Путешествие в коневский рождество-богородичный мужской монастырь. Богородичный щегловский монастырь в туле

Щегловский монастырь был образован в 1859 году известным московским купцом и промышленником В.И. Макарухиным на земле летней архиерейской дачи близ Щегловской заставы в 7 верстах от Тулы. Строителем назначается иеромонах Никандр (Кондратов; + 18.05.1866 г.). Производителем строительных работ назначается Гавриил Васильевич Бочарников (30.03.1804 -04.02.1880 гг.). В этой должности он пробыл с 1859 по 1866 гг. Проектировку строений и территории осуществлял его сын - Александр Гавриилович Бочарников (1833 - 13.03.1886 гг.). Он был дипломированным архитектором Императорской Академии Художеств. Весь комплекс монастыря был построен в течении 6 лет.
20.05.1860 г. был заложен первый камень Соборного храма в честь иконы Божией Матери "Млекопитательница", так же как и прочие здания: колоколь- ня над въездными воротами, братские корпуса, стены с угловыми башнями, настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери. 09.06.1863 г. была совершена первая Божественная литургия в новом храме. В том же году строительство обители прерывается из-за угрозы обрушения центрального купола храма "Млекопитательницы". Но по ходатайствам влиятельных людей, в числе которых был управляющий Тульской казенной палатой Н.И. Ждановский, строительство было продолжено.
08.09.1864 г. главный монастырский храм был торжественно освящён. Верхний храм (холодный) имел 3 придела: центральный - Божией Матери "Млекопитательница".
К 1864 г. все здания Щегловского монастыря были достроены. Всего на возведение обители было пожертвовано В.И. Макарухиным 500 тысяч рублей серебром плюс к этому 30 тысяч серебром на содержание.
В мае 1865 г. купец М.М. Струков пожертвовал 42 десятины пахотной земли в с. Глухие Поляны в пользу обители.
14.05.1865 г. состоялось решение Тульского городского общества - хода- тайствовать перед Епархией и Святейшим Синодом об учреждении Богородичного монастыря в Щеглове. Главным инициатором был городской голова Н.Н. Добрынин и с ним еще 100 человек. 16.06.1865 г. решение было отправлено Преосвященному епископу Никандру, но владыка отложил ходатайство по причине финансовых разногласий на год.
К 1867 г. все разногласия были улажены и было решено приурочить утверждение монастыря к чудесному избавлению Императора от грозившей ему опасности покушения 04.04.1866 г. Высочайшим соизволением и определением Святейшего Синода 30.09.1868 г. монастырь был учреждён. Г.В. Бочарников принял монашество с именем Герман в 1866 г. и при- возит с Афона святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, часть Камня Гроба Господня, частицы мощей вмч. Пантелеймона и преп. мчч. Евфи-мия, Игнатия и Акакия. В Соборном храме находился дивный образ Божией Матери "Млекопитательница" в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями. Судьба его неизвестна.
В 1880 г. В.И. Макарухин переселяется в монастырь, и с этого же года начинается совершение ранних Божественных литургий, на что было выделено 10 тысяч рублей серебром.
С 1882 г. начинается строительство гостиницы в два этапа: 1882 -1884 гг., и расширение до 23 номеров в 1891-1892 гг. В 1884 г. строится хлебопекарня и трапезная.
В 1886 г. скончался архитектор монастыря А.Г. Бочарников, погребён около могилы его отца в храме Божией Матери "Млекопитательница". 24.05.1886 г. заложен камень храма в честь преп. Никандра Пустынножителя Псковского с приделами в честь равноап. кн. Владимира и вмч. Пантелеймона (1891-1892 гг.), освящён 24.09.1889 г. архиепископом Тульским и Бе-левским Никандром.
В 1890 г. скончался основатель монастыря схимонах Варсонофий (В.И. Макарухин), погребён в левом приделе нижнего храма Божией Матери "Млекопитательница". Его приемником в 1894 г. становится его племянник Н.Ф. Мусатов. За 30 лет пребывания в обители им было построено: Александровская школа для бедных детей на 100 человек, монастырская больница, сначала на 10 мест, а затем на 25. На его средства построен двухэтажный дом на территории обители. Н.Ф. Мусатов жертвует 18 тысяч рублей серебром на по строение Покровского подворья в Туле. За год до кончины он принимает монашество с именем Никанор, и тогда же был рукоположен в иеромонахи с возложением обязанностей благочинного. Скончался 22.04.1915 г., погребён рядом с могилой его дяди-схимонаха Варсонофия.
На рубеже XIX-XX вв. обитель имела около 117 гектаров земельных угодий; хозяйство - достаточно внушительное: два пруда, пасека, конюшни, скотный двор и огород.
Упразднение обители произошло в 1920-1922 гг. Монахов разогнали, храмы опечатали, землю национализировали. 14.03.1922 г. уполномоченным Губоно Поповым был составлен акт об окончательном закрытии монастыря. Храмовая утварь была перевезена в нынешний г. Киреевск для использования при Богослужении в новом храме.
Из известных людей, посещавших обитель, следует отметить митр. Евлогия (Георгиевского), который проходил здесь послушание перед пострижением в монашествоподруководством старца иеросхимонаха Дометиана (+ 17.04. 1908 г.), который прожил в монастыре 46 лет.
Известно, что икона вмч. Пантелеймона из Щегловского "монастыря находится сейчас в Эстонии в Пюх-тицком Успенском монастыре. Колодец близ Никандровского храма копали сами монахи, иеромонах Геронтий рассаживал деревья в парке, иеромонах Варсонофий после закрытия монастыря служил в храме вмч. Димитрия Солунского.

Этимология названия.

