Каким православным святыням поклониться в казани. Серебряные родники в татарстане Общие сведения о родниках Республики Татарстан

В каждой стране есть места, которые являются священными для верующих. Стена плача в Иерусалиме, Кааба в Мекке, церковь в Минске , названная в честь Александра Невского, храм Махабодхи в индийском городке Бодх-гая и так далее. Обычно они славятся мощной энергетикой и целительной силой. В Татарстане тоже существует немало точек, связанных с пророками и праведниками, которые отличаются необычными свойствами.

Анисьины грядки

В Высокогорском районе можно найти большое поле, на котором растет дикий лук. В народе его прозвали просто - Анисьины грядки. Согласно легенде, в дореволюционное время здесь жила девушка, которая рано стала вдовой и в связи с этим решила посвятить свою жизнь богу. Она построила небольшой домик и разбила огород. Собранным урожаем молодая женщина делилась с бедными. Ходили слухи, что те, кто отведал этих овощей или фруктов, излечивались от недугов, а у бездетных супругов рождались дети. В период СССР, когда правительство уничтожало все, что имело отношение к религии, грядки были перекопаны тракторами (чтобы остановить поток паломников). Однако каждую весну люди возвращались и возделывали их. Спустя некоторое время на этой земле была поставлена часовня и несколько купален. Считается, что пребывание в данной местности помогает при гинекологических и костных заболеваниях.

Святой ключ

В окрестностях Биляра, у подножия горы Худжалар тавы, есть урочище под названием Святой ключ, с которым связано множество поверий. Оно почиталось еще во времена язычества и являлось местом поклонения божеству Тенгри, олицетворяющему небо. Одна из легенд говорит о том, что расположенный там водяной источник - обернувшийся древний правитель Биляра - Тырышмал Ходже, который был пленен и приговорен к смерти. Недалеко от этого ручья находится еще один родник, являющийся местом паломничества православных христиан. Его история повествует о татарской девушке, которая нашла в местном озере пропавшую икону и после этого приняла христианство.

Примечательно, что температура воды в урочище всегда одна и та же: +6 градусов Цельсия. Однако люди не только пьют ее, но и умываются. Считается, что она исцеляет от болезней ног и дарит жизненную энергию тем, кому ее не хватает.

Свято-Авраамиевская церковь

Этот храм был назван в честь мученика, жившего в конце 12 - начале 13 столетий. Авраамий (в летописях не говорится об имени святого до Крещения) когда-то был богатым и знатным купцом. От своих соплеменников он отличался состраданием и милосердием, тратил немалую долю средств на помощь пожилым людям и нищим. Во время путешествий по православным деревням и городам молодой человек проникся христианской верой и решил креститься. Впоследствии за это он был избит и казнен мусульманами. Останки Авраамия погребли муромские купцы на особом кладбище.

Сегодня к мощам мученика прикладываются тысячи паломников. Примечательно, что пожертвовать на храм стремятся не только христиане, но и мусульмане, которые посещают его. Авраамия Болгарского просят улучшить благосостояние, наладить торговлю, открыть собственное дело. Также считается, что он помогает исцелиться больным детям.

Как уповать на волю Божью

Православные верующие знают: если в доме случилась беда - нужно пойти в церковь и помолиться. И многие спешат к чудодейственному источнику в надежде исцелиться. Но, как отмечает отец Алексей (Чубаков), настоятель церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, чтобы Бог помог, нужно сначала очистить душу, подавить в своем сердце злобу и искренне попросить прощения за свои грехи.

Мы не поклоняемся святым местам, но мы верим в их исцеляющую силу, -говорит Нияз хазрат Сабиров, заместитель муфтия РТ. Мусульмане проявляют искреннее уважение и почтение к тем местам, которые связаны с пророками, праведниками, учеными. Они верят, что место, где родился и творил добрые дела человек, может нести в себе чудодейственную силу.

Анисьины грядки

В Высокогорском районе, возле Семиозерского монастыря, есть большое поле, на котором растет дикий лук - это место называют Анисьиными грядками. По народным преданиям, здесь до революции 1917 года жила молодая девушка Анисья. Она рано овдовела и решила больше не выходить замуж, а посвятить свою жизнь Богу и богоугодным делам. Здесь, в лесной глуши, она построила маленькую хижину и разбила огород (грядки). Большую часть времени женщина проводила в молитвах и трудах. Выращенными овощами она кормила странников, нищих, больных и пожилых людей.

После смерти Анисьи большевики поспешили уничтожить ее дом. Но спустя некоторое время верующие восстановили часовню и купальню (их сейчас три).

По народным поверьям, Анисьины грядки обладают чудодейственной силой. Сюда приходят те, кто страдают бесплодием. Нужно полежать, а еще лучше - покататься на земле. Считается, что Анисьины грядки излечивают от костных заболеваний.

Святой ключ

Одно из самых легендарных мест Елабуги - родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Сегодня, как и прежде, источник гостеприимно принимает всех желающих испить родниковой водицы и искупаться. Святой Ключ прославил наш земляк Иван Шишкин, создав полотно «Святой ключ близ Елабуги». В некоторой степени, благодаря живописцу к Святому Ключу никогда «не зарастет народная тропа».

Но вернемся к самому источнику. Знаменитый родник располагается в лесном массиве в Малом Бору (национальный парк «Нижняя Кама»), что в нескольких километрах от Елабуги, в живописной и экологически чистой местности. При спуске к целебному источнику стоит камень с надписью: «Издревле бьет из-под земли родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Его живительная влага дарит людям целебную силу. Свято чти и передай детям завет предков: не оскверняй святого!»

Источник помогает при различных заболеваниях. Люди приходят на это место, чтобы отпить целебной водицы и заполнить ей бутылки. Прихожане говорят, что вода из Святого Ключа никогда не портится.

Исцеляющие… тапочки

В Лаишевском районе, в селе Большие Кабаны, есть церковь Спаса Преображения. Примечательна она тем, что в ней с XVI века хранится деревянная статуя Иисуса Христа. В этот храм верующие приносят, а те, кто живут далеко - присылают по почте свои тапочки батюшке для того чтобы он надел их на статую Спасителя. Через сутки отец их снимает и отправляет обувь обратно хозяину. Считается, что тапочки после такого ритуала становятся целебными, то есть могут излечить от различных заболеваний: будь то простуда, или боли в суставах, или же сердечные заболевания.

Многие могут удивиться, откуда зародилась такая традиция? На самом деле, все довольно просто. Обычай появился несколько веков назад, когда к Пасхе статую Иисуса Христа переодевали в одежду. А после праздника одеяние отдавали верующим. Тогда люди начали замечать, что вещи приобретают целительные свойства.

