Гиды-переводчики за рубежом. Подготовка гидов в Израиле. Курсы турагентов Как стать гидом в израиле

Первый гид по Израилю – он как отец родной. От него зависит твое первое, а впрочем, и второе, и вообще впечатление от нового мира – мира Израиля. Для меня Израиль – не просто страна – это целая вселенная, куда я каждый раз приезжаю за новой частичкой счастья и порцией вдохновения. Влад, пожалуй, один из лучших гидов по Израилю, которых я знаю. Слушать его можно часами, днями, месяцами. Он начинает говорить, и ты словно окунаешься в волшебную сказку – переплетение исторических фактов и собственного воображения. Путешествие с Тельманом по Израилю – бесценно.

Впервые я увидела Влада в Бен Гурионе, он был нашим таглитовским гидом. Он встретил нас – разношерстную группу из 40 московских туристов, быстренько собрал в круг и научил нашим первым словам на иврите – «ахим» – братья и «симха» – радость. Мы громко их пели и кружились.

Как тебе пришло в голову становиться в круг с группами прямо в аэропорту? Я до сих пор это помню.

Я и двое моих коллег придумали это лет десять назад, чтобы сразу показать, что Израиль это другая страна, и в ней многое можно – даже петь и танцевать в вестибюле международного аэропорта.

Чем ты занимался в России?

Я из Питера. Закончил институт имени Герцена, два года проработал учителем русского языка и литературы пока был студентом. Потом быстро стало понятно, что это совершенно не приносит денег, и я стал заниматься совершенно другими делами. К 25 годам я репатриировался в Израиль. Это было в 2000 году.

Когда ты стал осознавать, что ты еврей?

В 14 лет я узнал, что я еврей, но до 25 совершенно не представлял, что это такое. Само слово «еврей» было знакомо, его часто произносили, но что это такое я узнал только в Израиле. Изначально я стал себя воспринимать как израильтянина, и только потом пришло понимание о том, что такое еврейство и иудаизм.

Что для тебя значит быть евреем?

Ответственность, как бы это высокопарно ни звучало, изначально перед собой, ответственность перед народом Израиля и ответственность в исполнении заповедей Вс-вышнего.

Что ты делал, когда приехал в страну?

По совету я приехал в Ашкелон на программу «Така» – это программа подготовки для учебы в университете, там я жил и учился, но все выходные и свободное время проводил в Иерусалиме. Я как-то сразу понял – это мое место. И потом, спустя 10 месяцев, переехал.

Как ты понял, что именно Иерусалим – это твой город?

Никакой логики в этом нет. Если ты можешь объяснить, чем это место или человек тебе нравятся – то они тебе просто нравятся. В любви же нет никакой логики, ее невозможно объяснить.

Чем ты занимался после программы?

Я стал всеми путями добиваться, чтобы меня призвали в армию. Практически я занудством этого добился – полтора дня я просто мучил разных командиров и таким образом добрался до начальника военного стола, а ему уже не было куда бежать. Говорил я ему, что хочу, надо, должен, имею права. И в итоге – отслужил в десанте.

Что для тебя – армия?

Армия – это не только служба, но и образовательный организм. В России такую роль играют школа, а скорее даже университет. Когда встречаются два израильтянина, то второй вопрос – «Где ты служил?». Тут-то и выясняется куча общих знакомых, приятелей, друзей, и если человек говорит, что не служил, то всегда есть секундная заминка. Скорее всего, не будут спрашивать, почему не служил, но эта пауза – легкое недопонимание останутся.

Есть такие слова – долг и патриотизм. Здесь их не произносят, но ими живут. Это именно то, что отправило меня служить. Я считаю, что до сих пор должен своей стране в тех или иных формах. По большому счету армия – это общественный гиюр, но именно в значении израильтянина, а не в значении иудаизма.

Как так вышло, что ты стал гидом?

После армии пошел учиться в колледж Адасса в Иерусалиме и во время учебы, несмотря на то, что три года обучения оплачивает государство, я подрабатывал – ведь жить-то на что-то надо. Я стал сопровождать туристические группы в плане логистики, и работать как мадрих, заниматься неформальном образованием. В какой-то момент ребята, с которыми я работал, разглядели во мне гида, и сказали – иди и получай специальное образование – т.е. профессиональные курсы. В том, что я стал гидом больше заслуга моих тогдашних коллег, чем моя собственная. Они очень верно меня направили на этот путь.

Где и как учатся на лучшего гида в Израиле?

