Аэродинамические характеристики самолета су 57. "фантом" не догоняет. Конструкция: общие сведения

Су-57 - истребитель 5-го поколения, разработанный в ОКБ им. Сухого в рамках проекта ПАК ФА. До конца лета 2017 года машина была более известна под индексом Т-50, пока не получила свое серийное название. Данная машина разрабатывалась как более современная замена истребителю Су-27 и противовес американскому F-22. По конструкции и характеристикам Су-57 полностью соответствует пятому поколению. В 2010 году он впервые поднялся в небо. В 2013-м было запущено мелкосерийное производство пробных версий, необходимых для испытаний. В 2016 году появилась официальная информация о том, что серийные поставки самолета начнутся уже в 2018 году. Давайте познакомимся с техническими и тактическими характеристиками Су-57 и историей создания этого самолета.

Разработка

Прежде чем приступить к обзору характеристик Су-57 и его особенностей, познакомимся с историей создания первого построенного в РФ. Еще в конце 1990-х ВВС СССР определились с требованиями, выдвигаемыми к истребителю нового поколения, который должен был сменить модели Су-27 и Миг-29. Опираясь на эти требования, КБ им. Сухого создало прототип самолета Су-47, а РСК «Миг» - 1.44. Распад Советского Союза привел к экономическому спаду и остановке работ по созданию нового истребителя. Вскоре проект 1.44 перестали финансировать и закрыли, а Су-47 начали использовать как летающую лабораторию.

Лишь в 2002 году работы по проекту принципиально новой машины были восстановлены. Так началась история Су-57, характеристики которого мы сегодня рассмотрим. Разработку самолета поручили КБ Сухого. В своем детище оно должно было опираться на конструкторские решения проектов Су-47 и Миг 1.44, а также современные технологии, которые с конца 90-х, конечно же, сделали решительный шаг вперед. В 2004 году президент России В. Путин познакомился с макетом самолета, а через год разработка начала активно финансироваться.

Испытания

В январе 2010 года самолет первый раз поднялся в небо. Сергей Богдан - заслуженный летчик-испытатель РФ, около 45 минут держал машину в воздухе. 14 марта следующего года в ходе очередных испытаний новый истребитель преодолел звуковой барьер. Данному достижению предшествовало порядка 40 испытательных полетов, после каждого из которых характеристики Су-57 улучшались.

В июле 2012 года в небо поднялся третий образец машины, оборудованный бортовой радиолокационной системой. К осени 2013 года опытные образцы Су-57 совершили более 400 полетов. В сентябре 2015 года было объявлено о начале завершающей стадии испытаний. В ноябре 2016 года в небо поднялся уже 7-й опытный образец истребителя. В последнем квартале 2017 года в небо должен подняться первый самолет Су-57 с мотором нового образца.

В июле 2017 года Юрий Слюсарь - президент ПАО «ОАК» (Объединенной авиастроительной компании) заявил, что начало передачи установочной партии истребителей Су-57 (12 экземпляров) запланировано на 2019 год. При этом все самолеты кроме двух будут оборудоваться моторами первого этапа. Месяцем позже Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Бондарев сообщил, что первые серийные экземпляры нового самолета будут переданы ВВС уже в 2018 году.

Конструкция: общие сведения

С появлением первых упоминаний о Су-57 характеристики и фото этого самолета стали интересовать всех. Но если фото доступны любому желающему, то технические параметры пока что не разглашаются. Львиная доля информации о технических характеристиках Су-57 является засекреченной. Широким массам доступны лишь приблизительные данные, которых, в принципе, для простых обывателей более чем достаточно.

Предполагается, что размах крыла и длина корпуса у Су-57 немного больше, нежели у американского F-22, однако меньше, чем у предшествующего ему Су-27. По массе новый истребитель, как и Су-27, скорее всего, относится к тяжелым истребителям. Вот что точно известно, так это его принадлежность к тому самому 5-му поколению, отличительными чертами которого являются малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, способность к маневрам с большой перегрузкой, многофункциональность и наличие передовой электроники. Теперь разберем характеристики самолета Су-57 подробнее.

Кабина

Из-за особенных характеристик и типа Су-57 ширина его одноместной кабины больше, нежели у модели Су-27. Оборудование во многом унифицировано с истребителем Су-35С, который относят к поколению «4++». Кабина пилота оснащается

Информация отображается посредством 2 15-дюймовых многофункциональных индикаторов МФИ-35, одного МФИ меньшего размера (справа снизу), одного резервного индикатора, отображающего текущую полетную информацию (справа сверху), коллимационной системы ШКС-5 и речевого информатора. Кроме того, часть данных отображается прямо на стекле шлема летчика.

Фонарь кабины состоит из передней (козырек) и задней частей. Чтобы его открыть, нужно сдвинуть заднюю часть назад, подобно тому, как это делается в модели Т-10. 1-я и 3-я версии Т-50 имели продольный переплет на задней части, в остальных моделях его нет. На внутренней стороне фонаря нанесено радиопоглощающее покрытие, которое снижает заметность самолета на 30%. Известно, что в недалеком будущем фонарь истребителя может получить значительные изменения.

По данным Сергея Позднякова - гендиректора и главного конструктора проектного предприятия «Звезда», Су-57 получит совершенно новое катапультное кресло. Оно будет превосходить предыдущие варианты кресел, используемые в ВВС РФ по всем параметрам.

Главная особенность новой катапульты - использование малогабаритной системы электронного управления движением кресла, которая может взаимодействовать с информационной системой истребителя. Система способна автоматически анализировать скорость движения самолета, высоту полета, углы крена и прочие параметры. Кроме всего прочего, она учитывает вес и рост летчика. Новое кресло испытывалось параллельно с самолетом. , кислородная система и прочее снаряжение также были разработаны с чистого листа.

Планер

Интегральный планер истребителя Су-57 выполнен по нормальной аэродинамической схеме и имеет среднерасположенное трапециевидное крыло, которое плавно сопрягается с фюзеляжем. Широкий фюзеляж составляет порядка 45% размаха крыла. Угол стреловидности равен 48 градусам по передней кромке и 14 градусам - по задней. представлена элеронами, флаперонами и носками крыла. Приводы элеронов и флаперонов располагаются под крылом и скрываются под продолговатыми обтекателями, слегка выступающими с основной плоскости. На концах крыльев есть скосы.

