Государства, граничащие с Россией. Государственная граница России. С кем граничит россия Границы рф и прилегающих стран

Наша страна занимает огромную площадь, поэтому неудивительно, что ее граница такая протяженная – 60 932 км. Большая половина этого расстояния приходится на морскую – 38 807 км. Чтобы узнать, с какими государствами граничит , нужно посмотреть на политическую карту Евразии. Список наших соседей насчитывает 18 стран, причем с двумя из них Россия не имеет общих сухопутных границ.

Страны, граничащие с Россией по суше

В этот список входят 6 стран. Рубежи между ними и Россией проходят не только по суше, но и по озерам и рекам.

  • Самая северная граница нашей страны проходит между Норвегией (столица – город Осло) и Мурманской областью. Общая протяженность составляет 195,8 км, из которых на морскую часть приходится 23,3 км. В течение нескольких десятилетий между Россией и Норвегией шли территориальные споры о границе на шельфе, но они были урегулированы в 2010 году.
  • (столица – город Хельсинки) граничит с тремя субъектами РФ – Мурманской и Ленинградской областями, а также Республикой Карелия. Длина сухопутной части границы – 1 271,8 км, морской – 54 км.

  • (столица – город Таллин) граничит всего с двумя областями – Ленинградской и Псковской. По суше длина границы - 324,8 км, по морю примерно в два раза меньше – 142 км. Примечательно, что основную часть сухопутной границы составляют речной (по реке Нарва – 87,5 км) и озерный (Чудское озеро – 147,8 км) рубежи.
  • Между Литвой (столица – город Вильнюс) и Калининградской областью также очень мало собственно сухопутных границ. На их долю приходится всего 29,9 км. В основном, разграничение идет по озерам (30,1 км) и рекам (206 км). Кроме того, между странами есть и морские границы – их протяженность составляет 22,4 км.
  • (столица – город Варшава) также граничит с Калининградской областью. Длина сухопутной границы - 204,1 км (из которых на озерную часть приходится всего 0,8 км), а морской – 32,2 км.

  • Как известно, с Украиной (столица – город Киев) у нашей страны в данный момент непростые отношения. В частности, до сих пор правительством Украины не признаны права России на Крымский полуостров. Но так как этот участок с 2014 года признан субъектом Российской Федерации, границы между этими странами следующие: сухопутные – 2 093,6 км, морские – 567 км.

  • (столица – город Сухум) – это еще одна республика, которая отделилась от Грузии. Она граничит с Краснодарским краем и Карачаево-Черкесской Республикой. По суше граница имеет протяженность в 233 км (из них 55,9 км приходится на речную часть), а по морю – 22,4 км.
  • (столица – город Баку) граничит лишь с одной республикой РФ – Дагестан. Именно на этом рубеже расположена самая южная точка нашей страны. Протяженность сухопутной границы здесь составляет 327,6 км (в том числе по рекам – 55,2 км), морской – 22,4 км.

  • Граница между(столица – город Астана) и Россией по своей протяженности занимает лидирующую позицию. Она разделяет Казахстан и целый ряд субъектов нашей страны – 9 областей (от Астраханской до Новосибирской), Алтайский край и Республику Алтай. Длина сухопутной границы составляет 7 512,8 км, морской - 85,8 км.

  • С (столица – город Пхеньян) у нашей страны самая короткая граница. Она пролегает по реке Туманная (17,3 км) и отделяет КНДР от Приморского края. Морская граница составляет 22,1 км.

Есть всего 2 страны, которые имеют с Россией только морские границы.

С какими государствами граничит Россия – это вопрос, который приходится периодически пересматривать. Историческое прошлое нашей страны богато событиями. Границы России менялись в результате распада империй и различных военных конфликтов. Поэтому можно смело предположить, что данный список, скорее всего, будет видоизменен в будущем.


В северо-восточной части Евразии находится страна, занимающая 31,5 процента ее территории — Россия. У нее имеется огромное число державных соседей. Сегодня границы России отличаются внушительной протяжностью.

РФ уникальна тем, что, находясь одновременно в Азии и Европе, она занимает северную часть первой и восточные просторы второй.

Карта южной границы РФ с указанием всех сопредельных государств

Общеизвестно, что протяженность границ России — 60,9 тыс. км. Сухопутные границы составляют 7,6 тыс. км. Морские границы России имеют протяженность в 38,8 тыс. км.

