Музей патологоанатомии или башня сумасшедших. Башня сумасшедших» в Вене, Австрия Музей патологоанатомии или башня сумасшедших

«Башня сумасшедших» в Вене – это одно из самых страшных и завораживающих мест в мире. И это не просто слова. Все, кто когда-нибудь побывал в этом мрачном месте, не забудут его никогда. Дело в том, что оно содержит в своих стенах музей патологоанатомии.

В здании можно увидеть разные части и органы человеческого тела. Их заспиртовали в специальных растворах и поместили в разные сосуды. Практически все органы подвергались генной мутации.

Башня была построена как первая психиатрическая больница в 1784 году. Здание имело 5 этажей и 139 отдельных палат, которые походили на камеры с мощными дверями, чтобы сдерживать буйных пациентов. Первые музейные образцы появились уже в 1936 году, а национальным музеем дом сумасшедших стал в 1976 году.

На сегодняшний день там размещено большое количество загадочных экспонатов. Все они, тем или иным образом, связаны с отклонениями человеческого тела в области гинекологии или подвержены венерическим заболеваниям.

В ходе Второй Мировой войны помещение нынешнего музея неоднократно подвергалось бомбардировкам. Во время одной из них уничтожили один из самых ценных экспонатов музея – известнейшую скульптурную группу Лаокоона. Её изготовили из костей животных. Но, по легендам, связанным с башней, в скульптурной группе присутствуют и кости человека.

Неоспоримым, является тот факт, что человеку, решившемуся посетить «Башню сумасшедших», впечатлений хватит, на много лет вперёд.

в прошлый раз я вам писала о безумном строительстве в доме Винчестеров. это место также безумно и жутко интересно)

Настоящий памятник патологиям, уродствам, генным мутациям и суровой средневековой медицине. Второе название музея - Башня дураков.

Башня сумасшедших, или Музей патологоанатомии. Вена. Австрия

В XVIII веке в башне на нынешней Spitalgasse располагался сумасшедший дом. Сейчас подниматься сюда рекомендуется либо до одури смелым людям, либо законченным циникам. Элегантное гинекологическое кресло из красного дерева, засушенные и заспиртованные органы, препарированные черепа и мумифицированные головы незаконопослушных граждан, экспонаты, посвященные венерическим болезням и случаям патологического увеличения гениталий… И все-таки обидно, что скульптурная группа Лаокоона с сыновьями, выполненная из человеческих и звериных костей, погибла во время бомбежки. Ср 15.00-18.00, чт 8.00-11.00, первый пн месяца 10.00-13.00 Вход 2 евро

Пишет Meethos: Башня Дураков или здесь уже не лечат. Меня, признаться, всю жизнь волновали постройки имеющие в плане круг. Башни, маяки, конечно же, тоже считаются. Но большее впечатление производят конструкции приземистые. Это уже что-то вроде стен, внутри коих находится нечто опасное, что надо сдерживать. Такой предстала Башня Дураков, которая находится на территории университетского кампуса в Вене. Замечено было не мной, но я разделяю эту мысль, что кажется, что изнутри это здание что-то распирает, что-то рвется наружу. С 1784 по 1796 здесь была больница для душевно больных. Мы не смогли выяснить, по каким причинам заведение закрыли. Может быть, души тут лечились плохо. Пятиэтажное здание. Два внутренних двора, на каждом этаже кольцевой коридор и комнатки-камеры трапециевидной формы. В наше время в башне располагается патологоанатомический музей. Восковые макеты всяких болячек, старинные инструменты и оборудование, мастерская алхимика и фрагмент морга, скелеты больных туберкулезом, комната с зеркалами, а еще часть, куда пускают только с экскурсией, а еще много непонятного лично мне, ибо где-то были таблички на английском, а где-то нет.

Внешний вид и план. Взято из сканов буклета к альбому Anna Varney La Chambre D"Echo.

План здания включен Anna Varney в логотип альбома. Так же была проведена известная фотосессия. В которой использовались экспонаты музея, которые, наверное таковыми не считаются. Это каталка и смотровой стол. Каталку мы не нашли. А стол стоит во внутреннем дворе. Только это второй внутренний двор, куда простых смертных не пускают.
Башня так же вдохновила создателей игры Silent Hill 4. Уровень Water Prison World.
А нам можно было сфотографировать только внутренний двор.