Источник прозрения

Из всех русских сел Татарстана больше всего паломников привлекает старинное Аркатово в Пестречинском районе. Там находится храм Смоленской иконы Божьей матери, построенный в XVIII веке. Около него есть ключ, который в народе называют «глазным». Поскольку Смоленская икона Богоматери иначе именуется Одигитрией («Путеводительницей» или, дословно, «Прозрительницей»), то особенно много исцелений от иконы и от святой воды связано с глазными болезнями. В наше время на «глазном» источнике зафиксированы многочисленные случаи исцеления людей, страдающих слабым зрением. Верующие регулярно пьют воду, промывают глаза и через некоторое время зрение восстанавливается.

Действие ключа на себе испытал и друг отца Алексея. У него было слабое зрение, - мужчина всю жизнь проходил в очках. Услышав про источник в Аркатово, он поспешил проверить его чудодейственные свойства. Приехав к роднику, мужчина отпил той водицы, умылся, прочитал молитву и поехал домой. Спустя некоторое время, он начал замечать, что в очках ему плохо видно - все предметы кажутся мутными и нечеткими. Мужчина снял очки, чтобы протереть их от грязи и заметил, что без них он видит намного лучше.

Мощи святого мученика Авраамия

В Болгаре есть Свято-Авраамиевская церковь, названная так в честь мученика Авраамия, бывшего мусульманина, жившего здесь и принявшему христианство. Тысячи людей ежегодно приезжают в храм, чтобы приложиться к святыне - мощам Авраамия, по молитвам которого совершаются чудесные исцеления и разрешаются жизненные проблемы. Кстати, в эту церковь приходят не только православные христиане, но и мусульмане. Говорят, святой помогает всем, кто просит его о помощи. Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве, ведь при жизни Авраамий был знатным купцом. Также рассказывают о чудодейственных исцелениях детей и лечении бесплодия.

Целительная вода

В микрорайоне Борисково, на берегу озера Кабан в Казани, располагается мечеть «Шамиль». Один раз в неделю, по средам, здесь проходит исцеление молитвой. Происходит это так: в мечети перед верующими имам ставит ведро с водой, над которым они читают Коран. Далее мусульмане должны выпить этой воды для исцеления. По словам людей, такой обряд помогает при душевных страданиях, стрессах, переживаниях.

Источник, возникший от посоха

В Болгаре, на берегу Волги, в устье Иерусалимского оврага, есть колодец, который называют «Габдрахман сахабэ коесы» («Колодец сахабы Габдрахмана»). Его возникновение связано с древней и красивой легендой. Говорят, что пророк Мухаммед отправил своих троих сподвижников - сахабов Зубаира бен Тальке, Зубаира бен Жадга и Габдрахмана в Булгарию для распространения ислама, вручив им для этого чалму, посох и чернильницу. Они прибыли в Болгар под видом врачей и исцеляли многих больных. В то время у булгарского хана Айдара тяжело болела 20-летняя дочь Туйбике. Айдар-хан пригласил трех врачей к себе и попросил помочь его дочери. Осмотрев больную, сахабы сказали, что для лечения нужен березовый веник. Но не простой, а из березы, выросшей из посоха. Прочитав молитву, сахаб Габдрахман воткнул посох в землю и оттуда потекла вода, а затем прямо на глазах выросла береза. С помощью этой воды и веника сахабы вылечили дочь хана. Сподвижники Мухаммеда обратились к хану и его дочери с просьбой принять исламскую веру.

Мусульмане посещают колодец «Габдрахман сахабэ коесы» для исцеления от разных заболеваний. Святая вода помогает как восстановить здоровье в целом, так и поддержать хорошее самочувствие.

Источник молодости и красоты

В двух часах езды от Казани, в Алексеевском районе, находится место, одинаково почитаемое и христианами, и мусульманами - Святой ключ. Вот уже не одну сотню лет не иссякает поток паломников к этому овеянному легендами древнему святилищу близ современного села Билярск. Температура воды в источнике в течение года всегда одинакова: плюс шесть градусов. Тем не менее, люди не только пьют эту воду, но и умываются ею. Старожилы помнят, как в советские годы, периода массовой антирелигиозной пропаганды, чиновники неоднократно пытались пресечь паломничество к святому ключу. Источник несколько раз засыпали, но он вновь и вновь выбивался из-под земли. Затем пробовали устанавливать ульи с пчелами, надеясь отпугнуть страждущих. Но все пчелы передохли…

С этим родником связано множество легенд. Люди называют Святой Ключ - источником молодости. Рассказывают, как однажды к Святому Ключу подошла супружеская пара средних лет. Муж, умывшись первым, обернулся к жене, и та в изумлении вскликнула, увидев перед собой помолодевшего супруга.

Один человек поведал, как его родственник привез к роднику жену с больными ногами, которая не могла передвигаться самостоятельно. Оказавшись у источника, она неожиданно встала к радости обоих!

Самое старое место Казани. Предполагается, что первые стены появились здесь в начале Х века. Крепость представляет симбиоз исламской и православной культур. Храмы и здания в Кремле несут в своей архитектуре татарские и русские мотивы. Считается, что памятники истории здесь удачно сочетаются с новостройками, но это вопрос вкуса. Во всяком случае, ЮНЕСКО, не смутившись, включила Кремль в реестр объектов всемирного наследия. Самая большая новостройка - соборная мечеть Кул-Шариф. Ее возвели в начале нулевых по указу президента Шаймиева, для которого этот проект знаменовал восстановление исторической справедливости. Считается, что Соборную мечеть Кремля разрушили после падения Казанского ханства в 1552 году. Сегодня Кул-Шариф - самая большая мечеть Европы после «Сердца Чечни» в Грозном. В Кремле до сих пор проходят археологические раскопки. Благодаря им удалось найти установить дату основания Казани и раскрутить столицу Татарстана в качестве третьей столицы России.

2. Городище Булгар


Исток современной татарской нации - в Болгаре. Этот город тоже находится под охраной ЮНЕСКО. История Болгара насчитывает тысячу лет. Это место считается «Северной Меккой» для мусульман Поволжья. Он несколько раз разрушался и восстанавливался вновь. Его стены хранят наследие как волжско-булгарской, так и золотоордынской архитектуры. На его обширной территории сохранились уцелевшие останки ханских усыпальниц, мечетей, минаретов и мавзолеев. Самая загадочная постройка городища - Черная палата. С 2010 года по инициативе первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева здесь началась активная реконструкция. Восстанавливаются старые строения и появляются новые. Впрочем, не все проекты соответствуют древнебулгарской истории. Достаточно вспомнить недавний скандал с установкой на территории Булгар скульптуры Даши Намдакова «Хранительница».