От Министерства туризма есть профильные курсы. Я учился в Иерусалиме, но от Хайфского университета. Курсы гидов – это два года обучения – два раза в неделю занятия с пяти до девяти вечера, и один день в неделю – экскурсия на целый день в разные места Израиля. За эти два года обучения нужно получить общую базу, а также изучить географию, мировую историю, политику, геологию, ботанику, археологию, геоморфологию, религию, причем не только иудаизм, но и ислам, христианство и его разные направления, католицизм, протестантизм, православие, а также религию бахаев и друзов. Также нужно изучить историю Израиля и все, что связано тем или иным образом с иудейским государством. Это очень большой исторический пласт: от сотворения мира, османов и крестоносцев, Византии, Эфиопии, Царицы Савской, разных племен до наших дней. Базово все это нужно знать. Впервые учился в месте, где мне было неприятно, если я по каким-то причинам пропускал занятия. У нас была очень сильная группа студентов и преподавателей, и интересные уроки.

Дальше все время учишься, учишься и снова учишься. Каждый закончивший курс отправляется на два экзамена – письменный и устный. Сначала письменный экзамен: в первой его части надо ответить по американской системе на немалое число вопросов, а во второй – по заданным данным простроить двухдневную экскурсию, где экзаменуемый полностью описывает маршрут, места посещения и темы рассказов, логистику, историю этого места и все, что может быть с ним связано.

Если ты проходишь письменную часть, то тебя допускают до устного экзамена, на котором сидят 4 экзаменатора из действительно работающих гидов. Экзаменуемый готовит свою тему и выступает с ней 5-7 минут, а потом отвечает на вопросы,по всем темам двухлетнего обучения. билетов для предварительной подготовки нет, заранее ты не знаешь, что спросят и должен быть готов ответить на все. Я до сих пор помню этот экзамен – все очень серьезно, на кону два года обучения и возможность получения лицензии. Сейчас я сам экзаменатор и знаю, какими мы можем быть строгими. Но справедливыми.

Как ты стал лучшим гидом Израиля? И как ты находишь клиентов?

Я начал работать с образовательными компаниями еще до того, как стал гидом, потом – в туристической компании, где занимался логистикой, отсюда и пришли знакомства. Я никогда не рекламировал себя, информация переходила из уст в уста, и недостатка в клиентах не было.

Как сейчас обстоят дела с туристическим рынком? Сколько стоит экскурсия?

Я читаю экскурсии на русском и иврите. А поток русскоговорящих туристов сейчас обрушился, и даже те, кто приезжают, не всегда готовы платить гиду. Официальная цена экскурсии, назначенная министерством туризма, начинается, в зависимости от маршрута, от 200-250 долларов, если без машины. Если я везу на автомобиле, то получается дороже. При этом, 250 долларов это не сумма, которая идет целиком в карман гида, я с этих денег плачу налоги, отчисления. Именно по-этому есть довольно насущная проблема – хаперы.

Кто это?

Хаперы – это люди, которые где-то побывали вместе с гидом или группой, и считают, что они в состоянии провести экскурсии и незаконно работают за деньги. Министерство туризма сейчас начинает с этим бороться, ведь считается, что гиды это непосредственные представители Израиля. А хаперы и гиды, даже не знаю, с чем сравнить, наверное, это как китайская зажигалка и фирменная «Зиппо».

Ты любишь свою работу?

Я очень люблю свою страну, мне дико интересно все, что связано с историей, религией, изменениями. Эта работа не дает мне ни на секунду затормозиться в развитии, остановится в изучении – у меня просто не получается. Сейчас, например, я закончил еще одну степень в Хайфском университете, где у меня были такие курсы для гидов, как «морская археология». Вообще, учится в Израиле и интересно, и принято. Иронично-скептическое “ты что, вечный студент?” – здесь просто не поймут.

Что ты узнал, например, из курса «морской археологии»?

В 2014 году дайверы нашли в Кесарии немалый клад, порядка двух тысяч золотых монет чеканки эпохи Фатемидов – и это прикольно, ведь все, что нашли в Израиле – все принадлежит стране. Сейчас эти монеты выставлены в музее Иерусалима.

Скажи, что стоит посетить, тем, кто был в Израиле много раз, и все, что рекомендуют в путеводителях уже посмотрел?