Хотите пощекотать себе нервы? Отправляйтесь в Федеральный Паталогоанатомический музей, или иначе его называют Башня дураков. За свою почти вековую историю музей накопил множество леденящих кровь экспонатов.

Музей патологоанатомии^ фото Kurt Kracher

В мире есть не мало мест, способных вызвать у нормального человека панику. Среди них венский музей – Башня сумасшедших, Башня дураков или официальное название “Федеральный Патологический-Анатомический Музей” (Pathologisch-anatomisches Bundesmuseum). Получить удовольствие от этого места могут разве только смелые или суперциничные люди. У обычного человека музей вызовет приступ ужаса.

Немного истории

Башня была построена как первая психиатрическая больница в 1784 году императором Иосифом II. Здание имело 5 этажей и 139 отдельных палат, которые походили на камеры с мощными дверями, чтобы сдерживать буйных пациентов. Первые музейные образцы появились уже в 1936 году, а национальным музеем дом сумасшедших стал в 1976 году.

Башня дураков

Экспозиция

Экспозицию музея нельзя назвать приятной: здесь находятся препарированные черепа, гинекологическое кресло из красного дерева, мумифицированные головы, заспиртованные человеческие органы, различные мутации, развившиеся вследствие болезней, и врожденные патологии, экспонаты, наглядно демонстрирующие случаи венерических заболеваний. В больнице изучали венерические болезни, их симптомы и последствия. И это только малая часть ужасов этого места. Экскурсия по музею несомненно заставит задуматься любителей незащищенного секса. Мало того, здесь подробно рассказывают о том или ином экспонате, благодаря этому можно навсегда стать сторонником предохранения.

Заспиртованная голова убийцы императрицы Сиси – самый ценный музейный экспонат. Во время второй мировой войны музей подвергся бомбардировке, в результате которой потерял некоторые экземпляры. Так была уничтожена скульптуру Лаокоона с сыновьями, сделанная из человеческих и звериных костей.

Венский Музей патологоанатомии не столько страшное место, сколько поучительное и предостерегающее.

Часы работы

СР 10:00 – 18:00;
ЧТ 10:00 – 13:00;
СБ 10:00 – 13:00.
Стоимость билета – €4.

Как добраться

Ехать трамваем 5 до остановки Lazarettgasse.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

У большинства туристов достопримечательности Австрии ассоциируются с императорскими дворцами, старинными замками, классическими коллекциями изящных искусств. Однако есть в стране и более экзотические музеи, такие как Башня сумасшедших или Дом бабочек.

Башня сумасшедших

Мрачное название венского музея Narrenturm вполне соответствует его жутковатой истории и экспозиции. Когда-то здесь располагался один из старейших в Европе приютов для людей, почитаемых сумасшедшими, а сегодня музей предлагает любителям пощекотать себе нервы весьма широкую коллекцию патологоанатомических редкостей.

Из-за своеобразной формы местные жители прозвали Башню сумасшедших «Гугельхупф» (пасхальный кекс, традиционно имеющий кольцеобразную форму). Словечко вошло в венский сленг, и сейчас гугельхупфами иносказательно называют любые психиатрические клиники и приюты.

От приюта для душевнобольных к анатомическому музею

Narrenturm – старейшая из европейских специализированных психиатрических лечебниц, построенная в 1784 г. архитектором Изидором Каневалем по распоряжению императора Иосифа II.

Считается, что на строительство Башни сумасшедших в Вене императора вдохновило путешествие во Францию, где он осматривал аналогичные заведения при больницах, а также обнаружение под Веной подземных келий, где монахи-капуцины содержали повредившихся в уме братьев.

Для своего времени строительство приюта было важным медицинским и гуманистическим шагом – до того проблемы с психикой считались карой Божьей или одержимостью дьяволом, поэтому душевнобольных боялись, держали на цепи или показывали зевакам в бродячих цирках.

Пятиэтажное здание лечебницы имеет форму ротонды и внешне напоминает крепость. На каждом этаже вдоль окон располагаются 28 палат, а посередине – центральное помещение, ориентированное с юга на север. В общей сложности в башне было 139 палат, в каждой из которых содержались два душевнобольных «постояльца».

Устройство клиники для своего времени была весьма прогрессивным. Например, кольцевое расположение гарантировало, что больные не заблудятся, ведь те из них, кто не был опасен для окружающих, пользовались свободой передвижения. Для буйных предназначались камеры с тяжелыми дверями и цепями на стенах.

