Ст м чистые пруды. Метро «Чистые пруды»: описание, расположение, история. Станция метро "Чистые пруды". Общее описание

"Чистые пруды" - станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Красные ворота» и «Лубянка». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена - «Сокольники» - «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» - «Смоленская». Первоначально станция не имела центрального зала, лишь у выходов располагалось два коротких аванзала для перехода между путями. Лишь в 1971 году станция была реконструирована в трёхсводчатую. С 5 января 1972 года соединена пересадкой со станцией «Тургеневская», с 13 января 2008 года - и со «Сретенским бульваром». Названа по Чистопрудному бульвару, а также по Чистому пруду, к которому ведут её выходы. Пруд до 1703 года назывался Поганым, так как в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен. Затем был очищен и, соответственно, переименован.

До 5 ноября 1990 станция называлась «Кировская» по находившейся здесь улице Кирова (ныне - Мясницкой), названной в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова (1886-1934).
Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и ПВО страны. В 1947 на станции впервые в Московском метрополитене были установлены люминесцентные лампы.

Имеется наземный вестибюль, расположенный в начале Чистопрудного бульвара. Через него можно выйти, помимо бульвара, на площадь Мясницкие ворота и Мясницкую улицу.
Из центрального зала можно попасть в переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. 13 января 2008 года открылся переход на станцию «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии. Первоначально предлагалось открыть этот переход одновременно со станцией Сретенский бульвар, однако, в связи с задержкой поставки эскалаторов Санкт-Петербургского завода, Сретенский бульвар открылся только с одной пересадкой, а пуск перехода был отложен.

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения - 35 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально располагала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала. Реконструирована в трёхсводчатую в 1971 году.

Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованых светлым уральским мрамором «коелга» и дымчатым мрамором «уфалей». Опоры свода скрыты широкими карнизами, за которыми размещены светильники. Пол выложен серым и розовым гранитом (до 1972 года покрытие было асфальтовым). До сооружения перехода на станцию «Сретенский бульвар» у торцевой стены находился бронзовый бюст С. М. Кирова, в честь которого долгое время называлась станция (автор - М. Г. Манизер). Сейчас бюст находится в переходе со станции «Сретенский бульвар» на станцию «Тургеневская» и утратил связь со станцией, называвшейся в честь Кирова. Путевые стены облицованы светло-серым мрамором (до середины 1990-х - белой керамической плиткой), снизу - чёрным гранитом.

Станция имеет наземный вестибюль кубической формы, аналогичные вестибюли имели станции: «Комсомольская» (северный вестибюль) и станция «Смоленская». Однако, до настоящего времени эти вестибюли не сохранились. Вестибюль станции «Чистые пруды» - единственный вестибюль такого типа, сохранившийся до наших дней.

Сокольнической линии Московского метрополитена.
Открыта 15 мая 1935 г.
Код станции: 008.
Переход на станции "Тургеневская" и "Сретенский бульвар".

Названа по Чистопрудному бул. , а также по Чистому пруду , к которому выходит.
До 5 ноября 1990 г. называлась «Кировская», по находившейся здесь ул. Кирова (ныне - Мясницкой).

Имеется наземный вестибюль с выходом в город на Чистопрудный бул., пл. Мясницкие ворота и Мясницкую ул.

С 5 января 1972 г. в центре платформы открыты малые эскалаторы пересадки на станцию «Тургеневская» . 13 января 2008 г. в северном торце центрального зала открылась пересадка на станцию «Сретенский бульвар» .

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого (35 м) заложения. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально располагала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала. Реконструирована в трёхсводчатую в 1971 г.
Архитекторы Н.Я. Колли и Л.П. Шухарева.
Архитекторы реконструкции Л.Н. Попова и А.Ф. Фокина.
Инженер-конструктор А.Ф. Денищенко.
Станцию возвела Шахта № 18-19 СМУ-7 «Мосметростроя» под руководством И. Пугача и А. Танкилевича и Шахта № 29-30 «Мосметростроя» под руководством Ф. Кузьмина.
Реконструкцию 1971 г. вело СМУ-5 «Мосметростроя» под руководство Н. Федорова.

Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованных светлым уральским мрамором «коелга» и дымчатым мрамором «уфалей». Опоры свода скрыты широкими карнизами, за которыми размещены светильники. Пол выложен серым и розовым гранитом. До сооружения перехода на станцию «Сретенский бульвар» у торцевой стены находился бронзовый бюст С.М. Кирова, в честь которого долгое время называлась станция (автор - М.Г. Манизер). Сейчас бюст находится в переходе со станции «Сретенский бульвар» на станцию «Тургеневская». Путевые стены облицованы светло-серым мрамором, снизу - чёрным гранитом.

Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба, ПВО страны и ставка Верховного главнокомандующего с подземным кабинетом. Сталин, правда, им ни разу не воспользовался. В начале прошлого века на месте станции находилась пивная, знаменитая тем, что в ней однажды арестовали шумно гулявшего Сергея Есенина. По приказу столичного правительства станция столичного метро «Чистые пруды» была включена в список памятников истории и культуры местного значения.

В проекте станция носила названия «Мясницкая» и «Мясницкие ворота».

Предыдущая станция на линии «Красные ворота» .
Следующая станция на линии «Лубянка» .

Информация о станции.

Сталинское метро. Исторический путеводитель Зиновьев Александр Николаевич

Кировская (ныне Чистые Пруды)

Кировская (ныне Чистые Пруды)

Кировская является станцией глубокого заложения. Свое название она получила по улице Кирова, бывшей Мясницкой. Удивительно, что Мясницкую переименовали в улицу Кирова только лишь по причине того, что по ней в декабре 1934 года везли гроб с убитым С.М.Кировым - советским политическим деятелем, членом политбюро ЦК ВКП(б). По проекту станция должна была получить название Мясницкой, либо Мясницких ворот, но во время строительства название поменяли.

Кировская построена с одним наземным вестибюлем, расположенным в начале Чистопрудного бульвара. Площадь для строительства павильона образовалась из-за сноса дома, замыкавшего цепь бульваров и стоявшего на этом месте. В доме располагался популярный в свое время кабак.

Автором станции является архитектор Н.Я.Колли - известный своим тяготением к конструктивизму. Внешне вестибюль выглядит строго, без излишеств. Входы организованы с двух противоположных торцов павильона. Продольные стены декорированы круглыми окнами, между которыми оставлено место для барельефов на тему строительства метро. Их должен был осуществить скульптор В.Д.Королев, но по каким-то причинам рельефы реализованы не были. Четыре колонны около каждого выхода зрительно добавляют высоту зданию, а сильно выступающий карниз - мощности. На крыше над каждым торцом были установлены большие буквы «МЕТРО». Торцевые стены полностью остекленные. Затем подобные павильоны, только в уменьшенном виде, будут строиться как вестибюли к «хрущевским» станциям. Интерьер вестибюля смотрелся лаконично и стильно: в углах перил лестницы были установлены тонкие торшеры, к сожалению, не сохранившиеся. Потолок обработан неглубокими кессонами, в которых установлены полукруглые светильники.

Cт. Кировская. Интерьер наземного вестибюля

Ст. Кировская. Перекрытие эскалаторного зала с оригинальным освещением

Спустившись по лестнице, пассажир попадает в длинный переход, облицованный голубым марблитом. Очень оригинально были поставлены источники света - их спрятали в стены, оформив в виде иллюминатора, что продолжает тему круглых окон наземного вестибюля. Вдоль продольной оси установлен ряд квадратных колонн, облицованных серым мрамором, для разделения потоков. Пол был покрыт плиткой в виде орнамента из прямоугольников, описанных вокруг каждой колонны. После коридора следует просторный эскалаторный зал, который первоначально имел стеклянный потолок, расчерченный на квадраты и излучающий мягкий свет. В настоящее время он демонтирован.

Из-за неблагоприятных гидрогеологических условий центральный зал не удалось раскрыть полностью, как это предполагалось в проекте. Был построен лишь небольшой аванзал у эскалаторов, с двумя парами проходов в боковые нефы. В противоположном конце станции тоже имелся маленький зал для перехода между платформами - он ограничивался двумя глухими торцами. Между этими залами все проходы между пилонов были сделаны глухими.

