Как пьют чай в Японии? Основы японского чаепития. Чайная церемония в японии

Чайная церемония в Японии сродни медитации, которая освобождает участников от привычной суеты, отравляющих мыслей и гнетущих разговоров. Чаепитие восстанавливает душевные силы и возвращает сознанию ясность. Церемония помогает «поклониться Красоте в сером цвете будней» и вспомнить, что жизнь прекрасна! Нужно лишь взглянуть на неё под правильным углом, празднуя свои прозрения глотками ароматного чая.

Искусство чайной церемонии сложилось в Японии под влиянием дзен-буддизма, поэтому каждый элемент напоминает отточенный ритуал духовной практики. Возвышение души через обыденные действия – обычная практика буддийских монахов, которая быстро прижилась в среде деловитых японцев. Чайная церемония стала способом возвращения внутреннего равновесия и возможностью сосредоточить внимание на гармонии мира.

Ритуальное чаепитие оттачивалось в Японии столетиями. Буддистские монахи применяли чай, как подношение Будде. Самураи и представители аристократии устраивали особые чайные турниры, где участники состязались в знании сортов, происхождения и даже способов заваривания чая.

Фундамент традиционной церемонии был заложен монахом Мурата Дзюко. Мастер объединил разрозненные принципы в стройную систему, отталкиваясь от идеи «ваби», которая подчёркивала значимость простоты и естественности. Основными принципами церемонии стало стремление к Гармонии, Почтительности, Чистоте и Покою.

Философскую и эстетическую составляющую в дальнейшем углубил Сэн-но Рикю, который стремился распознавать красоту не в предметах роскоши, а в простых вещах. Верный своим принципам мастер был вынужден совершить ритуальное самоубийство, получив приказ от своего сюзерена (Тоётоми Хидэёси), любящего пышные и шумные торжества. Вопреки трагедии, стремление к простоте, стало основой японской культуры чаепития.

Структура чайной церемонии – этапы очищения

Японская чайная церемония всегда проходит без спешки в атмосфере уважительной почтительности. Условно ритуал можно разделить на несколько частей:

Приход гостей – отрешение от мирских проблем

Чайная церемония в классической форме начинается с прихода гостей. Приглашённых впускают на специальную ограждённую территорию, состоящую из уютного сада, «чайного дома» и нескольких «хозяйственных сооружений».

На входе гости получают возможность оставить лишние вещи и переобуться, после чего обязательно совершается небольшая прогулка по саду. Специальная тропинка (родзи) ведёт к дому чайного мастера, позволяя гостям неторопливо погружаться в Тишину и созерцательное состояние.

Чайный мастер встречает гостей вежливым поклоном, предлагая им совершить омовение рук и лица. Затем все входят в «тясицу» (чайный домик) через маленькую дверцу (высотой около 90 сантиметров) – гости вынуждены склоняться в поклоне, что имеет глубокий смысл (проявление почтительности, оставление забот за порогом, отказ от вражды).

Торжественная часть – ритуальное чаепитие

Чайная церемония начинается с момента, когда гости оказываются в таинственной атмосфере чайного домика. Помещение обустроено предельно просто – однотонные стены, приглушённого оттенка, татами на полу и заранее подготовленная токонома (ниша для благовоний, свитков с буддийскими текстами, цветочных украшений). В центре домика обычно располагают простой бронзовый очаг, на котором мастер кипятит воду и готовит чай.

  • Подготовка. Считается, что голод лишь помешает постижению гармонии. Поэтому японская чайная церемония включает в себя предварительное угощение (простую пищу «кайсеки» до начала чаепития и специальные сладости «омогаси» в процессе). После принятия пищи гости могут выйти в сад, освежить голову, а затем возвращаются к ритуальной части.
  • Ритуал. В абсолютном молчании при свете очага чайный мастер приступает к приготовлению чая. Начинается волшебство отточенных движений, которые погружают наблюдателей в медитативное состояние. Треск горящих дров, звуки закипающей и льющейся воды, тихое приготовление чая в специальной посуде – мастер показывает, что каждое движение может быть проявлением высокого искусства.

Наиболее значимой частью церемонии является создание «густого чая» (кой-тя), который заваривают в большой керамической чашке и передают по кругу между гостями (от старшего к младшим или по социальному уровню).

Принято делать не более одного символического (при принятии чаши) и трёх полных (после трёх поворотов посуды в руках) глотков чая. А также заботиться о присутствующих – после пробы напитка нужно бережно протирать края чаши льняной или бумажной салфеткой.

После осушения напитка, каждый гость вновь имеет возможность подержать чашу в своих руках и внимательнее изучить её форму, индивидуальные особенности (окрас, трещинки) и остаточный аромат чая. Ритуальная часть считается завершённой, приходит время расслабляющей беседы.

