Какому богу посвящен парфенон. Храм Парфенон в Афинах — величайшее культовое сооружение. История и значение Парфенона в Древней Греции

Парфенон - Интересные факты
Год постройки: 447-432 лет до н.э.
Точные размеры:
Ширина Восточной стороны: 30,875 м
Ширина Западной стороны: 30,8835 м
Длина Северной стороны: 69,5151 м
Длина Южной стороны: 69,5115 м
Отношение ширины к высоте (без фронтонов): 9: 4
Количество камней, используемых для построили Парфенон: приблизительно 13400 камней.
Архитекторы: Иктин и Калликрат
Стоимость постройки: 469 талантов

Парфенон (Παρθενών) - классический храм на Афинском Акрополе, посвященный богине Афине, которую жители Афин считали своей покровительницей. Строительство началось в 447 году до н.э., когда Афинское государство была на пике своей власти. Парфенон был завершен в 438 году до нашей эры, хотя отделка здания продолжалась до 432 года до нашей эры. Это самое важное сохранившееся здание классической Греции, которое по праву считается зенитом дорической архитектуры.

Парфенон считается символом Древней Греции, афинской демократии и западной цивилизации и одним из величайших культурных памятников мира. Для афинян, которые его построили, Парфенон и другие древние памятники Акрополя, были и остаются символом эллинской победы над персидскими захватчиками и как благодарение богам за эту победу. При чем сами Афиняне почти не затратились на строительство. Вместо этого они использовали дань со всех союзников и колоний, что возвести это прекрасное здание. В настоящее время министерство культуры Греции проводит программу выборочного восстановления и реконструкции для обеспечения стабильности частично разрушенного здания.

Сам Парфенон заменил более старый храм Афины, который историки называют пред- Парфеноном или Старым Парфеноном. Он был разрушен во время персидского вторжения в 480 году до нашей эры. Как и большинство греческих храмов, Парфенон служил практической цели в качестве хранилища городской казны. Какое-то время оно служило сокровищницей Делийской лиги, которая впоследствии стала Афинской Империей. В последнее десятилетие шестого века нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь, посвященную Деве Марии.

После османского завоевания Парфенон был превращен в мечеть в начале 1460-х годов. Ввиду того, что Парфенон оставался храмом различных религий, никто не думал его разрушать. Он стоял неизменным со времен постройки. Трагедия случилась 26 сентября 1687 года, когда в результате венецианской бомбардировки взорвался османский склад боеприпасов внутри здания. В результате взрыв сильно повредил Парфенон и его скульптуры. С 1800 по 1803 год Томас Брюс, 7-й граф Элгин, забрал некоторые из сохранившихся скульптур с предполагаемым разрешением Османской империи. Эти скульптуры, теперь известные как Мрамор Элгина или Парфенонский Мрамор, были проданы в 1816 году Британскому музею в Лондоне, где они теперь поставлены на выставку. С 1983 года (по инициативе министра культуры Мелины Меркури) греческое правительство привержено возвращению скульптур в Грецию.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Масада Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Этимология слова Парфенон

Парфенон происходит от слова парфенос (παρθένος), что означал «девушка, девочка», но также может значить «девственница, незамужняя женщина» и была особенно использована для греческой богини Артемиды, богини диких животных, охоты и растительности, а также для Афины, богини стратегии и тактики, ремесла и практического разума. Также было высказано предположение, что имя храма намекает на девиц (партеной), чья высшая жертва своей жизнью гарантировала безопасность города в годы войны. Парфенос также применялся к Деве Марии, Парфенос Мария, когда Парфенон был преобразован в христианскую церковь, посвященную Деве Марии в последнее десятилетие шестого века.

Термин "Парфенон", по-видимому, сначала использовалось только для определенной комнаты храма. До сих пор обсуждается, какая именно комната была изначально названа Парфенон. Некоторые историки считают, что парфенон был той комнатой, в которой пеплос (женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники), представленный Афине на Панатенейском фестивале, был соткан аррефорои, группой из четырех молодых девушек, выбранных для обслуживания Афины каждый год.

Первый пример, когда термин Парфенон стал определенно относится ко всему зданию, содержится в трудах IV века до н.э. оратора Демосфена. В отчетах здания 5-го века здание просто называется ho naos («храм»). Считается, что архитекторы Иктинос и Калликрат назвали здание Хекатомпедос или Гекатомпедос (Hekatompedos) («сто ступней») в своем утерянном трактате об афинской архитектуре, а в 4-м веке и позже здание называлось Хекатомпедос или Хекатомпедон также упоминается у историка 1-го века - Плутарха, который упоминал Парфенон как «Хекатомпедос Парфенон».

Поскольку Парфенон был посвящен греческой богине Афине, ее иногда называли Храмом Минервы, римским именем Афины, особенно в XIX веке.

