Христорождественский собор. Христорождественский кафедральный собор в липецке. Христорождественский кафедральный собор

Одно из исторических мест на небольшой возвышенности занимает Христорождественский собор в Липецке. Расположение этой святой реликвии приходится на ту местность, где еще в древние далекие времена, за несколько десятков лет до нашествия татаро-монгольского ига, было основано славянское поселение, которое с северной и западной стороны было защищено крутыми склонами. И лишь восточная часть, имеющая пологий подступ к вершине холма, когда-то давно обустроили насыпанным оборонительным холмом, часть которого осталась до настоящего момента.

Вконтакте

Описание

Христорождественский собор в Липецке случайно считается одной из главных достопримечательностей этого города, его гордостью и жемчужиной среди множества архитектурных строений.

В состав ансамбля входят:

  • высокая колокольня;
  • главный храм;
  • трапезная.

Это церковное сооружение по праву является главным собором в Липецке, который в паломнической молитве воссоединяет огромное множество верующих прихожан и приезжих туристов.

Интересно знать: составе колокольни Христорождественского храма было восемь колоколов, крупнейший из которых имел массу более полутысячи пудов.

Возводилось это грандиозное сооружение на протяжении многих десятилетий по распоряжению великой русской правительницы Екатерины II. Архитектор - Томазо Адамани. Сама стройка была благословлена одним из Святейших Синодов — Воронежским епископом Иннокентием.

История строительства

Строительство каменного здания было начато еще в 1791 году и продолжалось до 1803 года. Организаторами сооружения были П. Л. Вельяминов, который не дожил до момента освящения своего строения, и Н. И. Лодыгин.

Но как только главную часть собора достроили, возник пожар, в ходе которого сгорела вся деревянная часть храма, а также пострадали и каменные части этого строения. Строительство вновь пришлось возобновить с самого начала.

Благодаря щедрым пожертвованиям и усилиям множества прихожан, храм Рождества Христова к 1805 году заново отстроили, а первый престол Николая Чудотворца в стенах этого собора освятили уже в середине июня этого года, после чего и начались регулярные богослужения.

Главный собор освятили спустя два года, в мае, Иоанном Пановым. Освящение третьего придельного престола было совершено в 1816 году архимандритом Козловского Троицкого монастыря Анастасием.

Интересный факт: в 1822 году решено строить колокольню, проект которой был выполнен в традиционных рамках. Начало стройки колокольни было положено в 1825 году, которое продолжалось на протяжении 10 лет.

После того как колокольня была возведена согласно проекту, наступил продолжительный перерыв в строительстве Христорождественского собора. Как только колокольня и основная часть храма пришли в стабилизацию, было положено начало строительства трапезной части, которую возвели буквально за два года под четким руководством Андрея Калугина. Известно, что в 1842 году она уже начала функционировать по своему назначению.

Важно знать: с самого момента основания, собор считался всегда трехштатным, так как в его клире всегда было три самых уважаемых священника.

Как только завершилась стройка трапезной части храма, были освящены левый и правый престолы собора, на этом и закончилось возведение одного из самых важных строительных проектов города.

В дореволюционное время храм Рождества Христова считался центральной частью Липецка, а также основной достопримечательностью, притягивающей к себе всех гостей города, туристов и родных жителей.

Но, к сожалению, несмотря на всю свою историческую и культурную ценность, Христорождественский собор после революционного движения в 1917 году стал лишь одним из множества православных реликвий, которые рассматривались новой властью как доступный источник богатой наживы.

23 февраля 1922 года власти утвердили секретный протокол с постановлением о полной проверке и инвентаризации церковного имущества во всех православных храмах Липецка. Основная цель власти была направлена на составление точного отчета об имеющейся церковной утвари, выполненной из золота и серебра. После чего власти, выдумав несуществующее «голодное время», объявили о проведении пожертвований в помощь голодающим и начали изымать все церковные ценности.

Согласно указу из Москвы от 14.03.1922 года, исполком начал формировать специальную комиссию для изъятия церковных ценностей.

