Чистые пруды какая ветка цвет. Метро «Чистые пруды»: описание, расположение, история. Станция метро "Чистые пруды". Общее описание

Сталинское метро. Исторический путеводитель Зиновьев Александр Николаевич

Кировская (ныне Чистые Пруды)

Кировская (ныне Чистые Пруды)

Кировская является станцией глубокого заложения. Свое название она получила по улице Кирова, бывшей Мясницкой. Удивительно, что Мясницкую переименовали в улицу Кирова только лишь по причине того, что по ней в декабре 1934 года везли гроб с убитым С.М.Кировым - советским политическим деятелем, членом политбюро ЦК ВКП(б). По проекту станция должна была получить название Мясницкой, либо Мясницких ворот, но во время строительства название поменяли.

Кировская построена с одним наземным вестибюлем, расположенным в начале Чистопрудного бульвара. Площадь для строительства павильона образовалась из-за сноса дома, замыкавшего цепь бульваров и стоявшего на этом месте. В доме располагался популярный в свое время кабак.

Автором станции является архитектор Н.Я.Колли - известный своим тяготением к конструктивизму. Внешне вестибюль выглядит строго, без излишеств. Входы организованы с двух противоположных торцов павильона. Продольные стены декорированы круглыми окнами, между которыми оставлено место для барельефов на тему строительства метро. Их должен был осуществить скульптор В.Д.Королев, но по каким-то причинам рельефы реализованы не были. Четыре колонны около каждого выхода зрительно добавляют высоту зданию, а сильно выступающий карниз - мощности. На крыше над каждым торцом были установлены большие буквы «МЕТРО». Торцевые стены полностью остекленные. Затем подобные павильоны, только в уменьшенном виде, будут строиться как вестибюли к «хрущевским» станциям. Интерьер вестибюля смотрелся лаконично и стильно: в углах перил лестницы были установлены тонкие торшеры, к сожалению, не сохранившиеся. Потолок обработан неглубокими кессонами, в которых установлены полукруглые светильники.

Cт. Кировская. Интерьер наземного вестибюля

Ст. Кировская. Перекрытие эскалаторного зала с оригинальным освещением

Спустившись по лестнице, пассажир попадает в длинный переход, облицованный голубым марблитом. Очень оригинально были поставлены источники света - их спрятали в стены, оформив в виде иллюминатора, что продолжает тему круглых окон наземного вестибюля. Вдоль продольной оси установлен ряд квадратных колонн, облицованных серым мрамором, для разделения потоков. Пол был покрыт плиткой в виде орнамента из прямоугольников, описанных вокруг каждой колонны. После коридора следует просторный эскалаторный зал, который первоначально имел стеклянный потолок, расчерченный на квадраты и излучающий мягкий свет. В настоящее время он демонтирован.

Из-за неблагоприятных гидрогеологических условий центральный зал не удалось раскрыть полностью, как это предполагалось в проекте. Был построен лишь небольшой аванзал у эскалаторов, с двумя парами проходов в боковые нефы. В противоположном конце станции тоже имелся маленький зал для перехода между платформами - он ограничивался двумя глухими торцами. Между этими залами все проходы между пилонов были сделаны глухими.

Пилоны облицованы серым и белым мрамором. Путевые залы освещались рядом трубчатых светильников, закрепленных по оси зала и закарнизным освещением, разливающим свет по белому своду, что уничтожало эффект подземелья и помогало зрительно сделать пилоны выше. Путевая стена была облицована светлой плиткой, в верхней части вдоль всей стены шел меандр из темных плиток, в «карманы» которого было вписано название станции. В торце подземного аванзала был установлен бронзовый бюст С.М.Кирова работы скульптора Манизера.

Во время Великой Отечественной Войны на станции размещались отделы Генштаба. На платформах были поставлены столы, а от проходящих поездов станцию загородили фанерной стеной и поезда, естественно, не останавливались. В подплатформенных помещениях были организованы рабочие кабинеты Верховного Главнокомандующего и начальника Генштаба.

