Морской штык узел как завязывать. Двадцать четыре морских узла. Ix. узлы для рыболовных снастей

Сегодня лишь стенды морских музеев и страницы старинных руководств могут познакомить с вершинами уходящего в прошлое мастерства такелажных работ. Технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность во всевозможных ручных поделках на тросе. И не случайно в морских вузах и училищах закрывают такелажные кабинеты, программы обучения матросов такелажному делу, периодически сокращают.
И все-таки жив морской узел: ревностных хранителей старинного ремесла можно встретить во многих наших яхт-клубах. Люди эти, а моряки они, чаще всего, отменные, способны с неуловимой для глаза быстротой вязать узлы, быстро и красиво делать сплесни, огоны, кнопы, мусинги, оплетки...
Выполняя пожелания читателей «Катеров и яхт», еще только приобщающихся к водному спорту и морскому делу, на вкладке этого номера приводим рисунки 24 наиболее употребительных морских узлов. Надеемся, что эта публикация поможет приобщиться к таинству вязания красивых, а главное — надежных узлов, которые не подведут в критической ситуации. Именно в надежности и легкости развязывания—«отдачи»— и состоит главное достоинство морского узла. Но следует, помнить, что каждый узел хорош лишь на «своем месте»: поэтому надо не только научиться вязать основные узлы, но и разобраться — когда и где их следует применять!
Мы упоминали о яхт-клубах. Однако знание морских узлов необходимо не только яхтсменам. Плавание на любой лодке начинается с узла на швартовном конце. Любому водномоторнику приходится завязывать страховочный трос на моторе, вставать на якорь, принимать буксирный конец, застропливать тяжелый двигатель, чтобы снять его для ремонта и т.д. и т.п.
При вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов. Те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными.
Переходим к рассмотрению узлов, изображенных на вкладке между стр. 48 и 49.

1, 2. ПРЯМОЙ И РИФОВЫЙ УЗЛЫ.
Два верхних (ходовых) конца должны выйти с той же стороны, что и два нижних, т. е. узел должен быть симметричным. Если симметрия не соблюдена, это будет уже не прямой узел, а «бабий».
Прямой узел применяется в случаях, когда требуется быстро связать два конца или закрепить трос к какому-либо предмету. Затянутый прямой узел иногда легче разрезать, чем развязать.
hspace="5">Чтобы узел легко раздавался, его делают с петлей на одном из ходовых концов. При этом получается уже не прямой, а рифовый узел. Дернув за конец петли, его легко развязать. Петля является единственным внешним отличием рифового узла от прямого. Легко догадаться, что этот узел начал свою
жизнь с вязания риф-штертов на парусах. Применять рифовый узел на пружинящих и скользких синтетических тросах не рекомендуется — он может отказать. По этой же причине не следует связывать им и концы резко отличающегося диаметра.


Ходовой конец этого узла дважды обносят вокруг коренного, затем операцию повторяют, но в противоположном направлении. Этот узел затягивается меньше, чем одинарный. Его используют при связывании тонких линей, нитей типа «жилка», юзиней из синтетических материалов малого диаметра (юзинь — особый вид линя для обделки шлюпочного такелажа). Этот узел имеет еще и второе название — хирургический.


Пригоден для связывания концов различного диаметра. Этот узел безопасен, надежен, не затягивается под нагрузкой. С его помощью можно, например, наращивать якорный конец.

Начиная вязать плоский узел, один из концов складывают петлей. Плоский узел отличает симметрия: он завязан правильно, если связываемые концы переплетаются один другим в строгой последовательности — идут «через один под один».

.
Наложив ходовой конец на коренной и образовав небольшую петлю, заводят в нее ходовой конец с другой стороны — ближайшей его частью от точки скрещивания: получается петля в петле. Если потянуть за концы не тянутого узла, петли распадутся.Если во вторую петлю вставить что-либо, например свайку, при обтягивании концов ее заклинит.

Узел широко используется как в такелажном деле, так и в морской практике. Его можно затянуть, если требуется, на утке или другом предмете. «Заклинить» вторую петлю можно и без пропущенной в нее свайки. Для этого, придерживая вторую петлю, обтягивают первую.