3. Раифский Богородицкий мужской монастырь


Православная жемчужина - Раифский монастырь - находится в Волжско-Камском заповеднике. Первое упоминание об обители относится к 1613 году. Монастырь очень популярен не только у православных. Почти всех туристов, включая высокопоставленных гостей Казани, привозят в Раифу. Около монастыря находятся озеро и сосновый лес. В озере водится много лягушек, которых никогда не слышно. По легенде, лягушачье кваканье мешало монахам, те взмолились, и вот уже несколько веков лягушки молчат. Главная достопримечательность обители, конечно же, церкви - Софийская, Святых отцов в Синае и Раифе избиенных, Троицкий собор. Реликвия монастыря - икона Грузинской Божией Матери. Перед ней, кстати, за несколько часов до войны в Осетии в августе 2008 года молился президент Медведев. Для удобства гостей рядом со стенами монастыря открыта мини-гостиница.

4. Остров-град Свияжск


Первоначальная функция острова Свияжск - плацдарм для захвата Казани. Остров использовал и заселил Иван Грозный в 1551 году. Крепость была собрана за 4 недели из бревен, заготовленных в районе Углича и спущенных по Волге. До наших дней даже сохранилась церковь 1552 года, построенная без единого гвоздя. Каменные монастыри и церкви тоже есть. Толщина их стен достигает трёх метров, поэтому в жаркую погоду там всегда холодно, а зимой - тепло. После революции 1917 года монастыри Свияжска использовались как колонии для несовершеннолетних. В 50-х здесь несколько десятилетий действовала психиатрическая больница.

Сохранившиеся монастырские фрески, архитектура в русском теремном стиле, деревянные скульптурные изображения Спасителя и апостолов до сих пор поражают. Наряду с Булгарами крепость подвергается постоянной реставрации, а также обрастает вновь отстроенными объектами. Работы проходят под контролем Минтимера Шаймиева.

5. Елабуга


Город основан в IX веке. Однако до нашего времени здесь сохранилось немногое - Елабужское «Чёртово» городище с остатками старинной крепости и следами древнего поселения. Центральная часть города представляет собой цельный район домов XVIII-XIX веков, сохранивших деревянную архитектуру того времени. Богатейшая история Елабуги знает имена многих великих творцов России и Татарстана: художника-живописца Шишкина, талантливой писательницы и легендарной «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, поэтессы Марины Цветаевой, а также известного советского невролога Владимира Бехтерева. Их дома-музеи - коридоры в прошлое.

6. Петропавловский собор


Храм находится в центре Казани, неподалеку от Кремля. Построенный на холме, он достигает в высоту 52 метра, что делает его самым высоким храмом во всём Поволжье. Собор был построен в честь императора Петра Великого. Петропавловский отличен эксклюзивностью цветного фасадного декора. Церковный комплекс включает в себя колокольню, дом причта и сам собор, выполненные в стиле русского барокко. Среди главных святынь, украшающих внутреннее убранство церкви, - чудотворная Седмиозёрная икона Божьей Матери, а также святые мощи Ионы и Нектария Казанских.

7. Лаишевский район


Лаишево прославил русский поэт Гавриил Державин. В честь писателя и государственного деятеля названы село, центральная площадь и Дом народного творчества. Существует несколько экскурсионных маршрутов по мемориальным местам, связанным с именем Державина, а также этнокультурными традициями местных жителей. На территории района до наших дней сохранилось около 30 памятников древней архитектуры. Среди них - собор святой Софии, церкви Казанской Божьей матери и Николая Чудотворца и другие.

8. Биляр


Столица древнего государства Волжской Булгарии. Сейчас Биляр - место археологических раскопок. Стоя на руинах белокаменной Соборной мечети, мавзолее булгарской знати, легко воспроизвести всё великолепие и мощь огромного города, развалившегося под напором татаро-монгольского нашествия в 1236 году. Неподалёку от Биляра основан музей знаменитых химиков Арбузовых и маленькая часовня-мавзолей с могилой великого русского химика Александра Бутлерова. Прогуливаясь по лесу северо-западной части Билярска, можно найти Святой ключ. Родник с чистейшей водой является символом объединения трёх религий: язычества, мусульманства и христианства.

9. Зилантов Свято-Успенский женский монастырь


Был основан Иваном Грозным в 1552 году после взятия Казани на месте, где был разбит лагерь царя. С этого места вся Казань видна как на ладони. Ансамбль монастыря сложился в XVII веке. До наших дней «дожили» лишь Всехсвятская церковь и Настоятельский корпус. Остальные строения были стерты с лица земли в 1928 году. Их отстроили вновь в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Монастырь был возрожден как женский. Отдельного упоминания заслуживает убранство церкви Всех святых. Наряды стен храма богато украшены резным деревом. Ажурной резьбой украшен даже иконостас.

10. Голубые озера


Чистота и прозрачность голубой воды этих озёр будоражат в прямом смысле этого слова. Температура водоёмов всегда держится на одной отметке: +4 градуса Цельсия. Это происходит благодаря особому геологическому строению озёр. Сквозь трещины в карстовых породах на дне пробиваются воды артезианского источника. Зимой и летом памятник природы принимает любителей поплавать в ледяной воде. Зимой озера не замерзают, сохраняя температуру. Это привлекает любителей крещенских купаний. Впрочем, варварская активность отдыхающих подрывают экосистему озер. По прогнозам экспертов, водоемам грозит уничтожение.

KazanWeek

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Богата Татарстанская земля родниками, ключами и источниками, много на ней святых и почитаемых родников, многие источники овеяны легендами и преданиями, есть освященные купели.
Много ключей благоустроены и украшены с большим вкусом, существуют даже шедевры родникового искусства!
Есть родники, которые почитаются русскими, татарами, марийцами, чувашами, мордвой и другими народами, проживающими в республике Татарстан.
Про самые интересные родники будет рассказано в нашей статье.

Продолжаются работы по обустройству и содержанию родников с целью обеспечения архитектурно-композиционных, эстетических и санитарно-гигиенических требований, сохранению ландшафтов, организации на их основе новых мест отдыха населения.
Работы по описанию, картографированию, составлению кадастров, оценке рекреационного и бальнеологического значения родников проводятся с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, совершенствованию государственного регулирования режима общего водопользования, охраны водных ресурсов, источников нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

По состоянию на 01.01.2011 г. в Республике Татарстан учтено 3702 родника. Увеличение количества зарегистрированных родников в совокупности до 28 ед. отмечено в Азнакаевском, Верхнеуслонском, Сармановском районах. Информация о количестве родников по районам Республики Татарстан, их санитарном состоянии, использовании для питьевых нужд и другие характеристики представлены в табл.