В некоторых публикациях конца XIX века встречаются описания "Богородичного монастыря, что в Щегловской Засеке". Что означает "Засека" и почему она называется "Щегловской"? Из летописей известно, что вдоль южных границ Московского государства. на границе так называемого "Дикого поля", где кочевали воинственные татарские племена, более чем на 500 км была проложена т.н. "Засечная черта", состоявшая из засек - завалов срубленных и поваленных наискосок друг на друга деревьев. Причем дерево рубили не до конца, связь скорнем сохранялась и дерево продолжало расти в горизонтальном положении - получалась живая непроходимая стена. На территории Тульской области засечные леса тянулись более чем на 200 км оборонной линии. Среди непроходимой для вражеской конницы засечной полосы через известные расстояния возвышались небольшие деревянные крепости типа острогов с дозорными башнями, вооруженными пушками. Между дозорными башнями дополнительно устраивались различного рода земляные укрепления (валы, рвы, бастионы, надолбы). Засеки являлись надежной защитой от нападения кочевников.
Одна из таких Засек в районе нынешней Тулы называлась Щегловской по фамилии стоявшего здесь дозором воеводы Щеглова. Богородичным монастырь назывался во имя очень редкой иконы, которой был посвящен его главный собор - образа Богородицы Млекопитательницы.

Хронология основных событий от основания.
Основные даты жизни монастыря:

1860 год. 80 мая - закладка храма в честь иконы Богородицы Млекопи- тательницы, начало строительства комплекса будущего монастыря.
1863 год, 9 июня - освящение церкви Успения Божией Матери.
1864 год, 8 сентября - освящение главного храма монастыря -церкви во имя иконы Богородицы Млекопитательницы.
1868 год, 22 июня - учреждение монастыря.
1889 год, 24 сентября - освящение храма в честь Преподобного Никандра (храм расширен в 1891-92гг.)
1895-96гг. - построено новое здание Александровской церковноприходской школы на ул.Щегловской (ныне ул.Кирова).
1901 год - освящение церкви во имя святой великомученицы Раисы при Александровской церковно-приходской школе.
1909 год, декабрь - освящение домовой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы при Покровско-Пантелеимоновском подворье Щегловского монастыря.
1915 год, 25 февраля - окончание строительства перестроенной и расширенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
1921 год, сентябрь-октябрь - закрытие монастыря, конфискация имущества, роспуск братии.
1990 год, 2 ноября - территория и здания бывшего монастыря возвращены церкви.
1991 год, 7 апреля - первое богослужение в монастыре.
1991 год, 18 июля - Священный Синод благословил открытие монастыря.

Русскому человеку всегда свойственно стремление к духовно-созерцательному образу жизни. Все наиболее значительные события жизни русские люди хотели осмысливать не с земной, человеческой позиции, а видеть в них перст Божий, волю Бога, ведущую каждого человека и весь народ в целом по особому высшему предначертанию. Люди прежних поколений, пораженные тем или иным событием, оставляли своим потомкам в назидание каменную летопись архитектуры: воздвигали на памятных местах или в память каких-либо событий храмы или целые монастыри, как живые свидетели происходившего. По необъятным просторам нашей Родины повсюду встречаются эти молчаливые (но не немые!) памятники прошлого.
В страшный день 22 июня 1552г. отогнали туляне 30-ти тысячную рать хана Девлет-Гирея и в благодарность за спасение Тулы, на костях убиенных воинов, на месте, где особенно много полегло защитников города, воздвигается монастырь в честь пострадавшего за правду Предтечи Иоанна. Это был первый в Туле монастырь, основанный в 1553 году у юго-восточной стены Тульского Кремля. В 1801 году этот монастырь был упразднён и в нем разместился архиерейский штат открытой Тульской епархии. Однако, "граждане многолюдной Тулы, скорбящие об упразднении Предтечевой обители 16 об упразднении Предтечевой обители сердечно желали восстановить прежнюю или основать новую монашескую общину".
Этим ходатайством жителей Тулы было предопределено создание нового монастыря и им оказалась "обитель, что в Щеглове".Таким образом, можно установить преемственную связь возникновения монашеских обителей в Туле.

В 1799г. решением Священного Синода была открыта самостоятельная: Тульская епархия. Именно с этого года начинает явственно проступать образование организованного "монашеского жития" в Земле Тульской. Для новоназначенного Тульского Владыки среди прекрасной природы бывшей Засеки в 1810 году был построен архиерейский вместительный загородный дом-дача. В связи с тем, что в штат архиерейской свиты входило несколько монашествующих, на даче был освящен домовый храм и заведен монашеский уклад жизни. Следовательно, начало XIX века является фактической, официальной датой основания монастыря в Щеглове.
В середине XIX века по инициативе и на средства Московского купца Василия Ивановича Макарухина (основатель монастыря) рядом с архиерейским домом стали возводить комплекс зданий будущего монастыря.
В мае 1860г. состоялась закладка главного храма монастыря, который через четыре года (8 сентября 1864г.) был освящен в честь иконы Богородицы Млекопитательницы.
Одновременно с храмом строили колокольню, три корпуса для жилья, каменную ограду протяженностью около 550м и хозяйственные постройки.
Официальное открытие монастыря было дано Священным Синодом только в 1868г.
Главный вход в монастырь образуют святые врата, устроенные под аркой нижнего яруса колокольни, возвышающейся посреди западной стены монастырской ограды, в виде особой башни, непосредственно выходящей Из стены, как ее составная часть. Святые врата представляют собой железную, кованую двустворчатую решетку с внутренним запором на створах. Решетка врат составлена из геометрических фигур, расположенных в 42-у четырехугольниках, в верхней части створок врат надписание: 1864 года. Решётка врат была украшена многими бронзовыми медальонами С рельефными изображениями на них. Над вратами, с западной стороны, в особой раме, в виде выступа на стене помещалась Иверская икона. Непосредственно над аркой святых врат высится башня колокольни, первый ярус ее - четырехгранный- заканчивается двухскатным верхом на каждой стороне, а на углах и по середине каждой стороны выступают подвесные колонки, завершающиеся главками-маковками с крестами. Верхний ярус - восьмигранный, с четырьмя пролетами, каждый завершается двойной аркой, разделяемой гирькой. По верху карниза - ряд стрельчатых кокошников. Над ними возвышается восьмигранный, пирамидальный, усеченный шатер крыши, окаймленный вверху также венцом стрельчатых кокошников. Кровля завершается луковичной главой с маковицей, которая служит основанием водруженного в ней шестиконечного креста. Пролеты (или просветы) каморы, где висят колокола, огорожены деревянным балясником. Всех колоколов - девять, отлиты они в 1861г. в Харькове: вес колоколов: 208 п.23 ф.,107 п.37 ф., 52 п.39 ф., .26 ф., II п.27 ф., 6 п.17 ф., 2 п.39 1/4 ф., I п.26 !/2ф.,37 п.37 1/4ф. Общий вес колоколов 421 п.32 ф. Главный шатер колокольни, а также и ее детали крыты листовым железом и окрашены медянкой.