  • Отдых и возвышенные речи

Чайная церемония приобретает светский характер – мастер готовит чай отдельно для каждого гостя, услаждая слух присутствующих поучительными легендами и притчами, шедеврами японской литературы, философскими высказываниями. В этой части гости могут задавать вопросы о символизме чайной церемонии или вести беседы на возвышенные темы.

Расслабленное чаепитие и обсуждение интересных тем может длиться несколько часов – мастер сам принимает решение о завершении церемонии. После приношения ритуальных извинений он удаляется из домика, гости получают возможность неспешно выйти из медитативного состояния.

Чайная церемония в Японии проходит неспешно, чтобы каждый участник смог в полной мере насладиться красотой ритуала. Каждый этап направлен на очищение разума от гнетущих мыслей, сердца от груза переживаний. Все проблемы и дела остаются за воротами чайного комплекса, чему способствует чёткая структура церемонии.

Суть процесса сводится к достижению полного умиротворения и обретению возвышенности – благодаря одухотворённым действиям мастера, гости учатся наслаждаться каждым моментом и видеть Красоту в простейших вещах.

Время пить чай – когда проводят церемонию

Ничто не остаётся неизменным – таков неумолимый закон времени. Поэтому чайная церемония может проводиться в любое время суток. Ночь, как и день – отличное время, чтобы пить чай. Впрочем, в зависимости от времени суток выделяют различные виды церемоний.

Традиционные разновидности чайных церемоний:

  • Ночная мистерия. Ночью всё воспринимается по-другому, поэтому чайные мастера стремятся создать мистическую атмосферу для церемонии, проводящейся в ареоле лунного света. При свете звёзд из цельных листьев готовят порошковый чай, который всегда заваривают очень крепко. Гости собираются вместе около полуночи и расходятся по домам к 3-4 утра.
  • Чаепитие восходящего солнца. Восход славит жизнь, поэтому церемония проходит воодушевлённо и даже блаженно. Царит атмосфера благодарности и принятия, ведутся беседы о Добре и Любви, Труде и Мечтах. Чаепитие начинается около 3 часов ночи и продолжается вплоть до 6 утра, чтобы участники могли в полной мере оценить тонкую грань между тьмой и рассветом.
  • Освежающий утренний чай. Утренняя чайная церемония начинается в районе 6 часов утра, когда солнце очень нежно греет, а воздух ещё помнит ночную прохладу. Проводят утренний ритуал обычно в жаркую погоду, когда только глубокой ночью и ранним утром доступна прохлада.
  • Послеобеденный чай. Солнце отмерило половину дня, гости успели основательно подкрепиться и нуждаются в расслабляющем чаепитии. Послеобеденная церемония начинается около 13 часов дня и дополняется только лёгкими сладостями, подчёркивающими вкус чая.
  • Вечерняя церемония. Вечер – чудесное время для проведения чайной церемонии. Гости получают возможность освободиться от всех забот дня и полностью погрузиться в созерцание – впереди вся ночь для восстановления сил, значит можно позволить душе воспарить!
  • Заказные чайные церемонии. Помимо цикла суточных чаепитий существует особый вид чайной церемонии – «специальная» (с яп. риндзитяною), которую заказывают к знаковым событиям. Популярны чайные встречи старых друзей, празднование важных семейных дат, организация юбилеев и прочих торжеств.

Зачастую на подобных мероприятиях присутствует много людей, мало знакомых с деталями чайной церемонии, поэтому мудрость и опыт мастера играют решающую роль. От него требуется не только правильно и красиво провести церемонию, но и задать нужный эмоциональный тон, увлечь всех участников внутренней и внешней красотой ритуала. Только чайный мастер высокого ранга обладает столь внушительными душевными качествами.

Как современные японцы пьют чай

Чайная церемония считается великой культурной традицией, нуждающейся в бережном обращении. Большинство японцев не имеют возможности часто посещать чайный домик или изучать тонкости ритуала. Допускается проведение церемонии в отдельной комнате ресторанчика или даже на дому, главное – не допускать слишком вольного обращения с правилами проведения обряда.

Чаепитие в современной Японии зачастую проходит намного проще. Японцы известны своим героическим трудолюбием, поэтому охотно покупают холодный чай в бутылках, экспресс напитки в кафетериях или автоматах, заваривают обычный пакетированный чаёк.

Между тем, чайный дух настойчиво зовёт жителей страны восходящего солнца к таинственному чайному домику, где на бронзовом очаге кипит родниковая вода, а чайный мастер бережно готовит изысканный чай.