Крыло оборудовано развитым наплывом, передняя часть которого поворотная. Когда моторы самолета заглушены, поворотные части наплыва пребывают в висячем состоянии. В случае отказа во время полета они принимают отклоненное нерабочее положение. На предыдущих истребителях семейства Су (30-я, 33-я и 34-я модели) ПГО (переднее горизонтальное оперение) использовалось для повышения маневренности ввиду отсутствия моторов с УВТ (управлением вектором тяги). Наличие ПГО позволяет повысить маневренные характеристики самолета в вертикальной плоскости, в особенности на передних углах атаки. Благодаря ему увеличивается диапазон критических режимов до момента срыва потока с управляющих и несущих плоскостей. В целом же, эффективность ПГО по сравнению с моторами, оснащенными УВТ, ниже.

Хвостовое оперение истребителя Су-57, характеристики которого мы сегодня рассматриваем, представлено цельноповоротными трапециевидными стабилизаторами и килями, развал которых для уменьшения заметности равен примерно 26°. У основания килей находятся небольшие воздухозаборники, необходимые для охлаждения различных систем самолета. Аэродинамическое торможение достигается путем отклонения килей, увеличивающего лобовое сопротивление.

У моторов есть также дополнительные воздухозаборники, расположенные под фюзеляжем. Мотогондолы размещаются по обе стороны плоского днища фюзеляжа на расстоянии примерно 1,3-1,4 метра друг от друга. Подобным образом располагаются две пары створок отсеков с вооружением. Под местами соединения фюзеляжа и консолей крыла установлены два гребня с треугольным сечением. На их наружной поверхности установлены также створки отсеков вооружения.

В задней между соплами моторов, выступая за них (как у самолета Су-27), располагается хвостовая балка, в которую вмонтирован контейнер парашютно-тормозной системы. На носовой части справа находится авиапушка, а слева - выдвижная штанга, с помощью которой истребитель может дозаправиться топливом в воздухе.

Самолет Су-57 имеет трехстоечное шасси, по конструкции похожее на аналогичный элемент модели Су-27. Все стойки складываются в сторону, противоположную направлению движения. Благодаря широкому фюзеляжу колея шасси составила целых 5,5 м. Двухколесная носовая стойка имеет пару посадочных фар и грязеотбойник. Основные стойки имеют по одному колесу диаметром в 1 м. При уборке в ниши, расположенные около наружных сторон воздухозаборников, они осуществляют поворот по двум осям.

Форма планера была выбрана из соображений малозаметности - важнейшей характеристики для Су-57 и всех современных истребителей. Что касается массы планера, то она была существенно снижена (по сравнению с предшественниками) за счет широкого использования композитных материалов (КМ). По словам А. Давиденко - главного конструктора самолета, на КМ приходится 25% массы пустого самолета и 70% площади. Давиденко также отметил, что у планера Су-57 в 4 раза меньше элементов по сравнению с Су-27. Последняя особенность позволяет сделать процесс сборки более быстрым и менее трудоемким, что существенно сказывается на цене самолета. Рассматривая характеристики Су-57, нельзя не отметить, что углепластиковые детали корпуса получили специальное молниестойкое покрытие.

Моторы

Прототип Су-57 и первые серийные образцы оснащались двигателями модели АЛ-41Ф1, которые получили рабочее название «Объект 117». Этот турбореактивный двухконтурный мотор имеет форсажную камеру и управляемый вектор тяги. Он был создан в НПО «Сатурн». Силовая установка позволяет развить сверхзвуковую скорость без применения форсажа. Она оснащается полностью цифровой системой управления и плазменной системой зажигания. В отличие от моторов самолета F-22, российский двигатель оснащается круглыми, а не прямоугольными соплами. От двигателя, используемого в самолете Су-35С, его отличает увеличенная сила тяги, сложная система автоматизации, новая турбина, пониженный расход горючего и цифровая система управления.

«Тип 30»

В рамках программы «ПАК ФА» также разрабатывается силовая установка 2-го этапа, получившая рабочее наименование «Тип/Изделие 30». В сентябре 2016 года опытные образцы этого мотора были построены и поступили на первые испытания. Этот двигатель был создан с нуля. По словам создателей, в нем внедрено множество новшеств и некоторые из них не имеют аналогов. Первый полет Су-57 с новыми двигателями, характеристики которых пока не разглашаются, запланирован на четвертый квартал 2017 года.

Вооружение

Истребитель будет вооружаться 30-миллиметровой авиационной пушкой модели 9-А1-4071К, которая представляет собой усовершенствованную версию пушки ГШ-30-1, выпускаемой для самолетов Миг-29 и Су-27. Эта пушка способна отработать весь боекомплект в любом режиме огня. Во внутренние бомбоотсеки будут закладываться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» разной дальности. Они отличаются от предшественников повышенной чувствительностью, помехозащищенностью и возможностью обнаружения и захвата вражеской цели прямо во время автономного полета. Вероятно также, что на внешних узлах подвески будут использоваться ракеты «воздух-воздух» модели КС-172. В общей сложности, истребитель пятого поколения получил 14 типов вооружения.

Электронные системы

Радиолокационная система истребителя принципиально отличается от авиационной РЛС в традиционном понимании. Вместе с основной РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) на борт самолета установлен ряд вспомогательных станций, как активных, так и пассивных. Будучи разнесенными по всей поверхности фюзеляжа, они представляют собой так называемую «умную обшивку». Интегрированная многофункциональная РЛС получит 5 встроенных антенн.

Малозаметность

Для истребителей 5-го поколения такой показатель, как малозаметность, является одним из принципиальных и включает в себя ряд мер, снижающих вероятность обнаружения истребителя в инфракрасном, видимом световом и радиодиапазоне, а также акустически.

Снижение заметности самолета Су-57 в радиодиапазоне достигается не только за счет его формы и использования особых материалов (поглощающих и отражающих), но и за счет средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Кромки отдельных элементов планера ориентированы в строго ограниченных направлениях, а углы между поверхностями имеют определенный диапазон. Дабы избежать эффекта уголкового отражателя, инженеры исключили расположение деталей конструкции под углом 90° друг к другу. Кроме того, для снижения радиозаметности основное количество вооружения было спрятано во внутренние отсеки самолета.

Благодаря удачному маскировочному (камуфляжному) окрашиванию корпуса удалось снизить заметность истребителя в видимом диапазоне. Снижение инфракрасной (тепловой) заметности самолета достигается благодаря особой конструкции моторов.

Немаловажную роль в малозаметности современного истребителя играет способность получать данные о вражеских объектах, не выдавая при этом себя. С этой целью самолет оснащается системой пассивных датчиков и сенсоров, а также надежным каналом обмена информацией.

