россия не поддержала идею эмбарго из-за отсутствия гарантий его применения в отношении неправительственных вооруженных группировок.

27 июня Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил распустила военный совет «Сирийской свободной армии» и начала расследование по факту его коррупционной деятельности.

7 июля на борту специализированного американского судна CapeRay в Средиземном море начался процесс уничтожения вывезенного из Сирии химического оружия.

16 июля президент Сирии Башар Асад принес присягу в качестве главы государства на третий семилетний срок. После церемонии инаугурации боевики вооруженной оппозиции обстреляли из минометов деловой центр Дамаска.

16-17 июля около 2 тыс. боевиков из организации «Исламское государство» (ИГ) атаковали блокпосты на подступах к газовым колодцам месторождения эш-Шаерк востоку от города Хомс. Жертвами расправы стали 270 военнослужащих, рабочих и инженеров, охранявших этот стратегический объект. Месторождение захвачено боевиками.

17 июля боевики ИГ установили контроль над восточной провинцией Дейр-эз-Зор, граничащей с Ираком.На севере страны ИГ атаковало курдский район Кобани на границе с Турцией.

К 19 июля в руках ИГ оказались все основные нефтепромыслы на востоке Сирии. Сирийские войска начали операцию по освобождению захваченного газового поля эш-Шаер.

22 июля Совет ЕС решил расширить санкции еще на трех физических лиц и девять юридических лиц за причастность к жестокому подавлению гражданского населения или поддержку сирийских властей.

28 июля СБ ООН по инициативе РФ принял заявление о недопустимости покупки нефти у террористических организаций, действующих на территории Сирии и Ирака.

5-7 августа Дамаск подвергся мощному обстрелу со стороны отрядов вооруженной оппозиции. Погибли 19 человек, не менее 75 получили ранения, в том числе 13 детей.

Террористическая организация «Исламское государство». Досье

13 августа США завершили уничтожение наиболее опасных химикатов из Сирии на борту судна CapeRay.

15 августа СБ ООН единогласно принял резолюцию 2170, предусматривающую введение санкций против шести лиц, связанных с деятельностью группировок ИГ и «Джебхат ан-Нусра». За период с 1 по 15 августа 2014 г. боевики ИГ казнили в восточных районах Сирии около 700 человек.

16-18 августа сирийские ВВС нанесли более 20 ракетных ударов по базам ИГ в районе городов Алеппо и Ракка, в результате чего были уничтожены 30 боевиков.

19 августа США заявили, что процесс утилизации задекларированного Сирией арсенала химического оружия завершен.

26 августа президент США Барак Обама разрешил американским спецслужбам осуществлять разведывательные полеты над Сирией.

28 августа в Дамаске был обнародован состав правительства.ВаильНадер аль-Хальки сохранил за собой пост премьера. Основные фракции внутренней оппозиции в Сирии отказались от участия в правительстве.

28 августа боевики «Джебхат ан-Нусры» задержали группу из 45 миротворцев ООН на Голанских высотах.Освобождены 31 августа.

29 августа сирийские войска уничтожили в ходе масштабной операции в районе Джубар на востоке Дамаска 255 боевиков вооруженной оппозиции.

5 сентября на саммите НАТО президент США Барак Обама представил план по созданию международной коалиции против боевиков ИГ.

15 сентября миротворцы ООН были выведены с сирийской части Голанских высот в связи с наступлением вооруженных группировок на их позиции.

17 сентября боевики «Джебхат ан-Нусры» оккупировали практически всю демилитаризованную зону с сирийской стороны Голанских высот после вывода оттуда миротворцев ООН.

19 сентября Турция начала принимать сирийских беженцев из зон боев с ИГ, за сутки около 70 тыс. сирийцев перешли границу. Премьер-министр Турции АхметДавутоглу отдал распоряжения силам безопасности принимать всех нуждающихся в укрытии граждан Сирии.

20 сентября президент США Барак Обама подписал принятый ранее Конгрессом закон, позволяющий американским военным в целях борьбы с ИГ вести подготовку и снабжать бойцов умеренной сирийской оппозиции, в том числе «Сирийской свободной армии».

23 сентября ВВС стран международной коалиции во главе с США нанесли первые авиаудары по позициям исламистов из группировок ИГ и «Джебхат ан-Нусра» в Сирии. Союзниками США в проведении этой операции стали Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Бахрейн и Катар.

26 сентября международная консалтинговая компания Deloitte представила результаты аудита в НКОРС, согласно которым прозападная оппозиция расхищает средства, выделяемые на гуманитарные нужды.

