Мечети Стамбула — религиозное отражение города. Фото и описание. Мечеть Малая Святая София (Малая Айя София) или Кючук Айя-София. Стамбул Затопленная часть аль софии стамбул

Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство - это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга - одна из самых «толстых» в мире.

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части - византийский, османский, современный.

Византийская Святая София - Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία - большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии - Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус - здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий - Младший -(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα - Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы - патриции и плебеи. Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены. Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора - Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы - пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же - по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь - из храма Артемиды в Эфесе.

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни - ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений - Проконес славился белоснежным, Ясос - красно-белым, Каристос - светло-зеленым, а Фригия - розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова - она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени - через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора - купольную систему храма - я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им - величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов. Например, «паруса» - сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол - чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг - 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок - 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» - как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет - эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов - результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Для подробного ознакомления с архитектурой византийских (и не только) храмов можно почитать «Историю архитектуры» Огюста Шуази (Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture).

Безусловно, не последнюю роль в восприятии играет внутреннее убранство собора - его облицовка, мозаики, аксессуары. Об этом подробнее.

Мозаики

Мозаики собора можно разглядывать бесконечно. Самыми удивительными по красоте и мастерству считаются «Богоматерь с младенцем» и «Архангел Гавриил» - они украшаюют апсиду (место в храме, где находится алтарная часть) и виму (возвышение, трибуна, примыкающая к алтарю). Мозаики отличаются особым стилем исполнения - мягкостью лепки, игрой полутонов, отсутствием жестких линий, несмотря на то, что относятся они к самому раннему периоду становления македонской монументальной живописи (второй половине X века).

С точки зрения иконографии интересны мозаики периода правления императора Льва VI (конец IX-начало X века), когда фигурные композиции заменили изображение креста, украшавшее восточную стену нарфика в эпоху Юстиниана (нарфик или нартекса -входное помещение, которое примыкает к западной стороне храма).

Это изображения Иисуса Христа, полуфигуры Богоматери (слева), архангела Михаила (справа) и императора ЛьваVI, припадающего к ногам Вседержителя

Искусствоведы говорят, что на эту мозаику нужно смотреть снизу и на большом расстоянии - только так можно получить прямой угол со взглядом зрителя и достичь необходимого визуального эффекта.

Мозаики южного вестибюл я отличает более зрелый стиль, обусловленный, конечно же, более поздним периодом их создания, хотя разница в «возрасте» с их предшественницами составляет всего пятьдесят лет.

На мозаике люнеты (часть стены, выраженная аркой и располагающаяся над дверью или окном) над дверью из южного вестибюля в нарфик изображена Богоматерь с младенцем и два великих византийских императора - Константин и Юстиниан (вторая половина Х века).

На мозаике южной галереи - Христос на троне, а Константин Мономах и императрица Зоя подносят дары

Эту работу относят к началу ХI века.

В южной галерее также находятся две мозаичные иконы XII века, которые являются единственными представителями эпохи Комнинов, сохранившихся на территории Константинополя.

Это портрет императорской четы - Иоанна II Комнина и императрицы Ирины, расположенных по обе стороны от Богоматери и подносящих ей свои дары.

И Деисус, от первоначального облика которого, к сожалению, осталось лишь меньше половины.

Но даже по этим фрагментам можно увидеть уровень мастерства авторов. Специалисты сравнивают изображение с самыми совершенными образцами византийской живописи того времени - иконами Владимирской Богоматери и фресками Дмитриевского собора во Владимире.

Если вам интересны художественные, исторические, иконографические подробности, профессиональный взгляд, цифры, факты, исследования, можно почитать об этом в «Истории византийской живописи» В. Н. Лазарева.

Еще есть интересное исследование про реставрацию мозаик, правда, на английском языке: Mosaics of Hagia Sophia, Istanbul: The Fossati Restoration and the Work of the Byzantine Institute, Natalia B. Teteriatnikov.

Другие достопримечательности собора, оставшиеся с византийских времен

Находясь на нижнем уровне храма, обратите внимание на омфалион - место коронации императоров Византии.

Чтобы его найти, встаньте под центром купола и посмотрите направо. Это большой квадрат, выложенный цветным камнем, в центре его - круг, на который ставили трон для вновь провозглашенного императора.

По широкому проходу поднимитесь на второй ярус, который использовали церковные синоды и где совершали богослужение женщины. Обратите внимание на интересный наклон дороги - он был рассчитан специально для того, чтобы добиться максимальной плавности при движении, когда императрицу несли на паланкине (носилках на двух жердях).

С верхнего этажа вы сможете получше разглядеть мозаики, посмотреть на нижний уровень с двадцатиметровой высоты, обратить внимание на разницу в восприятии огромного пространства снизу и сверху.

Прогуляйтесь по верхним галереям и найдите Ложу императрицы , расположенную в центре западной галереи.

Отсюда ей открывался отличный вид для наблюдения за ритуалами и церемониями.

Проходя по северной галерее, подойдите к перилам и попробуйте найти на них «граффити» (в переводе с итальянского это слово обозначает «царапины»). Это вовсе не «хулиганство» наших современников, это скандинавские руны - следы, которые в IX веке оставили варяжские воины, видимо, хотели увековечить память о себе.

В южной галерее вы увидите массивную мраморную дверь , которую в свое время члены Синода использовали для входа и выхода в комнату собраний

Османская Айя-София - мечеть

1453 год был последним годом существования христианского Собора Святой Софии. По описаниям историков 29 мая 1453 года в нем состоялась последняя служба, во время которой в храм ворвались османы и разграбили его, не пощадив молящихся. Уже 30 мая Мехмед II приказал переделать Собор Святой Софии в мечеть.

На протяжение следующих пяти веков мечеть, получившая название Айя-София, так же, как и когда была христианским храмом, продолжала претерпевать изменения - ее восстанавливали после разрушений, реконструировали, добавляли одни и убирали другие элементы декора.

В первую очередь к собору пристроили минареты (сначала два наспех при Мехмеде II, затем еще два - при Селиме II и Беязиде II) и заштукатурили мозаики и фрески, в юго-восточную часть храма поместили михраб.

Заменили серебряные канделябры на железные, а позже, при Ахмете III, повесили огромную люстру, которая освещает собор по сей день.

Существенно изменился внешний вид уже в 16 веке, когда здание мечети было решено укрепить массивными контрфорсами.

В середине 19 века была произведена серьезная реставрация храма, которой занимались швейцарские архитекторы - братья Гаспар и Джузеппе Фоссати.

В 1935 году, под правлением Ататюрка, когда Турецкая республика была провозглашена светской, Айя-София обрела статус музея.

Ей возвратили фрески и мозаики, с которых были счищены многовековые слои штукатурки, а для мусульманских обрядов, проводимых сотрудниками музея, выделили небольшое пространство.