6. ПРОСТОЙ ШТЫК.
Применяется чаще всего для швартовки. Ходовой конец троса проводят в рым ал» обносят вокруг пала, накладывают на коренной конец и через петлю выводят наверх. Два правильно выполненных штыка (а накладывать ходовой конец на коренной лучше всего сверху и всегда в одном и том же направлении) образуют вокруг коренного выбленочный узел (см. 10). Отдается узел легко, особенно, если рым или предмет, на котором закреплен швартов, имеет размер, превышающий диаметр троса.
7. ШТЫК С ДВУМЯ ШЛАГАМИ.
Чтобы предотвратить износ троса при большом напряжении, целесообразно вместо простого штыка применять штык с двумя шлагами, которые заводят вокруг рыма или пала. Узел не затягивается. Его нетрудно отдать, даже когда трос туго набит.
8. ШТЫК С ОБНОСОМ.
Научившись вязать штык с двумя шлагами, легко освоить и штык с обносом. Этот узел напоминает буксирный (см. 24) и также хорош для швартовки.
9. РЫБАЦКИЙ ШТЫК.
Это своего рода вариант штыка с двумя шлагами. Применяется при швартовке, но чаще всего используется для ввязывания конца в скобу якоря. Держит превосходно. Легко отдается, если его заранее специально втягивать с усилием.
Вокруг якорной скобы вяжут с некоторой слабиной два шлага и выбивают их величину. Затем ходовой конец пропускают под шлаги. Завершают узел одним или несколькими штыками и страховочным бензелем (связывают ходовой конец с коренным каким-либо тонким тросиком).


Если требуется надежно закрепить трос на каком-либо предмете или на другом тросе (вантах, стойке, пале), применяют выбленочный узел. Первый шлаг ходового конца обносят вокруг предмета или набрасывают на него так, чтобы конец прошел над коренным. Второй шлаг пускают рядом, но в противоположном направлении. Узел надежен, если тяга равномерно разносится на оба конца. Чтобы он эффективно работал при односторонней тяге, ходовой конец крепят бензелем к коренному.


Когда требуется разнести нагрузку на два конца троса или полностью перенести ее с одного конца на другой, прибегают к задвижному штыку. Узел начинают вязать со шлага вокруг работающего троса. За первым шлагом образуют второй, перекрывая им коренной конец первого шлага. Третий шлаг выполняют, немного отступив от двух первых, затем ходовой конец пропускают вокруг обвязываемого троса в противоположном, по отношению к положению коренного конца, направлении. Делается это с тем, чтобы третий шлаг при затягивании узла оказался хорошо зажатым. Рабочей частью узла служат два первых шлага. Вероятность проскальзывания уменьшается, если шлаги делаются по свивке троса. Нагрузка на вспомогательную снасть должна по направлению совпадать с направлением тяги троса (шкота, фала, швартова). Недостатком задвижного штыка является то, что он затягивается под действием нагрузки.

На рангоуте задвижной штык вяжут, пуская второй шлаг не поверх первого, а параллельно ему. Третий шлаг делается так же, как на тросе.


Присмотревшись к этому узлу, нетрудно заметить, что он очень похож на выбленочный. Рисунок его тот же, но шлаги с одной стороны разделены веретеном якоря. Чаще всего буйрепный узел применяют для крепления к якорю конца — буйрепа, верхний конец которого ввязывают в томбуй — поплавок, показывающий то место, где на дне лежит якорь.


Трос складывают вдвое. Часть сдвоенного конца в точке перегиба — «спинке» — становится ходовой. Идущие параллельно и рядом коренные концы перекрещивают, получая малую сдвоенную петлю. В нее пропускают «спинку» ходовой части троса, протягивают и опускают вниз рядом с большой петлей. Петля, образованная ходовой частью троса, должна быть такой величины, чтобы в нее можно было легко заключить большую сдвоенную петлю. Когда эта сдвоенная петля пропущена через петлю, образованную ходовым концом, последнюю поднимают до места начала формирования узла и выводят поверх малой сдвоенной петли. Узел завершают обтягиванием.
Двойной беседочный узел может заменить «беседку», т. е. «боцманскую доску». Он удобен, поскольку большую сдвоенную петлю можно. образовать на любом участке троса, например, на его середине, а концы пустить через разные блоки. При нагрузке на любую из частей сдвоенной петли узел не затягивается.


