Как живётся на новом китайском эсминце. Китай построил ещё пару эсминцев. Но китайские эсминцы на треть больше американских крейсеров Эсминцы китая

Китай торжественно спустил на воду свой первый эсминец класса 055 - корабль абсолютно нового поколения. Теперь это крупнейший, после американского "Зумвальта", эскадренный миноносец, вооруженный не только мощным ракетным оружием, способным уничтожить любой авианосец и подводную лодку, но и новейшими технологиями

Эсминец класса 055. Фото: youtube.com

Китайцы смело позаимствовали их у США. Например, боевую информационно-управляющую систему "Иджис", которая способна принимать информацию о мишенях с других кораблей. Благодаря этому эскадра может действовать как единая система противоракетной обороны.

Ранее американцы помогли оборудовать "Иджис" японские, южнокорейские и норвежские корабли, чтобы использовать их как элементы ПРО в своих интересах. Но китайцы обошлись без США и создали аналог. Точно так же, как в свое время Пекин воспользовался советскими и российскими технологиями в области ракетной техники.

В частности, корабль вооружен 128 крылатыми ракетами YJ-100 и противокорабельными YJ-18 - китайской версией российских "Калибров". Для противоракетной обороны на корабле есть ЗРК "Хунци-9" и "Хунци-16", способные сбивать баллистические ракеты. А для уничтожения низколетящих самолетов китайцы изготовили совершенно "чудовищный" 11-ствольный зенитный комплекс типа 1130 со скорострельностью 10 000 выстрелов в минуту.

Ряд зарубежных экспертов утверждает, что в перспективе на новом эсминце даже могут установить лазерную или электромагнитную пушку. И гиперзвуковые ракеты. Все это оружие сейчас активно испытывается в США и России, и Китай снова может перехватить или купить передовые технологии. Пока же основная пушка корабля - 130-мм автоматическая пушка H/PJ-38, созданная на базе советской АК-130 с применением "стелс-технологий".

Если резюмировать, то Китай позаимствовал информационные технологии у США, а военные - у России. И создал по-настоящему грозный эсминец, которого пока нет в составе ВМФ РФ. Он только должен появиться в течение ближайших нескольких лет.


Макет Эскадронного миноносца 23560 "Лидер". Фото: wikipedia.org / Artem Tkachenko

В плане новых технологий и вооружений "китайцу" ничуть не уступает российский фрегат проекта 22350. К слову, два из них уже спущены на воду, а один проходит государственные испытания. Но фрегат меньше. И не обладает настолько мощным ракетным вооружением. "Китайскую карту" побьет лишь эскадренный миноносец "Лидер" проекта 23560.

Новый российский корабль будет в полтора раза больше 055-го. Вдобавок, его оборудуют ядерной энергетической установкой. 200-метровые гиганты заменят в ВМФ РФ сразу три класса кораблей, построенных в конце 70-х - начале 80-х годов: эскадренные миноносцы проекта 956 ("Адмирал Ушаков", "Быстрый"), большие противолодочные корабли проекта 1155 ("Вице-адмирал Кулаков") и ракетные крейсера проекта 1164 ("Москва"). По боевой мощи корабль уступит только тяжелому ракетному крейсеру "Петр Великий".

Но построят новый корабль в лучшем случае к 2020 году. Пока "обкатывается" вооружение эсминца на других военных кораблях. По плану первый "Лидер" будет введен в строй в 2022 году. За это время Китай может построить еще 5 своих новых эсминцев.

Развитие данного класса кораблей наглядно показывает прогресс китайского военного кораблестроения. Да, китайские корабелы заимствуют и покупают образцы вооружения, электроники; перенимают технологии современного проектирования; приглашают специалистов из-за рубежа. Но в итоге у них сформировался достаточно самобытный облик боевых кораблей.


Прежде чем начать разговор о наиболее современных ЭМ китайского флота, следует рассказать о проекте, послужившем своеобразной предтечей более поздним разработкам.

В конце 90-х линию эсминцев китайского флота должен был продолжить эсминец типа «Люхай» проекта 051В (код НАТО DDG «Luhai-class»), построенный с сохранением принципиальных решений и функционального назначения прототипа. Первоначальный объем задуманной серии этих кораблей достоверно не известен, но к 1999 году в строй был введен всего один «корпус» - ЭМ «Шеньчжень» (борт. № 167).

По некоторым данным, на корабле планировали установить унифицированные вертикальные ПУ и многофункциональные системы управления, да, видимо, дело не пошло: набор и вооружения остался идентичным эсминцам проекта 052 (см. ниже схемы и фото последовательно ЭМ пр. 052 и пр. 051).

ЭМ пр. 052 (головной корабль "Харбин". Строился на верфи в Шанхае. Водоизмещение стандартное 4800 т, полное 5700 т. Длина наибольшая 148 м, ширина 16 м, осадка 4,3 м. Мощность комбинированной дизель-газотурбинной установки 72200 л.с., скорость 31,5 узла. Вооружение: одна восьмиствольная ПУ ЗРК HQ-7 (китайская копия ЗРК "Наваль Кроталь"), восемь ПКР С-802, одна спаренная 100-мм артустановка и четыре спаренных 37-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета Z-9. Всего в 1993-1996 гг. построено две единицы: "Харбин" и "Циндао").

1 - 1х2 100-мм АУ «тип 79»; 2 - 1х8 ПУ ЗРК«HQ-7»; 3 - АП РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «тип 360»; 4 - АП СУО «тип 347G»; 5 - 1х3 324-мм ТА; 6 - ПУ ПЛЦ; 7 - 4х4 ПУ ПКР «YJ-82»; 8 - РЛС ВЦ и НЦ; 9 - РЛС дальнего обнаружения «тип 517»; 10 - 2х37-мм АУ «тип 76А»

Эсминец УРО пр. 051.



Водоизмещение:
- стандартное: 6100 тонн;
- полное: 6600 тонн.
Длина: 153 метра.
Ширина: 16,5 метра.
Осадка: 6 метра.
Силовая установка (тип х мощность): 2 ГТД х 24300 л.с. + 2 Диз. MTU 12V1163TB83 x 4420 л.с.

Скорость хода максимальная: 29 узлов.
Дальность плавания при скорости 15 узлов: 14000 миль.
Экипаж (офицеры): 250 (42) человек.


