Примеры базилики. Словарь храмовой архитектуры. Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта

РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусстве
средневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка - X-XII века,
но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше - к VII - VIII вв.
Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.

Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.

Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.

План и разрез раннехристианской базилики.
Перед входом - квадратный двор - атрий. В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.

Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в Пизе, XI в.


В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф - трансепт.

Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в Византии.


1 - центральный НЕФ; 2 - ТРАНСЕПТ; 3 - СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 - АПСИДА

Средокрестие часто венчает башня или купол.

Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.


Деревянные перекрытия заменяются сводами - цилиндрическими или крестовыми,
(с типами сводов можно познакомиться в верхнем посте сообщества)
соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.


Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.
Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна галереи - трифория (нижнее фото).

Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.

Аббатство Клюни. Франция. X - XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.

Романские храмы строят чаще из камня. Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.

Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.

Мотив арки - один из наиболее распространенных элементов романской архитектуры.


Декоративные аркады украшают фасады храмов Германии, Италии, Франции и Англии.


Кафедральный собор в Пизе.
Еще одной новой чертой, отличающей романскую базилику от раннехристианской, является конструкция и внешний облик западного фасада. Во Французской (но не только) архитектуре это часто две мощные башни, фланкирующие вход. Они еще больше роднят храм с оборонительным сооружением.

Аббатство Паре-ле-Моньяль. Франция. XI в.

Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в.
Особенностью немецких церквей является вестверк. Вестверк - монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Он состоит, как правило, из основной башни и одной или двух примыкающих башен.
В вестверке находится главный портал и хоры. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения.

Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.


Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе

1 - тимпан портала, 2 - архивольты портала


Аббатство Сен Фортунат в Шарльё, Франция.
"Страшный суд" - самая популярная тема тимпана главного западного портала.

Декор портала собора в Линкольне, Англия

Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.


Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.


Но библейские сцены тоже не редкость.


Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.

В Итальянской архитектуре раннехристианские традиции сохраняются вплоть до Эпохи Возрождения. Базилика здесь часто является частью комплекса, в который включены также баптистерий и кампанилла - колокольня.

Пиза. На первом плане баптистерий, его верхняя часть относится уже к готическому стилю;
за баптистерием следует базилика и далее знаменитая пизанская падающая башня - кампанилла.

Бази́лика (греч. – царский дом ) – в Риме , согласно Плутарху , являлась общественным зданием для служебных заседаний, торговых операций и т.д. В Афинах название «базилика» было присвоено месту заседания первого архонта - базилея.

Самой древней римской базиликой считается Порциева базилика, построенная ок. 184 до н.э. Среди других выдающихся примеров базиликальной архитектуры можно назвать Эмилиеву базилику (179 до н.э.), Юлиеву базилику (12 н.э.), Ульпиеву базилику (113 н.э.) и Максенциеву базилику (окончена Константином в н.э.).

С распространением христианства по всей территории Римской империи базилика стала одним из мест коллективной молитвы христиан и одним из главных типов христианского храма .

Христианская базилика представляет собой продолговатое здание прямоугольной формы с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри оно по всей длине украшено колоннами в два или четыре ряда, разделяя внутренне пространство базилики на продольные части – нефы . В раннехристианской базилике чаще встречалось два ряда колонн, и, соответственно, три нефа, средний из которых (главный) включал в себя апсиду , где размещался алтарь ; существовали базилики и с пятью нефами. Внутренние помещения базилики освещались через оконные отверстия над крышами боковых нефов. Существовали различные формы базилики, одной из них была крестообразная базилика, образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, как и первые. Наиболее ярким примером слияния базиликальной архитектуры с центрально-купольной является храм св. Софии в Константинополе .

Православные храмы такой формы встречаются и поныне, однако базилика более характерна для западной церковной архитектуры.

Литература

  • Н. С. Мовлева. Малый православный толковый словарь. – М.: Рус. яз.–Медиа, 2005, С.34.