Общие сведения о родниках Республики Татарстан

Муниципальный район Коли-чество родников Родники,
имеющие известный дебит
Известный суммарный
дебит родников
Имеет легенду историческое
значение и т.д.
Техническое
состояние, удовлетворительное
Используется
для питьевых
нужд
коли-чество % л/сек коли-чество % коли-чество % да нет неизвестно
Агрызский 29 19 66 32,0 5 17 21 72 28 1 0
Азнакаевский 130 19 15 73,2 1 1 121 93 125 3 2
Аксубаевский 131 130 99 116,7 56 43 88 67 105 26 0
Актанышский 93 91 98 81,2 22 24 58 62 74 16 3
Алексеевский 13 13 100 3,6 6 46 11 85 12 1 0
Алькеевский 28 28 100 9,7 3 11 13 46 25 3 0
Альметьевский 236 85 36 82,9 4 2 175 74 214 22 0
Апастовский 152 61 40 70,1 23 15 87 57 152 0 0
Арский 135 134 99 454,5 8 6 85 63 123 12 0
Атнинский 104 23 22 15,6 21 20 80 77 51 53 0
Бавлинский 126 12 10 99,6 25 20 76 60 118 0 8
Балтасинекий 99 44 44 104,7 10 10 83 84 89 10 0
Бугульминский 38 19 50 94,0 20 53 20 53 36 2 0
Буинский 65 26 40 37,3 6 9 34 52 65 0 0
Верхнеуслонский 165 144 87 32,3 72 44 103 62 55 1 109
Высокогорский 94 73 78 1200,8 28 30 79 84 53 4 37
Дрожжановский 30 29 97 55,8 7 23 18 60 30 0 0
Елабужский 45 30 67 29,7 14 31 27 60 39 6 0
Заинский 49 3 6 8,1 0 0 39 80 43 1 5
Зеленодольский 38 18 47 13,7 14 37 32 84 3 0 35
Кайбицкий 101 22 22 59,8 12 12 90 89 101 0 0
Кукморский 104 33 32 80,9 26 25 90 87 92 12 0
Камско-Устьинский 102 5 5 24,5 9 9 80 78 102 0 0
Лаишевский 18 1 6 14,3 6 33 11 61 3 10 5
Ленинофский 263 119 45 1064,8 54 21 135 51 233 30 0
Мамадышский 98 23 23 38,4 3 3 50 51 86 12 0
Менделеевский 25 20 80 28,9 16 64 16 64 23 2 0
Мензелинский 91 88 97 50,1 21 23 49 54 64 24 3
Муслюмовский 2 2 100 0,7 0 0 0 0 2 0 0
Нижнекамский 36 26 72 32,0 4 11 29 81 36 0 0
Новошешминский 27 26 96 43,1 8 30 24 89 25 2 0
Нурлатский 36 4 11 27,0 4 11 27 75 28 8 0
Пестречинский 146 53 36 112,0 7 5 65 45 46 6 94
Рыбно-Слободский 126 65 52 188,1 37 29 100 79 53 3 70
Сабинский 172 161 94 251,5 42 24 108 63 144 28 0
Сармановский 41 28 68 44,3 2 5 24 59 24 14 3
Спасский 6 6 100 1,8 3 50 3 50 6 0 0
Тетюшский 178 61 34 94,1 29 16 130 73 178 0 0
Тукаевский 49 41 84 95,5 8 16 24 49 22 27 0
Тюлячинский 105 76 72 447,5 12 11 79 75 95 10 0
Черемшанский 84 16 19 48,2 27 32 47 56 83 1 0
Чистопольский 53 53 100 95,8 6 11 31 58 36 13 4
Ютазинский 23 16 70 10,8 3 13 7 30 22 0 1
г. Наб. Челны 11 11 100 100,0 2 18 8 73 5 3 3
г. Казань 5 4 80 522,0 1 20 2 40 3 1 1
итого 3702 1961 53 6091,6 687 19 2479 67 2952 367 383

В книге «Родники земли Татарстана» было указано о родниках в Нижнекамском районе, в том числе, был упомянут родник - Красный ключ, которые по праву считается самым красивым родником Татарстана!

Места эти очень живописны, у подножья горы бьёт не один родник, а несколько источников, эти родники впадают в Каму!
Из родников воду берут местные жители и проезжающие люди.
Известен по всей республике и святой ключ Иоанна Предтечи около села Шереметьевка!

Бугульминский район расположен прямо в центре Бугульминской возвышенности, где из-под земли бьют множество родников и источников.
Большая часть родников имеет собственные названия, порой даже на двух или трех языках (русский, татарский, чувашский), а один родник расположен у удмуртской деревни, и имеет удмуртское название.
Некоторые села хранят и обустраивают по 5-6 родников, чем так щедро одарила их природа!
Несколько родников есть и в самой Бугульме!

родник 9-ый км. или Бэхэтле (Счастливый) у села Кудашево



родник - Солдатская Письмянка

РОДНИК БОЛЬШОЙ КЛЮЧ
С просьбой помочь облагородить территорию возле родника «Большой ключ» по ул. Заречная в Исполнительный комитет местного отделения партии «Единая Россия» обратился Бугульминский меценат Владимир Миняев. Ранее на территории Родника уже проводились работы по его благоустройству, но проект ещё не достиг своего завершения. Для продолжения работ требовалось, очисть прилегающий к роднику склон от кустов, травы и мусора. Такая цель была поставлена перед штабом Бугульминского местного отделения ВОО «Молодая Гвардия».

родник в Бугульме

Трудовой десант молодогвардейцев на роднике высадился в пятницу 4 октября. Более чем за 2 часа ребята обкосили склон, вырубили ненужные кусты, убрали спиленные ранее ветки деревьев, строительный мусор, листву и частично очистили берега р. Бугульминки.


«Мы с радостью откликнулись на просьбу Владимира Ивановича», - рассказывает начальник штаба Бугульминского местного отделения ВОО «Молодая Гвардия» Алексей Мухалёв. - К сожалению, долгое время мы не могли приступить к работе из-за неблагоприятных погодных условий, и как только погода стала стабильной, мы сразу же приступили к работе, ведь для неё уже давно все было готово. По мере необходимости работы будут продолжены».

СВЯТОЙ КЛЮЧ
Родник Святой Ключ, который находится в селе Новое Сумароково Бугульминского района, получил своё второе рождение. На днях его торжественно освятили.
Жители села Новое Сумароково слов благодарности не жалеют. Нефтяники уделяют особое внимание обустройству родников. Сельчане в 2006 году обратились к ним с просьбой помочь обустроить природный источник. Через три месяца у маленького ручейка появилась облагороженная территория, а сам он вскоре получил название родник «Святой ключ».
Неподалеку от этого родника бьет и другой. Местные жители называют его «Барский ключ». Но выглядит он как-то не по-барски. Сельчане с нетерпением ждут, когда же родник будет вровень своему названию. Нефтяники обещали - сделаем.
Отец Евгений в наставлении сельчанам попросил их беречь родник и не оставлять без присмотра это место. А может быть и найдется тот, кто захочет неподалеку построить небольшую часовню. Тогда еще не одно поколение сможет приобщиться к природе, вспомнить своих предков и отблагодарить Бога за тишину и покой. Ведь ничто не угодно Богу, так как благодарность.

