Самая лучшая подводная лодка в мире. Самая быстрая подводная лодка в мире. Проекты подводных лодок

Одними из самых грозных военных орудий на земле являются подводные лодки, они не только идеальны подходят для скрытных операций, уничтожения судов противника и разведки, но также способны нести ядерные боезапасы и создавать колоссальное давление на силы потенциального врага. Все они отличаются по многим параметрам, «Курсив» попытался выделить самые лучшие субмарины в мире.

Подводные лодки типа «Огайо» (США)

Серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок третьего поколения, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами системы «Трайдент», оснащёнными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

На сегодняшний момент ПЛАРБ типа «Огайо» удерживают мировой рекорд по количеству размещённых ракетных шахт - 24. И по праву считаются одними из самых совершенных в своём классе.

Высокая точность ракет «Трайдент-II» позволяет, наряду с сухопутными МБР, поражать всю номенклатуру высокопрочных целей типа шахтных пусковых установок и углублённых командных пунктов. Большая дальность ракетного комплекса «Трайдент» позволила лодкам типа «Огайо» осуществлять дежурство в Атлантическом и Тихом океанах в зонах господства своих ВМС, что обеспечило им высокую боевую устойчивость. Высокая эффективность и сравнительно малая стоимость содержания ПЛАРБ, вооружённых ракетами «Трайдент-2», привела к тому, что морские стратегические силы занимают лидирующие позиции в ядерной триаде США.

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (Россия)

Серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по тому же техническому заданию, что и «титановые» лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983-2004 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте, придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука».

Проект 971 относится к третьему поколению подводных лодок, основными признаками которого являются сниженный уровень шумов и усовершенствованные средства связи и обнаружения.

В сравнении с лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооружённости. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом - американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Джереми Бурда , являвшийся начальником оперативного штаба ВМС США в 1994-1996 годах, отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 соответствуют параметрам лодок четвёртого поколения.

Подводные лодки типа «Вэнгард» (Великобритания)

Серия из четырёх британских атомных стратегических подводных лодок, построенных в 1990-х годах. В начале 1990-х пришли на смену четырём атомным подводным лодкам типа «Резолюшн» (Resolution) и являлись их дальнейшим развитием.

В настоящее время все ПЛАРБ типа «Вэнгард» входят в состав КВМФ. Постоянно одна из них несёт боевое дежурство в Атлантическом океане. Срок автономности при несении боевого дежурства - около 12 недель.

На данный момент (после снятия с вооружения в апреле 1998 года авиационных бомб WE177) ПЛАРБ типа «Вэнгард» являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании.

Правительство Великобритании представило на утверждение в парламент законопроект, предусматривающий замену находящихся в составе флота ракетоносцев типа «Вэнгард» субмаринами нового поколения. Строительство новых лодок начнется в 2020-х годах, когда построенные в конце прошлого - начале нынешнего века субмарины будут выведены из состава ВМС.

Подводные лодки типа «Триумфан» (Франция)

Серия из четырёх французских атомных стратегических подводных лодок, построенных в 1989-2009 годах. Являются новым поколением французских ПЛАРБ и заменой первых шести французских стратегических ракетоносцев типа «Редутабль».

При разработке корабля типа «Триумфан» ставились две первоочередные задачи: во-первых, обеспечение высокого уровня скрытности, и во-вторых, способность раннего обнаружения средств противолодочной обороны (ПЛО) противника, что позволило бы раньше начать маневр уклонения от контакта.

Основным вооружением являются 16 баллистических ракет М45 на первых трех лодках и 16 ракет М51.1 на последней - четвертой лодке Le Terrible (S 619), введенной в строй в ноябре 2010 года. Благодаря новой ракете, дальность поражения была увеличена до 9000 км. Новая ракета несет головную часть TN-75 с шестью боевыми блоками мощностью 100 кТ каждый.

В настоящее время принято решение о переоснащении ракетами типа M51.2, с новой, более мощной головной частью TNO (Tete Nucleaire Oceanigue) первых трёх лодок. Работы должны проводиться во время капитального ремонта. Первой лодкой, переоснащенной новой ракетой, должна стать Le Vigilant (S 618) - третья лодка серии, которая должна была стать на капитальный ремонт в 2015 году.

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» (Россия)

Проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (ПЛАРК) четвёртого поколения. По состоянию на 2015 год головной корабль проекта «Северодвинск» вошёл в состав Северного флота, второй - «Казань», третий - «Новосибирск», четвертый корабль «Красноярск», пятый корабль «Архангельск» и шестой корабль «Пермь» строятся по усовершенствованному проекту 885М (08851) «Ясень-М».

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень» частично будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами.

Подводные лодки типа «Вирджиния» (США)

Многоцелевые АПЛ ВМС США четвёртого поколения. Предназначены для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Кроме стандартного вооружения, лодка имеет также оборудование для специальных операций - необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой подводной лодки.

Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер используется в качестве дальномера.

Подводные лодки проекта 955 «Борей» (Россия)

Серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. Головной корабль - «Юрий Долгорукий» в составе Северного флота, второй - «Александр Невский» и третий - «Владимир Мономах» - в составе Тихоокеанского флота. Четвёртый - «Князь Владимир», пятый - «Князь Олег» и шестой - «Генералиссимус Суворов» в процессе постройки. Седьмой - «Император Александр III» заложен 18 декабря 2015.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» - это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 штук.

Плавать под водой, как рыба, человек мечтал издревле. О чём свидетельствует хотя бы древнегерманская легенда – «Салман и Моролф», написанная еще в 1190 году. А эпосы не появляются на пустом месте. Герой легенды прятался от вражеских галер на дне моря в кожаной лодке. Не превращался в рыбу, не получал чудесную способность дышать под водой, как в некоторых сказках. Это была уже попытка технического решения проблемы.

Первым воплотил эту идею гениальный голландский физик Корнелиус Дреббель в 1620 году, живший при дворе английского короля Якова I. Его подводные лодки катали английскую знать по дну Темзы. Это был аттракцион, но именно Корнелиус Дреббель первым высказал идею военного применения подводного аппарата.

Воплощение идеи не заставило себя долго ждать. Сначала француз Дени Папен в 1691 году построил свою подводную «кастрюлю» из железа для военных целей, а затем, через 29 лет, и русский изобретатель Ефим Никонов представил на суд сначала Петра I, а затем и императрицы Екатерины I свои «потаенные судна». Дальше у подводных лодок появляется гребной винт и перископ, а в 1863 году на свою подлодку Иван Федорович Александровский поставил пневмодвигатели, которыми заменил мускульную силу гребцов, и продуваемые воздухом балластные емкости.

С тех времен ПЛ несколько раз поменяли силовую установку, изменились материалы и размеры корпуса, РВ, максимальная ГП и скорость подводного судна. Но принципиально концепция Александровского, как лампочка, остается прообразом всех современных субмарин. А они поражают воображение своим разнообразием, размерами, боевой мощью и техническим совершенством.

Представляем на ваш суд десятку самых больших и могучих подводных судов военного назначения.

На десятом месте советская атомная подводная лодка «Навага» (проект 667, по НАТО-вской классификации Yankee-I class). Спроектирована в 1962 году в ОКБ-18 (ЦКБМТ «Рубин»). В конце 1967-го, после всех положенных испытаний первая подводная лодка этого проекта К-137 поступила на Северный флот. Всего было введено в эксплуатацию 34 судна этого проекта, учитывая все модификации, последнее спущено на воду в 1972 году. Габариты судна 132х11,6 м.

Самая современная французская АПЛ. С 1994 по 2010 год в строй было изготовлено 4 субмарины этого класса. Размеры судна 138х12,5 м – весомая заявка на 9 место. Лодка сменила стратегические ракетоносцы ВМФ Франции тип «Редутабль», переставших отвечать современным требованиям. Хороший получился кораблик – скрытный, быстрый, хорошо вооруженный.

Было бы удивительно, если бы в ТОПе не нашлось ни одной китайской подлодки. КНР серьезно взялась модернизировать подводный сектор военно-морского флота Народной освободительной армии. Восьмая в нашем списке китайская стратегическая атомная подводная лодка «Тип 094», в каталогах НАТО – Jin.

Название понятное, если знать историю их обнаружения нашим вероятным противником. Сначала в 2006 году этот подводный крейсер был обнаружен на спутниковых снимках китайской военно-морской базы Xiaopingdao.

Лодка поразила американцев своими размерами: 140х11,2 м и неожиданностью появления – разведка не заметила.

На следующий год на верфях Бохай были обнаружены еще две – в непонятной готовности. То ли в процессе испытания, то ли еще строящиеся.

Дальше Китай стал вводить в строй тип 094 с пулеметной скоростью: три – в 2013, четыре – в 2015, а к 2020 могут встать в строй еще семь стратегических подлодок. А ведь до этого у КНР была единственная подлодка с атомной силовой установкой и Тоннажм в скромные 8 000 т (тип 092 – Xia).

Крупнейшая атомная подводная лодка стратегического класса английских Королевских военно-морских сил с размерами 149,9х12,8 м занимает седьмую позицию в параде крупнейших субмарин мира. Этот класс представлен четырьмя судами: Vanguard (Авангардный) , Victorious (Победоносный) , Vigilant (Бдительный) и Vengeance (Отмщение). Все они были введены в строй с 1986 по 1999 годы в рамках ядерной программы Trident. Суть которой заключалась в замене ядерного оружия и средств его доставки Соединенным Королевством.

