Иордань река где находится. Река иордан - место крещения иисуса христа. Это происходило в Вифаваре

    Дубин Полина

    Очень рада, что случайно нашла в поисковике на просторах Интернета эту компанию. Трансферы были организованы точно и комфортно, по демократичной цене. Персональная сердечная благодарность Дмитрию! За отзывчивость и помощь с экскурсиями. Хорошо прошла групповая экскурсия на Мёртвое море с сопровождающим Славой. И чудесная индивидуальная экскурсия в Иерихон. Очень благодушный и... Открыть Очень рада, что случайно нашла в поисковике на просторах Интернета эту компанию. Трансферы были организованы точно и комфортно, по демократичной цене. Персональная сердечная благодарность Дмитрию! За отзывчивость и помощь с экскурсиями. Хорошо прошла групповая экскурсия на Мёртвое море с сопровождающим Славой. И чудесная индивидуальная экскурсия в Иерихон. Очень благодушный и при этом знающий местный палестинский гид Халид, насыщенная программа, удобство и доброе отношение. Огромное спасибо ИзраЛэнд.Трэвел за профессионализм, высокий уровень сервиса и прекрасное отношение к клиентам. Удачи и процветания!!!

    Nadezhda Zubakova

    Ребята молодцы! Организовали трансфер на всю нашу семью, помогли с экскурсиями. Постоянно были на связи в Вотсапе, даже поздно вечером и рано утром отвечали на все возникающие вопросы. Огромное спасибо за все! Однозначно, рекомендую всем кто соберётся в Израиль 🤗

    Анна Прокопьева

    Нина Ванд

    Сказать СПАСИБО или БЛАГОДАРЮ,значит- не сказать ничего! Слов нет,чтобы выразить свою благодарность! Начну с того,что туристы были капризные и при получении визы им потрепали нервы...IsraLand несколько раз переделывали программу,подгоняли,переносили даты и брони..в общем замучились с нами))) По прилету и во время тура IsraLand проявили себя как высокопрофессиональные партнеры.Особое спасибо Дмитрию!... Открыть Сказать СПАСИБО или БЛАГОДАРЮ,значит- не сказать ничего! Слов нет,чтобы выразить свою благодарность! Начну с того,что туристы были капризные и при получении визы им потрепали нервы...IsraLand несколько раз переделывали программу,подгоняли,переносили даты и брони..в общем замучились с нами))) По прилету и во время тура IsraLand проявили себя как высокопрофессиональные партнеры.Особое спасибо Дмитрию! Сделали много приятных сюрпризов туристам,все организовали на ВЫСШЕМ УРОВНЕ!!! Туристы остались довольны как удавы,визжали в восторге))) РЕКОМЕНДУЮ ОДНОЗНАЧНО IsraLand-не прогадаете!!!

    Ольга Туризм

    Была с подругой на экскурсии в Тель Авиве, посетили алмазную биржу и старый Яффо. Замечательно провели день 👍👍. Отдельное спасибо Максиму, который забрал нас с вокзала и привез к месту сбора, а так же экскурсоводу Маше за интересную информацию. Всем рекомендую сайт

    Светлана Коган

    Хочу поблагодарить Israland Travel и, в первую очередь, Дмитрия и Елену за помощь и поддержку в моей поездке. Путешествовала по Израилю впервые и одна, поэтому вопросов и непредвиденных ситуаций возникало не мало. Но ребята чуть ли не круглосуточно были со мной на связи и все мои «трудности» разрешали полезными советами... Открыть Хочу поблагодарить Israland Travel и, в первую очередь, Дмитрия и Елену за помощь и поддержку в моей поездке. Путешествовала по Израилю впервые и одна, поэтому вопросов и непредвиденных ситуаций возникало не мало. Но ребята чуть ли не круглосуточно были со мной на связи и все мои «трудности» разрешали полезными советами или своими оперативными действиями. Еще до въезда в страну ребята запланировали мои трансферы и экскурсии именно в нужное для меня время и так, что всего за 8 дней я смогла чудесно отдохнуть на Красном море и побывать во многих достопримечательных местах и городах центра и севера Израиля. Спасибо, Israland Travel! Всем рекомендую - желаете, что бы в поездке вас сопровождали надежные друзья, - путешествуйте с Israland Travel!

