Как далеко старый дворец от топкапы. Дворец Топкапы (Стамбул, Турция). Дворец Топкапы - кладезь легенд и тайн

Обновлено 03/04/2019

Дворец Топкапы в Стамбуле – бывший дом правителей Османской империи. Дворец стоит на европейской стороне над бухтой Золотой Рог, в месте ее слияния с Мраморным морем. До 1854 года в Топкапы жили султаны, это был главный дворец страны. После постройки Долмабахче дворец стал пристанищем для вдов и жен дворцовых служащих. Сейчас здесь музейный комплекс — самый большой в Стамбуле.

Дворец Топкапы в Стамбуле советую посетить тем, кто впервые приехал в город. Это место из разряда must-seе, гулять по дворцу можно 4-5 часов! Напротив главного входа стоит Айя-София, а у западных стен раскинулся парк Гюльхане, так что на осмотр окрестностей уйдет целый день. И запомните – дворец Топкапы, фото которого впечатляют не так сильно, нужно смотреть вживую.

История дворца

В 1453 году армия турок-османов под предводительством Мехмеда II Завоевателя вступила в Константинополь. Византийская империя пала, а на ее руинах появилась новая – Османская. Султан Мехмед II повелел построить резиденцию в районе современной площади Беязыт. Византийцы называли ее площадью Быков. От первого комплекса ничего не осталось, кроме Изразцового павильона. Раньше там был гарем, а сейчас – часть выставки археологического музея Стамбула.

Но нас интересует новый султанский дворец Топкапы в Стамбуле. Он находится на 2 километра восточнее площади Беязыт, на месте разрушенной резиденции императоров Византии. Новый комплекс Мехмед II построил в 1475—1478 годах. Изначально султаны здесь не жили, только работали. В XVI веке султан Сулейман I взял в жены знаменитую Роксолану. Именно по ее просьбе гарем перенесли из Изразцового павильона в Топкапы – Роксолана хотела жить рядом с мужем.

Сулейман Великолепный и следующие султаны часто обновляли и достраивали дворец Топкапы в Стамбуле. Турция – Османская империя на тот момент – считала комплекс главным до 1854 года. За время с начала постройки здесь успели пожить 25 султанов с наложницами и женами. Но Абдул-Меджид I не захотел жить в средневековой крепости и заказал резиденцию европейского вида. Барокковый стал новой резиденцией султанов, а в Топкапы переехали жены и вдовы аристократов.

С установлением республики в 1923 году Мустафа Кемаль Ататюрк объявил все дворцы Стамбула музеями. Сам правитель остался жить в Долмабахче, а в Топкапы пустили туристов. С 1985 года дворец Топкапы в Стамбуле входит в список ЮНЕСКО.

Дворец-музей занимает 700 тысяч квадратных метров, стены вокруг имеют длину 1,4 километра – настоящий город внутри города! Внутри нет четкой планировки, как в европейских дворцах, поэтому тут даже можно заблудиться.

Попробую упорядочить хаос Топкапы – экскурсию начнем с плана дворов.

Дворец в наши дни

Топкапы – это музей под открытым небом, хотя есть тут и обычные экспозиции внутри зданий. Во дворце есть внешний периметр – это первый двор, а есть внутренний – второй, третий и четвертый дворы. Вход во дворец Топкапы в Стамбуле бесплатный, но это касается только первого двора. Формально внешний периметр даже не относится к музею, но здесь тоже есть, что посмотреть. С первого двора и начнем прогулку.


Первый двор

Внутрь – пока еще бесплатно – мы заходим через главные Императорские Ворота. При султанах здесь стояли подсобки и дома прислуги, только сюда пускали обычных людей. Теперь здесь стоят уже не подсобки, а памятники архитектуры – бывшая хлебопекарня, казарма, монетный двор. Отсюда можно попасть в археологический музей и в сам дворец Топкапы в Стамбуле. Фото схемы территории поможет разобраться.

Внутри первого двора стоит и . Первую базилику на этом месте построили в начале IV века, современное здание отстроили после землетрясения 740 года. После прихода турок церковь не стали переделывать в мечеть, а просто открыли тут склад оружия. Ныне внутри концертный зал, но зайти сюда стоит ради древних интерьеров (довольно простых, скажу честно), которым больше 1200 лет!

Второй двор

Во внутренний дворец Топкапы (Стамбул) мы попадаем через Ворота Приветствия. Здесь нужно купить билет и пройти проверку металлодетектором. Но в прошлом все было еще суровее – простолюдины не могли попасть во второй двор вообще. Во внутреннем периметре султан общался с гостями, пока служащие вели дела в канцелярии. Тут же находилась и казна, и кухня для жителей дворца.

На территории второго двора сейчас показывают выставки. Если стоять спиной к Воротам Приветствия, то справа будет длинный зал кухни. Внутри собрана коллекция азиатского фарфора и холодного оружия. Слева находятся конюшни, в них организуют временные выставки. За конюшнями ближе к третьему двору стоит башня Правосудия –самое высокое здание дворца. Под башней – вход в гарем, но о нем позже.

Третий двор

Проходим второй двор по прямой аллее и выходим к Воротам Счастья. Здесь дворец Топкапы в Стамбуле переходит в личные покои султана. Во времена империи османов в этом дворе работал зал для аудиенций, библиотека, сокровищница. В эндеруне жил султан и его близкие, а в шимширлике – дворе с самшитовыми деревьями – держали наследников престола.

В экспозиции музея особо советую заглянуть в сокровищницу. Здесь хранится «кинжал Топкапы», полумифическое оружие. По легенде, ассасины убивали им братьев будущего султана, чтоб те не помешали наследнику занять престол. На рукоятке кинжала с алмазами, по той же легенде, были часы – чтоб точно знать время убийства. Всего же дворец Топкапы в Стамбуле содержит 60 тысяч экспонатов! Есть и уникальные:

  1. «Алмаз Кашикчи», похожий на ложку – 86 карат!
  2. Инкрустированный перламутром веер.
  3. Официальная султанская печать.
  4. Мантия пророка Мухаммеда.
  5. Посох Моисея.
  6. Портрет Сулеймана Великолепного.

