Прага старый город и еврейский квартал. Йозефов — Еврейский квартал Праги. Еврейский квартал — Парижская улица, самая шикарная улица Йозефова

Квартал Йозефов или Еврейский квартал - это один из крупнейших центров еврейской культуры в Центральной Европе. Расположен рядом со и представляет собой небольшой по размерам квартал с узкими улочками и дорогими бутиками. Здесь сосредоточены памятные объекты: синагоги, ратуша, кладбище, а так же памятники.

Основные объекты еврейского музея

Самым значимым объектом в квартале является (1), в котором можно узнать историю, культуру, традиции, а так же обычаи еврейского народа с момента появления в Праге (X век) и до сегодняшнего дня.

Музей был основан в 1906 году. Главной целью музея было сохранить ценности снесенных синагог.

Сегодня фонд музея насчитывает 40 000 различных экспонатов и 100 000 книг. Основная часть коллекция была собрана нацистами, при конфискации имущества чешских евреев в период с 1939 по 1944 год.

Большинство объектов в квартале относятся к , поэтому есть смысл приобрести единый билет и отправиться на детальное изучение. Советуем вам приобретать билет с посещением еврейского музея и Староновой синагоги, так вы не только сэкономите, но и увидите все доступные к посещению объекты. Нижеприведенные объекты относятся к Еврейскому музею.

Клаусова Синагога

Скульптура Моисея

Скульптура (10) расположена недалеко от Староновой синагоги. Это работа скульптора Франтишек Билека,датированная 1905 годом.

Долгие годы скульптура находилась на территории виллы скульптора и лишь спустя 32 года была установлена в Еврейском квартале.

Памятник Францу Кафке


Популярные экскурсии по кварталу

  • (75.00 €, 2 часа)
  • (15.00 €, 2 часа)
  • (175.00 €, 4 часа)

История квартала

Первые евреи в столице появились в X веке, именно поэтому пражское гетто считается самым древним в Европе. Изначально евреи, в основном мелкие торговцы, расселились в районе Вышеграда. К XIII веку чешская столица стала крупнейшим центром европейского еврейства, а уже в середине XIII века образовался отдельный квартал в Старом городе. Такая изоляция была специально организована властями, которые также отстранили евреев от участия в политической жизни страны и нередко провоцировали антисемитские погромы. В этот период в квартале появились Староновая синагога и Еврейское кладбище.

К началу XVII века численность евреев составляла 15 000 человек, что составляло 30% от населения столицы. Прага получила негласный статус «города трех народов» - здесь проживали чехи, немцы и евреи. Если до конца XIX пражские евреи говорили на идише, то до XX века на немецком, лишь в ритуальных целях использовался иврит. Лишь с двадцатого столетия евреи начали использовать чешский язык.

Главным раввином в 1597-1609 годы являлся Махарал, или в миру Йегуда Лёв Бен Бецалель, - один из величайших еврейских ученых столицы. Сегодня его могила на Еврейском кладбище является местом еврейского поломничества.

Жизнь пражских евреев не была так проста. Политическая ситуация евреев с австрийскими властями в XVIII веке была напряженная. Таким образом, по указу императрицы Марии Терезии, в 1745 году евреи были изгнаны из Праги, поскольку были опасения, что еврейская община примкнёт к прусской армии. Однако через три года, в 1748 году, евреям было разрешено вернуться в Прагу.

Лишь после революции 1848 года, евреи получили гражданские и политические права на чешской земле. Через два года, в 1850 году Пражское гетто официально получило статус административного квартала столицы, получив название «Йозефов», в честь императора Иосифа II, который издал указы, благодаря которым евреи получили равные права с христианами.

В конце XIX - начале XX веков большая часть квартала была уничтожена в связи с перепланировкой еврейских трущоб, однако большинство памятников архитектуры не были снесены. Сохранились следующие объекты: синагоги Староновая, Пинкасова, Майзелова, Клаусовая, Высокая, Испанская, так же Еврейская ратуша и Старое еврейское кладбище.

В начале XX века Прагу начали заселять коренные чехи, в связи с чем численность евреев составляла всего 10%.

Основная часть населения пражских евреев была уничтожена в ходе Второй мировой войны, во время Холокоста. Память о почивших сохранились в произведениях Франца Кафки, в романе Майринка «Голем», а так же в рассказе борхеса «Тайное чудо».

Квартал номер 5

Еврейский квартал зажат между и рекой . Его история началась в XIII веке, когда еврейскую общину в Праге заставили покинуть свои привычные дома и перебраться в один район, окруженный стеной. Так образовалось пражское еврейское гетто - своего рода город, где евреи обустраивали свою жизнь и развивали свою культуру, не имея таких привилегий, как остальные пражане.

Квартал был назван « » в память об Иосифе II, чьи реформы и патент веротерпимости облегчили евреям условия жизни. Благодаря конституции 1848 года они получили равные с жителями Праги права и возможность покидать гетто. Это разрешение привело к тому, что богатые евреи переселились в более престижные районы города, а сам «Пятый квартал» (таким был номер гетто согласно административному делению) пришел в упадок. Санитария в конце XIX века там была на нуле, и власти Праги решили устранить угрозу эпидемии. Было снесено 300 домов и уничтожено 20 средневековых улочек.

