Как выглядит минарет. История архитектуры. История строительства минаретов

Культовая архитектура в арабо-мусульманском мире начала развиваться с Куб- бат-ас-Сахры (Купол Скалы) - третьей по значению святыни ислама (после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине). Ее сооружение связано с одним из важнейших событий в истории ислама - ночным путешествием Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, где, по преданию, со скалы он взошел к престолу Аллаха - совершил мирадж. Внутри купола и находится выступ этой скалы.

Этот памятник был построен в 687-691 гг. на вершине горы, священной для всех трех религий - иудаизма (на этой горе Авраам был готов принести в жертву своего сына, а Соломон построил Иерусалимский храм), христианства (там находится церковь Святого Гроба) и ислама.

Внутри купола находится выступ скалы

Куббэт-ac-Caxpa царит над старым Иерусалимом, его огромный золотой купол виден издалека. Центральная купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, высота которой доходит до половины высоты центральной части. Внутри помещение разделено столбами и колоннами надвое, создавая двойной обход вокруг священной скалы. Эта скала выступает над полом на полтора метра, ее обрамляют четыре мощных столба с изящными мраморными колоннами между ними. Вообще, число любых архитектурных элементов здесь кратно четырем, что символично (в арабском написании слова «Аллах» - четыре буквы). Под скалой находится пещера, превращенная в святилище. Внутреннее убранство здания великолепно - стены, облицованные узорчатыми мраморными панелями, колонны с золотыми капителями, балки и притолоки, обшитые бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой, окна и арки, украшенные мозаиками, купол, покрытый узорным рельефом и росписями.

Основным культовым зданием является мечеть - место для молитвы. Они появились не сразу. Первоначально молитвы совершались в любом месте, где в этом возникала необходимость. Прямо на земле очерчивался квадрат, иногда его контуры обводились рвом, а направление на Мекку определялось по тени копья, воткнутого в землю. Построенные мечети появились только 665-670 гг. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.

Классический тип арабской мечети, которую называют колонной, или дворовой, представляет собой прямоугольный участок, огороженный высокой стеной. Основным элементом композиции является двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Колонны чаще всего расположены в несколько рядов, в сторону киблы (направление на Мекку) они образуют обычно глубокий колонный зал. Киблу отмечает также специальная, украшенная надписями и орнаментом ниша - михраб. Эта ниша может быть плоской, условной или вогнутой, перекрытой аркой, сводом или полукуполом. Стрельчатое завершение михраба отмечает точку, благодаря которой молящийся мысленно связывается с земной Каабой. Эта связь становится символом духовной связи человека с небесной Каабой. Михраб всегда освещен - или окном в куполе, или лампой, свисающей с верхней точки михраба.

Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Были небольшие мечети для индивидуальных молитв и большие, соборные мечети для коллективных пятничных молений. В этих мечетях обязательно есть минбар - кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь. Он расположен справа от михраба. Минбар имеет вид высокого каменного трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом - порталом.

Для зодчих, возводивших мусульманские культовые здания, образцом, естественно, являлись большие столичные мечети - в Дамаске, Самарре. Так, Большая мечеть Омейядов в Дамаске (для ее сооружения были использованы остатки римского святилища Юпитера и христианской церкви Иоанна Крестителя) была украшена внутри цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантастического города-сада . Большая мечеть Самарры имела площадь 156 х 240 м. От нее сохранились стены с полукруглыми бастионами и угловыми башнями и спиралевидный минарет.

Однако в различных областях халифата строители широко использовали местные, привычные для народа традиционные приемы и архитектурные формы. Поэтому тип колонной мечети в каждой из арабских стран получил своеобразную интерпретацию. Так, мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879) отличалась компактной планировкой, а также пропорциональными высокими стрельчатыми арками, которые стали характерной чертой мусульманской архитектуры.

Купол Скалы. Монумент (не мечеть) на Храмовой горе в Иерусалиме. Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммед совершил мирадж

Михраб каирской мечети

Большая мечеть Самарры (Ирак)

с минаретом в виде спирали высотой 52 м и шириной 33 м.