ХРАМ "МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦЫ"

Внутри монастырской ограды, почти на середине площади, на расстоянии около 21м от колокольни, на восток, возвышается главный храм обители во имя Богородицы - Млекопитательницы.
Само название иконы "Млекопитательница" связано с глубокой древностью: по преданию икона с таким названием находилась в Лавре преп. Саввы Освященного (+532) близ Иерусалима, в ХШ веке была перенесена св.Саввою, архиепископом Сербским, на св.гору Афон в Хилендарский монастырь, откуда во множестве списков распространилась по России. Вероятно, благочестивый иконописец хотел сюжетом иконы подчеркнуть Богочеловеческое естество Иисуса Христа: Богоматерь кормила млеком Христа как истинно принявшего человеческую плоть опасения ради рода человеческого.
Храм в честь иконы Божией Матери Млекопитательницы по своей величественности, красоте наружного и внутреннего оформления, глубо продуманного основателем оснащения, церковной утвари и иконам вполне быть отнесен к благоустроенным соборным храмам. Архитектрура храма, сохраняя чисто русские национальные формы, ранне построенные здания церквей, а имеет свои особенные черты. Каменное здание кубической формы имеет два этажа и вместительное помещение, позже ставшее усыпальницею строителя храма и его ближайших сотрудников.
Первоначально храм был задуман одноглавым, позже, по желанию В.И.Макарухина, были добавлены четыре шатра и храм стал пятиглавым. Деревянные стропила, покрытые листовым железом на четыре скат, окрашенные медянкой, образовали достаточно сложное завершение храма. Над крышей возвышаются пять куполов в виде отдельных восьмигранных башен со стрельчатыми кокошниками по верхнему краю и с пирамидальным покрытием каждая. Пять глав с вызолоченными маковицами (яблоками) увенчаны шестиконечными крестами. Кресты медные, вызолоченные. В среднем куполе восемь окон с полукруглым верхом. На восточной стороне выступает троечастная алтарная апсида, с средним наибольшим выступом. Части алтарной апсиды разделены гранитными полуколоннами в высоту стены, от фундамента до карниза. Для стока дождевой воды с крыши были проведены 14 водосточных труб.
Естественному (дневному) освещению храма содействовало большое количество окон: в верхнем (холодном) храме их было 22, которые имели одиночные рамы полукруглые вверху без железных решеток, в нижнем храме - 22, были четырехугольные, небольшого размера, с двойными рамами и железными решетками. В притворах верхнего и нижнего этажей по четыре окна.
Вход в храм был один, с западной стороны. Над входной дверью в стене находилась икона Нерукотворенного Образа, живописной работы, написанная на железной доске, а вверху стены - крест. Над входной дверью внутри притвора - икона Киево-Печерской Божией Матери.Из притвора, для входа в верхнюю церковь, сделана каменная лестница с 16 ступенями. В верхнем храме три престола: в центре - во имя иконы Божией Матери Млекопитательницы; правый, южный придел - во имя Рождества Иоанна Предтечи, левый, северный - во имя Василия Блаженного. Пол в храме деревянный, крашеный, солея и алтарь на две ступени выше самой церкви. Клиросы ограждены деревянными, резными, позолоченными балясниками. Своды храма, равно как и купол, утверждены на четырех-каменной кладки, четырехугольных столбах, находящихся посередине церкви, карнизы вверху арок позолочены. Иконостас верхнего храма устроен в 1859 столярной работы, весь с резьбой, позолочен и состоял из трех ярусов. Царские Врата - резные, сквозные, позолоченные в середине.
В нижнем теплом этаже храма Млекопитательницы было предположено устрить три престола, но к 1895 году было только два: в центре - си. Иосифа Песнописца, св.Георгия иже в Малеи и в северном приделе - во имя Рождества Христова.
По свидетельству Н.И.Троицкого, нижний храм ни в устройстве, ни в убранстве своем не представлял чего-либо примечательного.
На юго-восток от главного храма Богородицы-Млекопитателвница на расстоянии около 20 метров от него находится небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы. По времени - это первый храм на территории монастыря: он устрен вместе с монастырской оградой и прямо в юго-восточной ее башне, к которой непосредственно примыкают и настоятельские келии. Таким образом, Успенская церковь являлась домовой. Здание каменное, малого размера, без колокольни, покрыто листовым железом, крыша окрашена медянкой, крест на куполе железный, позолоченный. В куполе два окна, а в самой церкви девять окон с двойными рамами и железными решетками. При строительстве церкви в ее фундамент были положены четыре кирпича, привезенные иеромонахом Никандром из Киево-Печерской Лавры и там освященные. Из той же Лавры привезена небольшая икона Успения - копия Киевской, которая помещалась над царскими вратами. Освящение храма и антиминса состоялось 9 июня 1863 года.
Храм Богородицы-Млекопитательницы был летним храмом и отопления не имел. В непосредственной близости от него, к северо-востоку, в 1886г. было заложено новое здание теплого (отапливаемого) храма, который был освящен 24 сентября 1889 года. В 1889 году отмечалось 25-летие пребывания архиепископа Никандра на Тульской кафедре. Новый храм был посвящен памяти преподобному Никандру Псковскому - покровителю маститого Владыки. В связи с тем, что в зимнее время молящихся собиралось больше, чем мог вместить храм преп.Никандра в 1891-92гг. племяником В.И.Макарухина - Николаем Феодоровичем Мусатовым - с западной стороны была сделана пристройка, вдвое увеличившая площадь храма. Полукруглые своды на дугообразных арках и крестовидный план здания придают ему массивность и величие.Голосники в сводах дают прекрасную акустику.