1 октября в Хомсе произошел двойной теракт у школ, жертвами которого стали около 50 человек, большинство из которых — дети.

20 октября ЕС внес еще 16 сирийских чиновников и бизнесменов, включая 11 министров, в черный список, запретив им въезд в ЕС и заморозив финансовые активы. Число физических лиц в черном списке ЕС для Сирии достигло 211 человек, также в него входят 63 компании.

30 октября специальный представитель генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявил о планах создания новой «группы друзей» для урегулирования конфликта в стране. Кроме этого, он выдвинул инициативу по «замораживанию военных действий» в Алеппо, где западная часть города находилась под защитой сирийской армии, а восточную контролировали боевики из более чем 20 вооруженных формирований.

6 ноября постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джаафари заявил, что боевики ИГ обстреляли город Кобани снарядами с химическим боезарядом.

19 ноября ГА ООН приняла резолюцию, представленную Саудовской Аравией и возлагающую основную ответственность за совершаемые в Сирии грубые нарушения прав человека на Дамаск. Россия не поддержала этот документ.

29 ноября глава МИД Сирии Валид Муаллем заявил, что правительство поддерживает идею достижения локального перемирия в Алеппо.

1 декабря Всемирная продовольственная программа ООН заявила о приостановке оказания помощи сирийским беженцам из-за проблем с финансированием. Через 8 дней оказание помощи было возобновлено благодаря развернутой информационной кампании, в том числе в социальных сетях.

6 декабря Стаффан де Мистура обсудил в Турции возможность прекращения боевых действий в Алеппо с представителями сирийской оппозиции, в том числе с лидером НКОРС Хади аль-Бахрой.

7 декабря в Стамбуле спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов встретился с лидером НКОРС. В ходе беседы была отмечена необходимость скорейшего перевода сирийского кризиса в русло политического урегулирования.

12 декабря Совет ЕС ввел запрет на поставки в Сирию авиационного топлива из стран ЕС.

15 декабря Совет ЕС объявил, что введенные против Сирии санкции сохранятся в полном объеме до тех пор, пока в стране не прекратятся репрессии. ЕС также поддержал план Стаффана де Мистуры по созданию зон прекращения огня.

17 декабря в освобожденной сирийской армией промышленной зоне Шейх-Наджар в Алеппо возобновили работу около 300 предприятий.

В этот же день члены СБ ООН единогласно приняли резолюцию, санкционирующую продолжение в течение последующих 12 месяцев прямых поставок гуманитарной помощи в Сирию без получения предварительного согласия Дамаска.

27 декабря официальный представитель Национального координационного комитета (НКК) МунзирХаддам заявил, что внутрисирийские оппозиционные фракции согласны вступить в запланированные на 26 января переговоры с правительственной делегацией в Москве «без предварительных условий».

28 декабря ведущие группировки внутренней и внешней оппозиции — «Национальный координационный комитет» (НКК) и НКОРС достигли взаимопонимания относительно основных пунктов «дорожной карты» по мирному выходу из кризиса.

2015

В январе 2015 г. начался процесс уничтожения объектов по производству и хранению химоружия в Сирии.

5 января курдские силы самообороны (КСС) вытеснили боевиков ИГ с захваченных ими позиций в центре Кобани. Ополченцы полностью очистили от моджахедов административный квартал города. Представитель КСС сообщил, что под контролем боевиков ИГ остается менее 20 % территории города.

6 января пресс-секретарь Пентагона контр-адмирал Джон Кирби сообщил, что военнослужащие США приступят к подготовке сирийской умеренной оппозиции к борьбе с ИГ в начале весны.

9 января в Сирии бойцы сил национальной обороны уничтожили свыше 70 вооруженных экстремистов из группировки «Джебхат ан-Нусра» на подступах к двум шиитским городам Эз-Захра и Нобуль в 30 км к северу от Алеппо. Осада Эз-Захры и Нобуля продолжается около двух лет.

26 января В Москве прошли первые консультации представителей оппозиционных групп Сирии, к которым позднее подключилась делегация сирийского правительства. Целью встреч является поиск путей урегулирования конфликта, продолжающегося с 2011 года.

6 апреля в Москве прошли вторые межсирийские консультации. По итогам был разработан документ, получивший название «Московская платформа».

21 мая древняя Пальмира, признанная ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия и находящаяся в 240 км от Дамаска, после тяжелых боев с правительственными войсками САР была захвачена ИГ. Эксперты предполагают, что после захвата Пальмиры, площадь территории, которую в настоящее время оккупируют формирования террористической группировки «Исламское государство» в Ираке и Сирии, составляет около 300 тысяч квадратных километров.