Возьмите на заметку: приняли решение начинать изъятие именно с Христорождественского храма, так как он считался одним из самых богатых православных сооружений.

К выполнению своей работы комиссия исполкома приступила 16.03.1922, но встретила протест со стороны 200 человек — неравнодушных людей и верующих прихожан данного собора, считающих всех членов, входящих в состав этой комиссии, антихристами и предателями Всевышнего.

Состав членов комиссии ретировался и совершил попытку оказания давления на священнослужителя Суворова и членов церковного совета с целью склонения их к добровольному сотрудничеству. Но их попытки оказались напрасными. После этого власти направили в помощь отряд красноармейцев, которые с применением силы провели реквизицию собора.

В дальнейшем «народная власть» утвердила кампанию по проведению закрытия храма в 1931 году. На протяжении всего этого времени члены Липецкого городского совета готовились закрывать храм для верующих и богослужений. Одновременно с этим самая верхушка власти думала, на какие цели пустить отобранное у православного народа здание церкви.

Первоначальная идея властей по использованию здания храма была направлена на размещение там рабочих, но после подсчета всех необходимых вложений для требуемой перестройки, власти решили использовать здание для создания в нем театра. Но театр так и не был создан, а сделали хранилище для зерновых и овощных культур. В трапезной части собора был размещен музей краеведческой направленности. Но верующий народ не терял надежду и продолжал бороться за восстановление храма и возвращение их прав.

Обратите внимание: в полноправное пользование и проведение священных богослужений храм был возвращен православному народу в 1991 году.

И наконец, по воле Всевышнего, появились лица, имеющие свои влияния в верхних кругах и заинтересованность в восстановлении православного Христорождественского собора. Ремонтными работами и восстановлением храма занялся Л.Е. Рудаков, случилось это в период с 1957 по 1958 год.

Современное состояние

В настоящее время собор довольно органично вписывается в общий план архитектурной разработки главной площади Липецка.

Данный храм является одной из самых интереснейших и красивейших особенностей и достопримечательностей города. Он привлекает цельностью своего строения с архитектурной точки зрения. Все составляющие ансамбля составляют как бы единое целое:

  • сама церковь;
  • колокольня;
  • трапезная.

Важно знать: благодаря его необычному расположению на самой вершине холма, собор Христова Рождества можно увидеть с любого конца города.

Композиция храма продумана и выполнена с необыкновенной простотой, лаконичностью, сдержанностью и ясностью.

Архитектурные особенности

Стиль современного строения православного сооружения - классический с оригинальной 2-х ярусной объемной композицией. Апсида с полукруглой формой примыкает к первому квадратному двусветному ярусу храма, а вокруг располагаются три придела, имеющие одинаковую прямоугольную форму.

Сам храм увенчан позолоченным обширным куполом, который воссоздает величественность данного сооружения, несмотря на его простоту в стилистическом дизайне строительства.

Фасады с северной и южной стороны, относящиеся к первому ярусу, увенчаны лоджиями с необыкновенными колоннами. Ровно посередине между колоннами располагаются двери двупольной структуры, над которыми врезано окно полуциркульной формы со второй степенью освещенности.

Более того, собор имеет несколько приделов:

  • Придел Николая Чудотворца
  • Придел Серафима Саровского;
  • Кресто-Воздвиженский придел;
  • Придел Смоленской иконы Божией Матери.

Все остальные прелести данного сооружения можно по достоинству оценить во время проведения священных богослужений либо во время святых праздников, когда, например, во время служения на Рождество или на Крещение, собирается в храме основная часть населения г Липецка.

Внутреннее убранство

Украшения во внутреннем устройстве сооружения были приобретены на пожертвования людей, собранные за несколько поколений. После чего убранство храма постепенно восполнялось красивейшими картинами и иконами Липецких одаренных художников.

Интересный факт : сейчас храм, благодаря протоиерею Бильчуку, полностью восстановили. В нем хранится огромное множество великолепных икон, а в начале 2001 года сюда были перевезены мощи 82 святых киевских Печерских подвижников.