Юлия Верн 6 130 1

Скрупулезность и этичность японского отношения к сущему, не могла не найти отражения, как в самом процессе чаепития, так и всех составляющих его элементах окружения. Месту проведения классического ритуала уделяется огромное значение, можно сказать, что это - отражение японской жизненной философии.

Территория, где расположен тясицу, всегда огорожена добротным, высоким деревянным забором, куда попасть можно только через строго отведенное место - тяжелые ворота, створы которых, не издают ни малейшего звука, несмотря на свой массивный вес. Открываются ворота, только перед началом проведения церемонии, когда начинается сбор гостей, которые никоим образом не должны мешать хозяину чайного дома в приготовлении к торжественному процессу.

Тясицу на берегу живого пруда, где плескаются увесистые карпы, может быть не единственным строением ансамбля. Расположение строений никак не регламентируется, однако всегда исполняется только один закон - любая строительная и культурная деятельность человека, должна строго вливаться в окружающую природу сада, служить ее продолжением и не выделяться на общем фоне цветовой гаммы.

Кроме тясицу, на территории сада зачастую расположены отдельные скромные домики, выполняющие роль прихожей, где гости могут сменить обувь и оставить верхние одежды в зимний период, а также - гостевые павильоны, где собираются участники церемонии, перед походом в главное сооружение - тясицу, находящегося в центре сада - тянива, по специально вымощенной природными камнями дорожке - родзи.

Тянива

Территория сада, как правило, скромно невелика, это позволяет обслуживающему персоналу постоянно поддерживать ее в идеальном состоянии. Чайный сад всегда имитирует какой-либо участок дикой природы, со свойственной ей природной беспорядочностью, которую точно обыгрывают старательные японские мастера.

Флора чайного сада представлена в большинстве вечнозелеными кустарниками и деревьями, бамбуком, кипарисами, соснами. Среди поросших мхом «диких» камней притихли еле заметные на общем фоне старинные фонари, освещающие тусклым, мягким светом, который не помешает сосредоточению, дорожку к чайному домику - родзи, в темное время суток.

Родзи

Чайная дорожка строится таким образом, чтобы ее внешний вид ничем не отличался от каменистой тропинки в горах - камни всегда неправильной геометрической формы, разной расцветки и размеров. Буквальный перевод с японского «Родзи», означает - «земля, покрытая росой». В древние времена, путь к тясицу устилали дорогой, по тем временам, бумагой, для того чтобы одежды богатых гостей не вымокли в росе.

В конце родзи всегда расположен вымощенный камнем колодец с чистейшей родниковой водой, откуда черпают воду гости с целью омовения, прежде чем преступить порог тясицу.

Тясицу

Чайный домик является классическим олицетворением основого принципа «ваби», заложенным Мурата Дзюко - никаких ярких, бросающихся в глаза и отвлекающих внимание вещей и принадлежностей. Общая цветовая гамма одинакова на всей площади помещения от центра до самого скрытого уголка и представлена мягкими, со смазанными границами, желто-коричневыми оттенками. Свет внутри тясицу всегда рассеянный, падающий сверху-вниз, тем самым ограничивая рождение теней. Внешний вид чайного домика имеет вид скромного крестьянского жилища с соломенной крышей.

Внутреннее помещение состоит всего из одной комнаты, в которую попасть можно через узкий и низкий проход, что заставляет каждого входящего в тясицу, поклонится, независимо от его статуса в обществе. Кроме того, в древние времена, в чайный домик не могли пройти вооруженные самураи - их мечи катана и вакидзаси, были настолько длинными, что протиснуться в столь узкий вход, не снимая их с пояса, было невозможно.

Окна тясицу квадратной формы, расположены в ряд, под самым потолком, тем самым, не позволяя суетности окружающего мира нарушить внутренний покой и гармонию душевного мира во время чаепития. Однако если чайный сад представляет особую гордость хозяина, то стены тясицу могут раздвигаться, позволяя гостям с достоинством оценить старания чайного мастера по содержанию своего сада.

Внутреннее убранство комнаты также не блещет изысканностью - стены покрыты слоем матовой глины, препятствующей порождению световых бликов, у входа обязательно расположена символическая ниша, в которой находится курильница благовоний и цветочная ваза.

Интересно знать!
На стенах обязательно наличие висящих развернутых свитков с изречениями великих чайных мастеров прошлых столетий, содержание которых подбирается хозяином к каждой церемонии.

Из живописи, может находиться единственный портрет, с изображением мастера, также из списка великих. В зимний период посреди комнаты располагается очаг, вылитый из бронзы, на котором нагревается вода для будущего напитка.