Внутренний двор мечети ибн-Тулуна(Каир)


Еще один замечательный архитектурный памятник - столичная соборная мечеть в Кордове. В плане это был огромный прямоугольник (200 х 144 м), охваченный каменной стеной с контрфорсами и многочисленными входами. Лишь небольшая часть огромной площади была отведена под открытый двор. Основное пространство занимал классический молитвенный зал, в котором было расположено свыше 600 колонн, образующих 19 нефов. Колонны несут двухъярусные аркады, выложенные из белых и красных камней. Аркады равномерными рядами заполняли все внутреннее пространство. Этот зал сравнивали с густым, разросшимся лесом, который терялся в темноте. Словно вырастающие из пола невысокие колонны из голубого и розового мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы пальм, от них, подобно переплетенным кронам, отходят в стороны подковообразные арки. Все пространство казалось бесконечным и рождало чувстве бесконечности, вызывало мысли о необъятности Вселенной. Тот посетитель, который попадал с солнечной кордовской улицы в этот полумрак колоннады, освещенной светом сотен низко висящих серебряных лампад, ощущал себя в фантастической обстановке .

В Средней Азии и Персии в XII в. наряду с колонной мечетью появились че- тырехайванные ансамбли, архитектуру которых позднее стали воспроизводить и в светском строительстве. Айван - это сводчатый куполообразный зал без передней стены, открывающийся во внутренний двор мечети или медресе. Вход в айван образуют мощные пилоны, соединенные арками. Айваны возводились в мечетях со стороны, обращенной к Мекке. Это, очевидно, заложило основу четырехай- ванной мечети (и других культовых и гражданских зданий). Она представляла собой большое сооружение с квадратным или прямоугольным внутренним двором. К середине каждой из его сторон в виде глубокой сводчатой ниши выходил айван. Стены двора между айванами были решены в виде аркад, возведенных в один или два яруса. Снаружи вся постройка была замкнута глухой стеной, над которой были видны лишь верхушки айванов. Сооружение четырех айванов в мечети имело символический смысл, обозначая четыре правоверных толка ислама. Особенно распространены подобные постройки в Иране.

Рядом с мечетью возвышались минареты, представлявшие собой высокую, тонкую башню с балкончиком. Муэдзин, сообщавший о времени молитвы, поднимался туда по винтовой лестнице, заключенной внутри башни. Возможно, идею минарета мусульманам подсказали христианские колокольни. Формы минаретов разные, они связаны с местными традициями. Так, если на востоке минареты были круглыми в плане, то на западе - четырехугольными. Были даже, как уже отмечалось, спиралевидные минареты - в Самарре и Каире. Минареты украшали узорчатой кирпичной кладкой, резьбой по камню, сталактитовыми карнизами и ажурными решетками балконов. Завершались минареты фонарем, куполом или шатром.

Тип крестово-купольных сооружений был использован арабскими архитекторами при строительстве медресе (зданий духовных училищ) и мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц. Они имеют форму куба, на котором возвышается купол. Переход от куба к куполу выполняется не при помощи парусов, как в Византии, а рядами «консольных ниш», образующих форму сталактита. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой. Среди самых знаменитых мавзолеев - Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в.


В архитектуре мавзолея доминирует огромный ребристый купол, нависающий над высоким цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет собой восьмигранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. Этому соответствует и пышное решение интерьера, с которым контрастирует строгое надгробие Тамерлана. Архитектура мавзолея отличается своеобразием форм, гармонией пропорций и совершенством конструкции.

Гур-Эмир - мавзолей Тамерлана в Самарканде (Узбекистан)

Помимо культовых сооружений, строилось также множество библиотек, больниц. Для всех памятников монументального зодчества свойственны четкость архитектурных форм, специфический абрис подковообразных и стрельчатых арок и куполов, богатство резного орнамента и надписей, а с определенного времени также узорная кладка из разноцветного камня.

  • Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя(Яхья), который почитается пророком как христианами, так и мусульманами.
  • Мечеть подвергалась многочисленным последующим изменениям. В 1236 г., после Реконкисты, мечеть была преобразована в церковь, а некоторые детали интерьера (колонны и арки) были стилистически заменены на византийский лад.

Башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву . Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни.

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние - два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, десять, у мечети пророка в Медине .

См. также

Напишите отзыв о статье "Минарет"

Ссылки

  • - статья в «Архитектурном словаре»

Примечания

Как хотите, но есть в этих минаретах что-то такое, что намного превышает стремление готической архитектуры освободиться от материальности и устремиться как можно выше к небу, туда, где «обитают бог и ангелы, где находится рай». Возводят предельно узкий цилиндр из белоснежного камня, внутри его нарезают узенькую спираль и посылают по ней наверх глашатая, чтобы тот с резного балкона мечети прославлял пророка и дрожащим своим голосом призывал верующих на небо, куда они могут попасть, если будут готовы отдать за веру даже собственную жизнь.., Из истории нам известно, что таких охотников было несчетное количество.

В юго-восточном углу Ая-Софии нам показали странное пятипалое пятно на колонне. Это якобы отпечаток руки султана Мехмеда II, покорителя Византийской империи. И как только удалось султану забраться на такую высоту! Ведь отпечаток находится на уровне шести метров от подножия колонны!

Говорят, что он въехал в Храм божьей мудрости, который был заполнен трупами его солдат и солдат побежденных византийцев, в день взятия Константинополя. Конь, шагавший по трупам, испугался и встал на дыбы. И сегодня туристам показывают след на том месте колонны, о которое он оперся своей окровавленной рукой, чтобы не упасть...

Символика цифр

Вступив в прославленную мечеть Сулеймание, мы сразу почувствовали себя так, будто очутились в середине шестнадцатого века. Именно так, вероятно, выглядела эта мечеть году в 1557, незадолго до окончания строительства, когда убрали леса, подпиравшие свод. Именно так выглядела она теперь, увешанная паутиной лесов, которые закрывали орнаменты, имена халифов и сложные рисунки замысловатого арабского письма. В мечети было темно: деревянная паутина преградила доступ солнечным лучам, но во дворе они обжигали смуглые спины рабочих, обтесывавших камни, которые предназначались для ремонта этого ценного памятника архитектуры.

Мечеть носит имя самого прославленного турецкого султана Сулеймана Великолепного, османского Соломона. Она должна была стать духовным центром всей империи, поэтому прилегающие к мечети здания заняли средняя школа и медицинский факультет. Сулейман даже распорядился построить здесь больницу и столовую для бедных студентов.

А чтобы придать надлежащую пышность своему творению и снаружи, он велел возвести вокруг мечети четыре минарета. На двух из них по три балкона, остальные третьих балконов лишены. Эта символика цифр не случайна. Тем, что минаретов было четыре, Сулейман хотел подчеркнуть, что он четвертый из владевших Стамбулом. Десять же балконов должны были провозгласить миру, что он десятый султан из Османской династии.

Балконы, потускневшие от времени, нуждаются в ремонте. У подножия одного из этих каменных «карандашей» уже начинают натягивать паутину лесов, чтобы каменотесы смогли добраться к кринолинам балконов иным путем, чем путь муэдзинов.

Возлюбленные Ахмеда и барокко Праги

Что это было: глухота или хитрость архитектора султана Ахмеда, которая вызвала негодование мусульманской духовной иерархии и чуть не привела к расколу между Меккой и Стамбулом?

Причина этой религиозной перипетии кроется в схожести звучания двух турецких слов — «ал-ты» и «алтын». Первое означает «шесть», второе - «золото».