Своя логика была и в расположении окон, которые, хотя и были защищены решетками, открывались, чтобы обеспечить вентиляцию. Считалось, что это помогает справиться с «разливами желтой желчи», которая, согласно главенствующей в то время медицинской теории «телесных гуморов», и вызывала безумие.

В лечебнице путем кровопусканий и других методов, известных тогдашней медицине, лечили «возбуждение» (паранойю), депрессии и мании, однако большая часть «постояльцев» страдала от белой горячки.

Некоторые исследователи видят в архитектуре башни отражение пристрастия императора Иосифа II к нумерологии. Монарх, как считается, состоял в ордене масонов или розенкрейцеров.

Здание пронизано символикой чисел. Помимо уже упоминавшегося числа 28 (в Каббале – Бог, исцеляющий страждущих), есть отсылающее к пентаграмме число этажей и диаметр в 66 венских саженей (66 – число Бога в арабской традиции). А на крыше башни располагалась восьмиугольная деревянная конструкция, которую император часто посещал с неизвестными целями.

После смерти Иосифа II лечебницу обнесли стеной, а условия содержания в Башне сумасшедших ужесточились. Например, пришел конец свободному перемещению «постояльцев».

В 1852 г. в Вене была открыта более современная лечебница, и уже к 1866 г. Башня сумасшедших полностью перестала использоваться по назначению. В течение нескольких десятилетий в здании располагался склад, а в 1920-х оно было переоборудовано под общежитие для врачей и медсестер расположенного рядом Университетского госпиталя .


Коллекция

Патологоанатомическая коллекция, которая в настоящее время выставляется в Narrenturm, является одной из крупнейших в мире. Собираемая с XVIII века, в настоящий момент она насчитывает свыше 70 тысяч экспонатов, которые и демонстрируются на пяти этажах музея.

Коллекция была открыта для публики как первый в Австрии музей патологоанатомии в 1971 г. Однако лишь в 1993 г., когда общежитие перенесли в другое место, здание было полностью отдано под музей. С 2012 г. патологоанатомический музей перешел в ведение венского Музея естественной истории.

Посетители могут увидеть лишь небольшой сегмент коллекции – основная ее часть предназначена для студентов-медиков и используется в качестве врачебных медицинских пособий (Studiensammlung). Конечно, неподготовленную публику попросту берегут от вида самых неприятных экспонатов, ну а на верхних этажах музея стеллажи стоят так плотно, что там попросту нет места для туристов.

Экспозицию на первом этаже можно осмотреть без гида – там выставлены старинные медицинские документы, приспособления, мебель и мрачные «диковинки». Экспонаты снабжены пояснениями, к сожалению, только на немецком языке. По второму этажу экскурсии водят под руководством гида (приблизительно 45 минут).

Внимание: хотя коллекция очень интересна, на впечатлительных людей она производит тяжелое впечатление. Неудивительно, что в неприметном уголке у выхода для посетителей имеется графин с водой и таблетки глюкозы.

Помимо патологоанатомической экспозиции, в музее есть кабинет редкостей, где можно увидеть традиционные для подобных музеев диковинки – рог «единорога» (нарвала) и чучела обезьян.

Адрес: Spitalgasse, 2

Как добраться: Башня сумасшедших находится в 9-м округе Вены, на территории Altes AKH (бывший Главный госпиталь Вены). Добраться можно на метро (ст. Schottentor), а также на трамвае 5 или 33.

Время работы: среда, 10.00 – 18.00;

четверг, 10.00 – 13.00;

суббота, 10.00 – 13.00.

Билеты: взрослый € €4, льготный – €2, до 19 лет – бесплатно. Фото- и видеосъемка в музее запрещена.

Дом бабочек

Дом бабочек – несравненно более приятная достопримечательность Вены, которая, безусловно, рекомендуется и для индивидуальных посетителей, и для семей с детьми. Жители Вены очень любят посещать этот музей, здесь часто проводятся концерты, показы мод и даже свадьбы.


Благодаря «тепличным» стеклянным стенам и высоким сводам Дом бабочек со стороны напоминает оранжерею. Собственно, павильон и возводился Габсбургами как теплица для пальм. Говорят, что в великолепной оранжерее очень любили отдыхать император Франц Иосиф I и его прекрасная супруга Сисси.