Статья-отзыв о достопримечательностях Старого города и Еврейского квартала в Праге. Даем полезные советы и информацию: что посетить, часы работы, цены, адреса.

Старый город и Еврейский квартал в Праге плавно перетекают друг в друга, хотя когда-то гетто было отгорожено стеной. Советуем посещать их вместе, чтобы почувствовать разницу.

Старый город (Staré Město)

Расположен Старый город вокруг Староместской площади - самой посещаемой в Праге. Сразу скажем, что нам он не понравился вообще. Нет никакой аутентичности: куча туристов, дорогих заведений и пошлых сувенирных лавок. Дома пресные. Ниже перечислим, что привлекло наше внимание.

Староместская площадь

Площадь - обычно первое место, которое посещают туристы в Праге. Отсюда начинается большинство экскурсий. На площади аккумулировано много достопримечательностей, поэтому мы написали о ней отдельную статью.

Карлов мост (Karlův most)

Мост стоит посетить на рассвете, только если не хотите попасть в базарную толчею. На мосту стоят горе-художники и горе-музыканты. Говорят, поздно вечером тоже туристов мало - мы не проверяли.

Площадь Крестоносцев у Карлова моста (Křižovnické náměstí)

Удивительно красив ансамбль площади вечером: костел св. Франциска Ассизского, собор св. Сальвадора и Староместская мостовая башня. Редкое место в Праге, где перестаешь обращать внимание на толкущихся туристов и действительно наслаждаешься красотой зданий.

Пороховая башня (Prašná brána)

Готические ворота XV века на площади Республики (Náměstí Republiky) выделяются среди окружающих домов. Есть смотровая площадка, стоит 100 крон. Адрес: nám. Republiky 5.

Экскурсии по Старому городу

Мы считаем, Прага - один из тех городов, где без знания истории, легенд и тайн становится скучно. Чтобы не разочароваться в городе, возьмите тематическую экскурсию по Старому городу - например, "Магия и мистика Праги" или "Пешеходная экскурсия по правобережной Праге".

Старый город Праги на карте

Еврейский квартал в Праге (Josefov)

Йозефов - это бывшее еврейское гетто. Квартал оправдывает свое название высокой стоимостью посещения достопримечательностей. Однако он на удивление тих и живописен, по нему приятно гулять и заглядывать в витрины дорогих антикварных лавок.

Как добраться до Еврейского квартала в Праге? Лучше всего поехать на метро и выйти на станции Staroměstská, а дальше идти пешком. Также можно доехать на трамваях №17 и №18 и выйти на одноименной остановке.

Еврейский музей, кладбище и синагоги

Комбо-билет стоит 330 крон, в него входят Испанская, Майзелова, Пинкасова и Клаусова синагоги, Церемониальный зал, кладбище и временная выставка. Комбо-билет на посещение всех достопримечательностей квартала - 550 крон. Увы, приобрести отдельный билет только в музей или только на кладбище нельзя! Синагоги нас не слишком интересовали, поэтому мы не стали посещать.

Часы работы: в зимнее время с 9:00 до 16:30, в летнее - до 18:00. Закрыто по воскресеньям и в еврейские праздники. Уточняйте даты праздников и режим работы на официальном сайте .

Собор св. Духа и памятник Кафке

Kostel Svatého Ducha - это единственная церковь в еврейском квартале. Внутрь попасть можно только во время службы. Рядом есть необычный памятник Кафке.

"Тиха и спокойна смиренная Влтава, множество судеб она повидала". Прогуливаясь по красивейшей набережной, любуясь белоснежными лебедями, даже не заметите, как перейдете в район, мало отличающийся, на первый взгляд, от остальных. Кажется, такие же узкие улочки, дома, но немного присмотревшись, увидите на них звезды Давида, необычные, странные часы, где на старинном циферблате вместо цифр расположены напротив стрелки иудейские буквы.
Непривычное зрелище создает впечатление повернувшего вспять времени, открывающего странички истории бывшего еврейского гетто, окруженного ореолом мистики, мифов, ставшего легендой. Йозефов - единственное в Европе место - живой свидетель многовековой культуры древней нации.