Достопримечательности османских времен

С момента превращения христианского собора в мечеть и на протяжение последующих пятисот лет почти каждый османский султан привносил в интерьер Айя-Софии что-то свое.

Каллиграфические надписи

Первое, что бросается в глаза - огромные круги и прямоугольные свитки с каллиграфическими надписями на фоне православной тематики.

Это крупнейшие каллиграфические панели в исламском мире, на них написаны имена пророков и первых халифов. Сделаны они из ослиной кожи.

Мраморные вазы

На первом ярусе у боковых нефов вы увидите огромные вазы, высеченные из цельного куска мрамора.

Они были привезены в Собор из в конце 16 века в период правления Мурада III и использовались для хранения воды - около 1250 литров в каждой.

Библиотека Махмуда I

В 1739 году по инициативе Махмуда II в соборе была построена библиотека. Эта комната, расположенная на первом ярусе в южной галерее, была богато и со вкусом украшена мрамором и изникской плиткой. Библиотека имела читальный зал, соединенный коридором с книгохранилищем. В его шкафах, сделанных из розового дерева, насчитывалось более 5000 книг. В наше время они все хранятся в библиотеке мечети Сулеймание под названием «Специальная коллекция Святой Софии».

На восточной стене библиотеки висит «тугра» - каллиграфическая подпись Махмуда I, который проявлял большой интерес к Святой Софии - помимо библиотеки он приказал отремонтировать собор, во дворе установить фонтан для омовений, на территории организовать столовую для бедных.

Ложа султана

Маленькая «комнатка», в которой султан мог участвовать в ритуалах, не будучи замеченным публикой. Высокие резные решетки укрывали его не только от глаз простого народа, но и от недоброжелателей - обеспечивали безопасность.

Ложа и правда напоминает золотую клетку - красивая резная шестигранная коробочка, водруженная на устойчивые подпорки. Нижняя часть ложи - мраморная ажурная панель, а верхняя - деревянная, покрытая золотом.

Решетки выполнены в турецком стиле, а несущие колонны - византийские.

Ранее ложа находилась на апсиде, имела другой внешний вид, но в 1847 году при реставрации храма братья Фоссати декорировали ее и перенесли туда, где она находится по сей день.

Загадочное холодное окно

У входа, предназначенного для султанов, было прорезано небольшое окошко. Удивление вызывает особый микроклимат, который образовался рядом с ним - в любую погоду, даже в самый жаркий и безветренный день, здесь всегда прохладно.

Плачущая колонна

Эта колонна имеет особенность - стены ее всегда влажные. Когда она начала «плакать», и когда ее стали так называть, доподлинно неизвестно, но сегодня она стала настоящим туристическим «аттракционом» - ведь люди во все времена верят в то, что, исполнив некий ритуал, они станут здоровее, богаче, счастливее.

История «волшебства» берет начало с византийских времен, когда на колонне висела икона Николая Чудотворца, к которой христиане приходили просить об исцелении.

После того, как храм был захвачен османами, икону сорвали, а на ее месте оказалось отверстие. Мусульмане придумали собственный ритуал - в это отверстие нужно вставить большой палец, остальными четырьмя очертить круг и загадать желание. Если палец станет влажным, желание сбудется. Ритуал актуален и сегодня. Вот такая история.

Где она находится? Вам не составит труда ее найти - где очередь, там и колонна.

Некоторые цифры

Часто наше впечатление от визуального восприятия помогают дополнить цифры и факты. Вот некоторые измерения и подсчеты:

  • площадь собора - 7570 кв.м;
  • высота от пола до вершины купола 55,6 м;
  • колонны: всего 104, в нижней галерее 40, в верхней 64;
  • диаметр купола: 31,87 метр - с севера на юг, 30,87 - с востока на запад;
  • количество окон в куполе - 40;
  • вместительность 100 000 человек;
  • диаметр каждого круга с каллиграфическими надписями -7,5 метров.

Было в византийские времена:

  • 6000 огромных канделябров;
  • 6000 переносных подсвечников;
  • каждый переносной подсвечник весил 45 кг.

Современная Святая София - Айя София - музей

Сегодня ведется огромное количество дискуссий на тему принадлежности собора и возврата его христианскому миру. Пока ведутся диспуты, Айя-София продолжает оставаться музеем мирового значения, удивительным образом сочетающая в себе элементы разных эпох, мировоззрений и культур.

Каждый год сюда приходит около трех миллионов человек.

Начать осмотр музея можно с западного сада, в котором собраны остатки колонн и другие фрагменты первых двух церквей, найденные в ходе раскопок, проводимых Стамбульским Институтом археологии.

Потом пройти внутрь, осмотреть все, что вас заинтересовало, на выходе зайти в бывший баптистерий собора, где теперь находится мавзолей Мустафы I и Ибрагима.

И в завершение посмотреть на мавзолей султана Селима II - произведение гениального Мимара Синана, мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, которые находятся на небольшой отдельной территории слева от выхода из баптистерия.

Как добраться

Музей Айя-София находится в самом сердце исторической части города - в районе Султанахмет.

Сюда можно доехать на трамвае ветки Т1, которая проложена практически через весь центр и соединяет район Зейтинбурну и Кабаташ.

Вам нужна остановка «Sultanahmet. Blue Mosque» - название еще одной знаменитости, Голубой мечети.

Выйдя из трамвая, вы окажетесь точно напротив мечети, а слева от нее примерно в пятистах метрах находится Айя-София. Ее трудно не заметить.

Время работы

Музей работает:

  • с 15 апреля по 25 октября с 9.00 до 19.00, кассы и вход в музей закрываются в 18.00;
  • с 25 октября по 15 апреля с 9.00 до 17.00, кассы и вход в музей закрываются в 16.00.

Учитывайте, что практически всегда в музей есть очередь как минимум на 15 минут, в туристический сезон можно простоять и час. Рассчитывайте свое время, не откладывайте визит на вечер.

Также имейте в виду, что:

  • с мая 2016 года музей закрыт по понедельникам;
  • вы не сможете посетить музей в первый день Рамадана и в дни проведения Фестивалей Жертвоприношений (Sacrifice Festivals).

Стоимость билетов и способ их покупки

Обычный полный билет стоит около 12 евро или 14 долларов (40 TL).

Студентам льгот нет.

Бесплатно могут пройти:

  • турецкие дети до 18 лет;
  • дети иностранных граждан до 12 лет;
  • граждане Турецкой Республики старше 65 лет;
  • инвалиды и один сопровождающий;
  • солдаты и сержанты;
  • владельцы карт COMOS, UNESCO, ICOM;
  • студенты, обучающиеся в Турции по программам обмена (например, Erasmus) при предъявлении контракта.

Купить билет можно:

Вход на территорию захоронений султанов свободный.