Путь к этой святыне ведет через железнодорожную станцию Сосново, а оттуда на автобусе до Владимирской бухты. Встать надо рано, к первой электричке с Финляндского вокзала из Санкт-Петербурга. Полусонные выходим на маленькой станции и ждем автобуса, сидим тут же, на ступеньках вокзала, чтобы лишний раз не толкать неподъемные рюкзаки. День очень жаркий, лениво смотрим, как приступом берут автобусы, нашего ждать еще долго, но уже образуется очередь. Бабулька рядом торгует постовыми пирожками с капустой и картошкой, они очень большие и мягкие, но есть еще не хочется. Наконец подходит автобус, длинный и скрипучий, нас вталкивают, кидаемся на свободные места и едем, расслабленные от такого везенья, среди удочек, лукошек, ведер и рюкзаков дачников и туристов, часа четыре. Дорога прекрасна. Солнце высвечивает оранжевые стволы соснового бора, пляшет по синей воде озер, на которых как грибы растут островки, чистый светлый песок пустого пляжа, пороги на быстрой речушке и смех застрявших байдарочников. Удочки и лукошки расходятся, остались только мы и кондуктор, духота, запах солярки и леса, маленькие деревеньки с линялыми заборами. Оживление у сарайчиков-магазинов заканчивается, пахнет зовущей свободой и тиной, кричат, надрываясь, чайки. "Конечная остановка, ребята, Владимирская бухта. Вам Ладожское озеро – налево".

Бежим к озеру, очень хочется купаться. Показывается заросший старый пирс, уже не бежим, идем молча и обиженно: бухта залита мазутом, на заброшенном причале дырявый ржавый корабль, красный флаг рвется на ветру, что-то красят чумазые и унылые люди в тельняшках. Ветер вдруг уносит косынку, толкается, не дает говорить, скрылось солнце, лес кидается на дорогу круглыми шишками, сосновыми иголками, рабочие скверно ругаются и заводят "Камаз", резко темнеет и макушку барабанят крупные сильные капли. Начинается буря. Добегаем до кирпичной остановки, авось выдержит. Все вокруг вымокло, падают уже целые ветки. Но не страшно, пьянит эта сила природного бунта, этот запах стихии: холодного ветра, мокрой, в пузырях, земли, старых сосен, проснувшегося озера. Хочется громко кричать что-то очень важное, расставив пошире руки… но вот ветер затихает, уносится вдаль, спешит ворошить другие жизнь. Мы остаемся под дождем, осматриваемся. Вроде будка КПП впереди, там нет никого, дальше заброшенная воинская часть: монументальные казармы, но окна выбиты, двери покорежены, где-то слышны голоса, идем к ним. В сарае на берегу пирует веселая четверка, отмечают чье-то звание. Оказывается, все капитаны различных рангов, и, вот удача, тоже плывут на Коневец, рыбачить. За умеренную плату зовут с собой. Переглядываемся с опаской, уж больно давно, видимо, отмечают, но потом соглашаемся, глядя на предложенную яхту, – не ночевать же здесь. Переносим вещи, говорят: "Проходите дальше". Куда?! А дальше, сбоку яхты, болтается маленькая лодочка. Капитаны смеются, видя наше недоумение, ничего, говорят, 500 кг только так выдержит. Мы понимаем, что у нас значительно больше, но уже отчаливаем, заводимся... ну, с Богом. Лодка осела, но в бухте спокойно, только дождь, и плыть говорят, не долго, нас накрывают пленкой и приказывают сидеть тихо. И вдруг бухта заканчивается, и мы чувствуем, что начинается озеро.

Мы плывем в белом молочном царстве, в облаке, в котором ничего не видно. Не видно ни Коневца, ни берегов, нас самих еле видно, мы потерялись в этом озере, потеряли направление, сушу, и мир в котором мы жили, тоже погрузился в эту мутную белизну. Но вот, дождь усиливается, ветер рвет пленку, Васька-боцман хохочет, кто-то храбрится и лезет на нос этой посудины, но она и так чуть держится на волнах, уже настоящий шторм, нас бросает из стороны в сторону, руки затекли, замерзли от ледяных брызг, но мы держимся изо всех сил. Вода везде, внизу, наверху, бьет со стороны, мокрая одежда, ноги. Кто-то сосредоточено молится преподобному Арсению, кто осматривается, надеясь определить куда же плыть, если не дай Бог что… Плыли минут сорок, и вдруг выросла земля, сразу появилась, все верно – Коневец. На берегу ждет мальчонка, сын Васьки-рыбака, называли его Сашка, он-то, за "Сникерс" и довел до монастыря.