Появление евреев в Праге

Иудеи поселились здесь задолго до возникновения чешской столицы, но были изгнаны кельтами. В 730 г. княжна Либуше предрекла, что на берегах Влтавы появится угнетенный народ, верующий в единого Творца. Королю необходимо отнестись к нему милосердно, ибо внесет он в страну милость Божью.
Спустя столетие, действительно, в Чехии появилась община иудеев, бежавшая из Киевской Руси. Правитель, вспомнив пророчество, взял их под защиту, предоставив левобережную сторону под застройку. Народ жил обособленно, спокойно, сооружая город, тяжело трудился, занимаясь торговлей, богател, не глядя на разыгравшиеся средневековые страсти. Распускавшиеся о нем сплетни были причиной кровавых столкновений. Гонимые иноверцами, несчастные старались спрятаться от расправы в построенной при кельтах синагоге, считавшейся самой старой в Европе. Поговаривают, когда вспыхнул первый пожар, на шпиле увидели двух голубей, исчезнувших, когда огонь загасили. С тех пор она стала духовным центром здешнего народа.
Самой известной личностью в общине когда-то слыл Мордехай Майзель, сделавший очень много для единоверцев. Родившись в бедной семье, ему посчастливилось разбогатеть, он много жертвовал на благотворительность, став личным банкиром императора Рудольфа. В его распоряжении была вся собственность монарха. На деньги Майзеля построили баню, дом для сирот, вымостили улицы, возвели ратушу, две синагоги, назвав одну его именем. Поговаривают, что правитель был влюблен в его красавицу-жену, рано ушедшую из жизни.
Много рассказывают о проживавшем здесь известном потомке царя Давида мудром Иегуде Бецалеле, назначенном Рудольфом II на должность верховного раввина. Согласно преданию рабби Леву судьба предназначила защищать свой народ от клеветы, незаслуженных подозрений христиан. С этой целью он создал из глины искусственного человека Голема, вдохнув в него жизнь.
Однажды, когда соотечественникам снова угрожало изгнание, мудрец решительно направился к Карлову мосту, желая встретиться с проезжающим там владыкой. Остановившись, поджидал приближающийся королевский экипаж. Разъяренная толпа забросала его булыжниками, грязью, но все это в полете превращалось в цветы. Пораженный увиденным зрелищем, монарх остановился, решив выслушать Бецалеля. В тот же день правитель издал указ, запрещающий совершать насилие над евреями. Отныне каждый отвечал сам за себя, представ перед судьями.
В XIII в. общину переселили в специально отведенный городской участок, окруженный стеной. Так родилось гетто. Заселившие его не имели единых прав с пражскими жителями вплоть до 1848 г. Благодаря Йосифу II, именем которого назван квартал, иудеи, согласно принятой конституции, получили равные права с остальными пражанами: могли переселяться в другие районы, что многие и сделали.
Как ни странно, благодаря Гитлеру кварталу Йозефов удалось сохраниться до наших дней. Фюрер оставил его, мечтая создать там экзотический музей исчезнувшей нации. В качестве экспонатов свозились туда предметы культа, ценные документы со всей страны. Сегодня Йозефов представляет собой уникальнейший памятник еврейской культуры, равного которому не существует в Европе.
Хотите познакомиться с фантастическим уголком Праги, где каждый камешек дышит историей, древними сказаниями, воздух пропитан магией, а по улицам разгуливают призраки, удивляя и порой пугая прохожих? Тогда начните обзор с давнего сооружения в стиле готики, привлекающего многочисленных туристов.

Староновая синагога

Долго не могли определиться с местом ее постройки, помог случай: детишки, игравшие на холме, подобрали несколько кирпичей, видимо, от фундамента. Они напомнили старцам о забытом предании, гласящем, что ангелы принесли сюда камни от разрушенного храма в Иерусалиме. Это подтвердили находящиеся в стране иерусалимские ученые, посоветовав заложить здесь фундамент похожего дома Божьего. По легенде свод должен был опираться на 2 колонны, вниз спускаться 9 ступеней. Тогда не будут страшны войны, пожары, наводнения, столетия простоит он, радуя взор. Может, это и неправда, но построенная в 1270 г. святыня функционирует и сегодня, давая душевный покой, умиротворение верующим. Вначале дали ей название "Новая", после появившихся в более поздний период строений добавили уточнение - старо.
Ведущие вниз ступеньки означают смирение пред Всевышним, ведь писание говорит: "Из глубины взываю к тебе, Господи". Вдоль стены располагаются каменные скамьи. Над входом перед главным нефом изображены 4 закрученные виноградные лозы - олицетворение рек, текущих в библейском рае. С правой стороны входящие видят на стенке надпись, гласящую: "Бойся Бога, соблюдай его заповеди, в этом все для человека". Ниже - часы, показывающие время проведения молитв.
Внутреннее пространство состоит из двух нефов. Свод поддерживаются двумя восьмигранными колоннами. Между ними - бима, с нее читаются свитки Торы. Сводчатые потолки напоминают христианские церкви. Из 12 узеньких стрельчатых окошек льется дневной свет. Освещение усиливают свисающие бронзовые люстры. На высоте 5 ступеней расположен Ковчег, пред ним - кафедра, откуда ведется служба.
Ходят слухи, что останки Голема сохраняются на чердаке синагоги. Они и сегодня имеют силу, но доступ закрыт. Многие верят в существование бессмертного существа. Рассказывают о появляющемся безбородом мужчине, проходящем по улице и растворяющемся на виду удивленной толпы. Живет он якобы в комнате, не имеющей входа. Любители приключений разыскали каморку, пытались проникнуть через крышу, однако, веревка всякий раз обрывалась, смельчаки погибали.
Рядом в красивом зеленом сквере установлена статуя Моисею, отлитая из бронзы в стиле модерн скульптором Билеком. Поставили ее в 1937 г. Коленопреклоненный человек пишет на свитке слово "Адам", символизирующее людей, которым искал Землю Обетованную. В период оккупации фашистами Праги изваяние расплавили, но по сохранившейся чудом гипсовой модели восстановили, в 1947 г. она вновь заняла прежнее место.
Недалеко от скульптуры находится семейное здание для молитв, построенное известным, почитаемым всеми Майзелем. Когда ему исполнилось 62 г., приобретя довольно внушительный земельный участок, он принял решение осуществить давно задуманное - приблизиться к Богу.

