Общественный транспорт. Маршрутки капут. Что из этого получилось Требования и стандарты

Сергей Собянин создал “фабрику ” по легализации непопулярных решений.

В результате решения правительства Москвы об отмене “маршруток ” работу потеряли около 10 000 человек, а 1,5 млн горожан лишились быстрого и доступного средства передвижения. Такая ситуация вновь продемонстрировала “вредительство ” столичной мэрии, руководители которой организовали настоящую индустрию по легализации непопулярных решений.

Очередная транспортная реформа в Москве началась для многих жителей столицы неожиданно. 14 августа 2016 года. Дмитровское шоссе. На остановке толпа ждет хоть какого-то транспорта. До ближайшего метро - 9 км. На собственной машине после решений департамента транспорта крайне затруднительно пробраться в центр. Наконец, ребенок радостно дернул маму за руку: "Гляди, гляди, наша маршрутка!"

Едем, как обычно - чуть дергано, но зато быстро. Водитель, кажется, азербайджанец - уж очень грустный. Поднимаем глаза и видим приклеенную скотчем бумагу формата А4, где говорится, что 15 августа маршрут №735м будет ликвидирован.

И ведь ликвидировали. И не только №735м, а десятки маршрутов. Тогда хотелось думать, что это либо дурная шутка, либо временная мера - ведь никакой “почвы ” для запрета не подготовлено, граждан о готовящемся решении не проинформировали (по крайней мере, ни один из опрошенных “Новым Днем ” москвичей не сказал, что знал заранее об отмене). Тот, кто живет вдали от метро или за МКАДом, поймет абсурдность решения властей - нагрузка в совокупности на наземный общественный транспорт и так крайне велика, и отсутствие “маршруток ” можно приравнять к перекрытию кислорода.

Прошел почти месяц. Москвичи безуспешно пытаются приноровиться к транспортным неудобствам. При этом многие, кто сейчас толпится на остановках в ожидании общественного транспорта, еще не верят, что это навсегда, поскольку в редкий автобус способны протиснуться далеко не все, кто его с нетерпением ждет.

Кому помешал самый быстрый и доступный вид наземного городского общественного транспорта? Неужели периодические жалобы на "неаккуратность вождения" и этническую принадлежность водителей “маршруток ” стали поводом для реформ?

Для начала уточним, что “маршруточники ” - это частные перевозчики, ИП. Это малый бизнес, и, как известно, деньги они получают наличными. По одной из версий, властей сильно не устраивала их деятельность - убедить их перейти на безналичную систему с валидаторами не удалось, после чего было решено расправиться радикальным и проверенным методом - просто запретить.

В сентябре 2015 года, как сообщал “Новый День ” , журналистам продемонстрировали новые синие автобусы и “маршрутки ” . Красивые - допустим. С видеокамерами, кондиционерами, валидаторами - да. Но вот только их катастрофически не хватает. На Дмитровском шоссе их просто нет. Тогда, в 2015 году, в департаменте транспорта обещали, что для москвичей ничего не изменится, а станет даже лучше после отмены устаревших “маршруток ” . Но в реальности получилось наоборот.

Как справедливо сказал сегодня на пресс-конференции лидер движения “Стопхам ” Дмитрий Чугунов , заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов , в послужном списке которого - платные парковочные зоны, и неадекватные штрафы, и крайне дорогостоящие “услуги ” эвакуаторов, уже порядком “утомил ” горожан своими инициативами.

"Если бы частные компании согласились бы на прозрачную систему оплаты, проблем никаких не было бы. Вопрос в том, к сожалению, что власти Москвы (как часто бывает) в своей попытке все решить быстро, забыли о последствиях и не подготовили почву... Должна быть конкретная ответственность конкретных чиновников, которые поставили людей в ситуацию, когда они не могут добраться из пункта А в пункт Б. И эта ответственность должна быть как административная, так и уголовная" , - считает Чугунов.

По его словам, пересаживаться на общественный транспорт - хорошая идея, если для этого созданы условия. "Если сейчас сбудется мечта Ликсутова и хотя бы 10% автомобилистов пересядет на общественный транспорт, наш общественный транспорт умрет. Особенно метро - просто люди не смогут туда войти. Нужно бояться своих желаний" , - отметил лидер “Стопхама ” .

Председатель движения “Союз пешеходов ” Владимир Соколов обратил внимание на тот факт, что люди не помещаются в новые синие “маршрутки ” и автобусы. По его оценке, идти на такое накануне выборов - не лучший вариант для чиновников.

"Они [перевозчики прежних маршруток] не ожидали, что правительство пойдет на такой непопулярный шаг, тем более перед выборами. Я тоже считаю, что это немножко несвоевременно было сделано. Нужно было время для подготовки, чтобы обновить состав, купить новые маршрутки" , - сказал Соколов.