Были у англичан очень опасные и ненадежные ядерные бомбы WE 177, которые в рамках этой программы заменили на американские баллистические ракеты Trident II D-5 с термоядерными боеголовками. Под эти ракеты «Венгарды» и были построены. Когда-то Великобритания имела самый большой и мощный военный флот в мире, сейчас различные ТОПы в Интернете ставят его на 4-5 место. Что с десятью подводными лодками в строю, мягко говоря, вызывает сомнение. Но вернемся к нашей ПЛАРБ, которая сменила Resolution-class (Разрушение) и готовится уступить место классу Dreadnought (Дредноут класс) ориентировочно к 2028 г.

Следующие три лодки – вариации одного проекта советских стратегических атомных подводных лодок под № 667, получившие в НАТО общее название Delta (I, II, III и IV). 55 самых могучих на тот момент ПЛАРБ было построено с 1972 по 1990 годы, что обеспечило СССР подавляющее преимущество над блоком НАТО.

Необходимость замены предшественника – АПЛ «Мурена» (Delta II), возникла с появлением новой модификации ракет морского базирования Р-29Р. В 1972 году ЦКБМТ «Рубин» приступил к созданию РПКСН проекта 667БДР, а уже в 1975 г. со стапелей сошла первая субмарина нового класса – К424. Приличный размер для АПЛ – 155х11,7 м обеспечивает ей шестое место в ТОПе. Советский Союз строил быстро.

Особенностью этого подводного крейсера была возможность одновременного, залпового, выстрела всего боекомплекта ракет.

А это, на минутку, баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками (от 3 до 7) в количестве 16 штук! Всего было построено 14 таких подлодок, из них в строю осталось лишь четыре. Большинство было утилизировано с 1995 по 2003 год в результате нашего добровольного разоружения.

Сначала атомная АПЛ проекта 667 «Мурена» сменила на посту «Навагу», а в скором времени появилась её модификация – «Мурена М». Отличалась она от своей «старшей сестры» более длинным корпусом и количеством ракет Р29 – их стало 16 вместо 12-ти. Для чего и был удлинен корпус. Теперь он стал 155 м при ширине все тех же 11,7 м.

Всего таких подводных судов было построено четыре – все в 1975 году, они благополучно скончались в рамках советско-американского договора о сокращении стратегических вооружений в 1999 году. Это была стратегическая победа США.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дельфин» (по документации пр. 667БДРМ) – последний представитель АПЛ второго поколения. После ремонта и модификации, всех «Дельфинов» уже можно смело отнести к 3 поколению. По счастливому стечению обстоятельств, миновав судьбу Дельт 1-3, все семь лодок благополучно пережили эру тотального сокращения подводного флота России.

Все они сегодня в строю и являются базовыми представителями подводной составляющей ядерной триады нашей страны.

Все «Дельфины» числятся в составе Северного флота ВМФ РФ – несут дежурство по охране морских коммуникаций Северного морского пути, совершают дальние морские походы, участвуют в учениях. Даже запускают спутники в космос – с помощью ракеты «Штиль-1». Габариты этого крейсера 167,4х11,7 метров.

Представляем подиум хит-парада подводных лодок. Это настоящие левиафаны! По своим габаритам они уступают разве что авианосцам. Размер футбольного поля 108х70 метров – тройка лидеров почти вдвое длиннее. И эта махина способна скрытно доставить в любую точку мира боезаряд, способный уничтожить половину континента, например, Европы.

18 АПЛ класса «Огайо» — основа стратегического подводного флота США. Четырнадцать из них несут на борту баллистические ракеты «Trident II D5» (SSBN), а четыре адаптированы под крылатые ракеты (SSGN). Размеры американской подлодки впечатляют: 170х13 метров, что и обеспечило ей третье место.

«Огайо» — самые дорогие в мире подводные лодки, средняя стоимость постройки одного судна составляет боле полутора миллиардов долларов. Хотя «Огайо» относятся лишь к третьему поколению подводных судов, их огневая мощь превосходит все существующие подлодки.

Кроме мощного вооружения американская лодка обладает отличными ходовыми качествами, продвинутым электронным оборудованием.

Все это делает её одной из самых опасных подводных лодок в любой точке океана. Ну, разве, кроме самых высоких широт – в Арктике и Антарктиде. Там американцы плавать не любят, не умеют и особо не светятся.

Вице-чемпион нашего ТОПа – российский РПКСН 4-го поколения «Борей». Задумывался он еще во времена Советского Союза, когда просторы мирового океана только осваивали подводные суда третьего поколения. По заданию партии и правительства (это такая официальная формулировка была, когда военные как следует напугают Политбюро ЦК КПСС и выбьют средства на очередной виток гонки вооружения) в 1978 г. началась работа над проектом АПЛ нового, четвертого, поколения.