Таких мест не мало. У подножия Иерусалимский гор есть немалое скопление рукотворных пещер времен восстания против Рима (132-135 год н.э.). В пещерах евреи жили и партизанили против римских войск. В этом восстании евреи, под руководством военного лидера Бар Кохбы и духовного лидера раби Акивы освободили Иерусалим. Все знают восстание 66–73 года, потому что Иосиф Флавий, как очевидец, это довольно подробно описал. Данных о втором восстании на порядок меньше. Во втором веке Бар Кохба освободил Иерусалим – они чеканили деньги, и всячески развивали регион, но потом Рим снова берет свое, и Иерусалим попадает под власть империи.

Иерусалим разрушен, а Иудея не только уничтожена и сожжена, но и переименована императором Адрианом в Палестину. Часть этих пещер открыта для посещения, и я часто вожу туда туристов: чтобы поползать по секретным ходам и ощутить себя частью древней истории.

Еще можно посетить один из прекраснейший еврейских некрополей – Бейт Шеарим. Там есть потрясающие пещеры, саркофаги и истории.

Очень интересно собственными глазами увидеть Махтеш Рамон – да, именно это ивритское слово стало термином, который используют все ученые мира – это эрозийное образование в кратере в пустыни Негев, вымоина недалеко от Мицпе Рамона. Там на срезе можно увидеть все пласты земли, начиная от первого дня после застывания лавы до дня сегодняшнего.

Что еще не посещают обычно туристы?

Исчезнувший древний народ королей пустыни – набатеи, оставили после себя несколько городов. Столица – Петра в Иордании, а остальные в Израиле, в пустыне. Эти города – Шифта, Ницана, Авдат, Мамшит, Халуца. Туда можно приехать и посмотреть – сейчас это национальные заповедники, которые охраняются государством. Там есть постройки до византийского и раннемусульманского периода включительно. Среди строений можно увидеть и ранние церкви, органично вписавшиеся в культуры предыдущих эпох. Находясь в этих городах даже человек, далекий от истории, сможет легко понять выбор места возведения города, оборонительную стратегию, систему планировки и прочее. В городе Авдат, например, есть система пещер, которые использовались как хранилища, части домов и водосборники.

Древний город Авдат находится в пустыне Негев, недалеко от кибуца Сде Бокер. И кстати, еще одна точка посещения, до которой мало кто добирается. Там очень яркая, дикая природная красота. С возвышенности открывается вид на пустыню совершенно необычных цветов – от черного и красного до пепельно-золотого.

Киббуц Сде Бокер известен не только своими природными красотами, но и тем, что там похоронен, согласно его завещанию, первый премьер министр Израиля – Давид Бен-Гурион. Он провел немало времени в Европе, Америке и Турции, но видел будущее еврейского государства в Земле Израиля и развитии пустыни. Именно поэтому он жил в Сде Бокер последние годы, и был там похоронен вместе с его женой Полой.

Недалеко от этого кибуца проходит самый длинный в Израиле туристический пешеходный маршрут, который на иврите называется – швиль Израэль – или тропа Израиля. Начинается она с расположенного на севере кибуца Дан и заканчивается в Эйлате. Пройти этот маршрут, протяженностью 1040 км, целиком занимает 2-2,5 месяца. Тропа захватывает большую часть красот Израиля: ручьи, речки, пустыня, горы, леса, замки крестоносцев. Некоторые делают его кусками, но практически в любом месте, он проходит по совершено волшебным местам.

Замки крестоносцев, это очень интересно, где они расположены?

Например, на севере Израиля в 35 км от Хайфы есть замок МоНфор, который являлся резиденцией великих магистров Тевтонского ордена. Еще точка, связанная с крестоносцами, до которой обычно не добираются – Карней Хиттин, который находится рядом с озером Кенерет или, как его еще называют, Галилейским морем. 4 июля 1187 года у подножия этого холма произошла знаменитая Битва при Хаттине. Войска великого воина султана Салах ад-Дина и армии крестоносцев, возглавляемая королем Иерусалимского королевства Ги Де Лузиньяном схлестнулись в бою. Та битва закончилась победой мусульман и, по сути, – началом заката королевства крестоносцев. В том же году войска Салах ад-Дина взяли Иерусалим.

После захвата святого города Ричард Львиное Сердце понимал, что ему нужно укрепить позиции в портах Акры и 7 сентября 1191 года, во время Третьего крестового похода состоялась Битва при Арсуфе. В войске крестоносцев было около 40 тыс. человек, а в войске мусульман – айюбидов Салах ад-Дина – около 50 тыс. человек. Город Арсуф, недалеко от современной Герцлии – место последнего решающего боя армии крестоносцев и мусульман, в котором последние победили, тоже интересно посетить. Сейчас там находится Археологический парк Аполлония.