В конце 1960-х станцию было решено реконструировать: нужно было построить центральный зал для сооружения перехода на открывающуюся станцию Тургеневская. В 1971 году реконструкция была закончена (ее авторы архитекторы Л.Н.Попова, А.Ф.Фокина). Самое главное чего удалось достичь в ходе реконструкции - станция не изменила своего внешнего облика. Были аккуратно раскрыты глухие проходы между пилонами. В центральном зале построили эскалаторы для перехода на станцию Тургеневская.

5 ноября 1990 года станцию переименовали в «Чистые пруды» по рядом расположенным прудам и названию бульвара. Также в 1990-х годах плитку на путевых стенах заменили мрамором, полностью повторив прежний рисунок.

13 января 2008 года в северном торце станции построили переход на открывшуюся станцию Сретенский бульвар. Бюст С.М.Кирова был перенесен в переход между станциями Тургеневская и Сретенский бульвар, отдалив его от «родной» станции Чистые пруды.

Утраты станции

1. Оригинальные торшеры и светильники из наземного вестибюля станции.

2. Перекрытие эскалаторного зала.

3. Трубчатые люстры из боковых залов. Теперь платформы освещаются лишь закарнизным светом.

4. Пол станции покрыли гранитом вместо асфальта, путевые стены облицованы мрамором вместо плитки.

5. Буквы «МЕТРО» на крыше вестибюля сохранились лишь с одной стороны.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4. Апокалиптическое разделение народов на чистые и нечистые, на праведников и грешников – это отражение «карантинной чистки» османами=атаманами зараженных областей Европы и Средиземноморья. Как мы отмечали, одной из важнейших целей османского=атаманского завоевания

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги 1953 год. Смертельные игры автора Прудникова Елена Анатольевна

«Чистые руки» Если говорить грубую правду - в «органах» били, бьют и будут бить. Дело не в факте избиений, а в реакции на него руководства. Иногда оно следователей за это сажает, иногда закрывает глаза, а иногда дает ордена.Достоверно известно, что пытки с санкции

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Тайны Беларуской Истории. автора Деружинский Вадим Владимирович

Воз и ныне там… Но самое интересное не это, а тот факт, что бурные споры 60-х годов сегодня забыты в Беларуси. Мало того, в изданных в 2008 году «Учебных материалах для XI класса по истории Беларуси» повторяется та же московско-партийная концепция, с которой боролись наши

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4. Апокалиптическое разделение народов на чистые и нечистые, на праведников и грешников - это отражение «карантинной чистки» османами = атаманами зараженных областей Европы и Средиземноморья Как мы отмечали, одной из важнейших целей османского завоевания было

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ОПЕРАЦИЯ «ЧИСТЫЕ РУКИ» В ИТАЛИИ После борьбы над фашистами в Италии сложилась новая партийная система, основу которой составляли такие партии, как ХДП (христианско-демократическая), ИСППЕ (социалисты) и ИКП (коммунисты). На референдуме в 1946 г. большинство итальянцев

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Чистые и нечистые В религиозных представлениях зороастрийцев нашли отражение народные верования, магия и демонология. Так, из поколения в поколение передавался страх перед дэвами (демонами); и, чтобы преодолеть его, зороастрийцы произносили особые молитвы с

Из книги История мусора. автора Сильги Катрин де

Из книги Гоголь в Москве автора Молева Нина Михайловна

Патриаршие пруды Еще одна вымечтанная Гоголем встреча – с «патриархом русской поэзии» И. И. Дмитриевым, одним из самых популярных поэтов рубежа XVIII-XIX столетий. Назначенный при Павле I обер-прокурором Синода, он отметит свою деятельность словами: «Отсюда начинается

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Чистые страны Хорошим считается перерождение в чистых странах. Собственно говоря, чистой или нечистой страна становится в зависимости от того, кто ее воспринимает – Пробужденное существо или же заблудший обитатель сансары. Так как таких воспринимающих бесконечно

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Сумерки невежества. Технология лжи, или 75 очерков о современной фальсификации истории Украины автора Каревин Александр Семёнович

автора Гречко Матвей

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Станция метро "Чистые Пруды"… Согласитесь, о ней не раз приходилось слышать даже тем, кому так и не довелось побывать в столице Российской Федерации. Чем же она так примечательна? Давайте попробуем разобраться вместе.