Технические характеристики истребителя Су-57

Параметры, приведенные ниже, частично являются предположительными (расчетными), так как точных данных в общем доступе нет.

Итак, основные характеристики Су-57:

  1. Длина - 19,7 м.
  2. Высота - 4,8 м.
  3. Размах крыла - 14 м.
  4. Колея шасси - 5 м.
  5. База шасси - 6 м.
  6. Масса пустого самолета - 18,5 т.
  7. Нормальная взлетная масса с полным топливным баком - 30,61 т.
  8. Максимальная взлетная масса - 37 т.
  9. Масса мотора - 1,35 т.
  10. Максимальная тяга - 880 (на «Тип 30» - порядка 11000) кгс.
  11. Тяга на форсаже - 15000 (на «Тип 30» - порядка 18000)кгс.

Летные характеристики Су-57:

  1. Предельная скорость - 2600 км/ч.
  2. Предельная бесфорсажная крейсерская скорость - 2100 км/ч.
  3. Практическая дальность с полным топливным баком: на дозвуковой скорости - 4300 км; на сверхзвуковой бесфорсажной скорости - 2000 км.
  4. Практический потолок - 20 км.
  5. Длина пробега/разбега - 350 м.

Экспортная версия

Для поставки в Индию, а в перспективе возможно и в другие страны, была создана экспортная модификация самолета Су-57, получившая название FGFA. ОАК и индийская компания HAL подписали договор о совместном создании и производстве истребителя 5-го поколения. По условиям соглашения, индийская сторона будет заниматься разработкой бортового ПК, навигационной системы, системы самозащиты и информационных дисплеев. Все остальные работы на себя берет фирма «Сухой». Доля HAL в проекте оценивается минимум в 25%. Предположительно, версия истребителя, созданная совместными усилиями РФ и Индии, будет поставляться на экспорт. Конечно же, технические характеристики истребителя Су-57, созданного для продажи, будут отличаться от моделей, поступающих на вооружение РФ. Ориентировочная цена такого самолета составит 100 млн долларов США.

Сравнение с F-22

Пока что в мире есть только один истребитель пятого поколения - американский F-22. Перспектива принятия Россией в скором времени на вооружение своего самолета 5-го поколения не могла не вызвать резонанс в экспертных кругах. Издание National Interest (США) опубликовало детальное сравнение технических характеристик Су-57 и F-22. По результатам исследования был обнаружен целый ряд преимуществ Если говорить коротко, то Су-47 сильнее в условиях ближнего боя, а F-22- дальнего.

Кроме того, экспертная комиссия сделала такие выводы:

  1. В крыльях Су-57 установлен радар L-диапазона. Стелс-средства американского истребителя против него бессильны. Вместе с тем, этот радар нуждается в доработке, так как обладает недостаточной точностью для наведения ракет исключительно по его данным. Для F-22 в ближайшем времени не планируется создание такого радара.
  2. Су-57 будет оснащаться инфракрасным радаром обнаружения с первых экземпляров, а F-22 получит схожую систему лишь к 2020 году.
  3. Оба самолета оснащаются далеко не самой современной электроникой, поэтому традиционное превосходство американской авиации в авионике в этом случае не реализовано в полной мере. Американцы не скрывают, что многие системы их истребителя уже считаются устаревшими.
  4. F-22 может брать на борт шесть тяжелых дальних ракет, в то время как Су-57 только четыре. Вместе с тем, дальность пуска у российских ракет в два раза больше.
  5. Стелс-оборудование обоих истребителей ставит под сомнение целесообразность использования дальних ракет - велика вероятность промаха при выстрелах с большой дальности, а также вероятность быстрого сближения, которое приводит к маневренному бою.
  6. За счет смены вектора тяги в 3 измерениях Су-57 обладает лучшими показателями маневренности. Американский истребитель способен менять вектор тяги лишь в двух измерениях, что в условиях ближнего боя может принести ему поражение.
  7. Российский военно-промышленный комплекс уже много лет превосходит американский за счет использования системы управления запуском ракет ближнего боя посредством специального шлема. Последний может производить пуск ракеты Р-73 по взгляду пилота. Подобная система для американских ВВС будет создана лишь к 2020 году.

Отдельно эксперты отмечают стоимость истребителей 5-го поколения. Независимо от страны-производителя, она слишком велика. Получается, что тактико-технические характеристики Су-57 и F-22 не имеют значения в силу сверхмалых объемов производства этих самых самолетов. Иными словами, обсуждать, какая машина лучше можно долго, но то количество экземпляров, которое России и Америке по карману произвести, вряд ли сможет оказать существенное влияние на исход крупного сражения.

Заключение

Рассмотрев историю производства и характеристики Су-57 - первого российского истребителя 5-го поколения, можно сделать вывод, что машина получилась очень достойной. Из-за распада СССР ее создание сильно затянулось (американский F-22 был пущен в серию в 2005 году), однако результат того стоил. На сегодняшний день по своим характеристикам самолет Су-57 не имеет аналогов в мире.

Истребитель пятого поколения Су-57, который российские военные позиционируют как не себе равных в своем классе, получил довольно противоречивую оценку у постоянного автора журнала The National Interest Дэйва Маджумдара, который специализируется на боевой авиации.

По его мнению , по своим летным характеристикам Су-57 превосходит китайский J-20. Даже с двигателем первого этапа АЛ-41Ф1 он обладает хорошей скоростью и отличной маневренностью, в том числе на больших углах атаки. Тяга на форсаже АЛ-41Ф1 достигает 14,5 тыс. кгс, что дает приличные показатели на сверхзвуке.

А когда Cу-57 получит более мощные турбины с тягой до 19 тыс. кгс, которые пока именуются как "Изделие 30", самолет и вовсе сравняется с американским F-22 и также сможет поддерживать крейсерскую скорость на сверхзвуке. Считается, что это один из основных показателей истребителя пятого поколения.

J-20 по мощности примерно такой же, как Су-57 с двигателем первого этапа. В маневренности он не выигрывает, а то и проигрывает российскому истребителю. Но есть одно но. По мнению автора NI, при проектировании истребителя китайцы уделили эффективной площади рассеивания (ЭПР) намного больше внимания, чем русские. Поэтому на радаре Су-57 будет заметнее, чем J-20.

>

Например, выдавать самолет будет закругленный электрооптический датчик, который конструкторы не углубили в корпус. Кроме того, у оснований крыльев есть специальные подвижные щитки (LERX), которые также влияют на ЭПР самолета.