Еще одна точка находится по дороге от Мертвого моря к Иерусалиму, буквально в десяти минутах езды от Иерихона. Место, которое мусульмане отмечают как могилу пророка Моисея – по-арабски – Наби Муса. Согласно еврейской и христианской традиции, местонахождение захоронения Моисея неизвестно. Тора заканчивается словами – “И умер там Моше, раб Господа, на земле Моава, по слову Господа; и погребен был в долине на земле Моава, против Бет-Пеора; и не знает никто могилы его до сего дня” (Втор. 34:6). По одной из версий, исходя из политических мотивов: мусульмане создали в 13 веке место, отмечающее могилу пророка: так как в мусульманстве и иудаизме используется лунный календарь, который движется, а день памяти Моисея является фиксированным, то это уравновешивало количество мусульман, христиан и иудеев в Иерусалиме в дни весенних праздников Пасха и Песах.

Если говорить о культурном наследии – Музей еврейской музыки совсем недавно открылся в Иерусалиме. Там собраны инструменты, на которых играли евреи во все времена и во всем мире.

Расскажи, пожалуйста, свою любимую гидовскую байку?

Раньше я вел ЖЖ, из которого однажды кто-то выдрал все истории, соединил вместе и дал заголовок “Из записок израильского гида” и отправил гулять по просторам интернета. Но, поскольку, ты просишь такую, которая не издавалась, то вот одна из самых актуальных.

У меня была группа американских евреев, мы были в иудейской пустыне, на Масаде. Доминирующим персонажем в группе была Сара – очень большая и очень шумная, женщина. И вот мы стоим перед спуском с Масады, и вдруг замечаем, что мужа Сары, тихого, маленького мужичка – нет. И тут Сара начинает кричать на всю иудейскую пустыню:
– Моисей, где тебя носит? Народ ходит по пустыне, и хочет в Иерусалим, а ты не пойми где шляешься! Ко мне, Моисееееей!!!

Меня зовут Анна Берова. Я журналист, дайвер, маркетолог и пиарщик. Сейчас то, чем я занимаюсь модно называть «специалист по коммуникациям». Я очень люблю писать, а еще больше – Израиль. Даже не знаю, в каком порядке более правильно. Писать об Израиле, рассказывать о его красотах, тайнах, секретах, людях, обычаях, традициях для меня – истинное удовольствие. Уверена, что и читать вам будет интересно, приятно и полезно.

В 2014 году Министерство туризма Израиля провело 250 операций по выявлению гидов, работающих без лицензий. Было оштрафовано 11 человек

Израиль – страна необъятных туристических возможностей, а значит и профессия гида пользуется популярностью. Но для того, чтобы стать профессиональным экскурсоводом необходимо пройти обучение и получить официальную лицензию от Министерства туризма. Не секрет, что не все те, кто показывает туристам достопримечательности, обладают необходимым документом и уровнем подготовки. Очень многие работают «по черному», нарушая законодательство.

В последние годы Министерство туризма Израиля усилило контроль за соблюдением установленных правил: в прошлом году отделом надзора минтура было проведено 250 операций по выявлению «черных» гидов. В результате, 11 нарушителей было оштрафовано.

Есть еще новшество: теперь сами экскурсоводы смогут сообщать о своих непрофессиональных коллегах «куда следует». Им нужно будет заполнить специальный бланк, который впоследствии будет использоваться в качестве доказательств при наложении штрафа.

По мнению министра туризма д-ра Узи Ландау, «порядок в этой сфере также важен, как важна и роль самих гидов»: «Именно от экскурсоводов туристы получают информацию напрямую, поэтому необходимо чтобы в этой сфере были заняты исключительно профессионалы».