Чайная утварь

Вся посуда, необходимая для приготовления чайного напитка, не обязательно должна быть оформлена в едином художественном стиле, однако должна отвечать однотипности, представляющей единый ансамбль. Кроме того, обязательным требованием к каждой утвари, является ее почтенный возраст, который характеризуется многовековыми потемнениями и царапинами, являясь при этом безупречно чистой. В отличие от европейцев, которые любят натирать свои чашки и ложки до блеска, доводя их до состояния новых предметов, японцы очень ценят дух прошедших времен в каждой миске, чашке и ложке.

Из посуды, обязательно представлены: небольшая коробочка для хранения сухого чайного сырья, котел для нагревания воды или чайник тэцюбин из чистой меди, чаша для совместного питья или отдельные глиняные чашки для каждого из гостей, имеющие грубый, необработанный вид, несколько ложек и мешалка, изготовленных из бамбука.

Густой и жидкий японские чаи

В процессе любого японского чаепития используются две разновидности чайных напитков, приготовленных из одного чайного сырья маття, но имеющих разную консистенцию. Для приготовления густого чая - «Койтя» требуется в три раза больше весовых частей чайного порошка, чем для «Юсуття» - жидкого чая.

Употребление койтя - первая часть ритуального пития чая, когда всем гостям предлагается испить по очереди из одной чаши, символизируя единение людей между собой и чайным домом. Питие юсуття происходит, как правило, в менее официальной обстановке, со сладостями и беседами, позволяя провести время с пользой и полным расслаблением. Жидкий чай всегда подается в индивидуальных чашках.

Порядок проведения чаепития

После переодевания в подготовительном помещении, приглашенные следуют в гостевой павильон, где, обмениваясь информацией друг с другом, создают общий фон предстоящего чаепития. По сигналу мастера, все следуют по каменистой дорожке в тясицу, что является очень символичным процессом - в этот момент гости не просто идут пить чай, а отождествляют свой путь как уход от бытовых проблем, отречения от мирской суеты.

Перед входом, гостей встречает хозяин, который после скромного приветствия, предлагает гостям совершить обряд омовения, который, в свою очередь символизирует очищение души и тела. Поочередно участники зачерпывают свежей воды из колодца деревянным ковшом на длинной бамбуковой ручке, омывают лицо, руки и рот, затем ополаскивая ручку ковша, передают его следующему участнику.

Тесный проход внутрь чайного дома - последний рубеж, отделяющий обыденность внешнего мира от внутреннего царствия величественного спокойствия и умиротворения человеческой души и мысли.

Первое, на что должны обратить гости, это - токонома, та самая ниша в стене у входа, на которую, только что, хозяин установил и подпалил курильницу с благовониями, поместил букет свежих цветов и развернутый свиток с изречением. Последние три вещи определяют тему предстоящего чаепития и отражают настроение хозяина, которым обязательно должны проникнуться все участники церемонии. Хозяин входит через некоторое время, после того, как спина последнего гостя исчезла во входном проеме - необходимо дать время участникам, для того, чтобы не торопясь, оценить убранство помещения и старания чайного мастера, который очень рад приходу гостей, хотя его внешнее спокойствие и молчание, мало указывает на это.

Гости располагаются вокруг чайного татами, место хозяин - у очага, на котором греется вода для напитка. Для снятия напряжения вследствие чувства голода, подаются первые блюда, объема небольшого, но достаточного для утоления голода - кайсеки. Японцы считают, что чаепитие нельзя проводить на голодный желудок - голод не даст в полной мере проникнуться жизненной философией и насладиться прекрасным ароматом и вкусом чайного напитка. Название кайсеки, также, достаточно символично - так раньше назывался горячий камень, который монахи носили за пазухой, чтоб притупить чувство голода.

После кайсеки, наступает время омогаси - легкие сладости, не отличающиеся большим количеством сахара и пряностей, больше напоминающие диабетический продукт, нежели, чем сладкие пирожные.

После легких закусок, гости должны удалиться из помещения, а пока хозяин сменит свиток в нише на тябана - относительно красочный букет из живых или высушенных цветов либо веток деревьев. Каждый элемент тябана весьма красноречиво продолжает долгий рассказ о целях настоящего чаепития и возжеланиях чайного мастера. К примеру, сосновая ветвь и цветок камелии символизируют долговечность в сочетании с нежностью.

После возвращения гостей, начинается самая важная, медиативная часть церемонии - приготовление густого зеленого чая из порошкообразного сырья. Процесс проходит в полной тишине, слышны лишь звуки деятельности чайного мастера, которая отточена настолько скрупулезно, будто это не приготовление напитка, а - сложенная веками, передающаяся из поколения в поколение, тихая, спокойная песнь, что таковым и является.

В такт своему дыханию, под пристальным молчаливым взором гостей, мастер проводит символическое очищение посуды, засыпает небольшой объем порошка в грубую глиняную чашку и заливает некоторым количеством кипятка, постоянно помешивая содержимое бамбуковой мешалкой до появления светло-зеленой, непрозрачной пены. После добавляется еще необходимое количество кипятка до достижения требуемой консистенции.