Архитектор уходил от Ахмеда с приказом построить роскошную мечеть с «алтын» минаретами, сооружение, которое бы превзошло даже Ая-Софию. То была поистине нелегкая задача. Поэтому ничего удивительного не было в том, что, когда мечеть была готова, средств на постройку «золотых» минаретов не оказалось. Тогда архитектор возвел вокруг выстроенной им мечети четыре минарета, а в углу просторного двора перед мечетью поместил еще два. Таким образом, всего их оказалось «алты» - шесть.

Задание было выполнено целиком, за исключением только одной мелочи - последней буковки в слове «алтын». Но именно поэтому духовенство подняло страшный крик, обвинив Ахмеда в святотатстве. Ведь святейшая мечеть в Мекке имела только пять минаретов, и вдруг в Стамбуле появляется мечеть с шестью минаретами!

Чем все это кончилось, известно. Ахмед капитулировал, но, вместо того чтобы разрушить два великолепных минарета своей мечети, он согласился построить еще два в Мекке, и, таким образом, Мекке снова стала принадлежать пальма первенства.

Ныне эта шестиминаретная мечеть именуется Синей, и, поверьте, она самая прекрасная среди всех в Стамбуле. И не только своими шестью минаретами, вознесшимися ввысь, но и чистотой стиля, удивительными пропорциями внутренних помещений и захватывающей синевой плиток, которыми вымощен пол мечети. В миграб, молитвенную нишу в фасаде мечети, вкраплен кусочек черного святого камня из Кааба в Мекке. Поэтому именно в Синей мечети совершались самые торжественные богослужения в присутствии султанов, поэтому именно здесь всегда отмечались дни рождения пророка. Сквозь двести шестьдесят разноцветных окон в синеву мечети проникает радужный свет, который по торжественным праздникам соперничает с искусственным освещением, бьющим из стеклянных колокольчиков, сотнями развешанных внутри храма.

Не могу ли я вам чем-нибудь помочь? - раздается вдруг рядом голос. Этот вопрос задан сперва по-немецки, вслед за тем по-английски и, на всякий случай, по-французски. Человек лет тридцати, с элегантными холеными усиками стоит, почтительно склонившись, с услужливостью профессионального чичероне и ждет, когда мы обратим на него внимание.

Но он быстро понял, что от нас ему ничего не перепадет, что когда человек занят съемками, то у него нет времени, чтобы выслушивать рассказ о том, сколько плиток покрывает пол мечети, кто их изготовил и как именовались возлюбленные Ахмеда.

Узнав, что мы из Чехословакии, он оживился и на ломаном чешском похвастался, что «пишет с Прагой».

Пражское радио послало мне книгу, которую я просил, «Храмы Праги в стиле барокко». Но я ее не получил. Я написал снова. Мне сообщили, что книга отослана заказной бандеролью и что на всякий случай мне посылают вторую. Но и эту я не получил.
Он опасливо осмотрелся и зашептал:
- Эти пропажи на совести турецкой полиции. Они боятся коммунизма.
- Sorry (извините), - произнес он вслед за этим уже по-английски, - и направился к группе туристов, остановившихся у входа и задравших головы к куполу. На них были пестрые рубашки, и можно было не сомневаться, что они американцы.

Чаепитие на могиле

Если затоскуешь по тишине и интимной обстановке, если захочешь отдохнуть от дикого рыка улиц, беги в самый конец Золотого Рога, в очаровательную мечеть Эюп. Здесь ты найдешь не только удовольствие от хрупкой орнаментики и пастельно-зеленых ковров, которыми устлан каждый уголок мечети. В гробовой тишине раздается воркование голубей, нашедших себе приют на стропилах и в нишах. Здесь никто на них не кричит, никто не отгоняет голубей, когда они влетают через открытые ворота со двора, где у фонтана омывают губы и стопы набожные паломники, пришедшие в святейшую стамбульскую мечеть. На ковре лежит разбитое голубиное яйцо, выпавшее из гнезда. Никто здесь его не отшвыривает ногой, никто из посетителей не топчет, не пачкает мягкого ковра. Разве только вечером, когда сторож проводит последнего паломника и запрет вход, он бережно соберет остатки голубиного яйца и вынесет их за мечеть, под развесистые платаны. Под сенью их находится могила Эюпа, знаменосца Мехмеда, павшего здесь в 670 году во время первой осады Константинополя. Ограда его могилы за минувшие века зацелована так, что у окошка, через которое виднеется высокий тюрбан, в медной доске образовалось углубление.