После революции храм был одним из самых богатых и необыкновенно красивых соборов. Но в 1931 году его полностью разграбили народные власти.

История соборной колокольни

Решение возводить данное сооружение приняли в 1825 году. Задумано строительство колокольни в строгом классическом стиле. Окончательно строительство было завершено только спустя 10 лет.

Полезно знать : из восьми размещенных на колокольне колоколов, один был весом 489 пудов, который смогли перелить только в 1900 году, после чего он стал весить 558 пудов 10 фунтов, что приблизительно равняется 9 тоннам.

Столь продолжительное время на возведение части храмового комплекса ушло на строительство пяти ее ярусов, украшенных различными формами, портиками, дугами и другими архитектурными элементами украшения. Общая высота всей колокольни составляет около 90 аршин.

История башенных часов

Самые первые часы были установлены в середине девятнадцатого столетия. Отслужив примерно половину века, они сломались.

В конце 1970 года на высоте колокольни в 30 метров было решено установить новые башенные часы с музыкальным исполнением. Липецкие куранты были запущены уже в декабре этого года.

Сам механизм башенных часов был выпущен Петродворцовым заводом по производству часов. Дизайн циферблата был разработан коренным жителем В. И. Неминущим.

Святыни собора

В Христорождественском соборе имеются следующие святыни:

  • Подрясник и икона липецкого епископа Уара первого;
  • Страстная липецкая икона Божией Матери;
  • Ковчег с мощами святейших чудотворцев Киево-Печерских пещер. Ковчег установлен в раке, выполненной из красного дерева.

Имеющаяся здесь священная икона Страстной липецкой Божией Матери — истинная городская реликвия. Когда в 1831 году на население Липецка напала страшная болезнь холеры, люди начали умирать десятками, все жители города в коленнопреклонной молитве просили у Пресвятой Богородицы спасения и избавления от этого страшного проклятия.

Священнослужители совершили крестный поход с иконой. Двое суток липчане постились и молились об избавлении от эпидемии, и произошло настоящее чудо. Холера исчезла бесследно.

Такое исцеление Липчане запомнили на века. В настоящее время, как и почти двести лет назад, икона помогает исцеляться от ужасных недугов верующим.

Информация для паломников и туристов

Находится Христорождественский собор на Соборной площади города Липецка. Из любой точки города заметен величественный собор, потому приезжий путешественник с легкостью отыщет данное строение.

Как добраться

Доехать можно на собственном автомобиле, на такси, или пешком, прогуливаясь по улицам Липецка до улицы Ленина, здание 34а. Пешие прогулки позволят по достоинству оценить и другие не менее привлекательные достопримечательности города и увидеть доброжелательность и искреннюю чистоту души липецкого народа.

Контакты

Расписание служб в Христо рождественском соборе можно найти в интернете. Точное расписание богослужений и график работы можно уточнить на его официальном сайте .

Контактный телефон: 27-04-78.

Заключение

Поистине насладиться необыкновенной атмосферой духовного мира, узнать подробнее историю кафедрального собора, можно лишь побывав в этом необыкновенном месте хотя бы раз в жизни.

Как смотрится Христорождественский кафедральный собор с высоты птичьего полета, вы можете увидеть в следующем видео:

Кремль, Трубежная набережная

Координаты : 54°38′11″ с. ш. 39°44′54″ в. д.  /  54.63639° с. ш. 39.74833° в. д.  / 54.63639; 39.74833 (G) (Я)

Христорожде́ственский собо́р Рязанского Кремля (ранее, Успенский собор) - православный кафедральный собор города Рязани. Наряду с Успенским собором - один из двух главных храмов Рязанской митрополии. Является первым каменным зданием на территории Рязанского Кремля, и одним из самых древних из сохранившийся до наших дней зданий Рязанской области.

