Свято-духовский кафедральный собор в херсоне. Свято-духовский кафедральный собор Легенды и предания

Храм построен в стиле неоклассицизма. В 1804 году начато строительство и только в 1835 году закончено.

Большую роль в финансировании строительства сыграли херсонские купцы, поэтому церковь долго называлась Купеческой. Обычаи купеческого меценатства продолжались до самой революции 1917 года. За этот период в Свято-Духовской церкви пристроили два боковых алтаря, трапезную и подвалы, где проходили традиционные чаепития, велись беседы и песнопения.

Касперовская икона Божьей Матери – это реликвия, которую особо чтят верующие христиане Юго-Востока Украины и Молдавии. Список иконы хранится в Свято-Духовском соборе Херсона, а сам образ Касперовской Божьей Матери с младенцем находится в одесской Успенской церкви. Каждый год, в праздник Святого Духа, его привозят из Одессы в Херсон.

Легенды и предания

С Касперовской иконой Божьей Матери с младенцем связано много преданий и легенд. По одной из них, во время Крымской войны жители Одессы, в ожидании нападения вражеского флота, попросили у Херсонского владыки Иннокентия Касперовскую икону для общей молитвы.

26 сентября 1855 года к Одессе подошел вражеский флот. Несколько дней одесситы молились перед Касперовской иконой. Поведение вражеского флота было странным – он не нападал на беззащитный город. 1 октября практически все население Одессы молилось перед иконой на Соборной площади, все просили Божью Матерь защитить город. После чего на море и город опустился тяжелый туман, корабли не смогли ориентироваться в море и на следующий день ушли, не сделав ни единого выстрела по городу.

В 1922 году жители села Касперово попросили им вернуть икону во время эпидемии холеры. После того, как чудотворную икону внесли в церковь, и жители села помолились Матери-заступнице, никто в Касперово больше не заболел и не умер до окончания эпидемии.

История собора в 20 веке

Свято-Духовская церковь была самой роскошной и богатой в городе. Ее иконостасы, иконы и утварь были отделаны золотом. Весной 1922 года все ценности были реквизированы и вывезены советской властью в целях помощи голодающим Поволжья. С 1926 по 1937 года собором управляли «обновленцы», декларирующие обновление церкви и модернизацию богослужения – единственное церковное движение, признанное советской властью.

В 1937 году все внутреннее убранство Свято-Духовского собора было уничтожено, а сама церковь отдана под склад для муки. Служба вновь начала проводиться только в конце 1941 года, когда был оснащен храм Преображения Господнего. В1944 году Свято-Духовской храм был возвращен православной общине Херсона. В 1947 году церковь получила статус кафедрального собора, с тех пор постепенно пополняется и восстанавливается. Так как были уничтожены все церковные колокола, то в 1955 году построена многоярусная колокольня с новыми колоколами.

Сегодня Свято-Духовской собор является главным храмом Херсонской епархии Украинской православной церкви. Он хранит мощи и иконы святых и чудотворцев. Свято-Духовской кафедральный собор – это не только исторический и культурный памятник Херсона, но и место паломничества верующих православных христиан.

Как доехать

Свято-Духовский Кафедральный собор расположен в самом центре Херсона. Туда можно доехать троллейбусами № 1, 3, 4,9, 11 и автобусами № 2, 3, 5, 10, 16, 20, 24, 25, 27, 28, 30, 33, 35, 50, 101.

Описание

Свято-духовский кафедральный собор в Херсоне

Центром городской торговли в 18 веке был привозной рынок. В 1804 году на оживленной Привозной площади было решено построить храм. Крестообразная церковь в стиле классицизма, выполненная по проекту архитектора И.В.Ярославского, выделялась простотой архитектуры и стройными пропорциями. В связи с нехваткой денег строительство храма было завершено лишь к 1836 году. Помог окончанию строительства церкви некий раб Божий Гр. И.Р., пожертвовав 15 тысяч рублей на возведение церкви.

Печальная участь постигла храм в 1922 году, когда из него были изъяты все ценности, а в 1926 г. он был закрыт для служб. Только с 1941 года начинается восстановление святого храма. Вскоре в связи с закрытием Екатерининского и Успенского соборов приходская церковь получает статус Собора.