Головной корабль «Юрий Долгорукий» заложен был, однако, лишь после развала СССР – в 1996 году. Строили уже не так быстро, а, откровенно говоря, просто из рук вон долго, и на воду «Долгорукий» встал через 12 лет после закладки. Это еще нужно учесть, что в строительстве были использованы готовые модули от недостроенных подлодок 3 поколения «Щука-Б» и «Антей».

По поводу преимуществ РПКСН 4 поколения перед предыдущим, именно у проекта «Борей», сказать что-либо трудно. Известно, что они более малошумные, чем «Щуки» и у них твердотопливные ракеты. Ни скоростью, ни глубоководностью или сроком автономности «Борей» не блещет. Впечатляют лишь габариты 170х13,7 м, а водоизмещение в 24 000 т обеспечило «Борею» второе место в мире подводных левиафанов. Возможно, не все советские задумки воплотили российские кораблестроители.

Бесспорный лидер – тяжелый РПКСН «Акула», вершина мирового кораблестроения.

Она не просто безоговорочно самая огромная – 173х23 м, она еще и самая безопасная и комфортная военная подводная лодка в мире! Внутри легкого корпуса у «Акулы» находится 5 так называемых прочных корпусов: правый и левый — главные, центральный — с командирской рубкой, а также еще два небольших на носу и на корме. По центру ТРПКСН, расположены ПУ ракет – в свободном пространстве между легким корпусом и главными прочными корпусами.

Рядом с центральной рубкой, над главными прочными корпусами, располагаются две отделяемые спасательные камеры, вмещающие весь экипаж подлодки. Сразу вспомнился «Курск» — наличие у него такой опции исключило бы трагедию. По комфортабельности условий для экипажа «Акула» получила прозвище «плавучий Хилтон», и это не преувеличение. Внимание, описывается боевой подводный корабль, а не круизный лайнер, но в нем:

  • комфортабельный салон для отдыха экипажа;
  • оборудованный спортзал;
  • настоящий бассейн 4×2 х2 м;
  • аристократический солярий;
  • сауна, облицованная массивом дуба;
  • небольшой, но очень милый «живой уголок»;
  • 2-х и 4-х местные офицерские каюты, оборудованные санузлами, с телевизорами и кондиционерами;
  • две кают-компании: офицерская и для рядового состава.

Первый левиафан под обозначениемТК-208, был введен в состав советского ВМФ в 1981 г., последний, шестой, – в 1989. Первоначально их намеревались построить семь, но последний заложить не успели – СССР развалился, и наши американские друзья начали весело и планомерно разоружать Россию. Ибо не от кого.

Россию, как и весь остальной мир, в НАТО обещали защитить самостоятельно. Три «Акулы» порезали на металлолом, две – законсервировали, так как боекомплект для них сократили по ОСВ-2. В качестве иллюстрации к сказанному: цена утилизации (разрезки на металлолом) одного крейсера составляет более $10 000 000, из которых лишь $2 млн оплатила Россия, остальные средства предоставили американцы и канадцы. И в качестве компенсации потери наших АПЛ, американцы продлили срок службы своих (Огайо) до 2036 года.

Первый, и оставшийся единственным, представитель класса «Акул» ТРПКСН «Дмитрий Донской» поражает современников своими размерами и мощью на морских парадах.

Американские эксперты составили рейтинг пяти самых опасных подводных лодок. Логично, что в перечень попали стратегические атомоходы с баллистическими ракетами: по два от России и США. Пятой участницей стала российская АПЛ проекта "Ясень" - хотя она относится к другому классу, ее боевые возможности не сильно уступают "стратегам".

Составители рейтинга учитывали лишь современные, стоящие на вооружении субмарины - за рамками обзора осталась, например, гигантская субмарина "Дмитрий Донской", превращенная в испытательную платформу для баллистических ракет. Правда, это не помешало The National Interest включить в рейтинг перспективные АПЛ типа "Колумбия", строить которые начнут лишь в 2021 году, а ввод в строй головного корабля запланирован на 2031 год. Так что справедливо будет говорить о четверке наиболее смертоносных подлодок, три из которых - российские.

"Дельфины"

Советские АПЛ проекта 667БДРМ "Дельфин" составляют основу стратегического подводного флота России, постепенно передавая эту роль строящимся АПЛ класса "Борей". Лодка имеет классическую компоновку: два винта, ракетные шахты в средней части корпуса за рубкой, горизонтальные рули на рубке и торпедные аппараты в носовой части.

Главным оружием 667БДРМ являются 16 баллистических ракет "Лайнер" с дальностью стрельбы до 11 тысяч километров, комплексом преодоления ПРО и возможностью комбинировать боевую нагрузку. В базовом варианте ракета несет четыре термоядерных боеголовки мощностью по 500 килотонн каждая. Все ракеты могут быть выпущены одним залпом с глубины 50 метров на скорости 6-7 узлов.