Еще несколько лет назад эти святые места не смело видеть око неверующего. Сегодня сюда каждую пятницу приходят туристы, чтобы взглянуть на многотысячную толпу верующих, убежденных, что здесь исполнятся все их желания...

От мечети Эюпа поднимается узкая дорога, ведущая на склон над Золотым Рогом. И снова могилы, могилы, словно мало их вдоль четырнадцатикилометрового крепостного вала на западе Стамбула, словно мало их здесь, на северных и южных склонах, над Золотым Рогом, среди домиков рабочих, среди спортплощадок и садов!

Хоронить здесь продолжают и по сей день. Сразу же за зеленой оградой у дороги лежит мраморная плита и мраморный тюрбан - знак того, что здесь похоронен мужчина. Тюрбаны чередуются с бутонами роз и веерами, высеченными из камня. Они говорят о том, что здесь похоронены женщины.

Некоторые могилы буквально повисли в воздухе. Плита вот-вот сорвется, она подрыта, потому что вверх по склону пробивает себе дорогу новый век. Электрический кабель, что здесь укладывают, вскоре вытеснит масляные каганы. Их отнесут на барахолку, а вместо них появятся электрические лампочки.

На бетонном плацу солдаты выстраиваются в ряд, какой-то ефрейтор бьет их по пяткам, выравнивая ряды. Овечка взбирается на могилу и обгладывает на ней ромашки и при этом блеет от удовольствия. Чуть дальше еще несколько овец окружили пастушонка со свирелью. Вот он остановился и наигрывает царьградские пасторали барану, улегшемуся у его ног.

Поодаль стоит деревянное строение - знаменитая кофейня Пьера Лоти. Перед нею за круглыми столиками сидят люди и задумчиво смотрят вниз, на полуторамиллионный муравейник, на минареты и трубы пароходов, которые завтра на рассвете выйдут в открытое море.

Вот из кухоньки выбежал мальчонка лет десяти. В руке его на четырех цепочках раскачивается поднос с тремя пузатыми стаканами чая. Чай заказали трое молодых людей, спокойно восседающих на могильной плите и любующихся закатом солнца.

Мелодии Стамбула

Тысяч шесть такси гоняют сегодня по Стамбулу. Половина всего автомобильного парка столицы. Они определяют ритм движения и колорит полуторамиллионного города на берегу Золотого Рога, придают ему характер, который можно выразить одним словом: столпотворение. Если сюда поставить регулировщиков, привыкших к нормальному движению, то спустя час они снимут свои белые перчатки, плюнут на все и уйдут. Здесь ездят по праву сильного: кто - кого. Обгонять можешь как тебе угодно, выбери только удобный момент, чтобы втиснуться в щель между машинами, раздвинь бампером соседей и езжай. На собственный страх и риск.

Турецкие шоферы страдают страстью к звукосочетаниям. Обычные звуковые сигналы их не удовлетворяют. Их клаксоны наигрывают различные мелодии, напевают, воют на манер пожарной сирены, издают звуки, которые ничем не отличаются от гудков паровоза. Не раз нас пугали подобные сигналы, и мы с ужасом ожидали, что вот-вот откуда ни возьмись выскочит поезд. По неписаному закону турецких дорог при разъезде и обгоне шоферы приветствуют друг друга замысловатыми мелодиями.

Правда, на улицах Стамбула такой «цирк» не разрешен, поэтому на перекрестках шоферы довольствуются тем, что кричат друг на друга, стучат ладонью по обшивке, если хотят подогнать пешехода.