В начале 20 века Святодуховский храм был расширен и в таком виде он предстает перед нами и ныне. Ни в одном храме Херсонской области, наверно, не найдется такого собрания святых икон, представляющих как художественную, так и музейную ценность. Из Киево-Печерской лавры в 1912 году городу Херсону и храму подарена икона Божьей матери со святой горы Афон "Достойно есть". Особо чтится в соборе икона "Скорбящей Божьей Матери". Художественную ценность представляют такие иконы: икона с мощами "Серафима Саровского", трехстворчатая икона "Александра Невского" в княжеском облачении (с правой стороны изображена Святая великомученица Варвара, а с левой – святой Николай), икона "Святого Саваара", икона "Николая-Чудотворца", касперовская икона "Божьей Матери с младенцем", Почаевская икона "Божьей Матери", "Богоматерь с младенцем" в окладе, а также икона с музейным значением "Христос Вседержитель".

В храме находятся мощи святых отцов и великих чудотворцев: Святого Николая-Чудотворца, святителя Иоанна Златоустого, святого мученика Владимира Киевского, святого Димитрия митрополита Киевского и многие другие. А также в соборе находятся 96 мощей святых из Киево-Печерской лавры.

Cейчас Собор – центр православной жизни Херсона, именно через него проходят все чудотворные иконы, посещающие город. Недавно в соборе побывала икона Божьей Матери "Призри на смирение".

Каменный храм был построен по инициативе херсонских купцов в 1798 и в этом же году был освящен. В 1828 году он получил статус кафедрального, поскольку в связи с переводом адмиралтейства в Николаев, кафедральный Екатерининский собор был зачислен в военное ведомство.

В 1833 году деревянную колокольню перестроили на каменную. Первые реставрационные работы здания собора были проведены в середине XIX в..

При соборе была большая библиотека. В 1853 году при соборе была создана кафедра викарных епископов Херсонской епархии.

После Гражданской войны 1918-1920 в Херсоне была установлена большевистская власть, была создана Комиссия по отделению церкви от государства. В 1922 году был заключен договор с религиозной общиной Свято-Успенского собора общинами о передаче им имущества в арендное пользование.

По описанию 1922 года на колокольне Свято-Успенского собора находилось семь колоколов, общий вес которых составлял 5741 кг, самый большой весил 3892 кг, а самый маленький 16 кг. В 1929 все колокола собора были демонтированы. Антицерковная политика власти продолжалась и в 1931 году помещение собора превратили в спортивный зал.

В августе 1941 во время немецко-фашистской оккупации собор возобновил свою деятельность. После освобождения Херсона летом 1944 была зарегистрирована община Свято-Успенского собора как действующая. Однако уже 26 ноября 1945 здание собора было передано для использования под «Дворец физкультуры».

В период независимой Украины началось восстановление деятельности Свято-Успенского собора. В сентябре 1993 здание вернули общине, устав которой был зарегистрирован еще 15 ноября 1991 года.

Свято-Екатерининский собор был построен на месте бывшей деревянной Михайловской церкви, и освящен 17 мая 1786 года.

Первый камень в основание заложили в августе 1781

Когда Херсон посетила российская императрица Екатерина II, она дала храму второе название - Спасский, в связи с чем на фронтоне главного фасада была выполнена надпись: «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает».

Во время русско-турецкой войны 1787-91 годов на территории возле собора был создан мемориал с могилами павших участников войны. В самом соборе, в склепе под полом, у иконостаса, был похоронен основатель Херсона, новороссийский генерал-губернатор князь Потемкин-Таврический.

Первая колокольня собора была деревянной и соответствовала стилю раннего классицизма, как и сам собор. К 1800 году по проекту И. Е. Старова была построена монументальная каменная колокольня, которая два года спустя пострадала во время землетрясения, и ее пришлось разобрать. Рядом с ней в 1806 году была возведена временная деревянная, которая служила до окончания строительства новой каменной колокольни, существует и поныне.

В 1930-х годах храм был закрыт, а интерьер - уничтожен.

В настоящее время Екатерининский собор находится в ведении Украинской православной церкви Херсонской епархии Московского патриархата.

В начале XIX в. в центре привозной площади в Херсоне было принято решение построить Святодуховский храм.