Майзелова синагога

Строительством в 1590 г. занимался известный архитектор Иуде Кореф. На осуществление плана потребовалось два года. Открытие приурочили к празднованию Симхат Тора. Большая вместимость, роскошь внутреннего убранства изумляют. Через 100 лет возникший пожар забрал возведенную в камне мечту основателя, оставив в напоминание лишь имя заказчика.
Изначально архитектура, отвечающая традициям эпохи Возрождения, предполагала здание из трех нефов, которые смогли восстановить, но общие размеры сократили вдвое. Парные колонны, поставленные рядами, поддерживают женский отсек. Осталась неизменной мехица, представляющая собой балкон. Восстановление шло в популярном для того времени стиле барокко, разбавленном неоготикой. Остроконечные очертания постройки, дополненные по углам причудливыми башенками, устремляются в небеса. На купольную крышу достроенного вестибюля установили звезду Давида. Изменился и интерьер. Украшенный позолотой свод придал пространству воздушности, невесомости, сделав атмосферу праздничной.
В кровавую войну немцы превратили молельню в склад, где собирали со всей страны мебель, культовые предметы, домашнюю утварь для будущей бесчеловечной по замыслам выставки. Преступным планам не суждено было осуществиться, собранные сохранившиеся вещи легли в основу экспонатов этнографического отдела музея. В коллекции много изделий из текстиля, серебряная посуда, большая библиотека, освещающая историю жизни здешнего населения. Останавливает, восхищая, оригинальный кувшин для вина, разукрашенный резьбой, выполненный в форме сапога натуральной величины. Привлекает внимание флаг - подарок Фердинанда II диаспоре за оказанную помощь в борьбе чехов со шведами. На нем вышито прекраснейшее изречение: "Слушай, Израиль! Когда плачет сердце, слышит лишь Бог…"
Стоит посмотреть изумительный храм Божий, расположившийся в самом сердце квартала, получивший название благодаря испанским иудеям, спасавшимся в Праге от преследующей их инквизиции, построившим здесь в XII ст. весьма скромное здание для общения с Всевышним.

Испанская церковь

Необыкновенно красивая, квадратной формы, самая младшая святыня в восточном экзотическом оформлении напоминает, скорее, мечеть. Величие подчеркивается венчающим центральным куполом. Изысканная внутренняя отделка изумляет орнаментами, выполненными в растительных и геометрических мотивах, присущих исламу. Резные фигурки украшают двери, перила. На стенах - великолепные фрески. Лепнина, мозаичный пол, блеск позолоты приводят в восторг. Витражные окошки пропускают преломленные лучи солнца, завораживает с восточной стороны "Ковчег торы" и витраж формой шестиконечной звезды. Рядами расставлены скамейки для прихожан. В приятной прохладе при удивительной акустике торжественно звучит музыка органа, проникающая в душу.
Неоднократно дом горел, разрушался, подобно птице Феникс, поднимался, воскресал, становясь краше с помощью различных дополнений. В 1935 г. помещение по инициативе архитектора Карела Пецанека расширили. После фашистской оккупации храм находился длительный период в запустении, его хотели снести, лишь благодаря работникам Института по охране памятников удалось избежать уничтожения. После реконструкции по пятницам здесь проводят мессу. Организована выставка, знакомящая с историей нации, с коллекцией книг писателей-евреев, среди них - произведения Франца Кафки, которому установили неподалеку памятник. Предоставлена чудесная возможность насладиться звучанием классических произведений, провести обряд бракосочетания.

Удивительная скульптура гению пера

Скульптурная композиция, установленная в 2003 г., притягивает неординарностью, заставляя призадуматься. На бестелесной фигуре пустого костюма, идущего по улице, утопающего по щиколотку в основе постамента, сидит немецкоязычный писатель-иудей Кафка. На первый взгляд видимое кажется абсурдным, не поддающимся никакой логике. Что желал сказать Ярослав Рон, изваявший скульптуру? Возможно, хотел показать человека, сумевшего подняться над собой или убедить, что костюм - всего лишь внешняя оболочка, главное не в ней? Об этом знал только скульптор, давший тему для размышления. Установили необыкновенное детище Рона на месте, где раньше стояли ворота, ведущие в гетто. Случайное совпадение или намек, что все люди равны на чешской земле?
Улица Широка приведет к уникальному памятнику жертвам нацизма. Миновать, пропустить - невозможно, тысячи устремляются сюда, чтобы отдать дань памяти погибшим в кровавой мясорубке войны. Поклониться девушкам, так никогда и не родившим, помянуть юношей, потерявших своих невест, принести горсть конфет детишкам, не наевшимися ими сполна.