В 2014 году отдел надзора Министерства туризма провел около двухсот операций по выявлению гидов, работающих без лицензии. В рамках этой деятельности инспекторами минтура были проверены 1500 туристических групп по всей стране. Также, по особому распоряжению министра, во время осенних праздников (праздников месяца Тишрей) было проведено еще 50 операций и проверено около 500 групп. В результате в прошлом году было задержано и оштрафовано 11 человек, работающих без лицензии. По мнению самих экскурсоводов, число «черных» гидов существенно сократилось. Кроме того, была проведена проверка десяти туристических агентств, которые, согласно поступившей информации, нанимали на работу непрофессиональных экскурсоводов. Согласно закону о предоставлении туристических услуг, гид, работающий без официальной лицензии, может быть оштрафован на 3000 шекелей, а туристическому агентству придется заплатить 9000 шекелей.
Существенную помощь в выявлении нарушителей закона Министерству туризма оказали тысячи лицензированных гидов, работающих на различных туристических площадках на постоянной основе. На этой неделе было подписано соглашение о сотрудничестве между Минтуром и Ассоциацией гидов Израиля, в соответствии с которым представители Ассоциации будут участвовать в подобных операциях наравне с полицейскими. Кроме того, впервые Министерство туризма предоставило возможность сообщать о незаконной деятельности посредством специального бланка, который также будет служить доказательством в случае наложения штрафа.

Для справки. В Израиле действуют около 5000 гидов, официальная же лицензия на предоставление подобных услуг от Министерства туризма имеется у 7000 человек. Чтобы получить лицензию израильского гида необходимо учиться в течение двух лет на специальных курсах на академическом уровне, включающих более 600 часов обучения и 83 дня практики, и затем сдать экзамен. В среднем около 65% успешно выдерживают экзамен и получают лицензию, которую необходимо обновлять каждые два года. Кроме этого, ежегодно гидов обязывают проходить курсы повышения квалификации. В рамках учебной программы будущие гиды знакомятся со страной, овладевают профессиональными навыками, изучают основы туризма, получают общие знания, необходимые для работы. Чтобы поступить на курсы необходимо предоставить полный аттестат зрелости, а также пройти индивидуальное собеседование.

В связи с дефицитом гидов, владеющих китайским языком, и на фоне увеличения числа туристов из Китая (недавно были открыты прямые авиарейсы) Министерство туризма решило принять участие в финансировании недавно открытых курсов для экскурсоводов, которые будут работать с туристами из Поднебесной. Кстати, для русскоговорящих гидов еще в 2009 году был открыт адаптированный курс, выпускной экзамен по окончании которого можно было проходить на родном языке.

Текст и фото: Элеонора Хризман


Курс длится 2 года, это серьезная академическая подготовка. Вступительный экзамен- письменно- устный, то есть надо написать ОТ РУКИ небольшой рассказ- на любую тему, а потом устное собеседование.

Условие для приема- разумеется, знание языка, необходимое для понимания всего объема знаний. Экзамен достаточно сложный, но на начальном этапе принимают практически всех заявившихся и оплативших. Курс стоит примерно 6000 долларов. Включает в себя 2 дня занятий в классе и 80 экскурсий. Для поступления достаточно иметь среднее образование, то есть закончить общую среднюю школу. Преимущества у обладателей второй степени(т.е полное высшее, как у меня) нет. Насчет иностранцев- не знаю, но постараюсь узнать.

Занятия- 2 дня в неделю по 5 часов в классе и полный день экскурсия- до 12 и больше часов. Всего 80 экскурсий. Занятия контролируются очень строго, за 2 года разрешено пропустить 4 экскурсии. После каждой - отчет. Половину я накалякала(в полном смысле слова) на иврите, потом мне разрешили сдавать по- русски. По всем темам проходят внутренние экзамены- составляются профессором, который вел курс, и как правило, не повторяются- фиг спишешь. Таких тоже около20(от преистории до современности).У нас была очень сильная группа, отсеялся за время учебы из 30 только 1, как правило сдаются раньше по 3-4- человека.Деньги не возвращаются, только если уходишь практически на второй неделе.

Лицензия выдается на право работы в любом музее, только в некоторых ограничения, например в мемориале, посвященному Холокосту я не смогу вести экскурсию для школьников или солдат. Там работают свои гиды.

Как правило гиды и не особо стремятся сами проводить экскурсию, это время для передыха.(по себе знаю).

Лицензия продлевается раз в 2 года, надо принять участие в каком-нибудь дополнительном семинаре. Сколько стОит- узнаю. Посещение обязательно, список семинаров предоставляется, платить тоже обязательно.

На самом деле тур гид в Израиле обязан знать всю историю, культуру, все основные туристические места(иудаика, христианство,ислам), животных, растения, геологию, геоморфологию, основные места кормежки и перекусов, туалеты и тд. Поэтому по идее я могу провести экскурсию в любом месте, но как правило гиды выбирают район или специализацию.
В любое туристическое место я могу пройти бесплатно. Плюс скидка в ресторанах. Театр и кино- платно.