Что нужно знать о государственной границе России

В соответствии с положением международного права, государственная граница России определяется как поверхность земного шара. Она включает в себя как территориальные воды, так и внутренние воды. Кроме того, в «состав» госграницы входят недра земли и воздушное пространство.

Государственная граница России — существующая акваториальная и территориальная линия. Основной «функцией» госграницы следует считать определение актуальных территориальных пределов.

Виды госграниц

После распада великого и могучего Советского Союза, в Российской Федерации имеются следующие виды границ:

  • старые (эти границы достались России «по наследству» от Советского Союза);
  • новые.

Подобная карта границ СССР с указанием границ республик союза

К старым границам следует отнести те, которые совпадают с границами государств, некогда являющихся полноправными членами одной большой советской семьи. Большая часть старых границ закреплена контрактами, заключенными согласно актуальным международным нормам. К таким государствам стоит отнести как относительно близкую России и , так и .

К новым границам специалисты относят те, которые граничат с прибалтийскими странами, а также с государствами, входящими в СНГ. К последним, в первую очередь, стоит отнести и .
Советские времена не зря вгоняют в ностальгию патриотически-настроенных граждан старшего поколения. Дело в том, что после распада Советского Союза Россия лишилась более 40 процентов оборудованной границы.

«Вынесенные» границы

Россию не зря называют уникальным государством. Она имеет границы, определяющиеся сегодня в качестве «вынесенных» зон на рубежи бывшего Советского Союза.

Россия сегодня имеет немало проблем с границами. Особенно остро они встали после распада Советского Союза. На географической карте все выглядит достаточно красиво. Но в реальности новые границы России не имеют ничего общего с культурно-этническими границами. Еще одной существенной проблемой является категорическое неприятие общественным мнением ограничений, которые возникли в связи с введением пограничных постов.

Есть еще одна серьезная проблема. После распада Советского Союза Российская Федерация оказалась не в состоянии своевременно обустроить свои новые границы в техническом отношении. Сегодня решение проблемы продвигается, но недостаточно быстро.

Учитывая серьезную опасность, которая надвигается со стороны некоторых бывших советских республик, этот вопрос по-прежнему находится во главе угла. Преимущественно сухопутными являются южная и западная границы. Восток и север относятся к водным границам.

Карта распада Советского Союза

Что нужно знать о ключевых границах РФ

К 2019 году у нашей страны насчитывается большое количество соседей. На суше наша страна граничит с четырнадцатью державами. Важно отметить всех соседей:

  1. Республику Казахстан.
  2. Монгольское государство.
  3. Беларусь.
  4. Польскую Республику.
  5. Эстонскую Республику.
  6. Норвегию.

Также у нашей страны есть границы с Абхазским государством и Южной Осетией. Но эти страны до сих пор не признаны «международным сообществом», которое все еще считает их частью грузинского государства.

Карта российской границы с Грузией и непризнанными республиками

По этой причине границы РФ с этими небольшими государствами и в 2019 году не являются общепризнанными.

С кем РФ граничит на суше

К важнейшим сухопутным соседям Российской Федерации относится норвежское государство. Граница с этим скандинавским государством идет по заболоченной тундре от Варангер-Фьорда. Здесь находятся важные электрические станции отечественного и норвежского производства.

Сегодня на высшем уровне серьезно обсуждается вопрос создания транспортного пути к этой стране, сотрудничество с которой началось еще в глубоком средневековье.

Немного южнее тянется граница с финским государством. Местность здесь лесисто-каменистая. Этот участок важен для России по той причине, что именно здесь осуществляется активная внешняя торговля. К выборгскому порту из Финляндии осуществляется транспортировка финских грузов. Западная граница РФ тянется от балтийских вод к Азовскому морю.

Карта западной границы России с указанием всех приграничных государств

К первому участку стоит отнести границу с прибалтийскими державами. Второй участок, не менее важный — граница с Беларусью. В 2019 году она продолжает оставаться свободной для транспортирования товаров и путешествия людей. Через этот участок проходит европейский транспортный путь, имеющий огромное значение для России. Не так давно было принято историческое решение относительно создания новой мощной газовой магистрали. Главной точкой считается п-ов Ямал. Магистраль будет проходить через Беларусь в страны западной Европы.

Украина имеет не только геополитическое, но и географически-важное значение для России. Учитывая сложную ситуацию, которая в 2019 году продолжает оставаться крайне напряженной, власти РФ делают все возможное для прокладывания новых железнодорожных путей. Но железная дорога, соединяющая Златоглавую с Киевом все еще не теряет своей актуальности.