Пинкасова синагога

По легенде ее основатель был нищим. Но судьба иногда делает неожиданные, непредсказуемые виражи, преподнося богатство довольно странным образом, как произошло с Пинкасом. Однажды, шутки ради, в открытое окно ему подбросили мертвую обезьяну, желудок которой был набит золотом. Божий дар? Возможно, но отнюдь не чудо. Животное принадлежало богатому магнату, любившему пробовать золотые монеты на зуб. Обезьянка, просто передразнивая, подражая, заглатывала их. Переполнив желудок, четвероногая шалунья умерла. Слугам хотелось подшутить над бедняком, посещавшим хозяина. Могли ли они предположить, что вместе с трупом подбрасывают средства для строительства храма?
В 1535 г. разбогатевший внезапно еврей именно на эти деньги построил небольшую аккуратную молельню для семейства, превратившуюся в дальнейшем в помещение ритуальных услуг. Теперь оно выполняет основное предназначение, став мемориалом соотечественникам, пострадавшим в Холокосте, относясь к Национальному музею. Это вечное напоминание живым не допустить на планете подобного безумства.
На стенах, служащих мемориальной доской, увековечены имена 77 297 чешских иудеев, 15 000 - дети разных возрастов, зверски замученные, убитые в застенках концлагерей. Но это еще не все. Здесь выставлены картины, рисунки тех, кому не позволили нацисты насладиться миром детства, повзрослеть, осуществить заветную мечту. Они навсегда остались в юном возрасте - дети-узники концлагеря Терезин.
Выставка познакомит с женской галереей, относящейся к XVII в., старинной ванной, использующей ранее для ритуалов омовения. По большим праздникам здесь происходят богослужения.
Увлекательное путешествие продолжается, впереди ждет встреча с новыми, не менее впечатляющими местами. Густые, заросшие травой тропинки, печально склонившиеся деревья, словно монашенки, оплакивающие кого-то. В шорохе листвы слышен невнятный шепот тысяч, погребенных здесь

Клаусова молельня, старое иудейское кладбище

Вспыхнувший в 1689 г пожар сжег дотла находящуюся рядом с Садом мертвых синагогу. Вместо нее по инициативе Соломона Халиша Коэна решили построить другую, небольшую, отсюда родилось ее название. Слово "claustrum", переведя с латыни, означает маленькая. Надпись на иврите привлекает внимание, на русском читается: "Это врата к Господу, сквозь них проходят справедливые".
По периметру стояли раньше сидения, предназначенные прихожанам, в центре - квадратная бима. Верхняя галерея отведена женщинам. Внутри прохладно и уютно: просторные витражные окна, чудесная лепнина придают особый шарм.
Главный неф знакомит с предметами одежды и картинами, помогающими понять лучше праздники нации, молитвы, истоки иудаизма. Женская половина позволяет увидеть эпизоды будничной повседневной жизни матери, жены: уход за членами семьи, ведение хозяйства. Показан обряд рождения, традиция обрезания, свадьба с присущими народу обычаями, процесс развода.
Здесь располагается старое кладбище, смотрящееся немного непривычно, жутко. Крошечный участок земли вмещает в себя более 100 тыс. захоронений, 12 тысяч надгробных плит, тесно прижавшихся между собой. Умерших было гораздо больше, чем свободных земельных участков, поэтому людей хоронили друг на друге в несколько слоев.
Переплетенный лабиринт разных судеб, от которых остались постаревшие камни, вызывающие грустные мысли. Многие от старости накренились, время стерло имена, воспоминания. По сохранившимся надгробным символам, словно по книге, можно узнать род занятий умерших, давно позабытых.
Говорят, раньше здесь хоронили животных. Однажды кто-то подбросил убитую собаку с целью осквернить святыню. Мудрый Лев не позволил выбросить труп, сказав, что, любое мертвое тело, попавшее на кладбище, должно быть предано земле, пса похоронили. Правда ли это? Никто не знает, даже истина успела зарасти травой.
Могила рабби Лева расположена здесь же. Тысячи паломников посещают ее, это место не менее людно, чем метро в часы пик. Ходят слухи, что и сейчас мудрец, сидя в могиле, читает старинные рукописи. Так будет до тех пор, пока не появится последний его правнук, положив на могилку цветок розы, не произнесет: "Большой раввин, вопрос решен", - тогда лишь, вздохнув, он обратится к Творцу с просьбой призвать к себе, тело тут же станет прахом. Люди кладут ему записки с просьбой исполнить желание. Говорят, он никому не отказывает.
На Марианской площади великой мистической персоне установлена статуя. Лев изображен с маленькой внучкой, выглядывающей из-под полы его хитона. Как ни странно, именно малышка подарила ему прекрасную розу, в капельке росы которой поджидала его смерть.
Турист, созерцающий могильные камни, на какое-то мгновение сливается со спрятавшейся за ними духовностью. Живой, стоящий здесь, он становится ее материальным воплощением. Каждый приобретенный сюда билет есть не что иное, как неоспоримое доказательство величайшей ценности исчезнувшего мира еврейской Праги. Это так, но пора отправляться дальше.