Сейчас в великолепном, не так давно отреставрированном павильоне в стиле ар-нуво обитают около 400 огромных тропических бабочек, относящихся к 40 различным видам. Например, здесь можно увидеть одну из самых больших бабочек в мире – павлиноглазку атлас с размахом крыльев 30 см.

Для этих капризных и прекрасных существ в музее поддерживается специальный микроклимат: здесь собраны орхидеи и другие экзотические растения, организованы водоемы и даже небольшой фонтан-водопад, поддерживается теплая (26-35˚) и влажная (80 %) атмосфера, поэтому павильон довольно приятно посещать в зимний период.

Бабочки не ограничены вольерами или стеклом – они свободно порхают над головами посетителей, а если долго стоять неподвижно, могут даже опуститься на одежду. Осматривая павильон, можно побродить среди зелени или подняться на смотровую площадку. Музей достаточно невелик: вы вряд ли потратите на его осмотр более получаса.


Помимо взрослых бабочек, в павильоне есть стеклянные витрины с коконами, из которых выводятся обитательницы музея. Экспонаты снабжены пояснениями, но, к сожалению, только на немецком языке. При желании можно заказать экскурсию (€40 плюс билеты). В магазине при музее предлагается огромный выбор всевозможных тематических сувениров.

Рядом с Домом бабочек в Пальмовом павильоне находится одно из самых приятных кафе Вены – Palmenhaus, с высокими арочными потолками, стеклянными стенами и живыми пальмами. Побывав в музее, можно зайти в Palmenhaus на чашечку превосходного кофе – там прекрасно и зимой, и в летний сезон, когда открывается терраса на улице.

Адрес: Burggarten, 01

Как добраться: Дом бабочек находится в самом центре Вены, непосредственно за Новым Хофбургом. Добраться можно пешком от станции метро Karlzplatz или на трамваях D, 1, 2, 72, остановка Burgring.

Время работы: лето (апрель – октябрь) с пн. по пт. 10.00 – 16.45;

выходные и праздники 10.00 – 18.15;

зима (ноябрь – март) с пн. по пт. (включая праздники) 10.00 – 15.45.

Билеты: взрослый– €6, для пенсионеров – €5,50, для студентов – €5, для дошкольников старше 3 лет – €3,50.

Заключение

Хотя Narrenturm и Дом бабочек принадлежат к числу самых необычных достопримечательностей столицы Австрии, список экзотических музеев и выставок Вены на этом далеко не исчерпывается. Любители музеев с мрачной атмосферой могут посетить:


  • Музей криминалистики (орудия пыток, изображения и улики самых ужасных преступлений в Вене со Средневековья до наших дней);

  • Музей похорон (ритуальные предметы и описания традиции похорон в Вене с давних времен);

  • Музей подделок (самые искусные фальшивки и самые знаменитые фальсификаторы произведений искусства);

  • Венгерский дом (дом знаменитой Кровавой графини Елизаветы Батори).

Конечно, многих туристов подобные жутковатые достопримечательности больше отпугивают, чем привлекают, зато любители острых ощущений находят в них немало интересного и с удовольствием подзаряжаются адреналином. А что думаете о подобных музеях вы? Возможно, вам уже приходилось бывать в одном из них? Поделитесь мнением в комментариях!

1. Музей патологоанатомии. Австрия, Вена
На свете есть десятки музеев, в которых представлены экспонаты не для слабонервных. Кунсткамера, Музей медицинской истории Мюттера в Филадельфии и многие другие. Венский Музей патологоанатомии среди них – самый известный, настоящий памятник патологиям, уродствам, генным мутациям и суровой средневековой медицине. Второе название музея – Башня дураков. Дело в том, что музей расположен в бывшей психбольнице, в изоляторе для лунатиков. Самые прожженные и циничные туристы, объездившие мир в поисках желанной дозы адреналина, непременно согласятся – это действительно страшно.