Первым делом послали нас "на поселение" к матушке Корнилии – бойкой, чуть суетной, немного рассеянной, но добродушной девчонке-монахине. Чтобы остаться в монастыре, надо было пройти через благословение благочинного, зовут его Алексей, и к нашему удивлению благочинный оказался даже не монахом. Алексей устало посмотрел на нас, посовещался с начальницей местной паломнической службы, и селиться не благословил. Сказал нам, что ждут две группы финнов, которые, видимо, запаздывают, заблудившись в ладожском тумане. Зато строго напомнил, что служба начинается в 7 утра, а работы в 9.00, и опаздывать он нам не советует. Так, несолоно хлебавши, мокрые и уставшие, поплелись мы на берег озера ставить палатку. Место нашли очень красивое: на высоком берегу, с медно-песчаным крутым спуском к озеру, среди черники и невысоких крепеньких сосен. На сосне, что стоит на откосе, висели самодельные веревочные качели, на которых мы никак не могли накачаться. Ножичком кое-как вскрыли шпроты, запили их "Тархуном", запихнули возмущенные животы в спальники и, помолившись, как-то попытались скоротать остаток такой светлой ладожской ночи. Было холодно, ветер все бушевал, а палатка хлопала и надувалась как настоящий парус. Волны отчаянно бились о берег, в нас летели брызги, а вид бескрайнего озера, почти моря позволял думать что мы отважные капитаны, пустившиеся в далекое плавание.

Проснулись мы в 5 утра, палатка была совсем мокрой от росы, поеживаясь, с опаской, стали планировать день. Умылись в ледяной ладожской воде, и, постукивая скованными от нее зубами, к 6.40 пришли на службу. Людей было мало, прихожан – человек пять. Утренний храм еще дремлет в дымке кадильного ладана, на клиросе строгий голос читает часы.

И вот, наконец, мы увидели преподобного Арсения. Рака темно-рыжего, теплого дерева, резная фигура преподобного в цветочном орнаменте. Букет цветов в голове и у ног старца: скромные полевые и дивно-розовые пионы с белой каймой благоухают, окутывая нежным облаком. Когда прикладываешься к мощам, чувствуешь, будто батюшка тихонько гладит тебя по голове: "Ну, здравствуй, здравствуй… промокли, бывает", и вдруг вспоминается, что сам преподобный Арсений приплыл сюда в бурю.

Может, была она похожа на нашу, и также перед преподобным Арсением, из тумана, вдруг явился это прекрасный остров, показались медно-бурые сосны, берега, укрытые чистым, будто просеянным золотым песком, утесы, поросшие черникой…

Было это в 1393 году. Арсений искал место для обители, специально упыл с Валаама, чтобы выполнить благословение игумена Иоанна со Святой горы. Три года подвизался он под руководством афонских старцев, дарил им посуду, которую ковал из меди, а потом и сам получил подарок – икону Божией Матери, устав общежития и заповедь основать обитель на дальнем севере. Так вернулся он в родную Русь, навестил Лисичью обитель Новогородскую, где подвизался с детства, благословился у ее игумена, поплыл на Валаам, а оттуда через бурю оказался на Коневце.

Вот и перед нами, справа от раки, где покоятся мощи преподобного – его Афонское благословение – Коневская икона Пресвятой Богородицы в резном киоте, уже список, но тоже чудотворный. В сумерках храма чуть поблескивают золотые крестики милости Матери Божией, это свидетельства уже современных чудес, а подлинник иконы пребывает в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре. Финны любят и чтут преподобного Арсения и его монастырь. Несколько лет Коневская обитель жила в пределах Финляндии. Именно в тот период были обретены мощи преподобного Арсения, а сейчас несколько икон в храме, даже икона преп. Арсения, написаны православными финнами.

Служил иеросхимонах Варахиил и совсем молоденький дьякон Адриан, еще был хор-квартет и строгий чтец.

После службы, такой спокойной и умиротворяющей, через час с небольшим мы подошли в трапезному корпусу в смиренной надежде на "что-нибудь горяченькое" и, конечно, получить обещанное Алексеем послушание. Расположившись на бревнышке рядом с дверью мы старались привлечь внимание батюшки, спешащего на утренюю трапезу, и своим замерзшим и голодным видом вымолить благословение на завтрак. Но, тщетно. Не раз монах или послушник открывал нам дверь, но мы, наученные, что в монастыре нужно все делать по благословению, отказывались. Не знали, что в монастыре батюшек всего два, причем отец Варахиил сразу после службы ушел в скит, а настоятель отец Исидор уехал с острова по делам. Но послушание мы, конечно, получили огороды! И еще долгожданное разрешение селиться в старый каменный гостиничный корпус. Жилище нам определили в мансарде, на третьем этаже. Сказали, первый обычно занимают финны, второй особые паломники из наших, а третий просто паломники, вроде нас. В этот день кроме нас в гостинице не было никого. Комнатку дали аскетическую, все в ней так и дышало старостью, но зато она была чистенькая. Четыре кровати, пусть без белья и с растянутыми до пола скрипучими пружинам, вполне пригодны для спанья, на двух из них даже лежали тоненькие одеяла. Окна были открыты, но запах этой древности и сырости выветрить было невозможно. Сурово? А мы были рады! И в приподнятом настроении побежали искать отца огородника.