Парфенон История

Парфенон, без сомнения, самый известный и самый узнаваемый из всех греческих храмов. Он был построен в 447 - 438 до н.э. во время классического периода Греции под руководством известного афинского архитектора и скульптура, Фидия, а также Иктина и Калликрата. Ранняя история и первое использование большой скалы известняка, известного сегодня как Акрополь, для священных обрядов неизвестны. Они были забыты задолго до написания первых данных об истории Афин. Неолитические остатки, обнаруженные на склонах Акрополя указывают на постоянное поселение на холме, по меньшей мере около 2800 г. до н.э., задолго до минойской и микенской культуры, которые в свою очередь породили классическую греческую цивилизацию. В микенский период (1600-1100 до н.э.) на высшем уровне акрополя были расположен мощные фортификации, которые защищали дворец - храм микенских царей - жрецов.

Старый Парфенон

Старейший или прото - Парфенон, как его часто называют, все еще строился, когда персы захватили город в 480 году до нашей эры и уничтожили Акрополь. Существование прото-Парфенона и его разрушение было известно из работ Геродота, а барабаны его колонн явно видны, встроенные в стену к северу от Эрехтеона . Дальнейшие физические доказательства этого здания были обнаружены при раскопках Панагиотиса Каввадиаса в 1885-90 гг. Находки этой археологической работы позволили Вильгельму Дёрпфельду, тогдашнему директору Германского археологического института, утверждать, что существовала четкая субструктура первоначального Парфенона, именуемая Парфенон I Дёрпфельдом, сразу под современным зданием. Наблюдение Дёрпфельда состояло в том, что три ступени первого Парфенона состояли из двух ступеней особого известняка, также как и верхняя ступень Каррха, которая была покрыта самой низкой ступенькой классического Парфенона. Эта платформа была меньше и немного севернее финального храма Парфенон, что указывает на то, что она была построена для совершенно другого здания, которое теперь полностью покрыто современным зданием. Также анализ камней указал, что древний прото- Парфенон начали строить всего за несколько лет до разрушения и на момент Персидских войн видимо не был закончен.

Если оригинальный Парфенон действительно был уничтожен в 480, то возникает логический вопрос о том, почему сайт был разрушен и заброшен в течение тридцати трех лет. Один из аргументов касается клятвы, сделанной греческими союзниками до битвы при Платее в 479 году до н.э., объявив, что святилища, разрушенные персами, не будут восстановлены. От этой клятвы афиняне были освобождены только после мира Каллиаса в 450 году (договор, заключенный около 449 г. до н.э. между Лигой Делиан (возглавляемой Афинами) и Персией, заканчивающий греко-персидские войны). Факт стоимости реконструкции Афин после персидского захвата, по крайней мере, является частью вероятной причиной.

Классический Парфенон

Парфенон не первый храм который стоит на нынешнем месте. До этого здесь был другой храм, посвященной Афине, покровительницы города. Но тот был сожжен персидскими солдатами царя Ксеркса в 480 году до нашей эры. Остатки первого храма предприимчивые греки использовали в строительстве укреплений в северной части Акрополя. Не так много известно об этом храме и не известно был ли он закончен на момент войны с персами. Его массивные основы были сделаны из известняка, а колонны были сделаны из Пентелийского мрамора, материал, который был использован греками впервые. Нынешний классический Парфенон был построен между 447-432 до н.э., как центр архитектурного комплекса Акрополя. Перикл инициировал амбициозный проект строительства, который продолжался всю вторую половину века. В этот период были воздвигнуты самые важные здания, видимые сегодня на Акрополе - Парфенон, Пропилярия, Эрехтейон и храм Афины Нике. Парфенон был построен под общим руководством художника Фидия, который также отвечал за скульптурное оформление. Архитекторы Иктин и Калликрат спроектировали храм и посвящен он был богине Афины Паллады или Парфенос ("девственница" на греческом), отсюда и название Парфенон.

Храм Парфенон археоастрономически совмещен с созвездием Гиадами. В греческой мифологии Гиады были пятью дочерьми Атласа и сводными сестрами Плеяд. После смерти своего брата Гиаса плачущие сестры превратились в группу звезд, которая впоследствии ассоциировалась с дождем. Трудно сказать является ли этот факт совпадением или это имело особу роль в строительстве храма Парфенон.


Основная функция храма была для хранения казны Афин, а также, чтобы хранить монументальную статую Афины, сделанная скульптором Фидием из золота и слоновой кости. Храм и статуя были освящены в 438 году до н.э., хотя работа над скульптурами ее фронтона продолжалось до завершения Парфенона в 432 году до нашей эры.