Станция метро "Чистые пруды". Общее описание

Жителям Центрального округа Москвы хорошо знакома станция, расположенная на Трехсводчатое помещение метрополитена находится на глубине тридцати шести метров.

Нельзя не отметить, что его строили по индивидуальному заказу с применением монолитного железобетона. Пол станции выложен серыми и красными плитами из гранита, хотя вплоть до 1972 года здесь был обычный асфальт. Два ряда мраморных колон поддерживают потолок, в опоры которого вмонтированы светильники. Стены из серого мрамора и черного гранита не всегда так выглядели. До 1990 года они были облицованы белой плиткой.

В торце станции "Чистые пруды" построен переход на Люблинско-Дмитровскую линию, как раз в том самом месте, где до этого располагался бюст С. М. Кирова. Постамент пришлось перенести в переход с "Тургеневской" платформы на "Сретенский бульвар".

Исторические данные и хронология строительства станции м етро "Чистые пруды"

Даже если вы не являетесь жителем столицы, то такие факты знать все равно обязаны. "Чистые пруды" - станция метро, которая заработала в мае 1935 года. Центрального зала тогда еще не было, переходить между платформами нужно было по одному из аванзалов, расположенных у входов. Известно, что во время Отечественной войны здесь располагались отделы ПВО и Генеральный штаб. А в 1947 году на "Чистых прудах" было установлено люминесцентное освещение, чего не было на других платформах метрополитена.

Станция была перестроена в трехсводчатую в 1971 г. Спустя год в центре зала появился переход на "Тургеневскую". А в 2008 году был открыт переход, позволяющий с "Чистых прудов" попасть на "Сретенский бульвар".

Свое название станция позаимствовала от расположенных недалеко от нее Чистого пруда и бульвара с одноименным названием. Удивительно, но в этот водоем раньше сбрасывали отходы бойни и мясные лавки, и он носил название "Поганый". После того как пруд почистили, к нему накрепко приросло новое имя. Станция "Чистые пруды" сначала носила название "Кировская", так же именовалась и улица, которая сегодня известна всем как "Мясницкая".

Каковы главные особенности станции метро "Чистые пруды"?

Отметим, что станция открыта для пассажиров с 5:27 до 1:00. Через уникальный наземный вестибюль в форме куба можно выйти прямо на Мясницкую площадь или улицу, а также на Чистопрудный бульвар. Подобное строение имели вестибюли на "Смоленской" и "Комсомольской", но позднее их перестроили.

Как же прекрасна метрополитен, масса достопримечательностей... Все это часто привлекает в столицу творческих людей. И практически каждый из них просто не может не увидеть описываемую станцию метро. Почему же? Все дело в том, что близ нее расположены многочисленные театральные и концертные учреждения города Москвы. Например, здесь находятся театр "Экспромт", всем известный "Современник", объединение "ВИП-концерт" и другие выдающиеся заведения.

Также недалеко от станции метро "Чистые пруды" расположен единственный ближайший к станции Музей истории московской милиции, около десятка ночных клубов, а также большое количество магазинов, кафе и ресторанов.

Для любителей спортивных товаров и фитнес-центров в этом районе представлен широкий выбор услуг подобного рода. Среди учебных заведений следует отметить Институт английского языка и Академию живописи, ваяния и зодчества.

Станция «Чистые пруды» входит в Сокольническую линию московского метрополитена. Замечательный и удивительно красивый участок столицы - Чистые пруды: метро рядом, зеленый бульвар, великолепный пруд…

Построена и пущена в работу станция в 1935 году вместе с самым первым участком метро «Сокольники» - «Парк Культуры».

Расположение

Находится эта станция между «Красными воротами» и «Лубянкой». Местоположение входа - начало Чистопрудного бульвара. Территория относится к Басманному району Центрального округа столицы.