Отец Георгий определил нас на прополку моркови и свеклы. Грядки длиннющие, но такие аккуратненькие, видно, что любят не только сами овощи, но и труд на земле. С удовольствием мы стали вытаскивать пырей и одуванчики, равняясь на отца Георгия, трудившегося неподалеку, но у него все равно получалось куда лучше.

Доделав работу и получив сдержанную похвалу от отца огородника, еле передвигая ноги, поплелись в наш "новый дом". Обед чуть не проспали, а, заслышав трапезный колокол, перескакивая через ступеньки, бросились в трапезную. О благословении уже не думали, очень изголодались. Кормили картофельно-вермишелевым супом, горяченным, щедро посыпанным лучком и укропом, только срезанным о. Георгием. Гречка с морковной подливкой на второе. Мятный чай. Живот благодарно заурчал. Раскрасневшиеся, довольные, славя послушников трапезной, мы вернулись к послушаниям, а, закончив работу, перед службой, пошли осматривать остров преподобного Арсения.

Погода менялась к лучшему, моросящий дождь кончился, солнечные лучи раздвинули тяжелые тучи, все засияло, заискрилось, обрамленное сверкающими каплями, стало очень уютно и радостно. А потом Коневец согрелся, капли исчезли и отовсюду потекли запахи. Пахло клевером и медуницей, пахло травой, на которую наступаешь, теплым песком, смолой и хвоей от окрестных сосен, черникой, которую ели горстями, пахли старые кирпичи Казанского скита, в котором живет отец Варахиил, доски Успенской часовни… а еще появились звуки, будто заговорили разом: и птицы, и насекомые, и деревья, и цветы на лугу. И стал Коневец живой и такой наполненный...

По крутой тропке спускаемся к Конь-камню. Вокруг внушительной скалы ели скрипят старые, высокие, комары пищат злющие – место-то в низинке. В языческие времена, летом, окрестные жители, на Коневце оставляли коней на выпас, верили они, что духи сохранят их целыми и невредимыми, а осенью, у этого огромного камня приносили в жертву духам одного коня из стада. Потому и называется Конь-камень, а остров Коневец. Преподобный Арсений, поселившись на острове, узнал о таком языческом суеверии от рыбака Филиппа, приступил он к этому камню с молитвой, святой водой окропил и изгнал духов с острова, улетели они черной тучей в сторону Владимирской бухты, которая раньше называлась Чертова лахта. С тех пор хоть и не приносят у камня жертвы, но местные шутят, что маленькие злые духи здесь все же остались – в виде комаров.

Конь-камень громадный валун, говорят, весит он больше 750 тонн, человек рядом с ним махонький, на вершине камня даже часовенка уместилась. В древности её построил сам Преподобный, здесь же и подвизался, на этом малом столпе, три года. Теперь к часовне ведет лесенка ступенек в двадцать, забираемся вверх помолиться. Внутри только две иконы – преподобного Арсения и Коневский образ Пресвятой Богородицы. У них служат молебны, и паломники прикладываясь, оставляют записочки с поминаниями.

Поднимаемся вверх, спешим, спасаясь от комаров и перед нами, в кустах душистого шиповника, среди густых зарослей, в отцветающей уже сирени, будто оберегаемый от суетных взглядов, желто-белый, ромашковый, Казанский скит. Обиталище иеросхимонаха Варахиила, место затвора и трудов по его восстановлению. Рядом небольшая, аккуратненькая Успенская часовенка: светлое крылечко, резные перильца, в зелени светится на солнце крестик. Здесь, по преданию, явилась Пречистая во время голода ученику старца Арсения Иоакиму, он тогда в обители за старшего оставался: братия грозилась разойтись, преподобный Арсений уплыл на Афонскую гору за благословением, ни запасов, ни наставника одно уныние, вот и спасла Богородица монастырь своим явлением, вдохновила, просила еще потерпеть. И правда, вскоре вернулся преподобный Арсений на двух кораблях с великими съестными припасами, а в честь чудесного явления воздвигла братия часовню.

В 1421 году, когда был необычайный разлив Ладожского озера, вода смыла все постройки бедной Коневской обители, потому преподобный Арсений перенес монастырь на новое место, туда, где и сейчас он расположен. По прежнему видны его храмы с озера, слышны колокольные перезвоны, но уже не страшны ему ветра и наводненья. Когда архиепископом новогородским стал Евфимий, друг преподобного и сомолитвенник его по обители на Лисичьей горе, то многим помог он обители Коневской и сделал известной ее в новогородских пределах. Так благочестивые новогородцы стали ее посещать и жертвовать милостыню. Преподобный Арсений паломников принимал в келье, как своих гостей, с радушием угощал, беседовал. Представляем, какова была радость богомольцев. Но не долго длилось такое утешение, прозорливый старец Симеон, сказал Арсению, что бесы радуются, когда мирян в келье принимаешь, и тогда, не нарушая ни наставления, ни гостеприимства, Арсений стал водить паломников в братскую трапезную.

И так чувствуется гостеприимство самого Преподобного, утешающего и нас, малых и грешных. Какое-то особенное тепло обнимает тебя, особенно ближе к храму, к батюшке Арсению, и вся природа вокруг словно радуется.