По его словам, если по каким-то причинам произойдет авария в метро, люди попросту могут не добраться домой или на работу на наземном транспорте.

Между тем, на беде граждан пытаются нажиться “бомбилы ” , которые дежурят у остановок и берут 100-150 рублей за проезд до метро. Неудивительно и то, что в условиях катастрофической нехватки общественного транспорта на дорогах Москвы появляются нелегальные “маршрутки ” .

"Это бизнес, настоящий бизнес... Граждане выбирают то, что быстрее. И, в сущности, формируется новая теневая структура, которая забирает деньги. Одну убрали, появилась вторая" , - пояснил Соколов.

Немаловажно и то, что некоторые категории граждан вынуждены отказаться от проезда на общественном транспорте. Например, инвалиды попросту не могут ехать в тесных условиях.

Кроме того, проблематично стало добираться до таких жизненно важных пунктов, как больницы. По словам члена Общественной палаты РФ, президента Центра социальных и политических исследований Георгия Федорова , добраться от станции метро “Семеновская ” до больницы №36 стало почти невозможно, потому что отменили маршрут №452. "Определенное количество времени люди - инвалиды, больные... не знаю, как они добирались до этой больницы" , - сказал он, добавив, что один из москвичей, ожидая транспорт, чуть не умер из-за инфаркта.

По мнению Федорова, замену частных “маршруток ” на государственные надо было выполнять постепенно, предварительно запустив необходимое количество транспорта. Эффективнее было бы проводить проверки, аудит перевозчиков, в крайнем случае штрафовать или отзывать лицензию. "Но это надо делать постепенно, эволюционно, а не такими запретительными странными мерами" , - считает Федоров.

При этом он не исключил, что цены за проезд теперь могут вырасти, а финансовые потоки пойдут "не туда". "Параллельно надо будет еще посмотреть, куда эти финансовые средства от “маршруток ” будут направляться, потому что мы помним все эти вопросы с парковками, с теми оффшорными компаниями, куда деньги уходили, со скандалами с Дептранспорта и Ликсутовым" , - добавил Федоров.

"Монополизация всегда приводит к тому, что рано или поздно нарушения появляются. Что, срочно были нужны деньги? Я не скажу, что это вредительство - я не конспиролог. Но мне странна позиция московских властей, которая в кратчайшее время ухудшила состояние десятков тысяч, а может, и миллионов человек" , - подчеркнул Федоров.

Между тем, как считает глава муниципального округа Таганский Илья Свиридов , в текущих условиях такие меры вполне справедливо назвать “вредительством ” . Он отметил, что ежедневно 1,5 млн москвичей пользовались “маршрутками ” , а после ликвидации частных перевозчиков работы лишились около 10 000 человек.

По его словам, полноценной альтернативы при этом не предоставлено. "Где новые маршруты, где новые автобусы, троллейбусы? Ничего этого нет. Наоборот, мы слышим, что они хотят отнять троллейбусные маршруты... Сегодня надо признать, что это очередная провальная инициатива Дептранса" , - подчеркнул Свиридов.

Участники пресс-конференции пришли к выводу, что в данной сфере монополизм пока оборачивается сплошными проблемами. По мнению Федорова, москвичам следует консолидироваться и начать активные протесты против запрета “маршруток ” .

"Начиная с акций протестов в рамках закона РФ уличного характера, петиций, обращаться к депутатам Госдумы, членам Общественной палаты, мэрии, писать куда возможно, чтобы количество недовольных было как можно больше. У нас, к сожалению, московские власти сделают непопулярный шаг - и смотрят. Если никакого сопротивления нет, то удовлетворенно потирают руки - никто же не протестует!" - прокомментировал он.


С начала мая до середины июня начнется выход частных перевозчиков на новый стандарт работы.

Обслуживать пассажиров на городских маршрутах будут только те перевозчики, которые доказали свое соответствие строгим требованиям государственного контракта. Победителями конкурсов стали 8 компаний, которые разделили между собой 211 городских маршрутов. Три маршрута уже работают по новой модели с прошлого года - это №№199к, 320, 368. До середины июня на новые стандарты в Москве переведут еще 208 маршрутов.

«Маршрутки» будут заменены на автобусы малой, средней и большой вместимости, в зависимости от пассажиропотока на маршруте. Есть маршруты, проходящие по узким улицам – там по всем нормативам не могут ходить любые другие автобусы, кроме автобусов малой вместимости. На самых загруженных маршрутах наиболее актуальны автобусы большой вместимости. По таким маршрутам город планирует обновить подвижной состав с переходом на новые низкопольные модели.