Движение готового напитка по кругу начинается с самого старшего или самого почетного гостя, которому хозяин с поклоном передает чашу. Гость принимает посуду правой рукой и перекладывает ее на левую, укрытую шелковым платком, делает небольшой глоток. Затем вновь берет чашу правой рукой и, помещая платок на татами, обтирает край чаши салфеткой и передает ее следующему участнику. Каждый гость повторяет ритуал до тех пор, пока чаша не вернется к хозяину. Такие отработанные действия символизируют общее единение, доверие и дружбу между всеми участниками церемонии. Если в древности, воеводы воюющих между собой кланов, участвовали в объединяющем чаепитии, то между врагами заключалось долгое перемирие, которые никто не имел права нарушить.

После употребления густого чая, хозяин вновь пускает по кругу уже пустую чашу, чтобы каждый из присутствующих смог по достоинству оценить ее форму и ощутить прикосновение.

Следующим этапом церемонии является приготовление и испитие жидкого чая, который заваривается из того же порошкового сырья, но имеет более жидкую консистенцию и передается гостям в индивидуальных чашках. Этот процесс более расслабленный, сопровождающийся употреблением сладостей и дружественными беседами о чае, гостеприимности хозяина, а также - обсуждением изречения из свитка и содержания цветочной композиции в токонома. В разговорах считается невежливым и неэтичным обсуждать повседневные проблемы и заботы, делиться душевными переживаниями и рассказывать о личной жизни.

Раскрытие бутонов цветов в токонома и уход с извинениями хозяина, символизируют завершение чайной церемонии, говоря гостям, что пора собираться. Гости поочередно встают, обязательно уделяют внимание очагу и выходят на улицу, где их учтивыми поклонами провожает мастер.

Через некоторое время хозяин возвращается в тясицу, проводит несколько минут в задумчивом осознании и воспоминаниях прошедшей церемонии и начинает уборку - выносит чайную утварь, вытирает татами, убирает цветы и свиток, после чего покидает помещение. Оставить помещение тясицу в том же состоянии, что до начала чайной церемонии - без каких-либо признаков проведенного мероприятия, значит оставить след церемонии только в сознании ее участников.

Чайные школы Японии

Чайное мастерство - отдельная наука, постичь которую дано только избранным. В современной Японии, достаточно многие желают обучиться искусству организации чайных церемоний, но предварительный отбор в школы проходят далеко не все желающие.

В школе обучают не только мастерству движений во время приготовления напитка и поведению с гостями, но и основной философии дзэн-буддизма, без осознания и смирения с которой, стать истинным чайным мастером попросту невозможно.

Самыми дорогими и чтимыми чайными школами Японии является триада учебных заведений, основателем которых явился сам Сенно Рикю, трагически погибший по желанию своего коварного правителя. Все школы, показывая фамильное родство между собой носят приставку «Сен» в своем названии:

  • Сансенке - основная школа;
  • Урасенке - самая большая школа;
  • Омотесенке - вторая по величине и самая молодая среди триады школ.

Чайная церемония в Японии это особый ритуал, ведущий свое начало из средних веков и почитаемый по сей день.

Создали чайную церемонию монахи-буддисты, и вскоре она стала неотъемлимой частью японской культуры, прославив ее на весь мир.

Японская чайная церемония

В общих чертах чайная церемония является протекающей по определенным правилам встречей чайного мастера и его гостей для коллективного отдыха, созерцания красоты, скрытой в обычных вещах, разговоров, во время которых происходило чаепитие. Церемония проводится в специфически обставленном помещении и представляет собой действия, осуществляемые в определенном порядке.

Чайная церемония фото

Как проводить чайную церемонию

Перед началом таинства гости располагаются в помещении, где им подносятся маленькие чашки с кипятком, для того, чтобы вызвать у гостей предвкушение последующей церемонии как прекрасного и уютного события.

Затем гости идут через чайный сад тянива к чайному домику тясицу по покрытой камнями дорожке родзи, которая выглядит как горная тропинка и создает ощущение природной естественности. Этот переход имеет особый смысл - уход от жизненной суеты, мелких забот, волнений и несчастий.

Смотря на сад, участники церемонии предрасполагаются к духовному созерцанию и очищают мысли от повседневных забот.

Когда гости доходят до чайного домика, к ним выходит хозяин. По окончании спокойного, умеренного приветствия посетители идут к стоящему рядом колодцу и проводят церемонию омовения. Вода черпается небольшим ковшиком с длинной ручкой, участник церемонии омывает лицо, руки, полоскает рот, затем моет ручку черпака. Церемония омовения означает установление телесной и духовной чистоты.

