Особняк графа румянцева на английской набережной. Особняк Н. П. Румянцева (начало) (по Английской наб.). Постоянные экспозиции в особняке Румянцева

Был построен в 1740-х годах для князя Михаила Васильевича Голицына. При правлении Анны Иоанновны князь М. В. Голицын специальным указом был вызван из Москвы в Санкт-Петербург для строительства здесь своего особняка. Дом был построен согласно общему плану застройки набережной, разработанному Комиссией о Санкт-Петербургском строении. Двухэтажное типовое здание мало выделялось среди всех окружающих его построек.

После смерти князя в 1749 году особняком владел его сын Александр, который в свою очередь детей не имел. Александр Михайлович Голицын скончался в 1774 году. Затем участком владели английские купцы Бель, Вар. Вообще, аренда особняков англичанами в этом районе не была редкостью. Поэтому набережная и стала называться Английской.

В 1802 году дом приобрёл граф Николай Петрович Румянцев, сын Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. Памятный обелиск "Румянцева победам" , посвящённый отцу Николая Петровича, установлен в сквере на противоположном берегу Невы.

В 1808 году граф стал министром иностранных дел, одновременно оставаясь в должности министра коммерции. За заключение им Фридрихсгамского договора, по которому Российской Империи отошла Финляндия, он получил звание государственного канцлера. По этому поводу в доме Румянцева был устроен приём, описанным графом Жозефом де Меестром:

"Граф Николай Румянцев, всё ещё живущий на положении холостяка, 6-го сего месяца открыл свой канцлерский дом большим обедом для министров, высших чинов Империи и членов дипломатического корпуса; всех нас собралось пятьдесят персон. Ничто не может превзойти великолепия сей трапезы, где выставлен был подаренный в Париже фарфор; на каждой тарелке изображён какой-нибудь античный персонаж по образцу камней Наполеоновского Музея. Он получил целую библиотеку книг, великолепно напечатанных и роскошно переплетённых, но мы их не видели. Впрочем, я получил приглашение зайти как-нибудь утром полистать их. Скоро у него будет великолепный бал и ужин, на которые соберётся весь двор. Знатоки полагают, что обед стоит 3 000 рублей; поскольку канцлер имеет 300 000 ренты и не женат, у него нет никакой надобности стеснять себя" [Цит. по: 1, с. 194, 195].

После ухода в отставку в 1814 году граф Румянцев целиком и полностью посвятил себя организациям научных исследований в области русской истории. В его доме хранились богатые коллекции письменных памятников, монет, медалей, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь была библиотека из 28 500 книг, куда входили труды русских учёных XVIII - начала XIX века, издания русских летописей, работы русских путешественников. Более 13 000 книг было на иностранных языках.

Хозяин особняка жил в парадных помещениях второго этажа. Здесь находились три больших зала с наборным паркетом, золотой лепниной на стенах и израсцовыми печами. Весь третий этаж был отдан под хранение коллекций.

Понимая ценность своей коллекции, Румянцев задумал отдать её в пользу государства вместе с особняком. Дом на набережной отдавался под музей. Жилые корпуса со стороны Галерной улицы должны были стать доходными домами, прибыль с которых шла бы на нужны музея.

В 1824 году для перестройки особняка под музей Румянцев пригласил молодого архитектора Василия Алексеевича Глинку. Зодчий сохранил пропорции и объём здания, но полностью изменил облик фасада. Особняк Румянцева был украшен двенадцатиколонным портиком. В тимпане помещён барельеф работы скульптора И. П. Мартоса "Апполон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины". Размещённые рядом атрибуты наук и искусств символизировали увлечения хозяина дома. За этот архитектурный проект Глинка был удостоен звания академика.

В 1826 году скончался Н. П. Румянцев. Его младшему брату Сергею Петровичу было поручено продолжить создание первого в России частного публичного музея. На фронтоне здания в 1831 году разместили надпись: "От государственного канцлера Румянцева на благое просвещение". Были перестроены внутренние помещения, приобретена специальная музейная мебель. В одном из залов была размещена галерея с портретами родственников Румянцева. В 1828 году С. П. Румянцев заказал портрет своего старшего брата английскому художнику Д. Доу, который в до время работал над портретами для Военной галереи 1812 года Зимнего дворца . Портрет Н. П. Румянцева стал последней работой Доу в Санкт-Петербурге.

Открытие музея состоялось 28 мая 1831 года. Он был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830-1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств.