Преимущества новой модели

· Оплата проезда картой «Тройка» и билетами «ТАТ», «Единый», «90 минут»;

· Действие всех городских льгот (оплата проезда социальными картами с транспортным приложением);

· Строгое соблюдение расписания;

· Комфортные условия поездки (чистота в салоне, кондиционер, аппарели для маломобильных граждан);

· На самых загруженных маршрутах появятся автобусы большой вместимости – а значит, больше мест для пассажиров.

Экономическая выгода

Сейчас пассажиры оплачивают проезд в маршрутных такси наличными по тарифам, которые установили перевозчики. В новых коммерческих автобусах установлены валидаторы. Они позволяют оплачивать проезд билетами городского тарифного меню. Это позволит москвичам экономить несколько тысяч рублей в год. Так, проезд на автобусе частного перевозчика при средней цене 35 рублей за поездку в год стоит почти 17 тысяч рублей, при 2-х поездках по рабочим дням. При оплате того же количества поездок проездным ТАТ стоимость сокращается до 8 тысяч рублей, то есть в два раза. На частных автобусах также будут действовать все льготы, которые сегодня существуют на городском транспорте.

Расписание

Коммерческие автобусы будут ходить строго по расписанию. Время начала и окончания движения индивидуально для каждого маршрута. Это определяется интенсивностью пассажиропотока. То же касается и интервалов между рейсами.

Контроль исполнения требований государственного контракта

За исполнением условий контракта будут следить специалисты ГКУ «Организатор перевозок». Специальные комиссии, в составе которых будет и представитель перевозчика, будут проверять исполнение госконтракта. При нарушении госконтракта на перевозчика будут накладываться штрафные баллы. В конце месяца они суммируются, и эта величина влияет на размер вознаграждения компании.

Следите за информацией на остановках наземного транспорта и на Едином транспортном портале http://transport.mos.ru/ в разделе наземный транспорт.






Изменения в маршрутах автобусов:

    Транспорта уменьшил их количество с 400 до 211, то есть почти в два раза. Власти заявили, что были убраны только те направления, которые дублируют автобусные маршруты. Однако уже в первый день многие жители столицы раскритиковали реформу. Закрытие маршруток в Москве, по их словам, создало только неудобства, а недостаток информации о новых направлениях только усугубил ситуацию. Власти не собираются ставить крест на нововведениях и заверяют жителей, что им просто необходимо привыкнуть к новой схеме движения троллейбусов и автобусов.

    Смысл транспортной реформы

    Закрытие маршруток в Москве с 15 августа связано с реализацией программы улучшения пассажирских перевозок. С этого дня в городе появились синие автобусы с логотипом «Московский транспорт». Многие жители ничего не знали о начале реформы. Многие сначала не понимали, куда исчезли маршрутки в Москве. Затем в интернете стали появляться негативные отзывы. Закрытие маршруток в Москве спровоцировало давку в общественном транспорте. Однако власти настаивают, что людям нужно просто приспособиться к новым направлениям движения. Исчезли маршрутки в Москве полностью в соответствии с замыслом чиновников. В новом транспорте можно расплатиться проездными и воспользоваться положенными льготами. Появились синие маршрутки в Москве, маршруты которых не дублируют друг друга, как это часто бывало при старой системе. Реформа должна полностью устранить нелегальные компании на рынке перевозок в столице. Это должно сделать Москву безопаснее, поскольку именно последние часто делали остановки в неположенных местах, нарушали правила дорожного движения и отказывать страховать жизнь и здоровье своих пассажиров. Многие частные перевозчики заботились только о своей прибыли. Поэтому жители должны не просить: «Верните маршрутки в Москве», а радоваться установлению единого стандарта. В ходе реформы были ликвидированы нелегальные перевозчики. Теперь маршруты обслуживает только восемь компаний, которые победили в открытом конкурсе. Среди них:

    • «Автокарз».
    • «Альфа-Грант».
    • «Гепарт».
    • «ГорТакси».
    • «Таксомоторный парк №20».
    • ТК «Рико».
    • «Трансавтолиз».
    • «Транс-Вей».