2. Костехранилище. Седлец, Чехия
Чума оставила немало свидетельств своей беспощадной деятельности. Несколько веков назад немалая часть Европы превратилась в один сплошной некрополь. В тот момент, когда очередное кладбище переполнялось, кости приходилось выкапывать из земли и устраивать импровизированные склады. Во многих провинциальных европейских городках до сих пор подвалы часовен завалены черепами жертв эпидемии. Костехранилище в Чехии – склад особый, в XVIII веке к разбору "средневекового наследства" подошли с фантазией и безусловным цинизмом. Известный на тот момент резчик по дереву создал для князя Шварценберга дизайн интерьера, сплошь состоявший из костей. Наибольшее впечатление производят стены из аккуратно уложенных черепов, но и герб Шварценбергов, собранный из костей, также мало кого оставит равнодушным.

3. Парижские катакомбы, Франция
Казалось бы, парижские катакомбы – проторенная туристическая тропа, никакой мистики и загадочности остаться и в помине не должно. Однако, еще до начала экскурсии в памяти воскреснут романы Виктора Гюго с их подземельями и угнетающей атмосферой. Катакомбы проходят под всем Парижем, однако, лишь малая их часть открыта для экскурсий. Остальную денно и нощно патрулирует подземная полиция, причем не ради защиты катакомб (красть там, кроме костей нечего), а ради защиты любопытных туристов. Ходят легенды о призраках, монстрах и слепых сумасшедших, в течение нескольких поколений не выходящих на белый свет. Глупости, не так ли? А теперь скажите, зачем цивилизованной стране, в таком случае, тратить немалые деньги на содержание специальной полицейской службы?

4. Концлагерь Аушвиц-Биркенау. Освенцим, Польша
На территории бывшего лагеря смерти Освенцим, в котором погибли более 4 миллионов человек, создан Государственный музей Аушвиц-Биркенау. Вход в музей – через знаменитый ворота, запечатленные в сотнях военных фильмов. Дальше – кирпичные блоки, в которых содержались узники. В настоящий шок приводят экспозиции, например, вещи, отнятые фашистами у своих жертв. В соседнем лагере Бжезинка нет никаких экспозиций, состояние лагеря оставили неизменным со времен войны.

5. Музей пыток. Мдина, Мальта
Есть множество знаменитых музеев пыток – в Праге, Гааге, Амстердаме... Однако самым страшным считается музей в городе Мдина, собравший огромную коллекцию гильотин, щипчиков для выдирания ногтей и прочих орудий пыток. К тому же применение инквизиторского арсенала наглядно демонстрируют натуралистичные, даже слишком натуралистичные восковые фигуры.

6. Дом Винчестеров, Сан-Хозе, Калифорния
Об этом доме снято немало фильмов, рассказаны сотни историй. Его построила Сара Винчестер, наследница оружейной компании. Из-за страшного пророчества, или по каким-то иным причинам, она сошла с ума. Дом – плод ее безумной фантазии. Он огромен и ужасен, здоровый человек просто не может осознать намерения, которыми руководствовалась дама в период сорокалетней стройки. Считается, что дом полон призраков и прочей нечести, однако, даже если в полтергейст вы не верите, безумие Сары Винчестер уж точно произведет впечатление.

7. Замок графа Дракулы. Трансильвания, Румыния
Средневековый замок знаменитого вампира стоит на самом краю пропасти. Через тесные проходы, темные комнаты и гулкие каменные лестницы вы пройдете в спальню, в которой на огромной кровати с балдахином вампир высасывал кровь из своих жертв. Но даже если в истории о Дракуле вы верить не склонны, жуткая реальность вас вряд ли обрадует. Как-никак, в этом замке жил один из самых чудовищных людей Средневековья, Влад Протыкатель, посадивший на кол не одну сотню невинных людей. А вы говорите "сказки"...

8. ГУЛАГ, Россия
Через ГУЛАГ, за двадцать лет его существования, прошли миллионы людей. В лагерях были установлены тяжелейшие условия, не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней и непосильного труда. И сейчас на Соловках под северным небом можно увидеть заброшенные бараки, штольни, карцеры и склады с одеждой заключенных и сбритыми волосами.

9. Музей казней. Фонтен-де-Воклюзе, Париж
Еще один музей, входящий в плеяду самых страшных музеев мира. Его основатель знаком с темой не понаслышке – сам служил палачом более десяти лет. В музее собраны инструменты казней всех времен и народов, и если на первый взгляд вам покажется самой страшной огромная гильотина, советую приглядеться – гораздо ужаснее могут оказаться орудия поменьше, совсем незаметные и безобидные на первый взгляд...