Пилоны облицованы серым и белым мрамором. Путевые залы освещались рядом трубчатых светильников, закрепленных по оси зала и закарнизным освещением, разливающим свет по белому своду, что уничтожало эффект подземелья и помогало зрительно сделать пилоны выше. Путевая стена была облицована светлой плиткой, в верхней части вдоль всей стены шел меандр из темных плиток, в «карманы» которого было вписано название станции. В торце подземного аванзала был установлен бронзовый бюст С.М.Кирова работы скульптора Манизера.

Во время Великой Отечественной Войны на станции размещались отделы Генштаба. На платформах были поставлены столы, а от проходящих поездов станцию загородили фанерной стеной и поезда, естественно, не останавливались. В подплатформенных помещениях были организованы рабочие кабинеты Верховного Главнокомандующего и начальника Генштаба.

В конце 1960-х станцию было решено реконструировать: нужно было построить центральный зал для сооружения перехода на открывающуюся станцию Тургеневская. В 1971 году реконструкция была закончена (ее авторы архитекторы Л.Н.Попова, А.Ф.Фокина). Самое главное чего удалось достичь в ходе реконструкции - станция не изменила своего внешнего облика. Были аккуратно раскрыты глухие проходы между пилонами. В центральном зале построили эскалаторы для перехода на станцию Тургеневская.

5 ноября 1990 года станцию переименовали в «Чистые пруды» по рядом расположенным прудам и названию бульвара. Также в 1990-х годах плитку на путевых стенах заменили мрамором, полностью повторив прежний рисунок.

13 января 2008 года в северном торце станции построили переход на открывшуюся станцию Сретенский бульвар. Бюст С.М.Кирова был перенесен в переход между станциями Тургеневская и Сретенский бульвар, отдалив его от «родной» станции Чистые пруды.

Утраты станции

1. Оригинальные торшеры и светильники из наземного вестибюля станции.

2. Перекрытие эскалаторного зала.

3. Трубчатые люстры из боковых залов. Теперь платформы освещаются лишь закарнизным светом.

4. Пол станции покрыли гранитом вместо асфальта, путевые стены облицованы мрамором вместо плитки.

5. Буквы «МЕТРО» на крыше вестибюля сохранились лишь с одной стороны.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4. Апокалиптическое разделение народов на чистые и нечистые, на праведников и грешников – это отражение «карантинной чистки» османами=атаманами зараженных областей Европы и Средиземноморья. Как мы отмечали, одной из важнейших целей османского=атаманского завоевания

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги 1953 год. Смертельные игры автора Прудникова Елена Анатольевна

«Чистые руки» Если говорить грубую правду - в «органах» били, бьют и будут бить. Дело не в факте избиений, а в реакции на него руководства. Иногда оно следователей за это сажает, иногда закрывает глаза, а иногда дает ордена.Достоверно известно, что пытки с санкции

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Тайны Беларуской Истории. автора Деружинский Вадим Владимирович

Воз и ныне там… Но самое интересное не это, а тот факт, что бурные споры 60-х годов сегодня забыты в Беларуси. Мало того, в изданных в 2008 году «Учебных материалах для XI класса по истории Беларуси» повторяется та же московско-партийная концепция, с которой боролись наши

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4. Апокалиптическое разделение народов на чистые и нечистые, на праведников и грешников - это отражение «карантинной чистки» османами = атаманами зараженных областей Европы и Средиземноморья Как мы отмечали, одной из важнейших целей османского завоевания было

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ОПЕРАЦИЯ «ЧИСТЫЕ РУКИ» В ИТАЛИИ После борьбы над фашистами в Италии сложилась новая партийная система, основу которой составляли такие партии, как ХДП (христианско-демократическая), ИСППЕ (социалисты) и ИКП (коммунисты). На референдуме в 1946 г. большинство итальянцев

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Чистые и нечистые В религиозных представлениях зороастрийцев нашли отражение народные верования, магия и демонология. Так, из поколения в поколение передавался страх перед дэвами (демонами); и, чтобы преодолеть его, зороастрийцы произносили особые молитвы с