Музей работал благодаря финансированию С. П. Румянцевым. После его смерти в 1838 году состояние здания и коллекций стало ухудшаться. В 1845 году музей был передан в управление Императорской Публичной библиотеке, однако в целом ситуация не улучшилась. Прибыль доходных домов отдавалась не музею, а на нужды Публичной библиотеки. Вместе с тем, особняк Румянцева стал требовать капитального ремонта.

Стали возникать предложения перевести музей Румянцева в Москву. Это аргументировалось тем, что в Санкт-Петербурге уже работало достаточно много просветительских учреждений (Публичная библиотека, Эрмитаж, Кунсткамера), а в Москве из таковых находился лишь Университет.

Переезд музея вызвал большой общественный резонанс. Негативной реакции общественности не помешало и решение не предавать дело о переезде огласке. Учёные Петербурга во главе с В. В. Стасовым написали письмо-протест со словами:

"Собрание Румянцева - одно из величайших достопримечательностей Петербурга, это нечто такое, чем наш город мог гордиться наравне с Эрмитажем <...> со всем, что у нас есть самого великого, самого значительного, самого редкого и самого великолепного <...> Нарушение прав Петербурга на один из его лучших исторических памятников было бы невозвратимою потерею для здешних исследователей русской истории и древности" [Цит. по: 1, с. 199].

Несмотря на возражения петербуржцев, музей в 1861 году переехал. С тех пор коллекции располагаются в доме Пашкова на Неглинке.

В 1863 году особняк приобрёл журналист и писатель Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский. Для переустройства общественного здания в жилое им был приглашён архитектор Антон Иоганнович Цим. Однако средств на соответствующие работы не хватило и здание было продано.

Далее особняк Румянцева менял своих владельцев, в 1882 году его приобрела жена герцога Лейхтенбергского Зинаида Дмитриевна Богарне. После продажи Мариинского дворца в 1884 году герцог Лейхтенбергский и Зинаида Богарне поселились в доме на Английской набережной. Здесь же поселилась дочь герцога от первого брака Дарья. В 1893 года она вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея. Детство их детей Натальи и Евгения прошло в этом особняке, принадлежавшем им до 1916 года.

Для семьи Богарне особняк переустраивал архитектор Александр Александрович Степанов. Здание требовало срочного ремонта из-за деформации цокольного этажа. В результате нижняя часть дома была значительно усилена, здесь появился крытый каменный подъезд. Две боковые двери были превращены в окна, а центральная дверь расширена. Для установки мраморной лестницы Степанов создал стене здания полукруглую форму, выдвинутую во двор. Парадные помещения были оформлены в стиле историзма: Дубовый кабинет, Белый (Танцевальный) зал, Концертный зал.

В самом начале XX века особняк Румянцева перешёл к зятю герцога Лейхтенбергского - князю Льву Михайловичу Кочубею. От него дом перешёл сыну князя Евгению Львовичу.

В 1916 году особняк Румянцева был приобретён "Обществом товарных складов, страхования и транспортирования товаров". Был создан проект перестройки здания, который не был реализован из-за революционных событий. После 1917 года помещения особняка занимали офисы и коммунальные квартиры.

В 1938 году особняк Румянцева был передан Музею истории и развития Ленинграда, размещавшемуся тогда в Аничковом дворце . Для него здание было в значительной степени реконструировано. Музей в этом особняке был открыт только после Великой Отечественной войны в 1955 году. В 1953 году он стал называться Государственным музеем истории Ленинграда. Отделение этого музея работает здесь и сейчас.

В 2003 году проводилась реставрация парадных залов особняка. Им был возвращён облик, который они имели в 1880-х годах.

На Английской набережной Большой Невы расположен уникальный историко-культурный памятник - особняк графа Н. П. Румянцева, который туристы на отдыхе в Петербурге посещают, чтобы осмотреть его интерьеры и экспозиции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, филиалом которого он является. Дворец в нынешнем виде был возведен в 70-х годах XVIII века архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом для А. М. Голицына на месте особняка, принадлежавшего этому княжескому роду. Несмотря на многократные последующие реконструкции, здание сохранило основные свои пропорции до наших дней.

Вскоре после постройки комплекс был продан английским купцам, а в 1802 году его приобрел граф Румянцев. Выдающийся государственный деятель, блестящий дипломат, коллекционер и меценат, Николай Петрович Румянцев прославился не только своим служением Отечеству, но и отлично систематизированным собранием произведений искусства и раритетных книг, приобретенных им за долгие годы работы за границей и размещенных в перепланированных залах особняка.