Из семи имеющихся в распоряжении ВМФ России "Дельфинов" одна - К-64 "Подмосковье", - переоборудована в носитель сверхмалых субмарин, остальные несут службу на Северном флоте.

"Бореи"

Новое поколение российских подлодок благодаря водометному движителю и поглощающим покрытиям корпуса гораздо тише своих предшественников. Как и "Дельфины", они вооружены 16 баллистическими ракетами. Но ракеты эти твердотопливные, с 10 боевыми блоками суммарной мощностью 1,5 мегатонны и комплексом преодоления ПРО.

Три корабля проекта введены в строй: один служит на Северном флоте, два на Тихоокеанском, - четвертый проходит испытания, еще четыре подлодки находятся на разных этапах строительства.

"Ясени"

Формально АПЛ проекта 885 "Ясень" относятся к классу многоцелевых субмарин, но NI включил их в перечень самых грозных подводных кораблей из-за их вооружения. В универсальные пусковые установки субмарины помещается 40 крылатых ракет "Калибр", способных нести ядерные боеголовки и летать на 2500 километров.

Подлодки этого типа быстрые и очень тихие. Если "Ясень" подойдет незамеченным к побережью США, его ракеты достанут до Чикаго или Сент-Луиса, - пишет издание.

Конструкторы 885 проекта отошли от классической компоновки: корабль имеет полуторакорпусную конструкцию с легким корпусом в передней части. Торпедные аппараты размещены побортно, всю носовую часть занимает гигантская антенна гидроакустического комплекса. С его помощью "Ясени" обнаруживают корабли противника, сами оставаясь невидимыми.

"Огайо"

Стратегические ядерные силы ВМС США представлены ветеранами подводного флота, субмаринами класса "Огайо". Первый корабль проекта ввели в строй в 1981 году. Каждая подлодка несет 24 баллистические ракеты Trident II с 12 боевыми блоками. Американской ядерной доктриной предусмотрено наличие 14 субмарин-носителей баллистических ракет, две их них могут находиться в ремонте. Девять "Огайо" развернуты в Тихом океане, пять - в Атлантике.

На смену старым подлодкам должны прийти АПЛ типа "Колумбия". По размерам и водоизмещению они идентичны "Огайо" - это удешевит производство, - но будут оснащены лишь 16 баллистическими ракетами.

Пока вы читаете эти строчки, где-то далеко (а может и не столь далеко) от вас бороздят моря бесшумные убийцы, скрывающиеся под толщей воды. Они огромные, мощные и смертоносные, способные месяцами таиться в глубине, чтобы однажды нанести решающий удар.

Нет, речь не о новом фильме ужасов и не о документальном видео «из жизни акул». В этой статье вы, уважаемые читатели, найдете ответ на вопрос о том, какая подлодка достойна носить титул самой большой в мире , и какие страны могут себе позволить сооружать таких стальных гигантов.

А совсем недавно мы знакомили читателей с 10 в мире.

Десятая по величине подводная лодка в мире — это самая большая, самая передовая и самая мощная из подводных лодок, когда-либо эксплуатируемых Королевским флотом Великобритании. Ее размер — 97 метров в длину и 11,3 метра в ширину.

В класс «Астьют» входят три субмарины, а строительство еще четырех ведется. На случай если придется вступить в бой, субмарина вооружена шестью 48 ракетами или торпедами, крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» и торпедными аппаратами (ТА) 533 мм.

В 2012 году «Астьюты» доказали свою способность запускать ракеты «Томагавк», успешно выстрелив двумя ракетами с территории Мексиканского залива и точно поразив цели на испытательном полигоне в Северной Флориде.

9. «Сивулф» – 107,6 х 12.2 м

Эта серия атомных подводных лодок была построена по заказу ВМС США в 1989-1998 годах. «Сивулфы» явились ответом на постройку в Советском Союзе субмарин по проекту 971 «Щука-Б». Всего было построено три корабля, хотя изначально планировалось, что в серию будут входить 12 субмарин.

Длина и ширина корпуса «Сивулфов» составляют 107,6 метра и 12,2 метра соответственно. Эти подводные лодки оснащены одним ядерным реактором, а их скорость составляет 18 узлов.

Вооружение, установленное на американской подводной лодке, включает восемь 660-мм торпедных аппаратов, 50 торпед или ракет и 50 крылатых ракет «Томагавк».

8. Проект 945А «Кондор» – 110,5 х 12,2 м

Первая, но не единственная среди самых больших подводных лодок в России. На сегодняшний день в эксплуатации находятся два «Кондора», длиной 110,5 метра, и шириной 12,2 метра.