Полезен для связывания двух тросов различного диаметра. Надежен при тяге за один конец, что выгодно отличает его из других узлов, применяемых с той же целью. В ряде случаев предпочтительнее прямого узла.
Конец одного из соединяемых тросов складывают вдвое, в образовавшуюся петлю проводят конец другого троса, обносят его вокруг первого сдвоенного троса и направляют под собственную только что пропущенную в петлю часть. Точно так же поступают, ввязывая какой-либо конец в стропку или огон.

15. БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ.
Предпочтительнее и надежнее шкотового. Особенно, если приходится иметь дело со скользкими пружинящими концами из синтетических волокон. От шкотового его отличает то,что конец одного из тросов дважды обносится вокруг сложенного вдвое конца другого троса.

16. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ.

Петля этого узла не затягивается под нагрузкой. Один из нескольких способов завязывания узла заключается в ввязывании ходового конца в малую петлю, образованную на коренном конце простым его перегибом. Когда ходовой конец проведен в малую петлю, его обносят вокруг коренного и снова направляют в малую петлю. Размер незатягивающейся большой петли определяется сообразно назначению узла.


Один из наиболее ходовых узлов, применяемых для крепления поднимаемых на высоту или буксируемых предметов (досок, бревен и т. п.) Удавку часто используют для крепления концов сезней, когда требуется закрепить паруса, сложенные на рангоуте.
Завязывая узел, ходовой конец обносят вокруг предмета, обводят им коренной конец и несколько раз обматывают его вокруг самого себя. На трехпрядном тросе это делается в направлении свивки троса. Для линей в оплетке направление закрутки никакого значения не имеет.
Чтобы длинный предмет «не гулял» при подъеме или буксировке, ближе к его концу, на некотором расстоянии от удавки, образуют шлаг со стороны направления тяги. Такой узел называют удавкой со шлагом.


Топовый, а точнее — тройной топовый узел чаще всего применяют для крепления на топе временной (аварийной) мачты стоячего такелажа.
На палубе последовательно одна на другую укладывают три петли. Затем петли сдвигают так, чтобы левая часть первой (нижней) петли легла поверх правой части верхней и обе они оказались бы в центре нижней петли. Вытянутые в стороны и выравненные части боковых петель как бы образуют два лепестка по сторонам узла. Остается поднять и выравнять до величины боковых петель верхнюю. Узел готов. Через его центр пройдет топ мачты. В три петли после обтягивания узла ввязывают шкотовыми узлами штаг и ванты. Для ахтерштага предназначается длинный ходовой конец, который связывают с коротким беседочным узлом. Если ходовые концы короткие, их связывают и в образовавшуюся при этом четвертую петлю ввязывают ахтерштаг. Если временная мачта устанавливается прямо на палубу, то ее шпор, как и топ, можно укрепить — растянуть — с помощью тройного топового узла.

19. «ВОСЬМЕРКА».
Применяется в роли стопора снасти в кипе, блоке. Формируя узел, ходовой конец накладывают на коренной, пускают под него и, вновь выведя наверх, направляют в петлю, которая получена в начале работы. Под нагрузкой узел затягивается.

20. ДВОЙНАЯ «ВОСЬМЕРКА».
По объему больше одинарной. Получается за счет второго обноса ходового конца вокруг коренного перед направлением его в петлю и затягиванием.


Используется для временной разгрузки какой-либо снасти, переноса ее на другое крепежное устройство или лебедку. От задвижного штыка, применяемого с той же целью, стопорный узел отличается тем, что под нагрузкой не затягивается, но менее надежен.
Завязывая этот узел, ходовой конец стараются пускать параллельно концу под нагрузкой и как можно ближе к направлению тяги. Стопорящий трос обносят вокруг работающего троса, делают им несколько витков вокруг последнего по направлению свивки и прихватывают ходовой конец стопорного троса к работающему каболкой или придерживают его рукой. После этого нагрузку можно осторожно перенести на стопорный трос и освободить ходовой конец рабочего троса.