    Елена, г. Новосибирск


    Наш выбор... Открыть Просмотровая в интернете экскурсионные предложения из Эйлата в Иерусалим наткнулись на "IsraLand.Travel" и это оказался очень хороший выбор. Прекрасное отношение к клиентам, большой выбор экскурсий, профессиональные советы при выборе экскурсии. Здесь особое благодарность Дмитрию - он не только помог с выбором экскурсии, но и всё время был на связи!
    Наш выбор пал на экскурсию "Иерусалим из Эйлата". Хотели 2-х дневной тур, но оказалось не сезон. Но Дмитрий помог решить нам эту проблему - остановились на выборе где первый день как у экскурсии "Иерусалим из Эйлата", второй день мы сами гуляли по городу а вечером вернулись обратно в Эйлат на автобусе, который привозил туристов на другой однодневный тур.
    Первый день нашей экскурсии начался в 5 утра когда нас забрали из отеля. Первая остановка - Мертвое море, потом Река Иордан, Паломнический центр, обед, Храм Рождества Христова, Храм Гроба Господня и Стена Плача. Особо надо отметить очень хорошую экскурсию по Иерусалиму - за это огромное благодарность гиду Эдуарду - можно сказать это была идеальная экскурсия - интересно и информативно! Большое спасибо! Нам очень понравилось! После экскурсии по Иерусалиму нас на такси отправили в отель а для других туристов начался путь обратно. Отель был хороший - всё чисто, персонал отзывчивый, кровати удобные и завтрак вкусный. Нам понравился район - не далеко от Дамасских ворот. На второй день мы самостоятельно гуляли по городу. А вечером присоединились к другой группе туристов и вернулись обратно в Эйлат.
    Всё понравилось! И когда опять соберёмся в Израиль - уже будим знать к кому обратится планируя отдых)) Ещё раз спасибо!!!)))