Храм (дом) - это сооружение, что имеет культовое предназначение, в нем свершаются служения Богу, а также проводятся религиозные обряды. Помимо основных религиозных функций, храм несет некое представление людей о мироздании. Также храмы имели и другое предназначение (до христианства), они служили убежищем, или местом для решения важных вопросов и торговли.
Христианским храмом считается только строение, имеющее алтарь, в котором совершается евхаристия (благодарение) – великое таинство.

Христианские храмы имеют большую историю. Еще со времен, когда христианство не было одной из основных религий, и поддавалось гонению со стороны власти и других религий. Христиане собирались для служения лишь в катакомбах (подземелья где проводились захоронение), там согласно законам того времени, не запрещались собрания людей, что исповедовали свою религию.
Так, подземные церкви, их называют «крипты» уже имели алтарь (чаще всего гробница) на нем совершалось таинство евхаристия. Еще с тех времен осталась традиция помещения святых мощей именно на алтарь, и украшение стен храмов изображениями из святой книги.
Только в 4 столетье начали строиться надземные христианские храмы, когда религия была признана господствующей (Миланский эдикт 313 г). Случилось это благодаря императору Константину.

Основными типами храмов считаются базилика и крестово-купольный храм.
Базилика – строение, имеющее прямоугольную и вытянутую форму, изнутри разделенное несколькими рядами (от 2-х) столбов или колонн, что создают нефы (архитектурное пространство продольной формы). Зачастую центральный неф был выше, нежели боковые. Также он имел выступ – апсиду (выступающая часть, где находится алтарь), там был размещен пресвитерий (место для духовенства).
Особенностью базилика, также является то, что вход находится с западной стороны храма, а алтарь – с восточной. Такое размещение символизирует приход христиан к Богу (покаяние). В христианстве запад – ассоциируется с греховностью, а восток с божественностью. Возле той части, где расположен алтарь, храм пересекается поперечными нефами, что придавало ему форму креста.
Наиболее распространенными являются трехнефные базилики. Они создаются с помощью двух внутренних рядов колонн, в боковых нефах часто располагаются хоры (помещение продолговатой формы, для духовенства или церковного хора), а также «матронеумы» (специальные галереи для женщин, ведь было перенято у иудеев, раздельное нахождение мужчин и женщин в храме).
Часто, в особенно больших храмах перед основным помещением, находились незакрытые дворы с размещенными по всему периметру колоннами, их называют атриумы.

Большое значение уделялось украшению интерьера базилики. Храм украшался преимущественно изнутри. Для этого использовали мрамор, красивейшие настенные фрески, и мозаики что выкладывались как и на стены, так и на пол. Но особое внимание уделялось украшению основной и священной части храма – алтарю. Фасад базилики зачастую не украшали.
Такая модель храма оставалась неизменной долгое время.

Начиная с 12-13 века, появились другие типы храмов – готический собор. Они отличались от раннехристианских тем, что их перекрывали каменными сводами.

Готический храм стал подниматься высоко вверх, благодаря тому, что в строительстве использовали новые технологии и архитектурные элементы, среди них аркбутан. Вес свода переносился на стены, это разгружало храм от внутренних колон и позволяло создавать большие окна, что делало его просторным и светлым.

Также был отделен алтарь, от основного объема храма, перегородкой. В храмах исчезло ограничение для совместного пребывания мужчин и женщин.

Декорировали теперь не только внутренние стены храма, но и его фасад. Таким образом, пытались донести «слово Божье» за стены храма.
После разделения Единой христианской церкви, восточная (православная) церковь развивала Крестово-купольный Византийский тип храма.

Крестово-купольный

Характерными особенностями его является то, что храм имел крестообразную форму (приближенную к квадрату), и высокий купол, что вмещал в себе окна.