Строительство храма Парфенон стоило афинскому казначейству 469 талантов серебра. Практически невозможно создать современный эквивалент этой суммы денег, однако было бы полезно взглянуть на некоторые факты. Один талант был стоимостью строительства одной триремы, самый передовой военный корабль той эпохи. Также один талант оплачивал месяц работы всего экипажа этого корабля. В начале Пелопоннесской войны у Афинского ВМС было 200 трирем в обслуживании города, а годовой валовой доход города Афин во время Перикла составлял 1000 талантов, с другими 6000 талантами в резерве его казны. То есть здание Парфенон обошлось в существенную суммы для казны города. Некоторые из финансовых счетов Парфенона выжили и показывают, что самый большой отдельный расход в строительстве храма состояло в транспортировки камня с горы Пентеликус, примерно в 16 километрах от Афин и от Акрополя. Всего было перевезено около 13400 камней.

Крышу храма Парфенон поддерживают восемь колонн дорического типа на фасаде и семнадцать колонн на флангах в соответствии с установленным соотношением 9:4. Это соотношение существует во многих пропорциях храма Парфенон, его длины к высоте, а также многих других отношений здания, расстояние между колоннами и их высоты. Парфенон не самый крупный храм в древней Греции, но он самый продуманный в своей конструкции и соотношений разных размеров.

Парфенон: История - Православной святыни

Крупный пожар вспыхнул в здание Парфенона вскоре после середины третьего века нашей эры, который уничтожил крышу храма и большую часть интерьера святилища. Пиратам герулам также приписывается разрушение Афин в 276 году. Считается, что они уничтожили большинство общественных зданий города, включая Парфенон. Ремонт был проведен в четвертом веке нашей эры, возможно, во время правления языческого императора Юлиана Отступника. Для покрытия святилища была установлена новая деревянная крыша с глиняной плиткой. Новая крыша была возведено под большим уклоном, чем оригинальная крыша, и оставил открытыми крылья здания.

Относительное хорошая сохранность храма Парфенон объясняется тем фактом, что его использовали для различных целей и никто не мог разобрать древнее строение на строительного материала. Сразу после становление христианства как государственной религии в Древней Римской (позже Византийский) империи в 425 году, Парфенон не был разрушен. Греки уважали своих предков и даже социально далекие памятники античного язычества были сохранены. Однако в 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь. Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии. В 590-ых годах нашей эры Парфенон был преобразован в греческую православную церковь и был посвящен Деве Марии, матери Иисуса Христа. Тогда же и пропала статуя богини Афины. Она, видимо, было вынесена и разбита на куски.

Ориентация здания Парфенон была изменена лицом к востоку, как этого требовала христианская традиция. Главный вход размещался на западном конце здания, а христианский алтарь и иконостас были расположены на восточной стороне здания, прилегающей к в апсиде, где был построен пронаос храма. Большой центральный вход (Царский вход) с прилегающими боковыми дверьми, были сделаны в стене, разделяющий Целлу (внутренняя часть храма), которая служили нефом (вытянутое помещение интерьера) церкви. Промежутки между колоннами и перистилем были замурованы, хотя ряд дверных проемов разрешал доступ. Иконы были написаны на стенах и многие христианские надписи были вырезаны на колоннах храма Парфенон. Эти ремонтные работы неизбежно привел к удалению и уничтожения некоторых скульптур.

Парфенон стал четвертым самым важным центром христианского паломничества в Восточной Римской империи после Иерусалима , Константинополя и Эфеса . В 1018 году император Василий II отправился в паломничество в Афины непосредственно после его окончательной победы над болгарами с единственной целью помолится в Парфеноне. В средневековых греческих архивах Парфенон называется храмом Пресвятой Богородицы Афениотиса.

Во время Латинской оккупации т.е. после Четвертого Крестового Похода 1204 года, Парфенон был превращён в римско-католическую церковь Богоматери в течение приблизительно 250 лет. В этот период башня- колокольня церкви, использовалась в качестве сторожевой башни. Она располагалась на юго-западном углу Целлы. Сводчатая гробница была построена под полом Парфенона.

В начале XIII века в эпоху Латинской империи к власти в Афинах пришел бургундский военачальник Оттон де ла Рош, а в соборе распоряжался французский архиепископ. Непродолжительное время Парфенон использовался как католическая церковь под названием Notre Dame d’Athenes - Собор Афинской Богоматери. В следующие два с половиной столетия в результате нападений наёмников, военных переворотов и дипломатических интриг контроль над Афинами перешел от французов к каталонцам. Афины и прилегающие территории - Герцогство Афинское - включили в состав Арагонского королевства в 1311 году. Афины оставались под управлением Каталонской компании до 1386 года. Официальным языком Афин в то время был каталонский, а официальной религией - католицизм. В 1387 года власть перешла к семье флорентийских банкиров Акциайоли, тогда греческий язык снова стала официальным, греческая православная церковь получила покровительство со стороны новых правителей. Одновременно на Афины претендовали венецианцы и османы, поэтому за возможность правления и протекторат Акциайоли платили турецкому султану дань. Хотя Пропилеи превратили в хорошо укрепленный, пышный ренессансный дворец, частая смена правителей почти не отразилась на внешнем виде Парфенона. Менялось только название: Санта-Мария-де-Сетинас (под властью каталонцев), затем Санта-Мария-ди-Атене (при итальянцах).