Есть у турецких шоферов и другая страсть. Они украшают свои машины не только различными талисманами, но также именами и надписями. Самая распространенная надпись на автобусах - «Машааллах!» - «Храни меня бог!». Эта просьба как нельзя лучше характеризует «основной закон» уличного движения: жми на газ, а все остальное пусть происходит по воле божьей!

Любят шоферы и обильное освещение. Мы видели такси и автобусы, бамперы и кабины которых были увешаны разноцветными лампочками, как новогодние елки.

Архитектура и жилищный вопрос

Было бы несправедливо утверждать, что Стамбул - это сплошь, трущобы, лавки и мечети. Значительную часть города занимают каменные жилые дома, которые постепенно заменяют деревянные.

И сегодня в Стамбуле много строят. На месте развалин вдоль вновь проложенных улиц, ведущих от центра за город, постепенно вырастают кварталы современных домов. И надо признать, что строятся они со вкусом. Архитекторы заимствуют образцы в Италии, в Соединенных Штатах, в Бразилии. Они не боятся ярких красок, новых форм, новых материалов.

В районе Бейоглу мы видели целую улицу новых домов, сверкающих со вкусом уложенной мелкой мозаикой, гармонирующей с соседними фасадами не только расцветкой, но и рисунком. В домах много балконов и террас. Не забыто и украшение декоративными цветами. В другом районе нам было приятно видеть, что бетонные плиты передней части балконов сделаны не в форме традиционного прямоугольника, а в виде трапеции, поставленной узкой своей частью на основание. Кроме того, каждая трапеция окрашена в свой цвет, как правило какой-нибудь веселый. Да и сами дома разноцветные - светло-зеленые, оранжевые, небесные, нежно-розовые. Фасад такого дома улыбается вам уже издали. Никакой мрачности казарменного стиля и невыразительной серости. Представьте себе, как здесь отдыхает глаз!

Все это хорошо, ну, а как обстоит дело с квартплатой? Ответ на этот вопрос не столь радостен. Четырех-пятикомнатная квартира (меньшие в коммерческих целях не строят, это невыгодно) обходится съемщику в 1 500 турецких лир в месяц. Трамвайщик в Турции зарабатывает в месяц три сотни лир, квалифицированный рабочий - от четырехсот до восьмисот.

Тем самым мы ответили также и на вопрос, как часто в такие современные дома въезжают семьи рабочих.

Маленький ресторанчик на Босфоре

Еще во времена древней мифологии ревность к своим соперницам была отличительной чертой женщин.

Этим свойством отличалась и Гера, жена Зевса, которая отомстила Ио, возлюбленной Зевса, тем, что превратила ее в корову в тот самый момент, когда та плыла от берега одной части света к берегу другой части. Первой частью света была Азия, второй - Европа, водное пространство между ними с тех пор стало называться Боспорос - Босфор, или в переводе с греческого - Коровий брод.

Мы сидим в маленьком ресторанчике на Босфоре, в самой узкой его части, неподалеку от крепости Румели Хисары. Это знаменитая крепость. В 1452 году три тысячи рабочих строили ее днем и ночью, чтобы успеть закончить строительство за четыре месяца, как приказал султан Мехмед II.

За полтысячелетия прогресс шагнул настолько, что наследники Османской империи раздумывают теперь над тем, как снова соединить два материка, которые отделились друг от друга сотни тысяч лет назад. Они проектируют строительство моста между Европой и Азией длиною в семьсот и высотою в семьдесят метров с таким расчетом, чтобы под ним могли проходить самые большие морские суда. В дальнейшем мост должен соединиться с автострадой, огибающей предместье Бейоглу, и за мечетью Эюпа, пересекающей Золотой Рог, подключиться к другой автостраде, ведущей в Эдирне, к болгарской границе. Так вот, мы сидим в маленьком ресторанчике на Босфоре. Над проливом раскинулась тихая ночь. С открытой террасы доносится арабская музыка. Под нами сквозь ночь проносится полицейский сторожевой катер, шарящий прожекторами по поверхности воды, прощупывая азиатский и европейский берега, и скрывается где-то за гирляндами соседних дансингов. Прямо под стеною террасы остановилось такси. Мотор вот-вот заглохнет. Он некоторое время немощно кашляет и затем глохнет окончательно. Шофер спокойно высаживает пассажира, тот кивает коллеге неудачника и без ругани продолжает путь на его машине. Шофер заглохшего ветерана не принимает всю эту историю близко к сердцу. С фаталистической покорностью откатывает на руках машину в сторону, вытаскивает арбуз, разрезает его надвое. Только основательно подкрепившись, он вытаскивает инструмент и принимается за ремонт...