Что посмотреть рядом

Рядом, конечно же, много всего интересного - и Голубая мечеть, и Дворец Топкапы, и Археологический музей, и музей исламского и турецкого искусства, и еще много чего.

Но раз уж в этом тексте речь идет о главной достопримечательности византийского православия, дабы не смешивать все вместе, назову лишь пару тематических мест.

Собор Святой Ирины

Выйдя из Айя-Софии прогуляйтесь в сторону дворца Топкапы, буквально в пяти минутах ходьбы вы увидите еще один собор, который совсем недавно открыли для посетителей.

Это один из старейших храмов Константинополя - Собор Святой Ирины, который после строительства Святой Софии был объединен с нею.

Сейчас там еще вовсю ведутся реставрационные работы, и лично мне очень понравилась идея открытия собора-музея для посещения на раннем этапе его восстановления.

Кучук Айя-София (Малая Святая София)

Я уже писала, что пятью годами раньше начала строительства Святой Софии ее архитекторы Анфимий и Исидор построили храм Великомучеников Сергия и Вакха. Юстиниан его очень любил и пригласил тех же зодчих повторить его образ в более крупном масштабе, поэтому в сходстве соборов нет ничего удивительного.

В период Бейязида II османы превратили храм Сергия и Вакха в мечеть и дали ей название «Кучук Айя-София», что значит «Маленькая Святая София».

Если вы пройдете от музея Айя-София в сторону Голубой мечети, затем будете двигаться вниз в сторону моря,

вы попадете в довольно тихое место. Лично мне здесь очень нравится.

Зайдите во двор, познакомьтесь с его «обитателями».

А потом пройдите внутрь.

Мозаики все еще покрыты штукатуркой, внутреннее убранство скучновато, здесь нет ничего такого, от чего захватывает дух.

Но мне было любопытно сравнить собор с его «младшей сестрой», и впечатления остались довольно интересные. Зайдите, проверьте, это не займет слишком много времени.

Музей мозаики

И, если хотите дополнить художественный образ древнего Константинополя, зайдите в музей византийской мозаики, который находится на месте бывшего Большого Дворца императоров, буквально за Голубой мечетью.

Великолепные византийские мозаики были обнаружены при раскопках Большого Императорского дворца, но это уже другая история...

После музея

Лично я не люблю смешивать впечатления и сваливать их в одну кучу, поэтому после Святой Софии и близлежащих (в первую очередь, тематически) достопримечательностей рекомендую просто неспешно прогуляться.

Если ваша «экскурсия» закончилась у Кучук Айя-Софии, то можно спуститься к морю, пройтись по набережной и заглянуть в один из рыбных ресторанов на пристани Кумкапы. Здесь очень спокойно, народу немного, всегда свежая и вкусная еда, очень приятное обслуживание - независимо от того, закажете ли вы полный обед или просто выпьете чашку кофе, вам уделят одинаково достойное внимание. Цены немного ниже, чем в туристическом центре города.

Если же вы остались около Айя-Софии, то прогуляйтесь вдоль трамвайных путей в сторону Эминёню. Здесь можно поглазеть на витрины маленьких магазинчиков, за 0.9 евро или 3 TL «отвоевать» мороженое (дондурму) у веселого продавца

посмотреть, как готовят манты и гёзлеме турецкие женщины в ресторане Han и соседнем Ela Sofia.

Конечно, вы можете их тут же и отведать. Мы заходили в этот ресторанчик ради интереса. Вкусно? да. Дорого? Да.

Нужно сказать, что здесь поесть бюджетно будет более проблематично, чем у моря, поэтому, если вы голодны, но не хотите тратить много денег и времени, дойдите до пристани Эминёню.

Любители рыбы могут попробовать знаменитый «балык экмек» - рыба в хлебе. Свежевыловленную сардинку обжаривают при вас и кладут в хрустящий хлеб, щедро добавив зеленый салат и лук 0.9 евро (3 TL), а рядом можно купить стаканчик с маринованными овощами за ту же цену.

Если вы не едите рыбу, то вам подойдут любимые стамбульцами «тефтельные» (или «котлетные»?). Здесь все быстро, вкусно, недорого. Такие заведения называются «köftecisi», они бывают подороже, такие, например, как на фото ниже.

Есть и попроще, туда в основном ходят местные жители. Качество еды везде одинаково хорошее.

Если же вы не голодны, замечательным завершением прогулки будет парк Гюльхане. Вход в него (бесплатный) находится сразу за чередой магазинчиков и кафе, мимо которых вы проходили вдоль трамвайных путей.

а можно просто погулять, помечтать, усвоить новые впечатления,

подняться на возвышенность и полюбоваться городом.

Желаю удачи в путешествии!

Есть что добавить?

В целом является музей Айя-София . Всемирно известный памятник византийского зодчества и символ “золотого века” Византии построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет). Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, “висящий” над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.

История Собора Святой Софии

Еще до строительства нынешнего здания Святой Софии , в 324-337 годах при византийском императоре Константине I, на этом месте была построена небольшая базилика. В период с 360 по 380 год, базилика находилась в руках ариан (по приказу Константина I в 325 году в г. Никея /сегодня город Изник/ был созван I Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, и принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан). Император Феодосий I в 380 году передал базилику православным и лично ввёл в собор , вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Базилика построенная при византийском императоре Константине I, сгорела во время народного восстания в 404 году. В 415 году, уже вновь выстроенная церковь также была уничтожена пожаром. Повелением императора Феодосия II в том же году и на том же месте была выстроена новая базилика. Она просуществовала более 100 лет и сгорела дотла 13 января 532 года во время бунта “Ника”.

“Церковь Премудрости Божией”

История нынешнего здания “Церкви Мудрости” началась почти полторы тысячи лет назад, когда император Юстиниан , подавив восстание “Ника”, повелел построить новую церковь на месте разрушенных храмов -предшественников. Для руководства постройки нового храма Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Новый храм должен был символизировать величие империи и превзойти грандиозностью и роскошью все когда-либо существовавшие храмы.

Строительство собора

Строительство собора длилось 5 лет, а трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. В отделке был употреблен мрамор из Мраморного острова / Мармара Адасы (Остров в Мраморном море, знаменит месторождением белого мрамора, давшее название острову и Мраморному морю) и из . Колонны для церкви привезли из разных храмов: колонны из зелёного мрамора из великолепного , а порфировые колонны из храма Солнца в Риме. Тут, впервые применяются так называемые “пендантивы ” – треугольные сферические элементы купола, при помощи которых можно возвести купол над четырехугольной конструкцией здания. Собор Святой Софии был торжественно открыт 27 декабря 537 года, но страдал от землетрясения не один раз. А в 1204 году, когда участники 4-го крестового похода разграбили Константинополя , Софийский собор утратил много драгоценных священных христианских реликвий, в том числе и Туринская плащаница.