Перестройки и отделка

В целом античные храмы легко превращались в христианские. Отделка их была сдержанной, поэтому христиане могли приспосабливать его для нужд собственного культа. Благодаря тому, что христианские церкви располагались в античных храмах, сохранялась первоначальная конструкция последних. Если же языческий храм оставался заброшенным, его разбирали на строительные материалы.

Переход от языческого храма к церкви сказался на архитектуре Парфенона. В античную эпоху вход в Парфенон располагался в восточной части под фронтоном, скульптуры которого изображали Рождение Афины. Однако именно в восточной части христианского храма должен располагаться алтарь. Поэтому на месте бывшего входа построили апсиду, для возведения которой использовали фрагменты античных памятников Акрополя неподалеку от Парфенона. С этого времени для главного западного входа обустроили небольшие двери, справа от крупных западных дверей античного Парфенона, которые христиане принципиально решили не использовать.

В результате перепланировки были убраны внутренние колонны и некоторые стены целлы, из-за чего демонтировали центральную плиту фриза. Внешняя колоннада превратилась в наружную стену христианского храма: прорези заполнили ровно на половину от их высоты. В восточной части храма, где раньше стояла Афина Парфенос работы Фидия, построили неф нового собора с кафедрой, перегородкой и троном митрополита. Этот трон сохранился по сей день. Он создан из мрамора и украшен скульптурой, изображающей крылатую фигуру - вероятно, ангела. Три новые двери позволяли пройти в бывшую заднюю, западную часть храма, которая теперь выполняла роль притвора с баптистерием и купелью. Чтобы сделать храм более светлым, с каждой стороны высоко от пола добавили несколько окон. Некоторые из них прорубали прямо в скульптурном фризе.

Хотя во внутреннем убранстве храма понадобилось меньше изменений, большинство скульптур античного Парфенона утеряны: те из них, которые можно было приспособить к христианским богослужениям, оставляли, но большинство были уничтожены. Священную восточную часть христианского храма не могла украшать сцена рождения богини Афины. Эти барельефы сняли с фронтона. Ещё более сложной проблемой стали плиты метоп. Снять метопы, расположенные с трех сторон Парфенона, не повредив при этом самого сооружения, было невозможно. Поэтому изображения на метопах сцены затирали до тех пор, пока они становились неразборчивыми. По мнению исследователей, скульптурный фриз с изображением процессии остался почти невредимым только потому, что был малодоступен для созерцания с главной улицы Акрополя, и сама процессия не имела четко выраженного языческого характера. Только одна метопа северного фасада (№ 1) оказалась нетронутой: композиция её напоминала христианам сцену Благовещения. На самом же деле она изображала фигуру богини Афины и богини Геры, в которых теперь узнавали Деву Марию и архангела Гавриила. Вероятно, по подобной причине полностью сохранился западный фронтон, который изображал спор между Афиной и Посейдоном за господство в Аттике.

Несмотря на то, что средневековые Афины были провинциальным, бедным городом, афиняне всячески поддерживали великолепие убранства храма. В 1018 году византийский император Василий II Болгаробойца специально посетил Афины, чтобы полюбоваться Собором Пресвятой Афинской Богоматери. Он передал в дар собору драгоценности, захваченные во время войн, среди которых был золотой голубь. Его описал византийский священник и ученый Михаил Хониат, который в 1175 году оставил свою паству в Константинополе и вернулся в Афины, где принял сан митрополита Афинского. Хониат писал об удивительной лампаде в соборе, которая горела день и ночь, а над алтарем размещался символ Святого Духа - золотой голубь с золотой короной - он постоянно вращался вокруг креста.

Парфенон - Мечеть

Мечеть Парфенон в Средние Века

Во время османского нашествия на Балканы Парфенон был превращен в мусульманскую мечеть в 1460 году. Турецкие правители превратили колокольню в минарет, молельную башню, рядом с ним. Конечно никому и в голову не могла прийти идея, чтобы разбирать, что то из нового храма или грабить его. Наибольший ущерб этому красивому зданию было произведено 26 сентября 1687, когда выстрел из венецианской пушки попал в склад пороха, который хранился внутри храмам Парфенон. Произошел взрыв, нанеся серьезные разрушения всему храму. Также было убито около 300 человек.

В 1806 году Томас Брюс, 7-й граф Элджин или Элгин, посетил и изучил комплекс Акрополя и Парфенон в частности. Он же забрал несколько статуй с горы, заплатив за них туркам. Эти статуи и мраморные стали известны как Мрамор Элджина или Мрамор Элджина. Сегодня они размещены в Британском музее в Лондоне , Великобритания. Эти статуи до сих пор являются предметом ярых споров и дебатов. А именно должна ли английская сторона вернуть стати обратно в Парфенон на историческое место или оставить все, как есть сейчас?