источник около Бугульмы

НАРАТЛИНСКИЕ РОДНИКИ ЖИЗНИ
(Работу выполнила ученица 10 класса Гайнетдинова А.)
О красоте нашего края много писали С.Т.Аксаков, П.И.Рычков. Край наш не только красив, но и богат родниками. Вода родника - живая вода, журчание родника, словно голос родной земли.
Визитной карточкой нашего села является родник «Наратлы», расположенный на самом въезде в нашу деревню.
Приветливо встречает он своих гостей тихой гладью пруда, на берегу которого возвышаются фигурные башенки сказочного замка. Ласково журчит прозрачная вода, падая на колесо вращающегося барабана, и кажется, что жизнь вечна. Вечерами это любимое место молодежи села. Порой оттуда доносится их звонкий и озорной смех, а порой - тихий и ласковый шепот.
Родник «Наратлы» был благоустроен по инициативе председателя Совета местного самоуправления Яковлевой К.А. силами шефов села, нефтяниками НГДУ «Бавлы нефть»; в 2000 году в честь празднования 55-летия великой Победы. Учащиеся Наратлинской средней школы принимали активное участие в посадке сосен и елей.

Нарспи
В 2002 году также силами нефтяников НГДУ «Бавлы нефть» на улице В.И. Чапаева был благоустроен еще один родник, получивший имя чувашской красавицы Нарспи.
Яркие краски самовара, из крана которого течет вкусная родниковая вода, неустанно приглашают путников остановиться, испить прохладной водицы и отдохнуть в тени расписного навеса. Вечерами здесь хорошо охотно собираются кумушки - соседки обсудить новости минувшего дня.

Родник за клубом
У этого красивейшего родника нет названия, его просто называют «Родник за клубом». Но он до сих пор хранит тепло рук Петрова Петра, сделавшего его доступным для забора воды. До проведения центрального водоснабжения вся улица брала воду именно там. И сегодня девушки приходят к нему за водой и поют песни, а родник, тихо журча, слушает их. В 1997 году родник был освящен.


Родник трех берез
Родник трех берез. (Виçĕ хурǎнçǎлĕ). Название подтверждает о существовании берез возле родника. Сам ключ также бил на склоне холма, снабжая близлежащие крестьянские хозяйства питьевой водой. Но случилось несчастье. В середине 60-х годов на вершине холма пробурили исследовательскую скважину и, видимо, нарушили подземный сток. Родник иссяк и началось заболачивание местности. Вскоре улица стала непригодной для проезда автотранспорта, начали оседать фундаменты домов, а массивные столбы ворот начали «играть». Во время трескучих морозов с вспучившимся грунтом поднимались, а весной проваливались.

Уçка çǎлĕ
В памяти жителей улицы Ворошилова бережно хранится имя Беспалова Осипа Ивановича. Человека уже давно нет, а его имя сохранилось в названии родника «Уска çǎлĕ», который он сделал удобным для пользования людям.
Вода его также шумно и с силой вырывается из подземного плена, как и много лет назад, радуя своим неповторимым вкусом вот уже несколько поколений людей.

Чанка çǎлĕ
(Родник галок)
Никто уже не помнит, откуда взялось название этого родника «Чанка çǎлĕ» на улице В.И. Чапаева.
«Чанка» в переводе с чувашского означает «галка». Быть может, когда - то очень давно именно эти умные птицы облюбовали данный родник и стаями слетались к нему, чтобы напиться. Своими шумными голосами они призывали человека: «Не проходи мимо, попробуй живительную воду, посмотри, каким чудом наградила тебя природа!»

Элек çǎлĕ
Название родника «Элекçǎлĕ» до сих пор вызывает горячие споры жителей деревни Наратлы. Одни утверждают, что оно произошло от татарского слова, обозначающего ягоду. Первые татары, поселившиеся в этих благодатных местах, пользовались родником, который брал свое начало из - под горы, густо усыпанной ягодами. Другие - сторонники того, что слово «элек» в переводе с чувашского означает «старинный, древний». Быть может, этот родник самым первым забил на поверхности земли, а возможно он был первым родником, которым стали использовать люди, облюбовавшие эти края.

Исчезающий родник
Исчезающий родник - Типекен çǎл - вытекает из под горы, течет 1,5 км и просачиваясь уходит в землю. Находится на северо-восточной стороне деревни.
Но не надо пугаться того, что родник исчезнет. Назвали его так потому, что показавшись на поверхности земли, он снова исчезает в ее недрах.

Çарǎк çырми
Çарǎк сырми. Дословно Çарǎк - репа. Çырма - речка, речушка. Местность, где возделывали репу. Из истории известно, что данный корнеплод использовался в пищу вместо картошки, Местные крестьяне целыми обозами везли овощи на продажу в ближайшие базары, обменивали на зерно. Шли годы, и местность преобразилась. Исчез родник, выкорчевали, вспахали кустарники. Нынче здесь посевной клин коллективного хозяйства в одном километре от села вблизи Ключевской дороги.

40 ключей
40 ключей (Хĕрĕх çǎл) - находится юго-западнее села за зернотоком, так названо из-за большого количества родников. Никто не считал их количество, может 40, а может и больше. Поистине - чудо природы!

Аюга çǎлĕ
Аюга çǎлĕ - Медвежий родник. В названии этого родника кроется еще одно доказательство родства чувашей с татарами. Аю - по по-татарски обозначает и переводится как - медведь. Чувашам не чужды устоявшиеся татарские слова. Медвежий родник расположен в 1,5 км юго-восточнее села и берет свое начало из-под холма в Чук варĕ.
Живи, родник, живи,
Родник моей любви,
Любви к земле одной,
Земле навек родной.

РОДНИКИ - СТАРОЕ ИСАКОВО
МАРКОВА О.В. - воспитатель 2 квалификационной категории Староисаковского МДОУ «Ёлочка» Бугульминского района РТ
Стоит деревня наша на горке некрутой:
Родник с водой студеной от нас подать рукой
Мне все кругом отрадно,
Мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом
Я всё в краю моём.

Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в деревне Старое Исаково Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. Старожилы рассказывают о происхождении нашей деревни так: основана в первой половине 18 века, на реке Купчиме, у дороги Бугульма- Оренбург, в 20 километрах от Бугульмы. В то время она имела название Лисьи Горы.