Двигатели в Су-57 замаскированы не лучшим образом, в том же F-22 сопла немного углублены в корпус. Более прогрессивный стелс-дизайн и у китайского J-20. Электрооптические и инфракрасные датчики у него спрятаны. У J-20 лучше аэродинамика, сам самолет более обтекаемой формы. Система предупреждения о ракетном нападении (MWS) у него почти такая же, как у F-22 и F-35.

Проблема китайского истребителя – это двигатель, если Пекину удастся построить аналог "Изделия 30", то J-20 может поспорить с Су-57 и в ближнем бою. На данный момент разрабатывается WS-15 c тягой до 18 тыс. кгс, однако неясно, когда его поставят на самолет.

Что касается датчиков, то пока нет точных данных, на каком самолете они эффективнее. Дело в том, что они разрабатывались для разных задач. Летчики Су-57 будут пытаться засечь истребители пятого поколения противника с помощью РЛС "Белка", которая работает в Х– и L-диапазонах. По мнению западных экспертов, это возможно, но неизвестно, удастся ли захватить цель и вести ее.

Китайцы пошли по другому пути и попытались сделать самолет, похожий на F-35. Главной его задачей будет не воздушный бой с эскадрильей истребителей противника, а неожиданный удар, когда враг даже не думает об опасности. Для этого у него есть система, аналогичная американской AN/ASQ-239, но не такая продвинутая.

Очевидно, что Су-57 и J-20 задумывались для разных задач. Если российский истребитель создавался в противовес американскому "хищнику" F-22, то китайский J-20 намного ближе к F-35, которому не нужно завоевывать превосходство в небе в ближнем бою, а достаточно лишь обнаружить противника первым и нанести удар.

В последнее время средства массовой информации очень много говорят о российском истребителе пятого поколения, который прежде был известен как Т-50, а сейчас получил официальное название Су-57. Решение Индии отказаться от этой совместной программы может стать катастрофой для будущего самолета. Оно было принято после неудавшегося применения этой машины в истерзанной войной Сирии в конце февраля. Негативное влияние на программу оказало и то, что России не по карману крупные производственные партии таких самолетов, а также сохраняющиеся проблемы с двигателями.

Но прежде всего, сомнения вызывает малозаметность этой машины, поскольку у нее отсутствуют некоторые ключевые характеристики, которые являются определяющими для современных истребителей-невидимок. Тем не менее все вышесказанное отнюдь не означает, что у Су-57 отсутствуют достойные внимания качества и особенности.

В определенной степени Т-50/Су-57 — это неправильно понятый самолет. Отсутствие у него высокотехнологичных конструкционных характеристик малозаметности не означает, что эта машина бесполезна и даже неэффективна. Конструкторы из КБ «Сухого» выбрали «сбалансированный подход» к реализации в новом истребителе технологий малозаметности. Поэтому уменьшенная эффективная поверхность рассеяния самолета с определенных углов зрения стало просто одной из характеристик, которую следует учитывать наряду с другими приоритетами конструкции. Скорее всего, это вызвано необходимостью из-за отсутствия разработок по материалам, обеспечивающим невидимость, производственной базы и соответствующих конструкторских наработок. И тем не менее, результат оказался таким же.

Я уже писал о том, какую роль в данном уравнении стало играть оружие, способное наносить удар без входа самолета в зону поражения. Но в конструкции планера предусмотрены и некоторые другие особенности, обусловленные пониманием того, что по одним только показателям малозаметности Су-57 не сможет конкурировать с американскими и даже с китайскими истребителями. А если принять во внимание организационно-штатную структуру российских вооруженных сил и ту военную доктрину, которая за ней стоит, то становится понятно, что для России не является высшим приоритетом проникновение в глубину самых современных и интегрированных систем ПВО в ходе неких экспедиционных операций.

Меня часто спрашивают: какова степень «невидимости» С-57 в сравнении с другими истребителями? Исходя из длительного изучения этого самолета и многочисленных разговоров с людьми из авиакосмической промышленности на тему его конструкции, я могу сделать следующий вывод. Су-57 — это нечто среднее между американскими «Супер Хорнетами» (F/A-18E/F Super Hornet) и «Сайлент Игл (F-15SE Silent Eagle), и китайским J-20. При этом он ближе к первым двум.

Помня обо всем этом, хочу рассказать о пяти особенностях Су-57, которые нам нравятся. Некоторые предназначены для того, чтобы компенсировать отсутствие у самолета характеристик сверхмалозаметности, по крайней мере, частично.

Боковые РЛС

У Су-57 есть одна особенность, которую давно уже обещали конструкторы F-22, но так и не сдержали свое слово. Это смотрящая в стороны РЛС, размещенная ниже кабины на «щеках» самолета. Такие радары с активной фазированной антенной решеткой Х-диапазона дополняют основную радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой Н036 «Белка». Предположительно, на долю вспомогательных РЛС приходится треть приемо-передающих модулей основного радара самолета.

На первый взгляд, польза от этих РЛС очевидна — они обеспечивают гораздо больший сектор обзора датчиков и повышают ситуационную осведомленность пилота Су-57. Но за этим скрывается главное преимущество. Данные РЛС дают летчику возможность выполнять ключевые тактические приемы гораздо лучше, чем на любом другом самолете. Такую тактику обычно называют излучением или засветкой.

Излучение — это когда самолет отворачивается на 90 градусов от доплеровского радара противника и становится к нему перпендикулярно. Поскольку в РЛС такого типа для измерения относительной скорости цели используется доплеровский эффект, и они отфильтровывают сигналы малой относительной скорости, такие как помехи от земной поверхности, излучающий истребитель особо не уходит и не приближается к радару противника, и может войти в «доплеровский зазор» РЛС.

Невидимый участок находится там, где строб-импульс скорости, действующий в качестве фильтра, видит цель, которая перемещается относительно него настолько медленно, что он ее игнорирует. Поэтому, даже когда истребитель противника летит со скоростью 800 километров в час, радар его не замечает. В результате он отсеивает информацию об этой цели, как он отсеивает данные о вершине горы. Это исключительно полезный тактический прием, когда РЛС находится на большей высоте, чем излучающий самолет, и пытается захватить цель по сценарию обнаружения и поражения цели в нижней полусфере на фоне земли.