Четвертый двор

Между сокровищницей и палатой пажей в третьем дворе найдем небольшой проход. Он ведет в четвертый двор, где султан и придворные отдыхали. Полюбуйтесь на павильоны и фонтаны по пути к главному зрелищу. Лично я уверен, что дворец Топкапы (Стамбул) стоит посетить ради вида на бухту, пролив и море. После прогулки по четвертому двору возвращаемся тем же путем к выходу.

Гарем Топкапы

Во втором дворе задержимся, помните же про гарем? Он стоит как бы в стороне от основных дворов, потому что это пристройка. Сулейман I специально для Роксоланы перенес гарем из Изразцового павильона в новый комплекс у самого дворца. Гарем султана во время Османской империи был одним из самых закрытых мест во всей стране. Наверное, поэтому сейчас за вход сюда придется заплатить отдельно от всего дворца.

Гарем – это то, ради чего многие и едут во дворец Топкапы в Стамбуле. Покои Хюррем, фото в которых обязательно делают все девушки, включают разные павильоны и комнаты. Здесь есть двор матери султана, двор любимых наложниц и жен, двор евнухов, бассейн, тайные комнаты. Пройдитесь по Золотому Пути – по нему каждую ночь в покои султана шла одна из наложниц.

Если не задерживаться подолгу у каждого экспоната, то на прогулку по всему комплексу хватит 3 часов. Когда закончите, выходите через Императорские Ворота в первый двор и обходите церковь святой Ирины слева. Сразу за ней будет дорожка, которая выведет вас к мечети Айя-София – символу Стамбула. Если же пойти от церкви святой Ирины направо, то попадете в просторный парк Гюльхане.

Полезная информация о дворце Топкапы

Чтоб сделать фото дворца Топкапы в Стамбуле внутри, приходите в рабочие часы. Комплекс включает внутренний периметр дворца, гарем и церковь святой Ирины. Закрыт по вторникам, в первый день Рамадана и Курбан-байрама. В остальные дни работает по графику:

  • 9:00-16:45 – с 30 октября по 14 апреля.
  • 9:00-18:45 – с 15 апреля по 29 октября.

Билет во внутренний периметр, то есть во второй, третий и четвертый дворы стоит 60 турецких лир. За вход в церковь святой Ирины гарем придется выложить еще 30 лир, в гарем — 35 лир.

Бесплатно взрослые могут посетить только первый двор. Дети до 12 лет не платят за билет в сам дворец Топкапы в Стамбуле и в церковь святой Ирины. В гарем бесплатно пускают только детей до 6 лет.

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

Если б я был султан, я б имел трех жен! По закону султаны могли иметь официально 4 жены, но официальных браков они не совершали. Нарушил эту традицию султан Сулейман, женившись на наложнице Росколане. На фото - покои султана, если не ошибаюсь, то Мурада III.

Первые 50 лет существования дворца Топкапы он был лишь рабочей резиденцией султанов, а Гарем находился за пределами дворцового комплекса, на площади Баязид (до сегодня не сохранился). Роксолана же добилась переноса гарема в султанский дворец, чтобы быть ближе к султану. Это строительство в начале 16 столетия стало крупнейшей перестройкой Топкапы с момента его основания Мехмедом Завоевателем. Потом каждый султан что-то достраивал по своему желанию как во дворце, так и в Гареме в частности.


Когда ты только входишь на территорию Гарема, первым делом попадаешь в место, где жили чернокожие аги - (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов, отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца, где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.


Вот за этими колоннами слева и справа были их комнаты, в одной из них даже есть экспозиция с двумя евнухами. Их порой насчитывалось до 400 человек. Черными их брали в Топкапы специально, дабы различить их возможных детей, которых они могли сделать с наложницами. Странно, как только они могли их сделать, ведь были кастрированными? Но видать береженого Бог и перестраховывались дважды.


Всего же в Топкапы за весь тот период, пока дворец являлся резиденцией султанов, проживало 24 османских правителя. Пока в 19 веке очередной султан не решил воздвигнуть более современный дворец с живописным видом на Босфор, в который впоследствии и переехал из дворцового комплекса Топкапы - в дворец Долмабахче. Я там тоже побывала, о нем расскажу позже, это уже европейского типа дворец, не имеющий ничего общего с Топкапы.

А это на фото Дворик рабынь, знаменитый по сериалу "Великолепный век". Его восооздали практически идентичным. Тут слева хамамы, их кстати, насчитывалось 8. Легкой жизнь в Гареме назвать трудно... Когда звучал утренний призыв к молитве, все женщины должны были встать и отправиться в хамам (баню). За купанием следовал быстрый завтрак, а затем начиналась работа гарема. Его обитательницам преподавали уроки музыки, религии, вышивания, чистописания, классических искусств. Их учили разным языкам. Все было очень дисциплинировано. По существу, на развлечения времени не оставалось.


На самом деле, в султанском гареме было рабынь было не так то много, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение. Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя. А рабынь заставляли принять мусульманскую веру и тоже меняли им имена. Солнечного света они видели маловато...


Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана по Золотому Пути, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась. А проходила наложница к султану вот по этому коридору - Золотому Пути то есть.


Табличка о Золотом Пути. По праздникам султан разбрасывал тут золотые монеты для своих наложниц.

На самом деле слово "Гарем" означает защищённый, неприкосновенный и запретный. Если раньше ни одна чужая нога сюда не ступала, то с 20 столетия ничего запретного в Гареме уже нет. Правда, большинство комнат до сих пор на реконструкции, туристам показывают лишь малую часть. Некоторые туристки в Гареме обезьяничают, залезая в печку)))

В этом месте не было места неформальному, фамильярному поведению, все обращались друг к другу согласно строгой системе правил, применявшихся также к общению между матерью и ребенком. За моей спиной комната валиде-султан, матери султана. Мать всегда вставала при виде своего сына-наследника, независимо от его возраста, и обращалась к нему «мой лев». В его отсутствии она называла его не иначе как "уважаемый господин"


Валиде была по сути хозяйкой всего этого женского царства,самой высшей ступенькой всей иерархической лестницы гарема. Этот титул носили матери 23 из 36 султанов, остальные скончались до того, как их сыновья взошли на престол. Через несколько дней после вступления сына на трон мать во время церемонии "валиде алайи" переезжала из Старого дворца в Топкапы. В гареме ей было отведено более 40 комнат, личный двор для прогулок и большое количество прислужниц. На фото - окна, выходящий во дворик валиде-султан.