Ничего не скажешь, в этом тоже проявляется Азия - часть света, дразнящая нас гроздьями огней на недалеком противоположном берегу. Часть света, на землю которой нам предстоит завтра вступить. Часть света, которая на протяжении нескольких следующих лет будет для нас родным домом...

Перевод С. Бабина, И.Р. Назарова

Снова и снова, изо дня в день, пять раз за сутки над городами исламского мира разносится голос муэдзина, призывающего мусульман обратиться к Аллаху с молитвой. Чем больше город – тем больше мечеть, чтобы вместить всех верующих. И, соответственно, тем выше минарет, чтобы призыв муэдзина дошел до ушей всех, кто их имеет.

В переводе с арабского «минарет» означает «маяк». Это наследие прошлых веков, когда на минаретах прибрежных городов с наступлением сумерек зажигали огонь. Ориентировавшись по ним, капитаны кораблей выбирали правильный курс к гавани. А в первые десятилетия после возникновения ислама минаретов не было вообще. Предполагают, что впервые ими обзавелась мечеть Амр ибн Аса в Эль-Фустате, одном из крупнейших средневековых городов, историческом предшественнике нынешнего Каира.

Конструкция минарета проста: это башня, внутри которой находится винтовая лестница. Войдя в минарет, муэдзин поднимается по лестнице на самый верх и выходит на балкон, называемый шараф. Небольшие минареты имеют один шараф, минареты повыше – два, самые высокие – три шарафа.

Различные архитектурные стили внесли свою лепту в конфигурацию минаретов разных мусульманских стран. Если минарет имеет круглое сечение в поперечнике, шлемообразный купол и как правило один шараф – он находится в Иране либо Ираке. В Турции распространены минареты с более узким сечением, чем в Междуречье, и с наконечником в форме конуса. Квадратное же сечение минаретов характерно для стран Северной Африки. Есть даже минареты в модернистском стиле – таких немало появилось в последние десятилетия в Европе.

Эталон турецкой мечети – Селимие – можно увидеть, если посетить город Эдирне. Возведена она в XVI веке. Каждый из ее минаретов возвышается над землей на 80 метров. В каждом наверх к шарафам ведут три винтовые лестницы, причем каждая – к своему шарафу. Если муэдзины будут подниматься по этим лестницам одновременно, они не увидят друг друга – им будет мешать центральная опорная колонна, но они смогут переговариваться между собой.

Интересная история связана со всемирно известной мечетью Султанахмет – символом Стамбула и всей исламской архитектуры. Как известно, ее возвели в XVII веке с шестью минаретами. Но в то время такое количество минаретов имела только мечеть Харам Бейт-Уллах в Мекке, где находится святилище Кааба, а больше – никто. Начались ненужные разговоры: мол, султан Ахмет I тщится конкурировать с Меккой. Тот уже было принял решение снести один минарет. Но какой-то умный человек подсказал: зачем разрушать, если можно созидать? Так Султанахмет сохранила все свои мечети, а Харам Бейт-Уллах обзавелась седьмым минаретом.