Но при совершении маневра излучающий истребитель, оснащенный фиксированной АФАР или антенной решеткой с механическим сканированием, теряет радиолокационное изображение противника, от которого он хочет уйти. Если нет посторонних приборов обнаружения, передающих данные на излучающий истребитель через канал передачи данных, летчик «слепнет» и перестает владеть боевой обстановкой в момент, когда это важнее всего. Еще хуже то, что запускаемые с излучающего истребителя ракеты с наведением по РЛС не смогут получать обновленную информацию о цели на среднем участке своего полета, а поэтому вероятность поражения цели у них в таком случае резко снижается, особенно если пуск осуществляется с большого расстояния.

Современные РЛС с АФАР очень чувствительны и имеют сложное программное обеспечение, что в определенной степени снижает воздействие засветки как тактического приема. Но она все равно имеет большое значение, особенно при ведении боевых действий с противником, не обладающим серьезными сетевыми возможностями и вспомогательной аппаратурой слежения.

Если учесть то, что у Су-57 отсутствуют передовые характеристики малозаметности, становится понятна польза от боковых РЛС — ведь они могут снизить возможность обнаружения самолета при помощи тактики засветки, особенно на больших расстояниях, продолжая при этом активно направлять свои ракеты к цели.

Опять же, современные сетевые возможности, особенно те, которыми обладают США и их союзники, способны снизить эффективность засветки в боевом пространстве, где ведется активное наблюдение, в том числе, с участием самолетов ДРЛО, наземных и корабельных РЛС и других истребителей, которые совместно создают общую картину, передаваемую по каналам данных. Но Россия ничего не выигрывает от такого сетевого сопряжения, собственно, как и многие из ее вероятных противников. По этой причине весьма разумным кажется решение установить на Су-57 боковые радары, помогающие обеспечить ситуационную осведомленность летчиков и наведение оружия в цель с одновременным излучением без посторонней помощи.

Говорят, что в больших наплывах Су-57 на передней кромке также имеются радиолокационные антенные решетки L-диапазона (сверхвысоких частот). Прежде всего, они предназначены для распознавания целей. У самолета имеется еще одна решетка Х-диапазона в хвостовой части для повышения ситуационной осведомленности летчика. Не исключено, что в будущем ее станут применять для наведения ракет, осуществляющих захват цели после пуска.

Следует также отметить, что АФАР можно использовать для осуществления точечных электронных атак. Теоретически РЛС истребителя может применять эти приемы РЭБ, атакуя другой самолет или подвергаясь нападению. Выгодно делать это даже под острым углом, не меняя позицию носа машины. По этой причине Су-57 может стать мощным средством радиоэлектронной борьбы, если не сегодня, то в будущем.

Стоит отметить, что при излучении энергия РЛС может выдать ваше местоположение. Но у Су-57 есть решение и для этой проблемы.

Инфракрасный поиск и сопровождение

Су-57 имеет на борту современный оптико-электронный комплекс поиска и сопровождения 101КС «Атолл», который находится в традиционном для российских истребителей месте — в верхней части носа самолета возле лобового стекла кабины. Такое расположение явно вредит радиолокационной заметности Су-57 в передней полусфере, которая важнее всего остального. Но инфракрасный поиск и сопровождение — это одна из лучших технологий для обнаружения и борьбы с малозаметными целями на большом удалении. Я рекомендую подробнее почитать материалы об инфракрасном поиске и сопровождении и о том, как его используют в воздушном бою, чтобы лучше понять те уникальные возможности, которая эта система дает самолету в воздушном бою.

Cу-57 в полете

Инфракрасный поиск и сопровождение можно использовать для передачи информации о цели на ракеты истребителя в полете, причем даже в те моменты, когда самолет наводится по лучу. Прежде всего такой поиск и сопровождение позволяют Су-57 действовать и поражать цели, сохраняя «электромагнитное молчание» (то есть, без излучения радиоволн). В наши дни это крайне важно, собственно, как и остаться незамеченным для радара противника. Кроме того, инфракрасный поиск и сопровождение не подвержены воздействию средств РЭБ.

Современные боевые самолеты могут обнаруживать, классифицировать и даже осуществлять геолокацию излучений противника. Режим РЛС с малой вероятностью перехвата сигналов противником существенно помогает остаться невидимым, хотя при этом некоторые излучения все же остаются. Но малая вероятность перехвата — это очень общий термин, и не все РЛС с малой вероятностью перехвата могут оставаться незамеченными, активно работая в боевой обстановке.

Однако система инфракрасного поиска и сопровождения позволяет применять творческую тактику, которая может стать неожиданностью для противника и нарушить его план боевых действий за счет обнаружения изъянов в нем. Но опять же, прежде всего Су-57 получает возможность обнаруживать и даже уничтожать самые малозаметные самолеты, не подавая при этом никаких радиосигналов. У таких систем ограниченная дальность действия, и на их работу влияют атмосферные условия. Поэтому им трудно подобраться близко к цели до того, как их сможет уничтожить ракета класса «воздух-воздух» большой дальности. Стоит также отметить, что эта система может создать изображение самолета за пределами видимости, что весьма полезно, так как летчик в жестких условиях воздушного боя может первым нанести удар.

Современная система инфракрасного поиска и сопровождения была также обещана летчикам F-22 в рамках программы «Современный тактический истребитель» (Advanced Tactical Fighter Program). Но ее закрыли ради экономии денежных средств, когда конструкторы перешли от опытных образцов к серийным вариантам. Сегодня ВМС и ВВС близки к тому, чтобы получить системы инфракрасного поиска и сопровождения для своих истребителей 4-го поколения. F-35 может использовать электронно-оптическую систему прицеливания для опознавания самолетов на большой дальности, а также для ограниченного поиска и слежения, но это не идет ни в какое сравнение с отдельной системой инфракрасного поиска и сопровождения.

Система управляемого противодействия инфракрасным средствам

Подобно F-22, Су-57 имеет несколько апертур обнаружения ракетных пусков, расположенных в разных местах. Но еще у него имеются турели для варьируемых лазерных лучей, которые ослепляют приближающуюся ракету противника и сбивают ее с курса. Используемая в Су-57 российская система входит в состав электронно-оптического комплекса Н101-КС, который также включает системы обнаружения ракетного пуска, систему инфракрасного поиска и сопровождения, а также турели управляемого противодействия инфракрасным средствам, расположенные сверху фюзеляжа за кабиной, а также под фюзеляжем в районе кабины.