    Что случилось с маршрутками в Москве

    Все уникальные коммерческие направления были сохранены. Отменили маршрутки в Москве только в тех случаях, если они дублировали уже существующие рейсы других перевозчиков. Теперь все компании работают исключительно по Поэтому то, что случилось с маршрутками в Москве, в перспективе должно улучшить качество перевозок и безопасность на дорогах. Каждое направление теперь контролируется специальным штабом. Эта организация включает городские ведомства и представителей компаний, которые занимаются перевозками. Штаб занимается рассмотрением предложений пассажиров и удовлетворением их запросов в части изменения маршрутов и ввода дополнительных остановок. Нововведения не были введены только в Зеленограде и Новой Москве. В этих двух округах перевозчики продолжают работать по старой схеме. Приведение наземного транспорта к единым стандартам - это задача, которую ставят перед собой все развивающиеся мегаполисы. После реформы и у москвичей появляется возможность сразу отличить машины легальных перевозчиков и сделать выбор в пользу качественного поставщика услуг.

    Зачем были нужны новые автобусы?

    После того как исчезли маршрутки в Москве, чиновники ожидают, что в скором времени уйдет в прошлое и само понятие. Новые микроавтобусы соответствуют единому стандарту. Если посмотреть на то, какие маршрутки отменили в Москве, то можно отметить, что они не соответствовали новым требованиям. К тому же в них нельзя было расплатиться такими городскими билетами, как «Тройка», «90 минут» и «Единый». Цену за проезд в них устанавливала сама компания-перевозчик. Они работали без четкого расписания, а остановки делались практически в любом месте с нарушением всевозможных правил дорожного движения по требованию пассажиров. Теперь ситуация коренным образом изменилась. В «новой модели обслуживания» также есть однако они четко регламентированы. Поскольку реформа только началась, то не обошлось дело и без ошибок. По большинству направлений, на которых маршруткам не было альтернативы, появились новые синие микроавтобусы, однако есть и пробелы. Еще одной проблемой для москвичей стало то, что водители часто перестали останавливаться в привычных им местах. Также в первые дни не было указателей с номерами автобусов. Поэтому новая реформа на начальном этапе заработала негативный имидж в глазах простых людей.

    Требования и стандарты

    Маршрутки являлись неудобным и небезопасным видом транспорта. На смену им после реформы пришли удобные автобусы на 20, 40 или 85 человек. После того, как отменили маршрутки в Москве, легальных перевозчиков легко можно отличить по логотипу и синему цвету их машин. Реформа позволила увеличить количество пассажирских мест почти на треть. Госконтракт определяет класс транспортных средств на рейсе. Теперь в каждом автобусе устанавливаются валидаторы, которые позволяют оплачивать в нем проезд стандартными билетами. Это позволит пассажирам в горд сэкономить около 30% транспортных расходов. Также своими социальными картами в новых микроавтобусах смогут льготники. Машины средней и большой вместимости оборудуются специальными аппарелями. Это еще один шаг к улучшению качества жизни маломобильных граждан. В каждом автобусе устанавливается специальное место для колясок и инвалидных кресел. Новые машины оборудованы системой ГЛОНАСС, камерами, системой голосового оповещения об остановках, климат-контролем и экраном с бегущей строкой, на который выводится температура в салоне, время и название следующей остановки. Скоро вместо того, чтобы задаваться вопросом, куда исчезли маршрутки в Москве, люди смогут проверить местонахождение любого нового микроавтобуса в приложении «Яндекс.Транспорт».

    Ответственность за нарушения

    За работой перевозчиков четко следит департамент. Все синие маршрутки в Москве, маршруты которых четко регламентированы, курсируют по строгому расписанию. За нарушение госконтракта перевозчику начисляются штрафные баллы. В конце месяца они суммируются, и это число влияет на вознаграждение компании. Если за пять последовательных месяцев перевозчик зарабатывает 500 баллов, то контракт расторгается.

    О водителях

    Перевозчики, выигравшие в открытом конкурсе, сами определяют требования к наемному персоналу. Обычно берут водителей с большим стажем без попадания в аварии вождения аналогичных видов транспорта. Также они должны знать основы государственного контракта, регламентирующего деятельность компаний-перевозчиков. большой и средней вместимости обязаны устанавливать аппарель и помогать маломобильным гражданам. Они не имеют права продавать билеты во время движения, ездить со скорость больше 60 километров в час и останавливаться в нерегламентированных местах. Однако в Москве по-прежнему существует дефицит водителей, поэтому часто приходится довольствоваться теми кадрами, которые имеются.

    Пригородные перевозки

    После того, как мы разобрались, какие маршрутки отменили в Москве и зачем это было сделано, сразу возникает вопрос, будет ли проведена подобная реформа в регионах. Московская область - это отдельный субъект РФ. На данный момент реформа на нее не распространяется. Поэтому, например, маршрутка «Москва-Балашиха» пока остается. Логично ожидать какие-либо изменения, но они являются вопросом совместной компетенции области и столицы. Официально о них пока еще ничего не известно.