Мечеть Айя София

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем , а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Отели рядом

Время работы музея Айя София:

Зимой:
с 1 Ноября по 15 Апреля: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 17.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)
Весной, Летом и Осеню:
с 15 Апреля по 1 Ноября: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 19.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)
Входная плата составляет 60 лир (2019 год).

Фото Айя Софии в Стамбуле





Текст статьи обновлён: 2.02.2019

В предпоследней главе с отчетом о путешествии по Турции на автомобиле мы посмотрели снимки обычных улочек Стамбула и получили представление об основных моментах богатейшей истории древнего города, узнали, каким образом она связана с нашей страной. Сегодня публикую заключительную, часть отзыва. Будем любоваться интерьерами самых знаменитых объектов Константинополя: мечети Султанахмет, подземного водохранилища Цистерна Базилика и главного храма для православных верующих — Айя-Софии.


Отзыв об экскурсии в Голубую мечеть в Стамбуле

Официально голубая мечеть называется Султанахмет (Sultanahmet Camii). Расположена она в европейской части города, в том же месте, где сосредоточены и другие известные достопримечательности Стамбула: Цистерна Базилика, Гранд-Базар, Галатский мост, дворец Топкапы и, конечно же, известный на весь мир Собор Святая София Константинопольская. Возведена мечеть архитектором Седефкаром Мехмет Ага в период с 1609 — 1616 гг. по приказу молодого султана Ахмеда I. Европейские туристы называют Султанахмет Голубой мечетью, поскольку интерьер украшают двадцать тысяч керамических изразцов лазурного цвета.

Султанахмет — одна из трех мечетей в Турции с шестью минаретами (две другие: современные Sabancı Merkez Camii в городе Адана и Hz. Mikdat Mosque в Мерсине). Гиды рассказывают туристам разные легенды о Голубой мечети. Одна из них про минареты: мол Султан Ахмед I приказал сделать минареты из золота, но казна империи была пустая. Тогда архитектор предложил вместо 4-х построить 6 минаретов, чтобы Султанахмет была особенной.

Поскольку к площади Султанахмет мы подошли со стороны Египетского обелиска, то первой достопримечательностью, посещенной нами в то утро, стала Голубая мечеть. Несмотря на то, что время было не раннее, туристов здесь еще не слишком много.

Во двор культового сооружения можно пройти свободно, но, в отличие от Айя-Софии, Султанахмет – это действующая мечеть, поэтому здесь нужно соблюдать особые приличия при посещении.

Мечеть впечатляет своими размерами, колоннами и арочными террасами. К сожалению, когда мы пришли, приближалось время полуденной молитвы — на посещение оставалось не более получаса.

Постояли в очереди. Катя получила голубую «юбку» и платок.

До сих пор в мечети мне доводилось побывать лишь один раз: посетил Кул-Шариф в Казани. Поэтому сравнить мне особо не с чем. Но то, что мы увидели в Султанахмет, поражает своим величием, легкостью и красотой!

Особая, воздушная атмосфера в мечети создается лучами света, проникающими в помещение через 260 окон.

Размеры центрального зала составляют 64*72 метра. Диаметр главного купола -23,5 метра. У западных ворот когда-то висела железная цепь – султан, въезжая через них на коне, был вынужден пригибаться, тем самым выражая почтение Аллаху.

Огромный купол поддерживается четырьмя громаднейшими колоннами. Диаметр каждой из них — 5 метров.

Кроме самой мечети, в комплекс входит медресе, больница, почивальня и кухня. Но в XIХ веке госпиталь и дом для отдыха были разрушены.

Правила посещения Голубой мечети

Мечеть Султанахмет является действующим религиозным заведением, поэтому при ее посещении у Туристов возникают вопросы о стоимости билетов, о том, как одеваться, где оставить обувь и тому подобное. Ниже ответы на подобные вопросы.

  1. Лучше всего запланировать экскурсию так, чтобы очутиться в районе Голубой мечети в первой половине утра. Молитвы проводятся пять раз в сутки. Первая — на рассвете, последняя — на заходе солнца. Мечеть закрывают для туристов на 90 минут во время каждой молитвы. Желательно избегать посещения в это время (особенно в полдень в пятницу) или в течении получаса, после призыва муэдзина.
  2. На входе бесплатно выдают пластиковые пакеты для обуви, которую нужно снять, входя в храм. Учтите, что за вход денег не берут.
  3. Женщины должны укрывать голову при входе в мечеть (косынки также выдают бесплатно). Носить их нужно так, чтобы одинаковое количество ткани использовалось с обеих сторон. Один конец нужно обернуть вокруг шеи, закинув за плечи и укрыв их. Не нужно закрывать лицо, прячьте лишь волосы.
  4. Внутри мечети нельзя шуметь и пользоваться вспышкой на фотоаппарате, без причины пялиться и фотографировать молящихся людей.
  5. На выходе пластиковые пакеты для обуви и платки сдаются. Вы можете сделать пожертвования на содержание данного религиозного комплекса.

Адрес голубой мечети: Sultanahmet Mh., At Meydanı No:7, 34122 Fatih/İstanbul. GPS координаты: 41.005699, 28.977012.

Вышли из мечети, заряженные каким-то позитивом, впечатленные масштабами строения. Следующая экскурсия в Айя-Софию.

Но погода стала портиться: набежали тучи, вот-вот случится ливень. В кассы Айя-Софии — очередь, поэтому бежим под землю: в Цистерну Базилика. Вход в нее находится в небольшом зданьице напротив Айя-Софьи слева (если стоять на площади Султанахмет лицом к храму и спиной к мечети).

Фотография 12. Туристы на площади Султанахмет. Цистерна Базилика — за деревьями, слева от Айя-Софии. Какие достопримечательности можно увидеть в Стамбуле за полдня. 1/320, -0.67, 320, 14.

Отзывы об экскурсии в Цистерну Базилика

Как жалко, что сюда нельзя пронести штатив! Покупаем билет, спускаемся по ступенькам вниз, и оказываемся в зазеркалье…

Цистерна Базилика (по-гречески — Βασιλική Κινστέρναı, по-турецки — Yerebatan Sarnıcı, что значит «цистерна, погруженная в землю») – это крупнейшее из нескольких десятков античных водохранилищ Константинополя. Построена она в 150-ти метрах от Айя-Софии, под площадью Стоа Базилика (Stoa Basilica) на первом холме Константинополя.

Строить водохранилище начали при римском императоре Константине I (306- 337 гг.), а закончили 532 году нашей эры. По своим размерам Цистерна Базилика – это как собор, закопанный в землю: 138 на 64,6 метров. Здесь содержался запас воды на случай засухи или войны (80 тыс. куб. метров). Для строительства водохранилища со всех концов империи свозили мраморные колонны, ранее стоявшие в античных храмах. Всего их 336 штук: 12 рядов по 28 колонн высотой 9 метров.