Насчет тур полиции- пока не знаю, отлавливают или нет- тоже пока не в курсе. В нашей группе было два парня, которые вели экскурсии несколько лет, по- моему, одного из них вловили и ОБЯЗАЛИ получить лицензию, поскольку там была история с травмой туриста и у нашего парня не было обязательной страховки. По моему- что-то там было связано с крупным штрафом по суду.

Как правило гиды работают от фирмы, зарплата минимум 220 долларов день. Почасовой оплаты нет.

Мой друг работает и от фирмы (в автобусе) и частным образом- от агента напрямую. У него мини-вэн на 7 человек, он берет от 500 до 700 долларов в день.Он состоит в профсоюзе гидов, имеет льготы на парковку, и весь соцпакет.Налоги платит исправно.
Думаю, что можно работать и частным образом "с друзьями", но придется платить за все платные места и за себя тоже.И опять же- вся ответственность на тебе, если что.

Демпингуют сейчас арабы- они готовы брать за работу в 2, а то и в 3 раза меньше, но это англоязычный рынок.Никак не контролируется,(насколько мне известно) у арабов, которые закончили израильский государственный курс есть право на работу, одинаковое с израильтянами.

А вот на палестинской территории например в Вифлееме, я как израильский гид на иврите(английском) работать не могу, а по- русски- могу))).

Финальный экзамен- очень сложный, 2 части, письменный, и если проходишь через 2 мес-устный.так что на дурака не проскочишь, а за попытку занести в клювике можно вообще лишиться лицензии насовсем. Во всяком случае, мне такие случаи не известны, может и были в истории.

Гиды-переводчики за рубежом (в алфавите стран)

-
-
- );

- Италия :
- ,
- ,
- ,
- ,
- ,
-

-
-

125 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо

Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. Павел Платонов

165 лет
Завершение деятельности первого состава РДМ в Иерусалиме

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

160 лет
Паломничество великого князя Константина Николаевича на Святую Землю

130 лет
Поднятие флага ИППО над Сергиевским подворьем в Иерусалиме в честь дня рождения вел.кн. Сергея Александровича


Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): история и современность. Павел Платонов 150 лет
Освящение домовой церкви РДМ в Иерусалиме

Статьи и интервью

Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов

Святая Земля

Информационные партнеры

Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму

Курс усовершенствования квалификации для лицензированных гидов от министерства по туризму Израиля на тему

"Русские в Иерусалиме от древних времен до наших дней":

Горненский монастырь, Александровское подворье, Русская Духовная Миссия,

церковь св. мученицы Александры, Троицкий собор, Сергиевское подворье

Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества, не в первый раз взаимодействует с различными израильскими научными, образовательными и общественными организациями. Это прежде всего, Иерусалимский университет, школа по туризму в Хайфе, институт «Яд-Бен Цви», занимающийся исследованиями в области истории и культуры Святой Земли и Иерусалима. Читались также лекции в рамках Сергиевских чтений для профессорско-преподавательского состава Хайфского техниона и других организаций.

С 2014 года началось сотрудничество на постоянной основе между Иерусалимским отделением ИППО и министерством по туризму государства Израиль. Отдел министерства туризма по профессиональной подготовке лицензированных гидов и повышению их квалификации обратился к председателю Иерусалимского отделения ИППО П.В. Платонову с просьбой провести в качестве преподавателя выездное занятие по русским местам Иерусалима на языке иврит.

На занятие под общим названием «Русский след в Иерусалиме» собралось 48 человек, интересующихся темой русского присутствия в Иерусалиме, среди которых были как русскоговорящие, так и ивритоговорящие гиды, которые ведут экскурсии на разных языках для миллионов гостей из многих стран мира. В качестве преподавателя вместе с Павлом Платоновым дипломированным гидом в Израиле выступил доктор Ияль Мирон - известный израильский гид, исследователь Святой Земли, преподаватель Открытого Еврейского университета, Иерусалимского кампуса школы по туризму, который на постоянной основе проводит в сотрудничестве с министерством по туризму Израиля практические занятия по различным археологическим паркам Святой Земли, а также читает лекции по истории ислама, периоду крестоносцев в Святой Земли и на многие другие темы.