Заложен в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора и освящён как Успенский собор. При перенесения архиерейской кафедры из Борисова-Глебова в Кремль в 1522 году собор стал кафедральным. После строительство нового здания Успенского собора, был освящён как Христорождественский.

История

После уничтожения Рязани вместе с каменными храмами, великокняжеский двор был перенесён в Переяславль, а затем в небольшой город Борисов-Глебов неподалёку переехал и архиерейский двор. На тот момент все здания Переяславля были деревянными, поэтому великий князь Олег Рязанский начинает строительство первого каменного кафедрального собора. После обретения статуса кафедрального собора, каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия, благодаря архитектору Стефенгагену.

Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873-1875 годах его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Н. В. Шумовым, по инициативе которого храм также получил своё завершение в виде восьмигранной ротонды с оконцами - «восьмерик на четверике».

В XIV-XV веках в Христорождественском соборе были захоронены пятеро рязанских князей и три княгини, а в начале XIX века - два рязанских архиерея. Собор посещали императоры: Александр I (1819, 1820, 1824); Николай I (1832, 1836); Александр II , будучи Цесаревичем (1837); Николай II (1904, 1914).

Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 году, с тех пор осталась метлахская плитка на полу.

В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году здание было возвращено церкви и освящено лично Патриархом Алексием II .

Реликвии

В 2002 году в храм были перенесены мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Над местом его погребения можно приложиться к раке с частицей его мощей. Справа и слева от амвона пребывают в раках честные мощи рязанских святителей XIX века Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова). Имеются мощевики с частицами мощей многих Рязанских святых и 84 преподобных отцов Киево-Печерских. Кроме того, в соборе есть также: часть Ризы Господней, частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и другие многочисленные святыни, доступные для поклонения.

Напишите отзыв о статье "Христорождественский собор (Рязань)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Христорождественский собор (Рязань)

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.

Расположенный на историческом Кремлевском холме Христорождественский кафедральный собор — одно из древнейших в городе каменных сооружений, а возможно и самое древнее. Является памятником древнерусской архитектуры начала XV века и объектом культурного наследия.

Сегодня это главный храм Рязанской епархии. К его приходу относятся:

  • Архангельский собор Рязанского кремля,
  • Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Богослужения в Христорождественском соборе Рязани

Службы в храме проходят ежедневно. Однако в период со Дня Святой Троицы до праздника Воздвижения Креста Господня все богослужения совершаются в Успенском соборе (летний храм).

Перед визитом стоит уточнить расписание богослужений на официальном сайте Рязанской епархии .

Архитектура

В результате многочисленных перестроек современный архитектурный облик собора собрал в себе элементы барокко и классицизма. При этом он имеет широко распространенную среди православных храмов форму — так называемый корабль (это когда все части храмы выстроены в одну линию). Такая форма считается старейшей в храмовой архитектуре и символизирует идею, что церковь, словно корабль, спасает верующих от губительных волн мирской жизни и ведет их к Царствию Божию.

Храм имеет три яруса, уменьшающиеся по диаметру снизу вверх. Верхний ярус занимает восьмигранная ротонда с парой окон на каждой грани. Ротонду венчает купол и главка с крестом. Над порталом красуется необычной формы фронтон, по бокам от него — колонны с коринфским ордером. Кладка цоколя белокаменная, что характерно для храмов XV века.

Среди богатого убранство храма стоит отметить удивительный резной иконостас.

При входе в кремль Архангельский собор практически не виден: обзор закрывает колокольня XIX века и величественное здание Успенского собора.

История собора

Точная дата основания храма до сих пор неизвестна, но заложен он был по воле князя Олега еще в XIV веке. Изначально храм освящен как Успенский, в честь самого почитаемого на Руси праздника Успения Божьей Матери. Только в конце XVII века, после возведения и церемонии освящения нового Успенского собора, он стал Христорождественским.

Собор выполнял функцию не только общегородского храма, но и усыпальницы для рязанских князей и их жен. Однако в XVIII веке, после того как в соборе обвалился свод, гробницы были уничтожены.