Все колонны отличаются по стилю. Особенно впечатляют туристов две: с головами медузы Горгоны в основании. Никто из археологов не смог узнать, из какого храма их доставили.

С момента своего строительства Цистерна Базилика несколько раз реконструировалась: первый — в 1723 году (год основания Екатеринбурга), восстановительные работы провел архитектор Мухаммад Ага из города Кайсери, во второй раз — в XIX веке. В 1968 году отремонтировали треснувшие колонны и каменную кладку стен. В 1985 году Стамбульский метрополитен провел генеральную уборку: вывезли 50 тысяч тонн хлама. Для туристов достопримечательность открыли в 1987 году.

Время работы музея «Цистерна Базилика» — с 9 до 17:30 (зимой), кроме первого дня во время религиозных праздников, и первого января. Летом достопримечательность открыта на один час дольше: до 18:30. Цена билета — 20 лир (6,5 долларов) с одного туриста.

Выходим на улицу. Дождь закончился. Можно подкрепиться вкуснейшей вареной кукурузой и идти стоять в очереди в музей Айя-София.

Во многих отчетах туристов перед поездкой в Турцию мне приходилось читать советы приходить сюда заранее, чтобы не ждать по нескольку часов. Ну, наверное, июнь 2016 года — особенное время, и из-за терактов сократилось число европейцев, а российским туристам запретили вообще продавать сюда путевки. Поэтому в кассу стояло не более пятидесяти человек, и на покупку билетов мы потратили не дольше 15-ти минут.

Собор Святой Софии (Премудрости Божией матери, Святая София Константинопольская, Айя-Софья (по-гречески Ἁγία Σοφία)) – наверное, самое известное и впечатляющее здание Стамбула.

И это – третья реинкарнация храма. Сначала, 15 февраля 360 года, Константин II построил акрополь, представляющий собой традиционную латинскую Базилику с колоннами, галереями и большой балочной крышей. В 404 году первая София, сгорела во время бунта.

Затем император Феодосий II открыл 10 октября 405 года новую версию, простоявшую до 532 года, когда во время «Бунта Ника» его снова сожгли и разрушили.

И вот уже через несколько дней после разрушения император Юстиниан I повелел заложить Айю-Софию v 3.0, которая должна была стать краше и величественнее, чем ее предшественники.

Здание Собора Святой Софии состоит из 2-х этажей, в центре — гигантский неф, покрытый огромным куполом, окруженным куполками поменьше.

Размеры храма впечатляют: 82 на 72 метра в плане, диаметр купола 33 метра, высота — около 55 метров. Представьте только, более 1500 лет назад построили эту громадину, не имея кранов, экскаваторов и грузовиков! В те времена, более 1000 лет с момента своей постройки, Святая София Константинопольская, оставалась самым крупным храмом христианского мира, пока в Риме не воздвигли Собор Святого Петра.

За 1400 лет, что Айя-София украшает город, она побывала собором, мечетью (после падения Константинополя в 1453 году и захвата его османами), а теперь является музеем (с 1935 года).

История строительства Айя-София началась в 532 году нашей эры, когда бунт Ника, одно из самых масштабных восстаний в истории города, поразил Константинополь.

В то время во главе империи стоял Юстиниан I, правивший страной уже в течение 5 лет и утративший популярность у населения. Столкновения начались на ипподроме, с потасовки между двумя группами, болельщиков (синяя и зеленая), быстро распространились по городу под крики «Ника» (по-гречески, победа) желавших свергнуть ненавистного тирана. Народу не нравились высокие налоги – вот, что было причиной «бурления масс». Император стянул войска и жестоко покарал, бунтовщиков.

На месте сожженного во время бунта храма решено заложить новый, еще более прекрасный. Античный стихотворец Павел Силенциарий, современник строительства, описывал Айя-Софию, как триумф Юстиниана I и всего христианства: «Я говорю! Прославленный Римский Капитолий, уступи дорогу! Мой император превзошел это чудо, как Бог превосходит идолов!». В общем, Россия – наследница Византии, и, как видно, льстить царям научились у нас издревле.

Для строительства собора император Юстиниан I прислал двух лучших специалистов, своего времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Профессор W. Eugene Kleinbauer пишет, что «современники не называли их архитекторами (хотя в 6 веке, это слово уже было в обиходе), их величали mechanikoi или mechanopoioi , а эти термины означают очень небольшое количество практиков искусства проектирования зданий, машин или других сложных конструкций.

Архитекторы возвели собор за рекордные 6 лет. Для сравнения, собор Нотр-Дам де Пари в Париже средневековые строители строили почти 100 лет. Спешка стала причиной некоторых проблем: античные источники (как писатель Прокопий Кесарийский) сообщают, что у строителей были проблемы с возведением купола — конструкция чуть не упала во время стройки. Для распределения веса купола, использовалась система колонн. «Колонны были не рассчитаны на такую массу, и неожиданно стали расходиться в стороны», — пишет Прокопий Кесарийский. Тем не менее, Исидор и Анфимий заставили куполообразную крышу стоять.

Вид собора поражал. «Кажется, купол не лежит на твердых стенах, а свисает с небес на той золотой цепи», – написал Прокопий Кесарийский.

К несчастью, купол так и не устоял: рухнул через пару десятков лет. И уже Исидор Младший воздвиг новую крышу, простоявшую (с небольшими реконструкциями) 1400 лет до наших дней.

Купол Айя-Софии лежит не на цилиндре, а на «парусах» — сферических треугольниках, венчающих колонну. Они-то и позволяют удерживать такую огромную массу и выполнить помещение в виде квадрата.

Под куполом — 40 окон, через которые попадает солнечный свет в храм. Во времена Юстиниана I стены были позолоченными, и казалось, что свет растворял стены и создавал атмосферу священной тайны… Как говорят, император вошел в построенный храм, и произнес: «Соломон, я превзошел тебя!» (речь идет о, Иерусалимском храме).

Современные посетители отмечают, что в Айя-Софии есть два уровня: первый этаж и галерея выше. Наличие этих двух этажей может говорить о том, что людей в Византийской империи делили по полу и сословию.

Часть галереи служила для императора и его супруги. В неф можно войти через девять дверных проемов. Центральные имперские ворота служили дверью для императора и его слуг.

На момент открытия убранство Айя-Софии, по-видимому, было очень простым: например, из украшений — только кресты. Но со временем оно менялось, появлялись орнаменты и мозаики. В течении столетий после Юстиниана I добавлялось большое количество мозаик, портретов императоров и членов их семей, изображений Христа.

Однако, в VIII-IX веках наступает период иконоборчества в Византийской империи и некоторые мозаики были уничтожены. Иконоборчество бушевало в период с 726 по 787 и с 815 по 843 годы. В это время издан закон «О запрете изображений людей», крест объявлен наиболее приемлемым украшением для византийских церквей. Борцы с иконами боялись, что молящиеся направят свое почитание картинке, а не святому человеку, на нем изображенному. В общем: «Не сотвори себе кумира».