Затем гости через маленький вход, обозначающий край обыденного, суетного мира, входят в чайный домик и разуваются. Маленькие размеры входа заставляют согнуться гостей, что обозначает их равенство на момент проведения церемонии - поклониться должен любой человек, вне зависимости от происхождения, денежного достатка или занимаемой должности.

Искусство чайной церемонии в Японии

Перед визитом участников чаепития хозяин разжигает огонь в очаге, ставит над ним котел с водой и размещает в специальной нише рядом с входом токоному (свиток с высказыванием, которое задает тематику церемонии), букет цветов и курильницу.

Фото токонома

Войдя в домик после гостей, хозяин отвешивает поклон и садится рядом с очагом, напротив остальных участников церемонии. Недалеко от хозяина находятся нужные для проведения чаепития предметы: деревянный ларец с чаем, чаша и мешалка из бамбука. Перед чаепитием, гостям подносится кайсэки - простая, некалорийная но изысканная еда, которая не насытит, но снимет чувство голода. Слово «кайсэки» происходит от нагретого камня, который в древние времена буддийские монахи клали за пазуху для смягчения голода. Перед самим чаепитием раздаются «омогаси» - сладости к чаю.

По окончании приема пищи участники церемонии ненадолго покидают чайный домик, чтобы прогуляться по саду перед основной церемонией пития чая. Пока гости находятся снаружи, хозяин вместо свитка кладет в токоному тябану – эстетический букет из цветов или веток. Эта композиция основывается на правиле единства контрастов, к примеру, это может быть сосновая ветвь, олицетворяющая надежность и прочность, рядом с цветком камелии, который обозначает чувствительность и хрупкость.

После возвращения участников в домик наступает основная часть церемонии – приготовление хозяином и питьё густого порошкового зелёного чая. Приготовление чая проходит в абсолютной тишине. Все действия и движения хозяина точно проработаны и размеренны, мастер движется в ритм с дыханием, гости сосредоточенно наблюдают за таинством, слушая звуки закипающей воды и потрескивание горящего очага. Это наиболее медитативный этап чайной церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, затем она наполняется кипятком, и чай перемешивается бамбуковой мешалкой до полного приготовления.

Посуда для японской чайной церемонии фото

Хозяин поклоняется участникам церемонии и передает чашу с густым чаем старшему гостю. Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок фукуса, берет чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и делает глоток чая. После этого он опускает фукуса на циновку, вытирает края чаши и отдает ее следующему по порядку. Каждый гость подобным образом отпивает чай.

Питье чая из общей чаши олицетворяет единение участников церемонии. Когда гости опустошат чашу, она вновь пойдет по рукам пустая, чтобы каждый тщательно оглядел чашу, познал её очертания, вновь ощутил в руке.

Затем хозяин приготавливает лёгкий чай для каждого участника чаепития в отдельных маленьких чашках. Наступает время беседы, темой которой становится надпись на свитке в токонома, изящество композиции из цветов, чаша для чая, приготовленный мастером чай.

После окончания разговоров хозяин, просит прощения и уходит из чайного домика, обозначая этим окончание церемонии. Гости в последний раз оглядывают убранство, символику и утварь, используемую для приготовления чая, цветы в токонома, раскрывшиеся в конце чаепития и символизирующие время, проведенное гостями совместно.

Когда гости выходят из чайного домика, хозяин стоит рядом со входом и молча поклоняется покидающим церемонию. Затем хозяин какое-то время находится в чайном домике, мысленно возвращаясь к минувшему чаепитию и думая о чувствах, вызванных им. После мастер выносит посуду, убирает цветочную композицию, чистит татами и покидает чайный домик.

Чайная церемония в Японии видео

Интересное видео о японской чайной церемонии с комментариями переводчика.

Жанр статьи - Культура Японии

Время на чтение: 4 минуты

А А

У японцев чаепитие занимает главное место. Японская чайная церемония – это важная традиция совместного чаепития и общения, в которую вкладывают гармонию, почтение и чувство умиротворенности. Чайная церемония в Японии – берет свое начало еще в средние века и считается неотъемлемой частью японской культуры.

Как возникла чайная церемония

Чай как в Японии был популярен, так и в Китае, но считается, что в Японию завезли его буддийские монахи. Чайные листья еще тогда славились своими лечебными качествами. Японское или чаепитие китайское очень отличаются между собой. Чаепитие как в Японии так и в Китае стало целым искусством, которое изначально было основано на философии буддизма.

Раньше, чай в Японии пили монахи, когда медитировали и преподносили его Будде. Как распространялся буддизм в Японии, так вместе с ним и появилась традиция чаепития. Культура чаепития постоянно изменялась, но японцы всегда отдавали почтение этому напитку.