Парфенон - первая фотография, сделанная в 1830-х. На ней видно, что мечеть Парфенон была восстановлена

Парфенон - Функция

Хотя Парфенон является официально храмом и, как правило, называется так, на самом деле он не является таковым в обычном смысле этого слова. Небольшое святилище был найден внутри здания, на месте старого святилища, вероятно, посвященного Афине как способ приблизиться к богине, но Парфенон никогда не был центром культа Афины Паллады, покровителя Афин. Даже колоссальная статуя Афины Фидия не была связана с каким-либо культом и, как известно, не вдохновляла никакого религиозного пыла. У него не было ни жрицы, ни алтаря, ни культового имени. Согласно Фукидиду, Перикл однажды упомянул статую как золотой запас, подчеркнув, что она «содержит 40 талантов чистого золота, и все это было съемным». Таким образом, афинский государственный деятель подразумевает, что металл, полученный из чеканки монет, может быть снова использован без какой-либо оскорбления греческой богини. Парфенон следует рассматривать как грандиозную настройку для витиеватой статуи Фидия, а не культового здания. Во многих писаниях греков говорится, что в храме хранилось много сокровищ, таких как персидские мечи и фигуры из маленьких драгоценных металлов.

Также скульптурная композиция храма Парфенон давало грекам и иностранца представление о последовательности генеалогических повествований, которые отслеживают афинскую историю на протяжении веков: от рождения Афины до великих эпических сражений бронзового века, Афинская война Эрехтея и Евмолпа. По этим сценам исторических событий греческие педагоги могли наглядно показывать хронологию города. По сути это один большой комикс. Парфенон устанавливает и увековечивает миф об Афинах, память об истории города и идентичность её жителей.

Архитектура храма Парфенон

Целла Парфенона был необычайно большой для греческого храма. Это было сделано, чтобы вместить огромную статую богии Афины Палады. Колоннада из шести дорических колонн поддерживает переднюю и заднее крыльцо, а колоннада из 23 небольших дорических колонн окружали статую в два этажа. Размещение колонн позади статуи была необычным решением, так как в предыдущих дорических храмах колонны стояли только на флангах, но большая ширина и длина храма Парфенон позволило драматическому фоны двойных колонн вместо стены.

Задняя комната защищала сокровищи Афин, а четыре колонны ионического типа поддержали его крышу. Внедрение элементов ионического архитектурного типа в основном дорический храм было для прочего драматизма общего интерьера. В то время как интеграция дорических и ионических элементов в едином храме не было новым развитием в греческой архитектуре, но все таки оставалось большой редкостью. Это архитектурное решение даровало храму Парфенон тонкий баланс между строгими и изящными визуальными характеристиками.

Все храмы в Греции были построены для осмотра только с внешней стороны. Большинство жителей Афин никогда не входили в сам храм Парфенон и могли разглядеть внутренние статуи только через открытые двери. Любой посетитель был очарован блестящими золотыми листками, покрывающие белую кожу богини из слоновой кости. Монументальной статуя Афины была отчетливо видна, стоя на задней части тусклой целлы. Статуя была обрамлена дорическими колоннами которые делали внутреннее пространство Парфенона визуально больше, чем он выглядел снаружи. К сожалению золото со статуи исчезло еще в древней античности. В 296 году до н.э. тиран Лакарс забрал все золото со статуи Афины, чтобы оплатить за свою армию. В какой-то момент в пятом веке великий культовый образ статуи Афины был украден одним из императоров и доставлен в Константинополь , где впоследствии был разрушен, возможно, во время осады и взятия Константинополя во время Четвертого Крестового похода в 1204 году нашей эры.

Посетитель идущий к Акрополю, переступал через Пропилею к величественному Парфенону с полным видом на западный фронтон и северную колоннаду. Когда зритель подходил ближе, детали скульптурных метоп становился все более разборчивыми, и уже в непосредственной близости от основания колонн, части фриза становился видным. Двигаясь вдоль сторон Парфенона и глядя на вверх величественного храма, житель Афин мог просмотреть целый комикс из мрамора, посвященной различным сценам из греческой истории. С одной стороны идут сцены из мифической битвы греков с кентаврами, а с другой стороны Парфенона идет визуальный ряд из Троянской войны. На одном фонтоне есть изображение рождения Афины, а с другой спор между Афиной с Посейдоном о покровительстве над городом. конечно Афина выиграла этот спор и Афины были названы в честь нее. Это было, конечно, сцены которые узнавал каждый афинянин.