10. Долина смерти, Тибет
Эта тропа лежит поодаль от известного паломнического маршрута вокруг горы Кайлас. Поле Долины смерти усыпано костями – сюда ходят умирать йоги, сюда ходят за озарением, очищением и обретением тайного знания. Вот только возвращаются далеко не все и далеко не в том психическом состоянии, в котором уходили: считается, что в Долине смерти душа проходит своеобразный суд, и грешная или бессмысленная жизнь здесь обрывается.

11. Замок ужасов. Лондон. Англия
Сделано очень все натуралистично, даже ароматы соответствующие. Отображены реальные исторические события, например, пожар в Лондоне 1666 г. или камеры и инструменты средневековых пыток. Кое-что демонстрируется на посетителях, до известного предела, конечно.
Одно из шоу представляет суд 16 века. Где-то вверху сидят судьи в париках, служительница музея извлекает по очереди из группы туристов "подсудимых" и усаживает на скамью. "Имя?" - "Дэн". "Откуда?" - "Хьюстон" - "Хьюстон? Америка? - Guilty! (виновен)".

12. Башня сумасшедших, или Музей патологоанатомии. Вена. Австрия
В XVIII веке в башне на нынешней Spitalgasse располагался сумасшедший дом. Сейчас подниматься сюда рекомендуется либо до одури смелым людям, либо законченным циникам. Элегантное гинекологическое кресло из красного дерева, засушенные и заспиртованные органы, препарированные черепа и мумифицированные головы незаконопослушных граждан, экспонаты, посвященные венерическим болезням и случаям патологического увеличения гениталий…

И все-таки обидно, что скульптурная группа Лаокоона с сыновьями, выполненная из человеческих и звериных костей, погибла во время бомбежки.

13. Музей душ усопших. Рим. Италия
В ризнице церкви Дель Сакро Куоре (Chiesa del Sacro Cuore) желающие могу посетить маленький музей, в котором собраны доказательства присутствия душ умерших на земле. Чтобы попасть в музей, нужно просить разрешения у местного священника. Однако это чистая формальность - вам почти наверняка откроют таинственную дверь и все покажут. Коллекцию начал собирать в 1912 году настоятель церкви.
Сейчас здесь сотни экспонатов, связанных с привидениями. Есть, к примеру, ночной колпак с отпечатками закопченных пальцев. Это следы прикосновения призрака Луизы ле Сенешель. 7 мая 1873 года покойница явилась под покровом ночи к своему мирно спавшему супругу, несколько раз пребольно ущипнула за нос и мстительно сдернула с него ночной колпак. Так, по мнению вдовца, иногда позволявшего себе вольности, она напомнила о том, что надо соблюдать траур… Вот только фотографии экспонатов проявить еще никому не удалось.

14. "Ворота арестантов", он же "Музей пыток". Гаага. Нидерланды
Амстердамский Музей пыток намного известнее Гаагского. Однако самая страшная экспозиция - именно здесь, в политической столице Нидерландов. На центральной оживленной площади Гааги Бау-тенхоф находится мрачный древний каземат (XIII в.), куда на пытки свозили преступников со всего королевства.
Здесь же вниманию посетителей - рабочий инвентарь экзекуторов. Если в первую же минуту вы не упадете от ужаса в обморок - а такое здесь случается, - музейный гид любезно и очень подробно расскажет, как именно его использовали.

15. Музей Чертей. Каунас. Литва
Единственный музей мира, в котором восклицание "Тысяча чертей!" будет уместным. Примерно столько чертей, чертовок, чертиков и чертенят здесь и собрано. Музей создали в 1966 году на основе личной коллекции профессора А. Жмуйдзинавичюса. К 1991 году собрано было уже 1742 экспоната.

Черти из керамики, дерева, металлов, кожи, пластмассы и прочих, порой самых экзотических материалов привезены в Каунас из 23 стран. Коллекция постоянно пополняется. Каунасское представительство нечистой силы на сегодня самое большое в мире.

16. Замок Эльмина. Кейп Кост. Гана
Европейская крепость XV века - один из центров работорговли - настоящий памятник вины белого человека перед населением черного континента. Такие постройки на ганском побережье встречаются примерно через каждые 15 километров.

Душный каземат, под потолком крохотное оконце, через которое струится свет, кандалы, узкий пролом в стене - "Ворота Невозвращения", выход к погрузке. Самое жуткое зрелище - каменный колодец, в котором люди месяцами ожидали отправки.