В 1810 г. Губернский архитектор Иван Васильевич Ярославский составил проект. Архитектор отразил черты строгого классицизма, избегая реминисценций барокко.

Собор после реставрации фасада, 2012 год

Выполнен в простых геометрических формах, храм отличался четкой пропорциональности, чистотой плана, объемов, плоскостей и деталей при одновременном их сочетании. Проект датирован 1810 годом, однако строительство церкви, высота которой должна была составить 27 метров, через постоянную нехватку средств продолжалась до 1836 г. В процессе строительства цилиндрический барабан храма был заменен на восьмиугольный - простой в исполнении.

В 1910 г. Святодуховская церковь была расширена за счет пристройки трапезной. Храм не имел собственной колокольни, поэтому использовалась колокольня Преображенской церкви, расположенной неподалеку.

В 1962 году, когда Екатерининский и Успенский соборы были уже закрыті, Святодуховская церковь получила статус собора. В настоящее время это Святодуховская кафедральный собор

ул. Преображенская, 36.

Район Забалки возник в конце XVIII века как один из пригородов Херсона, который раскинулся по глубоким оврагом (балкой), активно начал застраиваться только в начале XIX в. Для нужд верующих на берегу реки Кошевой в военный госпиталь построили небольшую деревянную церковь, которую освятили во имя Святого Николая Чудотворца.

В 1819 году церковь вывели из военного ведомства и превратили в обычную приходскую. Со временем деревянная церковь обветшала, с 1840 года возник вопрос о строительстве большого каменного храма. Средствами на строительство храма помог благодетель - коллежский асессор Иаков Андреевич Дорошенко, потомок гетманского рода Дорошенко, который предоставил нужную сумму.

9 мая 1842 в центре новой рыночной площади был возведен и освящен новый каменный храм во имя Святого Николая Чудотворца. Этого святого особенно почитали освободители Причерноморского края. Существует легенда, что святой образ Николая Чудотворца был подарен старой госпитальной церкви князем Г. А. Потемкиным, это и стало причиной одноименного освящения храма.

Во время Крымской войны в Николаевском храме отпевали севастопольских защитников, умерших в херсонских госпиталях.

К 1904 году церковь расширили двумя боковыми пристройками, одна из которых освящена в честь Касперовской иконы Божьей Матери, а другая во имя Серафима Саровского чудотворца. Строительство возглавил настоятель церкви отец Федор Калинчук, а освятил - преосвященный Дмитрий, епископ Новомиргородский.

К 1917 году при церкви действовала церковно-приходская школа, в ней обучалось в среднем 30 мальчиков и девочек.

В 1922 году из церкви были изъяты все ценности, в 1929 году сняты колокола «для индустриализации страны». Местные жители делали все возможное, для того чтобы восстановить церковь: собирали пожертвования, восстанавливали иконостас.

С 1932 по 1942 годы храм не работал, на его территории находилось зернохранилище и ремонтные мастерские. В 1941 году художник Бабенко написал образ Воскресения и Плащаницы Божией Матери, Распятие Господне.

В 2007 году Свято-Николаевская церковь вернула себе статус морского храма. Сейчас это действующий собор, в котором проводятся богослужения.

ул. Мостовая, 31

После основания города Херсон правительство, в своем стремлении ускорить заселение степного края, решил привлечь сюда поселенцев иностранного происхождения. Первую деревянную церковь Святой Софии Премудрости Божией построили греческие священники с разрешения генерала Ганнибала.

В сентябре-декабре 1778 построена глинобитную церковь с деревянным каркасом, а уже в 1780 году частично переделанная в каменную, с двумя престолами: нижний - в честь Рождества Божией Матери, верхний - св. Константина и Елены.

В четырех нишах верхней части барабана колокольни установлены скульптуры апостолов, вырезанные из дерева, они придают храму своеобразный вид.

Все богослужения проводились на греческом языке и не прекращались даже во время Второй мировой войны.

Греческая церковь считается одним из старейших сооружений в Херсоне. Ее архитектурой и внутренним убранством восхищались Григорий Потемкин, Иван Ганнибал, Александр Суворов, Федор Ушаков.

Официально храм называется Свято-Рождества-Богородичный (Греко-Софиевский) храм, но жители города уже третий век называют его просто Греческим.