Вооружение:
- ударное: 4х4 ПУ ПКР C-803/J-8-3;
- зенитное: 1x8 ЗРК HQ-7 (32);
- артиллерийское: 1x2 100 мм АУ TYPE 79A; 4x2 37 мм АУ TYPE 76A;
- противолодочное: 2х3 324 мм ТА (Mk46 Mod.1 / YU-7);
- авиационное: 2 KA-28.
Радиоэлектронное вооружение:
- радиолокационное: РЛС TYPE 517H-1 (ОВЦ); РЛС TYPE 360S / DRBV-15 SEA TIGER (ОВЦ / ОНЦ); РЛС TYPE 381A (ОВЦ / ОНЦ);
- управление оружием: 2 РЛС TYPE 347G (37 мм АУ); РЛС TYPE 343G (АУ, ПКР); РЛС TYPE 345 / CASTOR II (ЗРК); 2 ОЭС OFD-630
РТР и РЭБ: 2х15 ПУ ЛЦ TYPE 946; SIGNAAL RAPIDS SRW210A; RAMSES;
- гидроакустические станции: ГАС DUBV-23; ГАС DUBV-43 (ПБА);
- система связи и управления: БИУС TAVITAC; SATCOM.

Задел по корпусам был использован в дальнейшем. В результате в составе китайских ВМС появились корабли пр. 052С, которые в какой-то степени стали современным вариантом фрегатов УРО начала - середины 60-х годов (фактически увеличенные эскадренные миноносцы, вооруженные ЗРК средней дальности; типичные представители французский "Сюффрен" и американский "Фаррагат").




Два ЭМ ("Shenyang", тактический номер 115; и "Shiyiazhuang", 116) вошли в строй в 2006-2007 гг., полное водоизмещение 7000/8630 т. ; по размерениям, архитектуре и энергетике идентичны «Шеньчженю», но существенными улучшением является применение на этих кораблях шести восьмизарядных ПУ российского ЗРК «С-300Ф», в экспортном обозначении - «Риф-М», и двух МЗАК «тип 730», в совокупности обеспечивших существенное увеличение потенциала ПВО.




Эсминец «Шицзячжуан» («второй корпус» пр. 051С), вступивший в строй в 2007 г. Хорошо видны: АП ЗРК «Риф-М» (антенна в «заваленном» состоянии) на крыше кормовой надстройки, пусковые установки ЗРК «Риф-М» (в носу - две ПУ, и в корме - четыре ПУ)


К сожалению, за радикальное усиление возможностей ПВО пришлось заплатить резким снижением возможностей ПЛО: из-за размещения в кормовой настройке ПУ ЗРК места для вертолетного ангара уже не хватило. Хотя вертолетная площадка имеет место быть

Отдельной ветвью развития китайского кораблестроения стали эсминцы проектов 052В и 052С - код НАТО DDG «Luyang class» и «Luyang-II class» соответственно. Построенные «в одном корпусе и энергетике» корабли были вооружены различными образцами оружия и вооружения (несмотря на то, что проект обозначается как 052, с ЭМ типа «Люйху», код НАТО DDG «Luhu-class» у них мало общего; банальным образом они крупнее).


Эсминцы проекта 052В (рис. вверху) и 052С - общее и частное:
1 - 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C»; 2 - 1х1 ПУ ЗРК «Штиль-М»: 3 - 6х6 ПУ ЗРК «HQ-9»; 4 - МЗАК «тип 730»; 5 - 2х18 ПУ постановки ложных целей; 6 - 1х3 324-мм ТА; 7 - АП РЛС «Фрегат-МЭ»; 8 - РЛС с ФАР; 9 - 4х4 ПУ ПКР «YJ-83»: 10 - 2х4 ПУ ПКР «YJ-62»: 11 - РЛС дальнего обнаружения «тип 517»

ЭМ «Гуаньчжоу», тип 052B



6500/7500 т.; 164/17,2/9,5 м.; 2 ГТДх36300 + 2 диз.х4900 л.с.; 32 уз.; 4х4 ПУ ПКР J-8-3; 2х1 ЗРК ШТИЛЬ 1 (48); 100-мм АУ; 2x7 30-мм ЗАК; 2х3 ТА; 2х12 РБУ; KA-286500/7500 т.; 164/17,2/9,5 м.; 2 ГТДх36300 + 2 диз.х4900 л.с.; 32 уз.; 4х4 ПУ ПКР J-8-3; 2х1 ЗРК ШТИЛЬ 1 (48); 100-мм АУ; 2x7 30-мм ЗАК; 2х3 ТА; 2х12 РБУ; вертолет KA-28


Эсминцы оснащены боевой информационно-управляющей системой ZKJ-7, автоматизированной линией передачи данных HN-900 (китайский аналог Link-11), аппаратурой спутниковой связи SNTI-240, 3-координатной РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-М2ЕМ» (Top Plate, E band: дальность обнаружения самолета - 230 км, ПКР - 50 км), четырьмя РЛС управления стрельбой ЗРК МР-90 (Front Dome), 2 РЛС управления артогнем МЗАК Type 347G (EFR-1), РЛС управления стрельбой ПКРК и артиллерии ГК Type 344 (Band Stand, I/J band)

В серии два корабля: "Guangzhou", тактический номер 168, и "Wuhan", соответственно 169 (построены в 2000-2004 гг.).




Проект, весьма сбалансированный по ударным возможностям, а также ПВО/ПЛО. Можно сказать, очень неплохой середнячок. Наиболее близкий аналог (причем даже по ряду систем и образцов вооружения) - индийские ЭМ класса "Дели"

ЭМ «Ланьчжоу», тип 052С.



7000 т.; 155/17/6 м.; ГТДx48600 л.с. + диз.x8840 л.с.; 29 уз.; 4500 м.м. (15 уз.); 280 (40) чел.; 2x4 ПУ ПКР YJ12; 8x6 УВП ЗРК HQ-9 или RIF-M; 1x100-мм АУ; 2х7 30-мм ЗАК; 2х3 ТА; вертолет KA-28


Корабли оснащены боевой информационно-управляющей системой H/ZBJ-1, автоматизированной линией передачи данных HN-900 (китайский аналог Link-11), аппаратурой спутниковой связи SNTI-240, РЛС Type 438 (S-band, дальность обнаружения - 450 км) с четырьмя ФАР разработки Nanjing Research Institute of Electronic Technology (бывший 14 Institute), 2-координатной РЛС обнаружения воздушных целей Type 571Н-1 Knife Rest, РЛС управления стрельбой ПКРК и артиллерии ГК МР-331 «Минерал-МЭ» (Россия), РЛС управления стрельбой МЗАК Type 347G Rice Lamp (EFR-1), подкильной ГАС SJD8/9 (усовершенствованная DUBV-23) буксируемой ГАС ESS-1 (усовершенствованная DUBV-43). Оптико-электронные средства: OFC-3 optronic directors. Средства РЭБ: 4x18-tube Type 726-4 decoy RL

ЭМ данного проекта обладает ярко выраженными противовоздушными возможностями, достигнутыми за счет размещения восьми (шести носовых и двух кормовых) шестизарядных ПУ китайского комплекса «HQ-9», лицензионной и модифицированной версии российского ЗРК «Риф-М» зональной обороны (очень-очень большой знак вопроса. - Прим. doktorkurgan) и двух АУ «тип 730».