Внешний облик дома оставался слишком скромным и не соответствовал его высокому статусу. В 1824 году граф пригласил молодого архитектора В. А. Глинку, поставив перед ним непростую задачу создать торжественный парадный фасад без значительной перестройки здания. Цель была с успехом достигнута с помощью возведения масштабного портика из 12 коринфских колонн, опирающихся на высокий аркадный цоколь.

Верх портика зодчий оформил треугольным фронтоном, в тимпане которого И. П. Мартос поместил горельеф, изображающий девять муз и их мать Мнемозину, окруживших своего покровителя бога Аполлона. Эта скульптурная композиция как нельзя лучше демонстрирует главное предназначение особняка - служить дворцом искусств. Николай Петрович скончался в 1826 году, завещав своему брату Сергею переоборудовать здание в музей, и в 1831-м его двери открылись для широкой публики. Средств на содержание комплекса не доставало, и через 30 лет экспозицию перевезли в московский дом Пашкова.

С тех пор особняк не раз переходил из рук в руки. В 80-х годах XIX столетия им владела Зинаида Дмитриевна Богарне, супруга герцога Лейхтенбергского. При ней А. А. Степанов провел перестройку интерьеров дома согласно моде того времени. В 1938-м в здании разместился Музей истории и развития Ленинграда. Сегодня туристы на отдыхе в России могут пройтись по отреставрированному особняку Румянцева, заглянуть в огромное зеркало из цельного листа площадью 18 м² на стене одного из залов и ознакомиться с интереснейшими экспозициями нынешнего Музея истории Санкт-Петербурга.

В 1740-х годах на участке Английской набережной между Ново-Адмиралтейским и Крюковым каналами, был построен первый каменный дом. Для строительства собственного особняка князь Михаил Васильевич Голицын был вызван из Москвы специальным указом императрицы Анны Иоанновны. Двухэтажное здание, построенное согласно общему плану застройки набережной, ничем не выделялось из окружающих его построек.
После того, как в 1749 году владелец здания скончался, особняк перешел к его бездетному сыну Александру. Александр Михайлович Голицын умер в 1774 году. После этого участок принадлежал английским купцам, что не было редкостью для того района города. Именно поэтому набережная и получила название Английской.

В 1802 году особняк купил граф Николай Петрович Румянцев, сын русского полководца, генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. На противоположном берегу в сквере Невы установлен памятный обелиск "Румянцева победам", посвящённый отцу Николая Петровича.

В 1808 году будучи министром коммерции граф получил одновременно еще назначение на должность министра иностранных дел. Он стал государственным канцлером за заключение им Фридрихсгамского договора, согласно которому России отошла Финляндия. В 1814 году граф Румянцев ушел в отставку, но будучи человеком деятельным, он занялся организацией научных исследований в области русской истории. В его доме образовалась богатая коллекция письменных памятников, медалей, монет, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь имелась библиотека из почти тридцати тысяч книг, в том числе русских летописей, трудов русских учёных XVIII - начала XIX века, работы русских исследователей и путешественников. Более трети книг было на иностранных языках. Под хранение этих коллекций был отдан весь третий этаж особняка.
Хозяин же обитал в парадных помещениях второго этажа. Здесь располагались три роскошных зала с золотой лепниной на стенах, с наборным паркетом, с изразцовыми печами.

Высоко и по достоинству оценивая свою коллекцию, граф Румянцев решил передать её государству вместе с особняком под музей. Для постоянного финансирования нужд музея было решено превратить в доходные дома жилые корпуса по Галерной улицы. В 1824 году Румянцев пригласил молодого еще тогда архитектора Василия Алексеевича Глинку для перестройки здания под музей. Зодчий постарался сохранить объём и пропорции здания, но полностью преобразил фасад. Теперь особняк был украшен двенадцатиколонным портиком. В тимпане размещён барельеф "Апполон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины", выполненный скульптором И. П. Мартосом. Рядом с ним размещены атрибуты наук и искусств, которые символизируют увлечения владельца дома. За этот проект молодому архитектору было присвоено звания академика.