Лампишин ключ - Малая Бугульма

Азнакаевская земля, как известно, это родниковый край.
Многочисленные источники бьют из недр на радость людям, насыщая влагой почву, давая силы представителям животного мира, обитающим на территории района.

Поэтому каждый человек, кем бы он ни был и чем бы ни занимался, должен помнить: не причиняй вреда окружающей природе водным источникам, более того, содействуй их благоустройству, содержи в надлежащем порядке и чистоте. Ведь мы в ответе за их состояние перед будущими поколениями.

Исходя из этих принципов, работает и коллектив цеха №2 НГДУ «Азнакаевскнефть».

Чонгыл чишмэ

Обслуживаемая цехом территория небольшая - 40-50 километров в длину и километров 20 в ширину. Но местечко очень живописное - высокие холмы, лесной массив, речушки и, конечно, много журчащих родников. Сохранять и преумножать это природное богатство - такую задачу поставило руководство нефтегазодобывающего цеха №2. Родник под названием «Анютина часовня», что бьет из-под земли у подножия высокого холма близ деревни Старое Сумароково и вливается в ручей Дырдыгыз, цех периодически обустраивает с 1995 года.

Территория родника обнесена монолитной каменной стеной, специально высеченной из большой глыбы горной породы. Установлены чурбаны вместо стульев, из этого природного материала изготовлен стол. Летом вдоль тропинки, по которой к воде спускаются гуси, высаживаем цветы. Этот родник стал излюбленным местом отдыха молодежи и нефтяников.

(родник Меллябаш - исток реки Мелля)

Пройдя 3-4 километра, выходишь к источнику под названием «Черный ключ», который снова ожил благодаря стараниям работников ЦДНГ №2. Водица его ледяная, словно из горного источника…
За многие десятилетия азнакаевские нефтяники научились видеть, любоваться и дорожить этой природной красотой. Как известно, чистота родниковых вод, речушек и окружающей природы в целом во многом зависит от чистоты на нефтяных скважинах. Поэтому нефтяники внедряют все новые технологии, передовые методы ведения производства, исключающие причинение вреда природе. Территории скважин благоухают ароматами цветов, здесь буйство зелени и ни одного пятнышка, словно хозяйская рука каждый день вытирает пыль, убирает мусор! Действительно, это результат кропотливого труда мастеров и операторов по добыче нефти и газа.

На северо-западе территории есть еще одно дивное местечко - родник «Шомыртлык»... Аккуратные ступеньки с одной стороны ведут к маленькому озерку, с другой буйно растут раскидистые ивы, стройные березы. Жители соседней деревни здесь, у нефтедобывающего объекта, косят травы на сено. Мы, дети природы, стараемся быть как можно ближе к ней…

РОДНИКИ ЧАТЫР-ТАУ
Край богат целительными родниками. По народному поверью, благодаря скрытому в недрах горы царю-магниту и серебру вода родников Чатыр-Тау целебная. Один из них, бьющий на косогоре, в 1950-1960-е годы почитали как святой источник.
Ниже бьет другой, более мощный, но с железным привкусом. Возможно, этой воде присущи такие же целебные свойства, как и на бальнеологическом северокавказском курорте Железноводск. Район украшают живописные берега рек Ик и Стярле, протяженность которых составляет 780 км.

ПРО РОДНИКИ АЗНАКАЕВО
Самым лучшим родником жители Азнакаева считают родник "Расиха чишмэсе". Да и по данным СЭС вода этого родника самая оптимальная по показателям и химическому составу. Расположен под горой в 3 км от города, в деревне Манауз. У кого есть транспорт, едут сюда за водой с флягами, бидонами.


Этот родник имеет особое для меня значение. Это родник моего детства. Воду из него пили еще мои дедушка и бабушка,возле родника выросли их дети: моя мама со своими 4 братьями и сестрами. Я сама с раннего детства проводила всё лето в Манаузе у бабушки (дедушку помню мало, он рано умер).С девчонками играли здесь у воды под горой Ташурта, полоскали белье,даже тащили посуду и отмывали тут с песком. Вода течет из длинной трубы. Она подведена примерно на 100-150 м от самого источника.Нам было любопытно увидеть где же начинается родник. Ходили к этому месту, к песчаному обнажению под горой-вода бурлит из под земли подобно кипящей кастрюле. Дебет,как сейчас говорят,очень большой. И не думает уменьшаться. Родник этот никогда не пересыхает, не было еще такого даже в самые засушливые годы. Видимо очень глубоко расположен водоносный слой. Вода ледяная и кристально чистая.

Я всегда удивляюсь, какие мудрые были наши предки. Эти места были заселены в начале прошлого века, в 20е годы примерно. Переселенцы нашли это живописное место, богатое природными ресурсами, и основали деревню Манауз. Мой дед и бабушка, тогда еще молодожены, тоже обосновались здесь.

Построили крепкое хозяйство. Их усадьба находится в метрах 200 от родника, по переулку.

С коромыслом на плечах таскали воду из родника, использовали её как драгоценность только для питья и для кухни. А еще пару ходков делали для бани-для мытья волос. Для хозяйственных нужд использовали воду из колодца, который находился прямо во дворе. Вода из него считалась невкусной и непригодной для питья, она была жесткой.

Это другой родник,называется "Бэллур чишмэ".

Он тоже в Манаузе. По сути берет начало там же, что и родник "Расиха чишмэсе".

"Мачаклы чишмэсе"-возле д. Мачаклы. Здесь мы часто брали воду, когда ездили на свое картофельное поле. Потом поле забросили, не сажаем. И у родника уже давно не были.

"Чонгыл чишмэ" (недалеко от моего дома, через дорогу от хлебзавода под горой, там начинаются сады-огороды). Конструкция имеет странную форму с шаром наверху. Как то плохо вписывается в ландшафт. Родник периодически засоряется. Струя воды очень слабенькая.

"Илхам чишмэсе" (возле дер.Урняк):

СЕЛО УРМАНАЕВО - РОДНИК КОЕЛЫ БАЙ

В районе продолжается славная традиция обустройства родников. На минувшей неделе состоялось открытие родника в селе Урманаево.
Все началось с того, что несколько лет назад прежний руководитель сельского поселения Ильгиз Шакирзянов предложил обустроить территорию природного источника воды. Жители села поддержали его инициативу. Большую помощь в этом благородном деле оказали депутат Данис Валеев, начальник ЗАО «Геология» Марат Шарафиев, начальник ООО «Азнакаевская ПМК» Марсель Самигуллин.