Жалко, что туристов не пускают на 2-й этаж Валиде-султан, мне кажется там много интересного... В Гареме, кроме султана, его рабынь, евнухов, сестер, дочерей и матери, также жили шехзаде (принцы), у них были свои личные покои. Всем этим шумным семейством они тут отмечали праздники, устраивали интриги, ели, веселились и кое-кто предавался любви)))


Площадь Гарема составляет 6700 м2, тут находится 7 уровней, 300 комнат, 46 туалетов, 8 бань, 2 мечети, 6 кладовок для съестных припасов, бассейн, больница, а ещё по одним данным, тут располагалось 4 кухни. Каждая комната имеет свой дизайн, очень красивые стены, выложенными плитками из Изника и расписные потолки.




В Изнике плитку создавали для очень многих известных зданий Стамбула, к примеру, ею украшена внутри Голубая мечеть. Со временем это ремесло перестало приносить доход и фабрика закрылась. В наше время снова можно купить изникскую плитку, фабрику возобновили, есть где-то на Ютубе интересное видео оттуда.



На фот внизу - Двор с комнатами фавориток, с видом на Стамбул и Галатский мост. Если наложница беременела, то она переводилась в разряд счастливых — икбал. После рождения ребенка она получала статус жены султана. Ей полагалась отдельная комната и ежедневное меню из 15 блюд, а также множество рабынь-служанок. Только одной из жен султан мог дать титул султанши, сын которой мог наследовать трон. Все наложницы и рабыни гарема, а также остальные жены были обязаны целовать подол платья султанши. Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Cултанша, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной, пример с Роксоланой мы знаем.

Это фото нагло стырила из Википедии, еще это место вы увидите на видео в конце ролика, он опубликован в конце. Кстати, сюда выходили и окна из комнат шехзаде, на фото не видно их.


Главный евнух составлял расписание и заносил в специальный дневник каждое "восшествие на ложе". По-нашему это называется немножко иначе - "свечку держал"))))))) Но были и те девушки, которые в жизни не попадали в покои султана. По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа из своих придворных или из купцов и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

Экскурсии в Стабуле на русском языке

Хотите окунуться во времена Османской империи? Послушать от гида рассказ о главных мечетях Стамбула, о дворцах султанов и его наложниц - Топкапы и Долмабахче? О том, какой была Хюррем Султан и ее супруг, и главное - о ГАРЕМЕ? Бронируйте экскурсию с русским гидом на

Дворец Топкапы (Topkapı saray) – еще одна из основных достопримечательностей Стамбула. Многие годы дворец Топкапы был местом обитания султанов и их окружения. Здесь вершились судьбы не только людей, но и целых государств. Любители турецкого сериала “Великолепный век”, думаю, точно не пройдут мимо. Ведь именно здесь блистает Сулейман Великолепный, здесь разворачиваются многие события, здесь плетутся интриги коварной Роксоланой – Хюррем.

Дворец Топкапы на карте Стамбула

Дворец Топкапы находится в европейской части Стамбула на берегу пролива Босфор. Ориентироваться нужно на исторический район Стамбула Султанахмет. Совсем рядом со Дворцом Топкапы находятся также другие знаковые достопримечательности и визитные карточки Стамбула – , Ипподром и пр.

Как добраться до дворца Топкапы

Добраться до дворца Топкапы в Стамбуле можно . Выйти нужно на остановке Султанахмет (Sultanahmet). Как добраться до дворца Топкапы из разных районов Стамбула см. статью . Если вы живете в Аксарае, Лалели, и тем более в Эминёню, Гюльханэ, то добраться до дворца Топкапы можно пешком.

Выйдя в Султанахмете, стоите к трамвайным путям спиной, справа Голубая мечеть. Идти надо налево.

Часы работы, стоимость билета, план дворца Топкапы

сайт дворца Топкапы – http://topkapisarayi.gov.tr/en

Часы работы дворца Топкапы

ежедневно, кроме вторника

По государственным и значимым религиозным праздникам, как правило, как и большинство музеев Турции, может быть закрыт в первой половине дня. Информацию уточняйте на сайте музея.

Стоимость билета во дворец Топкапы (лето 2015):

Билет во дворец Топкапы – 30 лир. Посещение гарема оплачивается дополнительно – 15 лир. Иностранные дети в музей Топкапы допускаются бесплатно – до 12 лет, исключая гарем, и до 6 лет в гарем

Церковь св. Ирины – дополнительно 20 лир.

Дворец Топкапы, включая гарем, можно посетить с помощью . Или можно заранее купить билет через интернет, что очень актуально в высокий сезон, чтобы избежать огромных очередей.

Общий план дворца Топкапы

Общий план гарема во дворце Топкапы

История, достопримечательности, фото дворца Топкапы

Подробный план дворца Топкапы с объектами по дворам и открытая для публики часть гарема (5 планов – 4 двора+гарем)

До 15 века османские султаны жили во дворце, который находился в районе Стамбульского Университета в Бейязыте.

Дворец Топкапы было решено построить на мысе, окруженного водами Босфора, Мраморного моря и Золотого Рога. От основного города дворец Топкапы был отделен стеной в 1400 метров. Сам дворец – это не единое здание, а комплекс различных строений – дворцовые и хозяйственные постройки, павильоны, фонтаны, сады. Около 400 лет это был главный дворец Османской империи, пока двор не переехал в 19 веке в новый .

Главные ворота дворца Топкапы называются Баб Хумаюн, т.е Высочайшие (Великие) ворота. Их построили в 1478 году, но со временем они неоднократно перестраивались.

За воротами находилась площадь – первый двор, где проходили различные публичные события. Также тут был вкопан столб, на котором выставлялись головы провинившихся знатных преступников. Эта территория была открыта для всех. Здесь же сохранилась византийская церковь св. Ирины. Турки ее приспособили под арсенал. Сегодня ее можно посетить.

Далее шли Ворота Приветствия с восьмиугольными башнями. Построены в 1468 г. Но в 16 веке при Сулеймане I ворота приобрели тот вид, который имеется и сегодня. Со временем добавлялись лишь небольшие элементы. Только иностранные послы, великие визири и приближенные чиновники могли пройти эти ворота. Они доезжали до них, а далее обязаны были идти пешком. Только султану было позволено въезжать через них на лошади.