В размышлениях о монастырском странноприимстве разбрелись мы по острову. К службе припозднились, соблазнившись местной черникой, очень уж крупной. Только к "Свете Тихий" подошли к собору Рождества Пресвятой Богородицы. Этот прекрасный храм, начала XIX века, виден на острове отовсюду, особенно его ярко-синие купола с золотыми крестами, сияющими в проплывающих облаках. Всенощное бдение проходит в нижнем Сретенском храме, там низкие своды, чисто белые, недавно выкрашенные стены, редкие небольшие иконы на них, а вокруг, и правда, тихий свет закатного солнца – в окнах желтые рифленые стекла. Этого света, густого и золотого, было так много, что освещения и не нужно. Впрочем, освещение здесь особенное: пара круглых десятисвечников в центре храма, да лампадки. Зажигают их специальной палкой: с одной стороны у нее свечка, а с другой – колпачок-тушилка. Как в старину.

Служил отец настоятель, дьякон уже другой, "праздничный", с очень глубоким и сильным голосом, и, когда пели "Воскресение Христово видевше", себя было не слышно, только могучий гул о. дьякона, перекрывающий все звуки. Хор-квартет тоже не простой, не монашеский – приезжает с подворья, финнам показывают его как диковинку, они, кивая, слушают и улыбаются, глядя на ребят в подрясниках, рассматривают кассеты, которые продают тут же. Мы тоже купили – хорошо поют.

Уплывали мы в воскресенье, причастившись, после службы, все были довольные и благонравные. Прямо из храма, с приехавшими только что паломниками, показывая дорогу, торжественно пошли на обед. Объявили, что монастырский катер пойдет на материк сразу после трапезы, надо торопиться. А торопиться не хотелось, не хотелось и вообще уезжать. Кто же уезжает в воскресенье, когда в монастыре никто не работает, стоит такая чудная погода, можно, гуляя, обойти весь остров и найти так много интересного! Но благочинный судил иначе. Подгоняемые непрестанными объявлениями, что этот катер первый и последний за несколько дней, завязывая на ходу спальники, лямки и шнурки, мы сгрузились на причале. В бескрайнее и удивительно спокойное Ладожское озеро вглядывались часа четыре, за это время неплохо загорели, сделали несколько замечательных кадров, поиграли в камушки, помочили ноги, осмотрели место первой обители и, наконец, вздрогнув от призывного гудка, вступили на настоящий монастырский катер, под настойчивое напоминание капитана: "Отправляемся через час!".

Наместник — архимандрит Клавдиан (Ларьков)

История монастыря

Начало строительства собора Богородичного Щегловского мужского монастыря датируется 1860 г. Освящение престола в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» состоялось 21 сентября 1864 г. по новому стилю. Собор монастыря каменный, двухэтажный, холодный (летний), на каждом этаже по три Престола.

Основатель монастыря Василий Макарухин не присутствовал на торжественном освящении собора. Долгие годы он оставался «неизвестным благотворителем, следовал принципу, чтобы «левая рука не знала», какие благодеяния «творит правая рука».

Одновременно с храмом строили колокольню, три корпуса для жилья, каменную ограду протяженностью около 550 м и хозяйственные постройки. Работы производились по проекту тульского архитектора А.Г. Бочарникова. К 1864 г. все здания Щегловского монастыря были достроены. Всего на возведение обители было пожертвовано В.И. Макарухиным 500 тысяч рублей серебром плюс к этому 30 тысяч серебром на содержание.

В мае 1865 года было принято решение тульского городского общества ходатайствовать в надлежащем порядке об устроении Богородичного монастыря в Щеглове, на месте Щегловской засеки. В одно время с этим последовало и ходатайство В.И. Макарухина, через иеромонаха Никандра, причем прямо и определенно в этом ходатайстве говорилось о финансовом обеспечении деятельности Щегловского монастыря. В следующем году последовало новое ходатайство от граждан об основании монастыря в память о чудесном спасении жизни Государя императора Александра II от покушения на него 4 апреля 1866г.

В мае 1868 года Синод просил изволения Государя на это, в июне 1868 года Государь император высочайше соизволил утвердить определение Св. Синода об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря, собственноручно написав на решении Св. Синода: «Согласен и благодарит».

В 1870 году прибыли первые монахи. Тульские монахи следовали учению св. Паисия Величковского и глинских старцев: они исповедовали трезвение ума, исповедание помыслов, умное делание, безусловное послушание ученика старцу, отказ от своей воли и мнения.

Иеромонахи Глинской обители принесли на тульскую землю дух старчества, и Богородичный Щегловский мужской монастырь в Туле по праву считался духовным центром. Прихожане и паломники имели возможность исповедоваться и получать наставления известного в Центральной России духовника обители старца Дометиана, в схиме Серафима Щегловского и Тульского, а также обретали личных духовников и наставников в среде тульского мужского монашества. Старец Дометиан (иеросхимонах Серафим Щегловский и Тульский) прожил в Щегловском монастыре 46 лет.

26 августа 1879 года, на день празднования св. иконы Божией Матери «Владимирская», основатель монастыря Василий Макарухин переселился из Москвы в Тулу на постоянное пребывание здесь, в своем монастыре, для чего выстроил себе деревянный двухэтажный, небольшой бревенчатый флигель (сохранился).

Пребывая здесь, он вел иноческое житие, скрывая истинно иноческое настроение под светским одеянием. С переселением С В.И. Макарухина в монастырь начинается совершение ранних Божественных литургий, на что было выделено им еще 10 тысяч рублей серебром. В октябре 1882 года Василий Иванович Макарухин пожелал на свои собственные средства построить при монастыре гостиницу, чтобы дать приют богомольцам-паломникам во время непогоды. В январе 1884 года он предлагает также построить каменное одноэтажное здание для трапезной, кухни и хлебопекарни, и каменную избу для хозяйственных помещений - сараев, амбаров, погреба и конюшни. По его инициативе и при непосредственном участии решено было устроить теплый храм в честь 25-летия служения на Тульской кафедре архиепископа Никандра. Закладка храма совершена 24 мая 1886 г. архимандритом Богородичного монастыря Иоанном (Воскресенским) с братией.