Церковь расположена в центре города Херсона, для местных жителей известна как Кладбищенская, потому что стоит на территории Херсонского некрополя - Петровского кладбища, самые древние захоронения которого датируют 80-ми годами XVIII века (древнейшей считают могилу иеромонаха Василия 1781 года).

В 1792 году на городском кладбище построена небольшая часовня, в стенах которой отпевали умерших херсонцев, воинов, отдавших жизнь при защите города именитых и малоизвестных, богатых и бедных.

Впоследствии город стал губернским, власти приняли решение о строительстве на кладбище большого каменного храма.

В 1803 году в неделю Всех Святых освятили его престол, этот год считается годом рождения храма.

Церковь строили с 1804 по 1808 год и расширили в 70-е годы XIX века.

В 1922 году все золотые, позолоченные и серебряные предметы изъяли у общины церкви. Все это весило 2 пуда 2 фунта 80 золотников (33,94 кг). В этих цифрах не учтены историческая и культурная ценность реликвий храма и предметов богослужения, которые для верующих является святынями. Городская власть пользовалась этим, допускала выкуп их у государства и прихожане, сбросившись по копейке из своих скудных доходов и сбережений, выкупали реликвии.

В конце декабря 1929 храм онемел. Все колокола были сняты и переплавлены «для нужд индустриализации».

Петровское кладбище, на территории которого находится церковь, является одним из старейших кладбищ Херсона. Здесь хоронили известных людей города, чиновников, участников русско-турецких войн, воинов как белой, так и красной армии, петлюровцев, участников восстания атамана Григорьева 1919 года, воинов Первой и Второй мировых войн.

С обретением Украиной независимости церковь смогла «свободно вздохнуть» и вновь обрести голос. В ней снова звонят колокола, проведены реставрационные работы.

Внутри храма сохранился аутентичный резной деревянный иконостас и образы, которые были выполнены ярославскими иконописцами в XVIII веке. В храме сохранился чудотворный образ списанный с Касперовской Божьей Матери.

Храм построен в 1889 году в неоклассическом стиле. 2 февраля 1889 состоялось торжественное освящение храма.

В 1893 году при храме основана церковно-приходскую школа, где обучали основам знаний детей из малообеспеченных семей.

После Октябрьского переворота, во время первой оккупации Херсона большевиками, приходскую школу закрыли. В 1922 году храм разграблен большевиками. В 1930 году храм закрыт советской властью «по просьбам работников». В 1938 разрушена верхняя часть храма - баня и колокольня. Нижнюю часть храма большевики устроили под хозяйственный склад.

После вытеснения немецких оккупантов подразделениями РККА храм продолжал свою работу. Однако уже в 1962 году храм был назначен к повторному закрытию, и только благодаря устойчивости общества и настоянию прихожан в различных инстанциях, благодаря личной осанке протоиерея Алексея Алексеенко и приходского старосты Алексея Филипповича Замараева, храм выстоял.

31 мая 1898 епископ Новомиргородский пр. Мемнон (Вишневский) освятил закладку гимназической церкви во имя Св. Мученицы царицы Александры. Храм построен по проекту губернского инженера Казимира Квинто в эклектичном стиле. Храм получил народное название Гимназическая церковь Св. Александры. Она возводилась на частные пожертвования.

В 1921 году в храме уже бывшей 2-й женской гимназии был основан приход Украинской автокефальной православной церкви. Впрочем, в конце 20-х годов сведения о церкви исчезают.

Помещение было передано Херсонскому пединституту. В последние годы при СРСР тут были мастерские общетехнического факультета.

Наконец 20 апреля 1992, уже в независимой Украине состоялась торжественная церемония передачи помещения общине Украинской автокефальной православной церкви.

С 1997 года община зарегистрирована как приход Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Строительство римско-католического костела в Херсоне берет свое начало в середине XVIII века. Согласно справке государственного архива Херсонской области «костел был построен иезуитами Елизумом Шац в честь Спасителя 1792 костел назван мазаночним ». В начале XIX века, году этак в 1820-м, построено каменное здание.

После 1917 года храм некоторое время был закрыт для богослужения.

28 апреля 1918 по старому стилю состоялось первое в Херсоне церковное Богослужение на украинском языке.