За воротами находился второй двор с площадью, где проходили различные знаменательные события – отмечались религиозные праздники, возводился на трон султан. Двор был заложен в 1465 г. и окончательно сформирован к 1529 г.

Также во втором дворе располагались кухни, которые в день обслуживали от 4000 до 12000 человек при разных султанах – от слуг и стражей до самого султана. В 1574 г. кухни сгорели. Их восстановил Синан. Сегодня здесь выставляется коллекция фарфора – более 10000 предметов.

Была в Топкапы и дворцовая кондитерская, здание также построено Синаном. Здеcь готовили варенья, мармелады и, конечно же, многочисленные сладости. Сейчас в этой части выставлена старая кухонная утварь.

Также во втором дворе находился “Диван” , или Зал заседаний. Это несколько комнат, включающих различные Палаты и кабинеты. Комнаты облицованы фаянсом. Имелась и потайная комната, где незримо для других мог присутствовать султан, видя и слыша все происходящее.

Рядом с Диваном находится Оружейная палата с богатейшей коллекцией оружия 7-19 веков – луки, стрелы, кольчуги, кинжалы, пистолеты и пр. А раньше здесь была Сокровищница, где хранилась казна, которая до построения Топкапы хранилась в .

Во втором дворе также располагались жилые помещения охраны дворца. Охрана была лишь одной из функций этого “департамента”. Они отвечали также за организацию визитов, церемоний, поддержание внутреннего порядка.

На территории второго двора еще имелись бани и мечеть, построенные в 1736 г. главным евнухом Хаджы Бешир Ага.

Через ворота Баб Саадет, или Ворота Счастья, попадаем в третий двор с кипарисовыми аллеями. Здесь была жилая часть. Ни один человек, включая главного визиря, не мог пройти через эти ворота без специального разрешения султана. Через эти же ворота можно было попасть к гаремной части дворца Топкапы.

За воротами находилась часть главного евнуха гарема. Евнухи и осуществляли охрану ворот.

В третьем дворе находится Тронный зал.

Сам трон был выполнен в виде дивана с балдахином и украшен драгоценными камнями и металлами. Здесь султан принимал визирей, высокопоставленных чиновников и гостей. А все слуги Тронного зала были глухими, чтобы никто не мог подслушать разговоров.

В третьем дворе дворца Топкапы находились и одни из покоев султана.

Рядом с Тронным залом находилась библиотека Ахмеда III с 24000 книг. Здесь также были и древние пергаменты и манускрипты – наследие от византийских библиотек.

В третьем дворе в здании бывшего дормитория, где жили слуги, сегодня находится выставка одежды султанов и принцев, образцы дорогих тканей. Часто одежда была украшена драгоценными камнями.

Четвертый двор служил место отдыха, и представлял из себя сад с фонтанами и павильонами.

Тут расположена и самая поздняя постройка Топкапы – дворец султана Абдул Меджида I, построенный в 1840 году. Из него открывается очень
красивый вид на Босфор.

Павильоны четвертого двора – Реван и Багдадский



Гарем дворца Топкапы

До 16 века султанский гарем находился в старом дворце. Сам же дворец Топкапы исполнял роль государственного учреждения. Гарем полностью переехал в Топкапы позже при Сулеймане Великолепном. Не стоит думать, что гарем – это сугубо жены и наложницы султана. Сюда так же входили дети, родственницы, их служанки и рабыни. Верховодила в гареме мать султана.

Сегодня открыта лишь небольшая часть гарема. В часть гарема Топкапы вели специальные ворота. Коридор от них выходит сначала во двор Джарийелер, где жили рабыни.

Апартаменты матери султана – валиде первоначально обустраивал сам Синан и Давут Ага. Но в 16 веке комнаты сильно пострадали от пожара. Росписи, которые мы видим сегодня относятся к 19 веку. А стены выложены плиткой из Изника в 17 веке.

Двор валиде

Двойной павильон – место, где проживали наследные принцы

Палаты шехзаде – наследного принца

Апартаменты и двор фавориток султана

Апартаменты главного евнуха имели свой хамам, небольшую кухню. Само здание построено в 16 веке. Декор обновлен в 17 и 18 веках. Также здесь находилось помещение школы для шехзаде.

Жилая часть евнухов. Здание построено в 16 веке, в 18 надстроен 3-й этаж

Тронный зал гарема служил для проведения свадеб и прочих важных семейных церемоний. Он также пострадал от пожара 16 века, поэтому декор относится большей частью к 18 веку и позже

Богато декорированная Фруктовая комната была оформлена в 1705 г. Использовалась она как столовая.

Мечеть гарема

Другие помещения гарема




Сокровищница дворца Топкапы

После захвата Константинополя турки хранили казну в одной из башен крепости Йедикуле. В 1478 г. ее перенесли во дворец Топкапы. Сокровищница складывалась из военных трофеев, подарков, наследий, налогов и пр. Наибольший размер казны был при Селиме I.

Сейчас часть этих богатств можно увидеть собственными глазами. Они выставлены в нескольких залах дворца Топкапы – многочисленные
драгоценные украшения, оружие, троны, кальяны, кубки, доспехи и пр. Здесь же находится знаменитый “алмаз ложечника” весом 86 карат. Он окружен еще 49 более мелкими бриллиантами. Есть и массивные подсвечники весом почти 50 кг и украшенные более чем 6500 бриллиантами. Драгоценной реликвией Сокровищницы является и Знамя Пророка, которое стало трофеем после похода на Египет при Селиме I. А также мантия Пророка, два его меча, зуб,волосы из его бороды, отпечаток ступни.

Поскольку в Топкапы до сих пор ведутся реставрационные работы, часть помещений может быть закрыта. Узнать, что закрыто конкретно на текущий момент, можно на сайте дворца Топкапы в разделе Visit Information в Open and closed sections

Основные моменты

Кроме покоев правителей Османской империи, в Топкапы располагались государственные учреждения и библиотеки, сокровищница с несметными богатствами, гарем, огромная кухня, военная школа, мечеть, арсенал и другие постройки. Некогда здесь жили до 4000 сановников высшего ранга, дворец обслуживали и охраняли 50 000 воинов. Теперь это один из самых значительных комплексов архитектурных памятников и музеев мусульманского мира, хранящих сокровища правителей обширной Османской империи, которые сумели завоевать территории на трех континентах.