С кем РФ граничит на море

К важнейшим водным нашим соседям следует отнести Японию и Соединенные Штаты Америки.

Карта морских границ Российской Федерации

Оба эти государства отделяются от Российской Федерации небольшими проливами. Российско-японская граница обозначается между Сахалином, Ю.Курилами и Хоккайдо.

После присоединения Крыма у России появились соседи и в Черном море. К таким странам стоит отнести Турцию, Грузию и Болгарию. К океаническим соседям РФ следует отнести, находящуюся по ту сторону Северного Ледовитого океана, Канаду.

К важнейшим российским портам стоит отнести:

  1. Архангельск.
  2. Мурманск.
  3. Севастополь.

От Архангельска и Мурманска берет начало великий Северный путь. Большая часть тамошних вод в течение восьми — девяти месяцев покрыта огромной коркой льда. В 2016 году, по распоряжению президента РФ, была начата подготовка к созданию подводной арктической магистрали. Как предполагается, для перевозки важных грузов эта магистраль будет использовать атомные подлодки. Разумеется, принимать участие в транспортировке будут только выведенные из боевого состава подлодки.

Спорные участки

В 2019 году у России все еще имеются неразрешенные некоторые географические споры. Сегодня в «географический конфликт» вовлечены следующие страны:

  1. Эстонская Республика.
  2. Латвийская республика.
  3. Китайская Народная Республика.
  4. Япония.

Если принимать во внимание то, что так называемое «международное сообщество» отрицает присоединение Крыма к России, игнорируя результаты проведенного в марте 2014 года референдума, то к этому списку стоит добавить и Украину. Кроме того, Украина всерьез претендует на некоторые кубанские земли.

Вопрос Приднестровья, также важного для нашей страны, в большей степени решается с Молдавской Республикой. Некоторые специалисты полагают, что «крымский вопрос» также актуален и для Турции. Продолжается спор и относительно Южной Осетии с Абхазией. Но эти страны не входят в состав РФ, поэтому этот вопрос рассматривается в ином аспекте.

Спорный участок границы России с Норвегией

Так называемый «арктический вопрос» в ближайшее время, похоже, будет только методом «тонкого троллинга» для некоторых морских соседей России.

Претензии Эстонской республики

Этот вопрос муссируется не столь усердно, как «проблема Курил». А претендует Эстонская Республика на правый берег реки Нарва, которая находится на территории Ивангорода. Также «аппетиты» этого государства простираются к Псковской области.

Пять лет назад между российским и эстонским государством был заключен договор. В нем было обозначено разграничение водных пространств в Финском и Нарвском заливе.

«Главным героем» русско-эстонских переговоров считается «Саатсеский сапог». Именно в этом месте проходит транспортировка кирпича из Урала в европейские страны. Некогда «сапог» хотели передать эстонскому государству, в обмен на иные части земли. Но по причине внесенных эстонской стороной существенных поправок наша страна договор не ратифицировала.

Претензии Латвийской Республики

До 2007 года Латвийская Республика желала получить территорию Пыталовского р-на, что находится в Псковской области. Но в марте был подписан договор, согласно которому этот район должен оставаться собственностью нашей страны.

Чего хотел и чего добился КНР

Пять лет назад была осуществлена демаркация китайско-русской границы. Согласно этому договору, Китайская Народная Республика получила земельный участок в Читинской области и 2 участка неподалеку от о.Большой Уссурийский и Тарабаров.

В 2019году между нашей страной и Китаем продолжается спор относительно Республики Тувы. В свою очередь, Россия не признает независимость Тайваня. Дипломатических отношений с этим государством нет. Некоторые всерьез опасаются, что Китайская Народная Республика заинтересована в разделении Сибири. Этот вопрос еще не обсуждался на высшем уровне, а темные слухи комментировать и анализировать очень сложно.

Карта границы Китая и России

2015 год показывает, что в ближайшем будущем серьезных географических трений между Россией и Китаем возникать не должно.

Морские спорные участки

«Морской» спор, ведущийся между Россией и Украиной, некогда касался не только Азова, но и пролива Босфор. На этом участке есть коса Тузла, которая до референдума, проведенного в 2014 году, была предметом для яростных дипломатических сражений. Важно понимать, что особой ценности коса Тузла не представляет. Это небольшой участок суши, облюбованный керченскими и темрюкскими рыбаками. Сегодня вопрос Тузлы все еще обсуждается. Но уже не с украинской стороной, а со специалистами, ведущими строительство Керченского моста.