Из книги История мусора. автора Сильги Катрин де

Из книги Гоголь в Москве автора Молева Нина Михайловна

Патриаршие пруды Еще одна вымечтанная Гоголем встреча – с «патриархом русской поэзии» И. И. Дмитриевым, одним из самых популярных поэтов рубежа XVIII-XIX столетий. Назначенный при Павле I обер-прокурором Синода, он отметит свою деятельность словами: «Отсюда начинается

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Чистые страны Хорошим считается перерождение в чистых странах. Собственно говоря, чистой или нечистой страна становится в зависимости от того, кто ее воспринимает – Пробужденное существо или же заблудший обитатель сансары. Так как таких воспринимающих бесконечно

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Сумерки невежества. Технология лжи, или 75 очерков о современной фальсификации истории Украины автора Каревин Александр Семёнович

автора Гречко Матвей

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Метро «Чистые пруды» находится в Басманном районе ЦАО Москвы между станциями Сокольнической линии Московского метрополитена «Лубянка» и «Красные ворота».

История станции

Одна из первых станций Московского метрополитена. Открытие станции состоялось 15 мая 1935 года. Изначально станция «Чистые пруды» не располагала центральным залом, а для перехода между платформами использовались два небольших аванзала, расположенных у входов. В 1971 году станцию реконструировали в трехсводчатую. В 1972 году на станции был организован переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии, а в 2008 году «Чистые пруды» получили переход на станцию Сретенский бульвар Люблинско-Дмитровской линии.

История названия

Свое имя станция получила по расположенному неподалеку Чистопрудному бульвару и по Чистому пруду. Интересно то, что вплоть до 1703 года в пруд сбрасывали свои отходы мясные лавки и бойни, расположенные на берегах пруда, и пруд называли Поганым. После того как пруд очистили, его стали называть Чистым, и это название прижилось. Правда, название «Чистые пруды» станция получила не сразу, а только в 1990 году. До этого она называлась «Кировской». Улицу Кировскую тоже переименовали. Сегодня она известна как Мясницкая.

Описание станции

Своды станции опираются на два ряда спаренных пилонов, отделанных дымчатым мрамором «уфалей» и светлым мрамором уральского происхождения «коелга». Опоры потолка закрыты карнизами, за которыми вмонтированы светильники. До 1972 года пол станции был асфальтным. Затем его выложили красными и серыми гранитными плитами. Вплоть до 1990 года путевые стены станции были облицованы белой керамической плиткой. Сегодня стены отделаны светло-серым мрамором и черным гранитом.

До того как на станции был сооружен переход на станцию «Сретенский бульвар», в торце станции находился бюст С. М. Кирова, выполненный из бронзы. Сейчас бюст стоит в переходе со станции «Тургеневская» на «Сретенский бульвар», хотя никоим образом не связан ни с одной из них.

Технические характеристики

«Чистые пруды» - это трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения, расположенная на глубине 36 метров. Станция строилась по индивидуальному проекту с использованием монолитного железобетона.

Вестибюли и пересадки

В начале Чистопрудного бульвара расположен наземный вестибюль станции, из которого можно попасть не только на бульвар, но и на Мясницкую улицу и на площадь Мясницкие ворота. Вестибюль имеет форму куба. Такие же вестибюли имели станции «Смоленская» и «Комсомольская», но до сегодняшних дней они не сохранились, и вестибюль станции «Чистые пруды» остался единственным в своем роде.

В центре главного зала находится переход на станцию Калужско-Рижской линии «Тургеневская».

Наземная инфраструктура

Рядом со станцией находится большое количество учреждений, связанных с театральной и концертной жизнью столицы, среди которых Творческое объединение «Вип-концерт», Детский театр «Экспромт» и многие другие, но самым выдающимся является театр «Современник».

Единственным музеем, расположенным недалеко от станции, является Музей Истории Московской милиции. Зато ночных клубов и шоу предостаточно - почти целый десяток. Рестораны, кафе и магазины представлены не менее широко. Неплохой выбор и всевозможных спорт- и фитнес-центров. Из вузов можно выделить Институт Английского Языка и Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества.

Полезные факты

Станция открывается для входа пассажиров в 5:27 и закрывается в 1:00.