Перестроили внутренние помещения, приобрели специальную музейную мебель. В одном из залов разместили галерею портретов родственников Румянцева, в том числе и портрет основоположника музея графа Румянцева, кисти английского художника Доу. 28 мая 1831 года музей был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без различия сословий и званий. Но после смерти младшего брата основателя музея финансовые дела его пошли всё хуже и хуже. Вследствие чего музей был перевезен в Москву и размещен в доме Пашкова.

В конце 19 века архитектор Александр Александрович Степанов переустроил особняк для семьи Богарне, тогдашних владельцев особняка. Необходимо было делать срочный ремонт из-за деформации цокольного этажа. Для укрепления его нижняя часть дома была существенно усилена, был сделан крытый каменный подъезд. Две боковые двери превратились в окна, а центральную дверь расширили. В доме была установлена мраморная лестница, для чего архитектор Степанов придал стене здания, выходящей во двор, полукруглую форму. В стиле историзма были оформлены парадные залы особняка: Белый (Танцевальный) зал, Дубовый кабинет, Концертный зал.

После революции в особняке размещались различные конторы и коммунальные квартиры. В 1938 году особняк Румянцева передали Музею истории и развития Ленинграда, который тогда размещался в Аничковом дворце. Здание снова подверглось реконструкции, поэтому музей открыт был тут только в 1955 году. Сейчас "Особняк Румянцева" является отделением Государственного музея истории Ленинграда.

Особняк Румянцева (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

История

Свой торжественный, монументальный вид здание обрело не сразу. Изначально это было каменное строение, принадлежавшее князьям Голицыным со времени его постройки в 1740-х гг. Спустя 30 лет владельцы решили его перестроить. Проектом занялся первый российский профессор архитектуры, преподававший в Императорской Академии художеств, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Он заложил архитектурные пропорции здания, сохранившиеся и по сей день: особняк в три этажа на 11 осей.

Познее Голицыны расстались с владением. Дом кочевал между английскими торговцами, пока в 1802 г. его не выкупил дипломат Николай Румянцев. В 1808 г. Александр I назначил его министром иностранных дел: возникла необходимость преобразовать здание так, чтобы оно привлекало внимание и соответствовало статусу хозяина.

Именно при Румянцеве появился выдающийся портик на высоком цоколе с дюжиной колонн, поддерживающих крышу.

Николай Румянцев всю жизнь коллекционировал памятники российской истории. После его смерти брат Сергей Петрович по устному поручению создал из особняка и собраний родственника первый в России частный музей. Однако в здании на Английской набережной он оставался 30 лет, а затем был перенесен в Москву, в Пашков дом, поскольку с уходом Сергея Румянцева особняк начал приходить в упадок.

Вновь последовал калейдоскоп перепродаж; первый же покупатель переделал роскошное строение из общественной площадки в жилое помещение, организовав доходный дом.

В годы Революции особняк опустел. Позднее здесь разместили облсоюз, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, школу пионервожатых и другие организации. Были и жилые квартиры. С 1938 г. помещения начали постепенно передавать Музею истории Ленинграда, но последние жильцы покинули здание только в начале 90-х.

Что посмотреть

Сегодня в особняке Румянцева располагаются экспозиции Музея истории Санкт-Петербурга, посвященные жизни города в начале 20 века, а также его обороне во время Великой Отечественной войны.

Кроме того, можно посетить экскурсию, рассказывающую о самом доме и его хозяевах. Гостей проводят по отреставрированным парадным залам. В большинстве из них сохранились подлинные люстры и зеркала эпохи Наполеона, воссозданы интерьеры, реставрация продолжается и сейчас.

Наибольший интерес представляет роскошная парадная лестница из мрамора. Ее возвели в 1882 г., когда владелицей особняка стала жена Его императорского высочества 5-го герцога Лейхтенбергского Зинаида Богарне. В эти годы появилась и боковая дубовая лестница, которую также демонстрируют туристам.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Английская наб., 44 (станция метро «Невский проспект»). Веб-сайт .

Часы работы: четверг-понедельник с 11:00 до 18:00; вторник с 11:00 до 17:00. Взрослые билеты - 200 RUB, учащимся и пенсионерам - 100 RUB. Цены на странице указаны на август 2018 г.