Противолодочные возможности сохранены на уровне пр. 052В, а вот ударные возможности количественно сокращены в два раза - до восьми ПКР«YJ-62», обладающих, правда, лучшими качествами - большей дальностью полета и мощностью БЧ, нежели «YJ-82».

В серии также два корабля: "Lanzhou", тактический номер 170, вступил в строй в 2004 г.; и "Haikou", 171, 2005 г.


В создания этих кораблей имеется изрядная порция заимствованных технологий. Когда китайские специалисты озаботились созданием кораблей ПВО, возникла вполне резонная идея сделать что-то вроде "Aegis, made in China". Соответственно потребовалась информация о радарах с ФАР. По имеющейся информации, первоначально была закуплена тех. документация на систему "Марс-Пассат", после изучения было признано, что приспособить её к разрабатываемому проекту вряд ли возможно. Параллельно шел процесс копирования информации по американским разработкам (частично это было вскрыто в начале нулевых, последовало разбирательство, известное в СМИ как "чайнагейт"); видимо, самостоятельно разобраться в ней китайские специалисты не смогли, пришлось привлекать ученых из объединения "Квант". В итоге, видимо, систему удалось довести до ума. Получившееся изделие называется РЛС тип 348, обеспечивает обнаружение (видимо воздушных целей) на дистанции 450 км.

Интересно глянуть в сравнении с другими "Иджисами":

Отдельной строкой в составе китайского флота идут эсминцы российской постройки пр. 956 Э ("Yangzhou" 136 и "Fu Zhou"137; вошли в строй в 2000 и 2001 гг.) и пр. 956 ЭМ ("Taizhou" 138 и "Ningbo" 139; вошли в строй в 2005 и 2006 гг.).


Первые два ЭМ ничем особо не отличаются от ЭМ типа "Современный" российского флота, на двух кораблях пр. 956 ЭМ демонтирована кормовая 130-мм АУ. Но за счет этого был существенно увеличен противовоздушный потенциал посредством замены четырех автоматов «АК-630М» на столько же боевых модулей ЗРАК «Каштан»


Эскадренные миноносцы пр. 956Э (рис. вверху) и 956ЭМ - общее и частное: 1-2х1 130-мм АУ «АК-130»: 2 - 1х1 - ПУ ЗРК «Штиль» (24 ЗУР); 3 - 2х4 ПКР «3М-80Э»; 4 - АП РЛС «Минерал-Э»; 5 - АП РЛС «Фрегат - МЭ»; 6 - 30-мм АУ «АК-630»; 7 - МЗРАК «Каштан»



В настоящий момент «956-е» образуют собой «русскую линию» эсминцев китайского флота, однородное ударное соединение которых, обладая мощными ударным (32 ПКР) и противовоздушным (192 ЗУР) потенциалами, способно действовать в океанской зоне

Ниже цитата из статьи с сайта "Атрина":

…Построенные для КНР на «Северной верфи» эсминцы проекта 956-Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но следующие два корабля было решено строить по измененному проекту 956-ЭМ, который был разработан в Северном ПКБ под руководством главного конструктора В.П. Мишина. Работы по пр.956-ЭМ (экспортный, модернизированный) были начаты в 2001 году. Сразу предполагалось, что корабль будет существенно отличаться от своих предшественников. На нем планировалось модернизировать системы вооружений, навигационное, радиолокационное оборудование, аппаратуру управления главной энергетической установкой. Работа над проектом во многом стимулировалась успешной реализацией контракта от 1997 г. на поставку ВМС Китая двух эсминцев проекта 956-Э.

После проведенных переговоров в начале 2002 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской Народной Республики. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила, по разным оценкам, от 1 до 1,4 млрд. долларов. Ожидалось, что корабли будут передаваться заказчику в середине 2006 года.


"Вечный" у достроечной стенки Северной Верфи в Санкт-Петербурге май 2006 года

Тогдашний вице-премьер правительства РФ И.И. Клебанов сразу после подписания контракта официально заявил, что производство эсминца - дело серьезное, и на него будет объявлен тендер. Но, как оказалось, Агентство по судостроению не готово к объявлению тендера на столь крупный проект. Наконец, конкурс на размещение заказа КНР был объявлен, и очень быстро были представлены проекты Балтийского завода, ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и калининградского предприятия «Янтарь». Уже 19 января 2002 г. на заседании правительственная комиссия сделала выбор в пользу Балтийского завода. Это объяснялось тем, что завод предложил наиболее выгодные условия. Стоимость постройки эсминцев была ниже, чем у других участников тендера. Но этим все не закончилось. В марте результаты тендера были пересмотрены, и решением правительства заказ на строительство кораблей пр.956-ЭМ был передан «Северной верфи», а за Балтийским заводом была закреплена лишь поставка элементов и узлов. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, гребных валов и винтов для эсминцев пр.956-ЭМ и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта (пр.956-Э), который исполняла «Северная верфь». В рамках китайского контракта Балтийский завод изготовил для этих кораблей практически всю энергетическую систему, включая вспомогательные установки, а также забортную арматуру. В августе 2003 г. судостроительная компания «Балтийский завод» поставила «Северной верфи» котлы для двух новых эсминцев пр.956-ЭМ.


Перед передачей Китаю 28 сентября 2006 года

По сообщениям, эсминцы проекта 956-ЭМ отличаются от кораблей первой поставки дальностью действия ударного ракетного оружия и более совершенной ПВО. Новый модернизированный ПКРК «Москит-МЭ», установленный на кораблях, имеет дальность стрельбы до 200 км (базовая модификация имела дальность 120 км). Противовоздушная оборона усилена за счет установки двух боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан» (экспортный вариант ЗРАК «Кортик») взамет четырех 30-мм артустановок АК-630М. Каждый из боевых модулей имеет два шестиствольных 30-мм автомата, две ПУ с четырьмя ЗУР каждая и станции наведения и управления. Для обнаружения воздушных целей и целеуказания ЗРАК на крыше кормовой надстройки имеется РЛС 3Р86Э1 (экспортный вариант станции «Позитив») в радиопрозрачном обтекателе.

Как известно, большим недостатком кораблей пр.956 и пр.956-Э было отсутствие вертолёта постоянного базирования - имелся лишь телескопический сдвижной ангар. На новых кораблях этот недостаток был устранён за счет отказа от кормовой 130-мм артустановки АК-130 (осталась лишь одна - на носу), на место которой была «сдвинута» ПУ ЗРК «Штиль», а в кормовой надстройке под грот-мачтой был размещен полноценный вертолетный ангар для постоянного базирования вертолета и размещения его боезапаса. Общая длина корабля и водоизмещение несколько возросли. Вместе с тем, противолодочное вооружение ЭМ не претерпело изменений.