Храм с двумя приделами был освящен 24 сентября 1889 года (7 октября по новому стилю) в день памяти преподобного Никандра Пустынножителя, Псковского чудотворца. Для этого храма вновь была заказана икона Божией Матери «Млекопитательница» — в серебряной ризе с синими и красными камнями. Эта икона сохранена и до сих пор пребывает в храме в честь преп. Никандра Псковского.

Весной 1890 г. Василий Иванович Макарухин постригается в монахи. 22 апреля 1890 г. состояние его здоровья резко ухудшилось. На следующий день инок приобщился Святых Христовых Тайн, над ним было совершено Таинство елеосвящения. Через два часа он воспринимает схиму. Новопостриженному схимонаху было дано имя Варсонофий в честь Варсонофия Великого. 26 апреля (9 мая по новому стилю) 1890 года схимонах Варсонофий тихо почил о Господе. Тело его положено в нижней церкви (во имя св. Пантелеимона) двухэтажного собора в честь Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы - под алтарем северного придела, тогда посвященного св. Василию Блаженному.

В настоящее время создана рака и резная сень над захоронением св. преп. Варсонофия Щегловского и Тульского, написаны иконы Святой Троицы и св. преп. Варсонофия. Сень установлена в нижнем храме, ныне освященном в честь св. вмч. Пантелеимона, сюда открыт доступ прихожанам и паломникам для поклонения памяти св. прп. Варсонофия, Щегловского и Тульского.

Упразднение обители происходило в 1920-1922 гг. Монахов разогнали, храмы опечатали, землю и все владения монастыря национализировали. 14 марта 1922 года уполномоченным Губоно был составлен акт об окончательном закрытии монастыря. Монастырская утварь и иконы были вывезены, и со временем многие из них утрачены.

Богородичная Щегловская обитель была открыта вновь в год 100-летия со дня смерти схимонаха Варсонофия в 1990 году. 2 ноября 1990 года территория и здания монастыря были возвращены Русской Православной Церкви.
В 1991 году 21 июля, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, состоялась первая Литургия.

Около 20 лет продолжались большие ремонтно-восстановительные и реставрационные работы при большой организационной деятельности наместника Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря архимандрита Клавдиана. Но много еще трудов нужно понести. Чтобы сохранить федеральный памятник истории и архитектуры, которым является Щегловский монастырь, по-прежнему требуются большие средства.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2007 года совершена первая после советских лет Божественная литургия в соборе Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. 28 января 2008 года в соборе состоялось первое архиерейское богослужение. Божественную литургию в ознаменование престольного праздника иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» совершил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Владыка много способствовал и способствует тому, чтобы Богородичная обитель обрела редкие святыни, дорогие сердцу всякого русского человека.

Богородичный Щегловский монастырь в Туле (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Богородичный Щегловский монастырь - мужская обитель в Туле, единственная в России названная в честь иконы Божьей матери «Млекопитательница». Эта редкая икона очень символична - на ней Иисус Христос представлен в образе младенца, пьющего молоко своей матери, как обычное земное дитя. За свою полуторавековую историю Щегловскому монастырю, как и многим православным обителям в СССР, пришлось пройти сложный путь. А начинался он так.

В начале 19 века на восточной окраине был построен архиерейский дом. В 1859 г. купец Василий Макарухин выделил средства на строительство на этом месте монастыря. Проектировал обитель Александр Бочарников, архитектор Императорской Академии художеств. Непосредственно строительство подчинялось его отцу Гавриилу Бочарникову. Первый камень в основание центрального храма был заложен 20 мая 1860 г., а спустя 4 года собор в честь иконы «Млекопитательница» был освящен.

А вот открытие монастыря затянулось. Разрешение на основание обители было получено только в 1868 г. - спустя десятилетие после начала строительства - и посвящено чудесному спасению царя Александра II в покушении в 1866 г.

После открытия мужского монастыря руководивший процессом его возведения Гавриил Бочарников постригся в монахи и принял имя Герман. Позже он отправился в Афон в качестве паломника и привез оттуда частицу древа от Креста Господня, фрагмент Камня с Гроба Христа, а также частицы мощей мученика Пантелеймона и святых Игнатия, Акакия, Евфимия. Принял монашеский постриг под именем Варсонофий и основатель монастыря купец Василий Макарухин.

В 1921 г. Богородичный Щегловский монастырь был закрыт. Его монахи были разогнаны, а храмы национализированы. Иконы и монастырская утварь были вывезены из стен обители, многие из них были утеряны.

Только в 1990 г. сохранившееся имущество монастыря было возвращено православной церкви. Его открытие состоялось 18 июля 1991 г.

Престольный праздник Щегловской обители: день памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона 9 августа. В этот день монастырь посещает множество паломников.

Объекты монастыря:

  • Центральный собор. Верхний храм освящен в честь иконы Божьей Матери «Млекопитательница», а нижний- в честь великомученика Пантелеймона;
  • Успенский храм в настоятельском корпусе;
  • Храм в честь святого Никандра, Псковского чудотворца;
  • Часовня в честь Архистратига Михаила;
  • Дом-келья преподобного Варсонофия Щегловского и Тульского. В этом же здании находится Тульский Епархиальный паломнический центр, воскресная школа и канцелярия обители.

Главный храм монастырского комплекса, благодаря своей величественности, богатому наружному и внутреннему оформлению, продуманной планировке, церковной утвари и иконам входит в число красивейших церквей Тульской области. В каменном здании два этажа и помещение, ставшее усыпальницей для основателей и строителей храма.