Торжественное мероприятие началось с чтения молитвы. С радостным событием урманаевцев поздравил заместитель главы района Назят Нагимов, отметив их большое трудолюбие и старание, вручил будущим первоклассникам первый для них учебник «Азбука». После церемонии перерезания алой ленты путь к роднику был открыт.
Издавна территории родников считались одними из красивейших мест села. С этим связано и много традиций. Невестам в первый день их замужества готовили испытание походом за ключевой водой и по тому, как она несла ведро, не оступилась ли, не расплескала ли воду, судили об ее умении и терпении. Вот и сегодня чистой студеной водой односельчан угощали молодожены Лейсан и Ильнур. А вода из ведра молодой невестки казалась всем еще вкуснее.
Набирая воду из родника, принято загадывать желание, и это тоже не зря, существует поверье, что родник «запоминает слова». Поэтому в этот день здесь прозвучали самые добрые, искренние пожелания.
Девушки в национальной одежде угостили всех чак-чаком и пригласили к накрытому возле родника столу.
Затем праздник продолжился у сельского клуба. Гости и односельчане с удовольствием участвовали в играх и соревнованиях по беге, прыжкам, распиливанию бревна, разбиванию горшка… Умелые хозяюшки Зайтуна и Наиля готовили ароматный плов и пекли оладьи. Тут же проходили футбольные матчи между местной и сборной командами, веселилась ребятня. Урманаево богато своими дарованиями и талантливыми организаторами, подумала я с чувством гордости за свой родной край.
- Мы, урманаевцы, живем дружно, в согласии, на одной волне: вместе радуемся результатам труда, вместе отдыхаем. Пусть так будет и в дальнейшем, - сказал в благодарность сельчанам глава сельского поселения Айдар Закиров.
А родник «Коелы бай» журчал, продолжая свою песню. Ему, свидетелю многих исторических событий, предстоит еще донести добрые традиции и до следующих поколений.

родник в Агирово

Прибрежный родник, Яр чишмя

Муслюмовский район расположен на восточной части Республики Татарстан, вблизи самой длинной реки Татарии - реки Ик.
На территории Муслюмовского района в окрестностях многих деревень насчитывается несколько десятков источников. На его территории насчитывается 22 пруда, больше 20 крупных рек, 24 озер и больше 60 родников. Все эти родники используются некоторыми жителями село как источники питьевой воды, так как многие считают, что любая родниковая вода самая чистая и полезная.
Около 30 родников и источников имеют собственные названия, почти все эти родники благоустроены и поддерживаются в чистоте местными жителями.
Несколько источников имеют свой паспорт, о чем будет рассказано ниже.
Про некоторые источники и родники сохранились предания и легенды.

родник Лесхоза, Усинское лесничество

Родник Лесхоза

Святой родник у деревни Баюково

Изге чишмя, Святой родник, село Баюково



родник Бачуг, село Новые Усы

родник Дружбы

В целом местность, где раскинулась деревня Тюгеевка, очень интересная: низина, кругом родники, леса и холмы. В юго-западной части деревни пробивают несколько серебристо-чистых родников и именуются удивительными названиями - «Глазной родник», «Семёнов родник», или «Чамай чишмясе».
Особенно большой популярностью пользуется в народе «Глазной родник».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) водой родника пользовались жители окрестных деревень, расположенных далеко от Тюгеевки.: Гулькино, Ерсубайкино, Чувашское Сиренькино. Воду этого скромного родника, серебристо -чистую и очень холодную, возили зимой и летом на лошадях в бочках и использовали только для промывания глаз, для лечения трахомы. Видимо, из-за лечебных свойств этот родник и назвали «Глазным» наши далекие предки.

Глазной источник

Умываться и напиваться этой водой - это одно наслаждение. Не проходите мимо этого родника.

Это великое создание Природы.
Местность, где сегодня раскинулась деревня, 250 лет тому назад (середина XVIII века) была покрыта непроходимым лесом.
Елабужане переселились сюда примерно в середине XVIII века. Как в Елабужском районе, так и Тюгеевке встречаются такие фамилии как:Гудошниковы, Плешковы, Черяшовы, Журавлевы и т.д.
Деревня многонациональная: дружно сосуществуют кряшены, русские, татары
Все кряшены чисто разговаривают на русском языке, все русские так же владеют татарским - кряшенским языком свободно и без акцента.

целебный источник

Родник, с подведенной асфальтированной дорогой, оборудованный беседками и т.д. (В переводе с татарского Святой ключ)
Расположен на окраине п. Аксубаево.
Координаты: 55°13"58"N 53°35"38"E.
Про Святой ключ в народе сохранились древние легенды, связанные с историей булгарского народа.

На святом роднике в Аксубаево



Возрождение истоков
Святой ключ в Аксубаево
(журнал Республика Татарстан)
Одно из впечатлений, которое я увез из Аксубаева, стало, как это ни покажется странным, - убранство администрации поселка. Все там предельно просто и аккуратно, совсем не помпезно и "евроремонтно", как это можно наблюдать во многих райцентрах. Даже привычного милиционера на входе не было. Видимо, роскошный вид главного административного здания района для аксубаевцев не главное - другие у них приоритеты. Например, природные источники, которыми эта земля не обделена.

Святой ключ Хальфы бабая (Хальфа - преподаватель в медресе).
Находится в 40 км от села Рыбная Слобода (районный центр) в д. Тябердино Челны - рядом с могилой целителя, философа, предсказателя Идриса-Хальфы (в народе Хальфа бабай), XVII-XVIII вв.

Святой ключ Хальфы бабая

Веломаршрут начинается с поселка Нагорный, доезжаем до деревни Аки, где останавливаемся у родника с часовней. Данный источник очень популярен среди местных жителей, так как около него проходит асфальтированная дорога, которая ведет среди дачных участков. Вдоль этой дороги и протекает речка Киндерка. Вода источника используется в питьевых целях.

Кстати, название Киндерка - река получила от татарского слова: киндер - конопля, то есть около этой речки выращивали эту полезную культуру, либо коноплю вымачивали в этой речке. Вероятно, что и то, и другое.

один из ручьёв, который впадает в речку Киндерку от многочисленных родников

Далее маршрут идёт вдоль реки Киндерка до деревни Белянкино, а потом до Чебаксинского озера. Озеро Чебакса возникло при строительстве ж/д магистрали - Бугульма в начале 40-х годов. На речушке Ключи была построена плотина под ж/д насыпь, из-за чего образовался водоём, плотина с гидросооружениями сохранилась до наших дней.

После озера Чебакса мы поднялись в гору и выехали на объездную казанскую дорогу, по которой добрались до села Чебакса.

ПО ДАННЫМ ИНТЕРНЕТ САЙТОВ ДО ПОХОДА НАМ УДАЛОСЬ УЗНАТЬ:

В селе Чебакса сохранилась редкая для Татарстана деревянная Покровская церковь, данная церковь считается одной из самых старых из сохранившихся в Республике. Однако когда мы добрались до села, то местные жители нам сообщили, что указанную деревянную церковь уже лет 8 как разобрали и продали в качестве строительного материала в село Константиновку (а там был пожар - и построенный из этих бревен дом сгорел!).