Некогда между Россией, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменистаном велся серьезный спор относительно раздела Каспия. В 2003 году договор, заключенный между всеми сторонами спора был, наконец, подписан. Согласно этому договору, Каспийское море разделено частично, по срединной линии.

Российская Федерация является самым большим по площади государством на планете. Она занимает более 30% евразийского континента.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Рекордсменом является и по числу стран-соседей, которых насчитывается 18 с учетом частично-признанных республик. Проходит российская граница с другими государствами, как по суше, так и по морю.

Главные термины

Государственной границей называют линию, которая определяет пространственный предел суверенитета конкретной страны.

Фактически именно она определяет территорию страны, ее воздушного пространства, недр и суши.

Государственная граница играет огромную роль для любой страны. Именно внутри этой линии действуют законы конкретного государства, устанавливаются его права на осуществление добычи полезных ископаемых, рыболовство и т. д.

Выделяют два основных вида государственных границ и один дополнительный:

Возникновение государственных границ происходило вместе с возникновением и самих государств.

В современном мире большинство государств контролирует пересечение своих территорий и допускает это делать лишь через специализированные пункты пропуска.

Лишь государственные границы некоторых стран могут пересекаться свободно (например, стран-участниц Шенгенского соглашения).

Российская Федерация осуществляет их охрану с помощью подразделений Пограничной службы Федеральной Службы Безопасности России, а также ВС РФ (подразделениями ПВО и Военно-Морского Флота).

Общая протяженность

Перед тем, как разбираться с вопросом о том, каковы сухопутные и морские границы России следует обязательно определить их общую длину.

Надо учитывать, что в большинстве источников она приводится без учета территорий, которые появились у Российской Федерации после того, как в 2014 году в ее состав вошел Крым.

По данным Федеральной Службы Безопасности России общая протяженность с учетом тех, что возникли после присоединения Крыма, составляет 61667 км, до этого момента их длина составляла 60932 км.

Факт. Протяженность границ России больше, чем длина экватора.

Сколько по морю

Общая протяженность российских морских границ составляет с учетом присоединенного Крыма 39374 км.

Северные полностью приходятся на моря Северного Ледовитого океана. Всего на долю него приходится 19724,1 км. Еще 16997,9 км составляют границы по Тихому Океану.

Замечание. Важно правильно определять морскую границу. Она располагается на расстоянии 12 морских миль. Исключительная экономическая зона составляет — 200 морских миль.

На этой территории Россия не может запретить другим странам свободное судоходство, но имеет единоличное право заниматься промыслом, добычей ископаемых и т. д.

Судоходство по морям Северного Ледовитого океана — довольно сложная задача. Они круглый год находятся под дрейфующими льдами.

Фактически плавать в этих водах способны исключительно атомные ледоколы. С водами Тихого Океана ситуация с судоходством обстоит значительно проще.

По территории суши

Непосредственно по территории суши границы России имеют продолжительность 14526,5 км. Но следует знать, что к сухопутным относятся также речные и озерные.

Их протяженность у России составляет еще 7775,5 км. Наиболее длинной сухопутной границей является российско-казахстанская.

С какими странами

Россия является не только самой большой страной с огромной протяженностью границ, она еще и лидер по числу стран-соседей.

Всего РФ признает существование границ с 18 государствами, включая 2 частично признанные республики — Абхазию и Южную Осетию.

Замечание. Мировое сообщество считает Абхазию и Южную Осетию частью Грузии. Из-за этого государственные границы России с ними также не признаются.

РФ же эти регионы считает полностью отдельными самостоятельными государствами.

Приведем полный перечень государств, с которыми РФ имеет государственную границу:

  • Норвегия;
  • Финляндия;
  • Эстония;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Польша;
  • Белоруссия;
  • Украина;
  • Абхазия;
  • Грузия;
  • Южная Осетия;
  • Азербайджан;
  • Казахстан;
  • Монголия;
  • Китай (КНР);
  • КНДР;
  • Япония;

Япония и Соединенные Штаты Америки не имеют с Российской Федерацией сухопутных границ, а только морские.

С США они проходят по Берингову проливу и составляют всего 49 км. Протяженность российско-японской также не велика — 194,3 км.

Граница России с Казахстаном наиболее длинная. Она протянулась на 7598,6 км причем на морскую ее часть приходится лишь 85,8 км.

Еще 1516,7 км — это речная российско-казахстанская граница, 60 км — озерная.