22. «КОШАЧЬИ ЛАПКИ».
Этот узел идеален для крепления стропа на гаке. Не затягивается; держит превосходно, если нагрузка ложится равномерно на обе его части.
Верхнюю часть стропа перегибают и опускают на идущие параллельно к нижней части коренные концы. Каждую из двух образовавшихся петель синхронно закручивают наружу один или несколько раз вокруг собственных концов. Узел готов. Остается накинуть петли стропа на гак.


Похож по виду на штык с обносом, но отличается от него тем, что ходовой конец проводится петлей под коренной конец на банке шлюпки.Отдается, если дернуть за конец петли.
Узел удобен для крепления буксирного конца на шлюпках, не имеющих уток. Конец находится всегда под рукой у гребца, что исключает необходимость лишнего передвижения по шлюпке, чреватого опрокидыванием. Если на штевне нет рыма или обуха, в который пропускают фалинь или буксир, шлюпочный узел следует вязать на ближней к носу банке.


Заложив трос на гак, ходовой конец его пускают поверх коренного и снова направляют на гак. Операцию повторяют несколько раз, если хотят застраховаться от проскальзывания троса под нагрузкой. Дополнительные обносы весьма полезны, когда имеешь дело с концами из синтетики.
Этот же узел применим при креплении буксирного троса за мачту. При этом, правда, весь ходовой конец приходится обносить вокруг коренного и мачты. В случае с битенгом поступают аналогично креплению буксира на гаке.

Применение: Простой штык со шлагом это незатягивающийся узел, который используется для крепления канатов, веревок при швартовке за битенги, кнехты. Узел довольно надёжен. Узел имеет главную особенность, он может быть как завязан так развязан под нагрузкой, уже первый шлаг довольно стабильно фиксирует веревку на привязываемой детали.

Особенности Простого штыка со шлагом

Структура: По существу, простой штык со шлагом - это полный оборот веревкой, привязанный к коренному концу при помощи выбленочного узла. Он похож на якорный узел, разница лишь в том, что первый полуштык не проходит под первоначальным оборотом.

Простой штык с двумя шлагами:

Разновидность простого штыка. В отличие от узла с одним шлагом делается дополнительный третий шлаг. Третий шлаг увеличивает прочность узла, если трос постоянно трется о битинг или кнехт. Также этот узел весьма надежный способ крепление троса к гаку.

Полезный яхтеный узел: Простой штык со шлагом (ABOK н. 1720, стр. 296) полезный узел, которым можно привязать швартовый трос к доковскому посту или кольцу, хотя по большему счету, этот узел менее надежен, чем Якорный узел (см. ниже). Простой штык со шлагом состоит из двух важных частей:

Исходный «Шлаг» – это два оборота концом, эти два оборота берут на себя нагрузку, пока Вы завязываете узел. Это крайне важно, когда имеешь дело со швартовым тросом. Необходимо добавить еще один, или даже несколько дополнительных оборотов, если Вы имеете дело с тяжелым грузом, к примеру, если швартуется большой корабль или дует сильный ветер.

Эти обороты будут удерживать нагрузку пока Вы добавляете Простой штык, то есть два полуштыка (или больше). По сути, два полуштыка образуют Выбленочный узел вокруг коренного конца. Однако довольно часто встречается использование дополнительных полуштыков, каждый из которых добавляется для надежности узла или сокращения лишней длины веревки.

Как вязать Простой штык со шлагом

  1. Дважды оберните веревку вокруг штыря.
  2. Этот оборот возьмет на себя натяжение, пока Вы завязываете узел.
  3. Оберните веревку вокруг коренного конца, чтобы получился первый Полуштык.
  4. Затяните его.
  5. Продолжайте в том же направлении, чтобы получился второй Полуштык.
  6. Затяните, чтобы зафиксировать узел

Как завязать узел: Научитесь завязывать узел Полуштык одной рукой! Это позволит Вам использовать другую руку для перераспределения натяжения от судна, которое может тянуть с намного большей силой, чем та, которой Вы бы могли бы управлять. Как было отмечено выше, когда Вы имеете дело с такой нагрузкой, используйте как можно больше шлагов вокруг штыря для контроля нагрузки.