Иордан – одна из основных водных артерий на Ближнем Востоке.
Река Иордан берет свое начало у подножия горы Хермон, в 14 км севернее озера Хула. Его исток представляет собой слияние трёх рек - Снир, Хермон и Дан, текущих со склонов горы Хермон. На горе выпадает большое количество осадков, как в качестве дождя, так и в качестве снега. Его талые воды проходят сквозь трещины в известняковой породе горы Хермон, и выходят наружу массой родников. Самый большой из родников - Дан. Количество воды, выдаваемое этим источником, около 30.000 кубических литров в час!
Весь свой путь река Иордан проходит по сирийско-африканскому разлому. Сначала по долине озера Хула, далее начинается горный Иордан, затем впадает в озеро Кинерет, далее продолжает по иорданской долине вплоть до Мертвого моря, где и заканчивается 251 километр пути Иордана. На всем протяжении реки в нее сезонно или постоянно вливаются воды еще нескольких более мелких ручьев. Река Иордан очень извилиста. Почвы, через которые она протекает, очень мягкие и как только река подмывает какой-то из берегов, он опадает и перекрывает русло. Река тут же начинает искать новое русло. Она, как вьющаяся змея, медленно ползет к Мертвому морю. Ширина реки Иордан, как и ее глубина, разниться на всем ее пути. Есть места, где ширина реки 5 метров, а есть места, в которых Иордан разливается и на 40 метров. Глубина реки Иордан так же изменчива. В ее северной части есть места, где глубина доходит до 2 метров, но чаще всего она чуть более 1 метра глубины. Когда река Иордан вытекает из озера Кинерет и течет на юг, она становится государственной границей между Израилем и Иорданией. Не доходя до Мертвого моря часть ее протекает по территории, которую сегодня называют территорией Палестинской автономии. Почти две тысячи лет люди приходят к берегам библейской реки, с надеждой после омовения получить исцеление души и тела. За это время неоднократно изменялись русло реки и границы государств, по которым текут ее воды. Неизменными остались человеческая вера в Божию помощь и возможность чуда для каждого. Раз в год, 19 января, в день Крещения Господнего, воды реки поворачивают вспять и текут в обратном направлении. Так очевидно и неоспоримо Господь являет людям Свою силу и Божественную благодать. Событие, произошедшее в этих водах, имеет важнейшее значение для христиан всего мира, поэтому людям было необходимо обрести символическое место крещения Христа. Согласно ранней версии, принято было считать, что место крещения расположено на западном берегу реки Иордан, на территории Израиля, в окрестностях Каср-эль-Яхуд, на территории Палестинской автономии. Но с 1967 года, после войны, этот участок был закрыт. Наиболее посещаемым в Израиле туристами и паломниками является центр крещения Ярденит, расположенный в месте, где Иордан вытекает из Тивериадского озера. В 1981 году правительством Израиля Ярденит был избран в качестве символического места крещения Иисуса Христа. Со стороны Иордании к месту крещения и омовения можно попасть в любое время. Но со стороны Израиля есть ограничения - в зависимости от военного положения, так как это палестинская территория. На Крещение и Пасху Иордания открывает границу для Израиля, чтобы паломники могли поклониться святыням. От израильского берега до берега Иордании около 10 метров. Граница проходит по реке и ничем не обозначена. Вода в реке Иордан коричневая и очень мутная из-за быстрого течения, которое размывает глину и несет ил. Но если набрать воду в бутылку и дать немного постоять, примеси оседают, и вода становится прозрачной. Прежде Иисуса, история которого изложена в новом завете, был ветхий завет. В нем описана история иудейского народа с самых древних времен, и в ней есть отрывки, в том числе связанные с рекой Иордан.

Фотографии:
























Следующий пункт маршута - православный монастырь святого Герасима Иорданского, расположенный в пяти километрах от Мёртвого моря, в километре от реки Иордан и предполагаемого места крещения Иисуса Христа. Герасим (в миру Григорий) был родом из Малой Азии (район нынешней турецкой Антальи), из богатой семьи. Уйдя от мира и приняв монашество, он удалился в пустыню Фиваиды в Египте, а потом примерно в 450 году пришёл в Палестину, где невдалеке от реки Иордан основал монастырь.

1. Монастырь со всех сторон окружён раскалённой пустыней, но на территории лавры зелено и уютно.

2. Внутренний дворик.

3. Панно с изображением Купола Скалы. Интересно, почему это панно, изображающее мусульманскую святыню Иерусалима, находится в православном монастыре?

5. Горделивый петух во дворике.

Оставив монастырь, направляемся непосредственно к реке Иордан, по которой проходит граница Израиля и Иордании. Предполагаемое место крещения Иисуса Христа находилось в местности Вифавара, в нижнем течении Иордана, примерно в 10 километрах от впадения его в Мёртвое море. Сегодня это место известно под именем Каср-Эль-Яхуд. Оно находится в пограничной военной зоне между Израилем и Иорданией и долгое время было закрыто для широкого посещения - доступ сюда был возможен только паломникам раз в год в праздник Крещения. Поэтому для массового посещения паломниками и туристами в 1981 году правительством Израиля было выбрано другое, "символическое" место, полностью на израильской территории, в 50 километрах отсюда выше по реке - в том месте, где Иордан вытекает из Генисаретского озера на территории киббуца Киннерет. Это место называется Ярденит.