Через эту станцию можно выйти, кроме самого бульвара, на улицу Мясницкую и на площадь под названием Мясницкие ворота.

«Чистые пруды» (станция метро): описание

Наземный холл имеет оригинальную форму куба. Глубина залегания самого метро - более 35 метров.

Своды холла поддерживают два ряда сдвоенных пилонов. Их отделка представлена дымчатым светлым уральским мрамором. Большие карнизы, за которыми устроено освещение, скрываются сводчатыми опорами.

Стены были облицованы черным гранитом (снизу) и серым мрамором лишь в 90-х годах. Раньше (до 1997 года) здесь была обыкновенная белая плитка. Полы выложены гранитом серого и розового цветов.

Пассажиропоток ежедневный по выходу - 32000 человек, а по входу - 29000.

История заложения станции: особенности

Построена станция метро «Чистые пруды» по индивидуальному проекту. Здесь были использованы монолитные железобетонные блоки. В первое время станция имела два аванзала на месте нынешнего центрального.

Форма конструкции станции - пилонная трехсводчатая (реконструирована в 1971 году).

Интересен и тот факт, что полы на станции до 1972 года были асфальтными. Позже они были выложены гранитом.

До строительства перехода на соседнюю станцию «Сретенский бульвар», а соответственно, и на другую линию, с торца зала метро «Чистые пруды» у самой стены стоял бюст (бронзовый) С. М. Кирова (скульптор Манизер М. Г.). Раньше и станция именовалась "Кировской" в его честь. Сейчас эта статуя размещена на переходе между «Сретенским бульваром» и «Тургеневской» и утратила былую связь со станцией «Чистые пруды».

Вестибюль (холл), пересадки, переходы

«Чистые пруды» - станция метро, имеющая единственный, причем наземный вестибюль. Из самого центрального зала есть переход на «Тургеневскую» (линия Калужско-Рижская).

В 2008 году на станции был открыт достроенный переход на линию Люблинско-Дмитровскую через «Сретенский бульвар». Для выхода к этой переходной галерее необходимо воспользоваться эскалатором, расположенным в конце зала станции.

В самом первоначальном варианте предлагалось открыть данный переход вместе со станцией «Сретенский бульвар», но произошла задержка по поставке с завода города Санкт-Петербурга эскалаторов, и была открыта только одна пересадка. Пуск перехода от «Чистых прудов» был отложен.

К станции «Тургеневской» имеется переход, к которому поднимаются лестницы из самого центра зала.

Происхождение названия

Станция «Чистые пруды» (Москва, метро) названа так в связи с близким расположением к ней Чистопрудного бульвара, а также Чистых прудов. К ним и ведет выход.

Любопытно, что до 1703 года сам пруд назывался Поганым, в связи с тем, что в него сбрасывались отходы мясных боен и лавок, расположенных в этих местах. Впоследствии он был очищен и переименован.

Нынешняя улица Мясницкая раньше называлась Кировской (до 1990 г.), поэтому и станция имела одноименное название (в честь политического деятеля С. М. Кирова).

В заключение несколько любопытных фактов

  • Метро «Чистые пруды», как уже отмечалось, имеет кубической формы наземный вестибюль. Раньше аналогичные вестибюли были и на станциях «Комсомольская» (северный), «Смоленская». На сегодняшний день сохранился лишь один, на «Чистых прудах».
  • Это одна из немногих станций, на вестибюле которой имеется старая надпись «МЕТРО».
  • В годы Второй мировой войны в залах метро «Чистые пруды» размещались отделы Генштаба и ПВО страны.
  • Первые люминесцентные лампы освещали именно эту станцию Метрополитена Москвы, начиная с 1947 года.

  • Район Чистых прудов собирает огромное количество людей со всех концов Москвы: любителей разнообразных стилей музыки, неформалов и пр. Многие собираются у памятника А. Грибоедову, у фонтана Чистопрудного бульвара, располагаются на скамейках, полянках. Одно из простых названий этого уютного места отдыха - Чистые.
  • Здесь довольно часто проходят митинги, флэшмоб-акции и праздники. Это поистине культовое место. И лепту свою в эти любопытные масштабные действия вносит станция «Чистые пруды».