Направление вязания: Если Вы начали завязывать полуштык концом от нижней веревки, то сделайте то же самое и со следующим полуштыком, далее и с следующими...

Вариант с петлей: Когда остается длинный конец веревки, полуштык может быть завязан при помощи петли. Таким образом, расходуется больше веревки, которая может оказаться лишней и потребуется дополнительная намотка.

Как вязать узел штык: простой, двойной, задвижной

Узлы − неотъемлемая часть морского, рыбацкого дела и туризма, со своей многовековой историей. Важно знать, как сделать надежную связку, чтобы не развязалась в ненужный момент. Чтобы связать прочный узел, важно сначала ознакомиться с главными принципами, техниками вязания. Сегодня мы рассмотрим «штыковые», и их применение.

Краткая справка:

По своему назначению, штыковые связки относятся к незатягивающимся, и чаще всего используются рыболовами, моряками, альпинистами.

Несмотря на элементарность исполнения, такие крепления достаточно крепки, выдерживают большую нагрузку, легко развязываются.

Рассмотрим самые популярные вариации:

  1. Простой штык;
  2. Простой полуштык;
  3. Со шлагом;
  4. Двойной и тройной;
  5. С обносом;
  6. Рыбацкий или якорный;
  7. Мокрый полуштык;
  8. Задвижной.

Простой полуштык

Является основой этого «семейства», но может применяться и самостоятельно. Начало своей истории простой полуштык берёт в Европе примерно 100 лет назад. Данный узел является самым простым из незатягивающихся, а следовательно - легко развязывающимся (когда это Вам нужно, конечно). Зачастую он служит завержающим элементом многих узлов в морском деле, то есть для страховки основного узла.

Как правильно вязать простой полуштык


Рисунок 2. Схема вязания узла "простой полуштык"

Данный тип может применяться также для соединения двух канатов.

Простой штык

Надёжный вариант, который нетрудно запомнить, а также легко вязать, благодаря чему является одним из наиболее популярных в рыбацком деле. Часто он используется альпинистами при сооружении навесных переправ, поскольку просто завязывается и развязывается, когда канат находится под нагрузкой. Также используется для прикрепления троса к опоре, фиксации страховки, при буксировке автомобилей, погрузочных работах на кораблях.

Простой штык образуется при завязывании двух полуштыков. Важно верно выполнить второй, иначе связка затянется.


Рисунок 3. Схема узла "простой штык"

На рисунке 3 а) показано правильное расположение петель, образующих при сведении выбленочный узел.

Рисунок 3 б) – при сведении петель получился коровий узел, который затягивает петлю, является неправильным исполнением простого штыка.

Для увеличения прочности можно добавить еще полуштык. Вязать большее количество не имеет смысла. Это не повысит надежность, но увеличит время связывания и развязывания.

Для надежности обязательно закрепляйте узловые концы бечевкой друг с другом.

Выполнение

  1. Накидываем петлю кругом точки опоры.
  2. Проводим веревку через образованную петлю. Не суть важно, проводите ли вы свободный конец под или над веревкой. Все последующие должны быть завязаны так же, как первый.
  3. Делаем петлю вокруг каната.
  4. Проводим свободный конец сквозь образованную петлю, аналогично первому разу.
  5. Закрепляем контрольным узлом либо бечевкой.

Штык со шлагом

Данный вариант отличается от простого тем, что вокруг опоры делается дополнительный (двойной) оборот, что увеличивает надежность связки, позволяет избежать перетирания. Применим чаще всего при креплении швартовых, но в случае, если корабль стоит длительное время.