Комплекс оптико-электронного противодействия установили на нескольких опытных образцах Су-57, и он работает в соответствии с заявленными характеристиками. Этот комплекс может надежно защитить самолет от современных ракет с инфракрасным наведением, которые еще называют ракетами с тепловой головкой самонаведения. К ним относятся различные ПЗРК и авиационные ракеты.

Система управляемого противодействия инфракрасным средствам, которую американские военные и их союзники используют почти 20 лет, эффективнее работает против современных тепловизионных головок самонаведения, чем против одноразовых средств радиоэлектронного противодействия, таких как тепловые отражатели и ИК-ловушки.

Россия установила довольно громоздкие системы управляемого противодействия инфракрасным средствам на некоторых своих вертолетах и транспортных самолетах, но то, что есть у Су-57, намного миниатюрнее. Эти системы по своей компактности вполне могут поспорить с американскими. Но в Сирии Россия очень сильно опасается ПЗРК, что совершенно правильно.

Установка системы управляемого противодействия инфракрасным средствам на истребителе — дело неслыханное. Конечно, сама концепция существует, но в настоящее время эти комплексы самозащиты устанавливают в основном на военно-транспортных самолетах и на вертолетах в целях защиты от ПЗРК, а не от авиационных ракет. Но целью системы управляемого противодействия инфракрасным средствам Су-57 определенно является срыв атак именно таких ракет. В этом смысле Су-57 своего рода первопроходец. И системы такого типа вполне могут стать сдерживающим фактором для авиационных ракет большой дальности с инфракрасным наведением и для ракет сдвоенной функции.

Добро пожаловать на плохие аэродромы

Российские истребители, даже самые современные и малозаметные, проектируют и делают с большим запасом прочности. У них усиленное шасси и большие колеса, а также грязезащитные щитки на переднем колесе. У различных версий МиГ-29 есть даже створки воздухозаборников, которые закрываются во время руления. У некоторых моделей Су-27 имеются экраны, выполняющие ту же самую функцию отсекания воздушных потоков. У Су-57 нет таких преград на воздухозаборниках, но имеется прочное шасси, примерно такое же, как и у предшественников.

Если вы когда-нибудь видели российские аэродромы, по крайней мере, некоторые из них, вам станет понятно, зачем самолетам прочные шасси. Но это также может пригодиться при выполнении различных задач с посадкой на аэродромах и полосах, где нет маленькой армии машин-чистильщиков.

В этом отношении многие американские самолеты уступают российским, и это довольно серьезная проблема, поскольку Пентагон в случае кризиса в тихоокеанском регионе намерен активно задействовать свою авиацию, которая будет размещаться на слабо оборудованных аэродромах. А ведь в рамках этой концепции хрупкие машины типа «Рапторов» и даже дроны «Рипер» должны будут садиться и взлетать маленькими группами с ВПП на уделенных островах.

Трехмерная система отклонения вектора тяги

Мы говорили о том, что вектор тяги приносит лишь ограниченную пользу в разных эксплуатационных режимах полета истребителя. Он наиболее полезен на очень больших высотах и скоростях, либо в режиме, близком к сваливанию. Но это все равно круто, особенно если других преимуществ мало.


Управляемые сопла двигателей АЛ-41Ф1

Учитывая недостатки в конструкциях и характеристиках Су-57, превосходство над противником в маневренности в пределах видимости это все равно положительно, особенно в связи с тем, что этот самолет не сможет уклониться от боя в отличие от его менее заметных противников. Трехмерная система отклонения вектора тяги на пониженных скоростях и небольших высотах позволяет летчику совершать невероятные акробатические пируэты. Но пользы от этого не очень много, и кроме того, такой пилотаж даже опасен во время любых действий, исключая бой один на один в пределах видимости. Если осуществить хитрый маневр с управлением энергетическим состоянием, то противника можно поразить. Но когда неподалеку находятся другие истребители (а они обычно находятся), это означает, что ты тоже погибнешь. Тем не менее, Су-57 имеет такую систему, и она впервые применена на истребителе-невидимке.

Уникальная конфигурация отсека вооружения

У Су-57 уникальный отсек вооружения тандемного типа. Нам о нем пока мало что известно, но похоже, что самолет может одновременно взять на борт от четырех до шести ракет «воз-дух-воздух» средней дальности. В зависимости от глубины отсеков, там можно разместить меньшее количество более крупного оружия, такого как управляемые бомбы или ракеты класса «воздух-поверхность» с запуском с позиции, находящейся все пределов поражения средствами ПВО. Но надо подождать, пока не появится официальная информация и фотографии, чтобы подробнее обсуждать этот вопрос с большей долей уверенности.

Этот истребитель, предположительно, может пару ракет «воздух-воздух» малого радиуса действия в пусковых контейнерах, расположенных под корневой частью своих крыльев. Эти треугольные и напоминающие по форме каноэ устройства, как говорят, раскрываются в ходе боя как раковины моллюска и таким образом освобождают путь для ракет. Следует еще раз подчеркнуть, что, насколько нам известно, пока нет изображений реального использования этих систем, и пока не совсем понятно, как там может разместиться такая ракета как Р-73. Возможно, в будущем специальная ракета с меньшим диаметром профиля будет размещаться в этих емкостях.

В конечном итоге, можно сказать, что Россия сделала все возможное для того, чтобы компенсировать ограничения в области малозаметности и добавила другие качества, позволяющие Су-57 выживать в бою. И, как мы часто любим подчеркивать, технологии «стелс» — это всего лишь часть целого набора средств, вся совокупность которых будет определять вопросы жизни и смерти в зоне воздушного боя. Особенно средства ведения электронной борьбы в сочетании с малозаметностью все больше становятся важным фактором в ходе современных боевых действий.

Когда мы говорим о технологии «стелс» (даже когда речь идет только о спектре используемых радиочастот), не следует забывать, что мы говорим о том, на каком расстоянии может быть обнаружена цель и с какого расстояния она может быть поражена с использованием конкретного радара, работающего на конкретной частоте и в тот момент, когда цель наблюдается из определенного положения.

Если взять одну и ту же импульсную доплеровскую радиолокационную станцию, работающую в Х-диапазоне (это просто гипотетический пример), то Су-27 может быть обнаружен впереди на расстоянии 145 километров, Су-57 на расстоянии 54 километров, тогда как F-22 будет обнаружен на расстоянии менее 16 километров. Несомненно, мы видим серьезные отличия в характеристиках, однако это всего лишь один аспект очень сложного уравнения современного воздушного боя. Вновь хочется подчеркнуть, что нужно учитывать сетевые показатели, чувствительность расположенных на борту датчиков, наличие вооружений, применяемых вне зоны досягаемости ПВО, степень малозаметности с различных направлений, средства электронной борьбы, тактику, скорость, радиус действия, постоянную поддержку со стороны самолетов системы дальнего обнаружения и управления и многое другое. Цену самого самолета, а также связанные с этим качественные преимущества, следует также принимать в расчет.