Парфенон представляет инженерный прорыв в строительстве зданий и сооружений. Однако его стилистическая конвенция стали парадигмой классической архитектуры, а его стиль повлиял на архитектуру на протяжении многих веков. Парфенон был большим храм, но ни в коем случае не крупнейшим в греческом мире. Его эстетическая привлекательность и известность создало модель утонченности установленных норм греческой архитектуры, впрочем как и качество его скульптурного декора. Парфенон воплощает все идеалы греческой мысли во время апогея классической эпохи с помощью художественных средств. Идеализм греческого образа жизни, внимание к деталям, а также понимание математической гармонии в естественном мире, были тем фактором, что в глазах каждого афинянина отделяла их от варваров. Эти идеалы представлены в идеальной пропорции здания, в его запутанных архитектурных элементах, а также в антропоморфных статуй, украшавших его.

Колоннады- перистиля достигает более десяти метров в высоту, и наклонены немного к центру здания в верхней его части (около 7 см), в то время как платформах, на которых они стоят изгибается так, что углы здания снижаются на 12 см ближе к земле по середине.

Скульптуры Парфенона

В целле храма Парфенон размещалась статуя Афины Паллады, работы Фидия и посвященная в 439 или 438 году до нашей эры. Оригинал не сохранился, но копии этой статуи сохранились по всему Средиземноморью. Однако возведение статуи не стало концом строительства здания Паргенон. Храм был посвящен Афине в то время, хотя само строительство продолжалось до почти начала Пелопоннесской войны в 432 году. К 438 году скульптурное украшение дорических метопов на фризе над внешней колоннадой и ионического фриза вокруг верхняя часть стенок была завершена. В описфодомусе (opisthodomus) (задняя комната целла) хранились денежные вклады союзников Афин. Интересно, что большая часть храма Парфенон была построена на деньги именно союзников, а не жителями города. Если бы градан Афин заставили платить за такое дорогое строение то вряд ли бы смогли увидеть Парфенон в его современных размерах.

Метопы Парфенона

Фриз антаблазы Парфенона состоял из девяноста двух метопов, по четырнадцать на востоке и на западе, по тридцать две на севере и юге. Они были вырезаны с высоким рельефом, практика, применявшаяся до тех пор только в казначействах (здания использовались, чтобы сохранить божественные дары для богов). Согласно данным постройки, скульптуры метопы относятся к 446-440 гг. до н.э. Метопы восточной стороны храма Парфенон над главным входом изображают Гигантомахию (мифическую битву между олимпийскими богами и гигантами). Метопы западной стороны изображают Амазономахию (мифическое сражение афинян против амазонок). Метопы южной стороны храма Парфенон показывают Фессалийскую Центавромахию (сражение лапифами, которым помогает Тесей в войне против кентавров). Метопы 113-21 отсутствуют, но рисунки с 1674 года, приписываемые Жаку Керри, показывают серию людей. Они были по-разному интерпретированы как сцены из свадьбы лапифами , сцены из ранней истории Афин и различные мифы. На северной стороне Парфенона метропы плохо сохранились, но они, вероятно, изображат сцены из Троянской войны. Некоторые метопы все еще остаются на здании, но, за исключением тех, что на северной стороне, они сильно повреждены. Некоторые из них расположены в музее Акрополя (42 изображения), другие находятся в Британском музее (около 15), а один - в музее Лувра.

В марте 2011 года археологи объявили, что они обнаружили пять метопов храма Парфенон в южной стене Акрополя, который был расширен, когда Акрополь использовался как крепость. По данным местных газет, археологи утверждали, что изображения Парфенон туда поместили в 18 веке, когда ремонтировалась стена Акрополя. Белый пенталовый мрамор, из которого они сделаны, отличался от другого камня в стене, поэтому нет сомнений, что они принадлежали комплексу Парфенона. Ранее предполагалось, что отсутствующие метопы были уничтожены во время взрыва в 1687 году.

Барельефный Фриз Парфенона

Наиболее характерной особенностью архитектурного декора храма Парфенон является ионический фриз, расположенный на наружных стенах целлы, которая является внутренним зданием Парфенона. Барельефный фриз был вырезан мастерами после того как стена была сложена из блоков. Он датируется от442 годом до нашей эры до 438 года до нашей эры.

Одна из интерпретаций изображений объясняет, что это идеализированная версия Панафенейского шествия от Дипилонских ворот в Керамикеи до Акрополя. Эта процессия проводилась каждый год, а особо пышные шествия совершались каждые четыре года. В эти дни афиняне и иностранцы участвовали в праздновании богини Афины, предлагая жертвы и новый пеплос (платье, сотканное избранными благородными афинскими девушками, называемыми эргастинами).

Другая версия этого украшения Парфенона объясняет это изображение как афинская генеалогия посредством серии мифов о преемственности, установленных в далеком прошлом. Центральную панель над дверью Парфенона возможно изображает дочь короля Эрехтуса, которую принесли в жертву, которая обеспечила победу Афинянам над Евмополом и его фракийской армией. Великая процессия, идущая к восточному краю Парфенона, показывает послевоенное благодарственное жертвоприношение скота и овец, меда и воды, а затем триумфальная армия Эрехтуса, возвращающаяся с победы. Это представляет собой первое шествие Панафиней в мифические времена, на которой основывались исторические Панафенайские шествия. Сегодня сохранилось 96 пластин барельефного фриза. Из них 56 находятся в Британском музее в Лондоне, 40 (в основном, западная часть фриза) - в Афинах.