    Проблемы реализации реформы

    В основе трансформации системы перевозок лежит забота о безопасности москвичей. Поэтому трудно поспорить с тем, что идея, которая лежит в основе реформы, хорошая. Но несвоевременное и неполное информирование пассажиров создало негативный имидж новой системе еще в зародыше. Дата отмены маршруток долго оставалась неизвестной. О том, что 15 августа 2016 старая система перестанет существовать, никто не знал. Это создало суматоху. К тому же точный график движения в первые дни не удавалось выдержать. Люди не были готовы к новым остановкам и отсутствию перевозок по некоторым направлениям. Однако нужно понимать, что это только начальный этап реализации реформы. Штабы постоянно корректируют маршруты и рассматривают возможность введения более удобных пассажирам остановок.

    Сколько машин останется?

    С 15 августа 2016 года в Москве было закрыто 370 маршрутов. В рамках реформы было проведено 63 открытых аукциона. В результате в городе теперь обслуживаются 211 маршрутов. Большинство уникальных направлений были сохранены, однако сейчас еще есть некоторые пробелы. Такое сокращение маршрутов было достигнуто за счет устранения рейсов, которые дублируют друг друга. Интервалы движения не увеличились, зато сами автобусы стали гораздо комфортнее. В 2015 году маршрутками воспользовались 520 тысяч человек. В городе работало около 4500 машин. На начало августа 216 года в Москве оставалось 320 маршрутов, обслуживаемых частными компаниями. Причем 37 из них приходились на Зеленоград и Новую Москву, два незатронутых реформой района. На оставшихся 282 маршрутах работает 2400 машин. Реформа вступила в силу 15 августа. Синие микроавтобусы начнут ездить по 208 маршрутам. Пригородные направления продолжат обслуживаться по старой схеме.

    Сокращение рекламы в транспорте

    Новая система перевозок касается и устранения навязчивых объявлений. Запрет касается рекламы на дверях, окнах, верхней части кузова, сиденьях и полу автобусов. Разрешаются только объявления на корпусе. К тому же водителям запретили размещать нерегламентированную рекламу. Формат и текст объявлений устанавливается департаментом транспорта. Сами водители теперь не имеют права прикреплять в машине, в которой работают, различные наклейки. Ранее многие пассажиры указывали на оскорбительный характер последних.

    Удобство перевозок

    Простым людям совсем не важно, сколько маршруток в Москве осталось. Гораздо интереснее им, как долго их придется ждать. Интервал движения большинства новых маршруток не увеличился. Он составляет около 15-20 минут. Однако есть и направления, на которых автобус придется ждать полчаса.

    Ожидаемые последствия реформы

    Если посмотреть отзывы, маршрутки в Москве нравились многим столичным жителям. Многие говорят о том, что они были гораздо удобнее новых синих автобусов. Однако за сентябрь-октябрь люди начали постепенно привыкать к новой системе. Об этом свидетельствует появление положительных отзывов о ней. Люди довольны новыми чистыми автобусами, вежливыми водителями и возможностью пользоваться стандартными проездными. Больше всех довольны льготники, которым теперь необязательно спускаться в метро или искать подходящий троллейбус или трамвай.

    Верните маршрутки в Москве!

    На сегодняшний день можно констатировать факт, что реформа находится только на начальном этапе, поэтому нельзя сделать однозначным выводов о том, сделала ли она город безопаснее. С начала 2016 года в столице арестовали уже более 3000 нелегальных автобусов. Последним нововведением стало введение единой формы для водителей обновленных синих маршруток. Около двух тысяч машин оборудовали Она находится рядом с сидением водителя и помогает ему быстро реагировать на в салоне. Сигнал подается на пульт диспетчерского центра. Поскольку все новые автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, то полиция может с легкостью найти их на карте и оперативно выехать на место, как и другие экстренные службы. Основной проблемой новой системой является то, что на части маршрутов так и не появились новые машины, а старые были отменены. Это создало огромные проблемы для людей, проживающих в таких районах столицы. Еще одной сложностью для пассажиров является то, что новые автобусы не останавливаются в местах, выходить на которых они привыкли. Однако система продолжает корректироваться, поэтому ожидается, что в скором времени она станет намного удобнее.

    В феврале 2015 года департамент транспорта издал приказ «О внесении изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок...», который сократил количество маршрутов городского наземного транспорта в 2,5 раза. Право эксплуатировать оставшиеся маршруты для частников разыгрывалось на аукционах, которые с апреля по ноябрь 2015 года проводила подведомственная департаменту транспорта структура ГКУ «Организатор перевозок». Победителями стали всего восемь компаний: «Трансавтолиз» (ГК «Автолайн»), «Гепарт», «Таксомоторный парк №20», «ГорТакси», «Авто-Карз», «Транс-Вей», «Альфа-Грант» и ТК «Рико». Они заключили с городом пятилетние государственные контракты, первые автобусы нового типа появились на улицах Москвы в мае 2016 года.