Непосредственно на сухопутную ее часть приходится 5936,1 км. Самая короткая граница у России с Северной Кореей. Ее длина всего меньше 40 км.

Ответвление Транссибирской магистрали Улан-Удэ — Улан-Батор — Пекин пересекает российско-монгольскую границу. Ее общая протяженность также довольно велика и составляет 3485 км.

Отдельного внимания заслуживает и сухопутная граница с Китаем, протяженностью 4209,3 км.

Она является непосредственно сухопутной только на протяжении 650,3 км. А большая часть российско-китайской проходит по рекам — 3489 км.

Территориальные споры

Российская Федерация старается мирно решать вопросы относительно границ со своими соседями и большинство территориальных споров, возникших после распада СССР и даже во времена его существования были решены за последние 28 лет. Но все же полностью избежать подобных вопросов не удается.

В настоящее время действующие территориальные споры имеются у России со следующими странами:

  • Япония;
  • Украина.

Территориальный спор с Японией возник еще во времена существования Советского Союза, фактически сразу после окончания Второй Мировой Войны и попыток стран начать мирное сосуществование.

Касается он исключительно южных Курильских Островов (в Японии – «северных территорий»).

Япония настаивает на их передаче ей и отрицает установления над ними суверенитета СССР по итогам Второй Мировой Войны.

Наличие территориального спора с Японией привело к тому, что СССР, а позднее и Россия так и не смогли договориться с этим государством о подписании мирного договора.

В разное время предпринималось множество попыток разрешения спорного территориального вопроса, но все они не привели к результатам.

Но переговоры между государствами продолжаются и вопрос решается исключительно в их рамках.

Территориальный спор России с Украиной возник совсем недавно, после вхождения Крыма в состав РФ.

Новые украинские власти отказались признавать референдум, проведенный на полуострове, и объявили перешедшую к России территорию «временно оккупированной».

Подобную позицию заняли и многие страны Запада. В результате РФ попала под самые разные санкции.

Граница между Крымом и Украиной была установлена российской стороной в одностороннем порядке.

В апреле 2014 года уже после присоединения Республики Крым и Севастополя к Российской Федерации.

Украина в ответ объявила на территории региона свободную экономическую зону и установила соответствующие таможенные правила.

Хотя военного конфликта из-за территориальной принадлежности Крыма не последовало, отношение между РФ и Украиной стали крайне напряженными.

Со стороны последней предпринимались различные попытки дестабилизировать ситуацию в регионе. Мировое сообщество присоединение Крыма к России также практически не признало.

Со следующими странами территориальные споры были разрешены в ходе переговоров уже в истории современной России:

Латвия Она претендовала на территорию Пыталовского района Псковской области. Но по договору от 27.03.2007 г. он остался в составе РФ
Эстония Эта страна претендовала на территорию Печерского района Псковской области, а также на Ивангород. Вопрос разрешился 18.02.2014 г. подписанием соответствующего соглашения с указанием об отсутствии территориальных споров между странами
КНР Эта страна получила участок в 337 квадратных километров спорных территорий. После этого вопрос демаркации границ завершился в 2005 году
Азербайджан Спорный вопрос касался раздела гидроузла на реке Самур. Вопрос разрешился в 2010 году сдвигом границы с правого (российского) берега на середину реки

В большинстве случаев разрешения вопроса о спорных территориях проходит путем переговоров.

Большое усилие к этому прикладывают все стороны, включая Россию. Но иногда подобные вопросы поднимаются вновь, и все согласования приходится начинать заново.

Протяженность границ

Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции.

Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена давно.

Россия граничит с 16-ю государствами

  • Длина границы с Норвегией составляет 219,1 километра,
  • с Финляндией- 1325,8 километра,
  • с Эстонией- 466,8километра,
  • с Латвией - 270,5 километра,
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 288,4километра,
  • с Польшей (граница с Калининградской областью)- 236,3 километра,
  • с Белоруссией - 1239километров,
  • с Украиной - 2245,8километра,
  • с Грузией - 897,9 километра,
  • с Азербайджаном- 350 километров,
  • с Казахстаном - 7 598,6 километра,
  • с Китаем - 4 209,3 километра,
  • с КНДР - 39,4километра,
  • с Японией - 194,3 километра,
  • с США - 49 километров.

Сухопутные границы России

На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых - бывшие союзные республики.