В мае 1922 года ликвидационная комиссия по вопросу отделения церкви от государства при Херсонском бюро юстиции удовлетворил ходатайство прихожан о временном пользовании храмовым сооружением со всем культовым имуществом и инвентарем.

В 1923 году Херсонской советом рабочих и крестьянских депутатов церковь передано религиозной общине в бессрочное и безвозмездное пользование и владение.

В 1931 году костел был закрыт. В течение долгих лет там находились мастерские по ремонту киноаппаратуры. В 1958 году в перестроенном здании большевики организовали городской детский кинотеатр им. П. Морозова.

В марте 1994 года римско-католической общине возвращены помещения храма.

Достопримечательность

Свято-Духовский кафедральный собор
Святодухівський кафедральний собор

Страна Украина
Конфессия УПЦ МП
Епархия Херсонская и Таврическая
Архитектурный стиль Классицизм
Автор проекта В. И. Ярославский
Строительство - годы
Состояние действующий приход УПЦ
К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье Координаты : 46°38′04″ с. ш. 32°36′22″ в. д.  /  46.63444° с. ш. 32.60611° в. д.  / 46.63444; 32.60611 (G) (Я)

Свято-Духовской кафедральный собор - один из крупнейших православных храмов города Херсона . Также известен как «Привозная церковь» или «Купеческая церковь». Расположен на перекрестке улиц Коммунаров, Рабочей и Декабристов.

История

Возведение Трёхпрестольной Свято-Духовской церкви продолжалось с 1804 по 1835 год. Длительность строительных работ объясняется отсутствием средств.

В январе 1836 года были освящены Северный придел во имя священномучеников Херсонесских и южный придел во имя Архистратига Михаила, чуть позднее - 16 августа 1836 года был освящен и главный Свято-Доховской престо Архиепископом Гавриилом (Розановым).

Главную поддержку при строительстве храма оказали местные купцы Галухин, Богданов, Сикачев и Носов, в честь которых, херсонцы назвали церковь «купеческой». Второе название - «Привозная» - она получила из-за своего расположения вблизи городского рынка - привоза.

Изначально храм был выполнен в виде квадратного креста с колоннадой со всех сторон и невысоким куполом.

В 1907 году к церкви была пристроена трапезная часть, под которой, в специально оборудованных помещениях, проводились воскресные чтения. Считается, что эту часть храма построили купцы Ирликовы.

После революции, в марте 1922 года из храма были вывезены все церковные ценности, с мая 1926 по 27 сентября 1937 церковь находилась под управлением обновленцов. Затем внутреннее убранство храма было уничтожено.

В 1937-1944 годах помещение храма использовалось как хранилище муки.

Богослужения возобновились лишь в конце 1941 года под трапезной частью, где был оборудован храм Преображения Господня.

В августе 1944 года Свято-Духовской храм был возвращен общине верующих. В период 1944-1953 год северный и южный предел церкви были полностью отреставрированы. К сожалению, оригинальная роспись храма не сохранилась.

При Преосвященном Никоне (Петине) , в 1947 году Свято-Духовская церковь стала кафедральным собором.

В 1955-156 годах храм обзавелся иконами Святителей, Мучеников и Преподобных пера одесских художников.

В 1995 году к собору была пристроена колокольня. Все колокола бывшей колокольни были уничтожены и на их место были установлены маленькие колокольчики в количестве 8 штук.

Площадь, занимаемая собором составляет 1441 кв.м, внутри храма - 762,51 кв.м. Высота стен верхнего храма - 9,7 м. Высота купола - 19,7 м. Купол восьмиугольный. Расстояние между противоположными гранями - 10,9 м.

Святыни

  • касперовская икона Божией Матери
  • мощи преподобного Варсонофия Херсонского
  • мощи преподобной Евтропии Херсонской
  • мощи блаженной Домники Алешковской
  • чтимая икона прмц. Параскевы Римской
  • чтимая икона праведного Иоанна Русского

Напишите отзыв о статье "Свято-Духовский кафедральный собор (Херсон)"

Ссылки

  • kherson-sob.church.ua/o-sajte/

Отрывок, характеризующий Свято-Духовский кафедральный собор (Херсон)

– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.