Нам неизвестны данные о качестве и уровне интегрированности сенсоров и наиболее важных систем Су-57, но, если судить, по крайней мере, по данные на бумаге, то можно сказать следующее: нет, Су-57 совсем не «хлам». Он представляет собой довольно разумное сочетание возможностей, которые соответствуют российской более простой, менее объединенной в сетевом отношении доктрине воздушного боя, доктрине, которая, несомненно, позволяет вести боевые действия против более вероятных врагов, чем в ходе войны Армагеддона против Соединенных Штатов.

Однако, с учетом строгих правил применения оружия, существующих, например, в Сирии, многие возможности даже самых серьезных оппонентов нейтрализуются. Если Россия сможет продолжить финансирование Су-57 и решит проблемы, связанные с двигателями, то он может стать эффективным и крайне ценным истребителем, превосходящим по своим возможностям все остальные самолеты, находящиеся в распоряжении российских ВВС.

Но можно ли сказать, что он сопоставим с F-22? Нет, нельзя

В этом и состоит проблема — очевидно, что он и не разрабатывался как таковой. Но, судя по всему, российские официальные лица и российская пресса постоянно выступают с противоположными заявлениями. Это все равно, что сказать: F/A-18E/F «Супер Хорнет» в некоторых аспектах обладает такими же качествами, как F-35 — но это просто неверно, и, прежде всего, это некорректное сравнение.

Тем не менее нужно отдать должное русским за то, что они не испугались новых рисков, связанных с разработкой этого истребителя, и в процессе работы смогли использовать инновационные концепции, хотя это и было обусловлено критически низким объемом знаний в области малозаметности, а также ограничениями в сфере производства.

Массовое производство новейшего истребителя Су-57 «не надо форсировать». Об этом заговорили сначала новый куратор оборонного комплекса, а затем и глава профильной комиссии Госдумы. А ведь на эту машину пятого поколения еще несколько лет назад возлагались очень серьезные надежды – которые, похоже, проект вовсе не оправдал. Что же пошло не так?

В эпоху стремительного развития технологий истребитель пятого поколения Су-57 быстро устареет, поэтому нужно сосредоточиться на разработке самолета нового, шестого, поколения. Об этом заявил член экспертного совета Госдумы по авиапрому, глава думской комиссии по правовому обеспечению развития организаций «оборонки» Владимир Гутенев. «Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС. Зато у машины прекрасный экспортный потенциал, многие страны захотели бы ее приобрести», – сказал Гутенев агентству «Интерфакс» .

Оставим на совести депутата заявление о «прекрасном экспортном потенциале» – иностранцы всегда покупают только те машины, которые предпочитает использовать сама Российская армия. Одно утверждение депутата противоречит другому – если Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС, на его экспортном потенциале смело можно поставить крест. Самое важное другое – почему депутат подтверждает, что ВВС России, по сути, отказываются от самолета, на который возлагались такие надежды и в разработку которого вложены столь гигантские средства?

Такое резкое суждение нельзя считать мнением отдельно взятого депутата, пусть и из профильной комиссии. Гутенев подчеркнул: он солидарен с мнением нового куратора «оборонки», вице-премьера Юрия Борисова, в недавнем прошлом замминистра обороны. Форсировать массовое производство Су-57 нет смысла, сказал Борисов в понедельник в эфире канала «Россия 24» .

Вице-премьер отдал должное качествам этого истребителя: Су-57 «проявил себя очень хорошо, в том числе и , подтвердил свои летно-технические характеристики и боевые возможности». Но при этом Борисов заметил: сегодня одним из лучших самолетов в мире считается представитель предыдущего поколения «4+» – Су-35. Видимо, Су-35 – вполне эффективный и одновременно не столь дорогой вариант.

Аналогичный аргумент привел и депутат Гутенев. ВКС уже имеют на вооружении одни из лучших в мире истребителей Су-35С, заявил он. По мнению Гутенева, эти машины поколения «4+» по боевым качествам превосходят не только основные американские аналоги – F-15 и F-16. В некоторой степени Су-35 не уступают F-35 и F-22 – самолетам пятого поколения, считает депутат.

Такие выводы контрастируют с многообещающими планами, о которых заявлялось в начале работы над Т-50 (таким был заводской индекс нынешнего Су-57). Разработка этого истребителя пятого поколения в рамках проекта ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) началась еще в 2001–2002 годах. Планировалось, что истребитель пятого поколения, находящийся на острие военно-технической мысли (технологии «стелс», продвинутая авионика, мощные радары), должен стать противовесом F-22 и F-35.

Вложения в проект были более чем внушительными. Через девять лет после начала работ, в 2010 году, президент Владимир Путин констатировал: только на первом этапе создания самолета было затрачено около 30 млрд рублей. Столько же, по оценке главы государства, требовалось для завершения работ.

Тогда же, в 2010-м, был совершен первый полет. В Минобороны планировали, что в конце 2016 года начнется серийное производство новых самолетов. Только с 2016-го по нынешний год ВВС должны были получать по восемь Т-50 ежегодно. Госпрограмма вооружений до 2020 года подразумевала закупку 52 машин. Планировалось сформировать два полка.

Но, как говорится, «что-то пошло не так». По прошествии 17 лет с начала работы вице-премьер Борисов констатировал: испытания Су-57 «идут согласно плану» (то есть до выхода в серию еще далеко), и в 2018 году в ВКС должны быть приняты всего две опытные машины. Опытные, а вовсе не серийные.

Отклонение от заданного курса можно было заметить еще в 2015 году. Тот же Юрий Борисов, тогда в ранге замглавы Минобороны, сообщал: ведомство Сергея Шойгу оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых машин. «Законтрактовано» было всего 12 самолетов Т-50. С другой стороны, в прошлом году Минобороны заказало уже под сотню Су-35С и более 100 Су-30СМ.

Эксперты считают, что причиной падения интереса к Су-57 стала «межвидовая» конкуренция.