Нефы (как продольные, так и поперечные) имеют теперь равную длину, и при пересеченье создают греческий (равноконечный) крест. Отсюда и само название - Крестово-купольный. В это же время появились ротонды (круглые храмы).

Православный храм

Начиная с 15-16 века в Православных храмах стали появляться иконостасы, ими отделялась алтарная часть храма от ее средней части. Иконостас представляет собой стену с рядами икон.
Нартекс (место для людей, которые не могли входить в средину храма) стал называться притвором, а внешняя его часть – паперть (площадка с лестницей для входа в храм).
Для того чтобы можно было проводить одновременную службу несколькими священниками (по большим праздникам и событиям), были введены пристройки к храму.

Баптистерий

Отдельное здание, часто круглой формы, возле храма, оно предназначено для проведения обряда крещения. В его центре находится купель, в которую может поместиться взрослый человек. Сейчас баптистерий строится редко.

Базилика в Пестуме. Сер. 6 в. до н. э.

Базилика

План базилики в Помпеях.

Она точно так же представляет собой продолговатое здание, длина которого почти в три раза превосходит его ширину, но только внутри ее не четыре, а два ряда колонн, которые разделяют ее всего лишь на три нефа. На одной из узких сторон ее колоннады пять входов, а на противоположной - возвышение, или эстрада , для судей, которая заменяет абсиду. Есть очень серьезное основание полагать, что средний неф этой базилики был выше боковых. Она была основана в I веке до Р. X. и вскоре перестроена после пожара архитектором М. Арторием.

Эти две базилики без всякого сомнения имели горизонтальное, балочное, так называемое архитравное покрытие, то есть плоский потолок, как в наших нынешних домах.

План базилики с трансептом (указан стрелками).

Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии .

Остается еще сделать краткий очерк базилики Константиновой, которая находится в Риме против Палатинского холма, близ форума, примерно на линии зданий, расположенных на его северной стороне. План ее - прямоугольник довольно близкий по своей форме в квадрату, длина которого равна 43 саж., а ширина 33 саж. Длинной стороной она обращена к Палатину и имеет посередине с этой стороны вход. Четырьмя громаднейшими пилонами (столбами, поддерживающими своды) она разделена на три очень широких нефа; боковые два ниже и покрыты цилиндрическими сводами; средний, имеющий около 10 саж. ширины, был покрыт тремя колоссальными крестовыми сводами; он освещался тройными окнами, расположенными выше крыши боковых нефов. Против главного входа со стороны Палатинского холма, в противоположной стене, расположена полукруглая абсида ; точно так же на короткой правой (считая от главного входа) стороне расположен против центрального нефа вход, а против него, в конце этого же нефа, расположена также абсида. Весьма многие данные заставляют полагать, что Б. эта начата Максенцием, окончена после поражения его Константином Великим в III-IV в. после Р. X. и названа Константиновой. Остов ее северной части сохранился еще довольно хорошо и своей колоссальностью до сих пор еще производит подавляющее впечатлние.

Базилика. Слева - поперечный разрез, справа - план.

Сводя теперь различные данные, добытые путем рассматривания дошедших до нас остатков римских Б., мы можем прийти к следующим выводам: 1) что это были большие продолговатые здания, которые располагались близ городских площадей, 2) что они разделялись несколькими рядами колонн на нечетное число пролетов, или нефов, из которых средний был самый широкий и высокий, 3) что боковые нефы представляли собой двухэтажные галереи, и что они покрывались в раннюю эпоху балками, а позже сводами, 4) что в них устраивалась всегда абсида , или эстрада для суда. Для большей ясности прибавим, что внутреннее устройство Б. очень напоминает собой главные залы петербургского и московского дворянского собрания, хорошо известные жителям наших столиц: сама зала - это средний неф; проходы за колоннами и хоры - это двухъярусные галереи боковых нефов, а эстрада для музыкантов - это судейская трибуна; зала освещается верхними окнами, то есть окнами, расположенными вверху среднего нефа, в стене над колоннами.