Сокольнической линии Московского метрополитена.
Открыта 15 мая 1935 г.
Код станции: 008.
Переход на станции "Тургеневская" и "Сретенский бульвар".

Названа по Чистопрудному бул. , а также по Чистому пруду , к которому выходит.
До 5 ноября 1990 г. называлась «Кировская», по находившейся здесь ул. Кирова (ныне - Мясницкой).

Имеется наземный вестибюль с выходом в город на Чистопрудный бул., пл. Мясницкие ворота и Мясницкую ул.

С 5 января 1972 г. в центре платформы открыты малые эскалаторы пересадки на станцию «Тургеневская» . 13 января 2008 г. в северном торце центрального зала открылась пересадка на станцию «Сретенский бульвар» .

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого (35 м) заложения. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально располагала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала. Реконструирована в трёхсводчатую в 1971 г.
Архитекторы Н.Я. Колли и Л.П. Шухарева.
Архитекторы реконструкции Л.Н. Попова и А.Ф. Фокина.
Инженер-конструктор А.Ф. Денищенко.
Станцию возвела Шахта № 18-19 СМУ-7 «Мосметростроя» под руководством И. Пугача и А. Танкилевича и Шахта № 29-30 «Мосметростроя» под руководством Ф. Кузьмина.
Реконструкцию 1971 г. вело СМУ-5 «Мосметростроя» под руководство Н. Федорова.

Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованных светлым уральским мрамором «коелга» и дымчатым мрамором «уфалей». Опоры свода скрыты широкими карнизами, за которыми размещены светильники. Пол выложен серым и розовым гранитом. До сооружения перехода на станцию «Сретенский бульвар» у торцевой стены находился бронзовый бюст С.М. Кирова, в честь которого долгое время называлась станция (автор - М.Г. Манизер). Сейчас бюст находится в переходе со станции «Сретенский бульвар» на станцию «Тургеневская». Путевые стены облицованы светло-серым мрамором, снизу - чёрным гранитом.

Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба, ПВО страны и ставка Верховного главнокомандующего с подземным кабинетом. Сталин, правда, им ни разу не воспользовался. В начале прошлого века на месте станции находилась пивная, знаменитая тем, что в ней однажды арестовали шумно гулявшего Сергея Есенина. По приказу столичного правительства станция столичного метро «Чистые пруды» была включена в список памятников истории и культуры местного значения.

В проекте станция носила названия «Мясницкая» и «Мясницкие ворота».

Предыдущая станция на линии «Красные ворота» .
Следующая станция на линии «Лубянка» .

Информация о станции.

April 13th, 2017

А в Москве пошли расклады что не долго до беды,
Сначала Красные Ворота, потом Чистые Пруды,
И вроде свет в конце тоннеля, и вроде цель в конце пути,
Но неизбежная Лубянка уже маячит впереди.

(с) Станция МИР

Ну с "Лубянкой" мы вроде разобрались и ничего там такого страшного нет. Еще одна классическая станция Московского метро. Станция первой очереди - "Чистые пруды". Удивительным образом тут сохранились приметы времени и артефакты из прошлого. Станция открылась 15 мая 1935 года, в 1971 году станция была подвергнута реконструкции и она из двухсводчатой стала трехсводчатой. Прежнее название станции "Кировская" получила в честь С.М.Кирова - видного советского революционера. Скорее всего на то, что станция получила его имя, повлияло то, что как раз за год до открытия он был убит, таким образом увековечили его память. Станция открылась с портретом Кирова в центральном аванзале, а позже появился его бронзовый бюст работы Манизера. Он так и стоял у глухой стены центрального зала вплоть до того момента, как в 2008 году тут была организована пересадка на ст.м. "Сретенский бульвар". Интересно, что бюст был сохранен и установлен на переходе со ст.м. "Тургеневская" на ст.м. "Сретенские бульвар". Не знакомые с этой историей люди задаются вполне резонным вопросом "Странно, станция "Тургеневская", а бюст Кирову, непонятно". Давайте еще поглядим, что интересного есть на станции более подробно.