Корпус подводных лодок класса «Кондор» выполнен из легкого и прочного титана, что позволяет субмарине достигать большей глубины и снижает уровень издаваемого шума. Из вооружения «Кондоры» могут похвастаться шестью торпедными аппаратами 533 мм, 40 торпедами, крылатыми ракетами С-10 «Гранат» и 8 ПУ ПЗРК «Игла-1» и «Игла».

7. Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м

За многое можно критиковать Советский Союз, но только не за слабую армию и военно-морской флот. Именно в СССР велось строительство одной из самых крупных атомных субмарин в мире — «Щуки-Б». В отличие от «Кондоров» корпус этой подлодки выполнен из легированной стали. Длина грозной стальной «рыбы» составляет чуть более 110 метров, а ширина — свыше 13 метров.

Проект «Щуки-Б» (1983-2001 годы) осуществлялся на машиностроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске и был пересмотрен несколько раз. Усовершенствованные лодки были названы западными военными «Improved Akula» («Улучшенная Акула»), или «Akula-II». А самую модернизированную подлодку — К-335 «Гепард» — на Западе назвали «Akula-III». На вооружении ВМС Индии тоже находится одна из модернизированных «Щук-Б» (К-152 «Нерпа»). На ней отсутствуют система СОКС и возможность запуска средств акустического противодействия.

В 2017 году в строю оставались четыре подлодки класса «Щука-Б». Каждая из них оснащена четырьмя торпедными аппаратами 650-мм, четырьмя ТА 533 мм, ИРС Калибр-ПЛ и ПЗРК «Стрела-3М».

6. «Триумфан» – 138 х 12,5 м

Солнечная Франция — одна из немногих европейских стран, способных себе позволить строительство огромной, тяжелой и дорогостоящей подводной лодки. С 1989 по 2009 годы были построены четыре субмарины класса «Триумфан» длиной 138 и шириной 12,5 метра. Изначально планировалось сооружение шести единиц, но планы ВМФ Франции изменились из-за развала Советского Союза.

«Триумфаны» вооружены четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм, 10 торпедами, 8 крылатыми ракетами Exocet SM39, запуск которых осуществляется из ТА и ракетами типа M45 и M51.

5. «Вэнгард» – 149,9 х 12,8 м

Гордость британского флота, длиной свыше 149 метров и шириной более 12 метров. В серию «Вэнгард» входят четыре атомные подлодки, история которых началась в 90-х годах двадцатого века. Строили их в огромном крытом эллинге (цех для строительства или ремонта) длиной 260 и шириной 58 метров. Его размеры позволяют строить не только атомные субмарины, но и эсминцы с управляемым ракетным оружием.

Изначально планировалось собрать 6 или даже 7 подлодок, но с распадом СССР у Великобритании и других стран НАТО отпала необходимость в большом количестве подлодок как одном из средств ядерного сдерживания.

На борту «Вэнгардов» находится четыре ТА калибра 533 мм, 16 баллистических ракет Trident II D5 и телеуправляемые торпеды Spearfish или Tigerfish.

4. «Дельта» – 167,4 х 11,7 м

Таково собирательное обозначение сразу четырех типов стратегических атомных подлодок, собранных в СССР. Кодовые названия проектов:

  1. «Мурена».
  2. «Мурена-М».
  3. «Кальмар».
  4. «Дельфин».

Длина последней модификации — «Дельфина» — составляет 167,4 метра, а ширина — 11,7 метра. Эта великая стальная рыба была введена в строй в декабре 1984 года. Из семи построенных «Дельфинов» пять до сих пор числятся в ВМФ РФ.

Врагам «Дельфинов» не поздоровится, ведь они оснащены четырьмя ТА калибра 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и от 4 до 8 ПЗРК «Игла» и «Игла-1».

3. «Огайо» – 170,7 х 12,8 м

Эти великаны — самые крупные подлодки в США и основа американских стратегических наступательных ядерных сил. Им регулярно приходится нести боевое патрулирование, проводя в море 60% времени. Размер «Огайо» составляет 170,7 метра и 12,8 метра (длина и ширина соответственно).

Первая субмарина этой серии была введена в эксплуатацию в ноябре 1981 года. Все остальные подводные лодки получили имена в честь американских штатов, за исключением USS Henry M. Jackson, которая была названа в честь одного из сенаторов.

Эти подводные громадины способны перевозить свыше двадцати ракет Трайдент II и свыше 150 крылатых ракет «Томагавк». Их вооружение также включает в себя четыре 533 мм торпедных аппарата.

2. Проект 955 «Борей» – 170 х 13,5 м

Вторым номером в списке крупнейших субмарин вновь идет российская разработка, одна из самых передовых в мире. Проект «Борей» начал осуществляться в 2011 году, и в мае 2018 года стало известно, что до 2027 года планируется построить 14 кораблей этого типа.

В перспективе именно «Борей» придет на смену первому и четвертому номерам в нашем списке.