Фронтоны Парфенона

Путешественник Павсаний, когда он посетил Акрополь в конце II века н.э., лишь кратко упомянул о скульптурах фронтонов храма Парфенон, посвятив большую часть своего описания статуи богини внутри из золота и слоновой кости.

Западный Фронтон

На западном фронтоне храма Парфенон изображен спор межды богиней Афиной и богом морей Посейдона за город Афины и весь регион Аттики. По обеим сторонам от центральных богов находились колесницы: слева, вероятно, - Ника с Гермесом, справа - Ирида с Амфитрионом. Сторонники Афины подробно изображены в крайней части фронтона за левой колесницей, а защитники Посейдона показаны за правой колесницей. Считается, что углы фронтона украшены афинскими водными божествами, такими как река Кефисос, река Илиссос и нимфа Каллирхоэ. Эта утверждение подсказано грациозными формами положения тела скульптур, что представляет собой попытку художника произвести впечатление текущйе реки. Рядом с левым богом реки находятся скульптуры мифического короля Афин (Кекропс) со своими дочерьми (Аглаурос, Пандрос, Херс). Статуя Посейдона была самой большой скульптурой в фронтоне, пока она не разбилась во время попытки Франческо Морозини снять ее в 1688 году. Задняя часть туловища была найдена Лусьери в фундаменте турецкого дома в 1801 году. Она в настоящее время находится в Британский музей вместе с другими частями храма Парфенон и других зданий Акрополя. Передняя часть была открыта Россом в 1835 году и в настоящее время хранится в Архитектурном музее Акрополя Афин.

Каждая статуя на западном фронтоне имеет полностью завершенную и обработанную спину, которую невозможно было бы увидеть посетителям снизу, что указывает на то, что скульпторы приложили большие усилия, чтобы точно изобразить человеческое тело.

Фигуры на углах фронтона Парфенона изображают течение времени в течение целого дня. Тетриппа Гелиоса и Селены расположены в левом и правом углах фронтона соответственно. Лошади колесницы Гелиоса поднимаются в небо в начале дня; в то время как лошади Селены борются за то, чтобы оставаться на фронтоне, когда день подходит к концу.

Копия - Парфенон в США

На протяжении веков Парфенон повлиял на архитектуру многих гражданских и религиозных зданий в западном мире, которые мы видим сегодня. Так например в американском городе Нэшвилл , штат Теннесси создали точную копию античного Парфенона.

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.

На знаменитом афинском Акрополе находится известный древнегреческий храм Парфенон. Этот главный храм в Древних Афинах является великолепнейшим памятником античной архитектуры. Сооружен он был в честь покровительницы Афин и всей Аттики - богини Афины.

Датой начала строительства Парфенона считается 447 год до н.э. Её установили благодаря найденным фрагментам мраморных дощечек, на них городская власть представляла постановления и финансовые отчёты. Строительство длилось 10 лет. Храм был освящён в 438 году до н.э. на празднике Панафиней (что в переводе с греческого означает «для всех афинян»), хотя работы по украшению и отделке храма велись до 431 года до н.э.

Инициатором сооружения был Перикл – афинский государственный деятель, знаменитый полководец и реформатор. Проект и строительство Парфенона осуществили известные древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Художественное оформление храма было выполнено величайшим скульптором тех времён - Фидием. Для постройки использовали пентелийский мрамор высокого качества.

Здание построено в виде периптера (прямоугольное сооружение окруженное колоннами). Общее количество колонн 50 (по 8 колонн на фасадах и по 17 колонн по бокам). Древние греки учли, что прямые линии на расстоянии искажаются, поэтому прибегли к некоторым оптическим приёмам. Например, колонны имеют не одинаковый диаметр по всей длине, они несколько сужаются к верху, а угловые колонны ещё и наклонены к центру. Благодаря этому, сооружение кажется идеальным.

Ранее в центре храма стояла статуя Афины Парфенос. Монумент был около 12 м в высоту и сделан из золота и слоновой кости на деревянной основе. В одной руке богиня держала статую Ники, а другой опиралась на щит, возле которого свернулся змей Эрихтоний. На голове Афины размещался шлем с тремя большими гребнями (средний с изображением сфинкса, боковые - с грифонами). На постаменте статуи было вырезана сцена рождения Пандоры. К сожалению, статуя не сохранилась до наших дней и известна по описаниям, изображениям на монетах и немногочисленным копиям.