Как и другие станции первой очереди, "Чистые пруды" сохранила в архивах большое количество фотографий. Дело было новое, диковинное, а поэтому фотографы старались запечатлеть как можно больше. Это здорово, так как позволяет нам сейчас представить во всех деталях, как выглядели станции, открытые в 1935 году, так как многие из них, к сожалению дошли до нас не в первозданном виде. Начнем с этой советской открытки. Тут тот самый бюст Кирова в глухом торце станции.

А теперь заглянем в 1935 год с помощью архивных фото. Вот наземный павильон еще не открыт, тут видна большая буква М над входным порталом.

А вот павильон в ночи с подсветкой. Как я уже ни раз отмечал, фотографий станций метро первой очереди довольно много, это позволяет во всех деталях рассмотреть те же павильоны или даже вестибюли.

На козырьке появилась надпись про Кагановича. Довольно занятно тут смотрятся простые советские граждане на фоне такого ар-декошного павильона. Вообще сталинский ампир, ар-деко и конструктивизм с функционализмом приучил жителей столицы к хорошему вкусу новой архитектуры. Теперь, к большому сожалению Москва не может похвастаться передовыми позициями в архитектуре, а жаль.

1978 год. Тут двери хоть и деревянные, но уже другие, сравните с фотографиями выше.

1950-1952 год. по периметру козырька повесили круглые светильники, а табличку с Кагановичем сделали более основательную. Мне кажется, если когда-нибудь павильон "Чистых прудов" будут реставрировать, то стремиться нужно именно к такому варианту. Во время войны павильон не пострадал, по крайней мере таких свидетельств мне найти не удалось.

Кстати фото на тему, откуда есть пошла торговля около павильона. =) И еще оказывается раньше на боковых стенах павильона в нишах размещали плакатики, вот плакат из фильма (если не ошибаюсь) "Кавказская пленница".

Даже позднее тут висели какие-то плакаты. А потом началось... Появились первые пока еще аккуратные палатки.

А вот и 90-е. Тут уж торговля, как в Турции, на каждой свободной площади куча торгашей. А еще в какой-то момент оригинальный фасад входной группы был утрачен и заменен на фасад из алюминиевых профилей. И мне кажется, что буква "М" над входной группой тут еще есть.

Внутри павильона изначально стояли торшеры-светильники. Поглядите какие крутые ручки на дверях. На полу естественно плиточка.

Спускаемся ниже. Этих круглых светильников на потолке вестибюля теперь уже нет.

Эскалаторный зал. крутая идея с потолком. Ощущение, что сверху падает естественный свет через прозрачный витраж - распространенный прием. Теперь этого всего на потолке нет. Сейчас в этом зале не так просторно, посредине стоит нитка турникетов. А слева в этом зале теперь переход на станцию "Тургеневская". Кстати, похожая компоновка эскалаторного зала была на ст.м. "Лубянка".

Платформенная часть тоже раньше была немного другой. Над путями висели светильники, сейчас освещение станции выполняется светильниками, установленными за карнизами пилонов. Кстати эти карнизы похоже тоже были позднее переделаны.

И еще у "Чистых прудов" также как у "Лубянки" не было центрального зала, был только небольшой аванзал. Тут снова плиточка и в торце портрет Кирова. До 1990 года станция носила его имя. Смотрите какой классный указатель тут запечатлен.

1. Ну а теперь посмотрим на сегодняшнюю станцию "Чистые пруды". Начнем с павильонов. Сейчас павильоны снова очистили от окружавших его палаток и магазинчиков, и теперь можно его разглядеть со всех сторон. На фасаде, обращенном к Тургеневской площади сохранилась надпись из огромных букв "МЕТРО". Это один из немногих павильонов, где она осталась с 1935 года.

2. С противоположной стороны к сожалению надписи уже нет, она куда-то пропала.