Эскадренные миноносцы пр.956-ЭМ были заложены в июне и ноябре 2002 г. на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. В декабре 2005 года головной эсминец с бортовым номером 693 был принят комиссией и передан ВМС КНР, где он получил название «Тайчжоу» (б/н 138). Второй корабль был торжественно спущен на воду 23 июля 2004 г. и отбуксирован к достроечной набережной, где фактически сразу началась его достройка на плаву.



Некоторые нюансы вооружения китайских ЭМ

Ударные возможности китайских кораблей довольно неплохи: сверхзвуковые ракеты "Москит" со скоростью полета ок. 3 М и возможностью маневрирования при перегрузками свыше 10 g представляют собой весьма непростую цель даже для кораблей, оборудованных системой "Иджис" с ракетами SM-3 (все-таки данный комплекс заточен в большей степени на перехват БР); возможности перехвата при помощи комплекса "Си Спарроу" весьма и весьма сомнителен. Кроме того, есть продвинутая версия ПКР YJ-82 (C-802) - YJ-83, имеющая сверхзвуковую ступень (скорость 1,5 М на конечном этапе).

Помимо этого, имеются ПКР YJ-62. Ракета разработана китайской корпорацией China Aerospace Science and Industry Corporation (Третья аэрокосмическая академия). Поступила на вооружение ВМС Китая в 2004году. Как полагают эксперты, при разработке YJ-62 были использованы технологии и компоненты ракеты Tomahawk, полученные из Афганистана и Ирака, а также приобретенных через Украину советских ракет Х-55.


ТТХ:
Дальность стрельбы: 40-400 км (280 - для C-602, экспортная версия).
Скорость полета: 0,6-0,9 М.
Высота полета над морем: 7-10 м.
Высота полета над землей: 30 м.
Габариты, м:
- длина (без стартового ускорителя) 6,1;
- длина (с ускорителем) 7,0;
- диаметр 0,54;
- размах крыльев 2,9.
Стартовая масса: 1350 кг.
Масса стартового ускорителя: 210 кг.
Масса боевой части: 300 кг.

ПВО представлено ЗРК большой дальности (РИФ-М; HQ-9), комплексами среднего радиуса действия "Штиль-1" и китайскими аналогами ЗРК "Наваль Кроталь" HQ-7 ближнего радиуса. Наиболее современными средствами ПВО самообороны являются ЗРАК "Каштан" и ЗАК АК-630 и тип 730 (информация о нем была в посте о китайских АВ).

Правда, имеется следующий вопрос: зачем китайцам, введшим в строй корабли пр. 52 С с ЗРК большой дальности и радарами с ФАР (и, наверное, с соответствующей АСБУ), принимать на вооружение корабли, оснащенные импортированным из России комплексом "РИФ-М"?



Резюмируя, можно сказать, что китайские эскадренные миноносцы в настоящее время представляют собой малосерийные корабли, являющиеся образцами для отработки технических решений и тактики использования в будущем, при создании "большого флота" (так сказать, "флота образцов"). Тем не менее, даже сейчас, в случае введения в строй китайских авианесущих кораблей, они вполне способны обеспечить АУГ в плане ударных возможностей, а также ПВО и ПЛО.

Возможные направления развития данного класса кораблей в Китае могут быть в настоящее время направлены на модернизацию имеющихся в составе флота старых ЭМ пр. 052 (по классификации НАТО - Luhu-class).


1 - 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C» (или её китайский "аналог"); 2 - 2х16 ВПУ ЗРК (возможно использование ЗРК HQ-16); 3 - МЗАК «тип 730»; 4 - АП РЛС «Минерал - Э»; 5 - АП РЛС «Фрегат-МЭ»; 6 - РЛС дальнего обнаружения «тип 517»; 7 - 2х4 ПУ ПКР «YJ-62» (можно использовать и ПКР JY-83, 2 или 4х4 ПУ), 8 - 2х18 ПУ ЛЦ. (данная модернизация умозрительно рассмотрена в книге Ю.В. Ведерникова "Современные эсминцы китайского флота: эволюция и боевой потенциал").

Вариант достаточно неплох, тем более, что ударный потенциал данных ЭМ не соответствует большинству аналогичных по классу кораблей региональных флотов (ВМС Японии или Южной Кореи), да и возможности ПВО весьма и весьма скромны. И это при том, что корабли еще не старые (в строй вошли в середине 90-х).

Более реальным представляется вариант постройки усовершенствованного варианта ЭМ пр. 052В с заменой ЗРК "Штиль-1" с балочными ПУ на ЗРК HQ-16 с ВПУ. Данный ЗРК штатно устанавливается на китайских фрегатах УРО пр. 054А, так что строительство подобных кораблей вполне реально (данная версия ЭМ также умозрительно рассмотрена в книге Ведерникова).


И, наконец, вершина китайского судостроения, новейший китайский "Иджис" - ЭМ УРО тип 052D.


Данный корабль заслуживает более детального и подробного внимания.
Все, что о нем известно, а известно пока немногое, можно .

И в завершение - сравнительное изображение эволюции китайских эсминцев от «а» до «я»:

По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/pogovorim-o-kitaiskikh-esmintsakh
http://gruzdov.livejournal.com/62193.html
http://doktorkurgan.livejournal.com/12604.html
http://www.navy.ru/publications/books/shelf/vedernikov/chinadestroyers/1.htm
http://flot.com/publications/books/shelf/vedernikov/chinadestroyers/1.htm
http://www.militaryparitet.com/nomen/china/navy/data/ic_nomenchinanavy/23/
http://www.sinodefenceforum.com/navy/ddg-052c-thread-2358.html