Длина сухопутной границы России

  • с Норвегией составляет 195,8 километра (из них 152,8 километра - граница, проходящая по рекам и озерам),
  • с Финляндией - 1271,8 километра (180,1 километра),
  • с Польшей (граница с Калининградской областью) - 204,1 километра (0,8 километра),
  • с Монголией - 3 485 километров,
  • с Китаем - 4 209,3 километра,
  • с КНДР - 17 километров по рекам и озерам,
  • с Эстонией - 324,8 километра (235,3 километра),
  • с Латвией - 270,5 километра (133,3 километра),
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 266 километров (236,1 километра),
  • с Белоруссией- 1239 километров,
  • с Украиной - 1925,8 километра (425,6 километра),
  • с Грузией - 875,9 километра (56,1 километра),
  • с Азербайджаном - 327,6 километра (55,2 километра),
  • с Казахстаном - 7 512,8 километра (1 576,7 километра).

Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.

Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.

Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.

Самая протяженная сухопутная граница - с Казахстаном - проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее в Туркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.

Вторая по протяженности - граница с Китаем - проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.

Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали - Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.

Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян.

Морские границы России

По морю Россия граничит с 12-ю государствами.

Длина морской границы России

  • с Норвегией составляет 23,3 километра,
  • с Финляндией - 54 километра,
  • с Эстонией - 142 километра,
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 22,4километра,
  • с Польшей (граница с Калининградской областью) - 32,2 километра,
  • с Украиной - 320 километров,
  • с Грузией- 22,4 километра,
  • с Азербайджаном - 22,4километра,
  • с Казахстаном- 85,8 километра,
  • с КНДР - 22,1километра.

Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией - 194,3 километра, с США - 49 километров.

Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.

Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты - Владивосток и Находка.

Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.

Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.

В СССР большие порты в основном строились в прибалтийском регионе. Сейчас Россия может использовать их мощности только за плату. Самый крупный морской торговый флот страны - Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.

В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья - Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты - Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.

Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.

Приграничное население и сотрудничество

В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает 31,6 процента населения России. Население приграничных районов - 100 тысяч человек (по состоянию на 1993 год).

Под приграничным сотрудничеством обычно понимается государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы.

В развитии приграничного сотрудничества заинтересованы как старые приграничные регионы, так и новые. В последних периодически возникают проблемы, связанные с внезапным разрывом налаженных связей соседних регионов. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических объектов (например, энергозависимость Омской области от Казахстана). С другой стороны, в новых приграничных регионах постоянно увеличивается поток грузов, который может принести немало выгод, при условии больших вложений в соответствующую инфраструктуру.

Таким образом, приграничные регионы государств нуждаются в совместном социально-экономическом развитии, совместном использовании источников ресурсов, налаживании информационной инфраструктуры и восстановлении коммуникаций между населением.
Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества

Проблемы сотрудничества в граничных районах

Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества ее регионов, на уровне муниципального и местного самоуправления, оно, так или иначе, осуществляется во всех 45 приграничных регионах.

Не налаженные добрососедские отношения со странами Балтии не дают возможности для широкого развития приграничного сотрудничества на региональном уровне, хотя его необходимость остро ощущается населением приграничных районов.

Сегодня на границе с Эстонией для приграничного населения применяется упрощенный порядок пересечения границы. Но с 1 января 2004 года Эстония перешла на жесткий визовый режим, установленный Шенгенским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года.

Что касается регионального сотрудничества, то еще в июле 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, вкоторый вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. На территории Псковской области действует более двухсот предприятий с участием эстонского и латвийского капитала.

Литва ввела визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.

На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания).

В 1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования - к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.

Довольно напряженные отношения установились в кавказском регионе России и Грузии. В 2000 году были введены ограничения по перемещению между Грузией и Россией, что ощутимо ударило по жителям обеих республик Осетии. Сегодня на региональном уровне районы Северной Осетии установили приграничные связи с Казбекским районом Грузии, с августа 2001 года их жители могут пересекать границу без оформления виз.

Ситуация на дагестанском участке границы обстоит лучше: в 1998 году усилиями правительства Дагестана были сняты ограничения по пересечению государственной границы России с Азербайджаном, что способствовало снижению напряженности и активизации хозяйственных связей. Во исполнение межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Дагестаном и Азербайджаном подготовлено отраслевое соглашение - о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.