В 1985 году все многочисленные сооружения Топкапы и расположенный рядом парк Гюльхане с историческими зданиями были внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня миллионы туристов, приезжающих в Стамбул , включают в первоочередные планы посещение дворца Топкапы, и в сезон путешествий перед входом в музей собираются рекордные очереди желающих окунуться в роскошную атмосферу, некогда окружавшую могущественных правителей Турции.

Популярность этого музея достигла апогея после выхода на экраны турецкого сериала «Великолепный век» (2011 г.). Многие эпизоды драматичной саги о красавице Роксолане, сумевшей превратиться из рабыни в любимую жену султана, были отсняты в интерьерах гарема и других дворцов Топкапы.



История дворца Топкапы

Дворец Топкапы находится в примечательном месте с богатейшей историей, уходящей корнями вглубь минувших тысячелетий. Здесь, на мысе у бухты Золотой рог, люди селились со времен неолита. Наконечники стрел, керамика и другие артефакты в остатках первобытного городища, найденного тут, были изготовлены примерно 8600 лет назад. На территории Топкапы археологи обнаружили подлинную каменную летопись, ее полустертые временем страницы составляют культурные слои всех последующих эпох.

Согласно древним преданиям, о которых нам известно из книг древнегреческих и римских историков, в 667 году до н. э. здесь основали поселение греческие колонисты, прибывшие из античной Мегары, что вблизи Афин . Переселенцы назвали город в честь царя Византия, возглавлявшего поход. Когда провинциальный полис Византий был избран столицей Восточной Римской империи, на мысе выстроили огромный дворец византийских басилевсов, а город переименовали в честь императора Константина.


После падения Константинополя в 1453 году, султан Мехмед II Завоеватель приказал возвести на руинах императорского дворца свою резиденцию. Хроники того времени сообщают, что Мехмед II задумал построить дворец, превосходящий по красоте самые совершенные здания поверженной империи. Он велел собрать лучших мастеров со всех концов своих обширных владений. Первый камень в фундамент дворца Топкапы заложили в 1459 г., и через десять лет над Босфором вырос настоящий город в городе, окруженный собственной неприступной стеной. Отсюда контролировалось движение судов через стратегический пролив. В оборонительных сооружениях турецкие зодчие использовали и часть мощных фортификаций византийского периода. У стен дворца Топкапы обнаружены остатки акрополя, возведенного еще колонистами из Мегары.

Главные ворота, за бойницами которых прятались пушки, дали название новому дворцу могущественных султанов: «Топкапы» дословно означает «Пушечные врата». Они находятся вблизи собора Святой Софии .


В первой половине XVI века султан Сулейман Великолепный значительно расширил дворец. Почти все последующие правители строили здесь различные здания на свой вкус, поэтому сегодня Топкапы предстает перед путешественниками как невероятно эклектичный, но очень колоритный комплекс сооружений, возведенных за четыре столетия. В тени садов гарема прятались уголки, полные наслаждений, а во мраке подземелий таились мрачные казематы с застенками, внушающими ужас.

Сменяя друг друга на троне, здесь правили двадцать пять султанов. Только в XIX веке Махмуд II перенес султанскую резиденцию за пределы Топкапы, на берег Босфора . Но в старом дворце по-прежнему кипела жизнь, плелись паутины интриг и заговоров царедворцев. В гареме все так же жили красавицы под бдительным присмотром евнухов, сотни поваров суетились на кухне, шуты и музыканты развлекали придворных.

После Первой Мировой войны обветшавшая шестисотлетняя Османская империя рухнула. В 1924 году по приказу лидера турецкой революции Мустафы Ататюрка дворец Топкапы был превращен в музей и открыт для публики.

Музейные объекты и экспозиции

Территория Топкапы разграничена галереями, стенами и воротами на несколько дворов, где располагаются дворцы и беседки, оружейный арсенал, казармы гвардейцев, конюшни, бани, продовольственные склады и прочие службы. Под ними вырыты потайные ходы, ведущие к султанским покоям и за пределы дворцов. Многие из этих подземелий служили еще византийцам.

В наши дни в зданиях дворцового комплекса располагаются тематические музейные экспозиции.

Янычарский двор

Первые ворота в крепостной стене были возведены в 1478 году. Позднее они были облицованы мрамором. Арки украшены позолоченной арабской вязью с цитатами из Корана. Здесь можно увидеть и тугры – каллиграфические монограммы султанов Мехмеда II и Абдул Азиза, при которых ворота ремонтировались. Тугры использовались в качестве личной подписи правителей, их вырезали на государственных печатях, чеканили на монетах.



Эти ворота, расположенные к югу от дворцов Топкапы, ведут на Янычарский двор, где находятся кассы музея. Здесь, слева от входа, находится первый музейный объект, включенный в комплекс Топкапы – церковь Святой Ирины (IV в.), выстроенная на руинах античного храма Афродиты. Это одна из древнейших сохранившихся христианская базилик в мире. В ее стенах проходил Первый Константинопольский собор, созванный императором Феодосием в 381 г. В VIII веке, в период иконоборчества, все росписи в интерьерах были уничтожены. Сохранилась лишь мозаика в апсиде – черный крест на золотистом фоне.

После завоевания Константинополя турками церковь не была превращена в мечеть, но служила арсеналом. В начале 2000-х годов здесь провели реставрационные работы. Теперь церковь с превосходной акустикой используется как концертный зал.

В стене за церковью есть проход на территорию бывшего Монетного двора Османской империи.

Врата Приветствия

Осмотр музеев Топкапы начинается с главных крепостных ворот. Этот вход, сложенный из блоков бежевого песчаника, – узнаваемая визитка Топкапы, он носит название Баб-юс-Селям, что значит Врата Приветствия. Всаднику любого ранга здесь надлежало спешиться, верхом на коне в Топкапы мог въехать лишь султан в сопровождении личной гвардии.