А в 2011 году было открыто для массового посещения и историческое место крещения - Каср-Эль-Яхуд. Так что сегодня окунуться в реке Иордан можно сразу в двух местах - "символическом" Ярденит (полностью на территории Израиля) и "историческом" - Каср-Эль-Яхуд (причём туда можно попасть как со стороны Израиля, так и со стороны Иордании). Мы направляемся в то самое "историческое" место - на границу Израиля и Иордании.

6. Каср-Эль-Яхуд - это строго охраняемая приграничная территория, окружённая колючей проволокой - прежде чем попасть к реке Иордан туристы проезжают КПП с досмотром. Приграничная к Иордану территория за забором во многих местах заминирована - ещё со времен Шестидневной войны 1967 года (в результате которой Западный берег от Иордании перешёл под контроль Израиля). Кругом пустыня - в зелёной долине внизу протекает Иордан, а дальние горы - это уже территория Иордании.

7. Оба берега Иордана в месте предполагаемого крещения Христа сегодня доступны для посещения - со стороны Иордании к воде спускается небольшая купель, а на израильском берегу всё гораздо более масштабно. Граница проходит посередине небольшой реки шириной едва достигающей десяти метров. Зоны купания с каждого берега ограничены поплавками, за которые нельзя заходить, чтобы не пересечь границу. О проходящей здесь границе Израиля и Иордании предупреждают и многочисленные таблички. Интересно также, что с людьми на противоположном берегу нельзя контактировать - кричать им, махать руками. За этим следят военные. Особенно это забавно смотрится, когда с каждого берега в Каср-Эль-Яхуд прибывают русские группы.

8. Впереди - государственная граница.

9. На израильском берегу.

10. На противоположном иорданском берегу находится греческая православная церковь.

11. Флаг Иордании.

12. Иордан, извиваясь по долине, нередко меняет русло. Исследования показали, что, по-видимому, 2000 лет назад русло реки проходило восточнее, на территории современной Иордании. И соответственно точное место крещения Христа расположено сегодня на иорданской земле. Если посетить Каср-Эль-Яхуд не с израильской, а с иорданской стороны границы, то в нескольких сотнях метрах от реки можно посмотреть места археологических раскопок предполагаемого старого русла. Впрочем, на 100% точно сегодня определить место крещения едва ли возможно.

13. Русло Иордана вне туристической зоны. Ширина - метра три-четыре, течение довольно слабое, берега заболоченные. В верховье вода Иордана широко используется для орошения, построено несколько плотин. Много столетий назад река была, по-видимому, гораздо мощнее. Впрочем иногда и в наши дни, в период зимних дождей, на Иордане случаются значительные подъёмы воды и даже наводнения.

14. Фото с видом на Иорданию.

15. Паломники окунаются в воды Иордана с противоположного берега.

16. Посетив берег реки Иордан в местечке Каср-Эль-Яхуд, продолжаем маршрут по Палестине: следующая остановка - древний Иерихон. Этот город считается одним из древнейших городов Земли из числа постоянно заселённых - его история насчитывает около 10 тысяч лет.

Разумеется, за этот период существовавшее здесь поселение неоднократно разрушалось, перестраивалось и переходило из рук в руки разных властителей. Самое известное разрушение Иерихона получило отражение в библейском предании - согласно которому в XIII веке до нашей эры стены города пали от громкого звука труб во время осады армией Иисуса Навина. А выражение "Иерихонская труба" давно стало нарицательным.

Сегодня Иерихон - крупный город Западного берега, полностью подконтрольный Палестинской автономии ("Зона А" - ). Граждане Израиля не могут посещать эти районы Палестины, а обладатели палестинских паспортов, наоборот - посещать Израиль без специальных разрешений. В новейшей истории так было не всегда - в 90-е годы израильтяне любили отдыхать в Иерихоне: здесь было дёшево, плюс работали несколько казино и игорных зон. Но после арабо-израильского конфликта 2000-2005 годов ("Вторая палестинская интифада") всё изменилось - ужесточились взаимные правила перемещений израильтян и палестинцев, появились разделительные барьеры и пр. Сегодня здесь снова относительно спокойно, опять начал развиваться туризм, но живут в Иерихоне очень бедно. И это очень сильно бросается в глаза на контрасте с израильскики городами.