За много веков храм не раз подвергался нападениям, значительная часть храма была разрушена, а исторические реликвии разграблены. Сегодня некоторые части шедевров античного скульптурного искусства можно увидеть в знаменитых музеях мира. Основная же часть великолепных работ Фидия была уничтожена людьми и временем.

В настоящее время ведутся реставрационные работы, в планах реконструкции максимальное воссоздание храма в его первозданном виде в античные времена.

Парфенон в составе Афинского Акрополя включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Парфенон - один из символов Греции, памятник античной архитектуры, расположенный в центральной части Афинского акрополя.

Парфенон - античный храм, главный символ столицы Греции Афин и всей страны. Вместе с другими строениями Афинского акрополя Парфенон является объектом Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм посвящен покровительнице города Афине-девственнице, которая также считается покровительницей всей Аттики - области вокруг города.

В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афина была награждена за свою девственность, являвшуюся одним из основополагающих качеств богини. Учеными считается, что из культа девы-воительницы Афины впоследствии вырос христианский культ Богородицы.

Храм расположен в центре Афинского акрополя - верхнего города Афин. Афинский акрополь - холм в центре города, представляющий собой скалу высотой 150 м над уровнем моря с пологой вершиной. На верхней площадке акрополя размерами 300 м на 170 м еще с архаических времен располагались различные храмы, дворцы и скульптуры.

Архитектура Парфенона

Благодаря развитой культуре Афинского полиса, история донесла до наших дней имена людей, построивших храм. О том, кто построил Парфенон, гласят мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы. Автором проекта является архитектор Иктин, зодчий Калликрат руководил возведением храма, великий скульптор Фидий производил внешнюю отделку здания и был автором скульптур, украшавших фронтоны и внутреннее помещение храма. Общее руководство осуществлял великий государственный деятель и отец-основатель афинской демократии Перикл.

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм, прямоугольный в своей основе, окруженный со всех сторон колоннадой дорического ордера. Центральные фасады имеют по 8 колонн, боковые - по 17, итоговое количество колонн в Парфеноне составляет 50.

Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Для того чтобы избежать оптических искажений, авторы проекта прибегли к новаторским архитектурным приемам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые к тому же были наклонены к центру храма и имели несколько больший объем. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.

Храм практически полностью построен из дорогостоящего пентелийского мрамора, а в первоначальной отделке широко использовалось золото. Храм стоит на трех ступенях высотой полтора метра, с центрального западного фасада здания вырублены ступени, использовавшиеся для входа в здание. Общая длина здания - 70 м, ширина - 31 м, высота - 14 м.

До наших дней дошли далеко не все сокровища Парфенона: навсегда для человечества потерян такой шедевр храма, как 13-метровая статуя Афина Парфенос работы великого скульптора Фидия, некогда стоявшая в центре Парфенона. Из множества скульптурных групп, представлявших сцены из жизни античных богов и украшавших фронтоны здания, до наших дней дошли лишь 11, еще 19 скульптур в XIX веке были варварски вырублены и вывезены в Великобританию, где сейчас и хранятся в Британском музее.

История Афинского Парфенона

Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства - 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов - более 18 тонн серебра.

В III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.

Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом , однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э. В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.

В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.

Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.

На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.

В итоге, нельзя дать однозначный ответ на вопрос «Кто разрушил Парфенон?». Уничтожение великого храма - дело рук множества людей: от османских правителей Греции и жителей Афин до ценителей античного искусства из Европы.

После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.

Что сейчас

В наше время Парфенон - главная достопримечательность Афин, одна из национальных святынь Греции и достояние всего человечества. Идеальный облик храма, пусть и не сохранившегося полностью до наших дней, не только дает представление о культурных и технических достижениях античной Греции, но и является символом возможностей человеческого гения. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов, а с 1987 года вместе со всей территорией Афинского акрополя внесен в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Парфенон

Парфенон находится на территории Афинского акрополя в самом центре греческой столицы. Для того чтобы попасть на холм Верхнего города, необходимо добраться до центра Афин. При поездке наземным метро Афин необходимо выйти на станции Акрополис красной ветки афинского метрополитена. Также к холму с расположенным на нем храмом ведет крупная пешеходная улица Дионисиу Ареопагиту.

Экскурсии в Акрополь

Посетить территорию акрополя можно самостоятельно, для этого необходимо приобрести билет в кассе при входе на территорию археологического памятника.

Расписание работы Афинского акрополя: 8:00 - 20:00, без выходных дней.

Стоимость билета: 12 EUR, билет действителен в течение 4 суток со дня приобретения.

При посещении акрополя строго запрещено трогать руками древние постройки, в том числе и колонны.

Заказ индивидуальной экскурсии по акрополю и осмотр основных достопримечательностей с русскоязычным гидом обойдется в 320 EUR. Также в программу этой экскурсии входит обзорная поездка по Афинам. Продолжительность экскурсии: от 2 до 5 часов.

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.


Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.


На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).


Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.