Начался учебный день с посещения Горненского русского женского монастыря в Иерусалиме в селении Эйн-Керем, основанного знаменитым собирателем Русской Палестины, начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) в 70-е годы XIX века. Здесь вниманию курсантов предстала живая история возникновения этого чудесного русского места на юго-западной окраине Иерусалима. Также были посещены и исследованы три храма на территории Обители: Казанский храм (1883 г.), подземный св. Иоанна Предтечи (1987) и Собор Всех святых на земле Российской просиявших (1910-2007 гг.), строительство которого по разным причинам затянулось почти на 100 лет.

Продолжилось занятие посещением Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима, недалеко от храма Гроба Господня. Здесь на первом русском месте в Иерусалиме, приобретенном еще в 1858 году русским консулом В.И. Дорогобужиновым в собственность Российского Императорского правительства, была раскрыта удивительная и многогранная история «Русских раскопок» - от упоминания прусского консула Шульца в 1843 году, предварительных работ Палестинского комитета (1860-1864 гг.) до полного завершения полевых работ и исследований усилиями Императорского Православного Палестинского Общества (1883-1884 гг.) с участием членов Общества Конрада Шика и наблюдавшего за раскопками архимандрита Антонина (Капустина). Была отмечена также роль западных археологов, проводивших здесь археологическую разведку: итальянца Э. Пьеротти (1860 г.), французских исследователей - графа Ш.М. Вогюэ (1861 г.), Ш. Клермон-Ганно (1874 г.), и английских археологов - В. Уилсона (1864 г.) и Б. Кондора (1872 г.).

Сложная составляющая археологических находок на русском месте, в которой переплетены эклектические фрагменты различных периодов, создают определенные проблемы в точной датировке найденных ценностей и временных эпох. Однако преподаватели курса постарались донести объективную историческую картину, рассмотрев все возможные версии, как археологии XIX, так и современных исследователей. Также была полностью представлена история Александровского подворья с Порогом Судных Врат и церкви св.благ. Александра Невского от его возникновения и до наших дней, отмечены художественные шедевры русских художников Н.А. Кошелева и В.Ф. Пасхина.

Следующим объектом посещения стал храм св. мученицы царицы Александры - историческое здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Домовая церковь во имя мученицы и царицы Александры была освящена 150 лет назад, 28 июня 1864 года. Название своё храм получил во имя небесной покровительницы императрицы Александры Федоровны, супруги царя Николая I. Строительство церкви было осуществлено в рамках общей программы основания Русских построек Палестинским комитетом на Мейдамской площади Иерусалима, осуществлявшейся в период с 1860 по 1864 годы.

Затем группа посетила Свято-Троицкий собор Русской Духовной Миссии, построенный знаменитым русским архитектором М.И. Эппингером тоже в 1864 году, но освященный лишь в 1872 году. Освящение совершил Иерусалимский патриарх Кирилл II в сослужении четырех иерархов Иерусалимской православной церкви и начальника Миссии архимандрита Антонина (Капустина). Освящение откладывали в ожидании приезда высочайших гостей из России. Им стал великий князь Николай Николаевич (Старший) со свитой. Резной иконостас был изготовлен в 1869 году в Санкт-Петербурге. Его автор Н. А. Леонтьев в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке получил серебряную медаль. Позолоченные царские врата были пожертвованы председателем Палестинского комитета великим князем Константином Николаевичем. Иконы, вошедшие в царские врата, были написаны знаменитым русским художником Н.А. Кошелевым, автором живописного Страстного цикла в Александровском подворье.

Завершающим местом для подведения итогов информационно насыщенного занятия стало Сергиевское подворье в центре западного Иерусалима, построенное Императорском Православным Палестинским Обществом в 1889 году. Хотя в настоящее время на время масштабного ремонта Сергиевское подворье закрыто для посещения, для гидов, повышающих свою квалификацию, было получено особое разрешение.

В историческом помещении русской бани, где сейчас оборудован штаб реставрации подворья, была проведена лекция в рамках Сергиевских чтений ИППО на тему «Русские паломники на Сергиевском подворье в Иерусалиме». Была подчеркнута особая роль первого уполномоченного ИППО в Иерусалиме Дмитрия Дмитриевича Смышляева, руководителя работ на Сергиевском и Александровском подворье.

Подводя итог, все присутствующие отметили важность проведения подобных мероприятий, раскрывающих историю Русского Иерусалима.