Размеры подлодки составляют 170 метров в длину и 13,5 метра в ширину. Эта фигуристая смертоносная красавица может идти под водой со скоростью 29 узлов, и оснащена шестью торпедными аппаратами 533 мм, шестью средствами гидроакустического противодействия 324 мм, торпедами, торпедоракетами и крылатыми ракетами (в том числе «Ониксами» и «Калибрами»), а также 16 ПУ комплекса «Булава».

1. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м

Известные Западу как класс «Тайфун», а русским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны.

Будучи 172,8 метра в длину и 23,3 метра в ширину эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома.

По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.

Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.

Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать.

Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов под водой.

Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».

Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».

Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.

В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»).

Документальное видео – Проект 941 «Акула»

XIX век ознаменовался рядом научно-фантастических предсказаний. Одним из таких, казалось, невероятным, проектом была подводная лодка «Наутилус», придуманная писателем Жюлем Верном. К тому моменту существовала лишь одна цельнометаллическая субмарина, с которой запускались ракеты – подводная лодка российского учёного Шильдера.
Однако уже вскоре технический прогресс всех стран был вынужден изготавливать подобные корабли в связи с нагрянувшими военными действиями. Во время Гражданской войны в США при помощи субмарины был потоплен первый корабль. Уже в Первую Мировую войну подводным флотом обладали все ведущие страны. Субмарины были признаны как эффективное орудие для ведения боевых действий.
С тех пор многое изменилось: субмарины стали выпускаться разных размеров, от самых небольших до гигантских, с собственными атомными реакторами на борту. Подводные лодки используют не только в военных целях, но и в мирных – в качестве исследовательских баз.

10. Астьют (Эстьют)

Субмарины класса «Астьют» эксплуатируются флотом Великобритании. На 2014 год эти подлодки являлись самыми передовыми из спроектированных в Англии. К 2018 году было завершено строительство 3 таких лодок, и ещё 4 готовятся к спуску на воду. В 2012 году испытания этих субмарин завершились успешно, и «Астьюты» продемонстрировали свою способность к эффективному запуску двух «Томагавков» одновременно, для успешного поражения цели.
Имена подлодок этого класса – Эстьют, Эмбуш, Артфул (на данный момент действующие), Одейшес, Ансон, Агамемнон (заложены и ожидают завершения) и Аякс (подписан контракт на выпуск).
Длина этих лодок достигает 97 м в длину, глубина погружения – 300 м, водоизмещение – 7 800 т. «Астьют» оснащён 6 ТА по 480 мм, ракетами типов «Томагавк» и «Гарпун» и дополнительными ТА калибром 533 мм.

9.

«Seawolf» — американский ответ советским крейсерам «Щука-Б» во время Холодной войны. Изначально было запланировано строительство двенадцати таких субмарин, однако, до 1998 года было запущено всего 3, после чего проект утратил свою актуальность.
Протяжённость корпуса «Сивулфа» — 107,6 м. Предельная глубина погружения – 600 м. Скорость движения лодок этого класса составляет 18 узлов. Надводное водоизмещение – 10 500 т, подводное – 12 200 т. Вооружение на этих кораблях включает в себя 8 ТА 660 мм, торпеды и ракеты типа «Томагавк».

8. Кондор

«Кондор» является первой из гигантских субмарин на вооружении российского флота. К 2018 году на вооружении нашей армии стоят два крейсера «Кондор», длина каждого из которых составляет 110,5 м.
Корпус «Кондоров» выполнен из титанового сплава, который гораздо легче и прочнее стандартных металлов, что позволяет кораблю погружаться на большие глубины, в сравнении с предшественницами, и делать это гораздо незаметнее для вражеской разведывательной аппаратуры.
Действуют два представителя этого типа подлодок: «Зубатка» и «Окунь». В будущем планируется модернизация обоих кораблей на ЦС «Звёздочка». Это означает полный ремонт и отладку систем субмарин, а также установку новейших навигационных систем и комплекса крылатых ракет «Калибр».
Предельная глубина погружения «Кондора» — 600 м. Подлодки этого класса могут развивать скорость до 35 узлов под водой. Водоизмещение –10 400 т. Вооружение «Кондора» состоит из 6 ТА 533 мм, торпед и крылатых ракет типа «Гранат», а также 8 переносных зенитных ракетных комплексов «Игла» и «Игла-1».

7.