Единственное, что осталось как память о покровской церкви - это деревенский родник, освященный в честь Покрова Богородицы. Родник расположен на речушке Ключи, что протекает через село. Эта речушка впадает в Киндерку буквально на окраине села.

Родник расположен на склоне живописной горы, вода выводится в металлическую трубу, а потом льётся в железную ёмкость.

Оттуда набирают хрустальную воду, или полоскают бельё. При желании в этой ванне можно и окунуться! Около неё деревянная ёмкость, и оттуда вода вытекает в ручей.

Вода в роднике очень вкусная! Особенно после долгой дороги.

Едем снова вдоль Киндерки. Пойма речки поросла практически на всем пути тальником, ольхой, ивой, березой, вербой, тополями. Весной тут творится что-то необычное! Здесь настоящее певчее царство прилетных птиц. Здесь я фотографировал скворцов, варакушку, певчих дроздов, иволгу, соловья, камышовку, славку и других пернатых! Где ещё в Казани можно послушать настоящее природное звучание самых чудесных голосов!

Известный, уникальный и популярный серебряный ключ (недалеко от деревни Белянкино) также расположен рядом с Киндеркой, вода в источнике очень вкусная и прозрачная.

Дорогу на Ближние источники покажут в монастыре - туда достаточно легко можно доехать на велосипеде.

На правом берегу Солонки преимущественно лиственный, а ближе к речке пойменный лес со множеством липы, осины, ветлы и ольхи. А левый берег Солонки порос могучими соснами, елями и березами.

На этих склонах в сезон много земляники!

По дороге к Ближнему святому ключу - в 1 км от обители, - попадаются сосны и тополя какой-то необыкновенной высоты и ширины. Тополя, еще сохранившиеся чудом в отдельных старых уголках Казани - просто карлики по сравнению с ними: ниже их раза в два...

Здесь, видя все это, легко веришь в сказание о древнем, совершенно необъятном дубе, у которого язычники-марийцы приносили в жертву коней и волов, и все ветви его были увешаны сырыми шкурами забитых здесь животных. Это было до основания монастыря.

Инок Евфимий тогда стал свидетелем чуда, за которое возблагодарил Бога: "Однажды, когда они пришли совершать свой скверный праздник, внезапно небо омрачилось, сделалась буря, раздался гром, страшная молния ударила в дерево и, сокрушив его, сожгла до самого корня..." Жертвоприношения с тех пор прекратились.

Сам святой ключ расположен в овраге с извилистой быстрой речкой на дне. Над потоком стеной возвышается живописный склон - не глинистый, а белый известняковый... очень похожий на крутые волжские обрывы. Из этой кручи, примерно с середины его высоты, и бьет из трещин вода.

По специальному наклонному желобу над речкой - "римскому акведуху" в миниатюре, - она стекает в часовню (до революции на месте часовенки стоял каменный Скорбященский Богородицкий храм 1884 года). Чистейшая ледяная вода по вкусовым качествам даже превосходит раифскую.

Она содержит повышенное количество серебра и обладает целебными свойствами, даже с точки зрения беспристрастной науки. По благодати же Божьей, чудесные исцеления здесь не прерывались веками. К источнику постоянно ездили люди даже в советское время, когда сам монастырь был закрыт и разрушен.

История древних булгар была известна принятием ислама в далёком 944 году, но мало кто знает, что среди булгарского народа (да и среди казанских татар) просияла и христианская вера. А также были свои святые, мученики и преподобные, были древние храмы и монастыри, были чудеса и святые христианские места, являлись чудотворные иконы.
Увы, отношения мусульман и христиан не всегда были мирными, но также отметим и то, что были периоды, когда разные народы нашей страны объединялись вместе для защиты нашего Отечества от внешнего врага.
И чаще случалось так, что объединяло нас гораздо больше, чем разъединяло, поэтому надеемся на то, что имя святого Авраамия будет памятно всем народам Поволжья.
Авраа́мий Бо́лгарский (ум. 1 апреля 1229, город Болгар, Волжская Булгария) — православный святой, мученик, Владимирский чудотворец.

Память совершается (по юлианскому календарю): 1 апреля — в день кончины, 9 марта — в день первого перенесения мощей, в четвёртую неделю по Пасхе («Неделю о расслабленном») — в день второго перенесения мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Казанских святых.
Древнейший источник, сообщающий об Авраамии Болгарском, — Лаврентьевская летопись (XIV в.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 452—453). св. АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ

ИЗ ИСТОРИИ

14 апреля - день памяти святого Авраамия Болгарского, пострадавшего за христианскую веру. Это произошло в 1229 году в Волжской Булгарии, у того самого святого колодца, вода которого не утратила своей целебной силы по сей день.
Сейчас на месте святого источника мученика Авраамия Болгарского находится архитектурный ансамбль в стиле построек Волжской Булгарии с колодцем внутри. Отсюда открывается вид на Волгу, и можно полюбоваться её простором. В ветреную погоду река с барашками волн даже несколько похожа на море.
На этом месте когда-то находился Ага-Базар (большой базар). Здесь можно было купить всё, что душе угодно: сибирскую пушнину, восточные пряности, ткани, украшения и т.д. А у источника, под прохладой деревьев, отдыхали и утоляли жажду местные жители и приезжие купцы. Один из них впоследствии на многие века прославил это место, освятив его своей мученической кровью.
Из древних летописей следует, что купец этот - булгарин, милостивый, добродетельный и сострадательный человек. Он принял крещение с именем Авраамий и был казнён за это.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК

Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, — Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения). По Крещении святой евангельским словом, а — главное — христианским образом жизни несёт апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой, стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин. 17:3; Римл. 25:31).

Летопись свидетельствует о том, что Авраамий Болгарский прибыл по торговым делам в город Булгар (Болгар), столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство.
Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии — Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК

Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий Болгарский был непоколебим в своей вере. Узнав, что он не русский и не находится под защитой Владимиро-Суздальского князя, Авраамия Болгарского арестовали и долго увещевали. Видя непреклонность Авраамиям Болгарского, его истязали и повесили вниз головой. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик «проклял Магомета и веру болгарскую». 1 апреля 1229 г. он был усечён мечом (четвертован) у берега Волги.

________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Команда Кочующие
Ссылки на сайты и ресурсы указаны в каждых статьях, в которых рассказывается про данный объект (см. ссылку).
Авторы и источники фото также указаны в соответствующих статьях.

Книга-альбом "Родники земли Татарстана"