Рисунок 4. Схема вязания узла "штык со шлагом" (1); фото узла "штык со шлагом" или двойной (2); фото тройного узла (3)

Штык со шлагом может называться еще и двойным, соответственно, тройной – это узел с двумя шлагами (Рисунок 4). Понятно, что для вязания тройного нужно сделать дополнительный сдвоенный оборот каната кругом опоры, как показано на картинке.

Штык с обносом

Такая связка в несколько раз крепче относительно штыка с двумя шлагами. Преимуществом является отсутствие скольжения троса в месте закрепления, благодаря петлям, обхватывающим опору с обеих сторон от коренного конца (Рисунок 5). Также, благодаря этому, появляется преимущество при резком изменении натяжения и направлении тяги.


Рисунок 5. Схема вязки узла "штык с обносом"

Как правильно вязать узел штык с обносом

  1. Делаем оборот веревки вокруг опоры с направлением сзади наперед.
  2. Затем перебрасываем хвостовой через коренной, снова делаем оборот вокруг опоры, но уже спереди назад.
  3. Вяжем два полуштыка, закрепляем окончания бечёвкой.

Рыбацкий штык

Такой вариант еще называют якорным, соответственно, применяется он для крепления каната к скобе якоря.

Он подобен штыку со шлагом, но есть небольшое отличие. Оно заключено в том, что первый полуштык должен проходить внутри шлага, охватывающего предмет (Рисунок 6).


Рисунок 6. Схема вязки узла "рыбацкий штык"

Как правильно вязать рыбацкий штык

  1. Проденьте ходовой в якорное кольцо сзади;
  2. Еще раз пропустите в кольцо в том же направлении;
  3. Проведите ходовой за коренным, протяните сквозь образовавшиеся петли;
  4. Проведите ходовой сначала «за», а потом «перед» коренным, далее направьте в петлю – образуется полуштык;
  5. Затяните узел, стяните два веревочных конца, закрепите их бечевкой.

Мокрый полуштык

Часто бывает так, что развязать намокшую веревку становится непосильной задачей, потому их приходится в прямом смысле рубить. Чтобы избежать этого моряки придумали мокрый полуштык (Рисунок 7). Плюс этого варианта − он выдерживает сильнейшую тягу и рывки, но при этом легко развязывается даже намокнув.


Рисунок 7. Схема узла "мокрый полуштык"

Как вяжется

  1. Ходовым концом сделать полуштык кругом опоры.
  2. Ходовой провести с другой стороны опоры и сделать еще полуштык в направлении, противоположном первому.
  3. Ходовым сформировать небольшое «ушко» и, обведя его снизу вокруг корневого, завести между канатами первого и второго шлага.
  4. Затянуть узел.

Задвижной штык

Задвижной применяется для крепления троса к стержню или другому канату для уменьшения давления (Рисунок 8). При использовании задвижного трос должен быть параллелен к прикрепляющейся веревке.

Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю. После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется. Простой полуштык применяется для соединения двух тросов "чужими" и "своими" концами.

Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Чтобы отличить правильно завязанный штык (а.) от неправильного (б.) штыка, две петли нужно сблизит. Если при этом получится выбленочный узел, то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т.е. неправильно завязанного простого штыка, ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел. Основное применение простого штыка на флоте - это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепления лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу. Максимальное количество полуштыков в подобном узле не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские пословицы: "два полуштыка спасли корабль королевы" и "три полуштыка - это более чем достаточно и для королевской яхты".

На протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. В плане она имеет вид прямоугольника, у малых сторон которого сделано по восемь по восемь люверсов для так называемых шкентросов. Эти шкентросы соединяются в кольцах, которые в свою очередь подвешиваются за коечные штерты к особым рымам в бимсах или к коечные штерты к особым рымам в бимсах или к прутьям, сделанным в кубрике корабля для подвешивания на ночь коек. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одеялом и простыней хранились в так называемых коечных сетках вдоль борта на палубе и служили надежным бруствером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером, перед отбоем по команде "койки вниз" их несли под палубу и подвешивали. Завязывание узла для подвешивания койки - дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания свих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.