Особо следует подчеркнуть просветительский компонент таких занятий, в рамках которых Иерусалимское отделение ИППО получает широкую возможность для популяризации правдивой истории Общества. Павел Викторович Платонов как член ИППО имеет личные контакты со многими исследователями-историками, сам является автором множества статей по истории русского присутствия в Палестине до революции. Его статьи и других членов ИППО широко доступны на трех сайтах, главным редактором которых он является (сайт Иерусалимского отделения ИППО , Россия в красках , Православный поклонник на Святой Земле), публикуются в печатном издании Иерусалимского отделения "Иерусалимский вестник" , ими охотно пользуются русскоязычные гиды, но гиды, не владеющие русским языком, не имеют возможности с этими материалами познакомиться. А ведь именно экскурсоводы несут (или не несут по незнанию) туристам и паломникам, приезжающим на Святую Землю со всего мира, исторические сведения о Русской Палестине и Императорском Православном Палестинском Обществе, поэтому пользу от просветительской деятельности отделения ИППО в Иерусалиме в сотрудничестве с минтуром Израиля трудно переоценить. Это работает на международный авторитет не только Общества, но и всей России.

Традиция занятий в рамках таких курсов будет продолжена летом 2015 года.


Арье Парнис, экскурсовод в Израиле, веду индивидуальные туры и
групповые экскурсии по Израилю на русском языке,
показываю Израиль «еврейскими глазами».

Я родился в Москве, в Израиль приехал в 1989 г. в возрасте 15 лет.
Служил десантником — парашютистом. Образование – степень
Магистра по истории Израиля от Еврейского университета в Иерусалиме.
Дипломированный экскурсовод Министерства туризма, и ведущий
гид Города Давида в Иерусалиме на русском языке.
Женат, отец троих детей, живу в поселении Ткоа
на краю Иудейской пустыни, недалеко от Иерусалима.



До 13 лет я рос в обычной советской семье. Двор и школа, шахматы и самбо. Да, была маца в Песах и другие проявления еврейской кухни. Была 5-я графа в классном журнале, которая проявлялась в школьных драках. Однако, принадлежность к еврейскому народу не занимала центрального места в моей жизни.

Все это изменилось, когда мы всей семьей начали изучать иврит и посещать первые уроки Торы. Потом союз обрезания, в подпольной квартире с закрытыми шторами. В 14 лет начал преподавать иврит в воскресной школе для детей отказников. Сионистская деятельность в СССР была еще запрещена, но за нее уже не сажали.

Естественным продолжением этого процесса стала алия в Израиль. Быть на своем месте, жить со своим народом и заниматься своими проблемами. Эта страна стала для меня настоящей родиной.

После окончания школы я 8 лет учился в израильских сионистских йешивах. Служил в десантных войсках. Закончил первую степень по преподаванию Торы и вторую степень по истории еврейского народа.


Экскурсовод по Израилю

Связь с экскурсиями в Израиле появилась у меня практически сразу. Мой классный руководитель был профессиональным гидом, а один из школьных кружков был «Экскурсии по Иерусалиму ». Потом, по этим же местам я водил всех наших родственников из-за границы. После школы начались пешие походы по стране, в небольших компаниях, с рюкзаком за спиной.

В 2000-м году хобби превратилось в профессию. Окончив курсы экскурсоводов по Иерусалиму, я начал вести экскурсии от Яд-бен-Цви и от Города Давида, ведущих израильских туристических организаций в Иерусалиме. Набрал большой опыт работы гида со школьными и армейскими группами, с израильскими семьями и с новыми репатриантами из стран СНГ. В 2006 г. с отличием окончил школу экскурсоводов от министерства туризма Израиля, при институте Ландер. Для меня это не только работа, но и призвание.

Со временем, я все сильнее начал ощущать недостатки русскоязычного туризма в Израиле. В отличие от широкого культурного диапазона групповых экскурсий на иврите и на английском, на русскоязычной улице в основном представлена только христианская тематика. Еврейского туризма, за небольшим исключением, практически не существует.



Потребительский рынок влияет и на поставщиков. Большинство русскоязычных гидов в Израиле хорошо разбираются в христианстве, но имеют лишь поверхностное понятие о еврейской культуре. Поэтому, большинство индивидуальных экскурсий в Израиле на русском языке имеют тот же христианский оттенок.

Многие русскоязычные израильтяне и туристы из-за границы, которые интересуются историей еврейского народа и хотят ощутить Израиль изнутри, часто затрудняются найти, к кому обратиться. Именно этим людям и адресованы мои экскурсии и деятельность этого сайта.

Я предлагаю вам частные и групповые экскурсии по Иерусалиму (особенно люблю ), индивидуальные туры по всему Израилю (включая Иудею и Самарию), частные .

Буду рад показать Вам нашу страну!