В привратных восьмиугольных башнях с острыми шпилями кровли из каменных плит томились преступники, приговоренные к смертной казни. Здесь же, в комнате палачей были орудия пыток и плаха, на которой несчастные узники лишались голов. Среди них были знатные аристократы и неудачливые родственники султанов, уличенные в заговорах против повелителя Вселенной. Для устрашения подданных их останки вывешивались над воротами. Их нельзя было предать земле по мусульманским обычаям. Гиды утверждают, что в башнях по сей день обитают призраки казненных. Справа у ворот находится мраморный фонтан Палача. По легенде, в его чаше заплечных дел мастера на глазах перепуганных прохожих мыли обагренные кровью мечи.



За воротами располагается самый обширный двор резиденции – Диван Мейданы. Справа от входа, у крепостной стены, разместилась выставка конных экипажей. На этом дворе размещались янычарские казармы, конюшни, дворцовая больница, бани, пекарни и кухня. На площади под открытым небом выставлены артефакты, найденные археологами на территории Топкапы, – обломки колонн, саркофаги, фрагменты резных фасадов дворца византийских императоров. Недавние раскопки также выявили, что под двором находится огромная подземная цистерна, возведенная византийцами для сбора и хранения воды.

Диванхане

Главное правительственное здание двора – Диванхане или Диван, место заседаний высших правительственных чиновников и военачальников под председательством великого визиря. Здесь столетиями вершились судьбы народов трех континентов. Как писал итальянский публицист Эдмондо де Амичис, живший в XIX веке, сюда устремляли свои взоры встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка. В Диванхане визири принимали иностранных послов, объявляли соседним государствам войну и заключали с ними недолгий мир.

Над залом заседаний возвышается купол. Пространство ограничено позолоченными решетками, так что увидеть собрание правительства можно было со двора. Это считалось символом открытости и справедливости принятых решений.

Султан мог тайно наблюдать за дебатами через занавешенное решетчатое окно из соседних покоев в Башне Правосудия, куда вел проход из гарема. Башня Правосудия – самое высокое сооружение в Топкапы, ее хорошо видно с Босфора , в то время как стены и кроны деревьев скрывают дворцы, не превышающие двух этажей.

В комнате рядом с залом заседаний хранились рукописные своды законов, государственные акты и архивные документы минувших лет, уложенные в сундуки. В смежном помещении сидели секретари и писцы, заносившие на пергаментные свитки все решения имперского совета. По традиции, под куполом Диванхане устраивались грандиозные торжества, когда дочери султана выходили замуж.

Здание было перестроено в 1792 году, в портике установили арочные ворота с узорчатой резьбой в модном тогда европейском стиле рококо. В этом же стиле выполнены украшения на фасадах. Однако в интерьерах дворца сохранились элементы османского декора XVI века – мраморная облицовка стен, лепка и резьба на колоннах.

Оружейная палата

Рядом с Диванхане располагается Оружейная палата. В ее арочных залах собраны редкие образцы оружия из султанских коллекций и арсеналов Топкапы – от средневековых луков и ятаганов до первых мушкетов и золотого ружья, подаренного английской королевой. Всего представлено более 400 экспонатов.

Здесь можно осмотреть самую богатую в мире коллекцию исламского оружия, представляющую образцы вооружений за 1200 лет, начиная с арабских мечей VII века. В экспозиции много оружия, доспехов и знаков отличия, захваченных в качестве военных трофеев в битвах с войсками европейских и восточных государств – от Ирана и Индии до Австрии и России. Примечательны двуручные мечи средневековых европейских рыцарей, длина клинков превышает два метра. Есть здесь и подарки, например самурайский меч, преподнесенный от имени японского императора.

На витринах представлено именное оружие турецких султанов – луки, богато украшенные колчаны и стрелы Баязида II, инкрустированные золотом мечи и сабли других правителей.

Из окон музея открывается великолепный вид на Босфор , в одном из залов есть выход на смотровую площадку.

Дворцовая кухня

Напротив Диванхане всю правую сторону двора занимает массивное приземистое здание дворцовой кухни, увенчанное куполами с арочными окнами в барабанах. Над зданием поднимается 40 высоких кирпичных дымовых труб. Под каждым куполом устроено по два помещения. Здесь круглосуточно трудились 1200 поваров. Отдельное помещение было отведено кондитерам, изготовлявшим сладости и прохладительные напитки. Тонны продуктов ежедневно доставлялись сюда из самых отдаленных уголков империи – из Египта и Персии, Аравии и Туниса . Пряности привозили из далекой Индии , янтарное оливковое масло и вино – с островов Средиземного моря .

На плитах, в котлах и в печах готовились деликатесы для султанского стола и обитательниц гарема, обеды для тысяч придворных. Кроме того, кухня обеспечивала довольствием целую армию солдат, охранявших Топкапы. Поколения дворцовых поваров изобрели множество рецептов восхитительных блюд и десертов. Они подробно описаны в старинных поваренных книгах, и сегодня туристы наслаждаются этими изысками в лучших ресторанах Стамбула .

В огромном здании дворцовой кухни расположены музеи, в которых представлены ковры, керамика, фарфор, этнографические экспозиции. В одном из помещений воссоздана атмосфера самой кухни. Тут есть любопытная коллекция старинной кухонной утвари и медной посуды.

Выставка изделий из серебра демонстрирует около 2000 прекрасных образцов работ турецких ювелиров и чеканщиков XVI-XIX веков. Эти предметы были важной частью султанской сокровищницы, ведь в Османской империи богатство измерялось, прежде всего, количеством серебра. Многие серебряные вещицы украшают дарственные надписи, они были преподнесены султанам к юбилеям и праздникам.


Дворцовая кухня внутри

Китайский фарфор

Музей китайского фарфора поражает обилием экспонатов. В его экспозиции около 10 700 изделий, эта коллекция – крупнейшая за пределами Китая . Самые ценные предметы инкрустированы золотыми и серебряными нитями, изумрудами и рубинами. Древнейшие расписные вазы были изготовлены в XIII веке. Клейма свидетельствуют, что несколько чаш из тончайшего фарфора под желтой глазурью принадлежали к предметам сервировки в обеденных залах дворцов средневековых китайских императоров.


Обратите внимание на группу изделий, покрытых особой селадоновой глазурью серовато-зеленого оттенка, напоминающего нефрит. По древнему поверью, отравленное питье, налитое в такую посуду, мгновенно теряет ядовитые свойства и не причиняет вреда.