Как перестали бороться с иконами, каждый новый император желал оставить на стенах Айя-Софии свое селфи. Самая известная мозаика выложена на абсиде храма – четырехметровая Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях. Её выложили 29 марта 867 года на высоте 30 метров, над имперскими входными воротами в собор.

На втором этаже есть мраморные ворота — выбивающиеся из общего стиля. В зале исцарапаны стены. Ученые нашли надписи типа: «Здесь был Хальвдан…». Оставили их викинги в IX веке. Учитывая то, что русы пришли, скорее всего из Скандинавии, может, вещий Олег эти каракули и накарябал (моё личное ни на чем не основанное мнение).

Следующая страница в истории Айя-Софии открылась в 1453 году, когда Константинополь пал под натиском армии султана Мехмеда II, а Византийская империя прекратила свое существование.

К этому моменту держава уже долгие годы переживала агонию, Собор Святой Софии стоял в плачевном состоянии. Тем не менее, христианский храм произвел на османского правителя такое огромное впечатление, что он решил превратить его в мечеть. «Какой купол может соревноваться с десятью сферами небес! В этой работе превосходный мастер продемонстрировал всё, что знает архитектурная наука!» — писал османский историк Турсун-Бей.

К церкви пристроили четыре высоченных минарета (60 метров): «Одни из самых высоких, из когда-либо построенных». Все мозаики закрасили краской, кроме «Девы Марии с младенцем Иисусом» на апсиде. Кроме того, на колонны, обрамляющие апсиду и неф, повесили четыре монограммы халифов.

Стиль Айя-Софии, в частности, ее купола, влияли на османскую архитектуру еще долгие годы. Наиболее заметно это на примере внешнего вида Голубой мечети, построенной в Стамбуле в XVII веке.

В 1934 году правительство Турции секуляризовало Айя-Софию и превратило ее в музей. Турецкий Министерский Совет объявил, что, «из-за исторической значимости преобразование мечети, уникального архитектурного памятника искусства, расположенного в центре Стамбула, в музей благосклонно встретит Восточный мир. И превращение музея станет поводом для человечества, создать новый институт знаний».

Исследовательские, ремонтные и реставрационные работы в соборе продолжаются и по сей день. Святая София Константинопольская теперь — один из главных центров притяжения туристов в Стамбул.

Время работы музея Айя-София в летнее время (с 15 апреля по 25 октября) — с 9 до 19: 00. Билеты перестают продавать за один час до закрытия. В зимний сезон с (25 октября по 15 апреля) достопримечательность открыта с 9 до 17:00. Цена билета — 40 лир (14 долларов США). Координаты GPS: 41.008253, 28.979386.

Как сэкономить на посещении музеев в Стамбуле

В общей сумме стоимость билетов на экскурсию по знаменитым местам Стамбула оказывается ощутимой для кошелька туриста. Снизить затраты можно, купив музейную карту (Museum Pass Istanbul). По состоянию на декабрь 2016 года, ее цена составляет 85 турецких лир (приблизительно, 5 долларов США), то есть скидка составит около 35 лир.

Главное преимущество музейной карты — в музеи можно проходить без очереди!!! То есть турист имеет возможность существенно сократить потери времени.

Вот список музеев, которые можно пройти без дополнительной оплаты и без очереди:

  1. Собор Святой Софии (Hagia Sophia Museum).
  2. Дворец Топкапы и Гарем (Topkapi Museum and Harem).
  3. Археологический музей (Archaeological Museum).
  4. Музей мозаики (Mosaic Museum).
  5. Музей турецкого и исламского искусства (Museum of Turkish and Islamic Arts).
  6. Музей истории науки и технологий в Исламе (Museum of the History of Science and Technology of Islam).
  7. Музей Хора (Сhora Museum).
  8. Галата Мевлеви (Galata Mevlevi House Museum).
  9. Дворец Йылдыз (Yildiz Palace).
  10. Крепость Румели Хысар (Rumeli Hisari Museum).
  11. Музей Фетхие (Fethiye Museum).

Детям до 12 лет вход бесплатный. Музейная карта Museum Pass Istanbul безличная, но в один музей можно войти только единожды, то есть на семью из двух человек нужно покупать две штуки. Не путайте музейную карту для туристов с такой же, для граждан Турции: она называется «Müzekart» и стоит 30 турецких лир, иностранцам не подходит.

Конечно, за то время, что мы пробыли в Стамбуле (вечер в первый день по прилету в Турцию, вечер после возращения из Эскишехира, и один полный день) – очень и очень мало для знакомства с этим прекрасным городом. Атмосфера там такая, что можно даже не ходить ни в какие музеи: приятно просто сидеть на лавочке и глядеть на прохожих, наблюдать за вездесущими чайками и кошками.

Надеюсь, мы еще побываем в этой колыбели православной цивилизации… а в тот хороший день 4 июня 2016 мы вышли из Айя-Софии, пообедали в кафе и вернулись отдохнуть в гостиницу «Amaros Apartments». Вечером сели в трамвай Т-1 и, с пересадкой на метро, добрались в аэропорт. Отпуск в Турции закончился.

Вот мы с вами пришли к логическому концу эпопеи с четырнадцатью главами рассказа об отдыхе в Турции в мае-июне 2016 года. Потрясающе интересная страна, благодушные люди, великолепная природа и богатая история – делают ее такой привлекательной для десятков миллионов туристов со всего Света… и для нас так же.

Если вы читаете этот отчет, побывав в Турции уже после нашего отпуска, черкните пару строк с отзывами, пожалуйста! Может, ваша информация пригодится другим отдыхающим. Удачного отдыха, друзья!

P.S. Посмотрите профессиональное видео «Стамбул с воздуха» — множество достопримечательностей, в том числе и тех, что мы не увидели. Почувствуйте атмосферу этого старинного города.

Некогда самый большой христианский собор в мире, затем мечеть, а ныне музей – Айя-София по праву считается самой крупной жемчужиной в ожерелье достопримечательностей Стамбула. Иногда именуемый восьмым чудом света, достаточно скромный снаружи и головокружительный внутри, памятник византийской архитектуры не оставит равнодушным ни одного человека.