Хронология реконструкции

За прошедшие века собор многократно реконструировался и перестраивался в разных традициях: большинство архиереев пытались внести свою лепту в его внешний вид, улучшить облик главного храма Рязанской земли. Современная архитектура Христорождественского храма в Рязанском кремле сложилась лишь к началу XIX века, при активном участии известного архитектора Л. И. Стефенгагена, придавшего зданию черты позднего классицизма.

В 1826 году оригинальные каменные пять глав заменили более легким деревянным, с завершением в виде ротонды. У входов поставили колонны, с запада соорудили портик, окна сделали больше. Однако новый облик не сохранился надолго. Уже в 1873 году купол поменяли на новый — восьмигранный в псевдовизантийском стиле, а западный портик расширили. Через какое-то время на первом ярусе добавили окна. В том же году своды собора расписал выдающийся рязанский иконописец Николай Шумов. Позднее им же был восстановлен иконостас. При Шумове Христорождественский собор в Рязани, наконец-то, обрел свой нынешний образ.

Последний капитальный ремонт проводился в начале ХХ века. Тогда в соборе сделали новый пол из метлахской плитки.

Христорождественский храм в Рязани на панорамах Яндекса (вид со стороны апсиды)

XX век — наши дни

В 1930 году советские власти закрыли собор для прихожан, здание стало светским: в его помещениях расположился городской архив. Даже с распадом СССР храм долгое время не отдавали церкви, и он продолжал находиться в ведомстве Рязанского краеведческого музея.

Под управление православной церкви здание перешло только в 2002 году, тогда же его освятил Святейший Патриарх Алексий II. С тех пор, во вновь освященном соборе, возобновились службы, открылась библиотека, начали работать воскресная и певческая школы.

В настоящее время Христорождественский собор имеет статус кафедрального. Вместе с Успенским собором он остается одним из двух основных храмов Рязанской епархии.

Реликвии

Главная святыня храма — мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Рака с его мощами лежит в левом клиросе.

Внутри собора также покоятся мощи рязанских святителей XIX века — Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова), частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, 84 преподобных отцов Киево-Печерских, многочисленных рязанских и других святых.

Вход в Христорождественский храм в Рязани на панорамах Google Maps

Как добраться до Христорождественского храма Рязани

Самостоятельно добраться до храма можно пешком со стороны Соборной площади. Вход на кремлевскую территорию — бесплатный. Подробно об экскурсиях с охватом храмов, платных выставках в кремлевских музеях — на сайте музея-заповедника .

Ближайшая остановка общественного транспорта — «Рязанский Кремль» — находится в 5 минутах ходьбы от храма. До неё ходит единственная маршрутка — № 41 м2. Также в шаговой доступности (~ 15 минут пешком) остановка «Площадь Свободы», через которую проходит на порядок больше транспорта:

  • автобусы № 18, 23, 25, 107, 108, 110, 111Б, 111, 112, 120, 128, 135, 137, 149, 205,
  • маршрутки № 41 м2, 62 м2, 65 м2, 66 м2, 75 м2, 99 м2,
  • троллейбусы № 3, 10.

Чтобы доехать до собора от ж/д вокзала потребуется сначала дойти до Первомайского проспекта, после чего на ближайшей остановке сесть на маршрутное такси № 41 м2. От автовокзала можно доехать на той же маршрутке.

Для вызова такси удобно пользоваться специальными мобильными приложениями, например: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Карта-схема пешего маршрута от ост. «Площадь Свободы» до Христорождественского собора

Видео о Христорождественском соборе в Рязани

Христорождественский храм в Липецке (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Христорождественский храм - кафедральный собор Липецка. Здесь проходят все важные богослужения во главе правящего архиерея архиепископа Липецкого и Елецкого Никона. Христорождественский храм всегда считался духовным центром Липецка и доминантой городской архитектуры. Здание храма находится на вершине Соборной горы, в историческом центре города, поэтому его хорошо видно из разных точек Липецка.

Христорождественский храм - памятник архитектуры 18 столетия.