На прошедшей неделе министр обороны США Эштон Картер заявил о работах по созданию перспективной сверхзвуковой противокорабельной ракеты на базе дальнобойной ЗУР RIM-174 «SM-6 ERAM» компании «Raytheon». По сути, получает новый толчок забытый 44 года назад передовой проект, но вместо RIM-66A/RIM-67A за основу берётся более совершенная и дальняя зенитная ракета, которая помогла несовершенному 4-хканальному «Иджису» сохранить устойчивость в условиях современных угроз. RIM-174 ERAM (Extended Range Active Missile) получила высокоэффективную АРГСН от ракеты «воздух-воздух» AIM-120C, но площадь её антенной решётки увеличена в 3,75 раза, что увеличило дальность захвата целей при загоризонтной стрельбе. АРГСН «SM-6» также разгружает «Aegis» при отражении массированного удара ВТО противника, так как не нуждается в подсвете радарами SPG-62. В отличие от RGM-66F, новая сверхзвуковая ПКР на базе «SM-6» может получить первую твердотопливную разгонную ступень с ТРД Mk.72 (от экзоатмосферного перехватчика RIM-161), а поэтому дальность её действия может составить более 370 км. Огромная дальность с этим ускорителем будет достигаться лишь благодаря высотному баллистическому профилю полёта. Возможна и иная комплектация с применением в качестве первой ступени компактного турбореактивного двигателя компании «Teledyne CAE» J402-CA-100 тягой 0,294 тонны. В таком случае возможен низковысотный профиль полёта с конечным разгоном до 3-3,5М над гребнем волны, аналогичный профиль реализован в российской ПКР 3М54Э «Калибр-НКЭ». Возможности такой ПКР будут соответствовать показателям «Калибра». Но мы остановимся на версии с твердотопливной разгонной ступенью Mk.72. Противокорабельный вариант RIM-174 ERAM сможет после запуска подниматься на высоту до 35-40 км, разогнавшись до 4000 км/ч. Затем по данным инерциальной системы наведения и внешнего целеуказания маршевая ступень будет входить в пикирование с уже отделённым ускорителем, а после обнаружения и «захвата» надводной цели ГСН ракеты, будет включён двигатель маршевой ступени для поддержания высокой сверхзвуковой скорости в тропосферном полёте. Также сверхзвуковая ПКР на базе «Стандарта-6» может похвастаться высокими маневренными возможностями, доставшимися от зенитной версии, благодаря чему ракета сможет ещё в стратосфере выходить на предельные (близкие к 90 градусам) угломестные направления относительно надводной цели, а затем, используя аэродинамические рули или газодинамические ДПУ, резко разворачиваться и вертикально «падать» на цель на скоростях до 3,5М. Даже сегодня многие многофункциональные и обзорные РЛС имеют сложности с работой по воздушным целям с предельными угломестными подлётными координатами, чем в своё время умело воспользовался британско-американский контингент специалистов компаний «Matra BAe Dynamics» и «Texas Instruments» при создании одной из самых совершенных в истории ПРЛР - ALARM.

Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая желают получить большое количество современных кораблей, способных решать широкий круг задач в океанской зоне и обеспечивать присутствие флота в стратегически важных регионах. Для выполнения таких требований ведется строительство новейших эскадренных миноносцев проекта 055. Несколько дней назад стало известно о начале ходовых испытаний головного корабля этого типа, за которым в будущем последует не менее семи серийных эсминцев. Ожидается, что корабли типа «055» окажут самое заметное влияние на потенциал китайского флота.

Согласно сообщениям китайских и зарубежных средств массовой информации, 24 августа из Шанхая впервые вышел в море первый эсминец проекта 055 – «Наньчан». Этот корабль был построен в Шанхае на заводе «Цзяннань-Чансин», входящем в состав государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding State Corporation. В течение нескольких следующих месяцев корабль должен будет пройти все необходимые испытания, по результатам которых сможет поступить на службу. Согласно текущим планам, эсминец войдет в состав ВМС в следующем 2019 году.

Головной эсминец пр. 055 "Няньчан" во время церемонии спуска на воду, июнь 2017 г. Фото: Bmpd.livejournal.com

Торжественная закладка головного эсминца «055» состоялась в 2014 году. В конце июня 2017-го корабль спустили на воду, после чего началась достройка у причальной стенки. Около года ушло на монтаж всего необходимого оборудования и проверку установленных систем. Несколько недель назад была проведена подготовка к ходовым испытаниям, и 24 августа «Няньчан» впервые покинул порт. План и график испытаний, как всегда бывает в таких случаях, не уточнялся.

Ожидается, что появление серии новых эсминцев проекта 055 самым серьезным образом скажется на состоянии ВМС НОАК, а также на соотношении сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Согласно разным оценкам, эти корабли могут стать одной из самых серьезных сил на Тихом океане. В основе этих оценок лежит доступная информация о характеристиках и боевых качествах, а также о количестве и качестве вооружения на борту.

Эсминец или крейсер?

Согласно официальным документам Китая, новые корабли относятся к «эсминцам 10000-тонного класса». «Няньчан» и его систершипы будут иметь длину порядка 180 м и полное водоизмещение 13 тыс. т. Таким образом, новые китайские эсминцы попадают в список наиболее крупных и тяжелых надводных боевых кораблей мира, не относящихся к авианосцам. Размеры и водоизмещение кораблей «055» приводит к любопытным последствиям в сфере классификации.

Водоизмещение порядка 12-13 тыс. т совсем не характерно для «традиционных» эсминцев – корабли с такими характеристиками обычно относят к крейсерам. Вследствие этого с прошлого года министерство обороны США в своих документах и заявлениях перестало именовать корабли «055» эсминцами. В американской классификации они теперь значатся как Renhai-class cruiser. С таким взглядом на классификацию согласны многие специалисты из ряда стран. Впрочем, это не мешает китайскому флоту строить именно «10000-тонные эсминцы».

Нетипичные для эсминцев размерения и водоизмещение были получены по ряду очевидных причин. В соответствии с заданием заказчика, корабль проекта 055 должен нести большое количество разнообразного вооружения. Так, только в вертикальных пусковых установках должно помещаться более 130 ракет разного назначения. Кроме них корабль имеет артиллерию, торпеды, радиоэлектронное вооружение и т.д.

Особенности конструкции

Эсминец типа «055» представляет собой крупный надводный корабль, построенный с использованием современных технологий и актуальных наработок. Он имеет длину 180 м при ширине до 20 м и нормальной осадке 6,6 м. Полное водоизмещение достигает 13 тыс. т, что прямо влияет на боевые качества корабля.


"Няньчан" выходит на испытания, 24 августа 2018 г. Фото: Cjdby.net

При проектировании учитывалась необходимость сокращения заметности эсминца для РЛС противника. Вследствие этого корпус и надстройка имеют характерные обводы. Так, борта корпуса соединены с бортами надстройки, а последняя отличается малым числом выступающих узлов. В частности, большая часть антенн на мачте помещена под радиопрозрачный кожух. Под защитой панелей корпуса и надстройки находится почти все вооружение корабля.

Крупный корабль нуждается в соответствующей энергетической установке. По известным данным, проект 055 предусматривает использование системы типа COGAG, построенной на основе четырех газотурбинных двигателей QD-280 мощностью по 38 тыс. л.с. каждая. Суммарная мощность – более 150 тыс. л.с. Также на борту имеются шесть газотурбинных генераторов QD-50 мощностью по 6700 л.с. каждый. Максимальная скорость при использовании всех двигателей составляет 30 узлов. Дальность плавания – 5000 морских миль.

Основным средством наблюдения за надводной и воздушной обстановкой на эсминце «055» является радиолокационная станция H/LJG-346B, использующая несколько антенн с активной фазированной решеткой. Крупные антенные устройства устанавливаются на лобовой части надстройки. Также известно о применении различных РЛС, отвечающих за поиск целей и применение . Для противодействия системам противника имеется комплекс радиоэлектронной борьбы, включающий станции помех и пусковые установки.