У собора Святой Софии весьма непростая история: он неоднократно разрушался, сгорал или перестраивался. В том виде, что мы видим его сегодня, Айя-София (с небольшими изменениями) стоит с 537го года. Первый храм Софии заложили на рыночной площади Августион в начале IV века при императоре Константине I. Тем не менее существуют расхождения в источниках: считается, что "великую церковь" достраивал уже сын Константина I, император Констанций II. В любом случае, тот храм не простоял и века, сгорев в 404м году. На его месте возвели новую церковь, которая через 11 лет тоже целиком сгорела. В том же году возвели новую базилику, в итоге сгоревшую в 532м году во время восстания "Ника", крупнейшего бунта в истории не только Константинополя, но и всей Византийской империи. Сейчас сложно представить, но разборки, так скажем, фанатских группировок на ипподроме переросли в масштабное восстание, сопровождавшееся массовыми убийствами, пожарами и разграблением города. Повстанцы даже успели выбрать нового императора. Правивший в те годы Юстиниан собирался покинуть город, однако его жена заявила, что лучше выберет смерть, нежели позорный побег. Заручившись поддержкой армянского полководца Нарсеса, Юстиниан атаковал бунтовщиков, собравшихся на ипподроме для коронации своего провозглашенного императора. Погибло около 35 тысяч человек.

После подавления бунта на том же самом месте Юстиниан повелел возвести храм, который станет символом величия Византии и превзойдёт все существовавшие на тот момент храмы. Для реализации грандиозной идеи он привлёк двух известных архитекторов, Анфемия Тралльского и Исидора Милетского, отличавшихся нетрадиционным и системным подходом к строительству. Близлежащие к площади Августион частые территории были выкуплены, и за рекордные 5 лет силами 10 тысяч рабочих в Константиполе возник собор Премудрости Божьей. После взятия Константинополя султаном Мехмедом Фатихом собор был преобразован в мечеть. Айя-София подверглась перестройкам, постепенно возвели 4 минарета, дополнительно поддерживающие и укрепляющие периметр сооружения. В 1935м году по указу Ататюрка, основателя турецкой республики, Айя-Софию преобразовали в музей, где уже более 80 лет посетители любуются и восторгаются смешением разных эпох, исламской и христианской символики.

Обращаю внимание, что чтобы попасть внутрь, Вам скорее всего придётся отстоять длинную очередь, поэтому рекомендую прийти хотя бы за полчаса до открытия. После покупки билета стоимостью 30 лир и серьёзного досмотра Вы через внутренний двор попадёте в нартексы, соединённые между собой узкими арочными сводами. Мозаичные плиты с орнаментом на стенах были привезены уже после того, как Айя-София обрела статус мечети.

Нартексы предназначались для приготовлений к молитвенному ритуалу перед тем, как пройти в главный зал собора/мечети. Крестообразные своды выглядят изрядно потрёпанными временем и сыростью.

Когда попадаешь в главную часть через одни из 9 ворот, голова кружится от объёмов сооружения. Ведь более 1000 лет собор Премудрости Божьей являлся самым большим храмом христианского мира, пока не построили собор Святого Петра в Риме.

Большая часть посетителей собора ходят с задранными вверх головами, разглядывая огромный купол и соседство медальонов с арабской вязью с изображением Дева Марии на сводах.

К центральному куполу с востока и запада примыкают две ниши с полусферическими сводами. Как и в других мечетях Стамбула, искать абстрактные и необычные сопряжения поверхностей сводов стало одним из обязательных направлений съёмки.

Отдельно стоит остановиться на центральном куполе (слева). Такой необычный ракурс, честно скажу, отчасти обусловлен проводимыми в Айя-Софии на момент моего визита реставрационными работами. Внушительные строительные леса поднимались под самый потолок и лезли в кадр. Впрочем, на куполе мы ещё остановимся ниже.

Обтянутые кожей 8 дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса – одни из главных святынь Айя-Софии.

Они несут на себе имена Аллаха, пророка Мухаммеда и его внуков Гасана и Гусейна, а также имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али.

Идём в дальнюю от входа юго-восточную часть, где расположен алтарь. Справа от алтаря возвышается минбар – кафедра, с которой имам в день пятничного намаза читает проповеди.

Михраб, как полагается, направлен в сторону Мекки и Каабы.

Изящная ложа султана находится на возвышении слева от михраба.

У правой, южной, анфилады за золочёным ограждением располагается библиотека, привезённая в годы правления султана Махмуда I в XVIII веке.

В Айя-Софии также проходила выставка арабской каллиграфии. Тонкость линий вызывает лишь восхищение.

"Плачущую колонну" из-за большого скопления туристов около неё фотографировать не стал. В покрытой конденсатом колонне имеется отверстие, в которое надлежит вставить большой палец и совершить кистью полный круг, предварительно загадав желание. Говорят, желание обязательно исполнится. Но лучше поднимемся повыше. Ведь полноценное впечатление о масштабах собора/мечети можно составить, только поднявшись в галереи второго уровня.

Для отделки собора использовались 12 сортов мрамора, самый лучший камень везли из Спарты, Ливии, Греции, Египта.

Со второго яруса можно получше поразглядывать своды, полусводы, ниши и сохранившиеся или частично восстановленные фрески с росписями на них.

Во времена Османской империи православные фрески и мозаики в Айя-Софии сразу же замазали штукатуркой. И лишь после преобразования мечети/собора в музей при Ататюрке начались восстановительные работы. Интересно только, а до купола подданные султанов тоже сумели добраться?

На верхнем ярусе значительно меньше народа, хотя повторюсь, побывать в храме и не подняться по пандусу на второй этаж – настоящее упущение.

В галереях глазу и объективу есть за что зацепиться, начиная от росписи арочных сводов и резных капителей колонн до уникальных фресок и мозаик.

Император Иоанн II c женой Ириной и сыном Алексеем, предстоящие перед Богородицей.

Иисус Христос на престоле с Евангелием, рядом император Константин IX c женой Зоей.

Наибольший интерес представляет мозаика "Деиисус", датируемая XIII веком. Иисус Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя судит человечество за грехи.

Сверху было видно, как всё прибывали и прибывали туристические группы, заполняя собой, казалось, всё доступное пространство собора. Но не удержался и, когда спустился вниз, то направился не в сторону выхода, а в центр зала, чтобы сделать ещё несколько снимков купола.

Купол диаметром 31 метр и высотой 55 метров поддерживают четыре массивных столба, заканчивающихся сферическими треугольниками, пандативами, через которые вес массивного купола перераспределяется на полусводы двух примыкающих нефов. На пандативах сохранились изображения крылатых херувимов.

Подкупольное пространство освещается через 40 арочных окон.

Однако этих и остальных окон в соборе недостаточно, поэтому с потолка свисают массивные люстры, через которые также можно ловить нетривиальные ракурсы.

Посетить Айя-Софию обязательно стоит в силу уникальности сооружения, побывавшего за свою историю и собором, и мечетью, и теперь открытого для всех в качестве музея. Где ещё Вы сможете увидеть подобное смешение христианства и мусульманства? Все религии изначально учат одному и тому же, но предназначены для разных народов. Айя-София может служить символом такого единства.

Продолжая рейд по самым главным достопримечательностям Стамбула и, перейдя площадь, можно оказаться в главной мечети города, Голубой. О ней рассказ пойдёт дальше. Keep it locked!