Последний ритуал, который основали монахи, используют по сей день. Постепенно подобрали соответствующую посуду для проведения чаепития, потом усовершенствовали церемонию и придумали проводить ее в чайных домиках. Далее основали правила этикета чайной церемонии, развитие продолжалось и дальше. Открывались школы, где проводили подготовку мастеров по чайному делу, правильной презентации чая. Чайная медитация переходила в определенный обряд, где распределялись роли для каждого. Ритуал стал одним из важных символов Японии.

Императору пришлась не по душе слишком простая церемония, которую основал Рикю. Император предпочел пить чай из золотой посуды и в другой обстановке. По приказу императора, мастер совершил самоубийство из – за разногласия взглядов. Потом начали открываться новые школы по обучению чайному мастерству. Традиция распития чая в Японии стала популярна во всем мире.

Разновидности церемоний Японии

Вообще в Японии очень много чайных церемоний, но есть несколько основных.

  1. Ночная. Начинается с восходом луны. Чайные мастера создают подходящую мистическую атмосферу, которая проводится при свете луны и звезд. Приглашенные подходят к 23 часам, а расходятся ближе к 4 часам утра. Чай из порошка заваривают очень крепко, такой крепкий чай не рекомендуют употреблять на пустой желудок, поэтому приглашенных принято сначала покормить.
  2. Чаепитие на рассвете. С восходом солнца церемония превращается в расслабляющую медитацию. В это время принято говорить про добро, любовь и мечты. Для того, чтобы участники уловили разницу между рассветом и тьмой, медитация проводится с 3 часов утра и продолжается до 6 утра.
  3. Утренний обряд. Утреннее чаепитие начинается около 6 часов утра, его проводят, когда стоит жаркая погода. Пока солнце не сильно греет воздух и еще веет прохладой.
  4. Чай после обеда. Проводится после 12 часов, когда гости хотят расслабиться после обеда. Им подают чай со сладостями. Перед началом чаепития гости моют руки и общаются друг с другом, пытаясь отвлечься и расслабиться.
  5. Вечерний ритуал. Начинается в 6 часов и продолжается до захода солнца. Вечером, приглашенные могут погрузиться в ритуал, освободившись от всех дневных хлопот.
  6. Заказная церемония. Кроме обычных церемоний, существует заказная, ее проводят, когда нужно отметить какое – либо событие. Раньше, ее проводили перед сражениями или «харакири». Сейчас, так отмечают встречи гостей, юбилеи, дни рождения. Обычно, на церемонии приглашают много людей, и не все знакомы с ее проведением. Мастер берет на себя ответственность за проведение, более того, его работа занять гостей и покорить их качеством и красотой ритуала.

Классическая японская церемония

Проводят традиционную церемонию в строго отведенных для этого местах. Это огороженная территория с большими деревянными воротами на входе. Сначала хозяин открывает ворота перед началом самой церемонии. На этой территории размещается маленький сад и один или несколько чайных домиков. Когда приглашенные вошли, они могут оставить свои вещи и поменять обувь в отведенной для этого комнате. Приглашенные находятся в помещении и ждут начала церемонии. В чайный домик так в Японии приглашают почетных гостей для проведения церемонии.

Дорожка к домику

Чайный есть домик в Японии, путь к которому ведет специальная дорожка, выложенная из натурального камня. Она напоминает тропинку как в горах, камни естественной формы дополняют ритуал. Когда участник церемонии ступает на каменную дорожку, для него начинается медитация, он отвлекается от всей суеты и окунается в мир прекрасного.

Сад маленький, засаженный деревьями и похож на склон горы. Все должно быть подобрано соответствующим образом, чтобы создать атмосферу гармонии и умиротворения. Когда на улице жарко, деревья создают тень. В саду растут кипарисы, много зелени и сосен. В дополнение ко всему имеются различные камни и фонари, которые создают природный хаос.

Чайный домик

Японский чайный домик состоит из одной комнаты, для того, чтобы в нее попасть нужно сильно нагнуться, потому что в нее ведет узкий низкий проход. Такой вход сделали не специально, так нужно для обряда, который хранит глубокий смысл. Так, участники, которые входят в домик, поклоняются присутствующим гостям, находящимся в обществе.

Окна в домике могут быть выполнены разной формы и разных размеров. Через них попадает достаточно много солнечного света, когда начинается чаепитие, их закрывают. В некоторых случаях окна открывают, чтобы участники чаепития любовались окружающей природой. Пол покрывает татами, стены покрыты глиной. Главная составляющая домика – это токонома, ниша в стене, где располагается курильница, цветы и свиток с изречениями.