Расширение сотрудничества соседних регионов Казахстана и России связывается с вопросами окончания процессов делимитации и демаркации границ. Например Алтайский край активно сотрудничает с Китаем, Монголией и среднеазиатскими республиками СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Основные партнеры в приграничном сотрудничестве Алтайского края - Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Республики Казахстан. Объем внешнеторгового оборота Алтая с Казахстаном составляет около трети всего внешнеторгового оборота края. В качестве необходимой правовой базы для развития такого рода приграничного сотрудничества Россией рассматриваются двусторонние Соглашения о сотрудничестве между администрацией края и регионами Казахстана.

Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты. Перспективное направление в приграничном сотрудничестве России с Монголией - освоение месторождений рудных ископаемых, разведанных на западе страны. В случае реализации проектов прямого транспортного сообщения, возможного строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию создадутся необходимые энергетические и инфраструктурные условия для участия сибирских регионов в освоении сырьевых ресурсов Монголии. Этапом в развитии отношений стало открытие в феврале 2002 года Генерального консульства Монголии в Кызыле.

На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».

Бывшие жители островов и члены их семей - японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка.

Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими. Помощь японской стороны в строительстве электростанций иполиклиник можно рассматривать как акт доброй воли, а не как сотрудничество равноправных сторон.

Наиболее активными в развитии сотрудничества являются северо-западное и юго-восточное направления - «старые» приграничные регионы.

Сотрудничество в российско-финляндском пограничном регионе

Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия - участники приграничного сотрудничества с регионами финской стороны. Существует несколько программ сотрудничества: программа Совета министров Северных стран, программа Интеррег и Северное Измерение. Основополагающими документами являются Договоры об установлении дружественных связей между регионами и двусторонние планы сотрудничества.

В 1998 году на международном семинаре «Внешние границы ЕС - мягкие границы» в Йоэнсуу (Финляндия) правительство Республики Карелия предложило создать еврорегион «Карелия». Идея была поддержана лидерами приграничных региональных союзов и одобрена на высшем уровне обоих государств в том же году.

Цель проекта - создание новой модели трансграничного сотрудничества между региональными союзами Финляндии и Республикой Карелией. Задача - снятие барьеров, существующих в сотрудничестве между территориями, в первую очередь, развитие общения между жителями сопредельных регионов.

В структуре экономики еврорегиона «Карелия» основной отраслью является сфера услуг, как на территории финляндских региональных союзов, так и в Республике Карелия (по меньшей мере две трети работающего населения заняты в этой сфере). Вторыми по величине отраслями идут промышленность и строительство, затем сельское и лесное хозяйство.

Слабыми сторонами российской части региона, которые могут негативно повлиять на сотрудничество и должны непременно учитываться при тесном взаимодействии с финской стороной, являются сырьевая направленность промышленности, слабое развитие коммуникаций, локальные экологические проблемы и низкий уровень жизни.

В октябре 2000 года Карелия приняла «Программу приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001–2006 годы».

Правительство Финляндии одобрило и направило в ЕС Программу «Интеррег-III A-Карелия» на территории Финляндии. Тогда же, в2000году, была одобрена общая Программа действий на 2001–2006 годы и план работы на следующий год, в соответствии с которым для реализации намечено 9 приоритетных проектов. В их числе строительство Международного автомобильного пропускного пункта, развитие научного сотрудничества, развитие пограничных территорий Беломорской Карелии.

В январе 2001 года деятельность еврорегиона получила поддержку по линии программы ЕС Тасис - Еврокомиссия выделила 160 тысяч евро на проект еврорегион «Карелия».

На российско-финской границе существует упрощенный визовый режим.

Сотрудничество в российско-китайском пограничном регионе

Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю.

Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное10 ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).

В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.

В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы.

В конце ноября 1996 года открылись китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).

Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.

1 января 1999 года вступило в силу Положение о новых правилах регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных районов разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на три тысячи юаней (ранее - на одну тысячу).

Среди перспективных проектов - развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д.

Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества - развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

В прошлом году два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и Промышленно-торговый банк Китая заключили соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в течение одного дня на базе взаимно установленных кредитных линий.

На государственном уровне проводится политика культурного сближения стран-соседей: в Хабаровске открыто Генеральное консульство КНР, в средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и экономических партнеров.

Основной проблемой региона является опасение российской стороны демографического давления со стороны китайского населения. Плотность заселения приграничных районов с российской стороны крайне низка в абсолютных и относительных значениях по сравнению с плотностью заселения китайской стороны.

Из истории взаимоотношений приграничного населения

Российско-китайский и российско-корейский участки границы.