Другая интересная история касается не менее знаменитой стамбульской мечети Сулеймание. У нее «всего» четыре минарета, но один (какой – неизвестно) поистине драгоценный. Существует история, что однажды строительство мечети по каким-то причинам приостановилось. Спустя некоторое время правивший тогда султан Сулейман Гануни получил от сефевидского (современный Иран) шаха Тахмасиба I шкатулку с драгоценностями и упреками по поводу остановки строительства. В гневе султан велел позвать архитектора Синана и приказал ему использовать драгоценности как строительный материал. Сказано – сделано: раствор, в котором замешали драгоценности, пошел на возведение одного из минаретов. Говорят, тот еще несколько лет так и сверкал на солнце…

Иранский город Исфахан знаменит усыпальницей XIV века Минар Джомбан и ее двумя минаретами. Сюда постоянно съезжаются туристы, чтобы увидеть настоящее судо. Специально нанятые служители каждые полчаса принимаются… раскачивать правый минарет, что требует немалых физических усилий. И минарет в самом деле раскачивается. Но вслед за ним точно так же начинает раскачиваться и левый! Под аккомпанемент звона висящих на них колокольчиков. Секрет конструкции минаретов не разгадан до сих пор. А причина, почему визирь всесильного шаха Аббаса Шейх Бахаи задумал именно так, лежит на поверхности: Исфахан расположен в одном из самых сейсмических районов планеты.

Поражает воображение находящийся в Дели минарет Кутб-Минар – самый большой в мире, возведенный исключительно из кирпича. Башню высотой 72 метра начали строить еще в начале XII века, а закончили только к середине XV века. Минарет состоит из пяти ярусов, и на самом нижнем на кирпичных стенах вырезаны суры из Корана. Причем кирпичи в этом ярусе делались из песчаника, а на двух самых верхних – из мрамора.

Современная жизнь внесла свои коррективы и в устройство минаретов. Теперь муэдзину в большинстве случаев нет надобности подниматься на шараф – там установлены четыре динамика, по одному на каждую сторону света, которые транслируют призыв на всю округу. А самый высокий 200-метровый минарет в городе Касабланка (Марокко) оборудован специальным световым устройством, и когда приходит время молитвы, лазерный луч указывает правоверным точное направление на Каабу в Мекке, куда и следует обращаться, вознося хвалу Аллаху.

03Май

Минарет – это элемент исламской религиозной архитектуры, который представляет собой высокую башню с балконом, расположенную на территории мечети. Само слово «минарет» на арабском языке означает «маяк», что в некотором смысле отражает одно из назначений данного сооружения.

Что такое МИНАРЕТ – определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Минарет – это высокая башня, которая находится на территории мечети. В зависимости от региона, минареты могут иметь круглую или квадратную форму, но они всегда включают в свою конструкцию один или несколько балконов. Внутри минарета находится винтовая лестница, по которой можно подниматься на балконы. Как правило, внутренние и внешние части постройки украшаются мозаикой или резьбой. Вершину минарета венчает металлический купол со шпилем в виде полумесяца. Количество минаретов при одной мечети может варьироваться от одного до шести.

Зачем нужен МИНАРЕТ

Если говорить о том, зачем нужен минареты, то в первую очередь следует отметить 3 их основных функции:

  • Минареты нужны для того, чтобы осуществлять традиционный призыв к молитве. Раньше, Муэдзин поднимался на балкон 5 раз в день, и громко «кричал» оттуда, оповещая верующих о том, что наступило время молитвы. Сейчас данную функцию оповещения взяли на себя современные громкоговорители.
  • Еще одной функцией минаретов, является их узнаваемость. В данном контексте, эти башни действительно служили маяками для верующих, так как по их расположению действительно можно узнать где находится мечеть и поселение как таковое.
  • В жарких странах пустыни, которые многие мусульмане называют домом, минареты помогают проветривать и охлаждать помещения мечети, выводя горячий воздух наружу.

САМЫЙ ВЫСОКИЙ МИНАРЕТ

Самый высокий минарет в мире находится в мечети Хасана II в Касабланке, Марокко. Его высота составляет 210 метров, что в свою очередь позволяет наблюдать его с очень большого расстояния.