Перейдем теперь к назначению всех этих частей: в базиликах консул или претор изустно разбирал тяжбы римских граждан, причем середина служила обыкновенно местом суда, а боковые части заняты были местными законниками (юрисконсультами), к которым во время судебных заседаний обращались за советами. Там же пробовали свои силы и уменье говорить приготовлявшиеся к адвокатуре. В абсиде , покрытой обыкновенно полусферическим сводом , ставился судейский трибунал (возвышение с несколкими ступенями для подъема и курульским креслом), где сидел консул или претор . Перед трибуналом было достаточно места для публики, приходившей судиться. Секретари (scribae ) сидели поотдаль, по бокам трибунала, и к ним можно было проходить по боковым нефам, не тесня толпу в Б. Что касается внутренней жизни древнеримской Б., то превосходную картинку ее дает Буассье в своих «Promenades archèologiques» (Пар., г.) при описании Юлиевой Б. «От нее остался, - говорит он, - мраморный помост, который возвышается над уровнем прилегающих улиц и занимает площадь в 4500 кв. метр. (около 2100 кв. саж.). По следам колонн и столбов, поддерживавших своды здания, можно восстановить его план. Оно состояло из большой средней залы, предназначенной для судебных отправлений, она была настолько велика, что в ней помещались четыре суда, которые заседали или вместе, или порознь. Там решались важнейшие в государстве гражданские дела, и Квинтилиан , Плиний Младший и другие знаменитые защитники того времени стяжали себе здесь блестящие лавры. Двойной ряд портиков окружал эту большую залу; они были тогда излюбленным местом прогулок и развлечений для мужчин и женщин. Недаром же Овидий советует молодежи укрываться там от палящего полуденного зноя: там бывала такая многолюдная и разнородная толпа! Но не одни только щеголи и легкомысленные искательницы приключений наполняли собой портики Юлиевой Б.; немало приходило туда и простого народа, и праздношатающихся, и людей без дела, которых было столько в этом великом городе, где государи и богачи заботились о прокормлении и развлечении бедняков. Люди эти оставили свои следы на полу Б.: его мраморная выстилка исцарапана множеством кругов и квадратов, пересеченных большей частью прямыми линиями, которые подразделяли их на отдельные части. Они служили для римлян чем-то вроде шашечных досок для игры, страсть к которой была невероятно развита у этих праздных людей. Здесь играли не одни только простые граждане: Цицерон в своих „Филиппиках “ говорит об одном весьма важном человеке, который, не краснея, играл перед целым форумом. В последние времена республики пытались законом подавить эту страсть, но он остался без применения, игра продолжалась во все время существовании империи, и свежие черты, которые бороздят пол Юлиевой Б., свидетельствуют, что игра шла до последних минут древнего Рима. Базилика была довольно высока: над первым этажом портиков шел второй, куда вела лестница, следы которой заметны еще до сих пор. Из этого этажа видна вся площадь; отсюда Калигула бросал деньги в толпу, забавляясь тем, что народ давит друг друга. Отсюда же было видно, что делается внутри Б., и можно было следить за речами защитников. Плиний рассказывает, что когда он вел одно важное дело, защищая интересы дочери, лишенной отцом наследства, который восьмидесяти лет увлекся интриганткой, толпа была так велика, что не только наполняла собой всю залу, но даже и верхние галереи были переполнены мужчинами и женщинами, пришедшими его послушать».