От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он также служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого штыка, в тех случаях, когда не возникает необходимости быстро отдать швартовы. Этот узел удобен также для крепления троса к гаку, огону, рыму и пр. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных стоянках, во всяком случае он за счет дополнительного шлага перетрется не так быстро, как простой штык.

Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от простого штыка со шлагом - дополнительный третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Применение этого узла для крепления троса к гаку - весьма надежный способ.

Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан. Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.

Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.

При швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, вы можете обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку и некоторых марок автомобилей.

Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте - дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике сеть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов. Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.

Этот узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге. Им можно задерживать или стравливать буксирный конец. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.

Штык относится к незатягивающимся узлам, хорошо держит нагрузку и легко развязывается после снятия. Изначально он использовался для того, чтобы привязывать корабли к причальным быкам. Стечением времени узлы, относящиеся к разновидностям штыка стали использоваться рыболовами, альпинистами и моряками. Стоит упомянуть, что все узлы этого семейства необходимо заканчивать контрольным узлом или схваткой.

Простой полуштык

Это основа для узлов этого семейства, но его можно использовать в роли самостоятельного, или в качестве завершающего элемента. Веревка или канат обводится вокруг любой опоры, к которой необходимо закрепиться, после этого вокруг главного троса и продевается сквозь образованную петлю. Свободный хвост закрепляется схваткой или вяжется любой контрольный узел.

Кроме стандартного применения, он находит применение при соединении двух веревок или канатов.

Простой штык

Если вы завяжете 2 полуштыка, они образуют один простой штык. Он всегда использовался для того, чтобы закрепить канат за различные причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Многие новички могут неверно завязать второй полуштык, и в результате узел имеет свойство затягиваться.

Чтобы определить, правильно ли вы завязали веревку надо свести полуштыки. В случае когда вы все сделали правильно они образуют выбленочный узел, в противном случае - коровий. Если вы хотите увеличить прочность, вы можете использовать еще один полуштык. Это максимальное число, которое рационально использовать для надежности крепления, и увеличение их числа не повысит эффективности.

Очень часто два таких узла используется для кратковременного связывания двух швартовых или канатов.

А также использование этого узла рационально в случаях необходимости закрепления веревки при сильной тяге, например, когда буксируется автомобиль или для фиксации страховочной веревки.

Схема вязки

  1. Делаем петлю вокруг точки опоры.
  2. Проводим веревку через образованную петлю. Нет разницы проводите ли вы свободный конец над веревкой или под. Важно, чтобы все последующие были завязаны так же, как первый.
  3. Делаем петлю вокруг веревки.
  4. Проводим свободный конец через образованную петлю, так же как и в первый раз.
  5. Закрепляем конец контрольным узлом.

Применение

Простой штык применяется в морском судоходстве для крепления канатных концов морского судна к специальным выступам на пристани для швартовки судна.

Этот узел настолько надежен и легко поддается развязыванию, что даже корабли королевской флотилии применяли его для крепления своих кораблей к причалам.

Так же простой штык используется в проведении погрузочно разгрузочных работ на корабле. С его помощью крепят крупногабаритный груз к крюку крана или лебедки.

Коечный штык

Многие столетия постелью для матросов был парусинный подвесной гамак с матрасом.

Для того, максимально сократить время для приготовления ко сну и уборки кровати, необходим простой и надежный узел, который легко завязать и развязать.

Чаще всего использовался именно коечный штык.

Рыбацкий штык

Рыбацкий штык, или, по-другому, якорный узел - название говорит само за себя, используется для крепления каната к рыму или к скобе якоря.

За все время существования судоходного дела, а это не одна тысяча лет, не придуман более подходящий способ для крепления якоря. Этот вариант узла чем-то схож с простым штыком или простым штыком со шлагом.

Отличие его в том, что первый из полуштыков проходит внутри шлага, который обхватывает предмет.

Простой штык со шлагом

Этот вариант узла также применяется для крепления швартовых, но в тех случаях, когда корабль стоит долго, и нет необходимости быстро отчалить. От простого штыка отличается тем, что вокруг предмета делается дополнительный оборот веревки. Два шлага делают узел более надежным, позволит избежать перетирания веревки.