17. В оазисах Иудейской пустыни в районе Мёртвого моря и низовьев реки Иордан очень много плантаций финиковых пальм. Финики - однин из важнейших продуктов сельского хозяйства Израиля, в том числе и на экспорт.

18. Вот так они растут.

19. В Иерихоне действует канатная дорога, которая доставляет туристов из центра города на гору Каранталь (или гора Искушения), где, по преданию, дьявол искушал Иисуса, когда он постился 40 дней. Во время путешествия по канатной дороге открываются очень красивые виды города, оазиса, Иудейской пустыни и долины реки Иордан.

21. Археологические раскопки древнего Иерихона.

22. Мечеть.

23. Многие дома стоят заброшенные. На улицах пустынно, почти нет людей.

25. За городом проходит долина реки Иордан, по которой проходит граница с Иорданией. Неподалёку отсюда действует контролируемый израильскими властями пограничный переход.

27. Гора Каранталь.

28. На скалах этой горы расположен православный греческий монастырь Искушения (или Каранталь), основанный ещё в IV веке.

29. Постройки монастыря выстроены прямо на отвесных уступах горы.

32. Монастырские улочки на отвесном скальном выступе.

33. В одной из таких пещер на горе, по преданию, и постился 40 дней Христос.

36. Виды с одного из балконов.

39. Садимся в канатную дорогу - и возвращаемся вниз. Туристам хорошо - есть фуникулёр. А вот паломникам приходится подниматься на гору Искушения пешком, что по сорокаградусной жаре весьма непросто.

На этом однодневная поездка по Палестине закончилась - от Иерихона до Иерусалима всего 30 километров, совсем недалеко. В заключение традиционно скажу, что с удовольствием вернусь в эти края: было бы интересно ещё поездить по Палестине, посмотреть Наблус, Рамаллу, другие города... Вифлеем, естественно. Но это в другой раз. А у нас далее по плану - снова Израиль: крепость Масада, Мёртвое море и потом - север страны, город Хайфа и окрестности.

Вконтакте

В нижнем течении представляет собой естественную границу между Израилем и Иорданией. Одна из основных водных артерий региона. Длина - 252 км.

Когда-то в долине реки Иордан зеленели тропические леса, а в прибрежных зарослях папируса водились гиппопотамы. Сейчас здесь от былого растительного великолепия ничего не осталось, разве что возвышаются кое-где вечнозеленые смоковницы-сикоморы, скрашивая пустынный вид Иорданской равнины.

Река Иордан многократно упоминается в Библии. Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ между чудом расступившихся вод Иордана, тем самым завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне. Позднее, согласно Евангелию, в водах реки принял крещение Иисус Христос.

Христиане относятся к Иордану, как к священной реке; с византийской эпохи было распространено убеждение, что вода Иордана исцеляет болезни.

Гидрография

Длина Иордана - 252 км. Площадь бассейна составляет около 18 000 км². Средний уклон - 1,85 м/км, на участке от озера Ху́ла до Галилейского моря - 17,6 м/км. Река несудоходна.

Иордан берёт начало в 14 км севернее озера Хула. Его исток представляет собой слияние трёх рек - Эль-Хасбани (Хацбани, Снир), Баниаси (Хермон) и Лиддани (Дан), текущих со склонов горы Хермон и составляющих 77% вод бассейна Иордана. Далее река течёт в направлении с севера на юг до самого устья.