Парадная гостиная. Согласно «Описи большого дома Румянцевского музеума», составленной в 1846 г. в этом зале, помимо больших глобусов Земной и Небесной сфер, хранился сафьяновый ларец с рескриптами и грамотами на имя графов Румянцевых. В 1884 г. архитектор А. А. Степанов оформил этот небольшой зал, имитируя стиль «Людовика XVI», т.к. высокое положение заказчиков, членов императорской фамилии, требовало соответствующей декоративной отделки парадных залов особняка. В лепном декоре присутствуют охотничьи мотивы, а в рельефных десюдепортах - античные вазы. Потолок украшен лепными розетками в виде цветочных венков. Гостиная была прекрасно освещена четырьмя одинаковыми люстрами, сохранившимися до наших дней. Убранство зала конца XIX в. было разностильным в духе историзма. Среди прочих предметов мебели здесь находился небольшой шкафчик красного дерева с росписью на дверцах, работы французского мебельщика Анри Дассона, представлявший собой копию с работы Адама Вейсвейлера XVIII в.(аналогичный шкаф в экспозиции ГМЗ «Павловск»). Правая стена практически полностью занята зеркалом (17,89 кв. м), заключенным в лепную золоченую раму. Зеркало установлено в 1910 г. При огромных размерах оно выполнено единым стеклом и является единственным в городе подобным зеркалом. Первоначально на этом месте был большой гобелен итальянской работы предположительно по рисунку Паоло Веронзе. На соседней стене находился парадный портрет Екатерины II., копия с работы Ж.-Б. Лампи старшего (1751-1830).

Музыкальный зал. В период существования в особняке Румянцевского музея в залах второго этажа невской анфилады располагались Мраморная и Портретная комнаты. Украшенные соответственно скульптурой и живописью. После приобретения особняка 9 июля 1884 г. графиней З. Д. Богарне эти помещения подверглись большим изменениям. Желая увеличить архитектурное пространство помещения, предназначавшегося для музыкального зала, Степанов объединил почти равные пространственные объемы. Вместо трех залов окнами на Неву был сделан один анфиладный. Большой и светлый зал, расписанный под желтый мрамор, получил оформление в духе историзма. В лепном декоре угадываются черты стиля «Людовика XV». Плоскости стен, разделенные пилястрами, декорированы лепными гирляндами и стилизованными акантами, переходящими на потолок. Зал украшали два больших декоративных панно Гюбера Робера (1733-1808): «Прогулка по долине» и «Развалины храма» из собрания князя Л. Е. Кочубея, а также шпалера из серии «История Дон Кихота» французской работы 1770-х гг. На мануфактуре Гобеленов было выткано две таких серии, отличавшиеся лишь по цвету. Они были выполнены по картонам художника Ш.-А. Куапеля (1694- 1752) в мастерских П. Козетта и К. Одрана.

Дубовая лестница была выполнена в конце 1880-х гг. русскими мастерами по проекту архитектора А. А. Степанова вместо располагавшейся раньше в этой части дома боковой металлической лестницы. Перила и настенные панели лестницы украшены затейливой резьбой. Лестница состоит из пяти маршей и соединяет три этажа. В первом этаже выход на нее возможен с двух противоположных сторон: из дубового кабинета и дубовой гостиной. Потайная в первом этаже. На втором лестница выходит в антикамеру. Ведущую к парадным залам. Стены этой комнаты также были полностью декорированы дубовыми панелями, а потолок - профилированными кессонами. Завершение лестницы оригинальным световым фонарем прямоугольной формы позволило решить проблему ее освещения.

В первые послевоенные годы был отреставрирован фасад в варианте максимально приближенном к авторскому замыслу. При создании экспозиций было сохранено архитектурно-художественное убранство и объемы залов. В начале 1980-х гг. произведена реставрация помещений 1-го этажа: Дубового зала, Дубовой лестницы, Мавританской гостиной, «Черного кабинета», вестибюля и парадной лестницы. С 1998 по 2000 гг. отреставрированы залы 3-го этажа лицевого корпуса с приспособлением их под экспозицию «НЭП. Образ города и человека» и комнаты первого этажа - бывшая «Дамская гостиная».

В этот же период проводились работы по капитальной реставрации фасада с устранением аварийной деформации портика. В комплекс работ входило: укрепление фундамента, скрепление фасадной стены с внутренними продольными стенами металлическими штырями, установка распределительной балки на уровне второго этажа, реставрация фасадной стены и портика с восстановлением лепного декора и горельефа во фронтоне. С 1999 г. велись работы в залах 2-го этажа лицевого корпуса, сохранивших свои объемы с начала XIX в. В 2002 г. началась реставрация вестибюля и залов анфилады 2-го этажа.