Во-первых, по своим характеристикам Су-35 почти не уступает Су-57. Во-вторых, на ныне существующих образцах новейшего Су-57 стоят устаревшие двигатели – аналогичные тем, что используются на действующих в ВВС машинах марки «Су». Модернизация этого «движка» заняла 14 лет, и только в апреле были завершены государственные стендовые испытания. В мае сообщалось: «летающая лаборатория Т-50-2» (прототип Су-57) продолжает летные испытания с двигателем второго этапа. А ведь этот двигатель, именуемый «изделием 30», как ожидалось, уже давно должен быть в деле.

Сказывается специфика, проявившаяся еще в советские времена – новейшие самолеты появляются раньше, чем разработаны и испытаны необходимые им двигатели (и это понятно, учитывая сложность изготовления этого важнейшего элемента самолета).

В-третьих, вопрос стоимости. Цена одной единицы Су-57 – около 50 млн долларов, или 3,16 млрд рублей. Для сравнения, в 2014 году тогдашний главком ВВС Виктор Бондарев сетовал на дороговизну Су-30, Су-35 и Су-34, поступающих в армию: «Более 1 млрд рублей каждый самолет стоит!» Напомним, что в начале 1970-х чрезмерная стоимость «похоронила» проект перспективного бомбардировщика-ракетоносца Су-100. И не его одного.

Нынешний интерес, проявленный военным ведомством к Су-35, вполне оправдан. «Истребитель зарекомендовал себя как отличный аппарат с хорошими показателями по дальности полета. Важно, что он может использоваться как многоцелевой самолет, как фронтовой бомбардировщик, даже как самолет сопровождения с хорошим радиусом действия – с теми «движками», которые на нем стоят. И я думаю, что это не последний двигатель, они и дальше будут разрабатываться в плане увеличения дальности его полета», – пояснил газете ВЗГЛЯД бывший летчик-инструктор, майор ВВС Андрей Красноперов. Такому самолету «класса 4++» не хватает одного плюса до полной невидимости для радаров, отмечает эксперт.

Что же касается Су-57, то, как полагает Красноперов, это

«скажем так, более дорогая игрушка».

«То, что характеристики Су-57 очень похожи на Су-35, особенно по двигателю – понятно, но ведутся разработки нового двигателя, и он появится. Это все приходит не сразу и, естественно, требует затрат», – подчеркивает летчик. Пока же «для того, чтобы оставить обороноспособность нашей страны на необходимом уровне, надо закупать те самолеты, которые есть и которые надежны – это касается прежде всего Су-35», – подчеркивает Красноперов. Добавим, что при этом возникает вопрос – почему ставка на Су-35 не была сделана раньше?

Эксперт также напоминает, что «у американцев самолеты серии F потерпели несколько катастроф и в целом у них много отказов. То есть проект сыроват». Напомним, что истребитель F-35, новейший и крайне дорогостоящий (Lockheed Martin преподнес как достижение снижение его стоимости со 100 млн до 85 млн долларов за штуку), подвергался жесткой критике. В частности, много говорилось о его с катапультированием, которые, судя по всему, пока .

Критики высказывают мнение, что высокотехнологичные, но дорогостоящие истребители пятого поколения что отечественного, что американского производства представляют собой своего рода «тупиковую ветвь» эволюции боевых самолетов. Нельзя сказать, что Минобороны прямо подтверждает такое мнение. Но обратим внимание на упомянутое в начале высказывание депутата Гутенева. Он, кроме всего прочего, заявил, что следует начать работать над боевым самолетом следующего поколения, который стал бы переходным звеном между пилотируемой и .

И это значит, что массовый выпуск Су-57 мы не увидим, скорее всего, никогда.

"Жену отдам дяде, а сам пойду к бляди".

Русская народная поговорка о нерадивых мужиках

Пресса пишет, что нынешняя Россия потеряла последнего союзника в Азии. Союзника давнего, - Индию.

Которая отказалсь сразу от двух больших оборонных заказов - закупки новейшей российской системы ПВО С-400 и закупок самолета пятого поколения СУ-57 .
В результате демарша Индии, если он состоится, Российская оборонка потеряет порядка 4,5 - 5,5 миллиардов долларов.

Аналитики гадают о причинах и выдвигают несколько версий. По самолетам, например, недостаточно качественный двигатель истребителя, отказ РФ организовать сервисные центры на территории Индии, а также приезд в Индию некоего эмиссара из США. Который сказал индийцам "низзя" , - и наши союзники взяли под козырек.

И тут возникает вопрос, а сколько же всего Российская Федерация имеет в наличии истребителей СУ-57 ?

Если верить нашим кремлеботам, которых немеряно в сети, - то много. Они бороздят воздушное пространство на парадах в Москве и даже участвуют в войне в Сирии.

На мой конкретный вопрос один из кремлеботов ответил, что "истребителей СУ-57 хватит, чтобы уничтожить Омеригу" .
Так это или нет - я не знаю.

Пишу прописью: четыре штуки!

Четыре самолета в современной войне - это все равно, что 4 гранаты во времена Первой Империалистической, - только на одном американском авианосце в зоне конфликта в Сирии их 90.

И возникает закономерный вопрос и у меня и у российских налогоплательщиков: а был ли мальчик?

Стоит ли вообще говорить об этих самолётах?

Другое важное событие, о котором я узнал из российской прессы - это пропуск НАТО на территорию когда-то бывшей нашей Средней Азии. Картавые большевички Троцкий с Лениным расстарались, отобрали у Русских эту территорию и отдали её диким племенам, никогда не имевших своей государственности, культуры и письменности даже.
Предварительно уничтожив живших там Русское Казачество вкупе с Русским Крестьянством.

И тут возникает закономерный вопрос и у меня и у российских налогоплательщиков к московским товарищам:

А зачем же вы, господа-товарищи создавали разные фейковые (фальшивые по-русски) организации типа ОДКБ, ЕВРАЗЭС с ЕАЭСом, тратя на их создание и содержание миллиарды народных денег?

Списывали кочевникам долги и принимали их мигрантов в Россию, лишая своих граждан рабочих мест и затаривания страну наркотиками.

Неужели вы не понимали, что кочевые племена, возомнившие себя государствами, рано или поздно позовут пришлых на свою территорию. Ведь должен их кто-то кормить!

Почему их гастарбайтеры до сих пор находятся в России? Почему до сих пор не закрыта граница со Средней Азией?

Ведь звоночек не вчера прозвенел. Это было понятно самому тупорылому росиянцу, который кроме шапиро-ТВ ничего не смотрит. Ведь если среднеазиаты запретили русский язык, запретили кириллицу, выдавили с территории всех рускоязычных, - то это означает, что они готовят эту территорию к сдаче.