Хозяйственно-экономическая деятельность и торговля на границе Китая и Российской империи регулировалась следующими основными документами:

  • Айгуньский договор - разрешал взаимную пограничную торговлю проживающих по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств.
  • Пекинский договор - разрешал свободную и беспошлинную меновую торговлю на протяжении всей приграничной линии подданным России и Китая.
  • «Правила для сухопутной торговли между Россией и Китаем», подписанные на правительственном уровне в 1862 году на 3 года и подтвержденные затем в1869году, установили беспошлинную торговлю на расстоянии 50 верст по обе стороны русско-китайской границы.
  • Петербургский договор 1881 года подтвердил все статьи о «Правилах русско-китайской торговли на Дальнем Востоке», которые были зафиксированы в прежних договорах.

К концу XIX века приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений русского населения Дальнего Востока и Маньчжурии. Она, особенно в начальный период освоения края, играла исключительно важную роль. Первые поселенцы нуждались в самых насущных предметах личного и хозяйственного обихода. Казаки получали из Маньчжурии табак, чай, просо, хлеб, сбывая, в свою очередь, сукно, ткани. Китайцы охотно приобретали меха, посуду, серебро в монетах и изделиях.

Торговый оборот русского Дальнего Востока с Маньчжурией в 1893–1895 годах составлял 3 миллиона рублей и распределялся соответственно по областям: Амурская - один миллион рублей, Приморская - 1,5–2 миллиона рублей, Забайкальская - не более 0,1 миллиона рублей.

Установленный в приграничной полосе режим порто-франко (режим беспошлинной торговли), наряду с положительными моментами способствовал развитию контрабанды, которую китайские купцы широко использовали в своей деятельности. Ежегодно контрабандная утечка золота в Маньчжурию в конце XIX века равнялась100 пудам (что составляло 1 344 тысячи рублей). Стоимость контрабандного вывоза пушнины и других товаров (кроме золота) равняласьприблизительно 1,5–2 миллионам рублей. А на территорию Дальнего Востока из Маньчжурии контрабандой доставлялась китайская водка ханшин и опиум. В Приморскую область основной ввоз шел по реке Сунгари. Например, в 1645 году в Приморскую область было завезено 4 тысячи пудов опиума на сумму до 800 тысяч рублей. Контрабанда спирта из Приамурья в Китай в 1909–1910 годы оценивалась приблизительно в 4 миллиона рублей.

В 1913 году Российское правительство продлило Петербургский договор (1881) на 10 лет, исключив статью, предусматривающую беспошлинную торговлю в пределах 50-верстной приграничной полосы.

Помимо приграничной торговли казаки сдавали в аренду китайцам и корейцам земельные паи. Происходило взаимовлияние земледельческих культур китайцев, корейцев и русских. Казаки научились выращивать сою, бахчевые культуры, кукурузу. Китайцы использовали казачьи мельницы для помола зерна. Еще одна форма сотрудничества - наем в казачьи хозяйства китайских и корейских сельскохозяйственных работников, особенно в сезонные периоды с/х работ. Отношения между хозяевами и работниками были хорошие, бедные китайцы охотно использовали возможности для заработков в казачьих хозяйствах. Это тоже формировало добрососедские отношения по обе стороны границы.

Казаки, проживавшие на границе, имели крепкие, экономически развитые войсковые, станичные и поселковые хозяйства, хорошо налаженные хозяйственные, торговые и культурные связи с населением сопредельной территории, что позитивно сказывалось и на общей обстановке в русско-китайском приграничье, и на самой границе. Многие уссурийские и амурские казаки хорошо говорили на китайском языке.

Добрососедские отношения проявлялись в совместном праздновании русских, православных и китайских праздников. Китайцы приходили в гости к своим знакомым казакам, казаки ходили праздновать китайский Новый год. Особых проблем с посещением знакомых на сопредельной стороне не было, граница в этом плане была больше условной, все посещения были под контролем казачьего населения и местного начальства.

Конечно, на местном уровне возникали и конфликты. Известны случаи воровства скота, сена, использования сенокосных угодий другой стороной. Отмечались случаи контрабандного провоза спирта казаками на сопредельную территорию и сбыта его через своих знакомых. Нередко возникали споры по рыбной ловле на реке Уссури, озере Ханка. Конфликты разбирались атаманами и станичными правлениями или через пограничного комиссара Южно-Уссурийского края.

Все данные о протяженности государственной границы по информации Федеральной пограничной службы РФ.

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Северное ожерелье. По рекам и озерам северо-запада России