Высокая синагога

Возведенная в 1568 г. необычная постройка в стиле готики не выделяется по высоте. Тогда откуда название? Объяснение простое: она совмещена с ратушей. Молельный зал размещен на втором этаже, попасть туда можно было только через зал заседаний, расположенный внизу. Создатель проекта - Панкратий Родер. Финансировал строительство Мордехай Майзель, подаривший ей частицу священной Торы, хранимую на протяжении столетий. Изначально здесь судьбы людские вершили старейшины.
Выразительность фасаду придавала пластика, вычурные орнаменты. Устремленные ввысь своды заканчивались восьмиконечной звездой, внизу поставлены бирмы в окружении скамей. Три просторных окошка с северной стороны пропускали дневной свет. Множественные рельефы, рисунки, фризы, подчеркивали богатый вид молитвенного зала. Самое яркое украшение - два сверкающих позолоченных ангельских крыла на большом узорчатом щите.
Святыня не единожды переживала разрушения, особого ущерба нанес пожар 1689 г. Архитектору Павлу Байеру пришлось поднимать ее практически из пепла, восстановить полностью, к сожалению, не удалось. С южной стороны достроили галерею для женщин, на окна установили ажурные деревянные решетки, фасад стал более простым, сделали отдельный вход в молельню. Облик ее после произведенных ремонтных работ значительно изменился. Богослужения проходили вплоть до 1941 г. В войну нацисты использовали помещение, как и большинство других, под склад.
Окончательные работы по реконструкции, придавшие современный вид, закончились в 1996 г. По сей день в одной стороне продолжают вести службу, другая отдана музею, где выставлены священные писания, реликвии, различные украшения из серебра, вызывающие восторженность.
Аура многовекового присутствия евреев зависла над чешскими улицами, словно серебристый туман, прячась в закоулках старых домов, каждом камешке, подобно руке кукловода в кукле. Обратив взор на примыкающее сооружение, непременно сумеете ощутить ее.

Еврейская ратуша

До XIX в. два здания были неразделимы: в синагоге молились, очищались душой, по соседству - административный и культурный центры, где заседали старейшины, судили нарушителей закона раввины.
Возведение ратуши началось в период расцвета иудейской общины в 70-х гг. XVI ст., когда численность жителей в гетто достигла 7 000, что составляло 30% от всего пражского населения. Здешний мэр Майзель, считавшийся богатейшим человеком столицы, выделил для строительства собственные деньги. В 1586 г. работы завершили. Пережило строение пожары, разрушения, чудом уцелело при фашизме, перестраивалось, менялось.
Что особенного, привлекательного в сооружении, возведенном в стиле рококо? Поднимите вверх голову. Уникальная башня, достигающая почти 28 м в вышину, необычной формы заставит приостановиться любого, замерев на миг. Ее позволил поставить в 1648 г. монарх Фердинанд III в благодарность нации, помогавшей оборонять Карлов мост при шведской осаде. Глядя на нее, любой воскликнет: "Это же шляпа рядового шведского солдата только большущего размера". И не ошибется. Верхушка украшена сияющей на солнце золотой звездой Давида, видимой издалека.
Поражают размещенные часы с римскими цифрами, а над центральным фасадом - еще одна их парочка с обратным ходом, воспеваемая мастерами пера. Вместо цифр на циферблате - непонятные символы - написанные на иврите буквы. Странно, стрелки идут в обратном направлении. Как это понимать? Объяснение простое: израильтяне делают записи справа налево, по этому правилу работает и часовой механизм. Его сделал королевский пражский часовщик Ландесбергер. Далеко не каждому удастся определить по ним время.
Жаль, что туристам здесь позволяют посещать исключительно только кошерный ресторан. Но в этом есть преимущество: сполна сможете оценить вкус здоровой пищи еврейского народа: фаршированную рыбу вам подадут на блюде со свежими овощами, нашпигованная баранья ножка ароматом ошеломит, вызовет желание вкусить хотя бы кусочек. Насытившись, почувствуете, как градус вашего настроения взлетит вверх. Печальные впечатления от посещения кладбища потихоньку растают, оптимизм гонимой всеми нации переполнит, и захочется воскликнуть: "Жизнь прекрасна!"
Подошло к концу путешествие по Йозефу кварталу, приоткрывшему завесу собственной жизни. Но дивный каменный цветок под названием Прага, бережно хранящий волшебную музыку веков, манит новыми неразгаданными тайнами, снова зовет, и не хватает сил устоять перед этим зовом.