    По условиям нового договора перевозчики должны полностью модернизировать систему своей работы. Оплата наличными ушла в прошлое — теперь каждый автобус оснащен валидатором, который принимает билеты «Тройка», «Единый», ТАТ или «90 минут» и социальные карты, водитель имеет право продавать на месте билеты на одну поездку. Автобусы всех официальных перевозчиков окрашены в синий цвет с логотипом «Московский транспорт». Название компании-перевозчика можно разглядеть только на правом крыле машины. Весь транспорт в автопарке перевозчика должен быть не старше двух лет, соответствовать экологическому классу не ниже Евро-4, быть оснащенным системой ГЛОНАСС, комплексом видеокамер и системой климат-контроля. Изменения пока что не коснулись двух округов Москвы — ЗелАО и ТиНАО — и тех перевозчиков, которые курсируют между Москвой и областью.

    Очередь в маршрутное такси с логотипом «Московский транспорт». Новые автобусы «Мосгортранса» заменили дублирующие автомобили наземного транспорта негосударственных перевозчиков (Фото: Петр Зуев/ТАСС)

    «Маршрутка уходит в прошлое»

    «Маршрутное такси как устаревший и небезопасный вид транспорта уходит в прошлое», — комментирует пресс-служба департамента транспорта.

    «Рынок частных перевозок в Москве был нецивилизованным: тарифы были выше, чем в муниципальном транспорте, в борьбе за пассажиров водители нарушали скоростной режим, останавливались в неположенных местах, машины вовремя не проходили техосмотр», — согласен с позицией департамента генеральный директор транспортной компании «Гепарт» Мурад Султанов, один из победителей конкурса. Главный плюс новой реформы — единство системы, считает генеральный директор УК «Автолайн Транслайт» Олег Савельев: он ожидает, что правила, установленные государством, мотивируют водителей четко следовать маршрутам, а пассажиров — привыкнуть к тому, что выходить на светофорах и пешеходных переходах уже нельзя.

    Обратная сторона реформы — по данным Московского транспортного союза, до реформирования на рынке работало 67 частных перевозчиков, после 15 августа эксплуатировать маршруты на законных основаниях могут только восемь компаний. Таким образом, 59 фирмам и индивидуальным предпринимателям пришлось прекратить свою работу на городских маршрутах.

    Теперь они могут использовать свои машины разве что для корпоративных маршрутов, обслуживания туристов, свадеб и похорон. Например, крупные гипермаркеты, расположенные за МКАД, заключают с перевозчиками коммерческие договоры — платят за то, чтобы компания перевозила покупателей от конечной станции метро до торгового центра, причем бесплатно для пассажиров. Но все это полумеры. «2,5 тыс. высвободившихся автобусов просто некуда девать. Вариантов развития два: либо на рынке этих нерегулярных транспортных перевозок начнется жесткий демпинг, либо частники начнут массово продавать свои автобусы и возвращать их лизинговым компаниям», — считает Свешников. По его словам, часть компаний все-таки вышла на запрещенные маршруты. В департаменте транспорта обещают всех нелегалов поймать и оштрафовать.

    Перевозчики, которые потеряли право работать на маршрутах, с прессой общаются неохотно: две компании отказались давать комментарии РБК, до руководства еще нескольких фирм дозвониться не удалось.

    Активно выступает против нововведений только Московский транспортный союз. «Это решение — плавный подход к монополизации рынка городскими властями, — считает Юрий Свешников. — Долгие годы частные перевозчики фактически выполняли муниципальную функцию, не получая никаких дотаций от государства и пополняя бюджет налогами. Теперь их лишают права работать на рынке, якобы из-за того, что частные маршрутки были в аварийном состоянии и не соответствовали тем или иным требованиям». Это не может быть правдой, заявляет Свешников: чтобы получить и сохранить лицензию, перевозчики обязаны дважды в год проходить техосмотр.

    Игра на понижение

    Почему на рынке осталось так мало игроков? Право использовать 211 частных маршрутов, которые департамент решил сохранить, разыгрывалось с апреля по ноябрь 2015 года в ходе 63 аукционов, объявленных департаментом по конкурентной политике Москвы, общая стоимость всех контрактов составила 47,5 млрд руб. Торги велись на понижение цены: государственный заказчик устанавливал стартовую сумму выплат за оказание транспортных услуг, а аукцион выигрывал тот, кто был готов оказывать услуги по самой низкой цене.