3. Очень классно, что вокруг освободили пространство - шикарно стало.

4. Вид сбоку, буквально пару лет назад сделать такой кадр было почти невозможно.

5. А вот как павильон выглядел пару лет назад. Его круто подсвечивают ночью. И еще тут видно, как его окружали торговые павильоны, которые со временем выросли вровень с павильоном. Предположу, что если бы не избавились от этих наростов, то возможно павильоны надстроили бы еще этаж другой и перекинули перекрытие над павильоном, поглотив его полностью.

6. Вид на другой фасад, который смотрит на Чистопрудный бульвар.

7. И вот в ночь на 9 февраля 2016 года к павильонам подогнали тяжелую технику и начался демонтаж.

8. Выглядело это конечно очень апокально. Оставив за скобками правовую часть вопроса... большинство горожан поддержало такую инициативу городских властей. И объективно тут стало лучше теперь.

9. Заходим в павильон. Потолочных светильников нет, нет и клевых светильников-торшеров. Освещение осуществляется унылыми светильниками на стенах, исчезли и красивые сплошные перила, их заменили довольно неприглядными. Снова хочется надеяться, что со временем павильону придадут исторический облик, благо фотосвидетельств того, каким он был изначально, предостаточно. Да и не так уже и много придется восстанавливать, в основном это детали, а детали, как известно могут преобразить интерьер до неузнаваемости. Более того, внутри реставрацию можно вести совершенно спокойно закрывая по половине павильона и не закрывая его полностью.

10. Над входными группами внутри павильона висят тепловые завесы. Может быть логичнее их было повесить в тамбурах, чтобы они не бросались в глаза в интерьере. Унылую стену разбавляют окна-иллюминаторы. Очень здорово.

11. Спускаемся ниже.

12. Кассы.

13. Переход в эскалаторный зал. Здесь клевые светильники иллюминаторы, перекликающиеся с иллюминаторами павильона.

14. Кроме собственного вестибюля станции, на платформу можно еще попасть перейдя со ст.м. "Тургеневская". Проходы на "Тургеневскую". Перед ними гермозатвор.

15. Переход довольно длинный и еще тут очень сильно светят светильники на своде, слепят нещадно. Опять же вид в сторону ст.м. "Тургеневская".

16. Эскалаторный зальчик, как раз под центральным залом станции "Чистые пруды".

17. Эскалатор.

18. Такая организация пересадки, с эскалаторами в центральном зале не очень удобна, между эскалатором и пилонами остается мало место и в этих местах постоянно, с периодичностью прихода нового поезда, образовываются пробки.

19. Переход и центральный зал тут появился в начале 70-х, когда станцию реконструировали. Появился полноценный центральный зал. Отделку пилонов центрального зала выполнили в таком же стиле, что в боковых залах.

20. В нерабочее время, то есть ночью, эскалаторы ремонтируют, чтобы с утра все работало как надо.

21. Отделка довольно скромная. Изначально она была такой, открытие дополнительного центрального зала на ситуацию не повлияла. так как работы велись в период, когда ни о каких архитектурных излишествах речи не шло.

22. Вот тот самый аванзальчик, из которого вырос центральный зал. Как и на станции "Лубянка" тут после войны установили гермозатворы в боковых проходах на платформу.

23. А когда появился центральный зал, то сделали гермозатвор и тут.

24.

25. До наших дней не дошла облицовка путевой стены из керамической плитки, в конце 90-х ее заменили на камень. Пол тоже со временем поменяли. Светлая окантовка у пилонов превратилась в темную. Потолок тоже не просто так имеет такой простенький но все же лепной узор, над платформой изначально висели светильники. Сейчас станцию освещают закарнизные светильники.

26.

27. Судя по историческим фото, эти эмблемы с буквой "М" появились позже, изначально их не было.

28. В торце бокового зала остался участок с отделкой плиткой.

29. На платформе очень органично смотрится ретро-поезд, он такой коричнево-кремовго цвета, перекликается с цветом камня на платформе и цвету карнизов.

30. А вот и оригинал. Классический поезд