В подводной части носа корабля присутствует гидроакустическая станция для поиска подлодок противника. Также корабль может использовать выпускаемую буксируемую антенну большой длины.

В кормовой части надстройки предусматривается ангар для двух средних вертолетов. За ним находится взлетная площадка. Прежде всего, новые корабли должны будут нести вертолеты противолодочной обороны Harbin Z-9C или Changhe Z-18F. Также возможно использование машин иного назначения.

Вооружение

Одной из причин критики официальной китайской классификации проекта 055 является чрезмерное для эсминца количество вооружения, пригодного для решения совершенно разных боевых задач. При помощи имеющихся систем «Наньчин» и последующие корабли серии смогут атаковать воздушные, береговые и подводные цели разных типов. Более того, по размерам своего боекомплекта новый китайский корабль превосходит не только существующие эсминцы зарубежных стран, но и некоторые крейсера.


Головной "055" вблизи Шанхая. Фото: Cjdby.net

Главным вооружением эсминца «055» являются две универсальные вертикальные пусковые установки. Первая имеет 64 ячейки для транспортно-пусковых контейнеров с ракетами и помещается перед надстройкой. Вторая включает 48 ячеек и находится в центре надстройки, перед ангаром. Ячейка такой установки имеет диаметр 850 мм и длину около 9 м. Возможно использование ракет с минометным стартом и «горячим» запуском. Благодаря этому эсминец может использовать все основные типы существующих корабельных ракет китайского производства.

Для атаки надводных кораблей противника эсминец должен использовать ракеты YJ-18 с дальностью полёта до 540 км. Основную часть траектории такое оружие проходит на дозвуковой скорости, а на конечном участке разгоняется до М=3. Против береговых целей предлагается применять корабельную модификацию «сухопутных» крылатых ракет CJ-10. Такое изделие способно доставить 500-кг боевую часть на дальность до 1500 км.

С вертикальными установками также должны использоваться зенитные ракеты средней и большой дальности семейства HH-9. C такими установками также совместимы существующие противолодочные ракеты, несущие самонаводящиеся торпеды.

Помимо пары универсальных установок корабль «055» несет несколько других систем вооружения. На баке расположена артиллерийская установка H/PJ-38 с орудием калибра 130 мм, предназначенная для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям. На носовой части надстройки, непосредственно за одной из пусковых установок, помещается семиствольный 30-мм зенитный автомат H/PJ-14.

Артиллерия дополняется зенитным ракетным комплексом малой дальности HQ-10. В кормовой части надстройки располагается отдельная вертикальная пусковая установка с 24 ракетами этого типа. С их помощью может осуществляться перехват воздушных целей в радиусе 8-10 км.


Эсминец перед спуском на воду, можно рассмотреть конструкцию и оснащение надстройки. Фото: Atimes.com

В недавнем прошлом в зарубежной прессе встречались упоминания будущего расширения возможностей эсминцев проекта 055 за счет установки принципиально нового вооружения. Предполагалось, что в будущем такие корабли смогут стать носителями боевых лазеров или рельсовых пушек. Можно ли реализовать такие идеи на практике – неизвестно. Также существует правдоподобная версия о принципиальной возможности создания ракеты-перехватчика, что позволит использовать корабли «055» в составе системы ПРО.

Ход строительства

По известным данным, Китай планирует построить не менее восьми кораблей проекта 055. Головной недавно вышел на ходовые испытания, а семь серийных уже находятся на разных стадиях строительства. Пока нельзя исключать, что ВМС НОАК планирует заказать еще несколько эсминцев нового проекта, но официальные данные на этот счет на данный момент отсутствуют.

Для скорейшей реализации планов командования было решено привлечь к строительству эсминцев сразу два предприятия. За головной и несколько серийных кораблей отвечает верфь «Цзяннань-Чансин» / Shanghai Jiangnan Changxing Shipbuilding and Heavy Industry Corporation. Второй крупный заказ получил завод Dalian Shipbuilding Industry Company из состава корпорации China Shipbuilding Industry Corporation, работающий в Даляне. В соответствии с текущими планами, два завода должны построить по четыре корабля.

Шанхайские судостроители уже справились с частью возложенных на них задач. В прошлом году они спустили на воду головной корабль серии. Несколько дней назад его вывели на испытания. В конце апреля этого года в Шанхае спустили на воду еще один эсминец. Два других корабля пока остаются на стапелях. По всей видимости, их спустят на воду и поставят на достройку не позднее следующего года. 3 июля 2018 года в Даляне в один день спустили на воду сразу два перспективных эсминца. Два других корабля пока остаются в сборочных цехах, но их спуск на воду тоже должен состояться в обозримом будущем.

Несмотря на большие размеры кораблей и сложность строительства, две верфи показывают весьма примечательные результаты. Первый из уже построенных кораблей планируется принять в состав ВМС в следующем году. При сохранении достигнутых темпов строительства можно ожидать, что все восемь эсминцев начнут службу в 2022-23 годах. К этому времени командование может объявить о намерении продолжить серию.

Вопросы стратегии

К настоящему времени военно-морские силы Китая стали одним из самых мощных флотов на Тихом океане. По количественным показателям они проигрывают только ВМС США. Кроме того, по разным оценкам, имеется определенное отставание в качественном отношении. Однако Пекин планирует претендовать на звание ведущей державы региона, для чего, среди прочего, строит многочисленный и мощный флот.


Ракетные стрельбы в представлении художника. Рисунок: Wikimedia Commons

Новейшие эсминцы / крейсера проекта 055 являются частью более крупного плана по строительству мощных ВМС, способных претендовать на лидерство. В боевом составе китайского флота уже имеется несколько десятков современных кораблей основных классов, от корветов до авианосцев. Появление «10000-тонных эсминцев» должно положительным образом сказаться на потенциале флоте в целом и отдельных корабельных групп в частности.

В проекте 055 особое внимание привлекает предложенный состав вооружения и его количество. На борту эсминца может присутствовать более 130 ракет разного назначения, из них 112 в универсальной пусковой установке. Согласно доступным данным, корабль способен вести наблюдение за обстановкой в воздухе, на поверхности, на суше и под водой, а также принимать необходимые меры в отношении найденных объектов. Фактически «055» оказывается универсальным средством для нанесения ударов по врагу и одновременной защиты корабельных соединений.

С точки зрения технических особенностей и возможностей новые эсминцы «055» могут считаться прямыми конкурентами американских крейсеров УРО типа Ticonderoga. Существующие и перспективные эсминцы США – проектов Arleigh Bukre и Zumwalt – не могут в полной мере считаться аналогами или соперниками китайского корабля, поскольку проигрывают в размерах боекомплекта. В то же время, эсминцы типа Zumwalt немного крупнее корабля типа 055, а также отличается большим водоизмещением – до 15-16 тыс.т.