Кратко о церемонии

Что нужно для чаепития:

  • Коробка с заваркой;
  • Заварочный чайник;
  • Большая чаша для распития напитка;
  • Чашки для гостей;
  • Ложка для чая;
  • Палочка из бамбука.

Когда заходят гости, сразу ставят греть воду на котел. Тем временем им предлагают перекусить легкой пищей. В основном им подают закуски и сладости.

Когда участники церемонии покушали, они выходят в сад, общаются и готовятся к таинству церемонии. Потом хозяин приглашает гостей, а чайный мастер очищает всю посуду. Японская есть чашка для чая, куда засыпают заварку и вливают немного кипятка, потом перемешивают специальной палочкой из бамбука до образования пены. Далее добавляют остальную воду. Чай заваривают – зеленый в порошке, как правило это может быть самый популярный сорт

На первый взгляд, этот вопрос может показаться глупым, ведь каждый знает, что традиционные напитки в Японии - это чай и сакэ. Однако в последнее время все больше японцев увлекается кофе, в основном растворимым, который пьют на работе, и фруктовыми соками. С минеральной водой японцы познакомились всего несколько десятилетий назад, и совсем недавно она перешла из категории очень дорогих деликатесов в раздел доступных большинству населения напитков.

Из алкогольных напитков большой популярностью пользуется пиво: дешевое отечественное, более дорогое - произведенное по лицензиям известных иностранных фирм и самое дорогое - импортное. Не отказываются японцы и от вина, завезенного впервые в Японию португальцами в XVI веке, пьют и виски, но все-таки отдают предпочтение сакэ, которое, как правило, предварительно подогревают, хотя в некоторых случаях пьют и холодным. Подробнее об этом напитке мы писали в соответствующей статье: .

И все же, несмотря на взаимопроникновение культур и расширение ассортимента напитков, употребляемых жителями современной Японии, в умах представителей других стран японцы и чай - понятия неразделимые, поскольку в «стране чайных домиков» чаепитие - это не просто утоление жажды, это - особый ритуал. Тя-ною (японская чайная церемония) - особый вид творчества, требующий тишины, уединения и покоя и позволяющий насладиться созерцанием природы и предметов искусства, молчаливым раздумьем и утонченным общением.

Японское чаеводство расцвело в XII веке, когда было обнаружено, что высококачественный китайский чай можно выращивать в южном пригороде Киото (до этого в течение столетий японцы пили низкосортный местный чай). Жители Японии насчитывают огромное число сортов чая, но все их можно подразделить на два основных типа - чай листовой и чай-пудра.

Гёкуро (в дословном переводе - «драгоценная капля») - это высший сорт зеленого чая, который готовится из первых верхних листочков чайного куста. Если стереть его в пудру, получится мат-тя , который используется исключительно для чайной церемонии. Чай второго сбора, то есть приготовленный из листиков, расположенных как бы на втором ярусе куста, называется сэн-тя и, в общем-то, обозначает в Японии зеленый чай в целом. Этот сорт тоже достаточно дорог, поэтому его подают в хороших ресторанах и дома во время приема гостей. Наиболее распространенным в повседневной жизни является бан-тя , который готовится из более крупных и старых листьев нижней части куста и содержит мало кофеина. Этот недорогой вид чая подают бесплатно во всех ресторанчиках и кафе. Если бан-тя поджарить, в нем появляется едва уловимый запах дымка, который приятно освежает, поэтому его пьют летом в холодном виде.

Экономные японцы используют чайный куст максимально, поэтому в Японии существует еще один вид чая - куки-тя , который тоже пьют холодным,- он готовится из веточек и стеблей чайного куста и, соответственно, практически совсем не содержит кофеина. Что бы у куки-тя появился выраженный чайный вкус, его не заваривают, а варят.

Помимо традиционного зеленого чая существуют и чайные напитки. Так, например, гэммай-тя - это смесь крупнолистового зеленого чая с воздушными зернами риса; муги-тя - это ячменный чай, который пьют холодным; комбу-тя - чай, приготовленный из растертой в пудру морской капусты. В особо торжественных случаях готовится сакураю , то есть «чай из сакуры», представляющий собой заваренные кипятком подсоленные цветы сакуры.

В отличие от более любимого японцами зеленого чая, практически каждый сорт которого имеет индивидуальное название, все разновидности черного чая называются одним словом - ко-тя .

Чашка зеленого чая, называемая о-тя , является в Японии символом человеческого общения, поскольку подается практически во время всех встреч. Доля зеленого чая составляет около 80% всех потребляемых в стране напитков. Приготавливается он довольно просто: небольшой фарфоровый чайничек споласкивают горячей водой, засыпают в него заварку, заливают ее кипятком, закрывают чайник крышкой и дают напитку настояться, после чего разливают по чашкам, не разбавляя.