    Для небольших компаний, которые не могли претендовать на обслуживание крупных маршрутов, были специально выделены мелкие лоты, считает Мурад Султанов из «Гепарта». «Главным стоп-фактором была финансовая составляющая: в случае победы компания должна была обновить весь свой подвижной состав. Далеко не все оказались готовы к таким затратам и не вышли на аукционы», — говорит Олег Савельев из «Автолайн Транслайт». Таким образом, по 49 из 63 лотов торги не состоялись, и контракты были заключены с единственным заявителем. «Даже в случаях, когда на конкурс было подано больше одной заявки, торги зачастую не проводились, так как ни один из участников не делал шага на понижение», — знает Юрий Свешников. В таких случаях побеждала компания, которая раньше всех подала заявку.


    Бойкот государственным аукционам предприниматели устроили из-за заведомо убыточных условий госконтракта, уверен Свешников. «Играть на понижение не было никакого смысла — стартовая цена уже включала в себя 30-процентный убыток для перевозчика, так как не могла покрыть расходы на топливо и страховку, а ежегодная инфляция, заложенная в этот пятилетний срок, составляла 4,2% вместо реальных 13%», — рассуждает он. При этом 70% выплат составляет фиксированная плата за километр пробега, 30% — вознаграждение за плановые перевозки пассажиров, за исключением льготников и владельцев «длинных» проездных (а их в числе пассажиров большинство).

    По словам Свешникова, единственная компания из 16 участников Московского транспортного союза, заключившая госконтракт на самый маленький маршрут, сейчас ежемесячно показывает убыток порядка 140 тыс. руб. Крупные игроки также признают, что реформа изменила их экономику: так, первые месяцы работы по госконтракту опустили прибыль «Гепарта» до нуля, сейчас компания работает в небольшой плюс. «Мы ожидали худшего — рассчитывали какое-то время работать в минус», — добавляет Султанов. В «Автолайн Транслайт» озвучить финансовые результаты работы компании с момента запуска новых автобусов не смогли. «Могу сказать одно: наши финансисты очень серьезно подошли к делу и учли все возможные факторы. Если мы приняли решение работать по новым правилам, значит, нам это выгодно», — говорит Савельев.

    В марте нынешнего года десять частных перевозчиков, лишенных права на работу, подали судебный иск о несоблюдении положений федерального закона против департамента транспорта. В Московском транспортном союзе, под эгидой которого составлялся иск, объяснили, что, по мнению перевозчиков, новый приказ Департамента транспорта не имеет силы, так как был составлен вопреки федеральному закону №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров...». Закон, принятый в июле 2015 года, гласил, что всем перевозчикам, официально работающим на момент вступления закона в силу, органами власти должны быть выданы маршрутные карты и свидетельства на право эксплуатации маршрутов минимум на пять лет, то есть до 2020 года. Иск будет рассмотрен судом 16 сентября. Также в марте Московский транспортный союз направил заявление в прокуратуру Москвы о несоблюдении федерального законодательства, но ответа до сих пор не получил.

    «Федеральный закон №220 не утверждает обязательное включение в реестр маршрутов регулярных перевозок всех, кто ранее получал разрешение, — в нем говорится о свободе государства отказать или включить перевозчика в реестр, — считает юрист Севан Авалян. — Другое дело, что нет ни одного положения, которое бы прекращало действие ранее выданных разрешений на перевозку, что логично — по общему правилу закон не имеет обратной силы, если только в нем не сказано иное».

    Мурад Султанов из компании «Гепарт», которая получила право работать на 20 маршрутах Москвы, утверждает, что реформа активно обсуждалась еще с 2013 года. По его словам, департамент транспорта вплоть до старта аукционов собирал рабочие группы, в которых могли принять участие представители всех работающих в Москве частных перевозчиков, то есть перевозчики были осведомлены о предстоящих изменениях еще до появления документа, ограничивающего список маршрутов.

    Цена реформы

    До августовских изменений 70% рынка перевозок занимала государственная компания «Мосгортранс», 30% делили 67 коммерческих компаний. На долю десяти крупнейших приходилось почти 80% пассажиропотока, в том числе 50% на крупнейшего игрока — «Автолайн Транслайт». Доля государства останется прежней, обещают в департаменте транспорта. А вот на коммерческом рынке перевозок произошла перетасовка карт: по оценке Мурада Султанова («Гепарт»), потерявшие право работы 59 компаний занимали около 25% рынка частных перевозок. Эту долю разделили между собой в основном крупные игроки, которые и раньше были лидерами рынка. Так, «Автолайн Транслайт», обслуживающий 40% всего пассажиропотока, получил в пользование 128 маршрутов и увеличил свою долю на частном рынке до 60%, второй по значимости игрок, «Таксомоторный парк №20», эксплуатирует 24 маршрута, а «Гепарт» увеличил количество маршрутов вдвое — с десяти до 20 линий.