Ракетные крейсера «Тикондерога» водоизмещением 9800 т оснащаются двумя универсальными пусковыми установками Mk 41, в которых размещается 122 ракеты разных типов. Типичный боекомплект включает крылатые ракеты Tomahawk, зенитные SM-2 и SM-3, а также противолодочные ASROC. Количество и пропорции ракет зависят от поставленной задачи. При этом противокорабельное ракетное вооружение представлено только комплексом Harpoon с 8 ракетами. В боевом составе американского флота сейчас присутствует 22 крейсера Ticonderoga. Половина этих кораблей служит на Тихом океане.

Появление восьми новых эсминцев большого водоизмещения с развитым ракетным вооружением, способных составить конкуренцию зарубежным кораблям, позволит ВМС НОАК эффективнее решать основные задачи. Формирование корабельных групп с участием эсминцев типа 055 позволит сохранить или расширить контроль над морскими коммуникациями. При необходимости флот сможет проецировать силу в заданном регионе. Наличие кораблей с мощным ударным оружием повысит подобный потенциал ВМС.

Желая стать ведущей державой своего региона, Китай строит новые боевые корабли. Для решения актуальных задач требуются боевые единицы всех видов, в том числе и необычные эсминцы «10000-тонного класса». Первый корабль такого рода поступит на службу уже в следующем году, а за ним последуют еще семь. Похоже, ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе не будет упрощаться. Наоборот, наличие крупных и мощных кораблей позволит основным странам региона активнее продвигать свои интересы.

По материалам сайтов:
http://navyrecognition.com/
http://janes.com/
http://fas.org/
https://naval-technology.com/
http://english.chinamil.com.cn/
http://atimes.com/
http://navy.mil/
https://bmpd.livejournal.com/

Продолжаем тему современых китайских эсминцев УРО.

Отдельной строкой в составе китайского флота идут эсминцы российской постройки пр. 956 Э ("Yangzhou" 136 и "Fu Zhou"137; вошли в строй в 2000 и 2001 гг.) и пр. 956 ЭМ ("Taizhou" 138 и "Ningbo" 139; вошли в строй в 2005 и 2006 гг.).

Первые два ЭМ ничем особо не отличаются от ЭМ типа "Современный" российского флота, на двух кораблях пр. 956 ЭМ демонтирована кормовая 130-мм АУ. Но за счет этого, был существенно увеличен противовоздушный потенциал, посредством замены четырех автоматов «АК-630М» на столько же боевых модулей ЗРАК «Каштан».


Эскадренные миноносцы пр. 956Э (рис. вверху) и 956ЭМ - общее и частное: 1-2х1 130-мм АУ «АК-130»: 2 - 1х1 - ПУ ЗРК «Штиль» (24 ЗУР); 3 - 2х4 ПКР «3М-80Э»; 4 - АП РЛС «Минерал-Э»; 5 - АП РЛС «Фрегат - МЭ»; 6 - 30-мм АУ «АК-630»; 7 - МЗРАК «Каштан»

В настоящий момент «956-е» образуют собой «русскую линию» эсминцев китайского флота, однородное ударное соединение которых, обладая мощными ударным (32 ПКР) и противовоздушным (192 ЗУР) потенциалами, способно действовать в океанской зоне.

Ниже цитата из статьи с сайта "Атрина":

Построенные для КНР на «Северной верфи» эсминцы проекта 956-Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но следующие два корабля было решено строить по измененному проекту 956-ЭМ, который был разработан в Северном ПКБ под руководством главного конструктора В.П. Мишина. Работы по пр.956-ЭМ (экспортный, модернизированный) были начаты в 2001 году. Сразу предполагалось, что корабль будет существенно отличаться от своих предшественников. На нем планировалось модернизировать системы вооружений, навигационное, радиолокационное оборудование, аппаратуру управления главной энергетической установкой. Работа над проектом во многом стимулировалась успешной реализацией контракта от 1997 г. на поставку ВМС Китая двух эсминцев проекта 956-Э.
После проведенных переговоров в начале 2002 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской Народной Республики. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила, по разным оценкам, от 1 до 1,4 млрд. долларов. Ожидалось, что корабли будут передаваться заказчику в середине 2006 года.


"Вечный" у достроечной стенки Северной Верфи в Санкт-Петербурге май 2006 года

Тогдашний вице-премьер правительства РФ И.И. Клебанов сразу после подписания контракта официально заявил, что производство эсминца - дело серьезное, и на него будет объявлен тендер. Но, как оказалось, Агентство по судостроению не готово к объявлению тендера на столь крупный проект. Наконец, конкурс на размещение заказа КНР был объявлен, и очень быстро были представлены проекты Балтийского завода, ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и калининградского предприятия «Янтарь». Уже 19 января 2002 г. на заседании правительственная комиссия сделала выбор в пользу Балтийского завода. Это объяснялось тем, что завод предложил наиболее выгодные условия. Стоимость постройки эсминцев была ниже, чем у других участников тендера. Но этим все не закончилось. В марте результаты тендера были пересмотрены, и решением правительства заказ на строительство кораблей пр.956-ЭМ был передан «Северной верфи», а за Балтийским заводом была закреплена лишь поставка элементов и узлов. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, гребных валов и винтов для эсминцев пр.956-ЭМ и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта (пр.956-Э), который исполняла «Северная верфь». В рамках китайского контракта Балтийский завод изготовил для этих кораблей практически всю энергетическую систему, включая вспомогательные установки, а также забортную арматуру. В августе 2003 г. судостроительная компания «Балтийский завод» поставила «Северной верфи» котлы для двух новых эсминцев пр.956-ЭМ.

Перед передачей Китаю 28 сентября 2006 года

По сообщениям, эсминцы проекта 956-ЭМ отличаются от кораблей первой поставки дальностью действия ударного ракетного оружия и более совершенной ПВО. Новый модернизированный ПКРК «Москит-МЭ», установленный на кораблях, имеет дальность стрельбы до 200 км (базовая модификация имела дальность 120 км). Противовоздушная оборона усилена за счет установки двух боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан» (экспортный вариант ЗРАК «Кортик») взамет четырех 30-мм артустановок АК-630М. Каждый из боевых модулей имеет два шестиствольных 30-мм автомата, две ПУ с четырьмя ЗУР каждая и станции наведения и управления. Для обнаружения воздушных целей и целеуказания ЗРАК на крыше кормовой надстройки имеется РЛС 3Р86Э1 (экспортный вариант станции «Позитив») в радиопрозрачном обтекателе.
Как известно, большим недостатком кораблей пр.956 и пр.956-Э было отсутствие вертолёта постоянного базирования - имелся лишь телескопический сдвижной ангар. На новых кораблях этот недостаток был устранён за счет отказа от кормовой 130-мм артустановки АК-130 (осталась лишь одна - на носу), на место которой была «сдвинута» ПУ ЗРК «Штиль», а в кормовой надстройке под грот-мачтой был размещен полноценный вертолетный ангар для постоянного базирования вертолета и размещения его боезапаса. Общая длина корабля и водоизмещение несколько возросли. Вместе с тем, противолодочное вооружение ЭМ не претерпело изменений.
Эскадренные миноносцы пр.956-ЭМ были заложены в июне и ноябре 2002 г. на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. В декабре 2005 года головной эсминец с бортовым номером 693 был принят комиссией и передан ВМС КНР, где он получил название «Тайчжоу» (б/н 138). Второй корабль был торжественно спущен на воду 23 июля 2004 г. и отбуксирован к достроечной набережной, где фактически сразу началась его достройка на плаву.