У храма несколько приделов: Никольский, Серафима Саровского, Кресто-Воздвиженский и Смоленской иконы Божьей Матери.

Главная святыня Христорождественского храма - икона Божьей Матери «Липецкая Страстная». Она находится в храме с 1831 г. По преданию, после обретения этой святыни липчане смогли избавиться от бушевавшей в городе эпидемии холеры.

Еще к святыням храма относят ковчег с мощами преподобных отцов из ближней и дальней пещер Киево-Печерский лавры. Рака с мощами выполнена из красного дерева, ее окружают хрустальные лампады.

Собор отлично виден из любой точки Липецка.

Гордость храма - икона с подрясником священномученика Уара, первого епископа Липецкого. Он причислен к лику святых в 2002 г.

Строительство храма началось в 1791 г. на средства липецкого помещика Петра Вильяминова. Строился собор по проекту итальянского архитектора Томмазо Адолини. На строительство Христорождественского храма щедро жертвовали и курортники, приезжающие на воды лечиться в Липецк.

Храм закончили строить в 1803 г., но случившийся пожар передвинул освящение собора еще на два года. Здание собора создано в классическом стиле в два яруса. Позже началось строительство колокольни, она состоит из пяти ярусов. А в 1839 г. стали возводить трапезную храма. Закончились все работы в 1848 г.

На колокольне храма находятся часы. Высота колокольни со шпилем (без учета высоты креста) составляет 60 м.

После революции храм был разграблен, с 1931 г. закрыт для верующих. Шестьдесят лет здание собора использовалось сначала как склад, потом тут был организован музей. Только в 1991 г. храм вернули верующим, началась длительная реконструкция храма. Роспись храма восстанавливали частично по оставшимся фотографиями, частично - по сохранившимся фрескам работы 19 века. К 2002 г. Христорождественский храм получил новые иконостасы. В 2003 г. купол собора покрыли позолотой.

Лучше всего понять величие Христорождественского храма можно во время богослужений на большие праздники: Крещение, Рождество Христово или Пасху. Тогда кажется, будто в кафедральном соборе собираются все липчане. Но и обычные службы проходят очень торжественно.

Христорождественский храм славится своим особенным хором.

Юбилей Христорождественского храма

Найти Христорождественский храм не составит никакого труда. В конце концов, можно идти просто пешком, ориентируясь на местности, ведь собор отлично виден из любой точки Липецка.

Адрес: г. Липецк, Соборная площадь, 4.

Адрес: Липецк, Соборная площадь
Годы строительства: 1791-1805 - собор, 1825-1835 - колокольня, 1840-1842 - трапезная
Архитектор: Томмазо Адолини
Стиль: Ампир

Христорождественский кафедральный собор - православный храм, расположен ный на центральной площади города Липецка - Соборной. Архитектор - Томмазо Адолини.
Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу импе ратрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященно го Иннокентия, епископа Воронежского.
Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Ро ждества Христова началось в 1791 году. Возведение храмовой части Христорожде ственского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма - во имя святого Николая Чудотворца.
Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году.
В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектиро ванной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а за вершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году.

После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строитель стве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840-1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Ивано вич Калугин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворяще го Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка.
В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности.
Из отчета Липецкого укома за март 1922 г.: „Кампания по изъятию церковных ценностей проводилась в городе и уезде с половины марта. Изъятие происходило без эксцессов, была одна небольшая вспышка при изъятии ценностей у Собора. Собра лась толпа верующих, главным образом женщин, при появлении 6 конных всадников разбежалась, после чего было приступлено к изъятию ценностей, в остальных церквах города и уезда работа протекала хорошо.“
В 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое со стояние. Поэтому при создании главной площади города - Ленина (ныне - Собор ной) встал вопрос о его сносе. Чтобы не потерять памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей (активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков).
В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцо вом часовом заводе. Циферблат спроектировал липчанин В. И. Неминущий.
В 1991 году храм вернули верующим. Тогда же он стал кафедральным.