    По данным департамента транспорта, частные перевозчики инвестировали около 10 млрд руб. на обновление подвижного состава. На реализацию новой транспортной модели правительство Москвы выделило более 52 млрд руб. Рынок частных перевозок, по оценке властей, составляет 13,6 млрд руб.

    Чем обернется для москвичей передел на рынке городских перевозок? Сам департамент транспорта и связанные с ним государственным контрактом компании, естественно, смотрят на ситуацию позитивно и считают, что первые трудности скоро будут устранены. Чтобы восстановить нормальную работу транспортной системы, понадобится не больше недели, считают в «Гепарте».

    «Странно слышать о повышении качества транспортного обслуживания, если учесть, что количество автобусов сократилось в 2,5 раза, а 12,5 тыс. человек потеряли работу, — не согласен Юрий Свешников. — Ясно, что 1,5 млн пассажиров, которые ежедневно пользовались услугами частных перевозчиков, не хватит оставленных маршрутов. Свято место пусто не бывает: в некоторых районах на прекративших работу маршрутах сразу же появились нелегалы. И они оказываются востребованы: если ехать надо, людям все равно, какого цвета маршрутка».

    Комфортная среда руками Урбантин. Отмена маршруток, кривая плитка и будущий снос August 17th, 2016

    Плиткой заложили любимое место прогулок москвичей на роликах и велосипедах - в Лужниках, на набережной. Вот зачем, скажите, здесь плитка? Кому надо было уничтожить то, что привычно и нужно москвичам?

    Вот так стало

    А вот так было

    "Маршруток не будет! Ходите пешком.
    Департамент транспорта отменил еще 370 маршрутов.

    Помните, как московские власти активно призывали нас пересаживаться на общественный транспорт? Именно под этим лозунгом в Москве в 2012 -2013 годах повсеместно начали внедрять платные парковки, штрафовать автовладельцев и эвакуировать машины. Тогда, три года назад в канун выборов мэра Москвы автобусы и троллейбус ы ходили один за другим. Не успевал от остановки отойти один, как подходил следующий....

    За три года ситуация изменилась кардинальным образом. Общественный транспорт ходил все хуже и реже. Еще мае интервалы на маршрутах заметно увеличились. В нашем Северном округе проблемы возникли у пассажиров маршрутов № 79м, 167м, 179м, 200м, 677м. Коммерческие маршруты отменили, а дополнительные автобусы не ввели. Да и с маршрутами автобусов началась какая-то неразбериха...

    Примерно с весны на встречах с нашим кандидатом в Госдуму Юлией Галяминой (подробнее http://galiamina.ru/ #rec5556494 ) жители начали жаловаться на плохую работу общественного транспорта. «Стоишь по тридцать минут на остановке, а автобуса нет и нет. Потом выясняется, что нужный маршрут отменили, и теперь здесь ходят совершенно другие, незнакомые номера. Никаких объявлений на остановках нет» - рассказывают люди.

    А в минувший понедельник Департамент транспорта просто взял и отменил еще 370 маршрутов. То есть миллионы пассажиров оказались брошенными на произвол судьбы. Многие из этих маршрутов были безальтернативными. Оповестить людей заранее, как это у нас принято, просто не потрудились. В Хорошевском районе, рассказывают жители, отменили маршрутку 435а до Белорусской. Троллейбуса они теперь ждут по полчаса, рискуя опоздать на работу.

    В департаменте транспорта говорят, что по тем маршрутам, где уже ходят автобусы или троллейбусы маршрутки запускать не планируют. То есть нас ждут очереди, толкотня и долгое ожидание. Найти информацию, какие именно маршрутки с понедельника отменены в нашем Северном округе на столичных порталах невозможно - все для комфорта и удобства жителей. И вот в этом отношение мэрии к нам...." - пишет кандидат в Госдуму от "Яблока", Юлия Галямина.

    Ну, и на сладкое, как всегда, свежая плитка "Наша улица". Отремонтировали. Шикарно просто. Любуемся. И это не отдельный участок, подобное рукожопие везде и повсюду.

    Газетный переулок. Здесь нет толпы, тут вообще тихо, но откуда тогда вот это? Все отбито и кривое.

    Вот так выглядит комфортная среда глазами Урбантин. Чистые пруды. Пустынный плац и гигантский муляж еды. Здесь теперь нет еды, тут теперь много-много плитки. Муляж тундры.

    И, немного Тверской

    Фото: Светланы Гришиной, Mike All, Ольга Незвецкая, Сергей Саков