Во время Великой Отечественной войны на станции располагался Генеральный штаб и отделы ПВО.

«Чистые пруды» стали первой станцией Московского метрополитена, на которой в 1947 году установили люминесцентное освещение.

Расположены в центральной части города, на Бульварном кольце, на расстоянии примерно 1,6 километра северо-восточнее центра города ( и Кремль). Наземные вестибюли станций расположены у пересечения Бульварного кольца (Сретенский и Чистопрудный бульвары) с улицами Мясницкая и проспект Академика Сахарова. Станции метро соединены переходами и соединяют три линии метро. Это один из крупнейших пересадочных узлов Московского метрополитена.

Станция метро Чистые пруды

Станция метро Чистые пруды расположена на Сокольнической линии Московского метрополитена (линия 1, красная линия), между станциями "Красные ворота" и . Станция была открыта 15 мая 1935 года. Глубина заложения станции 35 метров.

Рядом со станцией находятся Чистопрудный бульвар и Чистые пруды (Чистый пруд – пруд и небольшой парк). Этим объясняется выбор названия станции. До 5 ноября 1990 года станция носила название "Кировская". (Находящаяся рядом улица Мясницкая имела название улица Кирова.) Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и противовоздушной обороны.

Станция имеет наземный вестибюль, расположенный на Чистопрудном бульваре рядом с Мясницкой улицей (площадь Мясницкие ворота). Станция имеет переходы на станцию "Тургеневская" Калужско-Рижской линии и на станцию "Сретенский бульвар" Люблинско-Дмитровской линии.

Станция метро "Сретенский бульвар"

Станция метро "Сретенский бульвар" расположена на Люблинско-Дмитровской линии Московского метро (линия 10, светло-зелёная линия), между станциями и "Трубная". Станция расположена под Тургеневской площадью (пересечение Бульварного кольза и Мясницкой улицы. Станция была открыта 29 декабря 2007 года. Глубина заложения станции 60 метров.

В оформлении подземного зала станции использованы более двадцати стальных панно, выполненных художником Иваном Лубенниковым. На панно изображены виды Бульварного кольца, деревья, памятники и т. п.

Станция имеет выход в подземный переход под Тургеневской площадью.
В северном торце центрального зала станции находится переход на станцию "Тургеневская" Калужско-Рижской линии. Из перехода можно по эскалаторам подняться в расположенный под Тургеневской площадью подземный вестибюль. В переходе между станциями "Тургеневская" и "Сретенский бульвар" находится памятник Кирову.

В южном торце подземного зала находится переход на станцию «Чистые пруды» Сокольнической линии.

Станция метро Тургеневская

Станция метро Турге́невская расположена на Калужско-Рижской линии Московского метрополитена (линия 6, оранжевая линия), между станциями "Сухаревская" и .

Станция метро «Тургеневская» была открыта 5 января 1972. Станция расположена под Тургеневской площадью. Этим объчсняется выбор названия станции. Глубина заложения станции 49 метров.

В северном торце зала находится переход на станцию "Сретенский бульвар". В переходе находится выход в подземный переход под Тургеневской площадью.
В центре зала находится переход на станцию "Чистые пруды".

Рядом со станциями метро Чистые пруды, Тургеневская и Сретеский бульвар в Москве расположены:

  • Театр Et Cetera. Адрес: 101000, Москва, Фролов переулок, 2.
  • Театр Табакова. Адрес: ул. Чаплыгина, 1А, Москва.
  • Московский почтампт. Адрес: Москва, ул. Мясницкая, дом 26.
  • Гостиница "Апартаменты Мама Ро на Чистых Прудах". Рядом со танцией метро. Имеется мини-кухня с обеденной зоной. Адрес: Гусятников Переулок 4, строение 3, Москва, Россия.
  • "Олимп" хостел. Недорогое место для проживания в центре москвы. Имеется кухня общего пользования. Адрес: Улица Мясницкая 21/8 стр 5 кв 21, Москва, Россия.
  • Отель "Бульвар". Имеется ресторан, сауна и бесплатный WiFi в зонах общественного пользования. Адрес: Улица Сретенка 1,