Jean Housen , CC BY-SA 3.0

Ниже по течению Сде-Нехемии Иордан разделяется на два канала, которые через несколько километров снова соединяются. Каналы были прорыты между 1950 и 1958 годами в рамках проекта по осушению долины озера Ху́ла. От места их соединения идёт канал до Моста дочерей Иакова. Отсюда Иордан течёт в своём естественном русле, проходящем по дну базальтового ущелья, до впадения в Галилейское море.

На иврите этот участок реки называется Ярде́н а-Харари́ (дословно - «Горный Иордан»). Здесь река имеет наибольший уклон - 17,6 м/км. По ходу ущелья есть несколько порогов, что привлекает туристов-водников.

После выхода из ущелья, Иордан впадает в Галилейское море - самое большое естественное водохранилище Израиля. Площадь озера - 167 км², объём - около 4 млрд м³.

Иорданская долина, вместе с долиной Арава, входит в Сирийско-Африканский тектонический разлом, который тянется от Сирии до Восточной Африки. Здесь русло реки становится очень извилистым, а берега - высокими, в некоторых местах отвесными. Ширина реки доходит до 40 метров.

Зимой, во время половодья, река подмывает берега, и это иногда приводит к обвалам, создающим серьёзные препятствия для водотока. На этом участке в Иордан впадает несколько рек, крупнейшие из которых - Ярмук и (левые притоки), и Харод (правый приток).

Примерно в 100 км к югу от Галилейского моря Иордан впадает в , являющееся одним из наиболее солёных озёр в мире. Побережье Мёртвого моря - самый низкий участок земной поверхности (420 м ниже уровня моря, и продолжает снижаться).

Из-за высокого содержания соли в озере не может жить рыба и большинство каких-либо других . Этот факт дал озеру его название.

Притоки

Реки, слияние которых образует Иордан:

  • Эль-Хасбани (Хацбани, Снир) - стекает с ливанской части горы Хермон. Попытки ливанского правительства перегородить реку для использования значительной части её вод в хозяйственных целях не раз приводили к трениям в ливано-израильских отношениях.
слева
  • Баниаси (Хермон, Баниас) сливается с Лиддани (Дан), после чего водоток принимает справа малую реку - Коруни.

Наиболее крупные притоки на участке между Кинеретом и Мёртвым морем:

  • Ярмук - отделяет Иорданию от Сирии и Голанских высот.
  • Сейль-эз-Зарка (Яббок)
  • Харод

Мощность потока Иордана и его притоков

Среднегодовой сток в устье реки Иордан и его наиболее крупных притоков:

Значительная часть вод этих рек используется Израилем и Иорданией в хозяйственных целях, из-за этого их современный годовой сток меньше естественного. Например, для Иордана этот показатель должен составлять 1,2-1,3 млрд м³ в год.

Фотогалерея




Полезная информация

река Иорда́н
араб. نهر الأردن‎‎
транслит нахр аль-урдун
ивр. נָהָר הַיַרְדֵּן‎,
транслит. нахар ха-йарден;

Происхождение названия

До сих пор у учёных не сформировалось единого мнения по поводу происхождения названия реки.

Предлагаются различные варианты этимологии из семитских языков: «канава», «шуметь» и т. п. В соответствии с наиболее распространённой точкой зрения, еврейское название реки «Йарде́н» происходит от слова «йере́д» («спускается», «падает»), и названия источника Дан.

Некоторые исследователи (например, В. В. Иванов) высказывают предположения об индоевропейском происхождении названия реки. Оно могло сохраниться от индоиранцев или, скорее, «народов моря» (в частности - филистимлян), бывавших здесь в своё время. Сторонники этой версии во второй части гидронима выделяют индоевропейский корень *danu («влага, вода, река»), который присутствует, например, в названии реки Дунай (лат. Danubius).

Д. С. Мережковский считал, что «…имя самого Иордана занесено в Палестину с о. Крит, где племя Кидонов, как мы узнаём из Гомера (Одиссея III.292), обитало у светлых потоков Ярдана».