Некоторые нюансы вооружения китайских ЭМ:

Ударные возможности китайских кораблей довольно неплохи: сверхзвуковые ракеты "Москит" со скоростью полета ок. 3 М и возможностью маневрирования при перегрузками свыше 10 g представляют собой весьма непростую цель даже для кораблей, оборудованных системой "Иджис" с ракетами SM-3 (все-таки данный комплекс заточен в большей степени на перехват БР); возможности перехвата при помощи комплекса "Си Спарроу" весьма и весьма сомнителен.

Кроме того, есть продвинутая версия ПКР YJ-82 (C-802) - YJ-83, имеющая сверхзвуковую ступень (скорость 1.5 М на конечном этапе).

Помимо этого имеются ПКР YJ-62. Ракета разработана китайской корпорацией China Aerospace Science and Industry Corporation (Третья Аэрокосмическая академия). Поступила на вооружение ВМС Китая в 2004году. Как полагают эксперты, при разработке YJ-62 были использованы технологии и компоненты ракеты Tomahawk, полученные из Афганистана и Ирака, а также приобретенных через Украину советских ракет Х-55.

Дальность стрельбы, км 40 - 400 (280 для C-602, экспортная версия);

Скорость полета, М 0.6-0.9
Высота полета над морем, м 7-10
Высота полета над землей, м 30
Габариты, м:
- длина (без стартового ускорителя) 6.1;
- длина (с ускорителем) 7.0;
- диаметр 0.54
- размах крыльев 2.9

Стартовая масса, кг 1350
Масса стартового ускорителя, кг 210
Масса боевой части, кг 300

ПВО представлено ЗРК большой дальности (РИФ-М; HQ-9), комплексами среднего радиуса действия "Штиль-1" и китайскими аналогами ЗРК "Наваль Кроталь" HQ-7 ближнего радиуса. Наиболее современными средствами ПВО самообороны являются ЗРАК "Каштан" и ЗАК АК-630 и тип 730 (информация о нем была в посте о китайских АВ).

Правда имеется следующий вопрос: зачем китайцам, введя в строй корабли пр. 52 С с ЗРК большой дальности и радарами с ФАР (и, наверное, с соответствующей АСБУ) принимать на вооружение корабли, оснащенные импортированным из России комплексом "РИФ-М"?

Резюмируя, можно сказать, что китайские эскадреные миноносцы в настоящее время представляют собой малосерийные корабли, являющиеся образцами для отработки технических решений и тактики использования в будущем, при создании "большого флота" (так сказать "флот образцов"). Тем не менее даже сейчас, в случае введения в строй китайских авианесущих кораблей, они вполне способны оеспечить АУГ в плане ударных возможностей, а также ПВО и ПЛО.

Возможные направления развития данного класса кораблей в Китае могут быть в настоящее время направлены на модернизацию имеющихся в составе флота старых ЭМ пр. 052 (по классификации НАТО Luhu-class).


1 - 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C» (или её китайский "аналог"); 2 - 2х16 ВПУ ЗРК (возможно использование ЗРК HQ-16); 3 - МЗАК «тип 730»; 4 - АП РЛС «Минерал - Э»; 5 - АП РЛС «Фрегат-МЭ»; 6 - РЛС дальнего обнаружения «тип 517»; 7 - 2х4 ПУ ПКР «YJ-62» (можно использовать и ПКР JY-83, 2 или 4х4 ПУ), 8 - 2х18 ПУ ЛЦ. (данная модернизация умозрительно рассмотрена в книге Ю.В. Ведерникова " Современные эсминцы китайского флота: эволюция и боевой потенциал").

Вариант достаточно неплох, тем более, что ударный потенциал данных ЭМ не соответствует большинству аналогичных по классу кораблей региональных флотов (ВМС Японии или Южной Кореи), да и возможности ПВО весьма и весьма скромны. И это при том, что корабли еще не старые (в строй вошли в середине 90-х).

Более реальным представляеться вариант постройки усовершенствованного варианта ЭМ пр. 052В с заменой ЗРК "Штиль-1" с балочными ПУ на ЗРК HQ-16 с ВПУ. Данный ЗРК штатно устанавливаеться на китайских фрегатах УРО пр. 054А, так что строительство подобных кораблей вполне реально (данная версия ЭМ также умозрительно рассмотрена в книге Ведерникова).


И, наконец, в сети имеются изображения продвинутой версии китайского "иджиса" - ЭМ УРО тип 052D (в книге Ведерникова он рассматриваеться, как ракетный крейсер; правда там изображение немного другое).

Судя по данному изображению, речь идет об увеличенной версии ЭМ пр. 051С, с ГЭУ увеличенной мощности (возможно, вместо двух ГТД предполагаеться установка 4-х, по крайней мере иначе я не могу обьяснить наличие 2-х дымоходов вместо одного), использованием ВПУ "сотового" типа (а не "барабанных" ВПУ, как в ЗРК С-300Ф), причем пусковые не универсальны (учитывая наличие отдельных ПУ ПКР YJ-62). Возможности ближнего ПВО дополнены ЗРК FL-3000 N (китайский аналог американо-германского RAM-116; в качестве ЗУР используеться TY-90, ТТХ можно посмотреть в посте о гипотетическом ПВО Ирана).

В общем, если данный проект будет реализован, то у будущих китайских АУГ появиться вполне современный корабль экскорта, этакий флагман ПВО.

Ну и напоследок линейка китайских ЭМ УРО, начиная от модернизированных "семерок":

http://flot.com/publications/books/shelf/vedernikov/chinadestroyers/1.htm - "Китайские эсминцы: общие и частные аспекты эволюции" - Ю. Ведерников.

http://www.militaryparitet.com/nomen/china/navy/data/ic_nomenchinanavy/23/ - ТТХ кораблей

Ресурсы http://rbase.new-factoria.ru/ "Информационная система ракетная техника" и http://www.pvo.su "Вестник ПВО" - информация о ПКР и ЗРК.

http://www.sinodefenceforum.com/navy/ddg-052c-thread-2358.html - англоязычный ресурс (информация и фото ЭМ пр. 052 С и пр. 052 В).