Еврейский квартал Праги, носящий имя Йозефов, известен во всем мире. Он расположен в центре Старого города, с одной стороны от него находится Староместская площадь, с другой – река Влтава. Это очень древний квартал с уникальной историей и неподражаемой атмосферой уцелевших зданий, напоминающих о судьбе еврейского народа. Неповторимость квартала удалось сохранить до наших дней, как это ни странно звучит, благодаря нацистам, задумавшим создать в Праге причудливый пантеон исчезнувшего народа. Ради этого были привезены экспонаты из всех европейских стран.

НАВИГАЦИЯ

История квартала

С начала XII в. первые евреи поселились в Старом городе, превратившемся позднее в подлинный еврейский район с суверенной администрацией. В XIII столетии всех пражских евреев насильно переселили из родного жилья в общую обнесенную оградой зону. Так в городе возникло гетто, ставшее средоточием иудейской жизни.

Здесь евреи, не имевшие равноправия с другими горожанами, устраивали свой быт, формировали собственную цивилизацию. Жизненный уклад, политические взгляды и духовные традиции их были не похожи на обычаи остального населения.

Название Йозефов квартал обрел в 1850 г. по имени императора Иосифа II, благодаря преобразованиям которого и изданному им документу о терпимости к вере обстоятельства проживания иудеев стали значительно легче.

В конституции 1848 г. евреям были предоставлены гражданское равноправие и позволено уезжать из своей резервации. Воспользовавшись этим, зажиточные жители переехали в элитные жилища, а Пятый квартал (как он числился в городском реестре) оскудел. В конце XIX столетия санитарное состояние его стало настолько плачевным, что в целях предотвращения эпидемии администрация столицы решила снести около 300 строений и ликвидировать все старинные улицы.

Достопримечательности

Теперешний Еврейский квартал является неповторимым иудейским мемориальным ансамблем, который не имеет равных во всей Европе. От старинных исторических построек сохранились только ратуша, старое еврейское кладбище и 6 синагог, представляющие второй по значению и размеру в мире еврейский музей. Это своего рода пантеон под открытым небом, включающий 6 экспозиций в различных местах квартала.

Синагога Йозефова

Староновая синагога является известнейшим сооружением Еврейского квартала в раннеготическом стиле. Построили ее в последней трети XIII в. и назвали новой, однако после возведения иных синагог переименовали в староновую. Ее иначе еще называют синагогой Махараля, крупнейшего еврейского мудреца, жившего в ХVI столетии. Его сочинения знакомы только специалистам, зато предание о Големе известно всем.

Легенда гласит, что для охраны евреев он сотворил человекоподобное глиняное существо невероятной силы. Однако, опасаясь непредсказуемости великана, рабби его обезвредил, удалив глину из его рта, и больше не оживлял. Согласно преданию, останки Голема поместили на чердаке Староновой синагоги, твердо запретив входить туда кому бы то ни было.

Естественно, предание не имеет ничего общего с действительностью, но туристам оно чрезвычайно нравится. Именно по этой причине Еврейский квартал и Староновая синагога пользуются большой популярностью среди отдыхающих.

Кроме того, во внешнем виде синагоги есть что-то мистическое. Внутренняя обстановка синагоги выглядит как древний интерьер, украшенный алтарем и ковчегом для Торы – Пятикнижия Моисея, написанного на древнееврейском языке и считающегося у евреев священным. В сквере находится статуя Моисея.

Синагога расположена по адресу: Maiselova 18, доехать можно на метро до остановки Staroměstská, на трамвае 17 до остановки Právnická fakulta. Ближайший отель Gorgeous Prague Rooms находится в 200 м от Староместской площади и в 300 м от Пражских курантов.

Еврейское кладбище

Йозефов располагает еще одним памятником всемирного значения– Старым еврейским кладбищем, также сохраняющим мистическую обстановку, привлекающую множество туристов. Самая старинная надгробная плита датирована 1439 г.

Евреям было запрещено хоронить своих умерших за пределами гетто, поэтому из-за отсутствия свободного места приходилось делать это слоями. В некоторых местах насчитывается до 12 таких могильных этажей. Тут покоятся довольно известные личности, к примеру, финансист Рудольф Второй и меценат Мордехай Майзель, спонсор строительства ратуши, синагог и дорог, и религиозный мыслитель и создатель Голема бен Бакалел.

Найти его легко: садимся на ближайшей станции метро Staroměstská, по зеленой ветке A, дальше проходим по улице Žatecká и выходим прямо к кладбищу.

Еврейская ратуша

Еврейская ратуша в стиле рококо, строительство которой было финансировано Майзелем в XVI в., расположена посередине между еврейским кладбищем и Староновой синагогой. Сооружение было центром управления еврейским кварталом. Здание венчает башня с замечательными часами, снабженными еврейскими цифрами и идущими наоборот.

Клаусова синагога

Здание Клаусовой синагоги, второй по важности после Староновой, было тоже сооружено на деньги Майзеля и именовано так потому, что включало три постройки. Оно располагается при магистральном въезде на еврейское кладбище. Теперешнее сооружение возведено на месте старого после пожара.