Весьма любопытные указания относительно построения базилик дает Витрувий , присоединяя к ним подробное описание базилики, построенной им в Фануме. По его свидетельству, базилики разделялись на общественные и частные. Первые находились на площадях (откуда и само название их forenses , то есть площадные), а вторые - в домах. Кроме того, некоторые новейшие археологи различают разного рода базилики: для прогулок, для винной и меховой торговли, судебные и меняльные, хотя определенных признаков их различного устройства, обыкновенно, никто не указывает. Торговое значение базилик не подлежит никакому сомнению: излагая свои правила о построении базилик, Витрувий прямо требует наибольших удобств для купцов: - «Места для базилик, - говорит он, - должны примыкать к форумам и находиться на теплой (то есть на южной, солнечной) стороне, чтобы торгующие в них могли легко зимой переносить ненастье». А что они вместе с тем служили местом прогулок, вполне понятно: они очень напоминают в этом случае наши пассажи, которые точно так же состоят сплошь из магазинов и часто переполнены гуляющей толпой. Прочие подразделения бизилик указывают только на разнообразие товаров, в них продававшихся, а отнюдь не на разное их устройство. Таково назначение базилик общественных. Перейдем теперь к частным.

Базилика св. Софии в Охриде. Ок. 103750, притвор с галереями  1317.

Частные базилики были в домах знатнейших граждан и во дворцах. «Знатным людям, - говорит Витрувий, - занимающим важные государственные должности, надо устраивать роскошные приемные, высокие атриумы, великолепнейшие перистили (см. это сл.), сады, обширные места для прогулок, в соответствие их величию; кроме того, библиотеки, картинные галереи и базилики , столь же великолепно украшенные, как и общественные здания, потому что в домах их часто бывают и общественные совещания, и частный третейский суд»; что касается до дворцовых базилик, то, во-первых, остатки их найдены в вилле Адриана близ Тиволи , а во-вторых, во дворце Домициана на Палатинском холме в Риме, где базилика занимает правый, лицевой угол дворца и имеет вход снаружи, и представляет собой прямоугольную залу с абсидой на конце, противоположном входу; она освещалась, вероятно, окнами, расположенными вверху. Все ее составные части еще очень легко различить: у абсиды уцелел даже обломок мраморной

РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусстве
средневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка - X-XII века,
но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше - к VII - VIII вв.
Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.

Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.

Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.

План и разрез раннехристианской базилики.
Перед входом - квадратный двор - атрий. В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.

Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в Пизе, XI в.


В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф - трансепт.

Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в Византии.


1 - центральный НЕФ; 2 - ТРАНСЕПТ; 3 - СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 - АПСИДА

Средокрестие часто венчает башня или купол.

Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.


Деревянные перекрытия заменяются сводами - цилиндрическими или крестовыми,
(с типами сводов можно познакомиться в верхнем посте сообщества)
соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.


Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.
Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна трифория.

Над боковыми нефами может находиться галерея - эмпоры.

Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.

Аббатство Клюни. Франция. X - XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.

Романские храмы строят чаще из камня. Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.

Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.

Мотив арки - один из наиболее распространенных элементов романской архитектуры.


Декоративные аркады украшают фасады храмов Германии, Италии, Франции и Англии.


Кафедральный собор в Пизе.
Еще одной новой чертой, отличающей романскую базилику от раннехристианской, является конструкция и внешний облик западного фасада. Во Французской (но не только) архитектуре это часто две мощные башни, фланкирующие вход. Они еще больше роднят храм с оборонительным сооружением.

Аббатство Паре-ле-Моньяль. Франция. XI в.

Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в.
Особенностью немецких церквей является вестверк. Вестверк - монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Он состоит, как правило, из основной башни и одной или двух примыкающих башен.
В вестверке находится главный портал и хоры. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения.

Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.


Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе

1 - тимпан портала, 2 - архивольты портала


Аббатство Сен Фортунат в Шарльё, Франция.
"Страшный суд" - самая популярная тема тимпана главного западного портала.

Декор портала собора в Линкольне, Англия

Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.


Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.


Но библейские сцены тоже не редкость.


Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.

В Итальянской архитектуре раннехристианские традиции сохраняются вплоть до Эпохи Возрождения. Базилика здесь часто является частью комплекса, в который включены также баптистерий и кампанилла - колокольня.