Другие посты о Стамбуле :

Дворец султанов Топкапы и гарем

Музей Айя-Софья .

В самом сердце древнего Константинополя (Стамбул) возвышается мечеть Айя София - в переводе с греческого «Священная Премудрость». Церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом и Айя София на турецком — бывшая византийская церковь Константинополя и бывшая Оттоманская мечеть Стамбула.

Всемирно известный памятник византийского зодчества и символ «золотого века» Византии построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет).

Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, «висящий» над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.

Мечеть Айя София, бывший величайший Византийский храм Святой Софии,имеет многовековую и непростую историю, связанную с множеством жертв, разрушениями, землетрясениями и войнами. Ныне здание Софийского собора служит музеем и признано одним из самый больших и красивейших сооружений мира.

Собор Святой Софии (Айя-София ) был освящен всего через пять лет, одиннадцать месяцев и десять дней (27 декабря 537 г.) после того, как император Юстиниан I (527-565 гг.) заложил первый камень в его фундамент.


Саша Митрахович 08.09.2015 15:58


Айя-София (Божественная Мудрость) стоит на месте древнего акрополя.

Изначально Айя София строилась как величайший христианский храм Византии. Первая церковь была заложена здесь Константином Великим в 330 году, она сгорела 75 лет спустя.

Первый камень нынешнего здания был заложен в 532 году при Юстиниане. В 537 году храм был освящен и прослужил более тысячи лет в качестве православного храма. Последняя христианская служба состоялась здесь 28 мая 1453 года.

Для возведения храма были доставлены лучшие строительные материалы: золото, мрамор, слоновая кость, серебро; использованы отдельные элементы из древних храмов Эфеса и Рима.

Для украшения интерьера материалы завозились отовсюду — так, белый мрамор для нефа мечети «родом» с Принцевых островов, розовый мрамор с прожилками — из Карахисар Афён, порфир — из Египта, зеленые порфиры — из Тесельи и Моры, а желтый мрамор и вовсе из Алжира.

Под руководством Анфимия из Тралл и Исидора из Милета на его строительстве трудилось около 10 тыс. рабочих. Их работа стала техническим триумфом, даже при том, что структура здания была значительно повреждена сильными землетрясениями. Оригинальный купол разрушился после землетрясения в 558, его заменили лишь в 563. Купол был усилен, но все равно подвергался частичному разрушению в 989 и 1346 годах.

Антоний Новгородец, русский паломник, описывая великолепие и богатство храма, указывал на золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценностями, на золотые лампады и полы, великолепные фрески на стенах.

Строительство продолжалось около 6 лет, на что потребовалось 3 годовых дохода Византии. Христианство получило самый большой храм в мире. После завершения строительства Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел Вас!»


Саша Митрахович 08.09.2015 16:34


С первого взгляда внешний вид Айя-Софии очень прост и лишен каких-либо украшений, и даже знаменитый купол (диаметр 31 м, высота 55 м) кажется несколько тяжеловатым и вдавленным.

Для того, чтобы прочувствовать все величие и великолепие здания, необходимо увидеть его изнутри (центральный неф — 73 м в длину, 68 м в ширину), когда гигантская масса камня оборачивается наполненным светом величественным храмом.

Пол и колонны Святой Софии сделаны из многоцветного мрамора, им же выложена часть стен. Из сорока больших окон у основания купола, обильный свет разливается по всему храму.

В течении почти тысячи лет Айя-София служившая религиозным центром православного христианского мира была главной сценой различных событий происходивших в Византии. Императоры венчались здесь на царство и праздновали военные победы, иконоборцы крушили мозаики, а латины-крестоносцы ломали алтарь и грабили накопленные веками богатства и святыни.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:40


В 1204 собор Святой Софии подвергся разрушительному нападению Крестоносцев, был разграблен и осквернен. Патриарх Константинополя был изгнан и заменен Епископом.

Святая София была превращена в католический собор.

Историки утверждают, что именно богатства собора Святой Софии привлекли в 1024 году в Константинополь алчных крестоносцев, не гнушавшихся выковыривать из стен драгоценные камни, ободравших со стен золотые мозаики, разграбивших бесценные артефакты и иконы. С тех пор былое величие убранства храма было навсегда утрачено.

Практически все ценности исчезли, как и туринская плащаница, в Айя-Софии хранилась Туринская плащаница - 4-метровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Сейчас она находится в Турине.

Вероятно, большая часть из богатств Айя-Софии сегодня находиться не в Стамбуле, в других странах, например в казначействе Базилики св. Марка в Венеции.

Несмотря на все эти события, Софийский собор оставался функционирующей церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель вступил в Константинополь.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


Софийский собор оставался функционирующей церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель перевернул всю историю древнего Константинополя. Днем спустя султан Завоеватель Мехмед второй не только восхитился размахом градостроительства, но и оценил велиие собора Святой Софии. Он был поражен красотой Айя-Софии и велел преобразовать ее в свою имперскую мечеть.

Айя-София служила основной мечетью Стамбула в течение почти 500 лет, став моделью для многих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как и .

Во второй половине XVI века под руководством прославленного архитектора Синана начались восстановительные работы и у стен Айя-Софии поднялись широкие каменные контрфорсы, с помощью которых удалось остановить «сползание» здания. После этого первоначальный облик собора изменился и до наших дней дошел именно в таком, несколько «искаженном» виде.

Примерно тогда же по углам Айя-Софии появились каменные минареты, игравшие роль дополнительных стабилизаторов, поддерживающих все сооружение.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


С конца XVI в. с юго-западной стороны Айя-Софии стали возводить усыпальницы для султанов, которые правили Османской империей после Сулеймана Великолепного.

В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков.

В это же время на уровне галерей повесили восемь деревянных круглых панелей (диаметр 7,5 м.), обтянутых кожей. На них каллиграф Мустафа Иззет Эфенди, выписал имена Аллаха, Пророка Мухаммеда, его двух внуков Хасана и Хуссейна и первых четыре калифов Абу Бекра, Османа, Али и Омара.

С тех пор не было никаких коренных изменений в облике здания, кроме достройки молитвенной ниши, кафедры проповедника и деревянного минарета — этого было достаточно, чтоб сделать церковь мечетью. Некоторое время все лица на мозаиках в церкви были закрыты из-за исламского запрета на фигуративные образы. В последующие столетия султанами был внесен ряд изменений, достроены кухня, фонтан, библиотека.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


После падения монархии, при Ататюрке, в 1931 году начались работы по реставрации византийских мозаик и картин. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении ее в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами — исламской и христианской.

Сейчас Софийский собор — одна из популярнейших достопримечательностей Стамбула. Туристов привлекает не только сам храм-музей и его внутренняя красота и мозаики, но и множество окружающих его зданий, формирующих внешнюю Софию. Среди них мавзолеи султанов, баптистерия и другие памятники архитектуры.