Несмотря на то, что «Щука-Б» несколько уступает «Кондору» в длине (111,7 м), она несколько «грузнее», имея свыше 13 метров в ширину. «Щука-Б» — советская разработка, одна из крупнейших атомных подводных лодок на момент своего выпуска. В отличие от собранных позднее «Кондоров», «Щука» имеет стальной корпус.
Проект 971 существовал с 1983 по 2001 год, перейдя в юрисдикцию Российской Федерации. За период своего выпуска проект претерпел несколько пересмотров и внесённых изменений. В результате модификации «Щуки» получили названия «Нерпа», «Гепард» и другие, а на западе их называют «Improved Akula».
К 2018 году осталось 4 действующие субмарины этого класса. На их вооружении стоит по 4 ТА 650 мм и 2 – по 533 мм, ракетные комплексы Калибр-ПЛ и «Стрела-ЗМ». Предельная глубина погружения «Щуки» — 600 м, водоизмещение 12 700 т.

6.

Одна из немногих стран Европы, имеющих на вооружении гигантские субмарины – Франция. Подлодки класса «Триумфан» строились в период с 1989 по 2009 годы. На воду было спущено 4 из запланированных 6 единиц.
Длина каждой составляет 138 метров. Предельная глубина погружения – более 400 м. Оснащение – четыре торпедных аппарата 533 мм, 10 торпед, 8 крылатых ракет типа Exocet SM39. Водоизмещение – 14 300 т.

5.

Четыре субмарины класса «Вэнгард» стоят на вооружении Британского флота. Это атомные гиганты длиной почти 150 метров, строительство которых началось в девяностые годы прошлого столетия.
Борт «Вэнгардов» оснащён четырьмя ТА калибра 533 мм, шестнадцатью ракетами Trident II D5 и торпедами. Предельная глубина погружения – 400 м. Соответствие надводного и подводного водоизмещения – 15 100 и 15 900 т.

4. Дельта

«Дельта» — не отдельный класс, а собирательное название серии атомных субмарин, разработанных в СССР. В «Дельту» вошли подлодки серий «Кальмар», «Дельфин», «Мурена» и «Мурена-М».
Самая совершенная из модификаций «Дельты» — «Дельфин» имеет длину 167,4 м. Было построено 7 «Дельфинов», 5 из которых до сих пор находятся на вооружении российского подводного флота.
«Дельта» оснащена 4 ТА 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и до 8 зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Игла-1». Предельная глубина погружения – до 650 метров. Надводное водоизмещение – 11 700 т, подводное – 18 200 т.

3.

«Огайо» — самые крупные подлодки, стоящие на вооружении США. На сегодняшний день они активно патрулируют границы страны, проводя под водой до 60% времени. При этом подлодки этой серии довольно старые – первая из них была спущена на воду в 1081 году. Длина ядерного гиганта «Огайо» составляет 170,7 м.
«Огайо» за счёт своих огромных размеров способна перевозить больше 20 ракет типа Трайдент II и свыше 150 ракет типа «Томагавк». Для запуска снарядов на «Огайо» предусмотрены 4 ТА 533 мм. Водоизмещение Огайо составляет 18 800 т.

2.

«Борей» несколько уступает «Огайо» в протяжённости корпуса (170 м), зато почти на метр шире, за счёт чего имеет большее водоизмещение. Это российская подводная лодка, являющаяся одной из самых передовых разработок в мире. До 2027 года Россия планирует запуск 14 кораблей этого типа. Планируется, что «Борей» заменит «Дельты» и «Акулы», речь о которых пойдёт дальше.
«Борей» может развивать скорость движения до 29 узлов. Водоизмещение «Борея» — 24 000 т. Оснащение субмарины – 6 ТА 533 мм, 6 средств гидроакустического противодействия калибра 324 мм, торпеды, крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр», а также 16 ПУ комплекса «Булава». «Борей» поистине можно назвать смертоносным.

1. Проект 941 «Акула»

Крупнейшая из существующих субмарин – отечественная «Акула», известная на Западе как «Тайфун». «Акулы» были разработаны в ходе Холодной войны для противодействия американской угрозе. Длина этого стального ядерного хищника – 172,8 м. Надводное водоизмещение – свыше 23 000 т., подводное – 48 000 т. Стратегическое назначение проекта заключалось в длительной «засаде» за полярным кругом, откуда по плану должны были быть запущены баллистические ракеты по вражеским берегам.
«Акулы» были построены для длительного автономного плавания. В высоту эти корабли сравнимы с современными девятиэтажными домами. Внутри каждого крейсера из Проекта 941 располагались пять жилых блоков, в которых экипаж имел доступ к тренажёрным залам, бассейнам и даже настоящей бане. Обстановка и меблировка помещений больше походили на роскошную гостиницу, чем на военный объект. Даже дверные проёмы в помещениях подводных гигантов были полноразмерными, в отличие от большинства других подводных лодок.
Всего было построено шесть кораблей из серии Проекта 941. К сожалению, просуществовали они недолго – менее чем через 10 лет они были списаны из-за высоких расходов на их содержание. На данный момент на плаву остаётся лишь одна модифицированная субмарина из этой серии – «Дмитрий Донской». Она служит для испытания баллистических ракет типа «Булава».