Отдельно представлено 700 изделий японского фарфора XVII-XVIII столетий.

Европейский фарфор

В этой коллекции фарфора представлены столовые сервизы, вазы, фарфоровые часы, канделябры и другие декоративные изделия, произведенные в разных европейских странах в период с начала XVIII века по начало XX столетия. Здесь насчитывается 5000 экспонатов. Наиболее ценные из них – дипломатические подарки султанам. Многие из них изготовлены с учетом османских художественных традиций.

Большую редкость представляют первые изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры, изготовленные в 1717 году: блюда, подносы, шкатулки, коробки для конфет. Огромный столовый сервиз, расписанный лесными пейзажами, в 1830-е годы прислал король Франции Луи-Филипп.

На витринах выставлены образцы русского фарфора, изготовленного в Санкт-Петербурге . Среди них экспонируется часть сервиза из 2000 предметов, присланного императором Николаем I в подарок султану Махмуду II.

В коллекции также представлены предметы из богемского, английского и русского хрусталя. В этом разделе выделяются прекрасные хрустальные бокалы и кувшин для шербета, изготовленные знаменитым мастером Богемского стекольного завода Людвигом Мозером для султана Абдул-Хамида II.

Выставка турецкого фарфора завершает коллекцию.

Когда мы определились с планами о поездке в Стамбул одна подруга мне сказала: «Если в Топкапы вы увидите Халита Эргенча, то возьмите у него автограф».
Набор слов какой-то. Что такое Топкапы? Кто такой Халит Эргенч?
Оказалось, все просто. Топкапы — это бывший дворец турецких султанов, ставший музеем.
А Халит Эргенч — актер, исполнитель роли султана Сулеймана I Великолепного в сериале «Великолепный век», ставшего любимым зрителями в некоторых странах.

Я сериал не смотрела, но представляю, какие страсти в нем кипели, ведь сюжет основан на реальных событиях — плененная турками украинка-наложница Анастасия (она же Роксолана, Хюррем, Александра) становится возлюбленной султана Османской империи Сулеймана, упорно стремится к власти, достигает ее, беспощадно уничтожая на своем пути всех соперниц и недоброжелателей.

Халита Эргенча во дворце Топкапы мы не встретили.
Но припасенную на всякий случай фотографию актера в залах дворца доставали несколько раз, чем вызывали улыбки у охраны. Как бы ни ругал премьер Турции Эрдоган сериал «Великолепный век» и его создателей за искажение исторических фактов и попытки «показать молодежи историю Турции в негативном свете», но популярности дворцу Топкапы сериал добавил.

Хотя и без этого место знаменательное и туристами любимое — здесь несколько веков решались судьбы страны, казнили и миловали, на каждом шагу плели интриги и боролись за выживание.
А что творилось в гареме...
Давайте к рассказу обо всем этом и перейдем.

Через несколько лет после захвата Константинополя турками, на старом акрополе Византия, построенном еще при императоре Септимии Севере, началось возведение первого османского дворца. Дворец Топкапы («Дворец у пушечных ворот») со стороны моря защищали древние византийские стены протяженностью около двух километров, а от города его отделяла стена длиной одна тысяча четыреста метров, построенная турками.

Территория дворца состоит из нескольких дворов, в которых располагаются здания, построенные в разное время. Посетители входят на территорию дворцового комплекса Топкапы через массивные ворота «Bab-i Humayum» («Имперские или Высочайшие ворота»).

Они расположены как раз напротив тыльной части Софийского собора. Вход в эти ворота беспрепятственный, но останавливаются здесь туристы часто — сфотографироваться вот с такими бравыми парнями.

Первый двор — это еще не дворец. Можно сказать предбанник.
Здесь расположена церковь Святой Ирины и кассовая зона, где можно приобрести билеты для посещения дворца. В султанские времена в первом дворе располагались хлебопекарни, монетный двор и штаб-квартира янычар.

В конце первого двора располагаются вторые ворота - «Ворота приветствия». Великим визирям, высоким чиновникам и иностранным послам дозволялось доезжать верхом до этих ворот. Дальше они должны были следовать пешком. Второй двор использовали в государственных целях. Здесь отмечали важнейшие события Османской империи и отмечали религиозные праздники. Здесь же иностранные послы проводили часы на деревянной скамье в тревожном ожидании приема. С ними сидели и неугодные визири. Это ожидание могло стать последним в их жизни.

На втором дворе также располагались кухни, в которых готовили еду примерно для 4000 человек, проживающих на территории дворца. Для султана и его семьи готовили на отдельной кухне, на которую ежедневно доставляли мясо 40 свежих и соленых быков, 200 баранов, 100 ягнят, 10 телят, 200 куриц, 200 пар цыплят, 100 пар голубей, 50 гусей и 50 индеек. В помещениях кухонь выставлена утварь и представлена выставка китайского и японского фарфора турецких султанов. Турки утверждают, что это третья по величине дворцовая коллекция восточного фарфора в мире, уступающая только пекинской и дрезденской.

Во втором дворе располагается и здание бывшего «Дивана» (Зала заседаний), в котором раз в неделю собирался Тайный совет. Султан мог присутствовать на заседаниях незаметно, наблюдая за происходящим через специальное окошко. Во втором дворе располагается и вход в султанский гарем, но о нем чуть позже.

Третий и четвертый дворы были предназначены для более уединенной жизни султана. Из второго двора ворота Баб Саадет («Ворота счастья») вели в третий двор - «Эндерун» («Внутренний дворец»). В четвертом дворе расположены несколько павильонов, а также комната обрезаний и комната главного лекаря. Иностранцам в эту часть Топкапы попасть было очень сложно. А любопытным, пытающимся подглядывать за султаном, грозила смерть. Рассказывают, что один из иностранцев решил понаблюдать за происходившим на территории дворца с помощью подзорной трубы. Султан прогуливался по саду, заметил подсматривающего, и тихо отправил стражников в его направлении. Это был последний приступ любопытства в жизни того иностранца.

Третий и четвертый дворы — это еще и сокровищницы.
Здесь хранятся реликвии пророка, оружие, ювелирные украшения, султанские троны и т.д.
Фотографировать в сокровищницах запрещено, но не сильно-то и хотелось. Мне интереснее ывать на свежем воздухе, чем рассматривать блестящее и жутко дорогое.