Упоминания в Библии

В Ветхом Завете

Иордан многократно упоминается в Ветхом Завете как место совершения различных событий, в том числе чудесных. Иордан был границей Земли Обетованой.

Первое чудо произошло, когда израильтяне с Ковчегом Завета посуху перешли Иордан под руководством Иисуса Навина, напротив Иерихона (Нав. 3:15-17).

Позднее два с половиной колена Израилева, которые поселились на восток от Иордана, построили большой жертвенник на его берегах, как «свидетель» между ними и другими коленами (Нав. 22:10-34).

Иордан переходили посуху пророки Илия (4Цар. 2:8) и Елисей (4Цар. 2:14).

Елисей чудесным образом исцелил Неемана, повелев ему омыться в реке (4Цар. 5:8-14), а кроме того, сделал так, чтобы топор одного из «сынов пророков» всплыл, бросив кусок дерева в воду (4Цар. 6:1-7).

В Новом Завете

Согласно Новому Завету, Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Крестителя.

Река Иордан - восточная граница Святой Земли - не раз упомянутая в тонах и других еврейских источниках.

Именно переход через Иордан и чудеса, явленные Б-гом во время этого перехода, послужили отправной точкой, началом завоевания еврейским народом земли Израиля.

В дальнейшем река Иордан стала границей между коленами Гада , Реувена и половиной колена Меньше, попросившими себе надел на восточном берегу Иордана, и остальными коленами.

Интересно, что согласно предписанию Торы, 3 из 6-ти городов-убежищ , созданных евреями, Моше-Рабейну выделил по ту сторону Иордана, хотя население и территория, занимаемая там израильтянами, была значительно меньше (Бемидбар 35:9-15) . И поясняет Раши : это потому, что « … в Гилад много убийц» (Гилад - область в Заиорданье). Так как речь здесь идет про убийства непреднамеренные, случайные, то это можно интерпретировать так: случайных убийц больше там, чем в Земле Израиля. Очевидно, это связано с духовными различиями земель, лежащих на по разные стороны реки Иордан.

И еще говорят наши мудрецы: причина, по которой первыми в плен были угнаны те колена - в том, что они выбрали жить за Иорданом.

Так или иначе, из этих примеров мы видим, что река Иордан служила своеобразным духовным «водоразделом» между землей Израиля и соседствующими с ней землями.

Рассмотрим основные события еврейской истории, связанные с Иорданом.

Рассечение вод Иордана

Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа.

Второй раз это произошло, когда Иеошуа бин Нун вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3 ).

Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана?

У этого чуда была двойная цель. Во-первых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации.

И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты.

Переход через Иордан совершился во вторник 10-го Нисана 1270 г. до н. э.

«В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше…» (Иеошуа 4:14 ). «И было: как услышали… все цари ханаанские, … что иссушил Ашем воды Иордана, … оробело сердце их» (там же 5:1 ).

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена.

Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена , которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам , вставшим впереди всей процессии.

Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю.

Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его. Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить. Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

Вопреки законам природы

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Кроме этого чуда, были и другие.

Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (эморейцев) (Иеошуа 10:12-15 ).

Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11 ).

При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19 ). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей. Какую бы цель ни преследовал Ашем - спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество - совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой. Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то «невозможное», например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. «Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, - глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней» (Дварим 11:12 ). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

Законы, связанные с посещением мест совершения чудес

При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение:

«Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте» .

Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения).

Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.

Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них - место, где расступились воды Иордана («и народ переходил против Иерихо» - Иеошуа 3:16 ).

А также - место, где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо (Иерихон).

Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благословение читать нельзя. Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.

Песнь Иордана

Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,

Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное…

И для Элияу разделил Ты его… (прежде, чем он вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним .

Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду .

Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона .

Обрезание у Гильгаля

На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне.

Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву (заповедь) даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей. Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день. Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом , они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы. В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы. Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания.

Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.