Одно из первоначальных сооружений выполняло роль синагоги, во второй шли занятия школы Талмуда, в третьей находилось похоронное братство.

С середины 80-х гг. ХХ в. Еврейский музей выставляет регулярную экспозицию различных изданий и рукописей, собранных чешско-моравскими евреями. В главном зале размещены экспонаты и произведения живописи, поясняющие ценности и устои евреев, знакомящие визитеров с торжествами и празднованиями в еврейской семье.

Майзелова синагога

Финансы Майзеля помогли построить и частную синагогу, получившую его имя. Разрешение на нее дал император Рудольф II, которого банкир обеспечил средствами на войну с Турцией. Майзелова синагога прославилась ренессансным великолепием, однако в результате периодических пожаров потеряла его, приобретя неоготическое обличие. В наши дни она служит выставочным залом и архивом.

Пинкасова синагога

Пинкасова синагога вначале была домашней молельней семьи Горовитц. Ее неоднократно перестраивали, так как во время разливов реки Влтавы его заливало водой, и оно подвергалось разрушению.

После окончания Второй Мировой войны в ней организован мемориал 77 297 чешским евреям – узникам концлагерей. На втором этаже располагается самая трогательная часть выставки – демонстрируются рисунки 10 000 детей из концлагеря Терезин.

Добраться к Пинкасовой синагоге можно на автобусе № 207 до остановки Staroměstská или же на метро по зеленной ветке A до станции с таким же названием.

Испанская синагога

Наиболее юной синагогой квартала стала Испанская, выстроенная в середине ХIХ столетия и правомерно считающаяся красивейшей из европейских и мировых. Рядом располагается обелиск одному из самых знаменитых писателей Праги – Францу Кафке. Изображен человек верхом на пустом костюме. Памятник довольно странный, однако обладает глубоким смыслом. Скорее всего, он глубоко передает настрой его книг, которые не поддаются никакой логике.

Совершая прогулку по Праге и минуя Староместкую площадь, попадаешь в необычный квартал, отличающийся своей архитектурой от других районов города. Этот район имеет древнюю историю и носит название район Йозефов, или Еврейский квартал.

Еврейские поселения на территории Старой Праги появились еще в X веке и спустя столетия создали свою городскую общину – гетто, с законами, органами управления, религиозными и прочими укладами жизни. Так образовался Еврейский город. В 1850 году старые и кривые улочки еврейского квартала сменили новые здания, выстроенные в разных архитектурных стилях. Лишь несколько зданий сохранили свой исторический облик, среди которых 6 синагог, здание ратуши, церемониальный зал, а также старое еврейское кладбище. Обновленному району дали официальное название – город Йозефов, во славу австрийского монарха Иосифа II, чье правление прославилось уравнением прав евреев с христианским населением.

Исторические здания Еврейского квартала являются экспозиционными объектами негосударственного Еврейского музея Праги и, безусловно, заслуживают внимания туристов.

Староновая синагога – значимая достопримечательность, древний образец готической архитектуры XIII в. и единственная действующая синагога Йозефова.

Майзелова синагога , изначально построенная в стиле ренессанса, а позже – в барочном стиле, действует в качестве музея. Экспонаты Майзеловой синагоги посвящены истории евреев Чехии и Моравии.

Еврейская ратуша , возведенная в конце XVI в., имеет фасад в стиле рококо и примечательна небольшой башней с еврейскими курантами, на которых стрелки циферблата идут в непривычную для всех часов сторону.

Испанская синагога впечатляет своим неподражаемым внешним обликом, декорирована мавританскими формами. Внутреннее устройство синагоги с испанскими мотивами также покорит своим художественным оформлением и величием. Синагога имеет музейные экспозиции. Здесь же по субботам проводятся богослужения.

Клаусова синагога выстроена в стиле барокко, имеет в главном зале экспозицию, материалы которой знакомят с обычаями и семейными традициями еврейского народа. Кроме того, Клаусова синагога – это еще и хранилище редких книг и рукописей.

Еврейское кладбище расположено по соседству с Клаусовой синагогой. Это самое старое сохранившееся еврейское кладбище с захоронением, датируемым 1439 годом. Надгробные плиты довольно близко находятся друг к другу, т.к. погребать евреев разрешалось только на территории еврейского квартала. Кроме того, новые захоронения делали поверх старых, устанавливая надгробия нижних слоев над верхним. Так образовалось почти 12 слоев надгробий, 12 тыс. погребений.

Церемониальный зал был открыт при кладбище для проведения похоронных процессий. Сейчас в здании расположена выставка Еврейского музея, знакомящая с особенностями погребения и поминальными обычаими евреев.

Пинкасова синагога посвящена жертвам Холокоста. На внутренних стенах синагоги нанесены памятные записи с датами жизни, городом проживания убитых нацистами евреев. Примерно 80 тыс. имен.

Есть еще Юбилейная или Иерусалимская синагога – новое здание постройки 1905-1906 годов, оно находится за пределами исторического Еврейского района, вблизи Главного ж/д вокзала Праги.