Резиденция турецких правителей находилась в Топкапы до 1839 года.
Впоследствии резиденцию правителей Османской империи перенесли на острый мыс, располагавшийся
между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. А дворец Топкапы стал местом жительства овдовевших султанш, для услужения которым было назначено 55 поваров и кондитеров.

Про гарем.
Слово «гарем » имеет арабское происхождение, сами же турки называли его «darussade» («дом блаженства»). До принятия ислама турки не знали многоженства, и только в Х в. они переняли от арабов эту традицию.

До XVI в. султанский гарем располагался в старом дворце, на месте которого теперь расположен Стамбульский университет. Топкапы был официальным дворцом, в котором решались государственные дела. Но знаменитая Роксолана уговорила Сулеймана Великолепного разрешить ей поселиться в Топкапы. Позднее, гарем вырос и превратился в большой комплекс, состоящий из нескольких сотен комнат.

Вначале турки привозили девочек из завоеванных стран. Когда же время войн прошло, они стали покупать их у работорговцев. Вновь прибывавших девочек называли «аджеми» («новенькие») , затем они становились наложницами. После специального обучения двенадцать самых юных и прекрасных наложниц отправляли в услужение султану. Понравившиеся девушки впоследствии могли стать его женами. После смерти султана его жены (в том числе и любимые), имевшие только дочерей, должны были выйти замуж за высокопоставленных чиновников или переехать вместе с матерью умершего султана в старый дворец. Любимые жены, родившие наследников, оставались в гареме навсегда.

Очень часто решение многих вопросов в Османской империи зависело от прихоти самого влиятельного придворного - «кызлар-агасы» (начальника черных евнухов), который руководил внутренним двором султана (женской половиной). Черных евнухов детьми похищали в Эфиопии и Судане, потом особым способом кастрировали, чтобы сделать охранниками в гареме. Они отвечали за связи гарема с внешним миром, а кызлар-агасы следил еще и за порядком продвижения женщин по ступенькам гаремной иерархии.
К тому же на нем лежала и другая важная обязанность - отбирать в гарем новых девочек-рабынь.

Имя кызлар-агасы с опаской произносили даже высшие сановники Османской империи, прекрасно сознававшие, что достаточно даже легкого неудовольствия с его стороны - и любой из них может лишиться не только должности, но и жизни. Так, в XVI I I в. кызлар-агасы Бешир в течение почти тридцати лет пользовался практически неограниченной властью. После его смерти выяснилось, что в личной казне этого бывшего раба, хранится около 3 000 000 пиастров, 160 роскошных доспехов и 800 часов, украшенных драгоценными камнями.

За стенами дворца разворачивались истории великих султанов и коварных султанш, одной из которых была 15-летняя украинка (или русская, по-разному говорят) Анастасия, ставшая военной добычей и попавшая к Рустем-паше — визирю султана Сулеймана Великолепного. Визирь рассудил, что яркая и умная красавица будет замечена во дворце и он тоже получит свою выгоду.

За раскатистый смех Роксолану прозвали «Хюррем», что значит «Смеющаяся». В шестнадцать лет она приняла ислам, затем стала возлюбленной Сулеймана Великолепного, вышла за него замуж и вытеснила из его сердца всех, превратившись в незаменимую соратницу и женщину, по-настоящему милую его сердцу. Свое влияние на супруга она использовала в полной мере, устраняя неугодных со своего пути.

В первую очередь Роксолана уничтожала соперниц и всех сыновей султана, кроме законного наследника. Не пощадила Роксолана и собственных детей, пожертвовав жизнями двух сыновей и благополучием двух дочерей, ради любимого сына Селима.

Досталось и благодетелю, когда-то разглядевшему потенциал Роксоланы. Она отдала ему в жены свою юную дочь. Паша забылся в объятиях девушки. Роксолана с помощью дочери собрала «достоверные» сведения и представила их Сулейману Великолепному как заговор принца Мустафы и Рустем-паши с целью свержения султана. Визирь умер в умелых руках палача, хотя султан в свое время поклялся ему, что, пока он жив, будет жив и паша... Но в кофейнях Стамбула долго еще шептались о том, как отрубленную голову Рустем-паши поставили обрубком на раскаленный песок, а она все бормотала вываливающимся языком: «Хюр-р-рем»...

Говорят, что Хамсе-султан, мать султана Сулеймана, сама ко всему привычная, бросилась к cыну: «Останови Хюррем!» Султан выслушал мать и только повторил свою любимую фразу, вошедшую в историю: «В Топкапы приказы не отменяют».

С тех пор прошло несколько столетий. Образ Хюррем оброс легендами и домыслами, и теперь трудно понять, какой она была настоящей — отдававшей жестокие приказы об убийстве неугодных или ведущей интеллектуальные беседы с архитектором Синаном.

Прекрасная, умная и жестокая Роксолана умерла раньше своего супруга. Тоскующий султан Сулейман приказал архитектору Синану соорудить в саду у мечети усыпальницу, ставшую местом успокоения его дорогой Хюррем.

А итальянский писатель де Амичес писал о дворце Топкапы как о «единственном в своем роде историческом памятнике, комментирующем и освещающем почти всю жизнь Оттоманской династии. На его колоннах и стенах, на стволах его деревьев записана самая интимная, самая тайная летопись империи; 25 султанов жили здесь, здесь утвердилась династия. Здесь она достигла апогея своего величия, здесь же началось ее падение.

Это была крепость, дворец, святилище. Там была голова империи и сердце исламизма; это был город в городе, величественная цитадель с многочисленным населением под защитой целой армии. Эти старинные стены заключали бесконечное разнообразие зданий, уголков, полных наслаждений, и уголков, полных ужаса. Султаны здесь рождались, вступали на трон, здесь их низвергали, бросали в темницы или зверски убивали.

Здесь сходились нити почти всех политических заговоров и раздавались крики мятежей; сюда стекалось золото и здесь текла самая чистая кровь империи; здесь потрясали в воздухе огромным мечом, сверкавшим над головами ста народов; сюда в продолжение трех веков встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка обращали свои взоры, как на дымящийся вулкан, угрожающий всему миру».